Научная статья на тему 'Об отдельных направлениях научного обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации'

Об отдельных направлениях научного обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
542
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУЧНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ ТЕРРОРИЗМУ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ / ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Рогов Александр Сергеевич

В статье предложены актуальные направления для научных исследований в области уголовнои административно-правовых аспектов безопасности Российской Федерации, а именно противодействие терроризму. Предложено повышать научное обеспечение противодействия терроризму путем проведения как аналитических, так и диссертационных исследований в большей степени по профилактической линии работы. Выделены такие направления как: обеспечение антитеррористической защищенности особо значимых должностных лиц и иных граждан; систематизация и определение всех элементов общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации; уточнение понятийного аппарата в сфере противодействия терроризму; соотношение особых правовых режимов и их разграничение; основные перспективы и направления развития деятельности межведомственных органов, иных уполномоченных организаций в сфере противодействия терроризму как на региональном, так и муниципальном уровнях; своевременная оценка вносимых изменений в действующие правовые акты, а также принятие новых норм в сфере противодействия терроризму.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

On certain directions of scientific providing counteraction to terrorism in the Russian Federation

In the article the urgent directions for scientific research in the field of criminal and administrative and legal aspects of safety of the Russian Federation, namely counteraction to terrorism are offered. So, the author also offers to increase scientific providing counteraction to terrorism by carrying out both analytical, and dissertation researches more on the preventive line of work. Such directions as ensuring anti-terrorist security of especially significant public officials and other citizens are allocated; systematization and definition of all elements of nation-wide system of counteraction to terrorism in the Russian Federation; specification of a conceptual framework in the sphere of counteraction to terrorism; ratio of particular legal regimes and their differentiation; the main prospects and directions of activity development of interdepartmental bodies, other authorized organizations in the sphere of counteraction to terrorism both at the regional, and municipal levels; a timely assessment of the changes in the existing legal acts, and also adoption of new norms in the sphere of counteraction to terrorism.

Текст научной работы на тему «Об отдельных направлениях научного обеспечения противодействия терроризму в Российской Федерации»

2.6. ОБ ОТДЕЛЬНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ НАУЧНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ТЕРРОРИЗМУ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Рогов Александр Сергеевич, канд. юрид. наук. Должность: доцент старший научный сотрудник. Место работы: Вневедомственный научно-исследовательский институт изучения безопасности и сыска (ВНИиБиС) (г. Москва). Е-mail: [email protected]

Аннотация: В статье предложены актуальные направления для научных исследований в области уголовно- и административно-правовых аспектов безопасности Российской Федерации, а именно - противодействие терроризму. Предложено повышать научное обеспечение противодействия терроризму путем проведения как аналитических, так и диссертационных исследований в большей степени по профилактической линии работы. Выделены такие направления как: обеспечение антитеррористической защищенности особо значимых должностных лиц и иных граждан; систематизация и определение всех элементов общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации; уточнение понятийного аппарата в сфере противодействия терроризму; соотношение особых правовых режимов и их разграничение; основные перспективы и направления развития деятельности межведомственных органов, иных уполномоченных организаций в сфере противодействия терроризму как на региональном, так и муниципальном уровнях; своевременная оценка вносимых изменений в действующие правовые акты, а также принятие новых норм в сфере противодействия терроризму.

Ключевые слова: научное обеспечение, противодействие терроризму, обеспечение безопасности, общегосударственная система противодействия терроризму в Российской Федерации.

ON CERTAIN DIRECTIONS OF SCIENTIFIC PROVIDING COUNTERACTION TO TERRORISM IN THE RUSSIAN FEDERATION

Rogov Alexander Sergeevich, Ph.D. in Law. Position: Associate professor, senior scientific researcher. Place of employment: Non-departmental scientific research institute for studying safety and investigation (VNIiBiS) (Russia, Moscow). Е-mail: [email protected]

Annotation: In the article the urgent directions for scientific research in the field of criminal and administrative and legal aspects of safety of the Russian Federation, namely - counteraction to terrorism are offered. So, the author also offers to increase scientific providing counteraction to terrorism by carrying out both analytical, and dissertation researches more on the preventive line of work. Such directions as ensuring anti-terrorist security of especially significant public officials and other citizens are allocated; systematization and definition of all elements of nationwide system of counteraction to terrorism in the Russian Federation; specification of a conceptual framework in the sphere of counteraction to terrorism; ratio of particular legal regimes and their differentiation; the main prospects and directions of activity development of interdepartmental bodies, other authorized organizations in the sphere of

counteraction to terrorism both at the regional, and municipal levels; a timely assessment of the changes in the existing legal acts, and also adoption of new norms in the sphere of counteraction to terrorism. Keywords: scientific providing, counteraction to terrorism, safety, nation-wide system of counteraction to terrorism in the Russian Federation.

В начале настоящей статьи я выражаю глубокую благодарность моему учителю — доктору юридических наук, профессору Александру Юльевичу Шумилову, известному современному отечественному ученому-юристу, основателю междисциплинарной научной школы к которой я принадлежу и в которой за 15 лет функционирования подготовлены 4 доктора наук и 23 кандидата юридических наук по ряду научных специальностей (12.00.08, 12.00.09, 12.00.12, 12.00.14 и 20.03.02).

Обеспечение безопасности государства, в той или иной сфере и форме, является одной из самых «популярных» задач органов государственной власти Российской Федерации. Данный вывод можно сделать, изучив основополагающие правовые акты, регламентирующие деятельность правоохранительных органов, спецслужб, иных органов власти, задействованных в охране правопорядка, защите интересов личности и общества, надзоре за соблюдением законности, осуществлении правосудия и т.п.

В этой связи научное изучение механизма указанного процесса в настоящее время остается приоритетным направлением для ученых, что подтверждается большим количеством функционирующих научных школ, издаваемых монографий, защищаемых диссертаций по различным научным специальностям, включая юриспруденцию.

Автор, являясь выразителем идей одной из таких научных школ, а именно школы профессора А.Ю. Шумилова по изучению уголовно- и административно-правовых аспектов безопасности Российской Федерации в области современной отечественной

профессионально-сыскной работы, а также формиро-

i

ванию новой науки — сыскологии , и, в частности, научного обеспечения воздействия на террористические проявления2, предлагает для обсуждения несколько

1 Шумилов, А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: моногр. / А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007; Шумилов, А.Ю. О понятии научной школы профессионального сыска / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2010. № 1 (22). С. 12—19; Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2013. Т. I: Оперативно-разыскная деятельность и формирование науки о ней; Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. Т. II: Философия оперативно-разыскной науки; Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки; Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: мо-ногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения.

2 Я горжусь тем, что научная школа, к которой принадлежу, одной из первых в Российской Федерации открыто и достаточно плотно приступила к осмыслению проблем правового регулирования антитеррора (например, см.: Спецслужбы России: законы и комментарий / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Юристъ, 1997; Правовое обеспечение противодействия терроризму: справ. пособие / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 1998; Преступления против основ

актуальных вопросов правового характера по противодействию терроризму, на наш взгляд, требующих более пристального научного исследования.

Федеральным законом от 6 марта 20016 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» определен приоритет мер по предупреждению терроризма3. Предупреждение (профилактика) терроризма предполагает прогнозирование, выявление и устранение террористических угроз, разработку мер и осуществление мероприятий по устранению причин и условий, способствующих возникновению и распространению тер-

4

роризма .

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации ставит задачу по анализу информации о проявлениях терроризма, а также о политических, социально-экономических и иных общественных процессах в Российской Федерации и в мире, оказывающих негативное влияние на ситуацию в области противодействия терроризму. Вместе с тем до настоящего времени работы, исследующие на фактическом материале взаимосвязь уровня террористической активности и социально-экономических процессов, практически отсутствуют.

В этой связи происходит разрыв между теорией и правоприменительной практикой, тогда как именно научное обеспечение указанных процессов позволит повысить эффективность проводимых мероприятий в сфере профилактики терроризма, а также скоординировать деятельности органов власти, задействованных на данном направлении.

С целью разрешения данной проблемы при антитеррористических комиссиях в субъектах Российской Федерации (далее - АТК) созданы экспертные советы постоянные группы специалистов, основная задача которых - оказание помощи АТК в планировании деятельности в сфере противодействия терроризму органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти и муниципальных органов. В рамках работы указанных советов и групп осуществляется подготовка научных материалов к заседаниям АТК, проведение соответствующих аналити-

конституционного строя и безопасности государства (Комментарий главы 29 Уголовного кодекса Российской Федерации) / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М., 2001; Шумилов А.Ю., Яшкулов В.В. Развитие правового регулирования борьбы с терроризмом в России // Современный терроризм, теория и практика / под общ. ред. В.И. Марченкова. М.: Военный ун-т, 2001; Шумилов А.Ю. Новый закон о противодействии терроризму: первые комментарии / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2006. № 2 (7). С. 18—19; Шумилов А.Ю. Комментарий к ст. 2 «Основные принципы противодействия терроризму» // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 33—40; Шумилов А.Ю. Комментарий к ст. 14 «Компетенция оперативного штаба» // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 110—114; Шумилов А.Ю. Типичные оперативно-розыскные версии по факту совершения террористической акции // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 491—503.

3 О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 : принят Государственной Думой 26 февраля 2006 г. : Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. : по сост. на 6 июля 2016 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2006. №11, ст. 1146.

4 Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.).

ческих и научных исследований, публикация статей, учебных и научных трудов по соответствующей тематике.

Таким образом, реализована одна из задач информационно-аналитического обеспечения противодействия терроризму, а именно - научное обеспечение, которое включает:

а) разработку теоретических и методологических основ противодействия терроризму, рекомендаций для решения практических задач по конкретным направлениям деятельности в области противодействия терроризму;

б) проведение научно-прикладных исследований для принятия политических, правовых, организационных и управленческих решений в области противодействия терроризму на разных уровнях;

в) изучение международного опыта борьбы с терроризмом, внесение предложений Президенту Российской Федерации по совершенствованию стратегии и системы мер противодействия терроризму.

Вместе с тем в настоящее время объединение усилий таких советов на федеральном уровне не предусмотрено. Их деятельность осуществляется строго на региональном уровне, а материалы носят преимущественно узконаправленный характер и предоставляются только в аппараты АТК.

При этом агрессивное распространение террористических идей, а также необходимость превентивной концентрации усилий по профилактике терроризма, противодействию его идеологии в регионах, где наиболее высока вероятность террористической деятельности диктует необходимость проведения масштабных аналитических исследований, которые позволят скорректировать существующие меры и выработать новые за счет целенаправленного изучения тех или иных процессов.

Одним из таких исследований может стать так называемое «антитеррористическое районирование» страны, результаты которого могут быть положены в основу планирования профилактической деятельности и оценки ее эффективности.

В основу районирования целесообразно заложить ряд показателей, по которым необходимо отслеживать террористическую активность как на уровне региона (особенно в регионах с повышенной террористической активностью, например, в республиках Северного Кавказа) и на муниципальном уровне. Научность указанного подхода будет заключаться, в частности, в последующих социологических опросах населения как в «благоприятных» районах, так и в сложных по обстановке, изучении причин, условий и факторов распространения террористических идей и лозунгов, выявлять их источники и основу, а также мотиваторов для ухода отдельных граждан в бандподполье или выезд за границу для участия в боевых действиях на стороне незаконных вооруженных формирований. Третьим этапом станет анализ, обобщение и оценка полученных результатов, а также последующая работа по повышению эффективности общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации.

Возможным итогом такого исследования может явиться актуализация действующего Федерального закона от 6 марта 20016 г. № 35-Ф3 «О противодействии терроризму» в части, касающейся его понятийного аппарата, принципов противодействия терроризму, а также уточнения соотношения правовых норм данного

законодательного акта с иными правовыми нормами в указанной сфере.

Полагаем, что в дальнейшем необходимо оценить целесообразность корректирования существующей Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, а именно представленных в ней основных тенденций, внешних и внутренних факторов, способствующих возникновению и распространению терроризма в Российской Федерации, а также структуру общегосударственной системы противодействия терроризму.

Следующим шагом научной работы станет доработка (принятие) документов среднесрочного и стратегического планирования в сфере профилактики терроризму и противодействию его идеологии, в том числе обоснование комплексных планов и программ как на федеральном, так и региональном и муниципальном уровнях.

На сегодняшний день научное обеспечение противодействия терроризму в нашей стране остается одним из приоритетных направлений. Это обусловлено тем, что одними силовыми методами (борьба с терроризмом) невозможно полностью устранить распространение террористических настроений, хотя бы потому, что они, как правило, идут извне, т.е. из других государств. Поэтому необходимо наращивать профилактическую работу, проводить работу по повышению уровня правосознания наших граждан, идеологического неприятия ими террористических идей, лозунгов и мнений; вырабатывать у них устойчивость взглядов и неприемлемость к различного рода «заманухам» террористического толка. Научное же обеспечение указанного процесса позволит более точечно выявлять наиболее уязвимые направления, своевременно их корректировать и параллельно с этим повышать эффективность деятельности субъектов противодействия терроризму.

Кроме того, остаются в научном плане не доиссле-дованными такие вопросы как: обеспечение антитеррористической защищенности не только объектов (территорий), но и особо значимых должностных лиц и иных граждан; определение всех элементов общегосударственной системы противодействия терроризму в Российской Федерации, их систематизация, а также разграничение подведомственности между ними5; уточнение понятийного аппарата в сфере противодействия терроризму; соотношение особых правовых режимов и их разграничение (например, контртеррористическая операция и территориальная оборона), а также реализация при их введении ограничений прав и свобод граждан6; основные перспективы и направления развития деятельности таких межведомственных органов, как Антитеррористическая комиссия в субъекте Российской Федерации, Оперативный штаб в субъекте Российской Федерации, иные уполномоченные органы и организации в сфере противодействия терроризму как на региональном, так и муниципальном уровнях (комиссии по содействию в возвращении и адаптации к мирной жизни лиц, решивших прекратить террористическую и экстремистскую деятельность; по делам несовершеннолетних и защите их прав; по ко-

5 Например, см.: Рогов А.С. О необходимости законодательного закрепления оперативно-разыскной подведомственности / А.С. Рогов // Оперативник (сыщик). 2013. № 1 (34). С. 42—44.

6 Например, см.: Изолитов А.С. Совершенствование порядка распространения информации в условиях действия исключительных правовых режимов: моногр. / А.С. Изолитов; под ред. и со вступ. статьей А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2009.

ординации деятельности в сфере противодействия терроризму и др.).

Также остается важной своевременная оценка вносимых изменений в действующие правовые акты, а также принятие новых норм в сфере противодействия терроризму. Так, целесообразно провести анализ правоприменительной практики по реализации норм законов «пакета Яровой» (Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 374-Ф3 «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» и Федеральный закон от 6 июля 2016 г. № 375-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности») с целью внесения корректив повышающих эффективность их использования.

Список литературы:

1. О противодействии терроризму: федер. закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 : принят Государственной Думой 26 февраля 2006 г. : Одобрен Советом Федерации 1 марта 2006 г. : по сост. на 6 июля 2016 г. // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 2006. №11, ст. 1146.

2. Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.).

3. Изолитов А.С. Совершенствование порядка распространения информации в условиях действия исключительных правовых режимов: моногр. / А.С. Изолитов; под ред. и со вступ. статьей А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2009.

4. Правовое обеспечение противодействия терроризму: справ. пособие / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: издатель Шумилова И.И., 1998.

5. Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства (Комментарий главы 29 Уголовного кодекса Российской Федерации). С постатейным приложением нормативных актов и документов / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: изд-ль Шумилова И.И., 2001.

6. Рогов А.С. О необходимости законодательного закрепления оперативно-разыскной подведомственности / А.С. Рогов // Оперативник (сыщик). 2013. № 1 (34). С. 42—44.

7. Спецслужбы России: законы и комментарий / авт.-сост. А.Ю. Шумилов. М.: Юристъ, 1997.

8. Шумилов А.Ю., Яшкулов В.В. Развитие правового регулирования борьбы с терроризмом в России // Современный терроризм, теория и практика / под общ. ред. В.И. Марченкова. М.: Военный ун-т, 2001.

9. Шумилов А.Ю. Новый закон о противодействии терроризму: первые комментарии / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2006. № 2 (7). С. 18—19.

10. Шумилов А.Ю. Комментарий к ст. 2 «Основные принципы противодействия терроризму» // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 33— 40.

11. Шумилов А.Ю. Комментарий к ст. 14 «Компетенция оперативного штаба» // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международ-

ные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., пе-рераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 110—114.

12. Шумилов А.Ю. Типичные оперативно-розыскные версии по факту совершения террористической акции // Терроризм. Правовые аспекты противодействия: нормативные и международные правовые акты с комментариями, научные статьи / под ред. И.Л. Трунова и Ю.С. Горбунова. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Эксмо, 2007. С. 491—503.

13. Шумилов, А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: моногр. / А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007. 160 с.

14. Шумилов, А.Ю. О понятии научной школы профессионального сыска / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2010. № 1 (22). С. 12—19.

15. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2013. Т. I: Оперативно-разыскная деятельность и формирование науки о ней. 455 с.

16. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014. Т. II: Философия оперативно-разыскной науки. 416 с.

17. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2015. Т. III: Основные положения. Кн. 1. Объект, предмет и система оперативно-разыскной науки. 360 с.

18. Шумилов, А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения. 456 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.