Научная статья на тему 'Управление образовательным процессом на этапе реализации основной образовательной программы «Педагогическое образование»'

Управление образовательным процессом на этапе реализации основной образовательной программы «Педагогическое образование» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
306
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / ОПЕРАТИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / «МЕНЕДЖЕРСКИЙ ПОДХОД» К СТРАТЕГИЧЕСКОМУ И ТАКТИЧЕСКОМУ УПРАВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ / КОМПЕТЕНТНОСТНАЯ МОДЕЛЬ ВЫПУСКНИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Худяков Виктор Николаевич, Черненко Елена Викторовна

Статья посвящена проблемам стратегического и оперативного руководства учебным процессом в педагогическом вузе. Особое внимание уделено проблемам управления образовательным процессом на уровне структурного подразделения университета. Обосновывается неэффективность «менеджерского подхода» к стратегическому и оперативному управлению образовательным процессом в педагогическом вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Управление образовательным процессом на этапе реализации основной образовательной программы «Педагогическое образование»»

КРУГЛЫЙ СТОЛ «СТАТУС ИСТОРИИ в НАУЧНОМ. ИДЕОЛОГИЧЕСКОМ...

УДК 378+37.0

Худяков Виктор Николаевич

Доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной истории «Омского государственного педагогического университета», vnh_ist@mail.ru, Омск.

Черненко Елена Викторовна

Кандидат исторических наук, доцент кафедры отечественной истории «Омского государственного педагогического университета», chernenko68@mail.ru, Омск.

управление образовательным процессом на этапе

РЕАЛИЗАЦИИ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛьНОЙ ПРОГРАММЫ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ»

Аннотация. Статья посвящена проблемам стратегического и оперативного руководства учебным процессом в педагогическом вузе. Особое внимание уделено проблемам управления образовательным процессом на уровне структурного подразделения университета. Обосновывается неэффективность «менеджерского подхода» к стратегическому и оперативному управлению образовательным процессом в педагогическом вузе.

Ключевые слова: образовательный процесс, стратегическое управление образовательным процессом, оперативное управление образовательным процессом, «менеджерский подход» к стратегическому и тактическому управлению образовательным процессом, компетентностная модель выпускника.

Khudyakov Viktor Nikolaevich

Doctor of History, the Professor of the Russian History Chair, of «Omsk State Pedagogical University», vnh_ist@mail.ru, Omsk.

Chernenko Elena Viktorovna

Candidate of History, Docent of the Russian History Chair, of of «Omsk State Pedagogical University», chernenko68@mail.ru, Omsk.

EDUCATIONAL MANAGEMENT IN THE IMPLEMENTATION STAGE OF BASIC EDUCATIONAL PROGRAM, «TEACTER EDUCATION»

Abstract: This article deals with the problems of the strategic and operational management of the educational process of the pedagogical university. Special attention is paid to the problems of management educational process at the level of the structural unit of the university. The ineffectiveness of «management approach» is settled down to the strategic and operational management of the educational process of the pedagogical university.

Keywords: educational process, strategic management of the educational process, the operational management of the educational process, «management» approach to the strategic and tactical management of the educational process, competence model of graduate.

Переход на новые образовательные стандарты высшего профессионального образования привел к значительным изменениям в стратегическом и оперативном управлении образовательным процессом в вузах. Ориентация современных образовательных стандартов высшего профессионального образования на результат, где в качестве такового выступает компетенция как готовность и способность выпускников высшей

школы решать профессиональные задачи на основе знаний и опыта, привела к отказу от традиционной дидактической модели образовательного процесса. Отказавшись от ориентации процесса образования на передачу и усвоение определенного перечня дидактических единиц, зафиксированных в стандартах II поколения, новая дидактическая модель предполагает нелинейный образовательный процесс, индивидуальный обра-

зовательный маршрут, переход от принципа систематичности к принципу системности обучения, деятельностную парадигму выбора образовательных технологий. Это вызывает перемещение на уровень вузов и их администраций функций по стратегическому управлению образовательным процессом, под которым понимается целенаправленное взаимодействие обучающих и обучающихся, направленное на формирование профессиональных компетенций последних.

В новых условиях стратегическое и оперативное управление образовательным процессом в вузе должно осуществляется как на уровне руководства вуза, так и на уровне конкретного факультета и конкретного преподавателя. В этой статье мы попытались выявить принципы, методы, формы стратегического и оперативного управления образовательным процессом на уровне структурного подразделения педагогического вуза. В качестве эмпирического опыта, подвергнутого обобщению и систематизации, выступает деятельность исторического факультета ОмГПУ в условиях внедрения бально-рейтинговой системы (БАРС) и перехода на ФГОС ВПО, осуществлявшийся период с 2008 по 2012 гг.

Стратегическое управление образовательным процессом представляет собой «направление в теории принятия решений, которое нацелено на развитие эффективной стратегии для оказания содействия в достижении корпоративных целей» [1]. Стратегическое управление образовательным процессом в вузе предполагает следующую последовательность действий: анализ текущего положения вуза в конкурентной среде и востребованности выпускников на рынке труда; выбор стратегического направления деятельности организации; имплементация - процесс реализации выбранной стратегии. Разработка стратегии вуза осуществляется в условиях неопределенности, которую порождают как процессы вне организации, так и внутри нее, что отличает стратегическое управление от долгосрочного планирования деятельности образовательного учреждения. Основными принципами стратегического планирования являются: ориентация на миссию организации, ее глобальные цели, конкурентоспособность, приоритеты как основу самостоятельных стратегий; предполо-

жение о взаимодействии вуза и окружающей среды [3].

Оперативное управление отличается тем, что оно направлено не на определение глобальной цели вуза, а на выбор оптимальных средств и методов имплементации, планирование и выполнение таких процессов как распределение работ, контроль их хода и качества исполнения, эффективное использование ресурсов, диспетчеризация процесса обучения.

В организационном плане стратегическое управление образовательным процессом предполагает формирование адекватной системы управления вузом. Традиционная система управления сформировалась в процессе становления российского университетского образования в XVIII - XIX вв. Ее базовые единицы - кафедры, деканат, Совет факультета, ученый совет университета, ректорат. Насколько эта система способна и готова отвечать на «вызовы времени», то есть соответствовать целям и задачам современного высшего профессионального образования?

Сегодня во властных государственных структурах сформировался «менеджерский подход» к организации системы управления вузами. Суть этих представлений заключается в том, чтобы, не меняя структурные компоненты системы, изменить ее кадровый компонент, тем самым адаптировав к реалиям времени. Результатом этих изменений должно стать сосредоточение функции стратегического управления образовательным процессом в руках менеджеров, основной задачей которых становится выявление «точек роста», выработка на их основе долгосрочных программ развития, организация эффективного использования ресурсной базы, в том числе и кадрового состава. Возможно, что подобная модель и представляется более рациональной, но, тем не менее, не учитывает специфики учреждения, деятельность которого направлена не на производство товаров и услуг, а на формирование профессиональной компетенции выпускников.

Процесс образования, являясь в основе своей процессом когнитивным и творческим, не может быть выработан исключительно на основе деятельности менеджеров. Любые попытки «спускать» стратегические установки «сверху», как правило, не «при-

сваиваются» педагогическими коллективами и приводят к открытому противодействию или к скрытому саботажу их реализации. В связи с этим более эффективным представляется подход к выработке стратегии развития с позиции коллективного творчества при инициирующей и организаторской роли управленцев различного уровня.

В современных условиях «выживаемость» вузов зависит от качества стратегической модели развития образовательного процесса каждого факультета, которая хотя и является производной от стратегии развития университета в целом, но вполне автономна в пределах компетенции структурного подразделения. Модель современной стратегии развития факультета в педагогическом вузе может быть определена как «стратегия выживания». Каковы ее параметры?

Моделирование «стратегии выживания» факультета начинается с анализа внешней и внутренней среды. Анализ внешней среды предполагает выявление потребности общества и государства в специалистах определенной квалификации, характеристику конкурентной среды ранка образовательных услуг по подготовке специалистов соответствующего профиля, определение динамики потребности и востребованности выпускников на рынке труда. Результатом этой деятельности является определение квалификационных характеристик конкурентно-способного выпускника. Представляется, что в современных условиях эффективным подходом, обеспечивающим устойчивое развитие структурного подразделения, является конструирование компетентностной модели выпускника, направленной на реализацию подготовки квалифицированных кадров в области педагогики и образования, и модели выпускника «поддержки», как правило, формируемой исходя из позиции востребованности на рынке образовательных услуг. Эти модели позволяют определить те основные образовательные программы, которые составят основу долгосрочного планирования деятельности факультета.

Для факультета истории, философии и права ОмГПУ «базовой» основной образовательной программой с 2012 г. стало «Педагогическое образование» в формате пятилетнего бакалавриата и магистратуры. Двухпрофильный бакалавриат в направ-

лении подготовки «Педагогическое образование» имеет как плюсы, так и минусы. К плюсам относится соответствие подобной структуры подготовки потребностям работодателя, так бакалавры педагогического образования профиля «История», устраиваясь на работу в учебные заведения, параллельно преподают такие предметы как «Право», «Обществознание», «Философия», «Экономика» и т. д. Пятилетний бакалавриат позволяет существенно усилить практическую подготовку выпускников за счет увеличения объема практик, что соответствует современной парадигме высшего профессионального образования.

Минусом двухпрофильного бакалавриата является то обстоятельство, что в результате принципа равенства профилей количество часов подготовки на каждый, в сравнении с одним профилем подготовки, сокращается примерно на 20 кредитных единиц. В условиях реализации компетентностного подхода в образовании это считается не большой потерей, так как касается часов теоретической подготовки. Но в условиях, когда студент одновременно должен освоить два самостоятельных профиля, каждый из которых имеет свою специфику, более тысячи часов «знаний» приобретают особое значение и в формировании способности студентов решать профессиональные задачи.

Основной образовательной программой «поддержки» на факультете истории, философии и права с 2006 г. является подготовка по специальности «Государственное и муниципальное управление». После перехода на новые образовательные стандарты - основная образовательная программа направления подготовки «Государственное и муниципальное управление». Наличие этой программы позволяет не только привлечь коммерческих студентов, но и расширить возможности вуза по обеспечению индивидуального образовательного маршрута обучающихся. Подготовка бакалавров государственного и муниципального управления осуществляется в очно-заочной и заочной формах обучения.

Анализ внутренней среды направлен на выявление способности и готовности кадрового состава обеспечивать реализацию выбранной стратегии, достаточности ресурсного обеспечения стратегического развития,

гибкость и мобильность организационных структур факультета. Несмотря на достижения современной науки и техники, профессорско-преподавательские кадры остаются тем элементом в образовательном процессе, от которого зависит качество образования. В современных условиях основной функцией преподавателя становится сопровождение студента в освоении ООП, преподаватель выступает как дизайнер учебной среды и технологий обучения, организатор самостоятельной работы студента, что в условиях сокращения аудиторной нагрузки имеет определяющее значение для качества образования. Соответственно кадровая политика вуза и его структурного подразделения во много определяет границы возможного в реализации той или иной стратегии развития.

На уровне региональных государственных вузов в последние десятилетия сложились общие принципы формирования профессорско-преподавательского состава. Например, принцип подготовки кадров собственными силами, как правило, на основе выпускников этого же вуза, прошедших через аспирантуру и защитивших в итоге кандидатские диссертации. Чаще всего, аспирантуры и научные руководители являются представителями той же научной школы, что и их выпускники. В результате мы наблюдаем не столько развитие научных школ, сколько их воспроизводство. В этом есть смысл, когда мы говорим о единстве требований, преемственности и традициях. Но механизм воспроизводства коварен тем, что сохраняет не только позитивные, но и негативные черты. Профессорско-преподавательские коллективы по-существу «варятся в собственном соку».

Современная система подготовки кадров для высшей школы находится в стадии реорганизации, результат которой пока неочевиден. Изменение системы научных званий и степеней, сокращение числа советов по защите кандидатских и докторских диссертаций, числа аспирантур и докторантур с неизбежностью внесет коррективы в действующую структуру подготовки научных кадров.

Еще одна проблема, поставленная перед руководителями вузов и их структурных подразделений федеральными образовательными стандартами - привлечение к подготовке

бакалавром и магистров профессионалов-практиков и приглашенных специалистов, должна решаться как на уровне стратегического, так и оперативного управления образовательным процессом. На уровне стратегии развития университета решить эту проблему возможно путем интеграции вуза во внешнюю профессиональную среду. Оперативное управление этим процессом требует детальной проработки, особенно с позиции финансовой составляющей и должно быть максимально гибким, так как привлекаемые специалисты, не являясь штатными работниками подразделений университета, как правило, не могут быть интегрированы в матрицу постоянного расписания. В случае, если приглашенные процессора являются иногородними, их работу в вузе осложняет целый ряд организационных и финансовых сложностей, что в конечном итоге приводит к минимизации их участие в образовательном процессе.

Непосредственно с кадровой проблемой связана проблема педагогического управления образовательным процессом. Она предполагает осуществление оперативного управление образовательным процессом на уровне структурного подразделения, осуществляемое кафедрами и деканатом, и деятельность конкретного преподавателя по организации и управлению образовательным процессом на уровне реализации конкретной дисциплины учебного плана. Представляется, что существует некоторая корреляция этих уровней и управленческих усилий: чем качественнее выстроено управление образовательным процессом на уровне деканата и кафедры, тем эффективнее деятельность преподавателя по организации учебной деятельности студентов и, как следствие, более высокие результаты обучения.

Определяя организационный и педагогический уровень управления образовательным процессом, имеет смысл раскрыть цель и задачи, методы и технологии каждого из них. Практика внедрения принципов болон-ского процесса в российское высшее образование ярко продемонстрировала особую роль управленческих структур факультета в переходе на нелинейный образовательный процесс и бально-рейтинговую систему (БаРС). В этом процессе декан, заместители декана, заведующие кафедрами выступают

не столько как менеджеры, сколько как тьюторы, организующие и сопровождающие образовательный процесс. Соответственно, говорить о возможности достижения требуемого от современной высшей школы ком-петентностного результата возможно только в том случае, если стратегическое и оперативное управление будет осуществляться не менеджером, а управленцем-педагогом, способным сочетать в себе квалификацию менеджера и владение современными технологиями организации и реализации целей и задач образовательного процесса.

Организационный уровень оперативного управления образовательным процессом имеет своей целью создание организационных, психолого-педагогических, информационных, ресурсных условий для повышения эффективности процесса обучения, результатом которого является формирование профессиональных компетенций выпускника в соответствие с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.

В основе оперативного управления образовательными процессом лежит основная образовательная программа, которая определяет базовые направления в подготовке выпускников. Разработка основой образовательной программы по профилям подготовки исходит из определения квалификационных характеристик выпускника, которые и закладывают основу для моделирования учебного плана конкретного профиля/ магистерской программы направления подготовки. Классический подход, сформированный длительной практикой реализации дидактических единиц содержания, в новых условиях оказался востребованным. Это привело к тому, что попытка «втиснуть» традиционный набор дисциплин, определявших подготовку специалиста по той или иной специальности, в «прокрустово ложе» кредитных единиц нового учебного плана завершилась «обрезанием» в первую очередь базовых дисциплин. Отсюда массовое недовольство бакалавриатом, компетенциями и кредитными единицами.

Компетентностный учебный план должен создаваться исходя из иных принципов организации образовательного процесса. Смысл имеет не столько дидактическая единица содержания, выраженная в конкрет-

ной дисциплине, сколько способность этой дидактической единицы формировать компетенцию - способность решать профессиональные задачи. Именно поэтому произошло изменение соотношение лекционных и практических занятий в структуре аудиторной нагрузки студентов.

Как достичь оптимального результата в создании компетентностного учебного плана? Эту задачу возможно решить лишь совместными усилиями педагогического коллектива через деятельность учебно-методических комиссий, кафедр и деканата. Ими должна быть сформирована модель поэтапного формирования профессиональных компетенций бакалавров/ магистров педагогического образования. В основе этой модели лежат следующие педагогические принципы:

- постепенности и последовательности в формировании компетенций;

- взаимосвязи и преемственности уровней формирования компетенций;

- солидарности действий профессорско-преподавательского состава по формированию компетенций;

- соответствие требований к результатам обучения уровню сформированности компетенций. Только четкое определение параметров этой модели способно обеспечить создание учебного плана ориентированного на конкретный компетентностный результат.

Одна из функций этой модели лежит в плоскости разведения уровней основания основной образовательной программы: ба-калариата и магистратуры, определяя тем самым стратегию процесса обучения студентов. Ее возможно использовать в создании индивидуальных образовательных маршрутов студентов в условиях реализации нелинейного образовательного процесса.

Подобная модель ограничит круг необходимых и достаточных дисциплин для формирования общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенция. Кроме этого, модель позволяет определить как информационную, так и технологическую составляющую конкретных дисциплин, включенных в учебный план, а, следовательно, и деятельность профессорско-преподавательского состава по их реализации. В связи с этим, одним из условий реализации образовательного процесса в

логике требований федерального образовательного является создание команды единомышленников, понимающих и поддерживающих новации в организации учебного процесса. Достичь этого возможно лишь путем системы семинаров, где участники не только овладевают новыми профессиональными и педагогическими технологиями, но и в ходе обсуждения этих вопросов вырабатывают общие позиции по ряду принципиальных вопросов организации процесса обучения. Организация подобных семинаров, приглашение профессиональных педагогов-тренеров - основная задача деканата на этапе внедрения новых ФГОС и принципов Болонского процесса.

Педагогический уровень управления образовательным процессом определяется деятельностью профессорско-преподавательского состава факультета, нацеленной на достижение результата в освоении конкретной дисциплины учебного плана. Позиция преподавателя высшей школы сегодня определяется как позиция тьютора: проектировщика, технолога, организатора, корректировщика процесса обучения. Эта позиция в корне меняет профессиональную деятельность профессорско-преподавательского состава вуза. Все более возрастает востребованность методической и технологической подготовки кадров, способных реализовать требования нового образовательного стандарта по формированию общекультурных, общепрофессиональных, профессиональных компетенций бакалавров и магистрантов [2].

Таким образом, стратегическое и тактическое (оперативное) управление образовательным процессом взаимосвязаны и взаимозависимы, представляют собой

многоуровневые и полиаспектные явления. «Менеджерский» подход к управлению образовательным процессом программ подготовки бакалавров и магистров педагогического образования в условиях реализации новой дидактической модели образования способен, скорее, навредить нежели способствовать повышению эффективности подготовки бакалавров и магистров. Причина этого в отсутствии у менеджеров педагогической и методической подготовки, необходимой для оперативного руководства образовательным процессом, без чего невозможно определиться с адекватной стратегией развития вуза.

Попытки разделить функции между управленцами-менеджерами и управленцами-педагогами изначально содержат в себе элементы конфликтности и противостояния, где победа окажется на стороне менеджеров, обладающих правом распоряжаться ресурсами вуза и его структурных подразделений. Это означает, что образовательный процесс будет подчинен не принципам целесообразности и эффективности образовательного процесса, а «бухгалтерскому» расчету затрат и прибыли.

Библиографический список

1. Зуб А. Т. Стратегический менеджмент. Теория и практика. - М.: АспектПресс, 2002. -415 с. [Электронный ресурс]. URL: http://sbiblio. com/BIBLIO/archive/zub_strategical_menegement/ l.aspx (дата обращения 17.12.2012)

2. Левина М. М. Технологии профессионального педагогического образования. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 272 с.

3. Стратегическое управление. Основные понятия и определения [Электронный ресурс]. URL: http://www.stplan.ru/articles/theory/strman. htm (дата обращения: 14.12.2012).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.