Научная статья на тему 'Аутодеструкция в традиционных обществах'

Аутодеструкция в традиционных обществах Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
181
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Аутодеструкция в традиционных обществах»

Секция истории и философии

ББК 87.6

И.В. Лысак АУТОДЕСТРУКЦИЯ В ТРАДИЦИОННЫХ ОБЩЕСТВАХ

Достаточно распространенным явлением в традиционных обществах является аутодеструкция (от греч. autos - сам), т.е. направление человеком деструкции на себя, прежде всего, в виде актов самоуничтожения - самоубийств. Это связано с тем, что общество данного типа является группоориентированным, и осуждение со стороны общности, к которой принадле-, . -онных обществах суицид воспринимается как проявление силы воли человека, его самообладания. Кроме того, если человек утратил свой социаль-, , -жет восприниматься им как единственный выход из сложившейся ситуации, ведь иначе его ожидает гражданская смерть. Религии, распространенные на Востоке, в большинстве своем не осуждают суицид. Так, в джайнизме самоубийство прославляется и считается последним и самым значительным подвигом в жизни человека. В ряде традиционных обществ суицид романтизируется, что находит свое отражение в произведениях искусства, в литературе. Например, в Японии в XVI в. смерть от собственной руки стала цениться значительно выше, чем смерть в бою. Самоубийство считалось проявлением высшего героизма, демонстрацией силы и самообладания. Такое отношение к жизни и смерти ярко показано в классическом японском эпосе. Так в «Повести о Великом мире» описывается 2640 случаев самоубийств. В Индии и Японии очень распространена такая форма аутодеструктивной деятельности как ритуальное самоубийство, которое требует почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения, находящим свое полное и логическое завершение в ритуализации жизни и смерти. Как видим, в традиционных обществах индивид достаточно часто направляет свои деструктивные устремления на себя самого, что выражается в осуществлении им актов самоуничтожения - самоубийств.

87.6

..

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ПРИРОДА СМЕХА

Смех является свойственной только человеку реакцией на обнаруженное в мире зло. Этим объясняется замеченное еще Леонардо да Винчи, но оставшееся для него необъяснимым парадоксом, сходство гримасы смеха (masca ridens) с проявлениями негативных эмоций - ярости, гнева, горестного плача. [1]. Однако вовсе не всякое зло способно вызвать смеховую реакцию. Если зло всеобъемлюще, опасно, заполняет собой явление, смех перед ним бессилен. Смех способен осмыслить и преодолеть только опре-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.