Научная статья на тему 'Парадоксальная природа смеха'

Парадоксальная природа смеха Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
486
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадоксальная природа смеха»

Секция истории и философии

ББК 87.6

И.В. Лысак АУТОДЕСТРУКЦИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Достаточно распространенным явлением в традиционных обществах является аутодеструкция (от греч. autos - сам), т.е. направление человеком деструкции на себя, прежде всего, в виде актов самоуничтожения - самоубийств. Это связано с тем, что общество данного типа является группоориентированным, и осуждение со стороны общности, к которой принадле-, . -онных обществах суицид воспринимается как проявление силы воли человека, его самообладания. Кроме того, если человек утратил свой социаль-, , -жет восприниматься им как единственный выход из сложившейся ситуации, ведь иначе его ожидает гражданская смерть. Религии, распространенные на Востоке, в большинстве своем не осуждают суицид. Так, в джайнизме самоубийство прославляется и считается последним и самым значительным подвигом в жизни человека. В ряде традиционных обществ суицид романтизируется, что находит свое отражение в произведениях искусства, в литературе. Например, в Японии в XVI в. смерть от собственной руки стала цениться значительно выше, чем смерть в бою. Самоубийство считалось проявлением высшего героизма, демонстрацией силы и самообладания. Такое отношение к жизни и смерти ярко показано в классическом японском эпосе. Так в «Повести о Великом мире» описывается 2640 случаев самоубийств. В Индии и Японии очень распространена такая форма аутодеструктивной деятельности как ритуальное самоубийство, которое требует почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в ритуализации жизни и смерти. Как видим, в традиционных обществах индивид достаточно часто направляет свои деструктивные устремления на себя самого, что выражается в осуществлении им актов самоуничтожения - самоубийств.

87.6

..

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПРИРОДА СМЕХА

Смех является свойственной только человеку реакцией на обнаруженное в мире зло. Этим объясняется замеченное еще Леонардо да Винчи, но оставшееся для него необъяснимым парадоксом, сходство гримасы смеха (masca ridens) с проявлениями негативных эмоций - ярости, гнева, горестного плача. [1]. Однако вовсе не всякое зло способно вызвать смеховую реакцию. Если зло всеобъемлюще, опасно, заполняет собой явление, смех перед ним бессилен. Смех способен осмыслить и преодолеть только опре-

Известия ТРТУ

Специальный выпуск

деленную меру зла, которая была обозначена еще Аристотелем в “Поэтике”: “смешное - это некоторая ошибка и безобразие, никому не причиняющее страдания и ни для кого не пагубное” [2]. Парадокс смеха заключается , , , , , , оказывается при пристальном рассмотрении ответом на события, в которых человек уловил нечто достойное осуждения. Смех парадоксален, поскольку не соответствует предмету, который его вызывает, и в этом несоответствии заключена главная особенность смеха. Смех является высшим и свойственным только человеку способом оценки зла. Вопреки своей первобытной , , , поскольку для того, чтобы смеяться над злом, нужно увидеть его взглядом отстраненным, нужно понять сущность и меру зла, осознать свое превосходство над ним. Вероятно, в парадоксальной природе смеха следует искать разгадку того, что нередко сущность человека раскрывается в его смехе и улыбке: смех способен сказать не только о том, как он радуется, но и о том, как он способен страдать или гневаться.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кара сев П.В. Парадокс о смехе // Квинтэссенция: Философский альманах. М.: 1990. С.351.

2. Аристотель. Об искусстве поэзии. М., 1957. С.53.

ББК 60.5

А.В. Рачипа НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ДИАГНОСТИКИ УРОВНЯ СОЦИАЛЬНОГО ОСМЫСЛЕНИЯ ПРАВОВЫХ ЯВЛЕНИЙ

Сегодня одними из центральных социальных проблем являются: задачи упорядочения социальных действий; проблемы создания в стране сильной, дееспособной государственности, опирающейся на законы.

В связи с этим актуализируется вопрос об усилении социальных механизмов действия законодательства, что весьма проблематично сделать без учета состояния правового сознания граждан.

Наиболее интересным представляется изучение специфики отношения к правовым явлениям у разных слоев населения города и выработки управленческих решений, ориентированных на полученную информацию.

В городе Таганроге ТРТУ была осуществлена попытка диагностики уровня осмысления различных правовых явлений и на основе изучения отношения населения города к состоянию законности и другим правовым явлениям.

,

отношении правовых явлений. Большое опасение вызывает большая доля социальных типов отношения к состоянию законности, с предельно неактивированным отношением к состоянию законности, кроме заинтересованно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.