Научная статья на тему 'Модель управления физической подготовкой в армии Анголы'

Модель управления физической подготовкой в армии Анголы Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
507
85
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРМИЯ АНГОЛЫ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ / ВОЕННО-ПРИКЛАДНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ / ARMY OF ANGOLA / PEDAGOGICAL CONDITIONS / PHYSICAL PREPARATION / MILITARY MEN / MILITARY-APPLIED ORIENTATION / MANAGEMENT OF PHYSICAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фернандес Aльберту Жорже Де Азеведо

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогических условий, необходимых для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими. Автором был проведен опрос опытных специалистов в сфере физической подготовки и спорта армии Анголы. В результате этого опроса, были установлены педагогические условия, которые легли в основу обоснования новой модели организации и проведения физической подготовки в армии Анголы с военно-прикладной направленностью. Автор отмечает необходимость широкого внедрения в практику войск военно-прикладных упражнений и состязаний по ним, позволяющих в наибольшей мере создавать обстановку, которая требует от воинов максимального напряжения сил и полного использования боевых возможностей оружия и техники. В ходе исследования автором экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели управления физической подготовкой в армии Анголы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фернандес Aльберту Жорже Де Азеведо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Model of management of physical preparation in army of Angola

The article presents the results of researches of the author on substantiation of the pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation for the Angola military men. The author conducted the poll of skilled experts in sphere of physical preparation and sports of army of Angola. As a result of this poll, pedagogical conditions have been established and put as basis of substantiation of new model of the organization and carrying out the physical preparation in army of Angola with military-applied orientation. The author marks necessity in wide introduction in practice of armies of military-applied exercises and competitions in them, allowing to the greatest extend to create conditions, which demand from soldiers the maximum pressure of forces and full use of fighting possibilities of the weapon and techniques. During research, the author proved high efficiency of the developed model of management of physical preparation in army of Angola.

Текст научной работы на тему «Модель управления физической подготовкой в армии Анголы»

18. Шульгина, Г.И. Физиологические механизмы подкрепления и внутреннего торможения // Нейробиология обучения и память. - М. : Наука, 1990. - С. 11-24.

Контактная информация: falaleev2000@mail.ru

УДК 796.075; 796:338.2; 796:658

МОДЕЛЬ УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ В АРМИИ АНГОЛЫ

Альберту Жорже Де Азеведо Фернандес, соискатель,

Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье представлены результаты исследований автора по обоснованию педагогических условий, необходимых для улучшения качества процесса физической подготовки с ангольскими военнослужащими. Автором был проведен опрос опытных специалистов в сфере физической подготовки и спорта армии Анголы. В результате этого опроса, были установлены педагогические условия, которые легли в основу обоснования новой модели организации и проведения физической подготовки в армии Анголы с военно-прикладной направленностью. Автор отмечает необходимость широкого внедрения в практику войск военно-прикладных упражнений и состязаний по ним, позволяющих в наибольшей мере создавать обстановку, которая требует от воинов максимального напряжения сил и полного использования боевых возможностей оружия и техники. В ходе исследования автором экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной модели управления физической подготовкой в армии Анголы.

Ключевые слова: армия Анголы; педагогические условия; физическая подготовка; военнослужащие; военно-прикладная направленность; управление физической подготовкой.

MODEL OF MANAGEMENT OF PHYSICAL PREPARATION IN ARMY OF

ANGOLA

Albert George De Azevedo Fernandez, the competitor,

Military Institute of Physical Training, St.-Petersburg

Annotation

The article presents the results of researches of the author on substantiation of the pedagogical conditions necessary for improvement of quality of process of physical preparation for the Angola military men. The author conducted the poll of skilled experts in sphere of physical preparation and sports of army of Angola. As a result of this poll, pedagogical conditions have been established and put as basis of substantiation of new model of the organization and carrying out the physical preparation in army of Angola with military-applied orientation. The author marks necessity in wide introduction in practice of armies of military-applied exercises and competitions in them, allowing to the greatest extend to create conditions, which demand from soldiers the maximum pressure of forces and full use of fighting possibilities of the weapon and techniques. During research, the author proved high efficiency of the developed model of management of physical preparation in army of Angola.

Keywords: army of Angola, pedagogical conditions, physical preparation, military men, military-applied orientation, management of physical preparation.

Одним из важнейших направлений в научном обосновании системы физической подготовки в армии Анголы является проблема совершенствования управления этим процессом.

В современных условиях неизмеримо возрастают требования к всесторонней подготовленности личного состава. Важную роль в обучении и воспитании воина играют занятия физической подготовкой. Особую значимость приобретают занятия военноприкладными упражнениями. В процессе этих занятий личный состав овладевает знаниями боевой техники и оружия, у него формируются умения и навыки, необходимые в бою.

Качества личности развиваются и совершенствуются лишь в процессе их проявле-

ния. Чем в большей степени при выполнении той или иной задачи военнослужащий вынужден проявлять физические и психические качества, тем эффективнее идет их развитие [2-5].

Процесс учебно-боевой деятельности с его многообразными профессиональными действиями, движениями, приемами не может оказать достаточно эффективное влияние на физическое и психическое совершенствование, в более полной мере последнее может достигаться путем включения в систему физической подготовки военно-прикладных упражнений [1,4,5]. Их характерной особенностью являются широкий диапазон двигательной деятельности и ее комплексный характер.

В приказах Министра обороны Анголы отмечается необходимость широкого внедрения в практику войск военно-прикладных упражнений и состязаний по ним, позволяющих в наибольшей мере создавать обстановку, которая требует от воинов максимального напряжения сил и полного использования боевых возможностей оружия и техники.

В процессе тренировки и состязаний по военно-прикладным упражнениям воины овладевают различными боевыми приемами, развивают быстроту в действиях, ловкость, силу, выносливость, воспитывают смелость, решительность, уверенность в своих силах, инициативу и находчивость, т.е. боевые качества, которые отвечают реальным требованиям боя. Именно в военно-прикладных упражнениях реализуется основной принцип боевой подготовки: учить войска тому, что необходимо в бою.

Военно-прикладные упражнения представляют собой комплекс специальных приемов и действий, взятых из программы боевой подготовки войск. Их содержание определяется с учетом особенностей учебно-боевой деятельности военнослужащих различных видов и родов войск. Каждое упражнение характеризуется своеобразными условиями, структурой и формой приемов и действий и оказывает различное влияние на организм военнослужащего.

Однако опыт ведения боевых действий с сепаратистами, результаты проверок боеготовности воинских частей и подразделений армии Анголы, анализ физической подготовленности военнослужащих свидетельствует о недостаточном уровне развития физических и специальных качеств у личного состава и, прежде всего, выносливости, быстроты в действиях, способности преодолевать естественные препятствия.

В то же время анализ программ боевой и физической подготовки, содержания процесса физической подготовки показывает, что их направленность не в полной мере способствует эффективному повышению боеспособности военнослужащих на различных этапах подготовки к ведению боевых действий и освоения воинской специальности. В армии Анголы за образец взята бразильско-португальская модель физической подготовки, ориентированная на оздоровление организма военнослужащих. Все занятия проводятся в спортивной форме одежды. На занятиях, в основном, военнослужащие занимаются спортивными играми: футболом, баскетболом и волейболом. Управление физической подготовкой в воинских частях и соединениях армии Анголы происходит без учета военно-прикладной направленности данного процесса. Это приводит к снижению эффективности военно-профессиональной деятельности в боевых условиях.

Анализ состояния физической подготовки в Вооруженных Силах Анголы позволил выявить причины, негативно влияющие на уровень физической подготовленности военнослужащих. К ним относятся: недооценка места и роли физической подготовки в системе военно-профессиональной деятельности; несоответствие действующих нормативных правовых документов, регулирующих организацию, проведение и контроль физической подготовки военнослужащих, требованиям военно-профессиональной деятельности личного состава; остаточный принцип финансирования физической подготовки в Вооруженных Силах Анголы; несоответствие уровня материальной базы и инфраструктуры военно-прикладным задачам развития физической подготовки в армии Анголы; от-

сутствие действенной системы привития военнослужащим чувства ответственности за личный уровень физической подготовленности и готовность к выполнению боевых задач; недостаточное количество специалистов по физической подготовке войскового звена для обеспечения эффективного функционирования процесса физической подготовки; прогрессирующее ухудшение качества физической подготовки и уровня физической подготовленности военнослужащих.

В процессе дальнейшего исследования выявлялись педагогические условия, необходимые для повышения качества процесса физической подготовки в Вооруженных Силах Анголы. С этой целью проводился опрос опытных специалистов по физической подготовке и спорту. Всего в опросе приняло участие 127 респондентов. Результаты опроса представлены в таблице 1.

Таблица 1

Ранговая структура факторов, определяющих высокую эффективность управления

физической подготовкой в Вооруженных Силах Анголы (п=127)

Ранговое место (значимость) Факторы Ранговый показатель (%)

1 Профессиональная компетентность руководителей физической подготовки армии Анголы 21,2

2 Согласованность совместных действий инструкторов по спорту ротного звена и вышестоящих руководителей физической подготовки армии Анголы 19,7

3 Грамотная постановка целей и задач физической подготовки для военнослужащих армии Анголы 17,3

4 Способность руководителей физической подготовки к эффективному взаимодействию и коммуникациям с командирами подразделений, частей и соединений 14,2

5 Разработка объективных критериев результативности совместных действий руководителей физической подготовки всех уровней и командиров подразделений по улучшению качества процесса физического совершенствования военнослужащих армии Анголы 10,8

6 Стратегическое планирование и прогнозирование мероприятий по улучшению процесса физической подготовки в армии Анголы 7,7

7 Экономическая и юридическая грамотность руководителей физической подготовки армии Анголы по эксплуатации спортивной базы муниципальных образований 5,3

8 Владение руководителей современными методами психологопедагогического воздействия на процесс физической подготовки и военнослужащих, участвующих в этом процессе 3,8

Исследования показали, что большое значение для повышения уровня боевой готовности ангольских военнослужащих имеют занятия физической подготовкой в процессе учебно-боевой деятельности. В настоящее время накоплено много научных данных, свидетельствующих о влиянии высокой физической подготовленности военнослужащих на успешность их боевой деятельности. Особенно заметно это при воздействии на личный состав максимальных военно-профессиональных нагрузок и напряжений во время учений. Результаты исследований, проводимых в современных условиях учебно-боевой деятельности военнослужащих армии Анголы, свидетельствуют о том, что у солдат с высокой оценкой по физической подготовке показатели работоспособности еще до учений в среднем на 17-22% выше, чем у солдат, плохо физически подготовленных. Проведенные исследования показали, что в ходе многодневных учебно-боевых действий на учениях профессиональная работоспособность первых снижается в среднем лишь на 1015%, тогда как у военнослужащих, имеющих низкий уровень физической подготовленности, она падает уже после первых суток на 35-40%.

Опираясь на вышеприведенные положения, была разработана модель управления физической подготовкой в армии Анголы с выраженной военно-прикладной направленностью. Эта модель представлена на рисунке.

Цель физической подготовки - обеспечение физической готовности ангольских военнослужащих к выполнению боевых задач +

Деятельность субъектов управления физической подготовкой в армии Анголы

Офицеры - специалисты по физической подготовке и спорту

Инструкторы по спорту подразделений

Процесс управления физической подготовкой в армии Анголы

Функции управления Средства управления Методы и технологии управления Организационные формы управления

Воєнно-прикладная направленность системы управления физической подготовкой

* Ї

Деятельность объектов управления физической подготовкой в армии Анголы

Военнослужащие Воинские подразделения Воинские части, соединения Военные школы, центры

Педагогические условия, необходимые для улучшения физической подготовки

Направленность на формирование военно-прикладных навыков Включение планов и программ развития психической устойчивости Насыщенность процесса физической подготовки военноприкладными упражнениями Выработка объективных критериев оценки уровня физической готовности

Поиск путей повышения мотивации к занятиям физической подготовкой Использование во енно -прикладных средств для военнопрофессионального самосовер шенство-вания Применение средств физической подготовки для развития качеств, необходимых в бою Разработка мер воздействия для сокращения сроков адаптации к службе

___________________________________а___________________________________

Результат эффективности управления физической подготовкой в армии Анголы - уровень физической готовности военнослужащих к выполнению

боевых задач

Рис. Структурно-функциональная модель управления физической подготовкой в Вооруженных Силах Анголы

В результате проведенного исследования была установлена взаимосвязь между отдельными физическими упражнениями и нормативами по боевой подготовке военнослужащих армии Анголы, характеризующая необходимость использования выявленных педагогических условий для улучшения качества процесса физической подготовки.

Эта взаимосвязь определяет военно-прикладную направленность системы управления физической подготовкой в Вооруженных Силах Анголы.

Наиболее высокие коэффициенты корреляции установлены в упражнениях марш-броске на 6 км и стрельбой из АКМ после преодоления препятствий в джунглях (0,78); подъеме силой и штурме 3-х этажного здания (0,73); упражнении на «подъемной» беговой дорожке и атаке переднего края противника (0,73); беге с препятствиями (на 500 м по условиям СИЗМ) и стрельбой из АКМ после штурма горы (200 м).

Разработанная структурно-функциональная модель управления физической подготовкой в Вооруженных Силах Анголы ориентирована на придание военно-прикладной направленности системе физической подготовки ангольских военнослужащих.

Она раскрывает содержание деятельности субъектов и объектов управления физической подготовкой в армии Анголы, педагогические условия необходимые по повышению качества процесса физической подготовки, функции, средства, методы и организационные формы управления этим процессом.

Эффективность данной модели проверялась в ходе педагогического эксперимента. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной структурно-функциональной модели управления физической подготовкой в Вооруженных Силах Анголы (табл. 2).

Таблица 2

Результаты педагогического эксперимента_________________________

№ п/п Показатели Группы Результаты исследований (х±т)

исходные промежу- точные заключи- тельные

Физической подготовленности

1 Подтягивание (кол-во раз) ЭГ КГ 5,4±0,7 5,6±0,42 7,8±0,8 8,1±0,5 10,3±0,7 11,0±0,6

2 Комплексное упражнение на ловкость (с) ЭГ КГ - 10,7±0,1 10,6±0,2 10,5±0,1 10,4±0,2

3 Тяга штанги спиной (балл) ЭГ КГ 4,3±0,12 4,1±0,15 5,9±0,2* 4,25±0,2 6,7±0,12* 4,5±0,15

4 Бег 100 м (с) ЭГ КГ 14,5±0,2 14,5±0,3 14,0±0,15 14,2±0,12 14,0±0,13 14,1±0,11

5 Бег 3 км со стрельбой (с) ЭГ КГ 801±12 799±11 746±15 788±20 738±18 764±21

Психологического состояния

6 Распределение и переключение внимания (балл) ЭГ КГ 5,2±0,4 5,0±0,3 6,5±0,3* 5,8±0,5 7,5±0,4* 6,0±0,5

7 Устойчивость внимания (балл) ЭГ КГ 3,0±0,6 3,3±0,6 4,2±0,6 3,5±0,7 5,5±0,6* 4,4±0,7

8 Оценка оперативной памяти (балл) ЭГ КГ 4,0±0,4 4,2±0,4 5,3±0,5 4,7±0,5 5,9±0,5* 5,3±0,5

9 Восприятие пространственных признаков (балл) ЭГ КГ 3,35±0,4 3,4±0,5 4,3±0,6 3,8±0,7 5,4±0,6* 4,3±0,7

Профессиональной подготовленности

10 «К бою» (мин, с) ЭГ КГ 0,45±0,01 0,44±0,02 0,44±0,01 0,42±0,01 0,43±0,01 0,42±0,01

11 «Дюльвер» (мин, с) ЭГ КГ 3,18±6,9 3,21±3,2 3,11±5,7* 3,17±2,6 3,05±0,6* 3,11±2,7

12 Развертывание и занятие огневой позиции для внезапного отражения танков (мин, с) ЭГ КГ 6 4 о" о" І І 1,17±0,19* 1,20±0,24 1,10±0,25* 1,17±0,25

13 Ведение стрельбы в максимальном режиме огня орудия (мин, с) ЭГ КГ 3,59±6,3 4,02±5,3 4,13±0,9* 4,11±0,7 4,12±0,9* 4,08±0,4

14 Действия по внезапным вводным (при ведении огня) (мин, с) ЭГ КГ 10,4±0,26 10,2±0,4 9,47±0,17 9,8±0,5 8,8±0,2* 9,7±0,4

№ п/п Показатели Группы Результаты исследований (x±m)

исходные промежу- точные заключи- тельные

15 Выполнение огневой задачи по поражению 2-х целей прямой наводкой в составе сокращенного расчета (мин, с) 4,49±8,8 4,44±10,0 4,31±9,0 4,29±9,0 4,17±3,4 4,27±6,4*

16 Экспертная оценка профессиональной подготовленности (балл) ЭГ КГ 4,12±0,2 4,14±0,3 4,91±0,11* 4,85±0,2 5,8±0,2* 5,1±0,15

Примечание: * отмечены статистически значимые изменения (p<0,05)

Средний балл по физической подготовке у военнослужащих экспериментальной группы (ЭГ) составил 3,15 до начала эксперимента и 4,35 после его окончания, а в контрольной группе (КГ) 3,17 и 3,51 соответственно. Показатели функционального состояния, психических функций и эффективности военно-профессиональных действий в ЭГ после окончания педагогического эксперимента достоверно улучшилось, а в КГ улучшение данных показателей было недостоверным.

Вывод: проведенное исследование свидетельствует о необходимости пересмотра концептуальных взглядов на систему управления физической подготовкой в армии Анголы. Эта система должна быть ориентирована на широкое внедрение военноприкладных упражнений, которые позволяют более эффективно готовить военнослужащих к успешному ведению боевых действий.

ЛИТЕРАТУРА

1. Блахин, Г.Н. Преодоление препятствий : учебник / Г.Н. Блахин ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1996. - 269 с.

2. Борисов, А.В. Педагогическая технология организации физической подготовки офицеров радиотехнических частей ВВС ПВО с использованием функциональнодифференцированного подхода / А.В.Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 12 (34). - С. 22-26.

3. Игнашин, Е.А. Педагогическая технология применения средств и методов тренировки для повышения уровня физической подготовленности курсантов-выпускников к несению боевого дежурства / Е.А. Игнашин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2007. - № 12 (34). - С. 61-65.

4. Лукашов, В.Н. Военно-прикладные многоборья в системе физической подготовки военнослужащих Вооруженных Сил России : учеб.-метод. пособие / В.Н. Лукашов ; Воен. ин-т физ. культуры. - СПб. : [б.и.], 1998. - 137 с.

5. Савин, М.Н. Структурно-функциональная схема физкультурно-спортивной деятельности спортивных клубов Ракетных войск стратегического назначения / М. Н. Савин // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2009. - № 3 (49). - С. 81-84.

Контактная информация: albertu_fernandush@yandex.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.42

УПРАВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ ДЕСЯТИБОРЦЕВ НА ОСНОВЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Роман Семенович Черепякин, аспирант,

Московский городской педагогический университет,

Педагогический институт физической культуры

Аннотация

Цель работы состояла в разработке и создании информационной компьютерной базы данных специальной подготовленности высококвалифицированных легкоатлетов-десятиборцев и управлении на этой основе специальной подготовкой спортсменов в отдельных видах многоборья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.