Научная статья на тему 'Парадигма образовательного менеджмента в информационную эпоху'

Парадигма образовательного менеджмента в информационную эпоху Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ / РЕПРОДУКТИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КРЕАТИВНО-АВТОРИЗОВАННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ / ДЕМОНСТРАЦИОННО-КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ЭКЗАМЕН

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Степанов Александр Аннаярович, Морозова Надежда Владимировна

В статье раскрыты объективные предпосылки формирования новой концепции образовательного менеджмента винформационном обществекак совокупности принципов, функций и методов управления образовательнымипроцессами. Определены принципиальные положения по созданию инновационных образовательных технологий, отвечающих модели креативно-авторизованного образования. Сформулированы требования к содержанию учебных программ, планов, учебников и учебных пособий, а также к основным участникамобразовательного процесса: профессорско-преподавательскому составу и студентам. Предложена модель организации учебного процесса на основе формирования учебных групп по принципу «творческих классов», «творческих групп».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Степанов Александр Аннаярович, Морозова Надежда Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Парадигма образовательного менеджмента в информационную эпоху»

Парадигма образовательного менеджмента в информационную эпоху Paradigm of Educational Management in the Information Age

Степанов Александр Аннаярович,

A.A.Stepanov доктор экономических наук, профессор кафедры мировой экономики и финансов (Московский городской педагогический университет);

Морозова Надежда Владимировна

N.V. Morozova кандидат экономических наук, доцент кафедры производственного менеджмента (Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) им. И.М.Губкина)

Аннотация. В статье раскрыты объективные предпосылки формирования новой концепции образовательного менеджмента в информационном обществе как совокупности принципов, функций и методов управления образовательными процессами. Определены принципиальные положения по созданию инновационных образовательных технологий, отвечающих модели креативно-авторизованного образования. Сформулированы требования к содержанию учебных программ, планов, учебников и учебных пособий, а также к основным участникам образовательного процесса: профессорско-преподавательскому составу и студентам. Предложена модель организации учебного процесса на основе формирования учебных групп по принципу «творческих классов», «творческих групп».

Annotation. The article deals with the objective prerequisites for the formation of a new concept of educational management in the information society as a set of

principles, functions and processes of educational management. Determined the fundamental provisions on the creation of innovative educational technologies that meet the creative model-authorized education. The requirements for curriculum content, plans, textbooks and teaching aids, as well as the main actors of the educational process: the faculty and students. A model of the educational process on the basis of the formation of study groups on a "creative class", "creative teams."

Ключевые слова: менеджмент образовательный; репродуктивное образование; креативно-авторизованное образование; управление образовательным процессом; информационное общество; профессиональные знания и компетенции; демонстрационно-квалификационный экзамен.

Keywords: educational management; reproductive education; creative-authorized education; management of the educational process; Information society; professional knowledge and competence; demonstration and qualification examination.

Введение. В условиях перехода к информационному обществу принципиально меняются содержание и модели образования. Новые требования, предъявляемые к образовательным моделям информационного общества, обусловлены ускорением темпов внедрения и смены поколений технологических новаций. Если во второй половине XX века, по экспертным оценкам, крупные научно-технические открытия в мире происходили, как правило, один раз в течение 3-5 лет, то в первые десятилетия XXI века такие открытия отмечаются уже один раз в квартал. Инвестиции в инновации, быстрая смена информационных, компьютерных и Интернет-технологий серьезным образом влияет на необходимость приобретения работниками новых компетенций.1

Помимо этого в информационном обществе продолжают развиваться процессы усложнения сетевой организации всех сфер общественной жизни на основе комплексного, межотраслевого и междисциплинарного подхода. Это

1 Elzbieta G^siorowska, Inwestycje w innowacje szans^ dla rozwoju polskich mikroprzedsi^biorstw XXI wieku, Instytut Ekonomiczny Ministerstwa Ekonomiki Ukrainy, Kijów 2006 r., publikacja recenzowana, wydanie pokonferencyjne

также требует подготовки новых специалистов, способных решать комплексные проблемы на основе системного подхода.

Основной раздел. Необходимость подготовки специалистов, обладающих принципиально новыми компетенциями, связанными с развитием и использованием творческого, интеллектуального креативного потенциала существенным образом изменяют парадигму образовательного процесса и систему управления им. 2Ведущая роль в этом принадлежит образовательному менеджменту как совокупности принципов, функций и методов управления образовательными процессами... , то есть моделями взаимодействия профессорско-преподавательского состава и студентов, направленное на решение образовательных и развивающих задач.4

Формирование новой концепции образовательного процесса и управление им в парадигме информационного общества связано:

во-первых, с научно-техническим прогрессом, внедрением информационных технологий и компьютерной техники, что изменяет требования к профессиональным знаниям и компетенциям;

во-вторых, с современным образовательным процессом, не позволяющим активно развивать индивидуальность обучающегося, эффективно реализовать его креативный потенциал; сегодня обучение в основном состоит в накачивании специальных знаний, зазубривании огромного объема информации с последующей ее репродукцией на зачетах и экзаменах;

в-третьих, с абстрагированием от практики усваиваемого учебного материала, что не способствует развитию системно-креативного мышления будущего специалиста.

2 A.Stepanov, M.Veselovsky, A.Suglobov, M.Abrashkin, N.Khoroshavina Managing Russian Science-Intensive Enterprises in the Emerging New Technological Paradigm// International Review of Management and Marketing ISSN: 2146-4405 available at http: www.econjournals.com International Review of Management and Marketing, 2016, 6(S5).-P. 16-22.

3 www.novsu.ru/file/928896. Дата обращения 2.12.2016

4 Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений I В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 576 с. http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-167.shtml

Система образования в информационном обществе должна быть направлена, прежде всего, на подготовку специалистов-творцов, владеющих креативными технологиями, инструментами и методами решения проблем.

Выпускники учебных заведений в информационном обществе должны обладать, прежде всего, умениями самостоятельного мышления и решения проблем в условиях непредсказуемости и неопределенности.

Достижение этих целей возможно лишь при условии принципиальной смены типа образовательной модели. Такая смена в условиях информационного общества должна состоять в переходе от информативно-воспроизводственного подхода в подготовке кадров к креативно-авторизованной модели.

Хорошо известно, что современная модель - модель репродуктивного образования, в своей основе имеет классно-урочно-лекционную систему, практически, не изменившуюся за последние два столетия.

Суть этой системы состоит в том, что профессора и преподаватели на лекциях дают студентам лекционный материал, студенты его заучивают, а затем на занятиях, зачетах, экзаменах воспроизводят его в ответах преподавателям.

Вместе с тем современный мир существенно изменился. Это и современные информационные технологии, и глубокое общественное разделение труда, и развитие процессов кооперации, концентрации, комбинирования и, естественно, соответственно новым условиям должна формироваться и новая методология обучения профессионалов, основанная на системно-креативно-авторизованном подходе.

Такая новая методология креативно-авторизованного образования, основанная на системном междисциплинарном подходе, должна прийти на смену репродуктивной модели.

Интересен в этом отношении опыт Финляндии, где происходят процессы реформирования образования. Там отменяют ряд предметов в привычном нам представлении. Учащиеся и студенты изучают не отдельные предметы и дисциплины, а специальности и профессии, которым соответствует ряд компетенций. Такая методология основана на системном межкомпетентностном

изучении комплекса дисциплин по алгоритму и методикам креативно-авторизованного обучения.

В процессе обучения студенты и учащиеся начинают погружаться в профессию на самых ранних этапах. Они изучают не отдельные самостоятельные дисциплины, а систему дисциплин в их диалектической взаимосвязи и зависимости, которая соответствует определенной профессии.

Таким образом обучение осуществляется по модели «профессиональные компетенции - профессиональный проект», когда каждый студент учится на основе самостоятельной или групповой разработки своего «профессионального проекта». При этом в процессе проектного обучения студенты методом проб и ошибок добиваются высоких результатов по принципу «чем больше ошибаешься, тем лучше». И этот процесс проектно-авторизованного обучения завершается демонстрационно-квалификационным экзаменом, который проводится в течение нескольких дней, где выпускники разрабатывают принципиально новый, некопируемый проект.

В результате креативно-авторизованного подхода осуществляется подготовка профессионалов, работающих на новых принципах, алгоритмах и методах, адекватных вызовам информационной эпохи.

Необходимость перехода на новую модель подготовки профессиональных кадров выдвигает новые требования к профессорско-преподавательскому составу, осуществляющему образовательную и воспитательную деятельность.

Очевидно, что происходящий в информационную эпоху переход от узкой специализации, основанной на типовых индустриальных технологиях производства, к нестандартным и креативным, гибким, а, подчас, и индивидуальным комплексным технологическим процессам, предопределяет необходимость формирования новых компетенций непосредственно у профессорско-преподавательского состава.

Сегодня требуется «крутой», нестандартный, креативный Учитель, обладающий не просто специальными знаниями, а умениями и навыками современного креативного менеджера, эффективно управляющего процессом

самостоятельного получения студентами знаний и обладающего широким кругозором.5

Принципиальным элементом креативно-авторизованного обучения становится «жесткий интерактив», предполагающий, что преподаватель-менеджер в течение всего времени активно управляет и включает в образовательный процесс всех его участников.

Интерактивные методы обучения активно стали применяться в США, где внедрялся метод преподавания, суть которого состояла в том, что преподаватели не читали студентам лекции в нашем представлении. Перед каждым предстоящим занятием всех студентов обеспечивали теоретическими материалами предстоящего занятия, а на занятиях проводились обсуждения, дискуссии, осуществлялось решение конкретных практических задач, разбор ситуаций и т.д.

При этом для каждого занятия разрабатывался конкретный сценарий, в процессе реализации которого осуществлялось решение поставленных задач. На подобных занятиях создавалась творческая атмосфера критического восприятия проблемы. В результате чего студенты активно задавали вопросы, выдвигали свои идеи и концепции, аргументировали их, конструктивно дискутировали, анализируя точки зрения оппонентов. В результате этого создавалась атмосфера удовлетворенности и эйфории от общения и взаимодействия.

Во время таких занятий студенты усваивали теоретический материал самостоятельно, а в аудиториях профессора и преподаватели проводили с ними интерактивные занятия, в процессе которых осуществлялась оценка их знаний.

В условиях креативно-авторизованной системы образования обучение должно строиться, прежде всего, на принципе вовлечения студентов в самостоятельный процесс поиска, усвоения и применения новых знаний для решения конкретных задач. В результате реализации принципа «вовлечения»

5 Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А.Компетентностная модель управленца XXI века: мастер креативного менеджмента. / Развитие институтов инновационной экономики в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство: сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции 23 июня 2016 год, город Ярославль.- М.: Научный консультант, 2016.- С496-499.

студент превращается из пассивного субъекта обучения в активного субъекта, самостоятельно осваивающего и использующего новые знания.

Заметные изменения происходят и в содержании деятельности преподавателя, который переходит из привычной роли репродуктора знаний к роли преподавателя-менеджера. Его главной задачей становится не только передача новых знаний слушателям и контроль за их усвоением, но и управление процессом авторизованного освоения знаний, умений и навыков, включающим в себя планирование, организацию, мотивацию и контроль за освоением знаний.

На этапе становления информационного общества профессора и преподаватели превращается из этаких «менторов-просветителей», имеющих глубокие, узкоспециализированные знания, в преподавателей-менеджеров, исследователей, вдохновителей, генераторов идей и инноваций, обладающих широкими системными и межпредметными знаниями.

Основная задача преподавателей-менеджеров - это реализация идей индивидуальных образовательных программ. Преподаватель-менеджер должен обеспечивать необходимые условия и помогать студентам сформировать индивидуальный образовательный заказ, в результате чего обучающийся становится автором своей образовательной программы.

Таким образом становление информационного общества выдвигает новые требования к знаниям, умениям, навыкам и компетенциям профессоров и преподавателей.

Очевидно, что преподаватель-менеджер должен обладать такими профессиональными качествами, как:

- высокий профессионализм;

- способность к аналитическому и прогностическому системному мышлению, творческому саморазвитию;

- высокий уровень интеллектуального и креативного потенциала.

В то же время современный преподаватель-менеджер должен владеть:

- инструментами и методами управленческой креативности;

- технологиями социально-психологического управления людьми в информационной экономике и др.

Переход образовательного менеджмента к модели креативно-авторизованной модели предполагает решение следующих принципиальных вопросов и, прежде всего:

- разработку теоретико-методологических основ креативно-авторизованной системы обучения;

- уточнение методических принципов и рекомендаций по оценке и развитию креативного потенциала обучающихся;

- внедрение новационных моделей, инструментов и методов креативно -авторизованного обучения с применением индивидуальных и дистанционных форм подготовки;

- разработку учебных программ, планов, учебников, практикумов, учебных пособий и др.;

- разработку методических рекомендаций по самообразованию, профессиональному и творческому росту и др. 6

Креативно-авторизованное образование, являясь альтернативой репродуктивному образованию, основой которого является прагматическая передача опыта и накопленных знаний, должно формировать у обучающихся знания и компетенции для работы в информационном обществе на основе новых учебных программ и планов.

В последние годы разработка учебных программ и планов сводилась к установлению этапов и объемов обучения по семестрам неизменного перечня повторяющихся дисциплин.

В условиях информационного общества разработка учебных программ и планов в системе креативно-авторизованного образования должна основываться на системно-логическом выстраивании процесса образования на основе

6 Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А. Актуальные вопросы и особенности подготовки менеджеров для инновационной экономики//Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. (82) УЭкС, 10/2015. Дата публикации 29.10.2015.-0,5 п.л.

широкого применения креативно-авторизованных инструментов и методов обучения.

Такой подход требует гармоничного системно-креативно-логического согласования и обоснования всех элементов образовательного процесса. Использование подобного подхода является объективной необходимостью, поскольку в условиях динамичности информационного общества одна из главных потребностей состоит в совершенствовании образовательных технологий в увязке с возможностью их применения в различных комбинациях.

Подавляющее большинство применяемых в образовательном процессе технологий в значительной мере отстают от вызовов информационной эпохи. Образовательный процесс сегодня должен основываться на комплексных инновационных образовательных технологиях, ориентированных на формирование и эффективное использование креативного потенциала специалистов, возможностей свободного комбинирования знаний. Все это требует разработки новых технологий в системе креативно-авторизованного обучения.

Применяемые сегодня технологии и методы обучения в значительной мере ориентированы на механическое и количественное усвоение информации вместо развития самостоятельного профессионального креативного мышления. Все это требует освоения технологий и методов обучения, которые позволяют находить нестандартные решения профессиональных проблем.

Существенным образом предстоит усовершенствовать учебные и методические материалы: в современных учебниках недостаточно уделяется внимания проблемам развития и эффективного использования креативного потенциала специалистов.

Подготовка современных учебников, учебных пособий и практикумов -одна из главных задач новой инновационной стратегии креативно -авторизованного образования. В таких учебниках должны также найти отражение возможности использования в профессиональной деятельности компьютерных и информационных технологий, разнообразных технологий и

методов, развивающих креативное мышление. В этой связи особо актуальной становится решение проблемы использования различных кейсов, современных интерактивных технологий, с широким внедрением в учебный процесс деловых, имитационных, интеллектуальных, ролевых заданий. При этом студенты и слушатели обязательно должны знакомиться с отечественным и зарубежным опытом решения нестандартных проблем.

Актуальным является и вопрос формирования учебных групп для подготовки специалистов в информационной экономике. Такие группы должны подбираться с учетом принципов креативно-авторизованного образования, предполагающего создание психологической атмосферы, творческого сотрудничества всех участников образовательного процесса.

Переход на новые креативно-авторизованные принципы подготовки специалистов требуют формирования основ креативной культуры мышления студентов. Ее суть состоит в развитии креативно-интеллектуального потенциала на основе использования нетрадиционных форм и методов креативно -авторизованного образования.

Организация учебного процесса должна осуществляться не по привычному принципу объединения слушателей в классы, группы, потоки и т.п., а по принципу формирования «творческих студий», «творческих классов».

В условиях информационного общества и перехода на креативно-авторизованную модель образования высшие учебные заведения должны осуществлять подготовку высококвалифицированных научно-педагогических кадров на основе освоения принципиально новых образовательных моделей. Это, в свою очередь, требует усовершенствования содержания образовательных систем и осуществления профессиональной подготовки профессорско-преподавательских кадров, обладающих знаниями, умениями, навыками и компетенциями, соответствующими информационному обществу.

Заключение. Проблема подготовки профессорско-преподавательских кадров, отвечающих новым требованиям в инновационной экономике, является

одной из приоритетных стратегических целей развития современного образования.

В этой связи перед ведущими педагогическими вузами страны стоит задача организации дополнительного профессионального образования с целью осуществления профессиональной подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для работы с учетом особенностей и специфики требований информационного общества.

Одним из таких университетов должен стать Московский городской педагогический университет как авангардный университет, работающий по образовательным технологиям XXI века. Помимо знаний по направлению университет должен обеспечить профессиональную подготовку и переподготовку современных преподавателей-менеджеров для информационной экономики. Речь идет о реализации программ дополнительного профессионального образования (повышение квалификации кадров) «Академия для Учителей», «Креативные технологии в образовательном процессе», «Мастер креативного менеджмента в образовании».

Библиографический список

1. Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина.- М.: Издательский центр "Академия", 2002. -576 с. http://pedlib.ru/Books/1/0075/1_0075-167.shtml

2. Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А.Компетентностная модель управленца XXI века: мастер креативного менеджмента. / Развитие институтов инновационной экономики в условиях интеграции России в мировое экономическое пространство: сборник трудов по материалам международной научно-практической конференции 23 июня 2016 год, город Ярославль.- М.: Научный консультант, 2016.- С496-499.

3. Степанов А.А., Савина М.В., Степанов И.А. Актуальные вопросы и особенности подготовки менеджеров для инновационной экономики//Управление экономическими системами. Электронный научный журнал. (82) УЭкС, 10/2015. Дата публикации 29.10.2015.0,5 п.л.

7 Davydzenka L., Przychocka I. Instytucjonalizacja rynku inwestowania w innowacje, PWSZ w Suwalkach, Suwalki 2013, ISBN 978-83-934340-2-2, s. 200

4. Davydzenka L., Pгzychocka I. Instytucjonalizacja гynku inwestowania w innowacje, PWSZ w Suwalkach, Suwalki 2013, ISBN 978-83-934340-22, s. 200

5. Elzbieta G^siorowska, Inwestycje w innowacje szans^ dla razwoju polskich mikroprzedsiçbiorstw XXI wieku, Instytut Ekonomiczny Ministeгstwa Ekonomiki Ukrainy, Kijów 2006 г., publikacja гecenzowana, wydanie pokonfeгencyjne

6. www.novsu.ruIfileI928896. Дата обращения 2.12.2016

V. A.Stepanov, M.Veselovsky, A.Suglobov, M.Abгashkin, N.Khoгoshavina Managing Russian Science-Intensive Enterprises in the Emeгging New Technological Paradigm// International Review of Management and Ma^eting ISSN: 2146-4405 available at http: www.econjoumals.com International Review of Management and Ma^eting, 2016, 6(S5).-P. 1622.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.