При дистанционном обучении студентов оптимизация учебного процесса с помощью сетевого ресурса способствует повышению их информированности за счет ускорения доступа к четко структурированной профессионально значимой информации, но не компенсирует несформированность вторичной текстовой деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Залевская, А. А. Текст и его понимание / А. А. Залевская ; Тверской гос. ун-т. - Тверь : [б.и.], 2001. - 177 с.
2. Зимняя, И.А. Лингво-психологический анализ речевой деятельности / И.А. Зимняя. -М. : МПСИ ; Воронеж : МОДЭК, 2001. - 432 с.
3. Коломиец, О.М. Дидактические особенности построения учебного пособия по предмету с позиций деятельностного подхода к обучению / О.М. Коломиец // Развитие и современное состояние психологических исследований в свете модернизации образования : материалы Всерос. науч.-практ. конф. Иваново, 21-22 марта 2003 г. - Иваново, 2003. - Вып. 1. - С. 96-97.
4. Романов, И.В. Влияние Интернет-среды на индивидуально-психологические качества пользователей научно-информационных сайтов : дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. - Кострома, 2005. - 207 с.
5. Турчин, А.С. Психологические условия восприятия и понимания учебных текстов /
A.С. Турчин // Психол. журнал. - 2004. - Т. 25. - № 4. - С. 14-19.
6. Чистяков, В.А. Взаимодействие субъектов образовательного процесса в системе дистанционного обучения (на примере вуза физической культуры) : дис. ... д-ра пед. наук / Чистяков Владимир Анатольевич. - СПб., 2004. - 416 с.
7. Чистяков, В.А. Научно-методическое обеспечение системы дистанционного обучения /
B.А. Чистяков, С.С. Филиппов, Н.П. Князева // Теория и практика физической культуры. - 2006. -№ 10. - С. 49-50.
REFERENCES
1. Zalevskaya, A.A. (2001), Text and its understanding, Tver State University, Tver.
2. Zimnya, I.A. (2001), Linguistics -psychological analysis of speech activities, MODEK, Voronezh.
3. Kolomiyets, O.M. (2003), "Didactic features of creation of the education guidance in a subject from line items of activity approach to training", Development and the current state of psychological researches in the light of modernization of education: materials All-Russian conference, Ivanovo, on March 21-22, 2003, Ivanovo, Issue 1, pp. 96-97.
4. Romanov, I. V. (2005), Influence of the Internet environment on individual and psychological qualities of users of the scientific and information websites, dissertation, Kostroma.
5. Turchin, A.S. (2004), "Psychological conditions of perception and understanding of educational texts", Psychological journal, Vol. 25, No. 4, pp. 14-19.
6. Chistyakov, VA. (2004), Interaction of subjects of educational process in system of distance learning: on the example of higher education institution of physical culture, dissertation, St. Petersburg.
7. Chistyakov, V.A., Filippov, S.S. and Knyazeva, N.P. (2006), "Scientific and methodical providing system of distance training", Theory and practice ofphysical culture, No. 10, pp. 49-50.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 21.11.2016
УДК 796 (091)
ГЕНЕЗИС ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА УРАЛЕ ДО 1917 ГОДА
Светлана Леонидовна Усольцева, кандидат педагогических наук, доцент, Уральский государственный университет путей сообщения (ФГБОУ ВО УрГУПС),
Екатеринбург
Аннотация
В статье рассмотрены особенности процесса развития физической культуры и спорта на Урале с момента зарождения до окончания царской власти. Отмечены традиционные виды народ-
ной, прикладной физической культуры, направленные на подготовку к трудовой и военной деятельности и находящие свое отражение в трудовых процессах племен, их социальных отношениях и особенностях бытовой жизни. Выявлено влияние российского государства на занятия разных слоев населения физической культурой и спортом, появление физического воспитания в образовательных учреждениях Урала, отражен вклад буржуазии в развитие физической культуры и спорта.
Ключевые слова: физическая культура, спорт, зарождение, развитие, народная физическая культура, прикладная направленность, спортивные общества.
GENESIS OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS IN THE URALS UNTIL 1917
Svetlana Leonidovna Usoltseva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Ural State University of Railway Transport, Ekaterinburg
Annotation
The article analyzes the peculiarities of the process of development of physical culture and sports in the Urals since the time of inception to the end of the Royal power. The traditional types of folk, applied physical education directed at preparation for the labor and military activities have been outlined and they find their reflection in the work processes of the tribes, their social relationships and peculiarities of everyday life. The influence of the Russian state on the different classes of the population involvement in the physical culture and sports has been revealed; including the emergence of the physical education in educational institutions of the Urals, the contribution of the bourgeoisie to the development of physical culture and sports has been shown.
Keywords: physical culture, sport, origin, development, people's physical culture, applied focus, sports societies.
Уральские горы представляют собой горные скопления, простирающиеся между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, протяженностью около 2000 км и шириной хребта от 40 до 150 км. Понятие Урал считается достаточно молодым, т.к. этому названию около трехсот лет. Впервые его ввел В. Татищев в начале XVIII века. Существуют разные толкования значения слова «Урал» - от мансийского «гора» до тюркского «каменный пояс». По климатическим признакам Урал делится на полярный, приполярный, северный, средний и южный.
Впервые письменные сведения о народах Урала были выявлены в V в. до н.э. По словам торговцев, ходивших далеко на северо-восток, были составлены описания народностей, живущих на пути следования караванов. Это и фиссагеты (тиссагеты), и иирки, агриппеи и многие другие. Найденные источники середины IX века свидетельствуют о том, что в бассейне нижнего течения р. Урал в VII-IX вв. жили печенеги. А лесостепную зону Волго-Камья населяли буртасы. Однако судить об археологических культурах территории Урала сложно, т.к. степь служила дорогой постоянных передвижений кочевников с востока на запад [2].
Духовная культура того времени отражала социальные, этнокультурные и экономические процессы, при этом была их составной частью. Многообразие изменений в жизни родового общества определялось различными историческими судьбами уральского населения степи, лесостепи и тайги. Они были связаны с разнообразными способами ведения хозяйства, различными культурными традициями и направлениями контактов и миграций. На юге Урала процветало табунное скотоводство, кочевой образ жизни был круглогодичный. Далее, продвигаясь к северу Уральских гор, население ведет оседлый образ жизни, кроме скотоводства появляется земледелии, пчеловодство, добавляется лесной промысел. И наконец, на Северном Урале распространено оленеводство, люди в основном ведут кочевой образ жизни.
Таким образом, освоение Урала началось в глубоком прошлом. За сто тысяч лет развития первобытнообщинного строя народы Урала прошли путь от незначительных групп охотников и собирателей до крупных общностей тюркской, финно-угорской, индоевропейской групп с развитым земледелием, скотоводством, металлургией и самобытной
культурой. В обнаруженных при археологических раскопках поселениях, помимо жилых помещений найдены загоны для скота и хозяйственные ямы, а в захоронениях предметы вооружения из железа: шлемы, кольчуги, мечи, топоры, кинжалы, наконечники для стрел и т. д.
Физическая культура того времени была представлена в народных играх, самобытных физических упражнениях, состязаниях и ориентирована на совершенствование физических качеств (силы, ловкости, выносливости, меткости) и формирование двигательных навыков (езда на лошадях, бросание аркана и т.д.). Одним из популярных видов был бег. Так описывает правила бега С.И. Руденко. «...В беге принимали участие человек до десяти, причем бегущие (югереусё) были только в рубашках, заправленных в засученные до колен штаны. Бежали обыкновенно на небольшое расстояние, до 2 км. Впереди бегущих скакал всадник и указывал им путь, по которому следует бежать. Троим прибежавшим первыми, дарили: первому - большой кусок мяса, второму ребра, третьему небольшой кусок мяса. В некоторых поселениях вместо мяса раздавали полотенца» [7]. По легендам и былинам хантов и манси известно, что у них существовали специализированные площадки для игр и состязаний. Проходили соревнования в беге, стрельбе из лука, переламывании костей различных животных, метание и толкание камней, борьба, разнообразные гонки на снегоступах, собачьих упряжках, лодках, перенос тяжестей, перетягивание палки, прыжки через лодки и т.п. (Патканов, С.К. Стародавняя жизнь остяков и их богатырей по былинам и сказаниям / С.К. Патканов // Живая старина. - СПб., 1891. - Выпуск 3, 4. - С.78). Также распространена борьба, которая имеет свои национальные особенности. Игры с различными предметами. Например, у хантов в сказаниях описывается древняя игра в каменный мяч - игроки выстаиваются в две шеренги напротив друг друга, перекидывают и ловят мячи носком или пяткой. Игра проходит на специально оборудованной площадке из серебра или меди [4]. Следующим моментом являлись религиозные обряды, во время которых совершались ритуальные игры и действия. Это и были первые ростки будущей физической культуры.
Освоение Урала (или каменного пояса, как назывался он в русских летописях) русскими людьми началось ХП-ХУП веков и оказало значительное воздействие на быт и культуру коренного населения края. Влияние русской культуры более всего сказывалось в навыках пашенного земледелия, распространении русского языка, письменности, православия, в использовании природных богатств, стали шире разрабатываться соляные копи, руда, лес. Но этот процесс не был односторонним, коренное население Урала к тому моменту обладало немалыми производственными знаниями и навыками, приемами охоты и рыбной ловли, которые на начальных этапах перенимались русскими.
И практически одновременно идет освоение районов вдоль течения реки Яик казаками во главе с атаманом Василием Гугней. Сначала они занимались разбоем на Волге и Каспийском море, используя берега Яика в качестве зимовки. Первые казачьи поселения в целях безопасности строились на островах. Позднее казачье войско переходит на службу московских царей и занимается защитой юго-восточных рубежей страны, а по вызову присоединяется к военным походам основных русских войск. Казаки славились необычайной храбростью, дерзостью, смелостью, владели различными видами оружия, были неоднократно награждены медалями за мужество и отвагу.
Традиционно уральские казаки проводили совместный досуг - это и праздничные гуляния после сельскохозяйственных и промысловых работ, встречи и проводы казаков на службу. Все гуляния сопровождались состязаниями в стрельбе, джигитовке, рубке, инициировании военных баталий. С раннего возраста при крещении проводились посвящения мальчиков в казаки: их усаживали на коня и надевали саблю.
Таким образом, для основной части населения физическая культура носила прикладной характер и была представлена в виде игр и забав, подготовки к трудовой и военной деятельности.
В сентябре 1801 года на Урале произошло событие мирового масштаба - появление первого в России велосипеда, изобретенного уральским мастером Ефимом Матвеевичем Артамоновым, который являлся крепостным крестьянином Пажевского завода, находившегося под Нижним Тагилом. Аналогичная модель велосипеда в Европе появилась только во второй половине XIX века. В архивных документах того времени найдена запись: «...Холоп Ефимка сын Артамонов, розгами бит за то, что в день Ильи пророка года 1800 ездил на диковинном самокате по улицам Екатеринбурга и пугал всех встречных лошадей, которые не только на дыбы становились, но и на заборы бросались, и увечья пешеходам чинили немалые.» [3]. Тем не менее, в 1801 году Ефим Артамонов был направлен на коронацию «... дабы поздравить и удивить императора ...». По свидетельству историков, император оценил изобретение Артамонова, дал ему вольную и 25 рублей золотом. Это был первый в мире велопробег. После возвращения уральца в Нижний Тагил на Пажевском заводе начался велосипедный бум, причем модель стала более совершенной [1].
И только 1868 году велосипед на Урале появляется вновь, сначала трехколесный, на следующий год его переделывают на двухколесный велосипед. К началу 1880 в Екатеринбурге можно было увидеть на прогулке любителей велосипеда, которые постепенно объединились в кружок. В 1886 году этот кружок преобразовался в «Екатеринбургское общество велосипедистов-любителей» (в начале XX в. переименовали в «Екатеринбургское общество велосипедистов и любителей физического развития»). В 1886-1887 годах общество арендовало у воинской части конный манеж, который был переоборудован для обучения езде на велосипеде. В 1890-х годах до состязаний на велосипеде допускаются женщины и дети. Также обществом велосипедистов был взят в аренду каток на городском пруду. Посещение катка сделали платным. Первые упоминания о «фигурной езде» и конькобежных соревнованиях, проведенных на катке, были обнаружены в газетах 1889 года.
В 1888 году образовалось «Екатеринбургское общество правильной охоты». В России на тот момент существовало несколько подобных обществ (Москва и Санкт-Петербург). На первом году своего существования членами общества были разработаны правила внутреннего распорядка и весенней охоты. На Екатеринбургском выгоне был оборудован тир, где проходило обучение меткой стрельбе. Общество проводило состязания по стендовой и пулевой стрельбе.
Примерно в это же время организовано «Екатеринбургское общество охотников конского бега», однако точная дата образования неизвестна (в 1904 году переименовано в «Екатеринбургское общество поощрения коневодства»). Тем не менее, первые организованные скачки на ипподроме г. Екатеринбурга состоялись 24 ноября 1885 года. Они же стали первым спортивным мероприятием на Урале.
«С началом ХХ века начали осваивать Уктусские горы» [3]. Организовывались массовые катание и спуски с горы на лыжах. Впервые в 1903 году уральский горный техник С.М. Левитский принимает участие в официальных соревнованиях по шахматам. «Большой вклад в развитие физической культуры и спорта внес цирк» [3]. Первый конкурс красоты и женского телосложения в Екатеринбурге был проведен в 1911 году в цирке на международном чемпионате по женской борьбе.
Спад физкультурного движения пришелся на 1905-1907 годы, во время экономического кризиса в России, но к концу десятилетия опять активизировалось.
Систематическое целенаправленное преподавание физической культуры в учебных заведениях Урала появилось во второй половине XIX в рамках модернизации отечественного образования, проводимой при Александре II. Начальная школа, образовавшаяся в результате реформы, становиться массовой и именно в ней дополнительным предметом появляется гимнастика. Однако, по статистике в Пермской губернии на 1 января 1906 г., в губернии насчитывается 1279 учебных заведений. При этом гимнастика при-
сутствовала только в 11 городских школах и в 12 сельских начальных училищах [5]. 18 сентября 1910 года инспектор народных училищ Попов обратился в городскую Думу с просьбой о введении обучения гимнастике и военному строю.
В 1913 году в России происходит знаменательное событие - был создан государственный орган «Канцелярия Главнонаблюдающего за физическим развитием народонаселения Российской империи». Функции данного спортивного министерства включали в себя разработку и последующее внедрение предложений по организации содействия физическому развитию населения империи, с начислением требующихся для этого средств [9]. В результате проведенных реформ для организации занятий по гимнастике в учебных заведениях Екатеринбурга приглашается специалист из Праги Матей Немец [6]. Впоследствии руководителем «Канцелярии» генералом В.Н. Войековым внесено предложение о внедрении в учебные заведения «русской системы» физического развития. Для этого планируется Петербургскую главную фехтовально-гимнастическую офицерскую школу преобразовать в специальный институт по физическому развитию и видам спорта. Окончившие данный институт получали право преподавательской деятельности в различных учебных заведениях и спортивных организациях. Это позволило бы решить вопрос со специалистами по физическому воспитанию.
Во втором десятилетии ХХ века на Урале получают бурное развитие игровые виды спорта, туризм, гимнастика, воздухоплавание, прыжки с парашютом. В 1913 году в Уральском горном училище создается футбольная команда, которая впоследствии становиться чемпионом города.
С началом Первой мировой войны (1914 г.) спортивно-массовые мероприятия не прекратились - проводились футбольные матчи, легкоатлетические забеги, шахматные и бильярдные турниры.
В 1916 году был организован военно-спортивный комитет, включающий в себя наряду с военной и физическую подготовку молодых курсантов.
Таким образом, развитие физической культуры на Урале неразрывно связано с эволюцией развития живших в то время людей, их культурой, социальным статусом. Безусловно, значительным фактором формирования взглядов человека на развитие физической культуры оказала духовная культура. Народные игры, самобытные физические упражнения являлись основным средством подготовки к трудовой деятельности коренных народов Урала того времени. Очень четко прослеживается непрерывность физического воспитания, начиная с детского возраста с последующим усложнением упражнений в зависимости от возрастных особенностей и физической подготовленности детей. У народов Севера к играм допускались и девочки. Разнообразие средств физической подготовки зависело от климатогеографических особенностей проживания племени и традиционных видов труда. К особенностям также можно отнести способы передвижения (оленьи, собачьи упряжки) и виды оружия (стрелы, луки, арканы и т.д.), у каждого племени они были свои. В остальном упражнения мало чем отличаются - это виды борьбы, бег, метания, прыжки.
Однако наиболее благоприятное влияние на появление новых видов физической активности на Урале оказал буржуазный класс. Можно утверждать, что буржуазия в целях своего развлечения, для организации досуга и отдыха инициировала новые виды физкультурной деятельности. Это и спортивные игры, и конькобежный спорт, и фигурное катание, шахматы и т.д.
Таким образом, показателями зарождения и развития физической культуры того времени можно выделить следующие: направленность физических упражнений на поддержание своего физического состояния в соответствии с требованиями своего времени; традиционное использование самобытных средств физической культуры (обрядовые виды упражнений, военно-физическая подготовка) для формирования двигательных навыков и умение в дальнейшем эффективно применять их на практике. Физическая культура
как «... сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических способностей человека в процессе осознанной двигательной деятельности» появляется только во второй половине XIX века.
ЛИТЕРАТУРА
1. Задорин, Ю.М. Физкультура и спорт на среднем Урале. Т. 1 : Хроника. События. Люди / Ю.М. Задорин, В.Н. Цыганов. - Екатеринбург : Изд-во «Баско», 2004. - 180 с.
2. Историография истории Урала периода первобытнообщинного строя [Электронный ресурс]. - Режим доступа http://istorik.3dn.ru/publ/istorija_urala/istorija_urala/narody_urala/24-1-0-298. - Дата обращения 15.09.16.
3. История развития физической культуры и спорта на среднем Урале становление организации. Важнейшие события. Лучшие спортсмены начальный период (1800-1917 гг.) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства физической культуры, спорта и молодежной политики Свердловской области. - Режим доступа http://sportufo.ru/rukovodyashchie-organy-fs-i-sporta/68-ministerstvo-sporta-so.html . - Дата обращения 15.09.16.
4. Красильников, В.П. Игры состязания в традиционном физическом воспитании хантов / В.П. Красильников. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2002. - 115 с.
5. Резолюции Всероссийского съезда по вопросам народного образования в 1913 г. [Электронный ресурс] // Режим доступа http: www.pedobzor.ru/ped032.html. - Дата обращения 15.09.16.
6. Суник, А. Российский спорт и олимпийское движение на рубеже веков / А. Суник. - М. : Советский спорт, 2004. - 764 с.
7. Шагапова, Г.Р. Опыт системного анализа игровой культуры этноса: на примере народных игр : дис. ... канд. истор. наук / Шагапова Гулькай Рахимьяновна. - Уфа, 2000. - 192 с.
REFERENCES
1. Zadorin, Y.M. and Tsyganov, V.N. (2004), Physical culture and sport in the middle Urals, Publishing house "Basko", Ekaterinburg.
2. "Historiography of the history of the Urals period of primitive society" (2012), available at: http://istorik.3dn.ru/publ/istorija_urala/istorija_urala/narody_urala/24-1-0-298 (accessed 15 September 2016).
3. "The history of development of physical culture and sport in the middle Urals the formation of the organization. The most important events. The best athletes in the initial period (1800-1917)", Official website of the Ministry of physical culture, sport and youth policy of the Sverdlovsk region (2016), -available at: http: // sportufo.ru / rukovodyashchie-organy-fs-i-sporta / 68-ministerstvo-sporta-so.html (accessed 15 September 2016).
4. Krasilnikov, V.P. (2002), Game competitions in traditional physical education of the Khanty, RGPPU, Ekaterinburg.
5. "Resolution of the all-Russian Congress on issues of public education in 1913" (2015), available at: http: www.pedobzor.ru/ped032.html (accessed 15 September 2016).
6. Sunik, A. (2004), Russian sport and Olympic movement at the turn of the century, Soviet sport, Moscow.
7. Agapova, G.R. (2000), Experience of system analysis the gaming culture of the ethnic group: the case of folk games, dissertation, Ufa.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 09.11.2016