[
YAK 061.213-027.556 ББК 60.941.6
П.А. АМБАРОВА, A.A. КУЗЬМИНЧУК
ТЕМПОРАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ СОиИАЛЬНОЙ ОБЩНОСТИ ВОЛОНТЕРОВ
P.A. AMBAROVA, A.A. KUZMINCHUK
TEMPORAL CHARACTERISTICS OF VOLUNTEERS' SOCIAL COMMUNITY
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта №14-03-00072 «Нелинейная динамика социального времени в зеркале темпоральных стратегий поведения городских социальных общностей»
В статье рассматриваются темпоральные характеристики авангардной социальной общности волонтеров: их диспозиции и социальные эмоции в отношении социального времени, а также реальное поведение как показатель темпоральной стратегии поведения. Исходя из результатов эмпирического исследования, определяется тип темпоральной стратегии поведения волонтеров и ее основные характеристики.
The article examines the temporal characteristics of the volunteers' avant-garde social community: dispositions and social emotions on social time, actual behavior as an indicator of the temporal behavior strategies. According to our study, we define the type and main characteristics of temporal strategies of volunteers.
Ключевые слова: волонтерство, добровольчество, социальная общность, темпоральные стратегии поведения, социальное время.
Key words: volunteering, social community, temporal behavior strategies, social time.
Фактор времени играет важную роль в функционировании любой социальной общности, особенно в современных условиях нелинейности социального времени. В рамках данной статьи мы будем рассматривать темпоральные характеристики социальной общности волонтеров, для которой время выступает индикатором специфики, определяя механизм образования общности, а также ее стиль и образ жизни.
Общность волонтеров относится в соответствии с исследованием Фонда «Общественное мнение» «Авангардные группы - опора российского добровольческого движения» к авангардным (инновационно-ориентированным, опережающим) группам, вовлеченным в социальную, гражданско-правовую активность, неравнодушным к решению гражданских проблем [2]. Это свидетельствует об активности добровольцев, выделении их в качестве передовой силы, двигателя общества, о позитивном характере стратегий поведения волонтеров, в том числе темпоральных, об их социальной значимости, одобряемых образцах поведения, способствующих развитию гражданского общества в России. Именно временной фактор определяет такого рода образцы поведения.
Однако добровольцы в той или иной степени все же сталкиваются с определенными трудностями темпорального характера, среди которых авторы Отчета по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации» выделяют: «недостаток времени, кон-
куренция добровольчества и других сфер жизни». Решается такое противоречие одним из следующих способов: 1) предпочтение работе, рабочему времени; 2) предпочтение волонтерским проектам (временным затратам на добровольческую деятельность); 3) продуктивное сочетание работы и волонтерской деятельности [2]. Именно третий вариант можно отнести к желательным, одобряемым стратегиям поведения волонтеров, которые определяются особым отношением к времени и темпоральными характеристиками их деятельности.
Исходя из полученных в рамках эмпирического исследования 2014 г. данных (N = 600), использовался стихийный отбор респондентов в связи с тем, что объем и социальные характеристики генеральной совокупности не были определены из-за отсутствия статистических сведений по данной общности.
Представим темпоральные характеристики социальной общности волонтеров. В соответствии с программой исследования эти характеристики включают: 1) диспозиции в отношении социального времени (ценность времени, ее место в системе ценностных ориентаций, понимание смысла времени, темпоральные ориентиры по модусу времени, темпоральные потребности, место и значение времени в общей жизненной стратегии); 2) социальные эмоции волонтеров в отношении времени (восприятие, чувство времени, эмоциональное переживание времени нарастающей нелинейности; спонтанность/рациональность формирования темпоральной стратегии); 3) реальное поведение как показатель темпоральной стратегии поведения (умение организации и использования временных ресурсов, темпоральные способности и возможности, устойчивые модели (реакции) на различные темпоральные ситуации, результативность темпоральной стратегии поведения, принципы и способ организации последовательности действий).
Прежде всего, необходимо описать диспозиции в отношении социального времени.
Волонтеры уделяют временным параметрам своей жизни достаточно много внимания. Каждый второй респондент всегда помнит и думает о времени, задумывается над тем, что такое время и что оно значит в жизни (табл. 1).
Таблица 1
Волонтеры о времени и его значении в их жизни (в % от опрошенных)
Как часто Вы задумываетесь о значении времени в Вашей жизни? %
Да, я всегда помню и думаю о времени 53
В самые критические моменты вспоминаю о времени, а в суматохе дней некогда о нем и подумать 32
Нет, есть вещи и проблемы поважнее 15
Итого 100
Волонтеры осознают дефицитность времени, 27% респондентов считают, что им лично больше в жизни не хватает времени, чем денег. Кроме того, волонтеры считают время одним из наиболее важных ресурсов успеха в жизни. 37% опрошенных указали, что наиболее важным ресурсом успеха в жизни для них является необходимое количество времени и возможность распоряжаться им (табл. 2). Таким образом, можно говорить о том, что волонтеры ценят время, оно занимает важное место в системе их ценностных ориента-ций.
Волонтеры о наиболее важных ресурсах в жизни (в % от числа ответивших*)
Жизненные ресурсы %
Профессиональные качества 42
Личные психологические качества 40
Необходимое количество времени и возможность распоряжаться им 37
Умение быстро адаптироваться к изменениям в окружении 35
Родственные связи и поддержка 28
Умение быть в нужное время в нужном месте 22
Деньги 21
Удачливость, везение 21
Друзья 17
Интуиция, предвидение 10
Возраст 8
Итого 281
*Процент превышает 100, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Добровольцы чаще всего понимают волонтерскую деятельность как внерабочее (внеучебное) время, т. е. в том числе свободное время (55% респондентов). Однако каждый пятый респондент затруднился в понимании смысла времени, затрачиваемого на общественную деятельность. 19% респондентов считают волонтерскую деятельность временем досуга и отдыха (табл. 3).
Таблица 3
Волонтеры о времени, затрачиваемом на добровольчество (в % от числа ответивших)
К какому виду времени Вы относите добровольчество? %
Внерабочее (внеучебное) время 55
Это время досуга и отдыха 19
Это полноценное рабочее время 5
Затрудняюсь ответить 21
Итого 100
Кроме того, каждый второй волонтер считает, что время - это ресурс его личностного и профессионального развития (52%). Во многом это связано с карьерными мотивами волонтеров. Занимаясь добровольчеством, волонтеры тратят свое время на получение определенных навыков, опыта, на развитие способностей, на установление контактов и налаживание связей. Все это определяет карьерные перспективы и профессиональное развитие (табл. 4).
Понимание времени волонтерами (в % от числа ответивших*)
Значения %
Это ресурс моего личностного и профессионального развития 53
Это то, что дороже денег 40
Это вечность, неподвластная человеку 32
Это колесница, которая мчит в будущее 29
Это деньги 15
Это бремя, которое нужно чем-то заполнять и на что-то тратить 8
Это сила, которая разрушает меня и мою жизнь 4
Время дешевле денег 1
Итого 182
*Процент превышает 100, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Темпоральную картину мира волонтеров можно охарактеризовать как преимущественно нелинейную. 60% респондентов отметили, что им чаще всего приходится действовать и жить в режиме, когда события и дела «наслаиваются» друг на друга, происходят параллельно, но при этом прослеживаются определенные порядок и закономерности (табл. 5).
Таблица 5
Волонтеры о темпоральных режимах своей жизнедеятельности (в % от числа опрошенных)
Темпоральные режимы жизнедеятельности %
События и дела «наслаиваются» друг на друга, часто происходят параллельно, но при этом прослеживаются определенные порядок и закономерности 60
Все дела и события происходят последовательно, строго друг за другом 20
Все события и дела осуществляются хаотично, беспорядочно, время их наступления, продолжительности и окончания неопределенны 16
Вся жизнь идет по кругу, и «нет ничего нового на земле» 4
Итого 100
Характеризуя интенсивность жизни в современном мире, каждый третий волонтер отметил, что все события беспорядочно смешиваются, «наслаиваются» друг на друга. Кроме того, добровольцы отмечают высокий темп и скорость движения времени в современном мире, считают, что время стремительно несется в будущее (61%) и события происходят чаще, «плотнее» (32%).
Проблема времени для волонтеров актуализируется с такими видами деятельности, как отдых, досуг. 37% респондентов отметили, что постоянно испытывают дефицит времени для хорошего отдыха. Кроме того, каждый третий респондент не совсем доволен тем, как он использует время в сфере досуга и для личного развития. При этом около 70% респондентов не считают, что занимаются волонтерской работой в ущерб основной деятельности, досугу и домашней работе.
Относительно темпоральных ориентиров волонтеров по модусу времени можно сказать, что они ориентируются, преимущественно, на настоящее и будущее. 41% респондентов считают, что все самое хорошее происходит с ними сейчас и еще произойдет в будущем.
Темпоральные потребности волонтеров можно описать следующим образом. Потребность управлять своим временем волонтеры решают, в том числе, с помощью участия в волонтерской деятельности. 44% респондентов считают, что, занимаясь волонтерской деятельностью, они лучше управляют своим временем в целом. 45% респондентов отметили, что нуждаются в умении эффективно управлять временем, что такое умение может пригодиться им в жизни.
Каждый третий волонтер не испытывает дефицита времени для волонтерской деятельности. 42% волонтеров довольны тем, как они используют время для волонтерской работы. Таким образом, потребность волонтеров в количестве времени на добровольческую деятельность, преимущественно, удовлетворена. Каждый второй волонтер готов в течение недели тратить на добровольческую деятельность до 5 часов. При этом каждый второй из опрошенных не планирует тратить больше времени на волонтерство.
Рассмотрим социальные эмоции волонтеров в отношении времени.
В условиях нарастающей нелинейности, ситуации быстрых изменений волонтеры испытывают позитивные эмоции высокой степени. 41% респондентов чувствуют себя уверенно в таких ситуациях. Каждый третий респондент в условиях темпоральной неопределенности терпеливо ждет и надеется на лучшее.
Степень деструктивности социальных эмоций волонтеров невысокая. Предложенные временные ситуации в анкете (ситуация дефицита времени, ситуация вынужденного безделья, ситуация чрезвычайной загруженности, интенсивной жизни, ситуация быстрой смены относительного спокойствия на «бег без остановки», ситуация быстрой смены режима «бег без остановки» на относительное спокойствие) волонтеры воспринимают как нормальные или испытывают небольшой дискомфорт (т. е. не испытывают деструктивные эмоции - уныние, апатию). Кроме того, в ситуации быстрой смены относительного спокойствия на «бег без остановки» и ситуации чрезвычайной загруженности, интенсивности жизни каждый четвертый волонтер испытывает «драйв», азарт. Таким образом, эмоциональные переживания волонтеров относительно времени в условиях нарастающей нелинейности можно оценить как позитивные, конструктивные эмоции.
Способ временной организации жизнедеятельности волонтеров можно охарактеризовать как спонтанно-рациональный. 68% волонтеров формируют свой режим времени сознательно-интуитивно (иногда сознательно, иногда интуитивно), исходя из собственного жизненного опыта.
Рассмотрим реальное поведение волонтеров как показатель темпоральной стратегии поведения.
Волонтеры чаще всего сами располагают временем в различных сферах жизни (на работе, в волонтерской деятельности, в сфере досуга, для общения с родными, семьей, для общения с друзьями, для личного развития, для профессионального развития, для образования, обучения, для бытовых дел, для сна, приема пищи и для удовлетворения других физиологических потребностей). Умение волонтеров планировать время проявляется в составлении примерного плана в разных сферах жизни. 76% респондентов в целом могут определить количество времени, которое требуется для того или иного дела, но все же иногда ошибаются. Кроме того, волонтеры ориентированы на целерациональную и результативную деятельность в сложных темпоральных условиях. Они отмечают, что если у них окажется мало времени для выполнения того или иного дела, то они ускорят его выполнение для того, чтобы уложиться в срок (59%).
Различия в темпоральности и разное отношение к времени могут быть причиной конфликта. 31% волонтеров отметили, что такие конфликты иногда случаются. Причинами темпоральных конфликтов, по мнению волонтеров, являются непунктуальность (36%), медлительность (33%) и неумение других ценить их время (31%) (табл. 6).
Волонтеры о причинах конфликтов из-за темпоральных различий (в % от ответивших*)
Причины темпоральных конфликтов %
Я стараюсь быть пунктуальным, а другие постоянно опаздывают 36
Я все делаю быстро, а другие слишком медлительны 33
Я дорожу каждой своей минутой, а другие не умеют ценить мое время 31
Я стараюсь беречь время других людей, а они не хотят (не умеют) его экономить 24
Я не люблю загонять себя в жесткие временные рамки, а другие все расписывают по минутам, не оставляя никакой свободы 16
Я никогда не тороплюсь (и не тороплю других), а другие люди слишком торопятся сами и подгоняют меня 12
Я никогда не ругаю себя за опоздание - минуты ничего не решают, а другие излишне пунктуальны и требуют этого от меня 5
Итого 157
*Процент превышает 100, поскольку респонденты могли выбрать несколько вариантов ответов.
Приведенные данные говорят об активной темпоральной стратегии волонтеров и значимости времени, о том, что они ценят время и требуют от окружающих такого же отношения к нему. Кроме того, 41% респондентов указали, что их линия жизни выстраивается разновекторно, политемпораль-но (табл. 7).
Таблица 7
Оценка волонтерами темпоральных режимов их жизни (в % от опрошенных)
Темпоральные режимы %
«Разновекторное время» 41
«Стрела времени» 33
«Круг» 13
«Паутина» 13
Итого 100
Таким образом, мы можем определить тип темпоральной стратегии волонтеров как активный темпоральный оптимизм, характеризующийся:
- активным использованием временных возможностей и ресурсов;
- стремлением и способностью к оптимальной организации собственного и чужого времени;
- пониманием времени как особой ценности, ограниченного, но чрезвычайно мощного ресурса для осуществления многих жизненных целей и задач (достижения жизненного и профессионального успеха, самореализации, получения прибыли, повышения статуса и пр.);
- способностью воспринимать время как нелинейное;
- способностью рационально выстраивать соответствующую темпоральную картину мира, учитывая особенности нелинейной динамики социального времени;
- действиями, одинаково эффективными в условиях как дефицита времени, так и отсутствия такового;
- способностью к регулированию скорости, ритма времени, которое находится в распоряжении;
- темпоральной активностью, направленной в будущее и настоящее и сочетающейся с позитивным переживанием времени;
- социально-психологическим самочувствием, характеризующимся надеждами на лучшее будущее при минимальных проявлениях негативных эмоций (страха, неуверенности, растерянности) [1, с. 134].
Выявление специфических темпоральных характеристик социальной общности волонтеров способствует разработке дифференцированной политики государства, направленной на поддержку и активизацию потенциала добровольчества, способствующего развитию гражданского общества в России.
Литература
1. Амбарова, П.А. Понятие и типология темпоральных стратегий поведения социальных общностей [Текст] / П.А. Амбарова // Известия УрФУ. Сер. 1, Проблемы образования, науки и культуры. - 2014. - № 2. - С. 123-139.
2. Отчет по проекту «Ресурс добровольческого движения авангардных групп для российской модернизации». Фонд «Общественное мнение». - 2012 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://soc.fom.ru/uploads/files/ dobгovolchestvo/ Otchet_dobrovolchestvo.pdf.