Научная статья на тему 'ПАРАДИГМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ'

ПАРАДИГМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
63
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМА / ЗДОРОВЬЕ / ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ВЗАИМООТНОШЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ТЕХНОЛОГИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Натарова Д.В.

Введение. Статья посвящена проблеме модернизации современного отечественного образования, обусловленной необходимостью адекватного решения проблемы формирования, сохранения и укрепления подрастающего поколения. Подчеркивается растущая озабоченность сохранением тенденции ухудшения состоянием здоровья обучающихся. Отмечается, что несмотря на проводимую в образовательных организациях работу по охране здоровья детей и подростков, она оказывается малоэффективной, так как сводится к использованию традиционных дидактических средств, проведению внеклассных мероприятий по здоровьесбережению развлекательного характера. В условиях современных требований к системе образования в аспекте здоровьесберегающей деятельности важным становится использование инновационного подхода к ее организации. В связи c этим в статье рассматриваются три парадигмы здоровьесберегающего образования, на основе которых можно теоретически выстроить и практически реализовать комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Сущность первой из них заключается в выборе основных дефиниций, которые лежат в основе решения актуальной и приоритетной задачи здоровьесбережения подрастающего поколения. Две другие характеризуют направления деятельности образовательных организаций, реализация которых обеспечивает подготовку подрастающего поколения к здоровому и безопасному образу жизни, формирование у обучающихся потребности быть здоровыми. Материалы и методы. В статье представлен анализ научной и методической литературы по проблеме эколого-валеологического образования, а также нормативно-правового регулирования здоровьесберегающей деятельности в образовании. Систематизированы и обобщены результаты, полученные учеными по заявленной тематике. Результаты. Проведенное исследование позволило нам сформулировать парадигмы здоровьесберегающего образования: «жизнь - здоровье - взаимоотношение», «разработка и реализация здоровьесберегающих технологий», «здоровьесберегающие факторы образовательной среды», на основе которых можно спроектировать образовательное пространство, содействующее укреплению и сохранению здоровья обучающихся. Данные парадигмы базируются на концепциях, рассматривающих человека как целостную биологическую самоорганизующуюся систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой (в частности, с образовательной), что способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья человека. Одну из ведущих ролей здесь играют здоровьесберегающие технологии, адекватно используемые в образовательном процессе. Отбор таких технологий определяется своеобразием образовательной среды, играющей важную роль в оздоровлении ее субъектов. Обсуждение. В статье отмечается, что оздоровление обучающихся является системообразующим фактором здоровьесберегающего образования. Анализ научных работ по теме исследования установил причины здоровьезатратности образования и подтвердил актуальность, научную новизну и решения проблемы в образовательной сфере. Заключение. Сделан вывод о том, что необходимо выявить парадигмы здоровьесберегающего образования для проведения систематической оздоровительной деятельности в образовательных организациях, чтобы предотвратить факторы риска и подготовить подрастающее поколение к здоровому и безопасному образу жизни и адекватной профессиональной деятельности педагогов и воспитателей. Здоровьесбережение образования базируется на принципах учёта личностных и возрастных особенностей, способностей, возможностей и предрасположенностей обучающихся, потребности и желания быть здоровым, сохранять и развивать личностные качества. Следует отметить, что парадигмы, сформулированные в настоящей статье, базируются на положениях эколого-валеологической концепции. Основные положения: - рассмотрена проблема здоровьесберегающего образования как залог безопасности жизнедеятельности обучающихся, обеспечение их здоровья и формирование ценностного отношения к нему; - выявлены парадигмы здоровьесберегающего образования, направленные на подготовку подрастающе

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюмасева З.И., Орехова И.Л., Натарова Д.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PARADIGMS OF HEALTH-SAVING EDUCATION: PROBLEMS AND SOLUTIONS

Introduction. The article is devoted to the problem of modernization of modern domestic education, due to the need for an adequate solution to the problem of formation, preservation and strengthening of the younger generation. The growing concern about the persistence of the trend of deterioration in the health of students is emphasized. It is noted that despite the work carried out in educational organizations to protect the health of children and adolescents, it turns out to be ineffective, as it comes down to the use of traditional didactic means, extra-curricular activities for the health protection of an entertaining nature. In the context of modern requirements for the education system in the aspect of health-saving activities, it becomes important to use an innovative approach to its organization. In this regard, the article discusses three paradigms of health-saving education, on the basis of which it is possible to theoretically build and practically implement a comprehensive work to preserve and improve the health of students. The essence of the first of them lies in the choice of the main definitions that underlie the solution of the urgent and priority problem of the health of the younger generation. The other two characterize the activities of educational organizations, the implementation of which ensures the preparation of the younger generation for a healthy and safe lifestyle, the formation of the need for students to be healthy. Materials and methods. The article presents an analysis of scientific and methodological literature on the problem of environmental and valeological education, as well as the legal regulation of health-saving activities in education. Systematized and summarized the results obtained by scientists on the stated subject. Results. The conducted research allowed us to formulate the paradigms of health-saving education: “life - health - relationship”, “development and implementation of health-saving technologies”, “health-saving factors of the educational environment”, on the basis of which it is possible to design an educational space that promotes the strengthening and preservation of the health of students. These paradigms are based on concepts that consider a person as an integral biological self-organizing system that is in dynamic balance with the environment (in particular, with the educational environment), which contributes to the formation, preservation and strengthening of human health. One of the leading roles here is played by health-saving technologies that are adequately used in the educational process. The selection of such technologies is determined by the originality of the educational environment, which plays an important role in the improvement of its subjects. Discussion . The article notes that the improvement of students is a system-forming factor in health-saving education. The analysis of scientific works on the research topic established the reasons for the health costs of education and confirmed the relevance, scientific novelty and solutions to the problem in the educational field. Conclusion. It is concluded that it is necessary to identify paradigms of health-saving education in order to conduct systematic health-improving activities in educational organizations in order to prevent risk factors and prepare the younger generation for a healthy and safe lifestyle and adequate professional activities of teachers and educators. Health saving education is based on the principles of taking into account the personal and age characteristics, abilities, capabilities and predispositions of students, the need and desire to be healthy, to maintain and develop personal qualities. It should be noted that the paradigms formulated in this article are based on the provisions of the ecological and valeological concept. Highlights: The problem of health-saving education is considered as a guarantee of the life safety of students, ensuring their health and the formation of a value

Текст научной работы на тему «ПАРАДИГМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ»

а

«о

о

£ £

«О

0 £ ¡S3

«О О

а

1

Cri

Научная статья

УДК 371.038 : 613.4

ББК 74.200.555 : 51.204

DOI 10.25588/CSPU.2022.168.2.011

З. И. Тюмасева1, И. Л. Орехова2, Д. В. Натарова3

1ORCID № 0000-0001-5895-0605 Профессор, доктор педагогических наук, заведующий кафедрой безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: zit@cspu.ru

2ORCID № 0000-0002-1671-7917 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: orehovail@cspu.ru

3ORCID № 0000-0001-6837-2423 Доцент, кандидат педагогических наук, доцент кафедры безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет, г. Челябинск, Российская Федерация.

E-mail: natarovadvl@cspu.ru

ПАРАДИГМЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ РЕШЕНИЯ

Аннотация

Введение. Статья посвящена проблеме модернизации современного отечественного об-разования, обусловленной необходимостью адекватного решения проблемы формирования, сохранения и укрепления подрастающего поколения. Подчеркивается растущая озабоченность сохранением тенденции ухудшения сос-

© Тюмасева З. И., Орехова И. Л., Натарова Д. В., 2022

тоянием здоровья обучающихся. Отмечается, что несмотря на проводимую в образовательных организациях работу по охране здоровья детей и подростков, она оказывается малоэффективной, так как сводится к использованию традиционных дидактических средств, проведению внеклассных мероприятий по здоровьесбере-жению развлекательного характера. В условиях современных требований к системе образования в аспекте здоровьесберегающей деятельности важным становится использование инновационного подхода к ее организации. В связи с этим в статье рассматриваются три пара-дигмы здоровьесберегающего образования, на основе которых можно теоре-тически выстроить и практически реализовать комплексную работу по со-хранению и укреплению здоровья обучающихся. Сущность первой из них заключается в выборе основных дефиниций, которые лежат в основе решения актуальной и приоритетной задачи здоровьесбережения подрастающего поколения. Две другие характеризуют направления деятельности образовательных организаций, реализация которых обеспечивает подготовку подрастающего поколения к здоровому и безопасному образу жизни, формирова-ние у ^

обучающихся потребности быть здоровыми. к§

д

Материалы и методы. В статье представлен анализ научной и методиче- | ской литературы по про-блеме эколого-валеологического образования, а также нормативно-правового регулирования здоровьесберегающей деятельности в об-разова-нии. Систематизированы и обобщены результаты, полученные учеными

з д

ор о

О* е

о

по заявленной тематике. ^

к® р

е

г а

Результаты. Проведенное исследование позволило нам сформулировать парадигмы здо-ровьесберегающего образования: «жизнь - здоровье - взаимоот- ^ ношение», «разработка и реализация здоровьесберегающих технологий», «здоро вьесберегающие факторы образовательной среды», на основе которых можно рр спроектировать образовательное пространство, содействующее укреплению и сох

рассматривающих человека как целостную биологическую самоорганизующуюся систему, находящуюся в динамическом равновесии с окружающей средой (в частности, с образовательной), что способствует формированию, сохранению и укреплению здоровья человека. Одну из ве-дущих ролей здесь играют здоровьесбере-

гающие технологии, адекватно ис-пользуемые в образовательном процессе.

к

Отбор таких технологий определя-ется своеобразием образовательной среды, иг- ре

рающей важную роль в оздо-ровлении ее субъектов. I

и

¡о

р о

л

у

Обсуждение. В статье отмечается, что оздоровление обучающихся является системообразующим фактором здоровьесберегающего образования. Анализ научных работ по теме исследования установил причины здоровьезатратности образования и подтвердил актуальность, научную новизну и решения проблемы в образовательной сфере.

Заключение. Сделан вывод о том, что необходимо выявить парадигмы здоровьесберегающего образования для проведения систематической оздоровительной деятельности в образовательных организациях, чтобы предотвратить факторы риска и подготовить подрастающее поколение к здоровому и безопасному образу жизни и адекватной профессиональной деятельности педагогов и воспитателей. Здоровьесбережение образования базируется на принципах учёта личностных и возрастных особенностей, способностей, возможностей и предрасположен-ностей обучающихся, потребности и желания быть здоровым, сохранять и развивать личностные качества. Следует отметить, что парадигмы, сформулированные в настоящей статье, базируются на положениях эколого-валеологической концепции.

Ключевые слова: парадигма; здоровье; здоровьесберегающее образование; взаимоотношение; образовательная среда; технология. Основные положения:

- рассмотрена проблема здоровьесберегающего образования как залог безопасности жизнедеятельности обучающихся, обеспечение их здоровья и формирование ценностного отношения к нему;

- выявлены парадигмы здоровьесберегающего образования, направленные на подготовку подрастающего поколения к здоровому и безопасному образу

а жизни, а также на формирование у обучающихся потребности быть здоровым и ^ сохранению окружающей природной среды;

- определены здоровьесберегающие образовательные технологии и пред-

а

«о

§ ставлена технология оздоровления.

£

1 Введение (Introduction)

^ Современное образование должно быть нацелено на формирова-

ние физически, психически и духовно здорового человека, как будущего й трудового, демографического и инновационного потенциала страны, ее безопасности. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Фе-

СГ)

дерации» от 29.12.2012 и Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года сказано, что жизнь и здоровье как наивысшие ценности всегда будут приоритет-ными.

Несмотря на многолетние исследования в области здоровья, здоро-вьесбережения, культуры здоровья и оздоровления (Н. А. Амосов, К. Бернал, И. И. Брехман, Н. С. Гаркуша, С. Н. Горбушина, В. В. Казначеев, Н. Н. Малярчук, И. Л. Орехова, Т. Ф. Орехова, В. П. Петленко, Н. В. Третьякова, З. И. Тюмасева, Е. А. Югова, Б. П. Яковлев и др.), растет озабоченность неуклонно ухудшающимся качеством физического, психического, нравствен-ного здоровья обучающихся общеобразовательных организаций, воспитан-ников дошкольных образовательных организаций и студентов вузов [1; 2; 3; 4; 5].

Ученые отмечают, что снижается число абсолютно здоровых детей, происходит рост числа функциональных нарушений, хронических заболева-ний, увеличилась доля патологии нервной, пищевари-

аппарата [5; 6].

Нельзя отрицать, что во многих регионах России в образовательных организациях организуется и проводится работа по сохранению и

1

а д

тельной, сердечно-сосудистой систем, а также опорно-двигательного ю

I

о № О* № о

к® з

№ г а

укреплению здоровья школьников. Однако, наши исследования в тече- ^ ние 15 лет показали, что те формы, которые используются по охране и

о

О

укреплению здоровья, малоэффективные, чаще всего они сводятся к лек- а

з

циям, семинарам, беседам, к проведению внеклассным мероприятий по а

ж

здоровьесбережению. В некоторых школах, решая важнейшую задачу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся, делают акцент на диагностику, используя психоло-гические тесты, оздоровительные и лечебные мероприятия, если есть осна-щенные медицинские кабинеты.

Однако, многие педагоги считают, что сохранением и укреплением обучающихся в общеобразовательных организациях должны зани-

маться администраторы и специально подготовленные люди. ж

з

о

Л

3

ж з

К сожалению, до сих пор в общеобразовательных организациях и вузах отсутствует целенаправленная, системная работа по здоровьес-бережению, оздоровлению.

2 Материалы и методы (Materials and methods) В статье представлен анализ психолого-педагогической и эко-

лого-валеологической литературы по теме исследования.

В настоящее время во многих научных работах учеными рассматривается вопросы, связанные с формированием культуры здоровья, безопасного поведения, здорового образа жизни; использованием здоровьесберегающих технологий, но до сих пор не определена база, на основе которой возможно проектирование самого здоровьесберега-ющего образования. Проведенное исследование позволило нам выявить парадигмы здоровьесберегающего образования:

«жизнь - здоровье - взаимоотношение»,

«разработка и реализация здоровьесберегающих технологий», «здо-ровьесберегающие факторы образовательной среды», которые базируются на концепции непрерывного эколого-валеологического образования, разработанной З. И. Тюмасевой, И. Л. Ореховой, Л. И. Пономаревой а и служат теоретическим фундаментом и практической реализацией пос-

50

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

^ ледовательной, целенаправленной работы по формированию потребностей быть здоровым, вести здоровый образ жизни и создавать здоровьес-берегающую образовательную среду с целью сохранения и укрепления здоровья всех субъектов образования.

3 Результаты (Results)

Рассмотрим выявленные нами парадигмы здоровьесберегаю-^ щего образования, чтобы выстроить комплексную работу по сохранению и укреплению здоровья обучающихся. g Первая парадигма здоровьесберегающего образования —

¡sj «жизнь - здоровье - взаимоотношение».

Cri

£

И5

4

а

«о

о

5 £

Наше исследование было направлено, прежде всего, на изучение многочисленных определений, описаний, трактовок понятий «здоровье», «организм»,«человек».

Одним из ключевых понятий является «здоровье». Исследователи отмечают, что ещё с античных времён ему уделяется большое внимание. В философской литературе здоровье характеризуется как гармоничное равновесие чувств, эмоций и физического здоровья. В Средневековье выделяют составляющие здоровья, такие как «дух», «душа», «тело». На каждом историческом этапе учёные разных направлений конкретизируют и уточняют это понятие, доведя его до 300 определений. Однако, мы разделяем мысль В. И. Вернадского, что развитие знаний «происходит не по наукам, а по проблемам». Поэтому мы придерживаемся таких определений, которые подчеркивают сущность человека и факторы, обеспечивающие его благополучие.

Проведенный анализ основных понятий позволил нам человека

генетическую, динамическую и самоорганизующую, биоэкологичес-

Согласно концепции И. Пригожина, всякий живой организм яв-

р

а д

вос-принимать не только как организм, личность, но еще как сложную, д

I

о № О*

кую систему. о

кй з

й г а

ляется симбиозом многих видов живых существ. Для любой экологи- 3 ческой системы характерно устойчивое развитие и комплекс таких фак-

о о

торов, как динамическое равновесие её внутренней среды (эндого- а

з

меостаз), динамическое равновесие её внешней среды (экзогомеостаз) а

ж

и динамическое равновесие эндосреды и экзосреды. В связи с этим, под

здоровьем человека (как динамической биоэкосистемы) мы понимаем о

л

гомеостаз второго порядка, то есть динамическое равновесие эндого-меостаза и экзогомеостаза этой системы [1]. Такое понимание важно

потому, что вскрывается экологическая сущность здоровья. Следуя нар

шей эколого-валеологической концепции, под здоровьем человека по- е

£ й

нимаем равновесие между адаптационными возможностями организма и

я

3

а

«о

о S

и постоянно меняющимися условиями среды. Таким образом, наблюдается выход на формирование рациональных взаимоотношений с самим собой, с окружающими людьми, природной средой, обществом.

В качестве основных критерий здоровьесбережения предлагаем следу-ющие:

- гармонизация межличностных взаимоотношений внутри класса (группы), а также взаимоотношений «учитель - ученик»;

- прибавление, укрепление здоровья обучающихся на разных уровнях развития;

- повышение иммунной системы организма с использованием систем и средств оздоровления;

- снятие стрессонапряженности, тревоги, дискомфорта во время учебного процесса;

- повышение умственной и физической работоспособности;

- профилактическая работа, направленная на избавление от вредных привычек;

- наличие специальных организационных структур здоровьес-берегающей деятельности.

Самым важным этапом в реализации перечисленных критериев являет-ся подготовка современного учителя, педагога, тьютора.

Подготовка тьюторов по здоровьесбережению осуществляется

^ с 2012 года в Южно-Уральском государственном гуманитарно-педаго-

сц

^ гическом университете.

§ Тьюторы как специалисты нового времени ориентированы на

р

^ разработку и применение технологии тьюторского сопровождения

^ оздоровитель-ной работы. В. С. Цилицкий отмечает, что тьюторская

^ деятельность педагога — это его профессиональная деятельность, в на-

50

| шем случае — оздоровительная деятельность, направленная на проектирование, построение и реализа-цию индивидуальной образователь-

^ ной траектории обучающегося, осуществляемой на основе принципов

со

валеологии и эколого-валеологии [6].

Вторая парадигма здоровьесберегающего образования — «разработка и реализация здоровьесберегающих технологий».

В педагогической науке педагогическую технологию воспринимают чаще всего как инструментарий. Нет однозначного толкования понятия «технология». Идею об использовании технологии изложил Я. А. Коменский в «Великой дидактике». По мнению Е. В. Коротаевой, понятие «технология» заключает в себе некую универсальность. Ее можно применять на самых разных дисциплинах в отличие от частной методики. С современных позиций технологию можно представить как интеграцию сочетания научных основ (науки) и мастерства (искусства).

Поэтому, когда говорим о совокупности форм, методов, приемов упорядоченного комплекса действий, операций, процессов в обучении, воспитании и целенаправленном развитии обучающихся, имеем в виду образовательную технологию.

Образовательные технологии широко используются в учебном и вос-питательном процессах. От грамотного их применения зависит успешность образования и решение основных задач по сохранению и

а д и

з

д р

о в о* е с

е

к® р

е

г а

о

укреплению здоровья субъектов образования. А поскольку такая тех- Щ нология направлена на сохранение и укрепление здоровья обучаю-

о

щихся и имеет здоровьеориентированную направленность, то её сле- а

з

о

в

а н

дует называть здоровьесберегающей образовательной технологией. Она определяет направленность действий, совокупность задач, решаемых в процессе достижения главной цели образовательной системы.

Особенностью здоровьесберегающей образовательной технологии является её природосообразность, культуросообразность, личностный и культуротворческий подходы, которые ориентируют на соз-

р

дание условий для полноценного развития личности и на сохранение и е

е

укрепление его здоровья. Они благодаря комплексу взаимосвязанных ни

я

р о

л

3

между собой задач, содержания, форм, методов и приемов обучения способствуют формированию быть здоровым.

Нами определены виды здоровьесберегающих образовательных технологий: тьюторского сопровождения, интерактивного обучения, модульного обучения, проектной деятельности, эколого-валеологичес-кого воспитания, культуры здоровья, природосообразности, «глубинной экологии», оздоровления и другие [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Например, технологии оздоровления предполагают повышение адапта-ционных возможностей организма разными методами и средствами: самомассаж биологически активных точек и рефлексогенных зон; закаливающие процедуры (растирание до пояса, обливание водой, игра с водой, влажное обтирание всего тела, обливание водой под душем, закаливание солнечными лучами, хождение по солевым дорожкам, водные контрастные процедуры и т. д.); релаксация; аромаоздоров-ление и фитооздоровление; цветооздоровление; музыкооздоровление и другие.

Третья парадигма — «здоровьесберегающие факторы образовательной среды».

Образовательная среда играет определенную роль в оздоровле-§ нии субъектов образования. Это не просто совокупность образовательных факторов, важно то, чтобы они не разрушали здоровье обучающих-

ся, воздействуя прямо или косвенно на организм. Такая среда в рамках

сц

^ педагогического вуза, на наш взгляд, имеет многомерное, иерархичес-

§ кое построение, включающее в себя:

р

^ - систему существующих социальных, культурных и иных от-

ношений между субъектами образования;

а

«о

50 О

а

- традиции и обычаи, сложившиеся в педагогическом вузе;

- набор общедоступных видов деятельности, в том числе и оздо-^ ровительный, которые позволяют студентам продуктивно действовать, ^ самоорганизовываться, саморазвиваться и влиять на процессы профес-

С-0

сионального образования.

Образовательная среда объединяет разрозненные действия, мероприятия в единую систему целеустремленной, постоянно осуществляемой социально-педагогической деятельности [3]. При этом все структурные элементы образовательной среды находятся между собой в самых разнообразных связях и отношениях. В ней проявляются такие закономерности, которые способствуют эффективному формированию здоровья студентов педагогического вуза:

- открытая вариативная образовательная среда формируется и организовывается с учетом личностно-возрастных особенностей, возможностей и предрасположенностей студентов и имеет тенденцию к последовательному расширению;

- постепенность и этапность профессионально-оздоровительной подготовки будущих педагогов обеспечивает формирование здоровья и здоровье-ориентированной личностной позиции;

- образовательная траектория выстраивается с учетом индиви-

- осуществляется выбор оптимальных технологий психолого-педагогического сопровождения, учебных программ дисциплин, направ-

3

а д

д

дуальности личности студента; §

№ О* № о

к® з

№ г а

лений воспитательно-оздоровительных мероприятий, учебной и иссле- ^

довательской деятельности студентов; §

о

- актуализация индивидуальных потребностей личности осу- а

з о

№ а

Ж

ществляется на основе знаний собственных возможностей и особенностей соматического, психического, социального и духовного здоровья;

- здоровьесбережение образовательной среды обусловливается опти-мизацией социально-гигиенических условий вуза и жизнедеятельности сту-дентов;

- формирование взаимосвязанных, коадаптивных отношений

з

социо-культурной среды педагогического вуза и студента является ос- №

новой благополучия, безопасности, устойчивости и интегрированного |

з

о

Л

3

здоровья.

4 Обсуждение (Discussion)

В результате проведенного исследования установлено, что оздоровление обучающихся является системообразующим фактором здоровьесберегающего образования.

Оздоровление — это, с одной стороны, комплексное средство прибавле-ния здоровья, на каком бы уровне здоровья или болезни человек не находился, а с другой стороны, обучение, нередко рассматривается в настоящее время в качестве феноменального явления в виде комплекса оздоровительных систем и средств. Считается, однако, и противоположное по ожидаемому результату событие: ожидаемый образовательный результат (в виде оздоровления обучаемого) оборачивается чаще всего здоровьезатратностью и даже заболеваниями субъектов и объектов образования. И это при том, что обучение (в специальных формах его) рассматривается в теории общего образования в качестве эффективного средства оздоровления не только здоровых или практически здоровых школьников, но и хронических больных, а также обучающихся с эпизодически приобретенными заболеваниями.

Многолетние исследования ряда ученых (Э. Н. Вайнер, В. Н. Ир-§ хин, В. В. Колбанов, А. Г. Маджуга, Н. Н. Малярчук, Т. Ф. Орехова и др.) установили, что причиной здоровьезатратности образования в нашей

^ стране являются, прежде всего, практикуемые формы организации пси-

аз

хологического обеспечения содержания и процессуальности образования. Нельзя не признать и негативное влияние на обучающихся внешних факторов, таких как окружающая среда, питание, образ жизни и некоторые другие. Однако, непрерывная интенсификация учебного процесса подвергает школьников к систематическому воздействию

а

«о

о £

а

«о

с№ стресса, что приводит к истощению нервной энергии.

Итак, оздоровлению отводится важнейшая роль в профилакти-^ ческой деятельности, которая предполагает использование комплекса

С-0

мероприятий, нацеленных на сохранение и укрепление здоровья. Педагогу необходимо овладеть знаниями, умениями и навыками в сфере оздоровительной деятель-ности. Его основная цель — формировать потребность у обучающихся быть здоровым и вести здоровый и безопасный образ жизни.

5 Заключение (Conclusion)

В результате проведенного исследования в области состояния здоровья школьников, студентов были выявлены показатели, которые позволили определить здоровьесбережение или здоровьезатратность образовательной среды.

На констатирующем этапе осуществлялась диагностика уровня инди-видуального здоровья обучающихся с учетом их психосоматики и социально-нравственных особенностей личности. Затем проводилась коррекция образовательно-воспитательного процесса относительно установленного состояния здоровья обучающихся на основе методов

Если выявлены факторы риска, следует процесс оздоровления самой образовательной среды, который выражается в следующем:

- рациональная организация учебно-воспитательного процесса

- строгая регламентация учебных заданий, особенно для само-

р

а д и

педагогической валеологии. з

р

о № О* № о

№ р

№ г а

в образовательной организации; J

р

О О

стоятельной работы обучающихся; ^

- систематический анализ учебных программ, учебников, ди- |

ж

дактического материала;

- индивидуализация процесса обучения;

- организация и содержание контрольных работ, типовых заданий и т. д.);

- использование разнообразных форм занятий (ролевые игры, ~

тренинги, интерактивные формы и методы, здоровьесберегающие тех-

\ ^ нологии и т. д.); ж

р о

- эколого-валеологическая переподготовка, повышение квалификации педагогов по здоровьесбережению;

- возможен переход в условиях всей образовательной организации от существующей системы оценивания к многобалльной системе на основе накопления баллов по предмету.

Таким образом, чтобы подготовить подрастающее поколение к здоровому и безопасному образу жизни и адекватной профессиональной деятельности педагогов образовательных организаций, необходимо следовать, вы-явленным нами парадигмам здоровьесберегающего образования, а также целенаправленно формировать с учётом личностных особенностей, способностей, возможностей и предрасположенности, потребности и желания у обучающихся быть здоровым.

Библиографический список

1. Тюмасева З. И., Орехова И. Л. Экологические аспекты здоровья как основа эколо-го-валеологического образования будущих педагогов // Вестник ВЭГУ (Восточная экономи-ко-юридическая гуманитарная академия). 2017. № 6 (92). С. 92-103.

2. Аристова И. В., Комарова Э. П. Проблема формирования здоровьесбе-регающей по-зиции студентов в вузе // Вестник Воронежского государственного университета. 2020. № 1. С. 75-95. (Проблемы высшего образования).

а 3. Ахметвалиева М. Г., Коняева М. А. Направления развития культуры

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

здоровьесбережения у студентов в системе личной безопасности // Евразийский союз ученых. 2020. № 4-8 (73). С.4-8.

3

4. Обухова К. А., Пономарева Л. И., Ган Н. Ю. К вопросу о ценностном

а отношении к здоровью как философской категории // Научное обозрение. Педа-

о

гогические науки. 2021. № 1. С. 15-19. О 5. Ротерс Т. Т. Здоровьесбережение как основная государственная задача

^ системы об-разования // Человек. Наука. Социум. 2021. № 4 (8). С. 7-27. § 6. Цилицкий В. С. Теоретико-методологические основания подготовки

а будущих пе-дагогов к тьюторской деятельности // Вестник Шадринского государ

Д ственного университета. 2018. № 3 (39). С. 89-96.

^ Z. I. Tyumaseva1, I. L. Orekhova2, D.V. Natarova3

^RCID No. 0000-0001-5895-0605 Professor, Doctor of Pedagogic Sciences, Head of the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia.

E-mail: zit@cspu.ru

2ORCID No. 0000-0002-1671-7917 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: orehovail@cspu.ru

3ORCID No. 0000-0001-6837-2423 Docent, Candidate of Pedagogic Sciences, Associate Professor at the Department of Life Safety and Biomedical Disciplines, South-Ural state Humanities-Pedagogical University, Chelyabinsk, Russia. E-mail: natarovadvl@cspu.ru

PARADIGMS OF HEALTH-SAVING EDUCATION: ?

PROBLEMS AND SOLUTIONS

S s era-

Abstract ^

Introduction. The article is devoted to the problem of modernization ^

of modern domestic education, due to the need for an adequate solution to the g

i

problem of formation, preservation and strengthening of the younger genera- J5'

tion. The growing concern about the persistence of the trend of deterioration d

u

c a

o

in the health of students is emphasized. It is noted that despite the work carried out in educational organizations to protect the health of children and adoles- s

cents, it turns out to be ineffective, as it comes down to the use of traditional ^

o

didactic means, extra-curricular activities for the health protection of an entertaining nature. In the context of modern requirements for the education system in the aspect of health-saving activities, it becomes important to use an ^ innovative approach to its organization. In this regard, the article discusses three paradigms of health-saving education, on the basis of which it is possible §

R> S

to theoretically build and practically implement a comprehensive work to preserve and improve the health of students. The essence of the first of them lies in the choice of the main definitions that underlie the solution of the urgent and priority problem of the health of the younger generation. The other two characterize the activities of educational organizations, the implementation of which ensures the preparation of the younger generation for a healthy and safe lifestyle, the formation of the need for students to be healthy.

Materials and methods. The article presents an analysis of scientific and methodological literature on the problem of environmental and valeolog-ical education, as well as the legal regulation of health-saving activities in education. Systematized and summarized the results obtained by scientists on the stated subject.

Results. The conducted research allowed us to formulate the paradigms of health-saving education: "life - health - relationship", "development and implementation of health-saving technologies", " health-saving factors of the educational environment", on the basis of which it is possible to design an educational space that promotes the strengthening and preservation of the health of students. These paradigms are based on concepts that consider a person as an integral biological self-organizing system that is in dynamic balance with the environment (in particular, with the educational environment), which contributes to the formation, preservation and strengthening of human health. One of the leading roles here is played by health-saving technologies that are

adequately used in the educational process. The selection of such technologies

a

Si is determined by the originality of the educational environment, which plays

ra

at an important role in the improvement of its subjects.

^ Discussion. The article notes that the improvement of students is a

^ system-forming factor in health-saving education. The analysis of scientific

o works on the research topic established the reasons for the health costs of ed-

re ucation and confirmed the relevance, scientific novelty and solutions to the

r

problem in the educational field.

Conclusion. It is concluded that it is necessary to identify paradigms of health-saving education in order to conduct systematic health-improving activities in educational organizations in order to prevent risk factors and prepare the younger generation for a healthy and safe lifestyle and adequate pro-N fessional activities of teachers and educators. Health saving education is based

u

on the principles of taking into account the personal and age characteristics, abilities, capabilities and predispositions of students, the need and desire to be healthy, to maintain and develop personal qualities. It should be noted that the paradigms formulated in this article are based on the provisions of the ecological and valeological concept.

Keywords: Paradigm; Health; Health education; Relationship; Educational environment; Technology.

Highlights:

The problem of health-saving education is considered as a guarantee of the life safety of students, ensuring their health and the formation of a value attitude towards it.

Paradigms of health-saving education were identified, aimed at preparing the younger generation for a healthy and safe lifestyle, as well as at shaping the need for students to be healthy and preserve the natural environment.

Health-saving educational technologies are defined and the technology of recovery is presented.

References

P

1. Tyumaseva Z.I. & Orekhova I.L. (2017), Ekologicheskiye aspekty r

dd

zdorov'ya kak osnova ekologo-valeologicheskogo obrazovaniya budushchikh g pedagogov [Ecological aspects of health as a basis for ecological and valeolog-ical education of future teachers], Vestnik VEGU (Vestnik Vostochnoy ^ ekonomiko-yuridicheskoy gumanitarnoyakademii), 6 (92), 92-103. (In Russia).

2. Aristova I.V. & Komarova E.P. (2020), Problema formirovaniya a

vi

zdorov'yesberegayush-chey pozitsii studentov v vuze [The problem of forming g a health-saving position of students at the university], Vestnik Voronezhskogo ^ gosudarstvennogo universiteta, "Seriya. Problemy vysshego obrazovaniya", t

1, 75 -95. (In Russia). §

P

3. Akhmetvalieva M.G. & Konyaeva M.A. (2020), Napravleniya g razvitiya kul'tury zdo-rov'yesberezheniya u studentov v sisteme lichnoy be-zopasnosti [Directions for the development of a culture of health saving among students in the system of personal security], Yevraziyskiy soyuz uchenykh, 4-8 (73), 4 - 8. (In Russia).

f

R> n d

So

O n

s

4. Obukhova K.A., Ponomareva L.I. & Gan N.Yu. (2021), K voprosu o tsennostnom otnoshenii k zdorov'yu kak filosofskoy kategorii [On the question of the value attitude to health as a philosophical category], Nauchnoye obozreniye. Pedagogicheskiye nauki. 1. 15-19. (In Russia).

5. Rothers T.T. (2021), Zdorov'yesberezheniye kak osnovnaya gosudar-stvennaya zadacha sistemy obrazovaniya [Health saving as the main state task of the education system], Chelovek. Nauka. Sotsium, 4 (8), 7-27. (In Russia).

6. Tsilitsky V. S. (2018), Teoretiko-metodologicheskiye osnovaniya podgotovki budushchikh pedagogov k t'yutorskoy deyatel'nosti [Theoretical and methodological foundations for the prepara-tion of future teachers for tutoring], Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo universiteta, 3 (39), 89-96 (In Russia).

Статья поступила в редакцию 27.04.2022; одобрена после рецензирования 28.04.2022; принята к публикации 29.04.2022.

The article was submitted 27.04.2022; approved after reviewing 28.04.2022; accepted for publication 29.04.2022.

a v o

orta

taN

.V.

,a v o

okh e r

Ob

u

Tyu

Z.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.