ББК 87.6
И.В. Лысак
ДЕСТРУКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА В ТРАДИЦИОННОЙ
СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ СИСТЕМЕ В традиционной социокультурной системе индивид ощущает себя неотъемлемой частью общности. Он никогда не противопоставляет себя ей, а следовательно, и не стремится разрушить существующие социальные отношения. Именно в группе индивид обладает социальными правами и обязанностями, от группы он получает эмоциональную поддержку. Осуждение со стороны группы в случае совершения деструктивных действий, не одобряемых ею, воспринимается человеком традиционного общества как самое страшное наказание. В силу этого деструкция, направленная на представителей своей общности, под которой часто понимается не только малая социальная группа, но и «своя страна», практически не встречается в традиционной социокультурной системе. Там выработаны особые механизмы сдерживания или переориентации деструкции. С одной стороны, они превратились в ряд нормативных ритуальных требований, позволяющих устранить возможность возникновения ситуаций, в которых проявлялась бы деструкция, с другой - привели к возникновению такого типичного для традиционной социокультурной системы явления, как аутодеструкция, т.е. направление деструктивных действий на себя в виде актов самоуничтожения - самоубийств, которые там достаточно распространены. Более того, в Японии и Индии возникла такая форма деструктивной деятельности человека, как ритуальное самоубийство (сати, харакири и др.), требующее почти полного отсутствия свободы воли и подчинения принятым в обществе жестким формам и стереотипам поведения. Однако часто деструкция считается непозволительной лишь среди «своих» и носит так называемый «внешний характер» - проявляется по отношению к представителям иной социокультурной общности, причем тогда она санкционируется социально. Ярким примером этого могут служить священная война мусульман против неверных - джихад и организация отрядов камикадзэ.