2.1. О НАУЧНЫХ ШКОЛАХ ПОЗНАНИЯ ОПЕРАТИВНО-РАЗЫСКНОЙ РЕАЛЬНОСТИ: ПЕРВИЧНЫЕ ЗАРИСОВКИ
Шумилов Александр Юльевич, д-р юрид. наук, профессор. Должность: профессор. Место работы: ГКОУ ВО «Российская таможенная академия». Подразделение: кафедра оперативно-розыскной деятельности института правоохранительной деятельности. E-Mail: [email protected]
Аннотация: Рассмотрены некоторые основные положения, касающиеся определения научной школы по изучению оперативно-разыскной реальности, выделения советского и современного этапов функционирования данных научных школ. Названы основатели этих научных школ, а также дана характеристика авторской междисциплинарной научной школы.
Ключевые слова: научная школа, научный продукт, оперативно-разыскная деятельность, оперативно-разыскная наука, оперативно-разыскная реальность, сыскография оперативно-разыскной науки, сыскология.
ON SCIENTIFIC SCHOOLS OF KNOWLEDGE OF OPERATIVE SEARCH REALITY: PRIMARY APPROACH
Shumilov Alexander Yulievich, Dr of Law, Professor. Position: professor. Place of employment: Russian Customs Academy. Subdivision: Institute of law enforcement activity, chair of operative search activity. E-Mail: [email protected].
Annotation: The article considers some main principles of determining a scientific school of studying operative search reality, distinguishing the Soviet and contemporary stages of functioning of these scientific schools. The founders of the scientific schools are named and the characteristic features of the author's interdisciplinary scientific school are presented in the article.
Key words: scientific school, research product, operative search science, operative search reality, syskography of the operative search science, syskologia.
Несколько предварительных замечаний. Прежде всего поясним, что мы понимаем под авторской научной школой, которая познает оперативно-разыскную реальность. Это — научная школа в оперативно-разыскной науке (сыскологии), т.е. объединенная вокруг научного лидера творческая группа исследователей (количественно выражаемая не менее чем двумя кандидатами наук, подготовленными лидером, как правило, доктором наук), сплоченных научными идеями лидера и целью познания и преобразования опера-~ i тивно-разыскной деятельности и всего того, что с ней
связано «кровными узами», т.е. оперативно-разыскной реальности. Среди научных школ принято различать обычную и ведущую школы. [24, с. 12—19; 26, с. 329— 353.]
Все, что связано с генезисом научных школ, исследующих ОРД и в целом оперативно-разыскную реальность, мы предлагаем изучать с позиций нового научного образования — сыскографии оперативно-разыскной науки (другое название — оперативно-разыскная (сыскная) историография или сыскография в узком смысле слова.). Определим ее как:
1 Далее — ОРД. 52
1) новое, заявленное научное направление, которое может быть сформировано на стыке между современной оперативно-разыскной наукой и историографией как отраслью исторической науки, изучающей ее историю;
2) предметную область оперативно-разыскного науковедения;
3) научно-историческое направление, предназначенное изучать историю оперативно-разыскной науки, включая ее длительную предысторию, периоды жизни, научные концепции, ведущих ученых, научные школы и пр. (сыскография оперативно-разыскной науки по предмету исследования отлична от истории ОРД и профессионального сыска).
Изучение сыскологических научных школ, а также в целом корпуса ученых-сыскологов и их вклада в формирование оперативно-разыскной науки (сыскологии) является, как мы считаем, содержанием одного из разделов сыскографии оперативно-разыскной науки2.
Итак, перечислим известные нам научные школы, исследующие оперативно-разыскную реальность (сыс-кологические школы) и расскажем о них.
Научные школы советского периода отечественной истории. В нем нами выделены два этапа научного изучения ОРД и в целом профессионального сыска: 1) «дошкольный» (ноябрь 1917—1949 гг.); 2) школьный (1950—1991 гг.).
«Дошкольный» этап — это время, когда ОРД как таковой не имелось, а профессиональный сыск изучался в основном отдельными энтузиастами, «стихийно». Почти ни одного доктора юридических наук, который бы вплотную занимался вопросами профессионального сыска, в эти десятилетия в стране не появилось3. В отличие от него «школьный» этап характеризуется появлением в Советском Союзе первых научных школ профессионального сыска (включая не связанные между собой исследования разрозненной ОРД в органах внутренних дел и госбезопасности).
Если с выделением начала «дошкольного» этапа у читателя не возникнет, надеемся на это, вопросов (в данном случае выбрана «официальная» точка отчета — установление в стране в 1917 г. советской власти), то определение начала «школьного» этапа изучения профессионального сыска, включая ОРД, — дело сугубо авторское, субъективное.
Думается, что именно 1950 г. может служить своеобразной гранью между «дошкольным» и «школьным» этапами в научном исследовании проблем профессиональной сыскной работы.
Во-первых, этот год — третий после защиты в 1947 г. И.Н. Якимовым докторской диссертации4. Если придерживаться предложенной нами временной схемы
2 Начало сыскографии оперативно-разыскной науки на фундаментальном научном уровне было положено в 2007 г. — с момента выхода в свет первой по данной проблематике монографии «Феномен научных школ профессионального сыска». [28] К настоящему времени появились и некоторые другие монографические работы, которые можно отнести к сыскографическим [2б, с. 446 и др.; 27, с. 49-54.]
3 Вторая в истории советской науки докторская диссертация по криминалистике И.Н. Якимова (первая защищена Н.В. Терзие-вым) была им защищена в 1947 г., на исходе «дошкольного» периода. В 1949 г. еще защитили докторские диссертации по криминалистике А.И. Винберг и С.М. Потапов.
4 Якимов Иван Николаевич (1884—1954 гг.), кандидат юридических наук (1938 г.), профессор (1940 г.), доктор юридических наук (1947 г.). Основатель криминалистической научной школы. Один из первых российских ученых (советский период), сформулировавший отдельные теоретические положения разыскной деятельности.
определения «рождения» научной школы (оно связано с годом защиты научным лидером докторской диссертации и прошедшим после него периодом, необходимым для защиты кандидатских диссертаций двумя его учениками), то 1950 г. является оптимальной искомой датой.
Во-вторых, 13 сентября 1950 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова была организована кафедра криминалистики (первый заведующий — доктор юридических наук И.Н. Якимов). Тем самым были созданы организационные предпосылки для функционирования научной школы, впоследствии названной университетской школой криминалистики. «За все годы существования кафедры ее аспирантами и докторантами защищено более 100 кандидатских и 9 докторских диссертаций. Всего же из числа выпускников, аспирантов и докторантов кафедры докторами наук, профессорами и виднейшими учеными-криминалистами стали 26 человек...». [29, с. 18—19] Действительно, список весьма внушительный. Остается только добавить, что многие из названных ученых внесли существенный вклад не только в криминалистику, но и в научное познание оперативно-разыскной реальности, а отдельные из них возглавили соответствующие научные школы.
В-третьих, в начале 1950 г. в Высшей школе МГБ СССР были организованы курсы по подготовке преподавателей чекистских дисциплин — прообраз того, что сейчас называют аспирантурой. Первый набор курсов закончил занятия в декабре 1951 г. [1, с. 58]
В «школьном» периоде 1950—1994 гг. нами выделена 41 научная школа, непосредственно или косвенно исследовавших различные аспекты профессионального сыска (включая 25 научных школ по изучению проблем ОРД в органах внутренних дел и госбезопасности). Это научные школы:
- А.И. Винберга, С.П. Митричева, И.Н. Якимова (50-е гг.);
- Р.С. Белкина, А.В. Дулова, И.И. Карпеца, М.П. Кар-пушина, А.Н. Колесниченко, В.П. Колмакова, И.Ф. Крылова, Е.Б. Пескова, В.И. Попова, С.И. Тихенко (60-е гг.);
- Ю.И. Авдеева, Б.Е. Богданова, А.Ф. Возного, Д.В. Гребельского, В.Я. Дорохова, В.П. Ерошина, З.И. Кирсанова, А.М. Ларина, А.Г. Лекаря, И.М. Лузгина, В.А. Лукашова, В.Г. Самойлова, В.Н. Струнникова и М.П. Третьякова, А.И. Цветкова (70-е гг.);
- И.Ф. Герасимова, П.С. Дмитриева, В.М. Клеандро-вой, В.В. Коровина, Р.С. Мулукаева, В.А. Образцова, С.С. Овчинского, Д.В. Ривмана, Г.К. Синилова, В.Т. Томина, А.А. Чувилева, С.А. Шейфера (80-е гг.);
- В.Г. Боброва (1990—1991 гг.). В эти же годы защитили докторские диссертации А.А. Закатов и К.К. Го-ряинов.
Научные школы современного периода отечественной истории (1992 г.— настоящее время). Для него характерен расцвет различных научных направлений и научных школ в области познания оперативно-разыскной реальности.
Все современные сыскологические научные школы можно распределить, в частности, по такому критерию, как отнесение их к определенному оперативно-разыскному (сыскному) государственному органу или их функционирование вне сыскного ведомства.
В сыскных ведомствах (оперативно-разыскных органах) нам известны следующие научные школы профессионального сыска (приводятся фамилии их основателей и (или) руководителей).
Научные школы изучения «оперативно-розыскной деятельности» в органах внутренних дел, во главе которых стоят (стояли) профессора:
1) Академии управления МВД России: В.М. Атмажи-тов, В.Г. Бобров и П.И. Иванов;
2) Московского университета МВД России: Ю.С. Блинов, Н.П. Водько, И.А. Климов, В.П. Кувалдин, Б.П. Михайлов, А.С. Овчинский и Г.К. Синилов;
3) ВНИИ МВД России: К.К. Горяинов (до 2002 г.), В.Д. Ларичев и В.Н. Омелин (до 2016 г.);
4) Санкт-Петербургского университета МВД России: Д.В. Ривман, В.П. Сальников и А.В. Шахматов;
5) Нижегородской академии МВД России: А.Г. Мар-кушин, М.П. Поляков и А.А. Фальченко;
6) Омской академии МВД России: В.Ф. Луговик;
6) Волгоградской академии МВД России: Б.П. Смаго-ринский, М.А. Шматов;
7) Красноярского юридического института: Н.С. Железняк;
8) Барнаульского юридического института: А.Е. Че-четин.
В ФСБ России функционирует (имелись в прошлом) несколько научных школ изучения ОРД и других видов профессионального сыска. В их числе научные школы профессоров: 1) Академии ФСБ России: Н.П. Ерошин, П.С. Дмитриев, В.Я. Дорохов, М.П. Карпушин, З.И. Кирсанов, А.И. Цветков и др.; 2) некоторых других ведомственных вузов: Е.Н. Холопова.
В ФСИН России известна научная школа профессора К.К. Горяинова (с 2003 г.).
В ФТС России наличие научной школы ОРД (профессионального сыска) может быть признано условно. Докторов наук в области ОРД в этой службе до последнего времени не имелось. (Исключение — изучение отдельных аспектов таможенного сыска с позиций криминалистики в Российской таможенной академии (далее — РТА) профессором А.А. Жбанковым и его учениками, а также исследование некоторыми учениками нашей междисциплинарной научной школы отдельных аспектов ОРД в таможенных органах.)
Наиболее близкой по ряду критериев к тому, что принято понимать под научной школой, являлось первичное научно-организационное образование под руководством уважаемого Н.Е. Симонова, кандидата юридических наук, профессора, возникшее в институте правоохранительной деятельности РТА. Однако в связи с его увольнением в 2014 г. из РТА первой «оперативно-таможенной» научной школы так и не возникло.
Между тем в последние годы в РТА идет формирование творческих коллективов, в перспективе способных вырасти в научные школы. Так, на работу в РТА пришли доктора юридических наук по ОРД А.М. Абрамов и Г.А. Корнилов, активно проводит научный поиск кандидат юридических наук, доцент А.Ю. Козловский и
др.)5'
Что касается СВР России, ФСО России и военной разведки Минобороны России, то научные школы по ОРД, возможно, в них функционируют, но их деятельность носит закрытый характер, а потому данных о них не имеется. Еще один оперативно-разыскной орган — ФСКН России, был недавно упразднен, а потому возможность ведомственного своеобразия его потенциальных научных школ исследования ОРД исчезла.
5 Однако чрезвычайно затрудняет создание в таможенных органах научных школ «таможенного профиля» отсутствие необходимых для этого научно-организационных условий — до настоящего времени в РТА не создан закрытый диссертационный совет по ОРД (12.00.12).
Таким образом, в настоящее время в оперативно-разыскных органах насчитывается около 20 действующих «ведомственных» научных школ познания проблем ОРД и в целом оперативно-разыскной реальности.
Научные школы вне оперативно-разыскных (сыскных) ведомств. В современном юридическом научном сообществе нам известны следующие научные школы профессионального сыска (прежде всего по исследованию ОРД и иных «полей» оперативно-разыскной действительности): 1) школы изучения отдельных «стыковых» аспектов ОРД в Генеральной прокуратуре (руководители — профессора А.Ф. Козусев, В.И. Рохлин, А.Б. Соловьев и А.Г. Халиулин); 2) научные школы изучения отдельных аспектов ОРД на кафедрах преподавания дисциплин уголовно-правового цикла ряда вузов в Москве и некоторых других субъектах Федерации. В их числе школы профессоров: Н.П. Яб-локова (МГУ им. М.В. Ломоносова); В.К. Зникина (Кемеровский госуниверситет); А.А. Азарова (Омск); С.А. Шейфера (Самара). В их числе отмечаем «молодую», но перспективную научную школу доктора юридических наук доцента С.И. Захарцева (пока им подготовлены два кандидата наук). Ее организатор крайне активен в продвижении на современной юридический сыскологический «научный рынок» своих научных идей, многие из которых, на наш взгляд, заслуживают самого серьезного внимания научной общественности.
Авторская междисциплинарная научная школа. Осознавая, что каждая научная школа — часть научного сообщества, и, следовательно, любая из них несет на себе печать общего, присущего всем научным школам, тем не менее не стоит отказываться от постулата, что каждая их них уникальна, феноменальна уже в силу того, что «родилась», функционирует и производит «свой» научный продукт. Поэтому надеемся на то, что заинтересованному читателю будет небезынтересно узнать отличительные признаки, присущие нашей научной школе. Приводим некоторые из них.
Во-первых, эта научная школа специфична объектом научного изучения, которым выступает, с одной стороны, профессионально-сыскная действительность (в целом и в различных проявлениях, прежде всего как оперативно-разыскная реальность) и правовое регулирование складывающихся в ней общественных отношений, а с другой — все то, что служит делу обеспечения безопасности нашей страны, укреплению ее процветания и могущества. (Как можно заметить, объект НИР научной школы достаточно объёмен. Не случайно она носит междисциплинарный характер.)
Во-вторых, настоящая школа своеобразна в силу «непривязанности» к какому-либо формально определенному научному центру изучения профессионального сыска. Достаточно упомянуть о том, что наши ученики защищали диссертации и в Академии ФСБ России, и в Академии МВД России, и в Московском пограничном институте, и в Российском университете дружбы народов, и во Владимирском юридическом институте ФСИН России, и в Нижегородском государственном университете им. Н.И. Лобачевского, и в Российской таможенной академии.
В-третьих, данная научная школа носит междисциплинарный характер. Названный выше объект научных разработок данной школы подвергается исследованию в границах нескольких научных специальностей (научных направлений). Наши ученики и последователи защищают диссертации по научным специальностям, имеющим шифры: 12.00.08, 12.00.09, 12.00.12,
12.00.14 и 20.02.03, а также на стыке отдельных научных специальностей.
Междисциплинарный характер научной школы прежде всего вызван научными интересами самого основателя научной школы, так как нами защищена докторская диссертация на стыке трех юридических научных специальностей (с шифрами 12.00.08 и 12.00.09 и закрытой научной специальности).
Междисциплинарный характер авторской школы проявляется и в подготовке ею специалистов по ряду научных специальностей (дисциплин) и одновременно — на стыке двух и более дисциплин.
Так, по ряду вопросов и проблем ОРД, уголовного процесса и криминалистики (12.00.09 и 12.00.12) под нашим научным руководством кандидатские диссертации защитили восемь специалистов (А.Х. Ахкубеков, С.П. Жданов, В.А. Козлов, М.Г. Литвинюк, В.В. Петров и др.), причем двое из них — на стыке с уголовным правом.
По уголовному праву (12.00.08) — пять специалистов (Н.И. Быховец, А.С. Изолитов, Д.Ю. Терников и др.). В том числе один из них защитил работу на стыке с ОРД, а еще один — криминалистикой. (Общая тематика диссертаций — уголовное право и профессиональный сыск, уголовное право и защита интересов государства.)
По административному праву (12.00.14) — шесть чел. (Н.Н. Зарубин, Е.С. Недосекова, С.А. Шорников и др.).
По военному праву (20.02.03) — шесть чел. (А.С. Рогов, В.В. Цуканов, А.Н. Шевораков, М.А. Эсенбаев и др.). Причем из шести пятеро защитили диссертации на стыке с ОРД. НИР здесь проводятся по новому, так называемому военно-полицейскому направлению. [16; 18; 21; 25, с. 51—56]
В-четвертых, авторская научная школа старается производить открытый продукт, несмотря на то, что члены ее творческого коллектива трудятся как открытом, так и в закрытом секторах юридической науки (оперативно-разыскная наука, наука военного права и др.). Научные труды членов ее творческого коллектива лишены налета ведомственной апологетики, как правило, они могут быть подвергнуты верификации. Большинство работ специалистов данной научной школы доступны для широкой научной общественности. [21; 24—27]
В-пятых, научная школа располагает мощным открытым вневедомственным организационным средством для доведения взглядов ее членов до широкой научной общественности — общероссийским журналом «Оперативник (сыщик)», который нами создан, издается и редактируется с 2004 г.
В-шестых, наша научная школа пытается распространять научное влияние не только на Российскую Федерацию, но и на отдельные страны ближнего зарубежья; она пытается оказывать помощь нашим коллегам за рубежом в постижении ряда проблем юриспруденции. Так, наши ученики и последователи исследуют соответствующие объекты научного познания в Азербайджанской Республике (педагогические работники Бакинского государственного университета кандидат юридических наук, доктор философии по праву Б.М. Аскеров и доктор юридических наук М.Х. Муста-фаев) [13; 22, с. 114—123] и в Кыргызской Республике (кандидат юридических наук М.А. Эсенбаев).
В-седьмых, несмотря на относительную молодость и устремленность в будущее, школа сильна своими правовыми традициями. Современное «дерево» этой на-
учной школы произросло на благодатной почве, оно является «побегом» одного из старейших научных «древ» изучения профессионального сыска в нашей стране. Основатель этой школы причисляет себя к последователям правовых идей профессора М.П. Кар-пушина. Именно непосредственное творческое наше общение с маститым профессором — вначале в качестве слушателя Высшей школы КГБ СССР, а затем аспиранта и начинающего преподавателя, на протяжении ряда лет предопределило и со временем окончательно нацелило нас на разработку проблем правового направления оперативной деятельности (впоследствии — профессионального сыска и его ответвления — ОРД). [23, с. 32]
Наконец, в-восьмых, отличительной чертой нашей научной школы является то, что она возникла как первая в Российской Федерации авторская научная школа изучения прежде всего правового компонента оперативно-разыскной реальности, в целом правового регулирования общественных отношений, складывающихся в профессиональной сыскной деятельности, и в частности, законодательного регулирования ОРД (на протяжении ряда лет многие ее ученики реализуют идеи, заложенные нами еще в 1997 г. в докторской диссертации, защищенной на тему «Основы законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности в России»).
Ниже приводим краткие «установочные» данные об авторской междисциплинарной научной школе.
Временной отрезок образования научной школы: 2003 гг. — появление «первичной» научной школы. В эти годы прошла защита нашими учениками первых кандидатских диссертаций, в которых были решены частные задачи профессионального сыска; 2006— 2008 гг. — переход научной школы в «зрелый» возраст. В течение этих лет произошло творческое «рождение» последователей идей нашей научной школы — первых трех докторов наук — В.К. Зникина, В.А. Козлова и А.Е. Шарихина, у которых мы являлись научным консультантом по докторским диссертациям, написанным по ОРД и криминалистике.
Самоназвание научной школы. В настоящее время она называется школой изучения профессионального сыска или научной школой сыскологии (первоначально школа называлась «Исследование проблем законодательного регулирования оперативно-розыскной деятельности и формирования уголовно-розыскного права»). Школа готовит ученых по изучению проблем обеспечения безопасности России: 1) посредством ОРД и других видов профессионального сыска (сыско-логическое направление); 2) посредством применения уголовно-, административно-, информационно- и военно-правовых возможностей.
Основная идея научной школы: междисциплинарное системное научное исследование профессиональной сыскной реальности, включая оперативно-разыскную, и правового регулирования складывающихся в ней (в связи с ней) общественных отношений. Это делается, с одной стороны, для повышения эффективности деятельности по обеспечению безопасности человека и российского общества (включая государство), а также мира и безопасности человечества, а с другой — обеспечения научно выверенной защиты субъектов, попадающих в сферу интересов субъектов профессионального сыска.
Научно-исследовательская программа. Она давно описана в нашей монографии «Феномен научных школ профессионального сыска» (2007 г.), а также опубли-
кована на сайте журнала «Оперативник (сыщик)». Здесь приведем только ее краткое изложение с соответствующими дополнениями. Среди ее основных направлений: разработка общеметодологической платформы изучения профессионального сыска; разработка основ сыскологии как новой межинтегральной науки; исследование проблем правового (прежде всего законодательного) регулирования общественных отношений в профессиональном сыске в целом и его отдельных родах и видах; формирование оперативно-разыскной науки (сыскологии в узком смысле слова), а также нового научного направления — военно-полицейского; разработка основ новых: комплексных оперативно-разыскного права и оперативно-разыскного процесса; «однопредметных» уголовно-сыскного права и уголовно-сыскного процесса; детективного (частного сыскного) права; обоснование места и роли профессионального сыска (его отдельных проявлений) в жизни общества и государства, обеспечении безопасности России; постижение профессионального сыска как системы профессиональных правомерных поведенческих актов (сыскных поступков), совершаемых соответствующими субъектами; изучение воздействия профессионального сыска на права и свободы человека и гражданина; разработка проблем контроля общества и государства (внешнего контроля) за профессиональным сыском; и др.
Ученики и последователи. Количество докторов юридических наук, у которых мы были научным консультантом при подготовке ими докторских диссертаций, — четыре человека: профессора В.К. Зникин, В.А. Козлов, А.Е. Шарихин (Российская Федерация) и доцент М.Х. Мустафаев (Баку, Азербайджанская Республика). Количество защищенных под нашим научным руководством кандидатов юридических наук — 23 чел.
Один из нами подготовленных кандидатов наук (профессор В.А. Козлов) впоследствии защитил докторскую диссертацию, а пятеро в настоящее время пишут докторские диссертации (С.П. Жданов, Н.Н. Зарубин, В.В. Петров, В.В. Цуканов и М.А. Эсенбаев). Наряду с этими специалистами при нашем научном консультировании пишут докторские диссертации несколько ученых-юристов, также достойно представляющих авторскую научную школу. В их числе кандидаты юридических наук: А.В. Агарков, Б.М. Аскеров, Р.М. Скулаков, К.Ю. Пантюхин. Мы ожидаем начала творческих докторских изысканий и от других своих талантливых учеников, в частности кандидатов юридических наук А.С. Изолитова и А.С. Рогова.
Кроме того, в междисциплинарной научной школе продолжается подготовка кандидатов юридических наук. В Российской таможенной академии и некоторых других вузах мы руководим 8 аспирантами (адъюнктами).
Наконец, не можем не отметить тот факт, что ряд идей авторской научной школы был подхвачен, развит и «растиражирован» многими ее сторонниками и последователями. Особо отмечаем активность наших друзей и многочисленных последователей сыскологи-ческой научной мысли. В частности, оперативно-разыскному научному сообществу нашей страны и за рубежом хорошо известны научные труды о сысколо-гии (оперативно-разыскной науке) профессора И.И. Басецкого (Республика Беларусь) [3, с. 63—6б], В.П. Крошко и В.Н. Чисников (Украина) [11, с. 15—20; 12; 19, с. 19—22], а также отечественных ученых— профессора Б.А. Спасенникова [17, с. 20—23], кандидатов
юридических наук Б.Б. Глазунова и А.Ю. Козловского. [5, с. 35—39; 10, с. 35—41]
Научный продукт школы. Считаем, что произведенный каждой научной школой продукт по своей природе двойственен. Во-первых, им выступают, если так можно выразиться, кандидаты и доктора наук, «рожденные» конкретной научной школой. В таком срезе «продукт» нашей междисциплинарной научной школы — получившие путевку в научную жизнь 27 ученых (23 кандидата и четыре доктора наук). Из их числа, что нас особо радует как педагога высшей школы, 15 человек занимаются не только научной, но и учебно-педагогической деятельностью, работая в различных высших образовательных учреждениях доцентами, профессорами, заведующими кафедр, деканами и т.д.
Во-вторых, им является собственно материализованная научная продукция, содержащая новые знания: докторские и кандидатские диссертации, монографии, научные статьи, изобретения, и т.п. Эти труды могут быть написаны как самим основателем научной школы, так и его учениками и последователями. И в данном аспекте нашей междисциплинарной научной школе есть что вынести на суд научной общественности. Ее представителями опубликованы несколько сот научных и учебно-методических трудов по вопросам и проблемам соответствующих областей юридической науки и темам междисциплинарных научных исследований. Особо отмечаем то, что сотрудники научной школы издали более дюжины монографий (без учета наших трудов), которые оказались востребованными специалистами, как теоретиками, так и правоприменителями. [2; 4; 6—9; 13—15; 18; 20]
Вместо заключения.
1. Если в период 1950—1994 гг., т.е. до официального оформления оперативно-разыскной науки (сысколо-гии), имеются основания для выделения 41 научной школы, в которых непосредственно или косвенно исследовали различные аспекты профессионального сыска и в том числе 25 научных школ по изучению проблем ОРД в органах внутренних дел и госбезопасности, то в настоящее время (начиная с 1992 г.) научных школ только по исследованию ОРД насчитывается примерно 50, т.е. в два раза больше, чем ранее.
2. В течение 1995—2017 гг. продолжили функционировать научные школы, образовавшиеся до 1995 г. (как в оперативно-разыскных органах, так и вне их, как по непосредственному изучению оперативно-разыскной реальности, так и по ее опосредованному постижению с позиций ряда наук): В.М. Атмажитова, Р.С. Мулукаева, Б.П. Смагоринского, В.Т. Томина, С.А. Шейфера, А.И. Цветкова и др. Сюда же мы относим научные школы тех докторов наук, которые хотя и были созданы, как правило, после 1995 г., но основатели которых защитили докторскую диссертацию до 1995 г. Это научные школы ученых-«оэрдэшников» (по-новому, сыскологов) профессоров К.К. Горяинова, В.П. Кувалдина, А.Г. Маркушина и В.Н. Омелина.
Отметим и то, что в период 1995—2017 гг. прекратили функционировать (в связи со смертью руководителя и по иным основаниям) научные школы: Ю.С. Блинова, В.Г. Боброва, Д.В. Ривмана, Г.К. Синилова (ОВД); Н.П. Ерошина, П.С. Дмитриева, З.И. Кирсанова (ФСБ).
3. Из 63 докторов наук, защитивших докторскую диссертацию после 1995 г., т.е. уже в период жизни оперативно-разыскной науки, собственно по проблемам ОРД (а это более чем 20 лет), на сколько нам известно, только 12 ученых к настоящему времени основали
собственные научные школы первого или второго поколений, которые в настоящее время функционируют и познают ОРД и в целом оперативно-разыскную реальность. Вот они: Н.П. Водько (подготовлены 2 доктора наук и 8 кандидатов наук); В.В. Волченков (3 доктора наук и 18 кандидатов наук); Н.С. Железняк; С.И. Захарцев (2 кандидата наук); В.К. Зникин (2 кандидата наук); П.И. Иванов (6 кандидатов наук); И.А. Климов; В.Д. Ларичев (7 докторов наук и 70 кандидатов наук); В.Ф. Луговик; А.Е. Чечетин (9 кандидатов наук); А.В. Шахматов; А.Ю. Шумилов (3 доктора наук и 13 кандидатов наук)6.
4. Еще одной значимой группой научных школ изучения оперативно-разыскной реальности, появившихся после 1995 г., выступают те, которые образованы в Российской Федерации учеными-смежниками, т.е. докторами наук, защитившими диссертацию по смежным с ОРД наукам и хотя в основном занимающихся решением проблем криминалистики, уголовного права и уголовного процесса, криминологии и некоторых иных наук, тем не менее, также уделяющих внимание проблемам постижения отдельных аспектов оперативно-разыскной реальности. Примером такой молодой научной школы является руководимая профессором Е.Н. Холоповой криминалистическая научная школа (г Калининград), в которой помимо ряда ученых-криминалистов подготовлены два кандидата наук по ОРД.
Список литературы:
1. Академия ФСБ России. 80 лет / под общ. ред.: В.Л. Шульц. М., 2001.
2. Ахкубеков А.Х. Правовое регулирование за рубежом оперативно-розыскной деятельности и использования ее результатов в уголовном процессе: моногр. / А.Х. Ахкубеков. М.: Рос. крим. ассоциация, 2004.
3. Басецкий И.И. Сыскология в Беларуси и возможности креативного взаимодействия сыскологов стран ЕврАзЭС / И.И. Басецкий // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 63—66.
4. Быховец Н.И. Явка с повинной и ее реализация в оперативно-розыскной и контрразведывательной деятельности (уголовно-правовые и сыскные аспекты): моногр. / Н.И. Быховец, А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.
5. Глазунов Б.Б. О началах теории принятия решений в оперативно-разыскной деятельности / Б.Б. Глазунов // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 35— 39.
6. Жданов С.П. Участие специалиста в судопроизводстве и оперативно-разыскной деятельности: постановка проблем: препринт моногр. / С.П. Жданов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2014.
7. Зникин В.К. Проблемы оперативно-розыскного обеспечения раскрытия и расследования преступлений субъектами военного права: моногр. / В.К. Зникин. М.: иД Шумиловой И.И., 2005.
8. Изолитов А.С. Совершенствование порядка распространения информации в условиях действия исключительных правовых режимов: моногр. / А.С. Изолитов; под ред. и со вступ. статьей А.Ю. Шумилова. М.: ИД Шумиловой И.И., 2009.
9. Козлов В.А. Противоправное поведение в сфере экономики. Уголовно-правовые, криминологические и
6 Данные носят предварительный характер, требующие уточнения и перепроверки, так как исследование автором научных школ профессионального сыска продолжается.
криминалистические аспекты: моногр. / В.А. Козлов. М., 2005.
10. Козловский А.Ю. О сыскной (оперативно-розыскной) деятельности отечественных таможенных органов и возможностях ее изучения с позиций сыско-логии / А.Ю. Козловский // Оперативник (сыщик). 2011. № 2 (27). С. 35—41.
11. Крошко В.П. О логической структуре философии сыска и насущных проблемах / В.П. Крошко // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 15—20.
12. Крошко В.П. Сыскология — парадигма профессора А.Ю. Шумилова. Новая наука о сыске / В.П. Крошко. Саарбрюккен (ФРГ): ЛАП ЛАМБЕРТ Академик Пабли-шинг, 2013.
13. Мустафаев М.Х. Философско-правовые проблемы криминалистической методики расследования отдельных видов преступлений (на примере преступлений против правосудия, совершенных работниками правоохранительных органов): моногр. / М.Х. Муста-фаев; отв. ред. А.Ю. Шумилов. Баку: изд-во «Digesta», 2008.
14. Недосекова Е.С. Административно-правовой механизм обеспечения информационной безопасности таможенных органов Российской Федерации: моногр. / Е.С. Недосекова. М.: изд-во РТА, 2013.
15. Петров В.В. Правовое регулирование осуществления оперативно-розыскных мероприятий по противодействию незаконному обороту наркотиков: моногр. / В.В. Петров. М.: ИД Шумиловой И.И., 2005.
16. Рогов А.С. О необходимости законодательного закрепления оперативно-разыскной подведомственности / А.С. Рогов // Оперативник (сыщик). 2013. № 1 (34). С. 42—44.
17. Спасенников Б.А. И снова о сыскологии и первых сыскологах России и стран ближнего зарубежья (обзор новых достижений оперативно-разыскной научной мысли) / Б.А. Спасенников // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 20—23.
18. Цуканов В.В. Гласная помощь граждан России пограничной полиции как общая проблема административного, военного и оперативно-розыскного права: моногр. / В.В. Цуканов, А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2008.
19. Чисников В.Н. Сыскология в Украине: период возникновения и становления / В.Н. Чисников // Оперативник (сыщик). 2012. № 4 (33). С. 19—22.
20. Шарихин А.Е. Новая парадигма оперативно-розыскной деятельности и ее роль в обеспечении экономической безопасности России: моногр. / А.Е. Шарихин. М.: АЭБ МВД России, 2007.
21. Шевораков А.Н. Правовая характеристика контролируемой поставки как оперативно-розыскного мероприятия, осуществляемого федеральной службой безопасности: 20.02.03 / А.Н. Шевораков. М.: МПИ ФСБ России, 2005.
22. Шумилов А.Ю., Аскеров Б.М. О зарождении новой юридической науки — сыскологии // Доклады Национальной академии наук Азербайджана. Баку. 2011. № 3. (Т. 57). С. 114—123.
23. Шумилов А.Ю. Мы помним Вас, Михаил Петрович! (памяти М.П. Карпушина, 1923—1995) / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик)». 2006. № 1 (6). С. 32.
24. Шумилов А.Ю. О понятии научной школы профессионального сыска / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2010. № 1 (22). С. 12-19.
25. Шумилов А.Ю. Современные правовые военно-полицейские научные исследования в России: состоя-
ние и перспективы / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2012. № 1 (30). С. 51—56.
26. Шумилов А.Ю. Оперативно-разыскная наука в Российской Федерации: моногр. / А.Ю. Шумилов. В 3 т. М.: ИД Шумиловой И.И., 2016. Т. III: Основные положения. Кн. 2. Методология, принципы, язык, субъекты оперативно-разыскной науки и некоторые иные ее положения. С. 329—353.
27. Шумилов А.Ю. О некоторых новых научных образованиях, порождаемых современной оперативно-разыскной наукой (сыскологией) / А.Ю. Шумилов // Оперативник (сыщик). 2017. № 1 (50). С. 49-54.
28. Шумилов А.Ю. Феномен научных школ профессионального сыска: моногр. А.Ю. Шумилов. М.: ИД Шумиловой И.И., 2007. — 160 с. (Теория и практика профессионального сыска).
29. Яблоков Н.П. 50 лет кафедре криминалистики: доклад, посвященный 50-летию кафедры криминалистики юридического факультета МГУ / Н.П. Яблоков.
М., 2000.