Научная статья на тему 'Парадигмы оперативно-розыскной деятельности и их влияние на формирование системы обеспечения экономической и общественной безопасности страны'

Парадигмы оперативно-розыскной деятельности и их влияние на формирование системы обеспечения экономической и общественной безопасности страны Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
494
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩЕСТВЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПАРАДИГМА / СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шарихин Александр Егорович

В статье рассматриваются различные парадигмы оперативно-розыскной деятельности в России. Анализируется их влияние на формирование системы обеспечения экономической и общественной безопасности страны нашей страны. Вносятся предложения по совершенствованию Федерального закона № 390.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Operative search activity paradigms and their impact on the security system forming for economic and public safety of the country

The author considers different operative search paradigms in Russia. Their impact on forming the system of economic and public security of our country is analyzed in the article. The author suggests that Federal law № 390 be improved.

Текст научной работы на тему «Парадигмы оперативно-розыскной деятельности и их влияние на формирование системы обеспечения экономической и общественной безопасности страны»

2.3. ПАРАДИГМЫ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ИХ ВЛИЯНИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ И ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СТРАНЫ

Шарихин Александр Егорович, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: Академия Генеральной прокуратуры Российской Федерации. Подразделение: кафедра основ прокурорской деятельности. Е-mail: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются различные парадигмы оперативно-разыскной деятельности в России. Анализируется их влияние на формирование системы обеспечения экономической и общественной безопасности страны нашей страны. Вносятся предложения по совершенствованию Федерального закона № 390.

Ключевые слова: общественная безопасность, оперативно-разыскная деятельность, парадигма, система обеспечения безопасности, экономическая безопасность.

OPERA TIVE SEARCH ACTIVITY PARADIGMS AND THEIR IMPACT ON THE SECURITY SYSTEM FORMING FOR ECONOMIC AND PUBLIC SAFETY OF THE COUNTRY

Sharikhin Alexander Egorovich, Dr of Law, Professor. Position: professor. Place of employmant: Russian Academy of Prosecutor General. Department: chair of prosecutor activity fundamentals. Е-mail: [email protected]

Annotation: The author considers different operative search paradigms in Russia. Their impact on forming the system of economic and public security of our country is analyzed in the article. The author suggests that Federal law № 390 be improved.

Keywords: public safety, operative search activity, paradigm, security ensuring system, economic security.

Пользуясь случаем выражаю своему коллеге и товарищу — профессору Александру Юльевичу Шумилову признательность за научное консультирование по докторской диссертации, а также за многолетнее творческое общение в созданной им междисциплинарной научной школе, к коллективу которой я имею честь себя причислять.

Распад СССР продемонстрировал, что система безопасности страны должна быть не только готовой отражать новые угрозы и вызовы, используя различные приемы и методы для ее диагностики и проверки, которые допустимы в рамках принятой модели государственного устройства, но предупреждать и прогнозировать эти угрозы.

С закреплением на конституционном уровне в Российской Федерации модели правового демократического государства с республиканской формой правления возникла необходимость перехода от системы государственной безопасности, которая существовала в СССР к системе национальной безопасности. В этой связи необходимо отметить, что термин «государст-

венная безопасность» появился в царской России еще в «Положении о мерах к охранению государственного порядка и общественного спокойствия», которое подписал Александр III 14 августа 1881 г.1

Появление этого документа связывают с убийством Александра II и внутренней ситуацией в стране, которая характеризовалась высоким уровнем террористической угрозы. Согласно Положению на местах могла вводиться временно, в случае необходимости, для «водворения полного спокойствия и искоренения крамолы» одна из мер «исключительного положения»: усиленная или чрезвычайная охрана. Такой подход базировался на понимании под исключительным положением совокупности исключительных полномочий, которые предоставляются правительственной власти при наступлении обстоятельств, изнутри или извне существованию государства. В этой связи ключевым элементом государственной безопасности стал выступать сыск, который позволял не только противодействовать заговорам, и решать задачи по тайному раскрытию и пресечению разведывательно-подрывной деятельности спецслужб иностранных государств. При этом борьба с политическим терроризмом являлась только частью охранительной функции по обеспечению государственной безопасности. Основная и непосредственная работа по предупреждению и пресечению террористической деятельности рассматривалась как функция политического розыска2.

Это потребовало законодательного реагирования. 6 июля 1908 г. в России был принят Закон «Об организации сыскной части», в соответствии с которым в 89 городах Российской Империи в структуре полицейских управлений создавались сыскные отделения. Позже в 1898 году на его основе был создан Особый отдел — центральный орган политического сыска в России. Важную роль стали играть местные отделения по охране общественного порядка и безопасности или попросту охранка.

В этой связи важно отметить, что в дореволюционном уголовном судопроизводстве сыск входил в понятие «дознание» и включал все меры удостоверения в событии преступления, на принятие которых уполномочена полиция. Из числа этих мер закон указывал словесные расспросы и негласное наблюдение, меры для отыскания и охранения следов преступления, для разыскания виновников преступления. Фактически сыск являлся основой сформированной в последствии оперативно-разыскной деятельности3.

В царской России сыск подразделялся на политический сыск, связанный с решением проблем обеспечения государственной безопасности и сыск общеуголовный, который непосредственно был связан с обеспечением правопорядка. При этом задача по обеспечению государственной безопасности возлагалась, на органы безопасности, которые являлись неотъемлемой частью самодержавно-бюрократического аппарата. На первых порах они действовали достаточно примитивно: в основе большинства разыскных

1 Боев В.И. Война и уголовный закон. М.: Норма, 2009. С. 114.

2 Подробнее см.: Яшкулов В.В. О периодизации правового регулирования сыска в сфере противодействия терроризму в России // Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Актуальные вопросы обнаружения преступлений с помощью негласных возможностей): вневедомств. сб. науч. работ / под ред. А.Ю. Шумилова. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2000. Вып. 3. С. 142.

3 Например, см.: Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука

в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД

Шумиловой И.И., 2013. Т. I: Оперативно-разыскная деятельность и формирование науки о ней.

дел лежал письменный или устный донос, извет, затем следовали обыск, допрос, пытка. Задачи этих органов формулировались весьма общо, а функции были широки и неопределенны: контроль над деятельностью других государственных органов в борьбе с хищениями и казнокрадством, искоренение государственной измены, подавление бунтов и т.п.

Таким образом, необходимо отметить, что, начиная с XIX века полиция на практике убеждается, что активное использование методов сыска возможно не только в борьбе с политической, но и с общеуголовной преступностью, так как именно эти методы позволяют решать задачи по розыску преступников и раскрытию преступлений на качественно новом уровне, выступая в качестве метода скрытого контроля, который мог быть жестким и оптимальным.

Одной из серьезных проблем царской России, который наряду с другими факторами привел к ее гибели от «внутренней язвы», на наш взгляд, стал длительный период существования в экстремальной ситуации, характерный для большей территории страны. В этой связи можно выделять сыскную (оперативно-разыскную) парадигму царской России.

В последующем, уже после революций 1917 г., политический сыск стал активно использоваться как инструмент государственного террора. Наряду с этим наблюдается тенденция по совершенствованию технологии сыскной деятельности в борьбе с общеуголовной преступностью, которая регламентируется на инструкционном уровне. Это находит свое отражение в учебной и научной литературе.

В частности, в 1924 г. И.Н Якимов в работе «Практическое руководство к расследованию преступлений» отмечает: «Розыскное искусство должно быть отнесено к числу труднейших искусств, так как оно своим объектом имеет не мертвый материал, а человека. В этом отношении оно ближе к военному искусству, так как и то и другое опирается на знание психологии, как отдельной личности, так и масс. Как всякое искусство, розыскное искусство имеет свою теорию. Предпосылками теории розыскного искусства являются: 1) наука уголовного права, именно ее отрасль, которая называется криминалистикой (уголовная техника и уголовная тактика); 2) знание современного преступника, преступной сферы, ее обычаев, нравов и преступных профессий; 3) личные качества и свойства, необходимые для лица, желающего изучить это искусство4. Здесь подход, когда сыск рассматривается как форма скрытого расследования, был забыт. Это было обусловлено тем, что фактически тогда реализовывалась концепция так называемого приказного права5, с помощью которого на уровне ведомственных инструкций и регламентировалась в СССР оперативно-разыскная деятельность, с одной стороны, и создавались условия для укрепления правового нигилизма как неуважения к праву и закону — с другой. Было введено понятие социалистического права, которое по оценке Генерального прокурора СССР А.Я. Вышинского «есть способ подчинения людей и классов установленным

4 См.: Якимов, И.Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике / И.Н. Якимов. Новое изд., перепеч. с изд. 1925 г. М.: ЛексЭст, 2003. — 496 с. (Антология криминалистики).

5 По оценке зарубежных экспертов за исключением военной, тайно-полицейской и некоторых других функций, жизненно важных для сохранения режима СССР рассматривался как общество, искалеченное расточительством, безответственностью, инерцией и коррупцией как общество тоталитарной неэффективности (подробнее см.: Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999. С. 633).

господствующим в данном обществе порядкам, выгодным и угодным этому классу». По традиции, укоренившейся в сталинскую эпоху, процессуальное законодательство пренебрегало правами граждан. Суды, подчиняясь данной свыше установке об усилении борьбы с правонарушениями, почти отказались от оправдательных приговоров. Недостаточная требовательность судов к качеству предварительного расследования провоцировала следователей разными способами вымогать у подследственных признание вины — эту средневековую «царицу доказательств»6.

Советский период условно можно разделить на: ленинский, сталинский и постсталинский этапы, каждый из которых характеризовался определенным уровнем взаимоотношений лидера и элиты. И если в рамках первых двух этапов элита в определенной мере была под негласным контролем посредством сыска, то после осуждения сталинизма элита стремилась для себя добиться главным образом одного — освобождения из-под контроля правоохранительной системы. При этом она не довольствовалась тем, что было в 20-е годы. И поставленная задача была решена. Правоохранительные органы не имели права заниматься парт-госхозноменклатурой при любых данных о преступном поведении номенклатурщика. В результате это привело к тому, что через два десятилетия вся партгосхоз-номенклатура стала поголовно криминальной, коррупционной, корыстолюбивой и нравственно разложившейся7. Фактически на третьем этапе развития советского государства оперативно-разыскная парадигма строилась не на принципе равенства всех перед законом. Это, как представляется, в большей мере могло способствовать распаду СССР, так как именно элита отказалась от идеалов, которые в 1917 г. провозгласила революция. В рамках этих этапов парадигмы сыска основывались на использовании оперативно-разыскной деятельности не только для борьбы с общеуголовной преступностью, но и в политической борьбе (политический сыск), что неразрывно было связано с пониманием государственной безопасности.

При новой модели правового государства в России в рамках Концепции национальной безопасности Российской Федерации была избрана система национальной безопасности Российской Федерации (принята Указом Президента РФ от 17.12.1997), ключевым звеном которой выступала экономическая безопасность8, призванная обеспечить достаточный уровень правопорядка, судебной защиты и экономической свободы, включая хозяйственную независимость, стабильность и устойчивость национальной экономики, а также ее способность к саморазвитию и прогрессу. В этом случае парадигма оперативно-разыскной деятельности уже не предполагала возможность использования сыска в политической борьбе, а только как средство определенного реагирования на угрозы национальной безопасности и формы скрытого расследования.

Обеспечение национальной безопасности России должно было реализовываться посредством системы мер экономического, политического, военного, информационного, разведывательного, контрразведывательного и оперативно-разыскного свойства, реализа-

6 Саидов А.Х. Сравнительное правоведение основные правовые системы современности): учебник / под ред. В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2003. С. 223.

7 Там же. С. 23.

8 Утверждена Указом Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О

государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».

ция которых позволяет выработать адекватный механизм реагирования на реальные и потенциальные угрозы в различных сферах национальной безопасности. Такой подход исключал возможность использования сыска в политической борьбе как это было в царской России и в советском государстве, а предполагал его использование в качестве средства криминальной разведки и тайного расследования, как это имеет место в странах Европы и США, где реализуется модель правового государства. Но в России и после перехода к модели правового государства сыск не рассматривался как средство криминальной разведки, или формы скрытого расследования, а число субъектов, имеющих право на проведение оперативно-разыскной деятельности, начиная с 2003 г. сокращается.

Как представляется, это создавало сложности для функционирования механизма обеспечения национальной безопасности посредством последовательно реализуемой единой государственной политикой, которая стала рассматриваться в Федеральном законе № 390 «О безопасности» как собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер. В этом Законе также были определены основные направления государственной политики в области обеспечения безопасности на основе стратегии национальной безопасности Российской Федерации, иных концептуальных и доктриналь-ных документов, разрабатываемых Советом Безопасности и утверждаемых Президентом Российской Федерации, где начиная с 2009 г. основными приоритетами национальной безопасности Российской Федерации становятся национальная оборона, государственная и общественная безопасность9. Таким образом, начиная с 2009 г. вместо ключевой составляющей национальной безопасности — экономической безопасности приходят основные приоритеты: национальная оборона, государственная и общественная безопасность.

В 2013 г. такой приоритет как общественная безопасность получил свое развитие в Концепции общественной безопасности, где общественная безопасность стала рассматриваться как состояние защищенности человека и гражданина, материальных и духовных ценностей общества от преступных и иных противоправных посягательств, социальных и межнациональных конфликтов, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. При этом в Концепции отмечалось, что учитывая нестабильное состояние общественной безопасности необходимо изучение зарубежного опыта общественной безопасности для изменения сложившегося негативного положения в этой сфере. Опыт зарубежных стран свидетельствует, что без изменения в экономической сфере и надежного противодействия организованным формам преступности, включая организованную экономическую преступность, терроризм, экстремизм, невозможно должным образом решать задачи безопасности государства, общественной безопасности и обороны. А это требует создание таких институтов как криминальная разведка и скрытое расследование, которое должно прийти на смену оперативно-разыскному

9 Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

обеспечению предварительного расследования. Это осознание, как представляется, нашло свое отражение в Стратегии экономической безопасности РФ10, где в целях своевременного выявления вызовов и угроз экономической безопасности, оперативного реагирования на них, выработки управленческих решений и рекомендаций формируется система управления рисками. Среди этих рисков (всего 40), как не парадоксально, на последнем месте оказался уровень преступности в сфере экономики. А среди основных направлений, наряду с другими было определено противодействие переводу безналичных денежных средств в теневой оборот наличных денежных средств и легализации доходов, полученных преступным путем от предикатных экономических преступлений.

Это обусловило необходимость обратить должное внимание к проблемам экономической безопасности, которая была забыта после упразднения налоговой полиции, которая выступала частью сил обеспечения экономической безопасности в сфере борьбы с организованной экономической преступностью11.

Представляется, что по мере формирования основ правового государства в нашей стране парадигма оперативно-разыскной деятельности будет развиваться путем проведения новых научных исследований и межпредметных связей национальной безопасности и новых направлений оперативно-разыскной деятельно-сти12. Мы солидарны с А.Ю. Шумиловым в том, что на стыке оперативно-разыскной науки со многими другими науками будут образовываться новые научные стыковые направления13.

Как представляется, это будет находить непосредственное отражение в стратегии борьбы с организованными формами преступности. Такие направления уже начали формироваться, и они в меньшей степени будут иметь ведомственный характер. Это в первую очередь оперативная криминалистика, оперативно-разыскная криминология и оперативно-разыскная компаративистика (сравнительное правоведение в сфере оперативно-разыскного права).

Переход нашей страны к новой модели государственного устройства обусловил не только законодательное закрепление оперативно-разыскной деятельности как вида деятельности, но и необходимость использования в рамках формирования новой парадигмы оперативно-разыскной деятельности, активизации научных исследований.

В первую очередь это историческое направление, которое предусматривает не только исследование

10 Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

11 Подробнее см.: Шарихин, А.Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности: автореф. ... д-ра юрид. наук (12.00.09) / А.Е. Шарихин. М., 2007.

12 Шарихин А.Е. Новая парадигма оперативно-розыскной деятельности и ее роль в обеспечении экономической безопасности России: моногр. / А.Е. Шарихин. М.: АЭБ МВД России, 2007.

13 Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. Т. II: Философия оперативно-разыскной науки; Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки; Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения.

технологии и правового регулирования, но и вопросов связи этой деятельности в рамках обеспечения безопасности общества и государства, то есть в рамках полицейского права.

Наряду с этим наметилось направление, исследующее зарубежный опыт правового регулирования аналогичной деятельности, включая и международный опыт, что представляется важным с учетом использование инструментария сравнительного правоведения в решении практических задач правового регулирования оперативно-разыскной деятельности. В частности, опыт зарубежных стран по проведении криминальной разведки в области экономической безопасности и общественной безопасности, включение отдельных оперативно-разыскных мероприятий в УПК (Германия, Казахстан), при проведении скрытых (тайных расследований), когда становится возможным использование данных оперативно-разыскной деятельности в качестве доказательств14.

Таким образом, для решения задач в сфере обеспечения экономической и общественной безопасности страны в настоящее время необходимо:

- в процессе образования особое внимание обращать на формирование правосознания сотрудников правоохранительных органов, которые были бы готовы проводить скрытый мониторинг с использованием оперативно-разыскной деятельности, т.е. проведение криминальной разведки;

- параллельно с этим необходимо рассмотреть вопрос о возможности включения в УПК РФ отдельных оперативно-разыскных мероприятий в качестве негласных следственных действий, как это сделано в УПК Казахстана для эффективного решения задач в сфере борьбы с организованными формами преступности посредством скрытого расследования;

- необходимо, чтобы оперативные подразделения были оснащены такими техническими средствами, которые, позволяли бы решать задачи обеспечения экономической и общественной безопасности должным образом;

- важно формировать технологию обеспечения экономической и общественной безопасности, которая должна опираться на законодательство правового государства, включая использование сведений, полученных в процессе оперативно-разыскной деятельности для выявления реальных и потенциальных угроз экономической и общественной безопасности с целью выработки мер противодействия и правоприменительной практике в рамках уголовного преследования.

Как представляется, реализация такого подхода позволит не только изменить состояние экономической и общественной безопасности, но и определить направления по декриминализации экономики.

Учитывая разведывательную сущность оперативно-разыскной деятельности, важно при наличии достаточных данных, указывающих на признаки противоправной деятельности организованной экономической преступности, на тактическом уровне собирать информацию в отношении тех организаций, фирм, предприятий, которые находятся под ее контролем, а также использовать потенциал криминальной разведки для вскрытии коррупционных связей руководителей организованных преступных групп с представителями власти различного уровня, включая правоохранительные

14 Например, см.: Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-разыскной наукой (сыскологией) / Шумилов А.Ю. // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.

органы. Как показывает зарубежный опыт, все это вполне возможно осуществлять посредством криминальной разведки стратегического и тактического уровней.

Учитывая переход к национальной безопасности на концептуальном и стратегической уровне, предлагаем изменить название Федерального закона № 390 на Федеральный закон «О национальной безопасности Российской Федерации», который должен определять основные принципы и содержание деятельности по обеспечению национальной безопасности, включая безопасность государства, общественную безопасность и экономическую безопасность полномочия и функции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области безопасности, а также статус Совета Безопасности Российской Федерации.

Принимая во внимание новую парадигму оперативно-разыскной деятельности и переход к национальной безопасности, было бы обоснованно выйти на новый уровень борьбы с терроризмом, экстремизмом, организованной преступностью, путем изменения стратегии борьбы, а именно перейти от нейтрализации и противодействия к контролю над организованными формами преступной деятельности, что, в конечном итоге, позволит обеспечить надежную защиту общественной и экономической безопасности страны.

С этой целью в вузах правоохранительной направленности было бы целесообразно ввести специальные курсы, где бы комплексно рассматривались вопросы отечественной и зарубежной теории и практики сыска в сфере обеспечения общественной и экономической безопасности посредством использования криминальной разведки и скрытого расследования.

Такими курсами могли бы быть, например, «Криминальная разведка и скрытое расследование деятельности мафиозных групп в Италии», «Теория и практика обеспечения экономической безопасности в правовом государстве», «Прокуратура в системе общественной безопасности правового государства и ее роль в борьбе с преступностью».

Список литературы:

1. Указ Президента РФ от 29.04.1996 № 608 «О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)».

2. Указ Президента РФ от 12.05.2009 № 537 (ред. от 01.07.2014) «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».

3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года».

4. Боев В.И. Война и уголовный закон. М.: Норма, 2009.

5. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение основные правовые системы современности): учебник / под ред. В.А. Туманова. М.: Юристъ, 2003.

6. Тоффлер Э. Третья волна. М.: ООО «Фирма Издательство АСТ», 1999.

7. Шарихин, А.Е. Научные основы обеспечения экономической безопасности России посредством оперативно-розыскной деятельности: автореф. ... д-ра юрид. наук (12.00.09) / А.Е. Шарихин. М., 2007.

8. Шарихин А.Е. Новая парадигма оперативно-розыскной деятельности и ее роль в обеспечении экономической безопасности России: моногр. / А.Е. Шарихин. М.: АЭБ МВД России, 2007.

9. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2013. Т. I: Оперативно-разыскная деятельность и формирование науки о ней.

10. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. Т. II: Философия оперативно-разыскной науки.

11. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки.

12. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения.

13. Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-разыскной наукой (сыскологией) / Шумилов А.Ю. // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.

14. Якимов, И.Н. Криминалистика. Руководство по уголовной технике и тактике / И.Н. Якимов. Новое изд., перепеч. с изд. 1925 г. М.: ЛексЭст, 2003. — 496 с. (Антология криминалистики).

15. Яшкулов В.В. О периодизации правового регулирования сыска в сфере противодействия терроризму в России // Проблемы формирования уголовно-розыскного права (Актуальные вопросы обнаружения преступлений с помощью негласных возможностей): вневедомств. сб. науч. работ / под ред. А.Ю. Шумилова. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2000. Вып. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.