Научная статья на тему 'Эволюция вооружения, поколений войн, тактики и средств специальной физической подготовки военнослужащих'

Эволюция вооружения, поколений войн, тактики и средств специальной физической подготовки военнослужащих Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
733
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭВОЛЮЦИЯ / ВООРУЖЕНИЕ / ВОЙНА / ТАКТИКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ЕВОЛЮЦіЯ / ОЗБРОєННЯ / ВіЙНА / ВіЙСЬКОВОСЛУЖБОВЦі / СПЕЦіАЛЬНА ФіЗИЧНА ПіДГОТОВКА / EVOLUTION / ARMAMENT / WAR / TACTIC / SERVICEMEN / SPECIAL PHYSICAL TRAINING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Borodin U. A., Бородин Юрий Андреевич

Рассмотрены тенденции изменения содержания физической подготовки военнослужащих в различные исторические эпохи. Представлен анализ публикаций по рассматриваемой проблеме. Определена структура профессионально-важных качеств военнослужащих специалистов операторского профиля. Установлено отставание научных разработок и их практического применения содержания и направленности средств специальной физической подготовки военнослужащих в зависимости от условий военно-профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Borodin U. A., Бородин Юрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The tendencies of change of maintenance of physical preparation of servicemen in different historical epoches

The analysis of publications is presented on examined issue. It is defined the structure of professionally-important qualities of servicemen specialists of operator type. It is defined the lag of scientific developments and its practical application of maintenance and orientation of facilities of the special physical preparation of servicemen depending on the terms of military-professional activity.

Текст научной работы на тему «Эволюция вооружения, поколений войн, тактики и средств специальной физической подготовки военнослужащих»

Эволюция вооружения, поколений войн, тактики и средств специальной физической подготовки военнослужащих

Бородин Ю.А.

Национальный технический университет Украины «Киевский политехнический институт»

Анотации:

Рассмотрены тенденции изменения содержания физической подготовки военнослужащих в различные исторические эпохи. Представлен анализ публикаций по рассматриваемой проблеме. Определена структура профессионально-важных качеств военнослужащих - специалистов операторского профиля. Установлено отставание научных разработок и их практического применения содержания и направленности средств специальной физической подготовки военнослужащих в зависимости от условий военнопрофессиональной деятельности.

Ключевые слова:

эволюция, вооружение, война, тактика, военнослужащие, специальная физическая подготовка.

Бородін Ю.А. Розглянуті тенденції зміни змісту фізичної підготовки військовослужбовців в різні історичні епохи. Представлено аналіз публікацій з даної проблеми. Визначено структуру професійно-важливих якостей військовослужбовців - фахівців операторського профілю. Встановлено відставання наукових розробок і їх практичного застосування змісту й спрямованості засобів спеціальної фізичної підготовки військовослужбовців залежно від умов військово-професійної діяльності.

еволюція, озброєння, війна, тактика, військовослужбовці, спеціальна фізична підготовка.

Borodin U.A. The tendencies of change of maintenance of physical preparation of servicemen in different historical epoches. The analysis of publications is presented on examined issue. It is defined the structure of professionally-important qualities of servicemen - specialists of operator type. It is defined the lag of scientific developments and its practical application of maintenance and orientation of facilities of the special physical preparation of servicemen depending on the terms of military-professional activity.

evolution, armament, war, tactic, servicemen, special physical training.

Введение.

Военно-техническая революция середины прошлого века оказала глубокое воздействие на структуру специальностей вооруженных сил. С появлением на вооружении армий новых систем вооружения; высокоточных, самонаводящихся боевых систем, в которых средства разведки сопряжены со средствами наведения и поражения, коренным образом изменился характер военно-профессиональной деятельности. Она стала еще более квалифицированной, требует высокой технической и психологической подготовки. В самом деле, если в 1945 году в армиях воюющих сторон было около 160 технических специальностей, в 1960 году - 400, то в настоящее время их стало более 2 тысяч.

Сущность проблемной ситуации в настоящее время состоит в том. что появилась значительная группа специалистов операторского профиля, центр тяжести профессиональной деятельности которых, переместился на уровень психомоторных и интеллектуальных операций, что актуализирует одну из важнейших задач в системе профессиональной подготовки военнослужащих, - целенаправленное использование специально подобранных средств и методов физического воспитания для повышения эффективности военнопрофессионального обучения и деятельности. Это направление известно как специальная физическая подготовка, которая является составной частью программы физической подготовки военнослужащих.

Задача специальной направленности физической подготовки была определена еще в Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил Союза ССР 1961 года, организационно закреплена в Наставлении по физической подготовке Вооруженных Сил СССР 1966 года; получила свое дальнейшее развитие в НФП 1978 года и НФП 1987 года.

Сравнительно малое число исследованных вопросов специальной физической подготовки военнослужащих в Украине привело к тому, что в НФП-97 практически нет новых рекомендаций по совершен© Бородин Ю.А., 2011

ствованию специальной физической подготовки, нет контрольных упражнений по специальной физической подготовке курсантов, а специальные задачи предусматривают развитие определенных навыков и качеств, которые, в основном, были характерны для предыдущего этапа развития вооружения [9].

Работа выполнена согласно сводного плана НИР в сфере физической культуры и спорта на 2006-2010 года Национального университета физического воспитания и спорта Украины по теме: «Теоретикометодологические основы физической подготовки курсантов в высших военных учебных заведениях инженерно-операторского профиля». Номер регистрации .№0106^10783.

Цель, задачи работы, материал и методы.

Целью исследования явилось изучение изменения средств специальной физической подготовки военнослужащих в процессе эволюции вооружения, типов войн и тактики ведения боевых действий.

Результаты исследований.

Известно, что за 5,5 тысяч лет цивилизации на Земле произошло свыше 15 тысяч войн и вооруженных конфликтов, в которых погибло несколько миллиардов человек. В последнем десятилетии прошлого века произошло более 100 войн, в которых участвовали 90 государств и погибло до 9 миллионов человек [6].

Вооруженная борьба, как основная форма борьбы в войне всегда требовала высокой организации применения вооруженных сил и вооружений, подготовки воина без которых практически невозможно достичь поставленных целей [10].

Вместе с тем, оказывается, можно буквально сосчитать на пальцах рук те исторические периоды земной цивилизации, когда появление нового оружия приводило к кардинальному изменению форм и способов вооруженной борьбы, что и являлось признаком революции в военном деле и означало переход к новому поколению войн, а, следовательно, и смену стратегии подготовки воина.

Согласно классификации Слипченко В.И. все происшедшие до настоящего времени войны можно разделить на шесть поколений. Этим шести поколениям войн предшествовали определенные этапы развития человечества в экономике и науке, изменения количественных критериев которых, на определенном этапе, приводило к их качественному скачку [6].

Первая революция в военном деле произошла в ту историческую эпоху, когда для военного противоборства вместо камней и палок воины стали применять специально изготовленные копья, мечи, луки, стрелы, а также доспехи. Три с половиной тысячи лет существования цивилизации на нашей планете шли контактные войны первого поколения в виде рукопашного противоборства с применением холодного оружия. Безусловно, за этот большой период времени многократно менялось само оружие: из более прочных материалов изготавливались мечи, кольчуги, шлемы, но многочисленные войны не меняли качественного состояния и продолжали вестись способами первого поколения. Противоборство в этих войнах осуществлялось ярко выраженным контактным способом - врукопашную на тактическом уровне подразделений исключительно живой силой - пешими воинами и конницей, оснащенной холодным оружием, доспехами [1, 6].

В этот период истории римская армия выигрывала большинство сражений, потому что ее легионеры, как и тактика ведения боя, были лучшими. Особо пристальное внимание в римской армии уделялось физической подготовке. В программу подготовки молодых воинов входили бег, прыжки и плавание, а главное упражнения с оружием. При обучении фехтованию использовались деревянные дубины, весившие вдвое больше боевых мечей, и утяжеленные щиты. При упражнениях в метании использовались учебные копья более тяжелого веса, чем боевые. Молодые воины упражнялись в применении оружия два раза в день, а старшие - один раз. Тренировка в физических упражнениях постепенно превращалась в тренировку с оружием, а соревнования представляли форму подготовки к бою [8].

В конце II века до новой эры каждый римский легионер во время похода нес на себе около сорока килограммов груза. Обычный дневной переход составлял 30 км, но мог достигать 50 км и более. Вес обычного оружия и снаряжения легионера были: щит - 10 кг, кольчуга - 15-20 кг, копьё - 4-6 кг, шлем - 3-5 кг, меч - 5 кг. Часто воинов заставляли рубить лес, носить тяжести, прыгать через рвы, плавать, маршировать и бегать в снаряжении со всем вооружением [5].

Среди физических упражнений у северных германцев, в ту историческую эпоху, были борьба, бег, прыжки в длину и высоту, метание пик, копий, металлических булав. Средствами активного физического воспитания воинов были также плавание и верховая езда [8].

Только в XII - XIII века прошлого тысячелетия первое поколение войн уступило место войнам второго поколения. Вторая революция в военном деле была связана с изобретением пороха, а с ним - огнестрельного оружия: винтовок, пистолетов, пушек.

В те далекие времена феодальное войско имело в своем арсенале тяжелое наступательное и оборонительное оружие и специальное военное снаряжение. Вплоть до изобретения огнестрельного оружия феодал-рыцарь был практически закован в броню.

Тяжелые доспехи (до 50 кг), огромные мечи и копья требовали определенного развития у рыцаря физической силы, ловкости и выносливости [3].

Само наступательное и оборонительное оружие этого времени требовало значительного развития физических качеств воинов и разнообразных навыков, обеспечивающих ведение боя.

В содержание воспитания феодалов включалась: верховая езда, фехтование, стрельба из лука, плавание, охота, игра в шахматы [5, 8].

После изобретения огнестрельного оружия ни рыцарские доспехи, ни каменные замки уже не служили надежной защитой. Пушки и мушкеты, мобильные отряды наемников - характерные признаки армии западноевропейских государств XVI века.

Произошел резкий, коренной переход от одних войн к другим. Войны второго поколения также были контактными, но велись уже совершенно иначе, чем в первом поколении. Это были контактные (на некоторой дистанции) окопные войны подразделений, частей, соединений пехоты, а также военно-морских сил в прибрежной части морей. Появились не только новые способы контактной вооруженной борьбы в масштабах тактики подразделений, частей и соединений, но и совершенно новая, окопная война, которая просуществовала порядка 600 лет. Войны этого периода велись стрелковым и пушечным вооружением на дистанции нескольких сот шагов. Это оружие было универсальным как для наступательных, так и оборонительных действий.

Коренным образом изменился состав вооруженных сил. Пехота, вооруженная пиками, алебардами, мечами и огнестрельным оружием совместно с артиллерией вытеснили тяжеловооруженную конницу и сделали бесполезной всю систему рыцарской физической подготовки [4, 6].

Воины изучали способы обращения не только с огнестрельным, но и с холодным оружием, учились и умели сражаться голыми руками, обучались плаванию, искусству владения мечом и боевой секирой, тренировались в нанесении и отражении ударов, изучали приемы борьбы невооруженного всадника с вооруженным.

Из других средств специальной физической подготовки можно отметить акробатические упражнения, например, взбегание на отвесную стену с помощью приставной доски, упражнения на деревянном коне. Особой популярностью пользовалась охота верхом на лошадях на диких зверей, что требовало незаурядной подготовки, мужества, ловкости и быстроты [3].

Примерно 200 лет назад научно-технический прогресс способствовал изобретению нарезного оружия и технологии его производства. Оружие стало более точным при поражении целей, более дальнобойным, многозарядным, разнокалиберным, повышенной скорострельности.

Это привело к очередной третьей революции в военном деле и появлению контактных войн третьего поколения, которые приобрели окопный и траншейный характер общевойсковых соединений и объединений. Новые оперативные масштабы требовали большого количества живой силы для ведения войны на суше, морях и океанах.

Наполеоновские войны начала XIX века определили необходимость ускоренной военной, в том числе и физической подготовки, воинов в отдельных странах Европы.

Система физического воспитания во французской и английской армиях включала рыцарское фехтование, вольтижировку, плавание, а также английский бокс. Кроме того, в нее входили элементарные гимнастические упражнения Песталоцци и гимнастика Гутс-Мутса. Занятия по физической подготовке дополнялись занятиями по военной подготовке, которые заключались в том, что отряд в полевых условиях в установленное время должен был выполнить боевое задание: выкопать окоп или продвинуться на определенное расстояние. На таких занятиях применялись бег, прыжки в высоту, глубину и т. д. [3, 8].

В английской армии в 30-60-е гг. XIX ст. в программу курсов военных училищ сухопутных войск и флота включались также и некоторые упражнения, заимствованные из гребли, парусного спорта и верховой езды.

Более 100 лет назад произошла четвертая революция в военном деле и связана она с изобретением и массовым производством автоматического и реактивного оружия. В войнах этого поколения широко использовались сухопутные войска, танки, авиация, транспортные средства и средства связи, приборы управления зенитным огнем, радиорелейные и радиолокационные станции. Эти войны можно характеризовать как контактные (на некоторой дистанции) войны на суше, морях и океанах. В них широко применялись воздушные удары по войскам. Контактные войны четвертого поколения приобрели стратегический размах, и для их ведения также требовалось много живой силы, разнообразного оружия и военной техники [4, 6].

Анализ руководящих документов по физической подготовке этого периода показал, что характерным в специальной физической подготовке военнослужащих являлось направленность средств на преимущественное развитие выносливости и силы. Средства специальной физической подготовки по направленности своего действия были адекватны средствам военнопрофессиональной подготовки, так как и те и другие преимущественно воздействовали на исполнительноэнергетическую сферу организма, то есть тренировочные упражнения достаточно полно воссоздавали характер рабочих операций, боевых приемов и действий. Это проявлялось в определенном сходстве и в преимущественной направленности средств физической и профессиональной подготовки на выработку и расширение энергетических резервов функциональных систем организма военнослужащих.

В 1945 году произошла очередная, пятая революция в военном деле. Она была связана с появлением ядерного оружия, а с ним и возможности бесконтактной ракетно-ядерной войны (пятое поколение).

Для этого этапа являлось характерным качественные изменения вооружения, характера боя, специфики профессиональной деятельности военных специалистов - операторов различных управляющих систем. Профессиональный труд операторов все более насыщается элементами умственной деятельности при повышении в ней интеллектуальных компонентов.

На этом этапе совершенствования специальных средств физической подготовки наметились явные симптомы отставания научных рекомендаций от новых специфических требований практической деятельности военных специалистов.

Для этапа оснащения войск новыми видами вооружения (с 1960 по настоящее время) характерным является лавинообразное появление новых видов оружия и систем управления, значительное увеличение количества специалистов операторского профиля, надёжность деятельности которых существенно зависит от уровня развития психофизиологических качеств.

Для этого этапа совершенствования специальной физической подготовке, наряду с сохранением основных положений предыдущего этапа рассмотренных выше характерно:

• разработка комплексных упражнений, отражающих необходимость развития способностей быстро оценивать обстановку, принимать решения и управлять двигательными действиями в стохастических условиях деятельности при дефиците времени;

• усиленный поиск средств, способствующих повышению работоспособности и надежности специалистов в системах «человек-техника»;

• разработка средств и обоснование тренировочных режимов, обеспечивающих сохранение работоспособности в условиях гиподинамии.

В последние десятилетие прошлого XX века началась очередная, шестая революция в военном деле. Она связана с появлением высокоточного обычного оружия, а с ним и бесконтактных войн нового, шестого поколения. Бесконтактные войны характеризуются тем, что нападающая сторона с помощью длительных массированных высокоточных ударов обычным оружием может, не нарушая государственные сухопутные и морские границы, лишить экономики любую страну, в любом регионе нашей планеты.

Усложнения оружия и военной техники, изменения условия их боевого применения приобрело более сложный характер отношения военнослужащего и техники. Современное оружие не допускает и «не прощает» даже малейших отклонений от норм и правил его эксплуатации. Цена такой ошибки катастрофически растет. В настоящее время особенно острою стала проблема психофизиологической устойчивости воина-оператора, его способности противостоять экстремальным воздействиям, выполнять профессиональные действия на фоне ярко выраженных психофизических реакций организма.

Операторы особо сложных систем управления в настоящее время требуют специальной психофизической подготовки не только в процессе профессионального обучения, но и в процессе профессионального совершенствования.

Если накануне Второй мировой войны наиболее важными в профессиональной деятельности воина были такие качества как сила, выносливость, быстрота и координация движений, то для воина-оператора настоящего времени:

• объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость, внимание;

• быстрота и точность восприятия большого объема информации;

• большая скорость переработки информации;

• способность противостоять экстремальным напряжениям;

• тонкая координация движений при манипуляции органами управлениями;

• быстрота, точность и своевременность ответных реакций на сигналы различной сложности;

• помехоустойчивость, выносливость;

• статическая выносливость мышц, устойчивость к гиподинамии. Важно заметить, что при этом требования к развитию основных физических качеств (сила, выносливость, быстрота, координация) остаются высокими.

В то время, когда как военно-профессиональная деятельность большинства специалистов требует качественного развития мыслительно-исполнительного уровня, при сохранении высоких требований и к энергетическому уровню функциональных систем организма, средства специальной физической подготовки, по-прежнему, направлены на преимущественное развитие исполнительно-энергетического уровня функциональных систем. Эта проблема в условиях психодинамических режимов, характерных для профессиональной деятельности операторов, приобрела глобальный характер.

В сентябре 2001 года (Нью-Йорк, США) специалисты зарегистрировали начало новых в военном искусстве войн. Эта война не связана с революцией в военном деле, в ходе ее впервые применены невоенные формы насилия. Для ее ведения были разработаны совершенно новые формы террористического искусства ведения асимметричной войны, отлажен сложный механизм длительной, скрытой подготовки и реализации этих форм в виде невоенной ударной операции.

Локальные войны и вооруженные конфликты в XXI веке вполне вероятно будут вестись как контактным, так и бесконтактным способом. Яркий пример тому - действия американской армии в Сербии, Афганистане, Ираке (1995-1996 гг).

Необходимо также учесть, что вооружение для ведения войн бесконтактным способом «не по карману» большинству стран мира, поэтому, в случае возникновения вооруженных конфликтов, армии этих стран будут вынуждены воевать, используя вооружение и тактику четвертого или пятого поколений.

Выводы.

Наиболее эффективными в обозримом будущем, по видимому, будут такие вооруженные силы, которые способны одновременно вести войны четвертого, пятого, шестого и седьмого поколений, потому что, всякие войны большие и малые - возникают, ведутся и заканчиваются в конкретных политических, географических и экономических условиях.

Специалистам физической подготовки необходимо решать сложнейшую задачу по подготовке военнослужащих к эффективным действиям в разнообразных условиях военно-профессиональной деятельности.

Дальнейшие исследования необходимо посвятить обоснованию организации содержания и направленности специальной физической подготовки военнослужащих различных родов войск и специальностей с учётом условий и задач военно-профессиональной деятельности.

Литература:

1. Бодрук О.С. Структури воєнної безпеки: національні та міжнародні аспекта / О.С. Бодрук. - К.: НУПМБ, 2001. - 299 с. - ISBN 966-7521-16-8.

2. Дельбрюк Ганс. История военного искусства (Античный мир. Германцы) / Ганс Дельбрюк. - Смоленск: «Русич», 2003. - 446 с. - ISBN 5-8138-0150-1.

3. Дельбрюк Ганс. История военного искусства (Средневековье. Новое время) / Ганс Дельбрюк. - Смоленск: «Русич», 2003. -632 с. - ISBN 5-8138-0150-1.

4. Капитанец И.М. Флот в войнах шестого поколения / И.М. Капи-танец. - М.: «Вече», 2003. - 479 с. - ISBN 5-94538-358-9.

5. Махлаюк А.В. Римские воины. Под знаком Марса / А.В. Мах-лаюк. - М.: ЗАО Центрполиграф, 2003. - 447 с. - ISBN 5-95240401-4.

6. Слипченко В.И. Войны шестого поколения / В.И. Слипченко. -М.: «Вече», 2002. - 384 с. - ISBN 5-94538-036-9.

7. Теория и методика физического воспитания / [под. ред. Т.Ю. Круцевич]. - Том 2. - К.: Олимпийская литература, 2003. - 392 с. - ISBN 966-7133-59-1.

8. Тягур РС. Історія фізичної культури і спорту: курс лекцій / РС. Тягур. - Івано-Франківськ: Вид-во «Плай», 2003. - 271 с. - ISBN 966-7365-83-2.

9. Компанієць Ю.А. Спеціальна фізична підготовка: підручник для студентів / Ю.А. Компанієць. - Луганськ, 2003. - 555 с. - ISBN 966-8129-15-6.

10. Дзьобань О.П. Теоретичні основи національної безпеки України: навчальний посібник / О.П. Дзьобань. - К.: «Освіта України», 2009. - 377 с. - ISBN 978-966-188-018-3.

Поступила в редакцию 22.12.2010 г.

Бородин Юрий Андреевич borodinua@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.