Научная статья на тему 'Регламентирование процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза'

Регламентирование процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
258
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВУЗ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОЦЕССА / HIGHER EDUCATION INSTITUTION / COMPETITIVENESS / MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS / INFORMATION PROCESS MAP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ямбушев Д. Ф.

Условия рыночной экономики требуют от вузов постоянного поиска новых идей, возможностей, ориентации на инновации для повышения конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг. Однако, как показывает практика, большинство вузов России не осуществляет целенаправленную деятельность по управлению своей конкурентоспособностью. В данной статье автор определил место процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг в общей карте процессов вуза, разработал нормативный документ информационную карту процесса, а также предложил мероприятия, которые должны помочь облегчить работу вуза, снизить затраты времени на проделывание длительных и рутинных работ, повысить конкурентоспособность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Ямбушев Д. Ф.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REGULATION OF THE MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGH SCHOOL

Terms and conditions of the market economy require universities constant search for new ideas, opportunities, focus on innovation to increase the competitiveness of educational services. However, as practice shows, the majority of universities in Russia carries a purposeful management activities of its competitiveness. In this article the author has determined the place of management of competitiveness of educational services in the general map of the processes of the university, has developed a standard document the information process map, as well as suggested activities to help facilitate the work of the university, to reduce the time required for breaching prolonged and routine jobs, improve the competitiveness of.

Текст научной работы на тему «Регламентирование процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза»

УДК: 005.332.4.:378 ББК: У49

Ямбушев Д.Ф.

РЕГЛАМЕНТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ ВУЗА

Yambushev D.F.

REGULATION OF THE MANAGEMENT OF COMPETITIVENESS OF EDUCATIONAL SERVICES OF HIGH SCHOOL

Ключевые слова: вуз, конкурентоспособность, управление конкурентоспособностью, информационная карта процесса.

Keywords: higher education institution, competitiveness, management of competitiveness, information process map.

Аннотация: условия рыночной экономики требуют от вузов постоянного поиска новых идей, возможностей, ориентации на инновации для повышения конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг. Однако, как показывает практика, большинство вузов России не осуществляет целенаправленную деятельность по управлению своей конкурентоспособностью. В данной статье автор определил место процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг в общей карте процессов вуза, разработал нормативный документ - информационную карту процесса, а также предложил мероприятия, которые должны помочь облегчить работу вуза, снизить затраты времени на проделывание длительных и рутинных работ, повысить конкурентоспособность.

Abstract: terms and conditions of the market economy require universities constant search for new ideas, opportunities, focus on innovation to increase the competitiveness of educational services. However, as practice shows, the majority of universities in Russia carries a purposeful management activities of its competitiveness. In this article the author has determined the place of management of competitiveness of educational services in the general map of the processes of the university, has developed a standard document - the information process map, as well as suggested activities to help facilitate the work of the university, to reduce the time required for breaching prolonged and routine jobs, improve the competitiveness of.

В условиях перехода к новому шестому технологическому укладу и обострения конкурентной борьбы необходимо повышение конкурентоспособности системы высшего образования, обеспечивающей основу для формирования высококвалифицированных кадров для различных отраслей экономики.

Условия рыночной экономики требуют от вузов постоянного поиска новых идей, возможностей, ориентации на инновации для повышения конкурентоспособности предоставляемых образовательных услуг.

Главной задачей процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг; предоставляемых вузом, является реализация эффективной конкурентной стратегии на рынке образовательных услуг, которая учитывает собственные конкурентные преимущества и главных участников конкурентной борьбы, потребности рынка в инновационных проектах и их реализацию, интересы потребителей услуг вуза.

Элементы процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Элементы процесса управления конкурентоспособностью образовательных

услуг вуза

Эффективность деятельности вуза по предоставлению образовательных услуг зависит от уровня организации его работы с потребителями данных услуг: Многие вузы имеют сильную систему базовых школ и еще осуществляют в них мониторинг качества подготовки. В успешной работе с учебными заведениями среднего звена и предприятиями реализуется один из принципов системы менеджмента качества - взаимовы-

годные отношения с поставщиками [1].

Приоритетным направлением в стратегии любого вуза должно выступать развитие системы менеджмента качества (СМК) образовательной деятельности (рисунок 2). Процессное управление деятельностью в вузе осуществляется посредством управления процессами системы менеджмента качества.

Рисунок 2 - Модель системы менеджмента качества образовательной деятельности вуза

Согласно документации по СМК в университете заинтересованными сторонами деятельности выступают: студенты и их семьи; абитуриенты и члены их семей; слушатели; выпускники; предприятия - рабо-

тодатели; органы управления образованием; общество и государство в целом; предприятия поставщики - средние учебные и средние профессиональные учебные заведения; грантодержатели, организации - заказчики и

партнеры, в том числе зарубежные.

СМК распространяется на проектирование, разработку и реализацию образовательных программ высшего профессионального образования в соответствии с областью лицензирования и государственной аккредитации, воспитательную и внеучеб-ную работу, а также научную деятельность в соответствии с профилем университета.

Как правило, в вузах процесс управле-

СМК вуза

Рисунок 3

Маркетинг - процесс, направленный на определение требований и ожиданий заинтересованных сторон в отношении основных результатов деятельности университета, включая научные исследования и разработки, требования к образовательным услугам, научной и научно-технической продукции, определение потребности в труцо-вых ресурсах определенной квалификации и компетенции, а также формирование спроса на результаты деятельности университета.

Процесс «Маркетинг» реализует требования п.п. 5.2, 7.2, 8.2.1 ИСО 9001:2011. В рамках процесса «Маркетинг» реализуется:

- изучение и структурирование требований различных заинтересованных сторон;

- взаимодействие со всеми заинтересованными сторонами;

- оценка и анализ удовлетворенности заинтересованных сторон;

- информирование о программах и

ния конкурентоспособностью образовательных услуг не вычленен отельным процессом в карте процессов университета, но данный процесс можно отнести к основному процессу - маркетинг:

Из процесса маркетинг выделим процесс управления, из которого - процесс управления конкурентоспособностью образовательных услуг Место процесса в общей карте процессов представлено на рисунке 3.

1 уровень -макропроцессы

2 уровень -макропроцессы

2 уровень -макропроцессы

3 уровень -макропроцессы

продуктах и формирование спроса на результаты его деятельности;

- разработка и реализация мероприятий по улучшению имиджа вуза, позиционирования его на рынке образовательных услуг и научной продукции;

- разработка на основе документированных требований потребителей требований к показателям результатов процессов СМК.

Конкурентная политика вуза в отношении выявления конкурентных преимуществ осуществляется посредством стратегической карты управления конкурентоспособностью образовательных услуг (рисунок

4).

Стратегическая карта предполагает интенсивное использование человеческих и организационных ресурсов для поддержания важнейших внутренних процессов с тем, чтобы вуз мог предложить своим по-

Основные процессы СМК

- Место процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг в общей карте процессов

требителям соответствующие ценности, соблюдая при этом сбалансированный финансовый подход [3].

Предлагаемый подход для реализации выбранной политики базируется на пяти составляющих: конкурентоспособность, финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы, рост и развитие.

В сфере финансов изучается структура

затрат, осуществляется поиск путей для возможностей их снижения. Этому способствует эффективное применение активов, которое может быть использовано для увеличения объёмов прибыли, сокращении размеров капитальных затрат. Все эти меры способствуют выявлению конкурентных преимуществ.

Конкурентоспособность образовательных услуг

Совершенствование структуры расходов

Повышение индекса лояльности потребителей и заинтересованных сторон

Управление маркетинговой деятельностью и ценообразованием

Рисунок 4 - Стратегическая карта управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза

Эффективное формирование и использование бюджетных ресурсов обеспечивает финансовую устойчивость, предотвращает их истощение и дает возможность долгое время удерживать за собой конкурентные позиции.

Составляющая «клиенты» определяет условия, при которых создается ценность для клиентов. Для этого нужно проводить постоянные мероприятия, а именно повышать индексы лояльности и удовлетворенности потребителей и заинтересованных сторон.

Сфера внутренних бизнес-процессов имеет самые существенные позиции в завоевании конкурентоспособности, так как только верное управление всеми инструментами может принести желаемый результат.

В качестве ключевых бизнес-процессов вуза были выбраны следующие:

- управление инновациями;

- управление маркетинговой деятельностью;

- управление инновационными процессами;

- управление качеством.

Каждая составляющая должна иметь поддерживающие мероприятия. Например, для управления инновациями нужно использовать современные обучающие технологии, для управления качеством услуг нужно создать сотрудникам все необходимые условия для их осуществления.

За счет эффективно функционирующих

бизнес-процессов строятся хорошие взаимоотношения с клиентами, предлагаются доступные для потребителя услуги, строится брендо-вая политика. Это обеспечивает эффективное использование активов, совершенствование структуры издержек, расширение возможностей дальнейшего развития. В результате формируется заключительный уровень, определяющий долгосрочную устойчивую конкурентоспособность вуза.

С точки зрения основных потребителей образовательных услуг вуза - выпускников -управление конкурентоспособностью образовательной услуги вуза невозможно без постоянного мониторинга занятости выпускников и уровня их заработной платы, а также имиджа вуза в глазах выпускников, которые нуждаются или не нуждаются в продолжении обучения после его окончания (аспирантура, повышение квалификации, второе высшее образование) или обращаются в другие вузы региона, страны.

Управление процессом раскрывает условия исполнения процесса, что закреплено в таком элементе, как документация, как внутренняя, так и внешняя.

К внешней документации в рамках системы относятся Закон РФ от 10.07.1992 №3266 «Об образовании», ФЗ от 22.08.1996 №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональ-

ном образовании», ФЗ от 27 ноября 2002 года №156-ФЗ «Об объединениях работодателей», постановление Правительства РФ от 07.02.2011 № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», постановление Правительства Российской Федерации от 25.08.2008 № 638 «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования» и др.

К внутренней документации относятся Программа развития вуза, Политика в области качества, руководство по качеству, договора о сотрудничестве со стратегическими партнерами.

Совершенствование рассматриваемого элемента процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг - документации связано с разработкой его информационной карты.

Информационная карта описывает свойства, характеристики и функции процесса и включает следующие разделы: общие сведения, результаты процесса и их потребители, внешние поставщики и входы процесса, виды деятельности в рамках процесса, управление и требуемые ресурсы.

Разработанная информационная карта отражена в таблице 1.

Таблица 1 - Информационная карта процесса «Управление конкурентоспособностью

образовательных услуг»_

Общие сведения

Назначение (цель) процесса

Владелец процесса Вход процесса

Ресурсы

Выход процесса (результаты процесса)

Показатели результативности процесса

обеспечение устойчивого развития для формирования конкурентных преимуществ, создание потенциала для будущего развития университета;

проректор по научной работе;

качество подготовки абитуриента, квалификация профессорско-пре подавательского состава, состояние материально-технической базы, прогрессивность учебных планов и программ, стоимость образовательных услуг;

финансы, компетентный персонал, материально-технические ресурсы, информационные технологии;

конкурентоспособность выпускников вуза на рынках труда, эффективность патентно-лицензионной работы, число публикаций и наград, научно-технические проекты;

своевременность: разработка или выполнение в планируемый срок; качество: соответствие установленным требованиям, отсутствие возвратов на доработку;

стоимость (затраты): приемлемость уровня цен на образовательные услуги с точки зрения потенциальных потребителей с учетом уровня цен конкурентов и соответствию цены образовательной услуги расчету затрат

Продолжение таблицы 1

Результаты процесса и их потребители

Результаты процесса Внешние и внутренние потребители Требования потребителей к результатам процесса

1. Результаты исследований и разработок: - конкурентоспособность выпускников вуза на внешнем и внутреннем рынках труда - доля трудоустроенных выпускников - систематизированная информация о предприятиях и организациях - работодателях, вакансиях и выпускниках университета - документально оформленная информация о требованиях потребителей и партнеров - среднемесячный доход выпускников (за первый год окончания) - процент выпускников, обратившихся в вуз для получения послевузовского образования - эффективность патентно-лицензионной работы в вузе - количество полученных международных и национальных премий и наград - число публикаций - анкеты для опроса конкурентов и потребителей - результаты оценки удовлетворенности работодателей качеством подготовки кадров в университете - внедренные научные проекты Ректорат, дирекции институтов (деканаты факультетов), кафедры, преподаватели и сотрудники университета, Управление послевузовского образования Соответствие требованиям: Закон РФ «О науке и государственной научно-технической политике», Договора, контракты Актуальность, своевременность, научно-методическая проработанность, объективность, учет специфики направления подготовки кадров (специальности).

Внешние поставщики и входы процесса

Вход процесса (данные и материальные объекты) Поставщик процесса (данные и материальные объекты) Требования к входам

- качество подготовки абитуриентов, - конкурс в вуз, - уровень требований к качеству знаний абитуриентов, - конкурентоспособность профессорско-преподавательского состава (процент остепененных преподавателей, повышение квалификации), - доля конкурентоспособных практиков среди преподавателей вуза, - состояние материально-техничес-кой базы, - прогрессивность учебных планов и программ, - качество технологий обучения и программ, - наличие стратегии развития вуза, - условия труда всех работников вуза - информация о требованиях потребителей и других заинтересованных сторон, - результаты оценки удовлетворенности работодателей качеством образования в университете (институте, факультете, кафедре) и различными аспектами деятельности Процесс «Нормативные документы», работодатели, обучающиеся, структурные подразделения, факультеты, кафедры Ректор, проректоры, руководители структурных подразделений. Виды деятельности: формирование и реализация стратегии, политики и целей в области управления конкурентоспособность ю; подготовка к комплексной оценке деятельности университета; анализ системы управления конкурентоспособностью со стороны руководства; внутренний аудит, дирекции институтов (деканаты факультетов) Студенческий совет университета, выпускающие кафедры Соответствие требованиям: Договора/контракта; Наличие задания, содержащего: направление совместной деятельности; опрашиваемых стратегических партнеров; объем выборки; сроки проведения; форма представления результатов; источник финансовых средств. Достоверность, актуальность, научно-методическая проработанность

Окончание таблицы 1

Деятельность, управление и ресурсы

Виды деятельности (порядок выполнения этапов)

Регламентирующая документация

Записи и данные

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Требуемые ресурсы (исполнители и материальное обеспечение)

1. Выявление цели управления конкурентоспособностью

2. Информирование подразделений университета, потенциально заинтересованных в выполнении работы

3. Определение требований к результатам процесса:

анализ требований потребителей, законодательных и нормативных требований анализ информации подразделений,

проверка возможностей подразделений университета выполнить установленные требования, анализ внешней среды

4. Обеспечение ресурсами (кадры, информационное обеспечение)

5. Выполнение работ

5.1 Прогнозирование конкурентоспособности элементов «входа»

5.2 Разработка стратегии и структуры

5.2.1 Разработка структуры специальностей, инновационных программ, учебных планов

5.2.2 Формулировка требований к качеству различных процессов: маркетинговых, экономических, социальных, обеспечивающих, образовательных, инновационных и др.

6. Выбор модели управления конкурентоспособностью (какими процессами и как должен управлять вуз)

7. Оформление отчетности

Положение «О научно-техническом совете» и др. Нормативные и технические документы по-профилю.

Положение правовом управлении; Правила ставления говоров

о

со-

до-

Протоколы заседаний кафедры, деканата, Ученого и научно-технического советов (НТС).

Сопроводительная документация на бумажных и электронных носителях. Диссертации, авторефераты, статьи, книги.

Рабочие журналы, информационная база данных. Отчеты.

Смета расходов. Результаты научных исследований и разработок, база данных о вакансиях на предприятиях и организациях РМ

Договоры о совместной деятельности

Ученый совет, НТС, ректорат, деканат, проректор, департамент, ДГП НИИ, Центры,

руководитель научного проекта, исполнители, планово-финансовый отдел, юридический отдел персонал с требуемой компетентностью, материально-

технические ресурсы, программное обеспечение, Интернет

Начальник управления международных связей;

Начальник УМУ; Начальник правового управления; Финансовые и материальные затраты

Входы в процесс - это объекты, предназначенные для преобразования при функционировании процесса СМК.

На входе процесса «Управление конкурентоспособностью образовательных услуг» находится информация: о качестве подготовки абитуриентов, конкурсе в вуз, уровне требований к качеству знаний абитуриентов, конкурентоспособности профессорско-преподавательского состава, состоянии материально-технической базы, прогрессивности учебных планов и программ, качестве

технологий обучения, наличии стратегии развития, условий труда сотрудников, о требованиях и ожиданиях потребителей и потенциальных партнеров; оценке удовлетворенности работодателей качеством образования в университете и различными аспектами деятельности.

Выходами процесса являются результаты преобразования входов при функционировании процессов СМК.

Выходы процесса «управление конкурентоспособностью образовательных ус-

луг» - это конкурентоспособность выпускников вуза на внешнем и внутреннем рынках труда, доля трудоустроенных выпускников, среднемесячный доход выпускников, процент выпускников, получающих послевузовское образование, эффективность патентно-лицензионной работы, количество полученных премий и наград, число публикаций, систематизированная информация о предприятиях и организациях - работодателях, вакансиях и выпускниках университета; документально оформленная информация о требованиях партнеров и потребителей; аналитические отчеты о результатах исследований рынка конкурентов; научно-технические проекты и т.д.

Ресурсы - механизмы преобразования входов в выходы.

К основным ресурсам процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг относятся персонал с требуемой компетентностью, материально-техни-ческие ресурсы и финансовые ресурсы.

Источником финансовых ресурсов являются средства федерального бюджета и

средства софинансирования. Расходы на мероприятия в рамках системы конкурентоспособности в основном покрываются средствами федерального бюджета, но данные средства являются ограниченными и подотчетными, то есть университет не может использовать ресурсы больше, чем запланировано. Однако могут возникать ситуации, связанные с дополнительными расходами, поэтому предпочтительнее находить и использовать источники средств софинанси-рования, которые могут быть получены от стратегических партнеров в процессе совместной деятельности и посредством оказания университетом определенных услуг.

Таким образом, источником финансовых ресурсов, необходимых для поддержания системы конкурентоспособности образовательных услуг; должна стать конкурентоспособность вуза в рамках данной системы.

На рисунке 5 представим схему взаимосвязи процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг с другими процессами.

Качество технологий

От процессов обучения и программ Конкурентные

От процесса Наличие стратегии развития Процесс управления конкурентоспособностью образовательных услуг преимущества

вуза —» К процессам

Внешнее взаимодействие процесса «Управление конкурентоспособностью образовательных услуг»

с другими процессами СМК

Качество подготовки абитуриентов

Эффективная ценовая политика

Кадры, обладающие необходимыми компетенциями

Процесс управления конкурентоспособностью образовательных услуг

К процессам

От процессов

Внутреннее взаимодействие видов деятельности процесса «Управление конкурентоспособностью

образовательных услуг» в рамках процесса

Рисунок 5 - Схема взаимосвязи процесса «Управление конкурентоспособностью

образовательных услуг»

Процесс следует разделять на: стратегический на «входе», тактический при выполнении различных процессов, и «операционный» на «выходе» на рынке потребителей услуг вуза.

Последний этап модели управления процессом конкурентоспособности образовательных услуг - оценка эффективности управления конкурентоспособностью вуза.

Внешнюю качественную оценку эффективности управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза предлагаем осуществлять в несколько этапов, сгруппированных в следующей последовательности.

На первом этапе с помощью мониторинга проводится формулирование и систематизация требований потребителей к образовательным услугам и определяется перечень критериев, подлежащих оценке.

На втором этапе выстраивается ранжированная оценка критериев по степени значимости с позиций потребителей. При этом достоверный результат может быть получен только в случае использования в качестве экспертов потребителей целевого рынка.

На третьем этапе на основе выбранных критериев формируется совокупность характеризующих параметров, обеспечивая создание их соответствующего комплекса, и проводится непосредственно сама оценка.

В итоге, внешняя оценка конкурентоспособности образовательных услуг предполагает обязательный учет трехстороннего

с другими процессами мнения: студентов, обучающихся по анализируемым специальностям; молодых специалистов - выпускников учебного заведения тех же специальностей; работодателей, у которых работают выпускники данной специальности.

Оценку конкурентоспособности с позиции студентов следует проводить с учетом типажа кандидата в студенты.

Для повышения конкурентоспособности образовательных услуг вуза необходимо улучшить работу учебно-методического управления вуза. Необходимо осуществлять переход к современным мировым моделям организации учебного процесса, переход к интерактивным образовательным технологиям, позволяющим вести подготовку конкурентоспособных специалистов. Также необходимо доработать, усовершенствовать балльно-рейтинговую систему или разработать и ввести новую аналогичную систему с учетом всех недостатков старой системы.

В качестве средства повышения известности можно использовать участие в разного рода форумах, выставках, научных конференциях.

Необходимо совершенствовать информационную среду университета - оснастить все аудитории современным мультимедийным оборудованием, расширить зону охвата беспроводной сети.

Оценка конкурентоспособности с позиции работодателя может быть представлена следующими критериями (рисунок 6):

1) востребованность (доля выпускников, нашедших работу по специальности спустя три месяца после окончания, %); 2) заработная плата выпускников (увеличение зарплаты за три года, %);

Критерии для оценки конкурентоспособности с позиции работодателя

Рисунок 6 - Критерии для оценки конкурентоспособности с позиции работодателя

Указанная номенклатура взята из зарубежной практики рейтинговой оценки бизнес-школ.

Усиливающаяся конкуренция побуждает вузы создавать специальные подразделения, ответственные за продвижение обра-

зовательных услуг: отделы маркетинга и рекламы, отделы по связям с общественностью и трудоустройства выпускников.

У руководства большинства вузов отсутствует понимание объективной необходимости выделения самостоятельного отде-

ла, который имеет неконсультативный статус, наделен необходимыми ресурсами, уравнен в правах и способах воздействия на управленческие решения с другими службами вуза, и обеспечивает координацию и согласованность взаимодействия с ними по поводу конкурентной стратегии.

В организационной структуре вузов, как правило, отсутствует отдельное подразделение, занимающееся вопросами конкурентоспособности образовательных услуг.

Взаимодействие с конкурентами входит в функции различных подразделений, таких как управление международных связей, отдел менеджмента качества образовательной деятельности, региональный центр содействия трудоустройству выпускников, управление послевузовского профессионального образования и др., а также кафедр факультетов и институтов.

В вузах необходимо создать отдельное подразделение, занимающееся вопросами конкурентоспособности образовательных услуг либо наделить управленческими, контролирующими и координирующими полномочиями какое-либо существующее подразделение, данное мероприятие позволит исключить возможность дублирования функций.

Для обеспечения конкурентоспособ-

ности образовательных услуг университета необходимо, чтобы его информационная система соответствовала современным мировым требованиям и упрощала скорость обмена информацией, ее доступ и контроль данных. Одной из современных информационных платформ, обеспечивающих данные требования является Microsoft Learning Gateway (MLG). Это комплексное решение, объединяющее всех участников учебного процесса в едином информационно-образовательном портале учебного заведения.

Предоставляя средства для совместной работы, объединенных коммуникаций и электронного обучения, MLG позволяет э ф-фективнее организовать взаимодействие студентов и преподавателей, минимизировать временные затраты, связанные с рутинными операциями. Это эффективные инструменты для создания учебных материалов, записи лекций, тиражирования единожды созданных материалов, доступа к базе знаний вуза и возможности автоматизированного контроля знаний [2].

Решение MLG состоит из нескольких продуктов Microsoft, каждый из которых отвечает за свой участок функционала (рисунок 7).

SharePoint Portal Server 1

Instant Messenger Live 1 sCr, 1 1ГГ«," 1 Windows Sha rePoint Services

Communication Server Net Application Framework

Windows Media | SQL Server

Приложения третьих фирм например, бухгалтерия)

Windows Server Application Server. Security. Directory

Рисунок 7 - Составляющие Microsoft Learning Gateway

Для конечного пользователя главное -чтобы программа позволяла ему выполнять необходимые задачи и максимально облегчала процесс обучения.

В каждом учебном процессе участвуют три вида пользователей: преподаватели, учащиеся и наставники.

Преподаватели создают и управляют учебными материалами, выдают и проверяют задания, управляют процессом обучения. Учащиеся выполняют задания, просматривая учебные материалы или отвечая на вопросы тестов.

Им необходимо создать наиболее

комфортные для обучения условия - возможность учиться в любом месте, быстро получать консультации у преподавателей по непонятным для них вопросам, иметь доступ к электронным библиотекам с дополнительной литературой.

Наставниками могут быть как родители (в случае высших и средних учебных заведений), так и менеджеры, направляющие своих подчиненных на учебу (в случае коммерчески х учебных центров и учебных отделов в коммерческих компаниях). Наставник всегда может контролировать, какие задания выдаются его подопечному и какие оценки были поставлены за выполненные задания.

Также скажем о важнейшем факторе -коммуникации между всеми участниками образовательного процесса. Преподаватель общается с учащимися, с одной стороны, оперативно отвечая на их вопросы, а с другой - задавая свои собственные вопросы для дополнительного контроля понимания учащимися учебного материала. Также упрощается контакт между преподавателем и наставником, так как теперь учителю нет необходимости требовать от ученика явиться завтра с отцом - всю информацию о плохом поведении нерадивого ученика можно с легкостью донести до родителей.

Система управления обучением редко применяется в учебном заведении сама по себе. Вместе с ней обычно функционируют программы планирования расписания, бухгалтерская система, система управления кадрами и т.д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, Microsoft Learning Gateway представляет собой мощную и удобную, настраиваемую и хорошо интегрируемую комплексную систему управления учебным процессом. И большое количество ее внедрений в школах, университетах и учебных центрах крупных корпораций по всему миру подтверждает это.

Microsoft IT Academy. Программа Microsoft IT Academy позволяет любому учебному заведению быстро начать подготовку, тестирование и сертификацию учащихся, преподавателей и других слоев населения в области информационных технологий [2].

Участие в программе Microsoft IT

Academy позволит получить большое количество учебных и инновационных материалов по самым современным информационным технологиям, начиная с базовых курсов по работе в Microsoft Office и заканчивая программами обучения IT-разработчиков. Благодаря сотрудничеству с корпорацией Microsoft образовательные учреждения приобретают признание и доверие, а преподаватели и студенты - комплексную систему электронного обучения, самые современные учебные курсы по ИТ и возможность получить международные сертификаты Microsoft Office Specialist и Microsoft Certified Professional.

Microsoft Dynamics Academic Alliance (MDAA). Программа академического сотрудничества Microsoft Dynamics Academic Alliance предназначена для организаций, работающих в сфере высшего и бизнес-образования, таких как университеты, институты, колледжи и бизнес-школы.

Участие в программе позволит познакомить слушателей вашего учебного заведения с передовыми технологиями ведения бизнеса, применяемыми в решениях Microsoft Dynamics. Программа MDAA поможет более продуктивно выстроить учебный процесс: студенты смогут превратить получаемые теоретические знания в области современных концепций управления бизнесом в практические навыки. По окончании учебного заведения они будут обладать необходимой компетенцией в области управления современным предприятием и смогут построить успешную карьеру

Таким образом, предложенные программные продукты фирмы Microsoft и их использование поможет облегчить работу вуза, снизить затраты времени на проделывание длительных и рутинных работ, повысить их конкурентоспособность.

Итак, процесс управления конкурентоспособностью образовательных услуг вуза -это совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов: организационной структуры, ресурсов и документации. Управление конкурентоспособностью вуза строится строго в определенной последовательности: миссия вуза; связь вуза с внешней средой; инструменты инновационной экономики; принципы, функции и методы

управления.

В рамках проведенного исследования с целью описания свойств, характеристик и функций процесса формирования процесса управления конкурентоспособностью образовательных услуг был разработан нормативный документ - информационная карта процесса.

Использование системы обеспечения процесса управления конкурентоспособностью предполагает планирование, координацию, организацию, мотивацию, контроль на всех этапах процесса, но что самое важное, требует постоянных изменений, которые становятся как бы «параллельным», дополняющим процессом.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Русанова, А.А., Удовлетворенность как показатель качества образования в современном вузе (из опыта конкретного социологического исследования) - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://sisp.nkras.ru/issues/2011/3/rusanova.pdf

2. Системы управления обучением (LMS), системы управления учебным контентом (LCMS), представленные на рынке технологий дистанционного обучения (Elearning) в СНГ. Том 2. Релиз 22.03.2011 file:///C:/Users/pc/Downloads/lms_lcms.pdf

3. Чередникова, Л.Е. Черепанова, М.В. Разработка стратегии развития инновационного вуза на основе сбалансированной системы показателей / САФБД [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://safbd.ru/magazine/article/razrabotka-strategii

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.