Научная статья на тему 'Университет инновационно-предпринимательского типа как автономная социально-экономическая система'

Университет инновационно-предпринимательского типа как автономная социально-экономическая система Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
528
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ УСЛУГА / ИННОВАЦИИ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гречко М. В.

В статье автором представлено исследование сущности и моделей формирования образовательных учреждений инновационно-предпринимательского типа. Выявлено, что современный университет инновационно-предпринимательского типа является наиболее конкурентной формой организации учебной, научной и предпринимательской деятельности в информационном обществе и экономике знаний. Результаты анализа могут быть использованы администрацией образовательных учреждений при разработке образовательной, управленческой, научной и предпринимательской политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Университет инновационно-предпринимательского типа как автономная социально-экономическая система»

УДК 334.7

университет инновационно-предпринимательского типа как автономная социально-экономическая система

М.В. ГРЕЧКО,

кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики и управления в образовании E-mail: Mishanya1981@mail.ru Педагогический институт Южного федерального университета

В статье автором представлено исследование сущности и моделей формирования образовательных учреждений инновационно-предпринимательского типа. Выявлено, что современный университет инновационно-предпринимательского типа является наиболее конкурентной формой организации учебной, научной и предпринимательской деятельности в информационном обществе и экономике знаний. Результаты анализа могут быть использованы администрацией образовательных учреждений при разработке образовательной, управленческой, научной и предпринимательской политики.

Ключевые слова: образовательное учреждение, образовательная услуга, инновации, предпринимательская деятельность, информационное общество, экономика знаний.

Трансформация структуры общества, сопровождающаяся превращением формализованного и неформализованного знания в основной капитал, предопределила увеличение хозяйственной самостоятельности государственных образовательных учреждений по принципу автономии. Наиболее эффективной в теоретическом и практическом отношении моделью функционирования автономного образовательного учреждения в условиях рыночной организации хозяйства выступает так называемая «предпринимательская организация» университета. Термин «предпринимательский университет» в настоящее время является дискуссионным в образовательной и научной среде. Однако «пред-

принимательская организация» является устоявшимся в литературе по менеджменту термином, указывающим на тип связей внутри организации и на способ управления, а не на функцию организации или на тип организации по Гражданскому кодексу РФ (коммерческая или некоммерческая). Этот термин является символом перехода к новой форме (правовой модели) организации и управления развитием университета, которая позволяет ему активно функционировать в условиях квазирынка. Однако использование данного термина применительно к университету не означает отождествление университета с другими видами автономных в хозяйственном аспекте организаций, функционирующих по рыночному принципу.

Автономия образовательных учреждений способствовала формированию квазирынков в государственном секторе образования, детерминированных появлением новых образовательных организаций, нетрадиционных провайдеров высшего образования (например виртуальных университетов), активно осваивающих новые области знаний. Сегодня в качестве основных продуцентов образовательных услуг все чаще выступают внутрифирменные образовательные структуры, что объясняется содержательными изменениями в спросе на образование в сторону его большей профессионализации.

Квазирынки в государственном секторе образования формируются на основе разделения

потребителя и поставщика образовательных услуг. Государственные органы управления образованием большинства высокоразвитых стран мира перестают непосредственно руководить работой государственных учебных заведений, все активнее выступая опосредованно, одновременно в роли заказчика и потребителя образовательных услуг. При этом учебные заведения не переходят в частную собственность, но приобретают административную и хозяйственную самостоятельность, автономию другими словами.

Если в условиях административной подчиненности учебных заведений государственные органы управления образованием воздействовали на них главным образом с помощью директив, то в условиях квазирынка определяющее значение имеет заключение договора (контракта, заказа), в котором четко должны быть оговорены обязательства и права как учебного заведения, так и его учредителя в лице государственного органа. Эти обязательства обычно предусматривают, что учебное заведение осуществляет подготовку специалистов в соответствии с государственными образовательными стандартами, а государственный орган финансирует эти образовательные услуги исходя из установленной государством квоты приема обучающихся и направлений, специальностей, уровней подготовки специалистов.

Несмотря на то, что в данном случае и заказчик (потребитель), и поставщик образовательных услуг принадлежат к государственному сектору сферы образования, их интересы в условиях квазирынка достаточно четко разделены. Государственные органы управления освобождаются от представительства интересов продуцентов образовательных услуг - учебных заведений. Если в условиях административной подчиненности учебные заведения воспринимались как собственные подразделения органов управления, а поэтому последние имели склонность скрывать недостатки в работе, снижая тем самым эффективность и конкурентоспособность услуг, то в условиях квазирынка государственные органы управления выступают лишь в роли заказчика (потребителя), но не производителя образовательных услуг, что побуждает их сосредоточиться на защите интересов потребителей образовательных услуг, заключивших договор (контракт, заказ) с образовательным учреждением.

Институциональная и хозяйственная автономия образовательных учреждений, реализующих

образовательные программы высшего образования, дает им значительную свободу в выборе средств обеспечения своего развития, вместе с тем, с другой стороны, не позволяет в силу их разнотипности строить общие для всех видов образовательных институтов управленческие модели и предлагать единые практические методы работы в новых условиях. Центральным же звеном любой национальной системы высшего образования в условиях информационного общества является многопрофильный региональный университет инновационно-предпринимательского типа.

Анализ тенденций развития научной мысли позволяет выявить предпосылки возникновения инновационно-предпринимательского (клиенто-ориентированного) типа университета. К их числу отнесены одиннадцать детерминант, объединенных в три группы:

первая группа - цивилизационные (инфор-мациология как единая наука развития вселенной; глобализация информационных сетей; интернационализация рынка образовательных услуг и ведение распределенной образовательной деятельности);

вторая группа - структурные (доминирование частно-государственного / смешанного финансирования образования над государственным; укрепление позиций университетов как образовательных кластеров, появление нового типа университета - распределенного; определение звеньев внутри университетской структуры по признакам конкурентоспособности и доходности; интернационализация показателей качества образовательных услуг; создание и обновление конкурентоспособных, в том числе междисциплинарных программ в соответствии с запросами рынка; единое информационное пространство университета как среда коммуникаций субъектов процесса образования, управления им и всей хозяйственной деятельностью);

третья группа - личностные (изменение статуса студента - он становится в центре образовательного процесса основным потребителем образовательной услуги; овладение преподавателями «мягкими технологиями бесконфликтного отношения со студентом», их умение организовывать индивидуализированный учебный процесс в информационных средах) (рис. 1).

В этой связи с целью построения терминологической упорядоченности под многопрофильным региональным университетом инновационно-

Экономика знаний

Базовые кафедры

Научно-производственные лаборатории

т

Требования государства (стандарты, лицензирование, аккредитация)

Потребности

региона (программа социально-экономического развития)

i

i

Единое поле хозяйственной деятельности образовательного учреждения

Образовательная система Система непрерывного образования

Лицей

Школа

i

Колледж

Вуз

Т

Инновационно-предпринимательская система Научно-инновационный центр

Научные школы

Технопарк

Бизнео-инкубат^р

Продукты

НИР, НИОКР

Дистанционная образовательная деятельность

Система профессиональной переподготовки 4 повышения квалификации

Виртуальная инновационно-предпринимательская деятельность

ев И

О

и

т о

ев И

О

и

т

о &

И ев

i

Рис. 1. Влияние экономики знаний на структуру современного образовательного учреждения инновационно-предпринимательского типа

предпринимательского типа в настоящем исследовании понимается новый тип организационной структуры образовательного учреждения, основанный на хозяйственной автономии, органично сочетающий в себе традиционную научно-образовательную (академическую) модель образовательного учреждения и предоставляющий своим сотрудникам и студентам возможность заниматься инновационной предпринимательской деятельностью, коммерциализуя проводимые ими исследования и разработки путем активного взаимодействия с региональными властями, общественными организациями и промышленностью.

Основными принципами функционирования такого университета являются:

> способность академического руководства образовательного учреждения, региональных органов власти и бизнес-сообщества определять совместные стратегические цели и пути их достижения;

> совместный экономико-правовой контроль за академическими ресурсами, включая материальную и интеллектуальную собственность;

> создание на уровне региона институционально-правовых условий для трансферта техноло-

гий через патентование, лицензирование, создание бизнес-инкубаторов;

> формирование корпоративной предпринимательской этики среди университетского сообщества, региональных органов государственной власти и бизнес-структур;

> организация институциональных и правовых условий в регионе для генерирования региональной экономической средой спроса на инновационную продукцию созданных малых предприятий.

Выделение и описание основных принципов функционирования образовательных учреждений инновационно-предпринимательского типа позволяет в свою очередь определить их основные черты. К ним относятся:

> наличие определенного уровня капитализации для генерирования, распространения и использования знания в научно-образовательном процессе и в промышленности. Капитализация знания как нематериального актива должна выступать в качестве основы дальнейшего развития университета;

> высокий уровень интеграции и взаимосвязи между образовательным учреждением, бизнесом и органами власти;

- 15

> присутствие определенной степени хозяйственной и академической независимости;

> появление научно-образовательной и инновационной рефлексии через систематическую реновацию структурных подразделений образовательного учреждения в результате ее взаимодействия с бизнесом и государством.

Значительное влияние на формирование институционального статуса университета инновационно-предпринимательского типа оказывает политика государства, направленная на выравнивание уровней экономического развития регионов. Государство выступает в качестве инициатора создания такого типа образовательного учреждения, на который возлагается социальная ответственность за свой регион и стимулируется активное взаимодействие с местными властями, общественными организациями и промышленностью. Возможности современного университета по развитию региона рассматриваются в трех плоскостях: 1) вклад университета как крупного работодателя в региональное развитие; 2) технологическое развитие промышленности региона через трансферт технологий (технопарки, инкубаторы, консультационная деятельность); 3) профессиональное образование и переподготовка, повышение квалификации и т.п. [6].

Это взаимодействие образовательного учреждения с рыночными и властными структурами региона (регионализация) приводит к тому, что учреждения высшего образования перестают быть просто социальными институтами, воспроизводящими кадры, на них все более распространяются те же хозяйственные условия, которые существуют для рыночных производственных и коммерческих предприятий. В этой связи некоторые ученые характеризуют современное состояние высшего образования в мире как «академический капитализм» [11]. Последний представляет собой «рыночную или подобную рыночной деятельность научно-образовательной организации, а также ее сотрудников по привлечению внешних денежных средств» [11].

В данной связи не только наука, но и образовательная деятельность университета должна быть переведена на новые организационные рельсы. Реакция на тотальное вовлечение университетов развитых стран в «академический капитализм» заключается в трансформации университета в предприятие общественного сектора экономики и выработке общеуниверситетской инновационной и предпринимательской модели хозяйствования и культуры.

Рассмотрение университетов в качестве автономных организаций осуществлено еще в работах М. Вебера (школа как бюрократическая организация), Т. Веблена (американский университет как капиталистическое предприятие), Т. Парсонса (университет как социальная система). В них по многим признакам (управление, стимулирование, контроль и др.) проводится аналогия между университетом и типичным промышленным предприятием в рыночной системе. Так, приложение веберовской теории бюрократии к образовательному учреждению дает основания для постановки вопросов об организационных патологиях (превосходство структуры над функцией), когда организационные системы стремятся к самодовлеющему поведению, превращая средства в цель. По мысли Т. Веблена, университеты в своем развитии подчиняются ценностям и законам рыночного выживания, нормам предпринимательства, подстраиваются под требования носителей власти и могут отступать от истинных целей и ценностей высшего образования, закладывая основу для возникновения социальных конфликтов в университетском сообществе. Примечательно, что спустя практически столетие именно этими чертами и характеризуется современное состояние отечественного образования.

Функционирование современного университета в качестве «предпринимательской организации» означает смену модели организации высшего учебного заведения. Указанный процесс означает переход к многоканальному финансированию университета на основе самостоятельного поиска источников дополнительных средств и трансформации содержания обучения. В результате традиционная концепция обучения и образования, базирующаяся на передаче суммы знаний, умений, сменяется новой концепцией, выдвигающей на первый план формирование активного запаса ключевых компетенций учащихся и студентов на основе их самостоятельного творчества.

В условиях информационного общества и экономики, основанной на знаниях, университет является многопрофильной структурой, органично сочетающей в себе образовательную, научную и инновационную деятельность и вносящей реальный вклад в повышение региональной и национальной конкурентоспособности. С данной точки зрения университет инновационно-предпринимател ьского типа выступает не коммерческой организацией, реализующей на возмездной основе образователь-

ные услуги и результаты исследований, а главным поставщиком квалифицированного человеческого капитала, научных и технологических решений, ключевым элементом инновационной системы в формирующейся экономике, основанной на знаниях. Институты высшего образования, как главные источники и распространители знаний, приобретают функции опорных структур экономики знаний. Восприятие институтов образования как учреждений социальной или непроизводственной сферы сменяется осознанием новой модели образования, понимаемой как основа развития сферы производства, создающая решающий элемент капитала.

Ведущие классические университеты мира объединяют специалистов всех основных отраслей науки, что обеспечивает синергетический эффект развития знаний в наиболее актуальных междисциплинарных областях. Именно такие университеты, реализующие наукоемкие исследования, программы высшего образования, аспирантуры и докторантуры, способны решить проблемы перехода к глобальному рынку знаний с высочайшим уровнем конкуренции, способствуя преодолению глобального кризиса в сфере образования.

Кризис современного университета заключается в обострившемся в новых социально-экономических условиях противоречии между тремя его основными функциями: дорогостоящими научными исследованиями, необходимостью массового образования индивидов и необходимостью решения региональных проблем. Кризис университета - это во многом кризис сознания его профессорско-преподавательского состава, который не адаптируется к переменам и ожидает, что это противоречие разрешится на основе старых подходов, т.е. за счет государственного финансирования.

Триединая функция университета (образование, наука, региональное развитие) ранее являлась и в перспективе должна остаться основной целью его деятельности как социально-экономического института. Вместе с тем она, отвечая вызовам времени, формирует новую миссию современного образовательного учреждения, которая заключается в необходимости быть региональным лидером и региональным образовательным кластером, способствуя социально-экономическому и инновационно-предпринимательскому развитию региона.

Обсуждая глобальный процесс освоения университетами новой миссии, важно отметить, что за тысячелетнюю историю университеты, начиная с

первого Болонского, открытого в 1088 г., несколько раз трансформировали свою миссию, функцию и ключевой процесс: от образования к подготовке бюрократии для государственного управления, а далее - к исследованиям и созданию научной элиты, к проектному (инженерному) университету. П.Г. Щедровицким выделяется пять поколений университетов. Университеты первого поколения возникли на базе монастырей или вольных городов. Второе поколение - новоевропейские университеты ХУИ-Х1Х вв., направленные на подготовку бюрократии, государственных служащих, например германские университеты XIX в. Германские и американские университеты конца XIX - начала XX в., объединяющие учебную подготовку и исследовательскую работу, относятся к третьему поколению. Небольшой набор университетов, возникших после Второй мировой войны и объединивших учебную и проектную деятельность - университеты четвертого поколения [5]. К ним относятся, например, Би-лефельдский университет в Германии и российские инженерные университеты.

Последнее, пятое поколение университетов - это «виртуальные университеты без стен», которые опираются на деловую сеть выпускников университета, осуществляют учебную, исследовательскую и консультационную деятельность, являясь полноценными участниками рынка. Каждое поколение характеризуется новой миссией и функцией университета.

При трансформации миссии меняется и ключевой процесс в университете. К миссии «предоставление образования», где ключевой процесс

- трансляция знаний и норм культуры, в XIX в. добавляется вторая - «проведение научных исследований», где ключевым процессом в университете уже становится производство нового знания. При появлении третьей миссии - предпринимательской

- быть активным мезоактором в социально-экономическом развитии региона (рис. 2).

На сегодняшний день существует два способа становления университета инновационно-предпринимательского типа. Охарактеризуем каждый из них.

1. Предпринимательский по результату

- преподаватели и выпускники создают инновационные компании. Это путь создания системы управления, механизмов и инструментов, позволяющих преподавателям, студентам и выпускникам университета создавать малые инновационные

Рис. 2. Процесс разработки миссии и предпринимательской стратегии образовательного учреждения инновационно-предпринимательского типа

предприятия. Примером такого пути становления инновационно-предпринимательского университета может служить MIT (Массачусетский институт технологий). Такой университет выпускает высокотехнологичные стартапы как игроков глобальных рынков.

Автор модели тройной спирали Генри Ицковиц указывает на ключевой поворот в развитии MIT, начало которого положено в инаугурационной речи 9-го президента MIT Карла Тэйлора Комптона и формулировании его видения развития универси-

18-

тета. Университет, по мнению Комптона, должен быть основан на актуальных теоретических и прикладных исследованиях, что не противоречит плану создателя MIT Вильяма Бэртона Роджерса, базировавшемуся на трех принципах: образовательной ценности полезных знаний, необходимости обучения через действия, объединения профессиональных и гуманитарных наук. Карл Комптон считал, что необходимо поощрять подражание ученым-предпринимателям, чтобы университет отвечал современным вызовам, а также создавать

на базе разработок компании и систематизировать процесс создания и развития фирм [9].

«Анатомия» MIT как предпринимательского университета базируется на академическом предпринимательстве [7]. Последнее является механизмом высокой сложности и включает:

- спин-оф поведение индивидуумов, которое является отражением индивидуальных действий, воли индивида к практикованию успешного предпринимательского поведения;

- организационную политику и организационную структуру (принципиальная стратегическая ориентация университета, принятая всеми подразделениями);

- организационную культуру (корпоративную культуру) профессорско-преподавательского состава, которая поддерживает предпринимательство;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внешнее окружение, позиционирование в котором осуществляется через проводимые университетом исследования и наличие платежеспособного спроса на инновации.

2. Предпринимательский по типу действия команды управленцев - университет, имеющий мощный академический центр, структуры, несущие логику изменений, и реализующий проекты, генерирующие высокие доходы в свой бюджет. У такого университета высокая финансовая самостоятельность и многообразная база финансирования.

Создание университета-лидера - формирование управленческой команды, действующей как предприниматель. Такой университет-предприниматель имеет мощный академический центр, а также многообразие форм финансирования. Ярким примером может выступить голландский технический университет Твенте (University of Twente).

University of Twente (UT) - это крупнейший инновационный центр, активно работающий в области фундаментальных и прикладных наук. Наряду с исследовательской работой университет Твенте продолжает активно стимулировать у своих студентов развитие предпринимательского мышления. Это и способствовало тому, что на территории этого голландского университета и за ее пределами создано уже более чем 600 промышленных фирм, которые успешно функционируют на основе взаимовыгодного сотрудничества со студентами и научно-исследовательским персоналом University of Twente. University of Twente - единственный в Голландии университет, где все факультеты, лаборатории, научные и производственные центры сосре-

доточены на одной территории единым кампусом. Этот самый большой университетский городок в Нидерландах занимает в общей сложности площадь 1,44 млн м2.

По версии профессора Калифорнийского университета Бартона Кларка, есть несколько характеристик данного типа университета, где управленческая команда [1]:

1) усиливает центр управления - университет совмещает новые управленческие ценности с традиционными университетскими;

2) создает обширную периферию развития -рост подразделений внутри университета, которые с большей готовностью, чем традиционные кафедры и факультеты, преодолевают старые границы университета для установления связей с группами и организациями за пределами университета;

3) диверсифицирует источники финансирования - наличие средств, находящихся в собственном распоряжении университета, при этом их трата предоставлена на собственное усмотрение вуза;

4) преобразует академическое «ядро» - кафедры и факультеты университета должны становиться еще и инновационно-предпринимательскими подразделениями, выходя на рынок с новыми программами и отношениями, диверсифицируя источники дохода;

5) способствует развитию интегрированной предпринимательской культуры - идеи внутри университета взаимодействуют с практической деятельностью, тем самым культурная сторона университета становится особенно важной для совершенствования индивидуальности университета.

Теоретико-методологический анализ теоретических источников и практики формирования регионального университета инновационно-предпринимательского типа позволяет сформулировать алгоритм и логическую модель построения образовательного учреждения такого типа.

Этапы построения образовательного учреждения (университета) инновационно-предпринимательского типа:

1-й этап - построение предпринимательской экосистемы региона. Использование в экономической науке категорий смежных дисциплин было известно и ранее. Это применяется для более выразительного объяснения происходящих явлений или процессов. В нашем случае предпринимательская экосистема - это набор условий, обеспечивающих

успешное создание и развитие субъектов предпринимательства различных форм собственности. Ключевой особенностью такого объединения является основная характеристика этой категории - самоорганизация.

По мнению экспертов в области управления инновациями, инновационная или предпринимательская экосистема должна состоять из четырех основных компонентов: коммерчески привлекательной идеи, предпринимательского опыта, диверсифицированных источников финансирования и сообщества, которое объединяет их в единое целое.

Университет как источник генерации компетенций способен стать такой средой. У него есть для этого все необходимые ресурсы:

- наличие исследователей, занимающихся разработкой передовых технологий в области конкретных знаний;

- сформированное сообщество;

- люди с предпринимательскими, менеджерскими и бизнес-способностями;

- бюджет развития.

2-й этап - выбор пути построения:

а) предпринимательский по результату (MIT - Массачусетский институт технологий);

б) предпринимательский по типу действия команды управленцев (голландский технический университет Твенте).

3-й этап - встраивание университета в региональную мезоэкономику. Встраивание университета в экономику региона будет связано с работой по нескольким направлениям. Помимо развития материальной инновационной инфраструктуры выделены шесть направлений, которые связаны с освоением новой культуры работы, обеспечивающей переход университета к реализации миссии становления ключевой социально-экономической мезосистемой, воспроизводящей знание (инновационный продукт) и коммерциализуя его.

Первое - необходимо определиться с моделью инновационного развития. Сегодня обсуждается экосистема инноваций как набор ключевых позиций инновационной экономики, связанных в так называемый network (инновационные сети и сообщества). Вместе с тем необходимо обратить внимание на модель Triple Helix (тройной спирали), описывающей процесс инновационного развития как взаимодействие университетов, бизнеса и

власти, где инновации создаются на «пересечении» институциональных сфер.

Второе - необходимы принципиальные изменения в культуре управления университетов: повысить компетенции в области анализа рынков, учета результатов форсайтов и параметров мировых университетских рейтингов. Например, проект Гарварда до 2050 г. «Олстон» - кампус для фундаментальных и прикладных исследований в области живых систем построен на базе проведенного технологического форсайта. Проект обеспечивает университету лидирующую позицию в мировой научно-технологической политике до 2050 г. и направлен на построение новых организационных форм проведения научных исследований (смена «феодальной» раздробленности исследовательских групп на «ренессансное» братство ученых) [10], инфраструктур научной и инженерной деятельности для реализации технологических приоритетов. Важной частью инициативы Гарварда является трансплантация результатов исследований и разработок в содержание учебных курсов.

Третье - развитие корпоративной культуры - введение новых норм и принципов, которые ориентированы на проектную, исследовательскую и предпринимательскую деятельность. В условиях экономики знаний - это стратегический вызов. Помимо построенной и используемой материальной инфраструктуры инновационной деятельности необходимо обеспечить введение новых норм деятельности, которые обеспечивали бы коммерциализацию технологий и генерацию стартапов.

Четвертое - кадровая политика - построение прозрачных траекторий карьерного и профессионального развития внутри университета на базе HR-технологий последнего поколения: «управления талантами», «управления карьерным ростом», «формирования самообучающейся организации», «непрерывного образования». Встраивание университетов в экономику и запуск новых программ исследований и разработок невозможны без построения управления человеческими ресурсами.

Пятое - развитие web-инфраструктуры как набора сервисов и инструментов для решения задач исследовательской и предпринимательской деятельности.

Шестое - построение деловой сети выпускников для реализации региональных, страновых и глобальных инициатив. В MIT проведено масш-

табное исследование деятельности выпускников: на данный момент по всему миру выпускниками MIT создано 25 800 активных компаний - это деловая сеть, на которую университет опирается в своем развитии. В этих компаниях работают 3,3 млн сотрудников, объем продаж достигает 2 трлн долл. [8].

На следующем этапе построение предпринимательского университета должно стать задачей не отдельных групп прорыва внутри университета, а массовым стандартом деятельности органов государственной власти и бизнес-структур. Десятилетие 2011-2020 гг. - второй шаг.

Становление университета как центра инновационной экономики является комплексной задачей и связано с освоением новых стандартов управленческой, исследовательской и предпринимательской деятельности. Университет будет усиливать свое влияние на экономическое развитие только при построении гибкой системы управления, обеспечивающей создание новых технологий, имеющих еще до их появления большую практическую важность. Постановка университета в центр экономики требует его перестройки и переопределения роли в отношениях «университет - бизнес - власть» как субъекта экономического развития.

4-й этап - создание малых инновационных предприятий как связующего элемента между образовательным учреждением, бизнес-структурами и органами власти. В качестве одного из основных показателей эффективности модели университета инновационно-предпринимательского типа является наличие при университете малых инновационных предприятий, обеспечивающих эффективную коммерциализацию наукоемких разработок и технологий. Наряду с этим - подготовка квалифицированных кадров; разработка нормативно-правовой базы; разработка и издание учебно-методических пособий, учебников; реализация силами инновационно-технических центров и научно-информационных учебных комплексов конкретных проектов коммерциализации и вывода на рынок разработок сотрудников университета; активное участие аспирантов, студентов, научной молодежи в разработке и реализации инновационных проектов, в организации инновационной деятельности [4]. Мировой опыт показывает, что малые предприятия являются связующим элементом между наукой и промышленностью. Вокруг ведущих за-

падных институтов и университетов созданы инновационные пояса, где ученые воплощают свои разработки и на этом неплохо зарабатывают. В нашей стране инновационная цепочка оказалась разорванной: между наукой и промышленностью отсутствует важнейшее звено - малые предприятия, готовые взять на себя самую рискованную, начальную стадию коммерциализации [2].

Учреждать малые предприятия при научных и образовательных учреждениях стало возможным в соответствии с Федеральным законом от 02.08.2009 № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности». На момент принятия закона о своей готовности создать такие предприятия заявило более 190 вузов страны. Однако действующий закон о федеральном бюджете запрещает образовательным учреждениям и другим бюджетным организациям направлять деньги, даже полученные от предпринимательской деятельности, на создание предприятий. Университет вправе вкладывать в уставный капитал своих малых предприятий только нематериальные активы - лицензии, патенты, ноу-хау [3]. Институциональная автономия учебных заведений, реализующих программы высшего образования, предполагает значительную свободу в выборе средств обеспечения своего развития, но налагает ограничения по унификации общих для всех видов образовательных институтов управленческих моделей, методов работы.

Современный региональный университет инновационно-предпринимательского типа представляет собой, по сути, живой хозяйственный организм, в котором протекают образовательные, научные и хозяйственные процессы. В данном контексте обусловлены и актуальны представления сторонников новой институциональной экономики, которые, рассматривая хозяйственные системы, выделяют такие элементы, как социальный (персонал), технологический (техника, технология, методы, инструментарий) и институциональный (совокупность институтов). В отличие от неоклассической доктрины, рассматривающей хозяйственную (экономическую) систему как механическую общность изолированных друг от друга индивидов («атомизм») и выводящей свойства системы из свойств составляющих ее взаимосвязанных и взаимозависимых элементов

(индивидов), такой подход, обозначаемый понятием «холизм» (целостность) или «органицизм», означает преобладание организационных отношений (коммуникаций) над отдельными качествами индивидов, что определяет сущностные свойства университета как экономической системы (рис. 3).

Таким образом, современный хозяйственный порядок в контексте построения информационного общества и его частичные формы должны стать исходным предметом трансформации традиционного университета в университет инновационно-предпринимательского типа, вызванной условиями возникновения и развития информационного общества и экономики знаний. Социально-экономическая система объединяет хозяйственные процессы и соответствующее им инструментарно-методическое сопровождение.

Существо функционирования университета связано с реализацией целенаправленного воздейс-

твия на образовательный процесс. Это воздействие заключается в возможности и необходимости трансформировать наиболее распространенный тип хозяйственного порядка университета, основанный на использовании традиционной организации образовательного процесса и преимущественно бумажных носителях информации в хозяйственный порядок, базирующийся на применении электронных технологий в управлении и обучении, видоизменяя тем самым саму образовательную услугу, ее природу и качественное наполнение.

Список литературы

1. Бартон Кларк. Создание предпринимательского университета: организационные пути преобразования. IAU Press, 2003.

2. МедведевЮ. Дело академиков // Российская газета, 2009. 27 июля. № 4960 (136).

Начальные условия

Социальный (человеческий) Технологический Институциональный

ресурс (материальный) ресурс (организационный) ресурс

Проектное поле образовательных, научных, инновационно-предпринимательских и консалтинговых услуг (Проект 1, Проект 2,..., Проект №)

ВЫХОД

Образовательные продукты (услуги)

Рис.3. Компоненты управления университетом инновационно-предпринимательского типа НАЦИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕРЕСЫ: приоритеты и безопасность

3. Семенов А., Решетникова Н., Бухарова О. и др. Под крышей вуза // Российская Бизнес-газета, 2009. 22 сентября. № 720 (36).

4. Трушкина Е.Г. Стратегические направления развития инновационного университета // Экономика региона (электронный научный журнал). 2007, декабрь. № 18 (ч. 2). URL: http://journal.vlsu.ru.

5. Я не хочу быть потерянным поколением (интервью П.Г. Щедровицкого) // Кентавр. 1994. № 2. С. 32-39.

6. Davies J. Deans operating in European contexts: Deans working within European programmes; regional development // DEAN First Conference. Barcelona, 1999.

7. Delineating the anatomy of an entrepreneurial university: the MIT experience. Rory P. O'Shea, Thomas J. Allen, Kenneth P. Morse, Colm O'Gorman and Frank Roche.

8. Entrepreneurial Impact: The Role of MIT. Edward B. Roberts and Charles Eesley. MIT Sloan School of Management. February 2009.

9. MIT and the Rise of Entrepreneurial Science: Henry Etzkowitz. L.: Routledge Press, 2002.

10. Report from the Task Force on Science and Technology. May 2004.

11. Slaughter S., Leslie L.L. Academic Capitalism. Politics, Policies, and the Entrepreneurial University. Baltimore and L.: The Johns Hopkins University Press, 1997.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.