Научная статья на тему 'Деструктивная деятельность человека в традиционной социокультурной системе'

Деструктивная деятельность человека в традиционной социокультурной системе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
161
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Деструктивная деятельность человека в традиционной социокультурной системе»

ББК 87.6

И.В. Лысак

ДЕСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИОННОЙ

СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ В традиционной социокультурной системе индивид ощущает себя неотъемлемой частью общности. Он никогда не противопоставляет себя ей, а следовательно, и не стремится разрушить существующие социальные отношения. Именно в группе индивид обладает социальными правами и обязанностями, от группы он получает эмоциональную поддержку. Осуждение со стороны группы в случае совершения деструктивных действий, не одобряемых ею, воспринимается человеком традиционного общества как самое страшное наказание. В силу этого деструкция, направленная на представителей своей общности, под которой часто понимается не только малая социальная группа, но и «своя страна», практически не встречается в традиционной социокультурной системе. Там выработаны особые механизмы сдерживания или переориентации деструкции. С одной стороны, они превратились в ряд нормативных ритуальных требований, позволяющих устранить возможность возникновения ситуаций, в которых проявлялась бы деструкция, с другой - привели к возникновению такого типичного для традиционной социокультурной системы явления, как аутодеструкция, т.е. направление деструктивных действий на себя в виде актов самоуничтожения - самоубийств, которые там достаточно распространены. Более того, в Японии и Индии возникла такая форма деструктивной деятельности человека, как ритуальное самоубийство (сати, харакири и др.), требующее почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения. Однако часто деструкция считается непозволительной лишь среди «своих» и носит так называемый «внешний характер» - проявляется по отношению к представителям иной социокультурной общности, причем тогда она санкционируется социально. Ярким примером этого могут служить священная война мусульман против неверных - джихад и организация отрядов камикадзэ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.