Научная статья на тему 'Панорама войны во фламандской батальной живописи XVII века'

Панорама войны во фламандской батальной живописи XVII века Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
286
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
батальный жанр / топография / П. Снайерс / С. Вранкс / палата риторики / стилистика барокко. / battle genre / topography / P. Snayers / S. Vrancx / hamber of rhetoric / stylistic of baroque

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Светлана Бородина

Статья посвящена творчеству одного из главных баталистов Фландрии XVII века Питера Снайерса и его уникальном творческом методе, благодаря которому художественные произведения воспринимаются как реалистичная хроника Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войн. Топографо-аналитический метод изображения исторических битв обеспечил П. Снайерсу мировую славу баталиста-новатора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article is devoted to the work of one of the main battles of Flanders XVII century Peter Snayers and his unique creative method. Due to the method his paintinds are perceived as a realistic chronicle of the Thirty and eighty Years ‘ war. Topographic and analytical method of depicting historical battles provided P. Snayers world fame of the innovator-batalist.

Текст научной работы на тему «Панорама войны во фламандской батальной живописи XVII века»

ПАНОРАМА ВОЙНЫ ВО ФЛАМАНДСКОЙ БАТАЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ XVII ВЕКА

ХУДОЖНИК-ТОПОГРАФ ПИТЕР СНАЙЕРС

Светлана Бородина, д.п.н., редактор редакции масс-медиа ASG

АННОТАЦИЯ: Статья посвящена творчеству одного из главных баталистов Фландрии XVII века Питера Снайерса и его уникальном творческом методе, благодаря которому художественные произведения воспринимаются как реалистичная хроника Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войн. Топографо-аналити-ческий метод изображения исторических битв обеспечил П. Снайерсу мировую славу баталиста-новатора.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: батальный жанр, топография, П. Снайерс, С. Вранкс, палата риторики, стилистика барокко.

ABSTRACT: the article is devoted to the work of one of the main battles of Flanders XVII century Peter Snayers and his unique creative method. Due to the method his paintinds are perceived as a realistic chronicle of the Thirty and eighty Years ' war. Topographic and analytical method of depicting historical battles provided P. Snayers world fame of the innovator-batalist.

KEYWORDS: battle genre, topography, P. Snayers, S. Vrancx, hamber of rhetoric, stylistic of baroque.

Середина XVI века - начало длительной ожесточенной борьбы Нидерландов против гнета феодально-католической испанской монархии, в которой северные провинции обрели независимость и стали именоваться по одной из них Голландией, а Фландрия, занявшая территорию примерно равную современной Бельгии, в течение следующих ста лет то активно сражалась, то оказывалась втянутой в военные действия. Сначала фламандцы участвовали в войне между Испанией и Голландией, которую поддерживали Англия и Франция. Позже Фландрия была включилась и в общеевропейскую Тридцатилетнюю войну (1618-1648), а затем еще в течение одиннадцати лет помогала Испании в ее борьбе с Францией. В конце концов Испания уступила Франции часть

территории испанских Нидерландов, где и велись военные действия.

Результатом этих событий стало то, что фламандская батальная живопись возникла раньше голландской на целые полвека. При этом фламандцы видели в войне абслолютно аномальное социальное явление, которому не должно быть места в жизни общества. Великий фламандец Рубенс так высказался о своей Родине: «Фландрия была местом военных действий и театром, где разыгрывается Трагедия». Ненавидя ужасы войны, в своих произведениях Рубенс на высоком языке аллегории обращался к власть предержащим с призывом к миру [5].

Тему войны можно назвать одной из главенствующих во фламандской живописи XVII века, и

VW аЕстикмэадунагодного шституга «muewvATA

(Чир искусств

Дейк, Антонис, ван Портрет Питера Снайерса Холст, масло

Старая пинакотека, Мюнхен

Рубенс, Питер Пауль Портрет Питера Снайерса (1626)

1612 году художник был зачислен в гильдию Святого Луки как ученик Себастьяна Вранкса , а уже через год стал самостоятельным мастером [3].

Учитель Снайерса Себастьян Вранкс (1573-1647) был выдающимся жанровым художником и баталистом, первым утвердив самостоятельность этого жанра в искусстве Северной Европы. Вероятно, на заинтересованность в развитии этого жанра повлиял его опыт офицера гражданской милиции Антверпена. Примерно половина известных работ Вранкса посвящены военным сценам.

Вранкс, Себастьян Битва Леккербетье (между 1600-1647) Дерево, масло. 55 см. Музей Грунинге,

Бельгия

в творчестве Питера Снайерса она также стала ведущей.

Питер Снайерс (15921667) более всего отличился своими панорамными боевыми сценами, изображениями кавалерийских стычек, нападений неприятеля на мирных крестьян, военных маневров и охоты. При этом для художника характерно сдержанное отношение к неизбежным жестокостям войны: мы не увидим в его картинах непосредственно актов убийства, кровоточащих ран и иных натуралистических деталей. Гораздо больше Снайерса увлекает изображение эффектных и масштабных боевых действий или приготовлений к ним. Поэтому в сценах битв он часто использовал элементы топографии, обеспечивающие возможность рассматривать их как бы с высоты птичьего полета.

Снайерс известен и как пейзажист и портретист, он был постоянным соавтором исторических живописцев, в том числе и своего великого соотечественника - Рубенса, а также во множестве оставил после себя изображения общественных процессий гильдий и гражданской милиции.

Родился он в Антверпене, где был крещен 24 ноября 1592 года. Его отец Лодвейк был городским посланником Антверпена в Брюсселе. В

Одна из них воспроизводит эталонный в плане воспевания патриотизма и героики фламандцев сюжет - битву Леккербетье. Это была коллективная дуэль, состоявшаяся 5 февраля 1600 года в окрестностях Хертогенбоса, который виднеется на заднем плане картины, на пустоши между городскими виселицами (неизбежными атрибутами войны) и мельницей. В дуэли участвовали наемники голландцев - французы и брабантцы как представители испано-фламандской армии, с каждой стороны по 22 человека, вооруженных мечами и пистолетами.

Зачинщиками поединка были французский аристократ де Бре и командир кавалерии южан

ЧИ* ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

лейтенант Леккербетье. Поводом к дуэли послужило пленение солдата из полка де Бре, а причиной - презрение французского маркиза к дворянам-фламандцам. В действительности дуэлянта от южан звали Жерар Абрахамс ван Хоулинген, Леккербетье - это прозвище, на древнеголланд-ском означающее «ублюдок» или «подлый» (в значении низкого происхождения) парень. Тем самым в свойственной им грубовато-язвительной манере фламандцы еще раз посрамили чванливого аристократа, дравшегося на дуэли с простолюдином.

Популярность в батальном жанре кавалерийских боев объясняется не только значимостью этих родов войск. Это была еще и дань ушедшему рыцарству с его приверженностью к честному поединку, в котором холодное оружие - лишь дополнение к ловкости и бесстрашию. Так, в центре композиции Вранкса мы видим Леккербетье и де Бре, убранство которых - кираса, шлем с забралом - напоминает рыцарские доспехи. В то же время остальные участники дуэли воспроизводят ход современной Вранксу кавалерийской стычки, где успех приносит не личное мужество, а коллективные усилия, слаженность действий, единоначалие, огневая мощь и т.д. История гласит, что Леккербетье был убит выстрелом из пистолета в самом начале дуэли, но фламандцы одержали победу, уничтожив 19 французов, а затем поймав и убив бежавшего де Бре.

По мере развития мастерства Вранкс все более точно объединял в своих произведениях

Вранкс, Себастьян

Битва при Вимпфене 6 мая 1622 года. Холст, масло. 115x199 см. Государственный Эрмитаж

выразительность пейзажа и динамизм военной стычки. Большие и сложные группы участников действуют в обширном пространстве, полностью подчиненном воле художника и при этом узнаваемом и реальном. Типично в этой картине и колористическое решение, начиная с 1630-х годов Вранкс добивается в своих произведениях изысканных серо-жемчужных тональностей в изображении атмосферы, низкого облачного фламандского неба, на фоне которых запечатлены выразительные силуэты деревьев.

В Государственном Эрмитаже находится картина С. Вранкса «Битва при Вимпфене», рассказывающая об одном из самых значимых эпизодов Тридцатилетней войны. Армия католиков в составе 25 тысяч сразилась с протестантами, которых было почти вполовину меньше - 14 тысяч [4]. Расположившиеся возле города Вимпфен католики, мы видим их на переднем плане картины, смотрят на лагерь протестантов, разбитый на пологом склоне холма. Вранкс передает нам кульминационный момент боя, когда, отбившие вылазку протестантов, испанцы, беспорядочно обстреливая позиции неприятеля, попали в пороховой склад. В центре переднего плана Вранкс изобразил командира испанцев фельдмаршала

ЧИ* аЕстикмэадунарсщного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

Тилли, указывающего на мощный взрыв в лагере протестантов, множество жертв и начавшуюся панику.

В этой картине Вранкс, как потом и один из его самых известных учеников Снайерс, изображает масштабную военную панораму в виде топографического плана.

Вранкс был строгим и взыскательным мастером, у него всегда было много работы, но он отказывался нанимать помощников, поэтому заказы исполнялись долго; не разрешал он и копировать свои работы.

Как уже отмечалось, Снайерс достаточно быстро, уже в 21 год, стал самостоятельным мастером. В 1618 году он женился на Анне Схют, двоюродной сестре художника Корнелиса Схюта (1597-1655), ученика Рубенса. Их первый ребенок Корнелис был крещен 8 сентября 1620 года.

Как художник Снайерс быстро добился успеха. В Антверпене семья жила в роскоши, и Снайерс ежегодно принимал участие в престижном банкете палаты риторики «МоПегеп» (желтофиоль или левкой), тесно связанной с гильдией Святого Луки [4]. Одним из предводителей палаты был его учитель Себастьян Вранкс. Выросшие из средневековых обществ исключительно религиозного характера, «палаты» переросли в товарищества, члены которых упражнялись в стихосложении, устраивали литературные состязания и занимались любительскими театральными постановками [1].

Как его учитель и многие соотечественники, Снайерс не мог не обратиться к сюжетам Тридцатилетней войны, называемой иногда «нулевой мировой», 370-летие окончания которой мир отметил осенью этого года. Его картина «Битва у Белой горы» посвящена знаменитому сражению близ Праги 8 ноября 1620 года, где 15-тысячная

армия протестантов потерпела сокрушительное поражение от 20-тысячной католической.

Снайерс увековечил победу, тщательно воспроизведя боевые порядки сторон, маневры войсковых частей и представив зрителю некое подобие гигантской шахматной партии [2].

Работа была выполнена для венского двора и эрцгерцога Леопольда. Как и у Вранкса, на переднем плане изображены католики, радующиеся триумфальной победе. Это - не сцена кровавого побоища, мы не увидим здесь разорванных пушечными ядрами тел, страдающих солдат, хотя при такой бойне их не могло не быть. Идеологическая подоплека картины - манифестация правоты католицизма, что подчеркивают реющие в небе ангелы с боевыми трубами и стягом, на котором начертано, что 8 ноября 1620 года Бог помог Фердинанду Второму разбить своих врагов.

Интерпретация войны как к политического феномена, а не массового убийства проистекала из обязанностей Снайерса - придворного батального живописца дома Габсбургов. Не присутствуя при сражениях, художник создавал целые циклы широкомасштабных полотен, воспевающих победы имперских войск, по заказу испанского королевского двора, эрцгерцога Леопольда Вильгельма, испанского фельдмаршала графа Бонавентуры де Бюкуа и др.

Крупномасштабные исторические сцены битв, созданные Снайерсом, демонстрируют пристальное внимание к топографической точности. Часто они показывают мелкий передний план, который резко отступает, чтобы показать осажденный город с высоты птичьего полета. Снайерс уделял особое внимание возможно более точной и жизненной передаче боевых сцен. Как уже отмечалось, он не присутствовал ни в одном из сражений, которые изобразил, но для достижения реалистичной и точной композиции художник обращался к официальным военным картам, боевым донесениям и произведениям баталистов - Георга Брауна , Франса Хогенберга , Жака Калло и того же Питера Пауля Рубенса.

В наследии Питера Снай-ерса - относительно большое

Снайерс, Питер

Битва у Белой горы (1620)

8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

Снайерс, Питер Осада Эр-сюр-ла-Лиса (1653) Холст, масло. 184x263 см Национальный музей Прадо, Мадрид

количество крупномасштабных боевых картин из Тридцатилетней войны, которые, по большей части, относятся к категории топографически-аналитической картины битвы. Эта форма представления была предназначена для военных, представляя изобразительный эквивалент боевых донесений. Являясь главным мастером этого жанра, Снайерс в своих работах показывал военные формирования с высоты птичьего полета, что превращало ландшафт в подобие карты. Композиция картин отличается скрупулезной точностью, позволяющей понять тактические передвижения отдельных частей пи-кинёров , мушкетеров и кавалерии.

Для ознакомления с тактикой и исходом сражения Снайерс использовал карты, создаваемые военными, такими как капитан Карло Каппи и частично исторические хроники о Тридцатилетней войне, опубликованные Мэтью Мерианом.

Все картины делятся на три зоны: на переднем плане - в основном жанровая фигура и / или командующий генерал. В центре картины - запись тактических маневров отдельных военных подразделений, а в последней трети картины пейзаж переходит в голубоватые полосы спокойного неба. Размер этих трех зон может варьироваться в зависимости от того, сколько места занимает основное действие в средней зоне. На переднем плане Питер Снайерс изображает почти все разнообразие эпизодов военной жизни своего времени: солдат, раненых, победоносных генералов, паникеров, дезертиров и т.д. [3].

Художник обычно не включал в свои композиции пояснительные знаки и символы, которые помогли бы зрителю определить, какое сражение было изображено. Отсутствие объясняющих

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа «токацулгА

(Чир искусств

Снайерс, Питер

Изабелла Клара Евгения при осаде Бреды (1628)

Холст, масло. 200x265 см

Национальный музей Прадо, Мадрид

элементов сохраняло реалистичность картины, но предполагало наличие у зрителя достаточной осведомленности, чтобы понять предмет изображения. Причина в том, что большинство работ Снайерса были официальными заказами высшего командования габсбургской армии, хорошо знакомого с историей воспроизведенных сражений.

Масштабные полотна Снайерса играли двоякую роль: они документировали историческое событие и в то же время прославляли военных. Сюжет и идея картины создавались в точном соответствии с идеологией заказчика. Парадные портреты военачальников обязательно включали их гербы, дополняя славу аристократических родов, и обозначая их лояльность ко двору Габсбургов. Героические изображения также должны были служить образцом патриотизма и мужества для последующих поколений.

Поскольку произведения Снайерса являлись собственностью испанского двора, на его известности негативно сказался распад династии Габсбургов во второй половине XVII века.

В Венском военно-историческом музее хранится «серия Пикколомини» - 12 крупноформатных полотен, написанных между 1639 и 1651 годами и иллюстрирующих ключевые моменты походов фельдмаршала Оттавио Пикколомини в Лотарингии и Франции в последний период Тридцатилетней войны.

В одиночку было невозможно справиться с таким объемом работ и Снайерс нанял множество помощников. Считается, что, живя в Антверпене, он работал в качестве придворного художника эрцгерцога Альберта, после его смерти Снайерсы переехали в Брюссель, вероятно, в надежде сни-

Снайерс, Питер Пейзаж с путешественниками, атакованными грабителями (между 1639-1649) Холст, масло. 60х91 см Аукцион Коллера, Цюрих, 23.03.2018, лот 3026

скать расположение Изабеллы Клары Евгении, вдовы эрцгерцога и покровительницы Южных Нидерландов. Здесь некоторое время он работал рисовальщиком в суде [2, с. 309-311].

При этом Снайерса нельзя отнести только лишь к исполнителю воли высших классов по прославлению войны, исследователь его творчества Д. Кунцле относит его и к художникам реалистического направления, для которых Восьмидесятилетняя война была в первую очередь «массовым убийством невинных» [2].

Примером является фламандский пейзаж с путешественниками, на которых нападают разбойники (аукцион Koller Zürich от 23 марта 2018 года, лот 3026). На картине рассказывается о путешественниках, пытающихся отразить нападение разбойников. Сцена изображает ключевой момент, когда конные разбойники, спрятавшись в лощине, обстреляли мирных путников, а теперь наступил момент грабежа. Один из путников убит, его жена опустилась на колени перед телом, ломая в горе руки. Один из разбойников обшаривает карманы путницы, которая умоляет предводителя шайки в красном камзоле о милости.

Снайерс присоединился к гильдии живописцев в Брюсселе 16 июня 1628 года, одновременно став гражданином города. После смерти Изабеллы в 1633 году он стал придворным художником следующих двух губернаторов: кардинала-инфанта Австрии Фердинанда (1634-1641) и эрцгерцога Леопольда (Вильгельма) (1647-1656). Для них он написал сцены победных битв в традиции гобеленов XVI века , одновременно создавая портреты аристократии и большие пейзажи [4].

Рубенс, Питер Пауль, Снайерс Питер

Генрих IV в битве при Мартен-Энглиз (ок.

1628)

Холст, масло. 340х273 см

Мюнхен, Старая пинакотека

Работая в Брюсселе, он регулярно посещал свой родной Антверпен, но так и не вернулся туда на жительство. В родном городе Снайерс неоднократно работал в соавторстве с Питером Паулем Рубенсом. Их самые известные совместные работы - неоконченная серия картин о жизни Генриха IV (1628-1630) и серия для украшения интерьеров королевского охотничьего домика Торре де ла Парада (ок . 1637-1640).

VW ВЕСЯНЖМЕЖ»1НАТОДНСГОИНС1И1У1ААНШКВЙРИЯА

(Чир искусств

Серия «Жизнь Генриха» была заказана Рубенсу Марией Медичи в феврале 1622 года вместе с циклом картин о ее собственной жизни. Произведения были предназначены для украшения Люксембургского дворца , возводившегося тогда в Париже. Серия, посвященная жизни Генриха IV, должна была украсить Восточную галерею дворца. Рубенс работал над жизнью Генриха IV с 1628 по 1630 год. Из запланированных 24 картин 16 должны были изображать ключевые битвы, в которых участвовал сам король. Рубенс завершил шесть картин, когда королева потеряла свою власть в 1630 году и через год была вынуждена покинуть страну. С потерей влиятельной заказчицы Рубенс был вынужден прекратить работу. Пять картин сохранились, на них изображены военные подвиги короля. Питер Снайерс писал верхнюю часть картин, показывающую перспективы боевых сцен, состоящих из множества кропотливо созданных мелких фигур. Они контрастируют с письмом Рубенса в нижней части композиций, где расположены значительно большие фигуры, в том числе короля Генрих IV на лошади, полностью заполняющие передний план. Фрагменты, выписанные Рубенсом, довольно отрывочны, и некоторые историки искусства считают, что они незакончены. Еще один соавтор, вероятно, пейзажист Лодевейк де Ваддер (1605-1655), писал большие деревья, которые появляются на некоторых холстах. Несмотря на контраст между верхней половиной,

Снайерс, Питер Охота Филиппа IV (1637) Холст, масло. 180x149 см Национальный музей Прадо, Мадрид

ЧИ* аЕстшкмэвднагодного шстиряа жткачудта

(Чир искусств

написанной Снейерсом, и нижней половиной, написанной Рубенсом, в композиции царит ощущение единства.

Торре-де-ла-Парада была охотничьим домиком испанского короля под Мадридом . Рубенс получил заказ от испанского короля Филиппа IV на его украшение. Большинство картин воспроизводит мифологические сцены, в значительной степени навеянные сюжетами «Метаморфоз» Овидия . Рубенс выполнил этот важный заказ при помощи большого числа антверпенских художников, таких как Якоб Йорданс , Корнелис де Вос , Ян Коссиер , Томас Вилбоиртс Боссхарт , Теодор ван Тулден , Ян Бекхорст , Ян Баптист Боррекенс, Петера Саймона и других. Питер Снайерс не просто участвовал в этом проекте, ему приписывают два большие полотна, показывающие короля Филиппа IV на охоте.

Как было распространено в художественной практике XVII века в Антверпене, Снайерс часто сотрудничал с другими художниками. Он был постоянным соавтором пейзажистов Йоса де Момпера , Яна Брейгеля Младшего и Александра Кейринкса.

В совместной работе Снайерс отвечал за фигуры, а его соавторы - за городские и сельские пейзажи. Примером сотрудничества с Момпе-ром, который пришелся на 1613-1620 годы, является городской зимний пейзаж, предположительно воспроизводящий улицу Антверпена.

На картине изображена городская улица по обеим сторонам замерзшего канала. Живость

Момпер, Йос, де, Снайерс, Питер Зимний пейзаж

Аукцион ЛПсипа1, Париж, 19 июня 2012 г., лот 14

Снайерс, Питер Всадники у постоялого двора Фландрия, XVII в. Холст, масло. 75*127 см БСИИ ЛSG, инв. № 04-2883

композиции придают множество фигур, заполняющих улицу в разгар дня: солидная публика спешит по делам, дети наслаждаются радостями зимы, возможностью кататься на коньках, бегать наперегонки с собаками, торговцы в магазинах и киосках, распахнувших витрины прямо на улицу, зазывают покупателей. В отличие от топографических планов военных баталий эта картина представляет собой яркий образ повседневной жизни фламандского города XVII века.

Где бы Снайерс ни находился, он легко ассимилировался с элитой своего времени. Ему удалось высоко подняться по социальной лестнице и вести аристократический образ жизни. Тем самым он воплотил в жизнь популярную идею буржуазного общества XVII века о возможности «аристократизации» не по происхождению, а благодаря собственному таланту.

Его учениками были пейзажист Шильям ван Шур (1653-1676) и Адам Франс ван дер Мейлен (1632-1690), ставший ведущим художником-баталистом и придворным художником Людовика XIV.

Нет точных сведений, когда Снайерс умер, но считается, что это произошло в Брюсселе в 1667 году.

В Большом собрании изящных искусств АБС имеется картина Питера Снайерса «Всадники у постоялого двора». Ее сюжет посвящен одному из будничных эпизодов бурного для Фландрии XVII века: воинское подразделение пикинёров и кавалерии отдыхает на постоялом дворе по пути в действующую армию. Об этом свидетельствуют свежесть воинов, чистота их мундиров и бодрое расположение духа. При этом багровые лучи закатного солнца, подсвечивающие на переднем плане красные плащи и кушаки воинов, вносят в атмосферу картину отчетливое ощущение тревоги. Сполохи солнца на небе напоминают свет от

разрыва артиллерийских ядер, что делает оживление воинов перед последним броском к фронту деланным. Здесь у Снайерса, как и у Рубенса, аллегорически выражено неприятие войны.

Стилистически колорит картин Снайерса менее изыскан, чем у его учителя Вранкса, что отражает современные ему тенденции во фламандской и голландской живописи и делает их более жизненными.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Топографо-аналитический метод изображения батальных сцен, перенятый Снайерсом у его учителя С. Вранкса и доведенный до совершенства, в истории мирового искусства оказался непревзойденным. Сегодня его произведения украшают лучшие мировые коллекции, реалистично повествуя о Тридцатилетней и Восьмидесятилетней войнах, и о кратких промежутках мирного времени.

Список использованной литературы:

1. Зюмтор П. Повседневная жизнь Голландии во времена Рембрандта: Пер. с фр. М. В. Глаголева. - М., 2001.

- 389 с.

2. Kunzle D. From Criminal to Courtier: The Soldier in Netherlandish Art 1550-1672.-Лейден-Бостон: Brill, 2002.-664 р.

3. Sennewald R., Hrncirik P Pieter Snayers Battle Painter 1592-1667.- Zeughaus Verlag GmbH, 2018.-424 р.

4. Строганов С.А. Проблемы генезиса батального жанра голландской живописи первой половины XVII века: автореферат дис. ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / С.-Петерб. академ. ин-т живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина Рос. акад. художеств.

- Санкт-Петербург, 2004. - 19 с.

5. Фландрия и фламандцы [Электронный ресурс]/ Государственный Эрмитаж-Точка доступа // http://edu.hermitage.ru/catalogs/1248634666/ themes/1248645492/article/1248645500/ fact/1264251134 (Проверен 21.12.2018)

Vlff 8ез1мжмЕждондаоднао института/отп*в№ияа

(Чир искусств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.