Научная статья на тему 'Парадигмальный подход к классификации исторически сложившихся форм физического воспитания военнослужащих'

Парадигмальный подход к классификации исторически сложившихся форм физического воспитания военнослужащих Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / PHYSICAL EDUCATION / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / SERVICEMEN / PARADIGM APPROACH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Елисеев С.А., Коновалов И.Е., Нугаев Р.М., Туганова З.Л.

В статье рассматривается проблема классификации различных подходов к анализу физического воспитания военнослужащих на основе парадигмальной концепции. Утверждается, что, несмотря на то что предложенные парадигмы не являются в научном сообществе общепризнанными, они могут выступать образцами решения проблем, составляющих содержание физического воспитания военнослужащих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PARADIGM APPROACH TO CLASSIFICATION OF HISTORICALLY ENTRENCHED FORMS OF PHYSICAL EDUCATION OF SERVICEMEN

The article deals with the classification of historically entrenched forms of physical education of servicemen grounded on the paradigm approach. It is maintained that in spite of the fact that the paradigms of the physical education of servicemen proposed are not universally recognized by the community of physical education specialists, they can serve as peculiar models for solving the basic problems that make up the content of the physical education of servicemen.

Текст научной работы на тему «Парадигмальный подход к классификации исторически сложившихся форм физического воспитания военнослужащих»

УДК: 796.1

ПАРАДИГМАЛЬНЫЙ ПОДХОД К КЛАССИФИКАЦИИ ИСТОРИЧЕСКИ СЛОЖИВШИХСЯ ФОРМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

С. А. Елисеев, И.Е. Коновалов, Р.М. Нугаев, З.Л. Туганова

Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, Казань, Россия Для связи с авторами: Е-mail: elise-s@mail.ru

Аннотация:

В статье рассматривается проблема классификации различных подходов к анализу физического воспитания военнослужащих на основе парадигмальной концепции. Утверждается, что, несмотря на то что предложенные парадигмы не являются в научном сообществе общепризнанными, они могут выступать образцами решения проблем, составляющих содержание физического воспитания военнослужащих.

Ключевые слова: парадигмальный подход, физическое воспитание, военнослужащие.

THE PARADIGM APPROACH TO CLASSIFICATION OF HISTORICALLY ENTRENCHED FORMS

OF PHYSICAL EDUCATION OF SERVICEMEN

S.A. Eliseev, I.E. Konovalov, R.M. Nugaev, Z.L. Tuganova

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sport and Tourism, Kazan, Russia Abstract:

The article deals with the classification of historically entrenched forms of physical education of servicemen grounded on the paradigm approach. It is maintained that in spite of the fact that the paradigms of the physical education of servicemen proposed are not universally recognized by the community of physical education specialists, they can serve as peculiar models for solving the basic problems that make up the content of the physical education of servicemen.

Key words: paradigm approach, physical education, servicemen.

Актуальность. Одним из направлений подготовки воинов во все времена была и является работа по их физическому воспитанию. Исследование опыта различных эпох и народов позволяет выявить множество исторически сложившихся форм организации физического воспитания военнослужащих. В поисках наиболее подходящей теоретико-методологической основы осмысления эволюции исторических подходов к физическому воспитанию военнослужащих мы обратились к парадигмальному подходу, развитому американским философом и историком наук Томасом С. Куном. «Под парадигмами, — объяснял Кун, — я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение определенного времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений. Парадигма — это то, что объединяет членов научного сообщества, и, наоборот, научное сообщество состоит из людей, признающих парадигму»

[2]. Цель создания парадигмы — необходимость устранения разногласий между учеными по поводу постановки научных проблем и выбора адекватных методов их решения. Отечественный исследователь Н.С. Розов, справедливо фиксируя вслед за другими критиками Куна логическую и методологическую амбивалентность данного термина, несколько скорректировал куновское определение парадигмы, рассматривая последнюю как «устойчивую связную совокупность философских и/или научных взглядов, служащую основой ученым как минимум двух поколений ставить проблемы, планировать и проводить исследования для их решения» [3]. Новизна подхода Н.С. Розова к пониманию парадигмы состоит прежде всего в том, что он определил минимальный временной интервал, свидетельствующий о превращении научного и философского знания в устойчивую исследовательскую традицию.

Более того, отличие парадигм от других форм организации научного и философского знания Н.С. Розов усматривает в следующем. Во-первых, парадигма выступает как целое по отношению к концепциям, схемам и моделям, рассматриваемым как ее части. Во-вторых, продолжительность «жизни» парадигм больше, чем у концепций, схем и моделей, которые «живут не дольше, чем их авторы». В-третьих, концепции, схемы, модели могут разными своими частями принадлежать «не к одной, а к двум и более парадигмам». В-четвертых, парадигм меньше, чем концепций, схем, моделей, вследствие чего сравнительный анализ научного и философского знания с их помощью проводить гораздо легче и эффективней [3].

Как известно, Кун использует термин «парадигма» по меньшей мере в двух смыслах — как «дисциплинарную матрицу» и как «образец». А именно: как «всю совокупность убеждений, ценностей, технических средств и т.д., которая характерна для членов данного сообщества» и как «один вид элемента в этой совокупности — конкретные решения головоломок, которые, когда они используются в качестве моделей или примеров, могут заменять эксплицитные правила как основу для решения не разгаданных еще головоломок нормальной науки» [2]. Первый смысл термина сам Кун называет социологическим. Второй, с нашей точки зрения, можно условно назвать «методологическим», поскольку парадигмы рассматриваются и как образцы решения теоретических проблем. В нашей работе понятие «парадигма» используется в обоих смыслах. Правомерность применения парадигмаль-ной концепции к исследованию различных подходов к физическому воспитанию военнослужащих объясняется тем, что при их рассмотрении обнаруживаются как различия определенных групп учений, с одной стороны, но и как идентичность ряда учений в рамках определенной группы, с другой. Несмотря на то что разнообразные парадигмы подходов к физическому воспитанию военнослужащих не являются общепризнанными в сообществе специалистов, занимающихся физическим воспитанием, они тем не менее

могут выступать образцами решения основных проблем, составляющих содержание физического воспитания военнослужащих [1]. Сама проблема систематики подходов к физическому воспитанию военнослужащих имеет своей предпосылкой проблему генезиса подходов к физическому воспитанию военнослужащих, которая решается в литературе неоднозначно. Одни специалисты обнаруживают учения о физическом воспитании уже в древности. Другие датируют их возникновение появлением научного подхода, хотя и здесь отсутствует ясность, в каких именно учениях следует искать ее истоки. Таким образом, цель нашего исследования — конкретизация понятия «парадигма физического воспитания военнослужащих» и выявление специфики эволюции данного социального явления.

Результаты исследования. Парадигмой физического воспитания военнослужащих следует считать такое систематическое учение, которое дает целостное описание цели, средств, способов и методов физического воспитания военнослужащих на основе определенной обобщающей и доминирующей идеи. Анализ конкретных подходов к физическому воспитанию позволяет выделить следующие парадигмы данного вида деятельности: - физическое воспитание в повседневной деятельности войск; - физическое воспитание через воспроизводство определенных ритуалов; - физическое воспитание на основе специальных теорий; - физическое воспитание посредством «военной муштры»; -физическое воспитание посредством соревновательности и другие.

В качестве примера функционирования парадигмы рассмотрим физическое воспитание посредством соревновательности. Так, в античности, в Древней Греции, детей, достигших семилетнего возраста, отнимали у родителей и, разбив на группы, передавали в распоряжение государственных воспитателей. В этих условиях к четырнадцати годам каждый ребенок привыкал к физическим и душевным испытаниям и получал представление об основах гимнастики и орхестрики, которым в соответствии со спартанскими представле-

ниями об эстетике придавался более жесткий характер. В ходе физических занятий дети не должны были избегать ударов ногами, укусов и даже царапания (ногтями). Чтобы убедиться в том, что дети растут «удальцами», в их среде иногда намеренно провоцировались раздоры и драки. Каждый год обучения завершался соревнованиями с использованием мистификаций, связанных с различными древними культами. В частности, состязания устраивали перед открытыми могилами героев прошлого, культивируя тем самым чувство ответственности перед свершениями предков. Посвящаемых же заставляли соревноваться в ударах бичом перед алтарем Артемиды. В Древнем Египте существовали развлечения с акробатическими и танцевальными номерами. Это свидетельствовало о популярности физических упражнений. Египетская знать среди многих спортивных видов предпочитала борьбу вольного стиля. Часто такого рода соревнования организовывались между египтянами и иностранцами, где египтяне обязательно побеждали. Такие состязания проводились не для того, чтобы выявить самого сильного и ловкого. Они организовывались для того, чтобы еще раз показать величие древнеегипетского государства. Воины состязались в стрельбе из лука, фехтовании на палках, плавании, тяжелой атлетике и в упражнениях по легкой атлетике.

В Древней Индии между воинами на высоком культурном уровне проводились конные состязания, единоборства с нанесением ударов рукой и ногой по чувствительным к боли частям тела. Была разработана методика ритуала выразительных движений. Правила, нормы гигиены и укрепления здоровья, установленные йогой, были обязательными для воинов и представителей высших слоев Древней Индии.

В более поздние времена, в средневековой Индии, были распространены состязания, имитирующие действия в боевой обстановке. Например, проводились соревнования в стрельбе из лука на полном скаку, для того чтобы в аналогичной боевой обстановке уметь точно поразить цель. А в ходе состязаний с арканом или в поясной борьбе учились

тому, чтобы не только уметь заарканить животное, но и в случае необходимости твердой рукой стащить с седла спасающегося бегством противника.

Неизменной принадлежностью празднеств народов Центральной Азии по случаю победы, торжества или сезонных праздников считались конные игры. Предания и путевые записки повествуют о народных героях, одержавших победу на боевых жеребцах в турнирах по преследованию, в вооруженных поединках. Игры конного поло «цхен-бурти» и «човган», устраиваемые на дворах владык, были отображены в эпосах таких известных поэтов, как грузинский поэт Шота Руставели и узбекский поэт Алишер Навои. О физической культуре народов Америки в период доевропейской колонизации мы черпаем сведения из археологических находок, этнографических коллекций и из испанских хроник ХУ1-ХУП вв. Уровень развития производительных сил здесь намного отставал от такового в более развитых странах Европы и Азии. Животные в качестве тягловой силы или для верховой езды тут не использовались, не было и колесных повозок. Здесь не знали даже железа. Оружие изготовлялось из камня или из бронзы. Племена, промышлявшие охотой, кочевые и оседлые племена часто воевали между собой за более богатые территории, за долины рек, за соляные копи, из-за рабов и даже иногда из-за каучука, служившего исходным материалом для изготовления мячей. Для тренировки силы воли воины применяли форсированные марши, бег, греблю, борьбу, силовые состязания, игры с мячом и с оружием.

На широких просторах Приднепровья жили мужественные племена восточных славян, которые занимались земледелием, ремеслами, скотоводством и охотой. На протяжении многих столетий славянам приходилось вести войны против многочисленных кочевых народов — гуннов, аланов, аваров, болгар и др. Условия жизни славян оказали огромное влияние на развитие самобытных форм физического воспитания. Широкое распространение у них получили игры, в основе которых лежали элементы трудовой и военной деятельно-

сти. У восточных славян отмечаются зачатки целенаправленного обучения. Так, например, родители обучали своих детей верховой езде, стрельбе из лука, метанию копья, плаванию, борьбе и другим видам физических упражнений. Значительное место в воспитании молодежи занимали охота и игрища. Охота являлась важной отраслью хозяйства восточных славян. В процессе охоты приобретались такие качества, как сила, выносливость, ловкость, смелость, решительность. Молодежи и взрослому населению, из числа которых формировались военные отряды, нужны были также навыки военного дела. Основной формой физического воспитания являлись игрища, связанные с различными культовыми обрядами. Составными элементами игрищ были песни, пляски, состязания в беге, прыжках, борьбе, метании копья, дротика, стрельбе из лука, кулачном бою и др. Японские историки утверждают, что японцы нашли свою землю благодаря состязаниям по борьбе. Прибыв в 712 г. до н.э. на о. Кюсю,

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Елисеев, С. А. Анализ потенциальных возможностей совершенствования процесса профессионально-прикладной физической подготовки курсантов военных учебных заведений / С.А. Елисеев // Актуальные проблемы теории и практики физической культуры, спорта и туризма : материалы V Всерос-

BIBLIOGRAPHY

1. Eliseev, S A. Ontleding van potensiële geleenthede vir proses verbetering professionele toegepas fisiese voorbereiding van cadets van militêre skole / Eliveev S.A.// Werklike probleme van teorie. en praktyk van fisiese kultuur, sport en Toerisme : materials van die V Al-Russiese wetenskaplike-praktiese konferensie

японские племена смогли там поселиться лишь после того, как их вождь поборол вождя местного племени айнов. Борьба сумо считалась привилегией самураев. Победителем в ней объявлялся тот, кто первым вытолкнет соперника из круга или прижмет его к земле. Поэтому зачастую преимущество в сумо получал тот участник, который имел больший вес тела.

У других представителей японского общества были популярны конное поло, танцы, китайская игра «ки-кюх». На ее основе японцы созда—ли свою игру под названием «кемари», суть которой состояла в перекидывании мяча над черешневым деревом. Задачей было сделать как можно больше передач мяча без потерь. Вывод. Таким образом, множество исторически сложившихся форм организации физического воспитания военнослужащих можно свести к совокупности различных парадигм физического воспитания, характеризующихся определенными целями, средствами, способами и методами.

сийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов. - Казань : ПовГАФКСиТ, 2017. - Т.2. - С. 432-434.

2. Кун, Т. Структура научных революций / Т. Кун; пер. с англ. - М. : Прогресс, 1977. - 300 с.

3. Розов, Н. С. Философия и теория истории. - Кн. 1. Пролегомены / Н. С. Розов. - М. : Логос, 2002. - 645 с.

van jong wetenskaplikes, nagraadse studente en voorgraadse student. - Kazan : PovGAFKSiT, 2017 ingedien.

2. Kun, T.Die struktuur van wetenskaplike omwentelings / T. Kuhn; Baan. met engl. - М. : Vorder, 1977. - 300 s.

3. Rozov, N. S. Filosofie en teorie van geskiedenis. - Kn. 1. Prolegomena / N. S. Rozov. - M. : Logo's, 2002. - 645 met.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Елисеев Сергей Александрович (Eliseev Sergey Alexsandrovich) - аспирант кафедры теории и методики физической культуры и спорта Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: elise-s@mail.ru

Коновалов Игорь Евгеньевич - доктор педагогических наук, доцент Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: igko2006@mail.ru

Нугаев Ринат Магдиевич - доктор философских наук, профессор Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: rinatnugaev@mail.ru

Туганова Зульфира Лукмановна - старший преподаватель Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма, e-mail: zulfira_tuganova@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.