ПОДГОТОВКА ПЕДАГОГОВ
УДК 378.1
МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
В ВУЗЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ТИПА
М.Р. Якубов
Аннотация. В статье проводится анализ новой образовательной среды; дается характеристика предпринимательского вуза, определяются новые требования к студентам и преподавателям в рамках предпринимательского вуза; предлагается модель новых компетенций профессорско-преподавательского состава; приводится алгоритм строительства студентом своей образовательной траектории в «субъект-субъектной модели» и, в связи с этим, изменение роли и функций преподавателя и студента в учебном процессе.
Ключевые слова: предпринимательский вуз, модель компетенций преподавателя вуза, новая парадигма обучения, компетентностный подход, образовательная среда, образовательная траектория.
ENTREPRENEURIAL TYPE UNIVERSITY
TEACHER COMPETENCY FRAMEWORK
M. Yakubov
Abstract. The article analyses new educational environment, the characteristic of the entrepreneurial University, identifies new requirements for students and teachers in the framework of the entrepreneurial University, offers new competency model of the teaching staff, provides a student with the algorithm of forming his educational path in a "subject-subject model" and in this regard, changing of a role and functions of a teacher and a student in educational process.
Keywords: entrepreneurial University, university teacher competency framework, a new paradigm of learning, competency building approach, educational environment, educational path.
Актуальность исследования поставленной проблемы определяется следующими факторами.
1. Современные классические университеты сегодня, к сожалению, не могут преодолеть асимметрию между требованиями, предъявляемыми обществом к университетам, и их способностью отвечать на эти требования. Изменились среда, запросы государства, бизнеса, потребителей образовательных услуг, ждущих от университетов более высокой отдачи.
В этой связи создание предпринимательских университетов (вузов) и является одним из механизмов, вписывающих вузовское образование в 21 век.
2. Предпринимательский университет (вуз) ставит новые цели, задачи перед студентами и, следовательно, перед профессорско-преподавательским составом; выполняет новые функции и роли в обществе.
3. Компетентностный подход в обучении студентов требует новых профессиональных и личностных компетенций от преподавателей (без этого невозможна реализация данного подхода).
4. Новый тип вуза диктует новый тип взаимоотношений всех участников
образовательного процесса и общественности в новой образовательной среде.
В этой связи в статье поставлены следующие задачи: изучить специфику новой образовательной среды; представить основные характеристики предпринимательского вуза и охарактеризовать новые требования к студентам и преподавателям в его рамках; предложить новые компетенции, которые, на наш взгляд, необходимы профессорско-преподавательскому составу в предпринимательском вузе.
Риски несоответствующего современным требованиям вузовского образования были обозначены в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016 - 2020 годы. В ней говорится: «...отсутствие новых исследований и разработок к началу 2018 года, ... новых подходов и методов в образовании, ориентированных на формирование
эффективного человеческого потенциала, невозможность предоставления качественного образования и эффективной образовательной среды приведут (в среднесрочной перспективе) к устойчивому снижению качества образования, а также будет наблюдаться дефицит современных
технологий и методик обучения на всех уровнях образования. Уже в 2018 году Российская Федерация начнет резко отставать от ведущих мировых держав в части подготовки эффективных и востребованных кадров для экономики страны» [7].
К причинам негативных явлений в образовательной среде можно добавить непонимание: особенностей современной образовательной среды и мотивации существующей в ней молодежи; новой роли и возможностей преподавателей, часто не обладающих соответствующими личностными и профессиональными компетенциями для обучения конкурентоспособных студентов; необходимости освоения профессорско-преподавательским составом знаний, технологий, инноваций в смежных и управленческих областях (психологии, общему, педагогическому и креативному менеджменту; маркетингу образования).
В статье будут кратко обрисованы выделенные проблемы. Согласно логике рассмотрим новую среду обитания молодежи, мотивирующую ее деятельность. Гапоненко А.Л. и Савельева М.В. в своей статье говорят о феномене «поколения F» (facebook), для которого Сеть, блогосфера является средой обитания. «Поколение F» становится доминирующей группой и иначе понимает жизнь, в которой приветствуются свои неформальные
информационные лидеры, функции которых -помогать и обучать, но не определять; здесь задания скорее выбираются, а не выдаются; здесь ресурсы привлекаются, а не распределяются; здесь идеи конкурируют на равных, никто не может диктовать, статусы не имеют значения» [3, с.115].
Как видим, меняется среда обитания и вместе с ней меняется система ценностей молодого поколения. В этой связи целесообразно рассмотреть в качестве механизма вовлечения молодежи в социально-экономические и образовательные процессы новое поколение вузов - предпринимательский университет (вуз).
Предпринимательский вуз это -самостоятельный субъект рыночных отношений, использующий в своей деятельности инновационные технологии и имеющий миссию - оказание образовательных услуг различным социальным слоям общества на базе повышения качества образования, удовлетворения потребностей рынка труда и промышленности [2].
В нашей трактовке предпринимательский университет - это образовательная организация, демонстрирующая предпринимательское
поведение администрации, профессорско-преподавательского состава и студентов, активно взаимодействующая с окружающей средой и интегрированная в регион как активизатор инновационной научно-предпринимательской и научно-производственной деятельности.
Механизмом реализации подготовки конкурентоспособных специалистов должен стать так называемый «предпринимательский университет» как один из элементов новой модели развития инновационной экономики -модели «тройной спирали». В ней главную роль стали играть знания, а «процесс производства знаний» стал новой формой организации бизнеса и экономического роста. Модель «тройной спирали» Генри Ицковица описывает организационное взаимодействие трех институтов: науки (университетов) - бизнеса -государства при главенствующей роли университетов [4, с.5].
Более детально этой проблемой занялся Б.Р. Кларк, которым была разработана концепция предпринимательского университета (Creating Entrepreneurial Universities), вызвавшая большой интерес со стороны ученых, университетских управленцев, общественности. Основными признаками предпринимательского университета являются его готовность к предпринимательскому поведению, взаимодействию с внешней предпринимательской и образовательной средой, распространение знаний, генерация новых идей, их коммерциализация и помощь в практическом внедрении. К условиям трансформации классического университета в предпринимательский Кларк относит: стимулирование академического ядра, усиление управленческого блока, диверсификацию источников финансирования, развитие всеобъемлющей предпринимательской культуры, расширение периферии университета [5].
Следовательно, трансформация
классического университета и любого другого вуза в организацию предпринимательского типа неизбежно ведет к значительным структурным и организационным преобразованиям. Более того, предполагается активное включение большинства сотрудников в процессы генерации инновационных идей и принятия управленческих решений. Коллективная предпринимательская деятельность в университете должна быть «сквозной», то есть должна охватывать все уровни управления и направления деятельности вуза.
Новые требования к студентам (наука+теория+практика+выход за рамки вуза) и формирование у них необходимых компетенций, становление нового специалиста, бизнесмена рыночного типа должны обеспечивать
преподаватели. Отсюда - совершенно новая модель компетенций преподавателя, умеющего работать в рыночных условиях, новая система коммуникаций, новые задачи, роли, функции, методы и принципы обучения и общения со студентами.
На взгляд автора новая модель преподавателя включает цель, задачи и четыре подсистемы (учебно-практическая, управленческая, научно-прикладная и креативная), реализующие эту цель и задачи.
Цель: повысить мотивацию к получению лично востребованного высшего образования студентов, которые будут адаптированы к новым задачам страны и общества. Задачи включают:
- создание новой «открытой» во внешний мир образовательной среды;
- формирование новой популяции профессорско-преподавательского состава, умеющего: работать со студентами в «субъект-субъектной» модели взаимодействия «преподаватель-студент»; смещать акценты в пользу активизации самостоятельности и любознательности обучаемых, развивать у них умственные процессы, когнитивные и креативные способности; владеть соответствующими компетенциями (которые помогут студентам сформировать свои профессиональные и личностные компетенции); знать и иметь навыки в таких областях, как психология, психология управления, менеджмент и маркетинг образования, общий, педагогический и креативный менеджмент.
Первая подсистема модели - учебно-практическая и методическая. Преподаватель как реализатор компетентностного подхода. Комплекс необходимых профессиональных компетенций преподавателя - реализатора включает: сочетание предметных,
технологических, педагогических,
управленческих, психологических компетенций. Здесь уместно использование дистанционной формы обучения, применение информационно-компьютерных технологий - всего того, что повлечет за собой не только экономию времени на занятиях, но и приучит студентов к самостоятельной работе, повысит мотивацию студентов к обучению и созданию собственной траектории.
В этой подсистеме у преподавателя происходит конвергенция теории и практики, которая проявляется в соединении таких компетенций, как «квалифицированный предметник-методист», владеющий различными методиками организации образовательного процесса, и «педагог-психолог», владеющий
аналогичным инструментарием организации обучающей среды.
Цель: овладеть методическими навыками по использованию новейших технологий обучения, особенно ГГ, и вовлечения студентов в образовательный процесс, создание мотивации к овладению практическими компетенциями.
Пример: совместное обсуждение
администрацией факультета, преподавателями, бизнесменами и студентами-дипломниками проблематики выпускных квалификационных работ, впоследствии востребованной
предпринимательской общественностью региона, города, района.
Вторая подсистема - управленческая. Преподаватель как менеджер студенческой группы, использующий функции, принципы и методы общего управления индивидуумом и коллективом (командой). Уместно вспомнить, что под управленческой функцией «организация» понимается построение двойного -материального и социального «организма» студенческой группы. Поэтому педагог-менеджер занимается не только организацией учебного процесса, но и формированием коллектива, раскрывая и реализуя его потенциал. Педагогический менеджмент, который сейчас активно развивается, включает преимущественно педагогический инструментарий, а не управленческий.
Цель: овладеть управленческими умениями и навыками (общий и педагогический менеджмент) с целью создания и управления коллективом студентов, обучения их работе «в команде», предпринимательским навыкам.
Пример. С точки зрения общего и педагогического менеджмента
неудовлетворительная оценка большинства студентов в группе в ходе экзамена говорит о неудовлетворительной работе преподавателя, так как, во-первых, преподаватель действовал как радио, транслируя знания, но не имел обратной связи с обучаемыми и не корректировал их работу; во-вторых, не было промежуточного контроля, где текущая работа студента оценивается положительно (контроль был привязан к заключительной фазе); в-третьих, преподавателем не использовались такие функции контроля, как профилактика брака, управление качеством и мотивация студентов. Все эти знания (или незнание) преподавателя относятся к общему и педагогическому менеджменту.
Третья подсистема - научно-прикладная. Преподаватель как исследователь и научный руководитель: руководство лабораториями, научными кружками, исследовательскими и
производственными площадками (разработка инновационных проектов, программ, написание статей, руководство ВКР и др.).
Как показывает практика, студенты слабо знакомы с методикой написания научных работ (по структуре, содержанию, оформлению, научному аппарату). И здесь преподаватель как научный консультант должен прививать с 1-го курса навыки брейнбилдинга (Е.И. Комаров) и учить студентов организации работы над научным произведением [6, с.8-15]. Здесь идет конвергенция науки, методологии научной работы и научно-учебной практики.
Цель: обучить студентов навыкам самоменеджмента, брейнбилдинга, технологиям научной работы, практике написания научных статей, разработке проектов, бизнес-моделей, бизнес-процессов, проведению экспериментов и др.
Пример. Формирование дизайн-мышления у студентов, которое из сферы промышленного производства перешло в сферу создания знаний и услуг, в модели взаимодействия и сотрудничества, в исследовательскую практику [1].
Четвертая подсистема - креативная -преподаватель как креативный модератор группы, владеющий: методикой постановки и решения творческих задач, интуитивными и логическими методами, техниками вхождения студентов в ресурсное (творческое) состояние; методами повышения инновативности и инновационности студентов; способами создания творческого коллектива и когнитивной среды.
Здесь происходит формирование лидерских и коммуникационных качеств, развитие творческого потенциала преподавателя и
студентов, без которого невозможно перейти к экономике инновационного типа. Эта подсистема «ведет» к появлению инновационной составляющей в образовательном процессе студентов, к управлению знаниями и практическими навыками.
Цель: овладеть креативными методиками и техниками для нахождения и продвижения инновационных идей в различных областях жизни; активизировать с помощью тренингов правополушарное мышление у студентов, воспитать вкус к профессиональному творчеству, к лидерству.
Пример: анализ деятельности выдающихся предпринимателей, далее - построение ретроспективы креативных идей и затем -изучение практики их внедрения с последующим тренингом разработки собственных идей.
Как следует из вышеприведенной модели, преподаватель предпринимательского вуза выступает в 4-х лицах: как ученый-специалист, концептуально и системно разрабатывающий учебный материал с обязательным привлечением инновационной составляющей; как педагог-методист - методически и дидактически правильно встраивающий учебный, научный и практический материал в образовательный процесс; как менеджер группы, владеющий инструментарием общего и педагогического менеджмента; как креативный модератор, создающий творческий коллектив, умеющий ставить и решать творческие задачи.
Как видим, переориентация на «субъект-субъектную» модель обучения делает студентов субъектами собственного обучения. Отсюда -изменение алгоритма построения студентом своей образовательной траектории, см. рис. 1.
Постановка проблемы + самостоятельная работа студентов с теорией вопроса
Совместная постановка профессиональных задач (ПЗ)
Технологии решения ПЗ. Коллективное решение ПЗ
Осмысление знаний (дискуссия) через практический опыт
Рисунок 1. - Алгоритм построения студентом своей образовательной траектории
в «субъект-субъектной» модели
При работе с образовательными траекториями студентов меняются методы подачи, освоения и закрепления материала преподавателем, а также активность и
ответственность студента. Естественно, что в новой модели меняются роли и функции как преподавателя, так и студентов, см. табл. 1.
Таблица 1. - Изменение роли и функций преподавателя и студента в субъект-субъектной модели
Управление Преподаватель Студент
Роли Конструктор; креативный организатор; координатор; интегратор; инноватор; исследователь; учитель; специалист-консультант; вдохновитель; соратник Активный пользователь информации «брейнбилдер»; участник креативной команды (ролевая структура: генератор идей, резонатор, активный наблюдатель, критик, реализатор); изменение ролей в процессе генерирования идей
Функции: управление группой, участие в группе Планирование заданий; организация и интеграция групповых усилий (менеджер группы); мотивация; учет и контроль; коммуникация; руководство, лидерство Познавательная; аналитическая; креативная; практическая; коммуникационная; другие, исходящие из ролей в группе
Таким образом, для подготовки конкурентоспособного выпускника, владеющего заявленными компетенциями, необходимо выполнение ряда условий.
1. Создание новой образовательной среды, активно взаимодействующей с практикой жизни, с предпринимательской общественностью, отражающей интересы студентов, работодателей, всех субъектов рынка труда.
2. Овладение профессорско-преподавательским составом новыми знаниями, умениями и навыками из смежных психолого-управленческих и педагогических областей; обогащение их профессиональных и личностных компетенций, необходимых для выполнения требований вузовских ФГОСов (чтобы студент овладел ОК, ПК и ОПК необходимо самим преподавателям владеть этими компетенциями); повышение когнитивного и креативного потенциала.
3. Формирование на этой основе новой партнерской модели взаимоотношений и взаимодействий между преподавателем и студентом, позволяющей последнему быть субъектом собственной карьеры, мотивированному на активное овладение нужными ему компетенциями.
4. Механизмом реализации новой парадигмы обучения и новой модели выпускника является вуз предпринимательского типа (предпринимательский университет), который имеет новую организационную структуру, открытую во внешнюю среду, и активно взаимодействует с предпринимательскими структурами своего региона. Кроме того, предлагает новые приоритеты обучения, новый инструментарий, содержание обучения профессорско-преподавательского состава и студентов, новую экономическую ценность для своих регионов и общества в целом.
1. Браун Т. Дизайн-мышление: от разработки новых продуктов до проектирования бизнес-моделей / Тим Браун; пер. с англ. Владимира Хозинского. - 2-е изд. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013. - 256 с.
2. Гайнутдинова И.М. Предпринимательский вуз как перспективная модель развития высшего образования в России в условиях глобализации и международной интеграции: автореферат дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04 / И.М. Гайнутдинова. - Казань, 2011. - 21 с.
3. Гапоненко А.Л., Савельева М.В. Новые тенденции в развитии современного менеджмента / А.Л. Гапоненко, М.В. Савельева // Менеджмент в России и за рубежом. - 2014. - №9 5. - С. 110-116.
4. Ицковиц Г. Модель тройной спирали / Г. Ицковиц // Инновации. - 2011. - № 4. - С. 5-10.
5. Кларк Б.Р. Создание предпринимательских университетов: организационные направления трансформации / Б.Р. Кларк; пер. с англ. А. Смирнова; Гос. ун-т. - Высшая школа экономики. - М.: Изд. дом Гос. ун-та. - Высшей школы экономики, 2011. - 240 с.
6. Комаров Е.И. Результативный самоменеджмент: учебное пособие / Е.И. Комаров. - М.: РИОР: ИНФРА-М, 2012. - 133 с. - (Президентская программа подготовки управленческих кадров).
7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы (утверждена Распоряжением Правительства РФ 29 декабря 2014 г. № 2765-р.).
Сведения об авторе:
Якубов Марат Рафаэлевич (г. Казань, Россия), кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры предпринимательства, УВО «Университет управления «ТИСБИ», e-mail: [email protected]
Data about the author:
M. Yakubov (Kazan, Russia), candidate of economic Sciences, associate Professor, associate Professor of entrepreneurial academic department, UVO "University of management «TISBI», e-mail: [email protected]