Научная статья на тему 'Панъевропейское движение и Эстония. Часть 1. Установление и укрепление связей в межвоенный период, и истоки эстонского евроскептицизма'

Панъевропейское движение и Эстония. Часть 1. Установление и укрепление связей в межвоенный период, и истоки эстонского евроскептицизма Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
79
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
интеграция / евроскептицизм / панъевропеизм / политика / Эстония / Пан-Европа / integration / Euroscepticism / Pan-Europeanism / politics / Estonia / Pan-Europe

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Тамби С.А.

В настоящей статье на примере взаимосвязей Эстонии и старейшего европейского движения, выступающего за объединение Европы – Панъевропейского союза – рассказывается о зарождении и развитии европейских ценностей в этой прибалтийской стране в межвоенный период, а также о возникновении в то время эстонского евроскептицизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Pan-European Movement and Estonia. Part 1. Establishment and strengthening of ties in the interwar period, and the origins of Estonian Euroscepticism

This paper, using the example of the relationship between Estonia and the oldest European movement for the unification of Europe – the Pan-European Union – tells about the emergence and development of common European values in this Baltic country during the interwar period, as well as the emergence of Euroscepticism in Estonia at that time.

Текст научной работы на тему «Панъевропейское движение и Эстония. Часть 1. Установление и укрепление связей в межвоенный период, и истоки эстонского евроскептицизма»

Тамби С.А.

Соискатель кафедры интеграционных процессов, Московский государственный институт международных отношений (университет) Министерства иностранных дел Российской Федерации.

Панъевропейское движение и Эстония. Часть 1. Установление и укрепление связей в межвоенный период, и истоки эстонского евроскептицизма

После окончания Первой мировой войны в связи с несостоятельностью Версальско-Вашингтонской системы международных отношений европейские страны столкнулись с множеством вызовов, грамотное решение которых смогло бы обеспечить их последовательное политическое и экономическое развитие. В условиях продолжавшегося политического соперничества государств Европы, их экономической обособленности, а также роста националистических настроений остро возникла потребность в поиске альтернативной концепции мироустройства на европейском континенте.

Межвоенный период ознаменовал появление нескольких крупных проектов, ставящих своей целью объединение европейских народов. Их поддерживали видные экономисты, политики и общественные деятели. Так, В.И. Ленин, оппонировавший концепции Соединенных Штатов Европы и полагавший ее воплощение реакционным или попросту невозможным, предложил альтернативную основу для объединения - пролетарские Соединенные Штаты Мира, образовавшиеся бы после мировой революции [9]. Советский народный комиссар Лев Троцкий в 1923 г. выдвинул лозунг «За Советские Соединенные Штаты Европы!», выступая тем самым за объединение Европы на коммунистических принципах [17]. В 1927 г. французский политик, лидер левоцентристской Радикальной партии Эмиль Борель, основал Французский комитет европейского сотрудничества, аналогичные комитеты вскоре учредили ещё 20 стран. В 1931 г. будущий премьер-министр Франции Эдуард Эррио опубликовал книгу «Соединенные Штаты Европы» (к тому времени образец такой системы уже существовал в виде бельгийского и люксембургского таможенного и валютного союза 1921 г.). Будущий министр экономики Великобритании Артур Солтер издал в 1933 г. книгу в защиту Соединенных Штатов Европы [94].

Среди авторов различных проектов объединения Европы находим и такие имена: немецкий историк Ф. Нойман с идеей создания Европейского политического союза, британский экономист Джон Кейнс с предложением об европейском управлении, лидер Польши Юзеф Пилсудский с идеей европейской федерации «Междуморье», председатель совета министров Франции Андре Тардье с предложением о создании европейских вооруженных сил. В поддержку евроинтеграционных процессов высказывался также французский политолог и экономист Бертран Жувенель [57, с. 79], испанский философ и политик Хосе Ортега-и-Гассет [73], премьер-министр Греции Элефтериос Венизелос [80, с. 48-50] и другие.

Отметились в этом направлении и идеологи гитлеровского нацизма, которые ставили целью порабощение всего европейского континента («Крепость Европа», «расширение жизненного пространства»), а затем замахнулись и на мир в целом. И. фон Риббентроп и С. фон Ренте-Финк предложили проект создания «Европейской конфедерации» как части нового порядка на континенте (инициатива не получила большой поддержки со стороны нацистского руководства). Лидер итальянских фашистов Бенито Муссолини предложил объединить Европу под флагом фашизма с центром в Италии (идея «демократического интервенционизма», «последняя война Рисорджименто»). Французский же фашист Жорж Валуа выступал с инициативой по созданию «Латинского блока» - регионального интеграционного объединения средиземноморских романоя-зычных стран с центром во Франции.

Некоторые эстонские исследователи указывают на то, что идея сосуществования национальной и европейской идентичности получила развитие в Эстонии, когда та еще входила в состав Российской империи (будучи Эст-ляндской губернией и северной частью Лифляндской губернии) [51, с. 35]. Движение младоэстонцев (литературно-художественная группа «Молодая Эстония», существовавшая в 1905-1915 гг.) и его идейный вдохновитель, поэт Густав Суйтс выступили в 1905 г. с манифестом, в котором значились лозунги: «Больше европейской культуры! Останемся эстонцами, но станем и европейцами!» [95, с. 17-19]. Густав Суйтс также поддерживал другой проект - идею объединения Эстонии и Финляндии (однако этот план не сбылся и 24 февраля 1918 г. была провозглашена независимость Эстонской Республики) [60, с. 1773]. А вот прозаик и литературовед из этой же группы - Фридеберт Туглас - напротив полагал тогда, что эстонцы не принимали активного участия в создании европейских культурных ценностей и «нас ничего не связывает с историей европейских ценностей» [89, с. 57].

Федерализм как принцип государственного устройства стал фигурировать в общественной мысли у эстонцев после Первой русской революции 1905 г., когда партии и движения Эстляндской губернии подняли тему самоопределения и политической автономии. Вновь идея федерализации России, а также идея автономии для Эстляндии возникла у части эстонской интеллигенции в 1917 году. В том году, 26 марта в Петрограде Эстонским республиканским союзом было организовано шествие эстонцев (от эстонской церкви Святого Иоанна до Таврического дворца, где в то время проводила заседания Государственная Дума). Демонстранты передали в это законодательное представительное учреждение Российской империи воззвание, в котором требовали одобрения законопроекта о самоуправлении (автономии), а также преобразования России в федеративную демократическую республику. Член Временного правительства, комендант Петрограда полковник Борис Энгельгардт сообщил тогда представителям манифестантов, что «стремление эстонцев к автономии - правильно, а прекрасная организация демонстрации показывает, что Эстония созрела для этих нововведений».

Назначенный в 1918 г. Эстонским временным правительством министром образования Эстонии (к обязанностям он так и не приступил) Карл-Фридрих Лутс выпустил годом ранее брошюру «Автономия и федерация», в которой утверждал, что «автономия и федерация - это высшая политическая форма, которая наиболее деликатно обеспечивает национальную идентичность». Автор проводит мысль о том, что «находясь в общих границах с Россией, необходимо требовать для Эстонии право принятия решений по всем вопросам, кроме тех, которые Эстонией признаны для решения на общенациональном уровне» [67, с. 5-10]. В другой брошюре, вышедшей в том же году, К. Лутс подчеркивал важность национальной или экстерриториальной автономии в расположенных во внутренних губерниях Российской империи эстонских общинах [68]. Тему автономии для Эстонии продвигали и такие авторы, как будущий первый дипломатический представитель Эстонии в Германии, член Рийгикогу (парламента Эстонии) Михкель Мартна [70], а также будущий член Эстонского Учредительного собрания и проректор Тартуского университета Ханс Круус [61]. А вот создавшие Эстляндскую трудовую коммуну эстонские коммунисты под предводительством Яана Анвельта в 1918 г. поддержали создание Всемирной социалистической федеративной советской республики [22, с. 239].

Модели европейских интеграционных проектов разрабатывали и ут-Модели европейских интеграционных проектов разрабатывали и уточ-

няли и эстонские ученые. Проработкой подобного проекта занимался экономический географ Эдгар Кант. С учетом уникального положения Эстонии - как центрального связующего звена между странами Северной Европы и Прибалтики - он видел Эстонию как часть Балтоскандии (куда бы вошли Швеция, Дания, Норвегия, Исландия, Финляндия и три прибалтийских государства). Впервые данный термин упомянул в 1928 г. в качестве географического шведский профессор Стен де Геер, понимавший под ним цельный географический регион. Авторы уточненной концепции Балтоскандии (вышеупомянутый эстонец Э. Кант, а также литовский географ Казис Пакштас) предполагали объединение этих стран - или путем ассоциации государств и образования общего совещательного органа - Комитета Балтоскандии, или же путем образования полноценной конфедерации с принятием Конституции, формированием двухпалатного парламента (Конгресса и Сената Балтоскандии), причем титул императора Балтоскандии присваивался бы королю Швеции [16, с. 71]. Позиция Эдгара Канта во многом перекликалась с идеей эстонского националиста (позже ставшего социалистом) Александра Кескюла, предложившего еще в начале Первой мировой войны отделить Эстляндскую губернию и Великое Княжество Финляндское от Российской империи и создать шведско-финско-эстонский союз либо объединенное монархическое государство. Под Эстонией он подразумевал т.н. Великую Эстонию, в которую вошли бы Эстония, Ливония (Лифляндия) и Ингерманландия.

По Э. Канту, геополитическая концепция Балтоскандии наполнена не только географическим, но и культурным, а также политическим содержанием. Идею всячески поддерживал эстонский фольклорист и религиовед, академик Эстонской Академии Наук Оскар Лооритс [66, с. 73]. Однако в Швеции - центральном государстве предполагаемой Балтоскандии - слабо верили в жизнеспособность и выживание прибалтийских государств, что изначально обрекало этот проект (целью которого по К. Пак-штасу была оказание помощи малым государствам в их противостоянии давлению со стороны крупных стран) на неудачу. В контексте же развития полномасштабного интеграционного проекта, Эдгар Кант полагал, что не следует ограничиваться только лишь созданием «чисто Европы», но стремится к осознанию «планетарной по характеру динамической картины мира». По его мнению, объединение должно охватить весь мир. Он призывал европейцев, у которых есть желание реализовать идею Пан-Европы, заменить регионалистское евроцентристское мышление на еще более широкое - по сути глобалистское. В противном случае, считал

он, евроинтеграция и сохранение мира было бы не больше чем фантазией [59, с. 7-13]. Уже во время Второй мировой войны Э. Кант предрекал создание «высшего наднационального порядка», который одновременно будет являться национальным и европейским [58, с. 338-341].

В межвоенный период в Европе создавались и соответствующие организации еврооптимистической и евроинтеграционной направленности. Так, упомянем созданную в ноябре 1938 г. для пропаганды идеи Федеративного союза Европы (по сути в качестве уже послевоенной цели) существующую и поныне проевропейскую британскую группу «Федеративный союз».

В настоящей статье мы рассмотрим деятельность одного из самых старейших, успешных и популярных в межвоенный период проектов общеевропейского объединения - Панъевропейского союза - а также его исторические (а в Части 2 этой статьи - современные) взаимосвязи с Эстонией.

Основанный австрийцем, графом Рихардом Куденхове-Калерги в 1923 г. в Вене Панъевропейский союз сразу же активизировал свою работу во многих европейских государствах. В середине 20-х гг. XX века во многих странах стали создаваться отдельные национальные организации (секции или отделения) этого союза. Книга-манифест Рихарда Куденхове-Калерги «Пан-Европа» (1923 г.) призвала европейцев объединяться перед лицом угроз, подстерегающих Европу - новой мировой войны, американской экономической гегемонии, а также большевистской экспансии на запад [7]. Этот своего рода программный документ получил широкий резонанс и в тогдашней провозгласившей независимость 24 февраля 1918 г. Эстонской Республике.

Темой развития панъевропейского проекта Р. Куденхове-Калерги как реализации альтернативной программы развития Европы после Первой мировой войны ранее занимались такие отечественные исследователи, как В. Хорватский [19], Н.В. Устрялов [18], М.А. Ляс [10], К. Вил-лар [4], А.О. Чубарьян [20], Ю.А. Борко [2], В.А. Артемов [1, с. 40-50], А.Г. Браницкий [3], В.Е. Кузнецов [8], Е.А. Панарина [13], А.В. Громова [5], А.Е. Кораблева [6] и другие.

Если для исследований, выполненных в советский период, характерно рассмотрение проекта Пан-Европы с позиций господствовавшего в стране «диалектического материализма», а также его антисоветской сущности, то после распада СССР отечественные исследователи занялись изучением широкого спектра вопросов, связанных с панъевропейским интеграционным процессом (объектом их исследований стали, в том числе, экономический и культурный аспекты).

Среди эстонских авторов, занимавшихся данной тематикой, выделим

юриста и дипломата, государственного старейшину Эстонии, профессора Антса Пийпа. В своей статье «Пан-Европа» он рассмотрел сложившуюся после Первой мировой войны международную ситуацию в качестве предпосылки возникновения Панъевропейского движения. По его мнению, после краха существовавшей до Первой мировой войны экономической системы, в европейской системе назрели перемены [14, с. 67-75]. Другой эстонский государственный деятель, премьер-министр Эстонии, государственный старейшина и министр иностранных дел Яан Тыниссон является автором размышлений под названием «Идея федеративной Европы». Он полагал, что объединившаяся под эгидой западных демократий Европа «получит защиту против наступающего тоталитаризма, фашизма и коммунизма». Будучи убежденным, что в объединенной Европе восторжествует принцип свободы, равноправия народов и верховенства закона, он считал, что малые страны займут лучшую позицию на международной арене, станут «более пригодными для жизни». По его мнению, федерализация Европы - вплоть до исчезновения государственных границ - «спасет Европу от надвигающейся общей катастрофы» [101].

Отметим, что взгляды Яана Тыниссона претерпели значительную эволюцию, ведь изначально он был вовсе евроскептиком. Во времена Российской империи он видел в европеизации культуры опасность для идентичности эстонцев, для их национальной культуры. Тогда он отказывался принимать европеизацию как культурно-идеологическую ориентацию, вступив в полемику по этому вопросу с некоторыми еврооптимистами из младоэстонского движения. Темой взаимосвязей Эстонии и Панъевропейского движения также занимался современный финский исследователь Паули Хейккиля, опубликовавший в 2014 г. соответствующую монографию [50, 51, 52, 55]. В ней рассматривается сущность Панъевропейского движения в Эстонии в 1922-1940 гг., а также представительство эстонских эмигрантов в послевоенных евроинтеграционных проектах (до 1991 г.).

Переписка Центрального Бюро Панъевропейского союза с европейскими политическими деятелями, членами союза в Эстонии, представителями деловых кругов и сторонниками Пан-Европы в различных странах по вопросам организации и деятельности национальных секций Панъевропейского союза, пропаганды и финансирования имеется в Российском государственном военном архиве (г. Москва). Там же хранятся письма посольства Эстонии во Франции относительно деятельности союза и Устав национальной секции в Эстонии [15]. Рукописный и машинописный тексты проекта устава, а также переписка Карла Роберта Пуста по панъев-

ропейской тематике находится в Эстонском национальном архиве [42].

Новизна данного исследования заключается в том, что автор, существенно расширил библиографию по данной теме и рассмотрел (в Части 2 данной статьи) нынешние взаимосвязи Панъевропейского движения с Эстонской ССР/Эстонией (с 1988 г. и вплоть до наших дней). Автор также выявил отсылки (и их интенсивность) представителей современной политической элиты Эстонии к активной деятельности этой прибалтийской страны в Панъевропейском союзе в межвоенный период. Наконец, автор выявил, каким образом использование данного ресурса после вступления Эстонии в ЕС помогло в качестве дополнительного подтверждения правильности выбранного ей европейского пути. Показана в работе (в Части 2 данной статьи) и реакция эстонских евроскептиков (как времен Первой Эстонской Республики, так и современных) на деятельность довоенного и нынешнего Панъевропейского союза.

Эстония и Панъевропейский союз в межвоенный период

Эстонская Республика, как новообразованное малое европейское государство, возникшее в 1918 г., изначально воспринимало идею Пан-Европы через призму концепции коллективной безопасности и идеи «вечного мира». Это вытекало из тогдашнего осознания политического истеблишмента страны в необходимости обеспечения независимости малого государства лишь благодаря нахождению (членству) его в большей демократической структуре (организации). В своей внешней политике Эстония последовательно уделяла повышенное внимание моральным аспектам подобной организации, подчеркивая особую роль международного права, что вообще характерно для внешней политики малых стран в целом.

Политическая элита молодого государства полагала, что объединение Европы означает вызов общих сил против других укрепляющихся континентов, и «малые государства выиграли бы больше других» [45, с. 4]. Таким образом, отношения малых и больших государств оставались жизненно важными в эстонском дискурсе объединения Европы на протяжении 1920-х и первой половины 1930-х годов [54, с. 73]. В 1920-е гг. эстонские политики поддерживали международные инициативы по запрещению агрессии, активно участвовали в движении за разоружение. Эстония присоединилась к подписанному в 1928 г. Пакту Бриана-Келлога, стороны которого исключали войну как инструмент государственной политики. В 1921 г. прибалтийское государство стало членом Лиги Наций [36].

Ставший апологетом идеи единства Европы и европейской нации как

культурной и исторической общности, Рихард Куденхове-Калерги выступал за нравственное обновление европейцев и возрождение подлинных европейских ценностей. Идейные истоки панъевропеизма коренились на таких весьма разносторонних основаниях, как равноправие, демократия, христианские ценности, пацифизм, аристократизм и либерализм. Многие пацифисты тогда проповедовали не только принципиальный отказ от войны как средства разрешения международных споров, но и признание внутреннего культурного родства европейских народов как предпосылки политического единения Европы. В практической плоскости Р. Куденхо-ве-Калерги направил все свои силы для реализации идеи единой Европы. Безусловно, первостепенное место в его проекте заняли крупнейшие европейские страны - Франция и Германия. Впоследствии же, всё более возрастающую роль в проекте начали играть малые государства Европы. Это произошло после отхода Германии в 1933 г. от Панъевропейского движения.

В 1924 г. был издан первый номер журнала «Пан-Европа» (выходил в 1924-1938 гг.), ставший официальным печатным органом Панъевропейского союза. Рихард Куденхове-Калерги был его основателем, редактором и постоянным автором. А год спустя он приступил к изданию своего основного труда «Жизнь за Пан-Европу» (три тома вышли в 1925-1928 гг.). После организационных приготовлений в конце 1924 г. (когда Р. Куденхове-Калерги получил спонсорскую помощь от финансиста из Гамбурга М. Варбурга), было создано Центральное Бюро движения в Хофбурге (пригороде Вены), ставшее его административным центром.

Октябрь 1926 г. ознаменовал проведение Первого конгресса Панъевропейского движения (г.Вена), на котором были представлены две тысячи делегатов от 24 европейских народов. Тогда Р. Куденхове-Калерги был избран президентом Центрального совета. Первоначальное видение Р. Куденхове-Калерги заключалось в том, что мир должен быть разделен всего на пять объединений: Соединенные Штаты Европы (Пан-Европа), которые свяжут страны европейского континента с их колониями в Африке; Панамериканский союз, охватывающий Северную и Южную Америку; Британское Содружество, имеющее владения по всему земному шару; СССР, охватывающий Евразию; и Паназиатский союз, в котором Япония и Китай будут контролировать большую часть Тихого океана. Согласно Р. Куденхове-Калерги, английский язык станет мировым языком, на котором будет говорить все человечество (помимо владения своими родными языками). Он также полагал, что индивидуализм и социализм научатся сотрудничать, а не конкурировать друг с другом. В его риторике

проскальзывала и мысль о том, чтобы капитализм и коммунизм взаимно обогащали друг друга, точно так же, как в свое время протестантская Реформация стала катализатором возрождения в Католической церкви.

В целях превращения Пан-Европы в мировую державу Р. Куденхове-Ка-лерги предложил Европе осознать, что она - единственная великая нация. Он раскрыл понятие «нации» как осознанной культурной общности, духовного сообщества. Таким образом, в его представлении Европа - это одна большая семья, подразделяющаяся на отдельные ответвления. Р. Ку-денхове-Калерги определил три основания, по которым Европа нуждается в объединении: вероятность новой войны, покорение Европы Россией, а также возможная экономическая катастрофа. Прекращению европейской анархии призван, по его мнению, послужить созыв Панъевропейской конференции, а также заключение всеми демократическими странами континентальной Европы третейского и гарантийного договора, и, наконец, образование единого таможенного союза и создание в Европе единой экономической области. Относительно внутреннего устройства единой Европы у ее идеолога не было четкого ответа. В этой части проект претерпевал последовательные изменения - от «объединения стран» до «федеративного государства», а позже и «европейской федеративной империи».

По Р. Куденхове-Калерги Европа должна была обеспечить автономию на базе Лиги Наций, которая бы продолжила свое функционирование как высший мировой арбитр, разрешавший мировые кризисы. Разрешение же проблем локального масштаба находилось бы в компетенции небольших групп народов (под ними он понимал панъевропейскую, панамериканскую, русскую, британскую и монгольскую группы). Главными врагами единой Европы Р. Куденхове-Калерги считал Россию/СССР и США. Он отмечал, что Европе необходимо сохранять независимость от США. В отношении же Советского Союза он был более радикален: будучи убежденным в скором нападении СССР на европейские страны (несмотря на то, что в действительности Советский Союз не планировал в то время военные интервенции в европейские страны), он полагал, что с востока исходит опасность. Однако его позиция к СССР позже претерпевала некоторые трансформации, включая смягчение (так, он приветствовал заключение в 1935 г. Советско-французского пакта о взаимопомощи).

Рихард Куденхове-Калерги активно пытался привлечь к своему панъевропейскому проекту видных европейских политиков, и, необходимо отметить, у него это хорошо получалось. Например, он предложил пост президента австрийского отделения Панъевропейского союза Игнацу Зейпелю

(федеральный канцлер Австрии в 1922-1924 и 1926-1929 гг.), который принял это предложение. В 1925 г. Р. Куденхове-Калерги установил связь с рядом французских деятелей, среди которых Л. Лушер, А. Жувенель, Э. Эррио и Ж.-П. Бонкур. Отчасти идеи единой Европы были поддержаны и такими политиками, как Г. Штреземан, А. Тардьё, Э. Дольфус, К. Шушниг, М. Год-жа, Т. Масарик и Э. Бенеш. Тем самым, идея Пан-Европы широко расходилась в кругах политической и академической элиты европейских стран.

Итак, к середине 1920-х гг. функционировало уже 13 национальных комитетов Панъевропейского союза. Инициатором создания в Эстонии отделения Панъевропейского союза был дипломат, министр иностранных дел Эстонии (в 1920 и 1924-1925 гг.) Карл (Каарел) Роберт Пуста (1883-1964), который сделал в 1926 г. неудачную попытку основать отделение в Таллине (Р. Куденхове-Калерги попросил его сделать это еще в 1924 г.). В итоге, эстонская секция Панъевропейского союза была создана в августе 1929 года. Ее председателем (до 1940 г.) стал бывший (и первый) глава эстонского государства (государственный старейшина) Антс Пийп [38, с. 4].

Секция издавала материалы, знакомившие эстонцев с Панъевропейским движением, в том числе брошюры Р. Куденхове-Калерги в переводе на эстонский язык [29]. В 1929 г. в столице Эстонии была опубликована работа Р. Куденхове-Калерги «Панъевропейский союз» [30]. В предисловии К.Р. Пуста указал на демократическую природу как Эстонии, так и Панъевропейского движения. В 1938 г. в Таллине на эстонском языке была издана книга Р. Куденхове-Калерги «Тотальное государство - тотальный человек». Тогда предисловие для нее написал один из активистов Панъевропейского движения в Эстонии, предприниматель Йоаким Пухк. Позже книга переиздавалась на том же языке в 1940, 1988 и 2016 годах [31, 32, 33, 34]. В 1920-е гг. на страницах центральных эстонских газет появлялось множество стенограмм речей Р. Куденхове-Калерги, а также публикаций о нем и его проекте [27, с. 2]. Его Панъевропейский Манифест, например, был напечатан в газете «Пяэвалехт» уже в январе 1924 года [28, с. 2].

Карл Роберт Пуста обращал внимание на то, что программа Панъевропейского движения содержала не только политическую или экономическую, но и духовную компоненту. Сменяемость и чехарда политиков и дипломатов диктовала, по его мнению, необходимость зарождения «сознательной европейской солидарности, европейского патриотизма в каждом классе, в особенности среди молодежи» [83, с. 2]. Яан Тыниссон же полагал, что Панъевропейский союз расширит знания о духовном разнообразии среди европейских народов и, таким образом, породит создание

европейской культуры, которая впоследствии объединит Европу в рамках одного государства [43, с. 5].

Не заставило себя ждать в Эстонии и появление довольно резкой евро-скептической риторики. Дело в том, что дух евроскептицизма, царящий в 1920-х и начале 1930-х гг. в Германии и других европейских странах (в немецких СМИ тогда открыто писали о том, что под Панъевропейским движением прячутся империалистические планы Франции), просачивался и в Эстонию. Так, дипломат и журналист, бывший министр иностранных дел Эстонии Ханс Ребане отмечал в 1930 г.: «Мы слишком далеко от великой Европы». Он также поставил под сомнение способность Эстонии понимать, например, французскую внешнюю политику [90, с. 2]. А известный эстонский географ, редактор географического отдела «Эстонской энциклопедии» Аугуст Таммеканн в 1932 г. полагал, что «проект Пан-Европа - в реализации ее идеи как Соединенных Штатов Европы - кажется, по крайней мере на данный момент, совершенно утопическим» [96, с. 1676]. Отметим, что в осуществимости проекта сомневался даже ее пламенный вдохновитель в Эстонии Антс Пийп [81, с. 74-75]. К стану эстонских идейных евроскеп-тиков относится и известный писатель Антон-Хансен Таммсааре, предвещавший (в духе Освальда Шпенглера) кризис западной цивилизации, упадок европейской культуры и уклада. В середине 1930-х гг. он призвал ценить свою собственную эстонскую национальную культуру, а не маниакально верить в построение единой Европы. В 1940 г. он писал о неизбежном уничтожении западной культуры из-за «неудовлетворенной страсти, которую раздувает литература, искусство, наука, образование, воспитательные методики, кино, радио, реклама и окружающая жизнь». Он резюмировал: «Поэтому наряду с призывом: «Больше Европы!» также можно поместить призыв: «Меньше Европы и больше нас самих!» [98, с. 125, 257].

Эстонских евроскептиков подпитывали идеи не только О. Шпенглера (и его произведение «Закат Европы», 1918-1922 гг.; кстати, в 1924 г. этот немецкий философ прочитал лекцию в Таллине), но и позиция Хосе Ортеги-и-Гассета («Восстание масс», 1930 г.), описывавшего культурный кризис Европы и полагавшего, что Европа утратила нравственность. Черпали они вдохновение и в работе Гюстава Лебона «Психология народов и масс» (1895 г.), который видел в массовой психике опасность для человеческого духа и считал ее причиной упадка европейской цивилизации. В 1936 г. вышеупомянутая книга этого французского психолога, переведенная на эстонский язык, была опубликована в Таллине [63].

Некоторые эстонцы видели в Пан-Европе серьезную опасность ассими-

ляции небольшой нации в случае поглощения более крупным образованием. Приводились и другие доводы в пользу строительства исключительно национального государства. Например, в феврале 1927 г. в газете «Пости-меэс» было четко заявлено (признавая все же преимущества Пан-Европы), что недостатки всё же превалируют. Они включали «угрозу Лиге Наций, экономический антагонизм против аутсайдеров и несовершенное развитие национальной идеи» [62, с. 1]. Газета «Постимеэс» не брезговала опубликованием на своих страницах критики в адрес Р. Куденхове-Калерги и его Панъевропейского союза за неполноценный (недостаточный) мандат от простых людей, утверждая, что проект больше похож на «частную лавочку» [46, с. 3]. Другая эстонская газета, «Кайя», утверждала, что «идея Европейского союза вырвалась из царства идеалистических мечтаний и становится проблемой для официальной политической жизни в Европе» [25, с. 2]. В октябре 1929 г. консул Эстонии в Копенгагене Филипп Кальот выразил опасение, что «при отсутствии введения тарифов малые государства ассимилируются в Пан-Европе» [43, с. 5]. Эстонский журналист и общественный деятель Харальд Таммер после проведения Третьего панъевропейского конгресса увидел цели Панъевропейского движения отчасти противоречивыми и слишком идеалистическими, чтобы быть достижимыми. Ожидая от Пан-Европы «таких же неудач, как и раньше», он не хотел более выступать сторонником этой организации [97, с. 2].

Эстония делала попытки в первой половине 1920-х гг. заключить со своими соседями - малыми европейскими странами - договоры, направленные на большую интеграцию, например, о военном сотрудничестве. В 1923 г. такое соглашение было заключено ей с Латвией. Подписанный на бумаге документ в реальности был реализован в самом зародыше - было проведено несколько совместных учений, оружие же эти страны закупали врозь, причем разное.

Рихард Куденхове-Калерги никогда не бывал в Эстонии, хотя в крови визионера и выразителя панъевропейской идеи по всей видимости текла кровь и балтийских (остзейских) немцев [92, с. 6]. В июне 1929 г. Таллин и Тарту посетил экономический эксперт Панъевропейского союза Отто Дойч, прочитавший лекцию на тему «Балтийские страны и Пан-Европа» [75, с. 1]. Отметим, что оппонент Р. Куденхове-Калерги - принц Карл Антон Рохан (основавший в 1924 г. т.н. Европейскую культурную ассоциацию - Europäischer Kulturbund - и представлявший элитарно-консервативную концепцию Запада, которую он противопоставлял христиан-ско-демократической панъевропейской идее, считая идею Пан-Европы

искусственно сконструированной, антитрадиционной и рационалистической) весной 1927 г. посетил Таллин [44, с. 5]. В эстонских СМИ также уделялось внимание характеризовавшимся евроцентризмом футуристическому проекту немецкого архитектора Германа Зёргеля под названием Алантропа (его цель заключалась в производстве большого количества электроэнергии) [93, с. 4]. Однако в Эстонии идеи Р. Куденхове-Калерги и его Панъевропейского союза были более популярными.

В 1927 г. почетным президентом Панъевропейского союза стал министр иностранных дел Франции Аристид Бриан. Этот год ознаменовал также создание французского отделения союза. На 10-й сессии ассамблеи Лиги Наций в сентябре 1929 г. в Женеве А. Бриан поднял вопрос об учреждении Федерации европейских народов. По мнению эстонского политика Яана Тыниссона, А. Бриан трансформировал давнюю идею в реальный политический вопрос [43, с. 5]. К.Р. Пуста характеризовал А. Бриана как «одного из величайших французов и европейцев нашего времени». Он также вспоминал в своих мемуарах, как на заседании Ассамблеи Лиги Наций в 1931 г. А. Бриан «дал ему дружеский совет - поддержать создание Европейской Комиссии» [87, с. 140].

Первого мая 1930 г. (накануне Второго панъевропейского конгресса) был опубликован знаменитый «Меморандум об организации режима Европейского федерального союза» (Меморандум Бриана; авторство же его приписывается генеральному секретарю МИД Франции Алексису Леже) [24, с. 457-468]. Оглашенный 17 мая того же года манифест предполагал объединение Европы на федеративных началах. Автор упоминает некие «федеральные узы», сложившиеся между европейскими народами. Получивший официальный статус и предложенный от имени правительства Франции проект предлагал проводить регулярные заседания т.н. Европейской конференции, на которую бы направляли своих делегатов страны-члены Лиги Наций. Подразумевалось также создать в городе Женеве Европейскую Комиссию, ставшую бы исполнительным органом Конференции. А. Бриан особо оговаривал, что вступление в Союз не означало бы угрозы суверенитету для его стран-членов. Фактически же, в Меморандуме Бриана первостепенными были сначала французские, и только после - общеевропейские интересы. Тогда сторонниками этого проекта стали государства, связанные с французской континентальной системой - Югославия, Румыния, Польша и Чехословакия и некоторые другие. А вот Германия, Италия, Великобритания и СССР подвергли инициативу критике. Однако экономический кризис, разразившийся в Европе, не позволил воплотить эту идею в жизнь.

К маю 1931 г. располагавшееся в Таллине отделение Панъевропейского союза насчитывало уже несколько сотен членов, среди которых значились: бывший глава государства (государственный старейшина) Яан Ты-ниссон, генерал-лейтенант Йохан Лайдонер и президент Банка Эстонии, бывший государственный старейшина Юри Яаксон [76, с. 2]. В руководство (Совет) национальной секции, помимо А. Пийпа, вошли директор «Государственной сланцевой промышленности» Мярт Рауд (ставший секретарем секции), судья Верховного суда Эстонии Пеэтер Канн и председатель Эстонской торговой палаты, предприниматель Йоаким (Йоахим) Пухк, Йоханнес Луйкмиль из «Государственной сланцевой промышленности», Артур Хаман из министерства иностранных дел, министр сельского хозяйства Аугуст Керем, генерал-майор Юхан Тырванд, политик (социал-демократ) Карл Аст и нотариус Якоб Кристельштейн, фольклорист и эстонский посланник в Лондоне Оскар Каллас, мэр Хаапсалу Ханс Альвер. Карл Роберт Пуста был назначен представителем Эстонии в Центральном Бюро Панъевропейского союза в австрийском Хофсбурге.

Интересно, что Йохан Лайдонер, будучи членом Совета Эстонской секции Панъевропейского союза, иногда представлял этот проект как антитезу Лиге Наций, которая в значительной степени способствовала миру. По его мнению, универсальный характер Лиги Наций лучше гарантировал мир, особенно на эстонско-советской границе. Тем не менее Й. Лайдонер считал, что риск войны снижается благодаря созданию союзов, таких как Объединенная Европа. Он также добавлял, что «хорошо быть гражданином Европы, но еще лучше - гражданином мира» [78, с. 10]. В 1931 г. эстонская секция отметила День Пан-Европы проведением семинара, на котором обсуждалась проблематика малых государств, вопросы пограничной тематики. В тот же день А. Пийп прочитал гостевую лекцию в Риге, рассказав о проекте Пан-Европы и проблеме «мира во всем мире» [79, с. 8].

В начале 1930-х гг. Р. Куденхове-Калерги стал автором т.н. Европейского пакта, по сути представлявшего собой прообраз общеевропейской конституции. По его задумке, парламент Соединенных Штатов Европы должен был состоять из двух палат - палаты государств и палаты народов. Им была вынесена на суд общественности идея о создании федерального суда и разработан проект унификации европейского права. Мыслитель предложил проводить единую внешнюю политику и создать оборонительный союз против Советского Союза. А еще он являлся автором проекта реформы Лиги Наций, в которую, по его мнению, впоследствии вошли бы пять континентальных федераций - британская, американская, русская,

панъевропейская и дальневосточная. Руководство организацией осуществлял бы Совет Лиги, куда вошли бы представители этих федераций.

В мае 1930 г. в Берлине состоялся Второй панъевропейский конгресс. А 30 июля того же года посол Эстонии во Франции Карл Роберт Пуста выступил в дипломатической академии в Париже с речью, в которой отметил, что «чаяниям европейских стран отвечает желание создать союз европейских стран. Но не в форме Соединенных Штатов Европы, а как относительно свободный союз, основанный на единстве интересов и общих представительных органах». В 1931 г. К.Р. Пуста и Я. Тыниссон выступили с речами в Лиге Наций, призвав предпринять немедленные шаги по объединению Европы. Они рекомендовали использовать государственные ресурсы для укрепления европейской солидарности в этой международной организации.

Отметим, что в том же году делегация Эстонии в Лиге Наций, возглавляемая Я. Тыниссоном, представила для Комиссии изучения вопроса о Европейском союзе Лиги Наций предложение о распространении литературы, кинофильмов, радиопередач для активной популяризации европеистской идеи. Тогда К.Р. Пуста выступил с инициативой о разработке проекта статута Европейского союза [74, с. 23]. В целом же, деятельность комиссии, основанной в сентябре 1930 г., не принесла практических результатов, работа сошла на нет после смерти ее вдохновителя А. Бриана в 1932 году. Создание Европейского союза (или Объединенной Европы) эстонская политическая элита в целом поддерживала (во многом, конечно, лишь на словах), но были и серьезные к этому препятствия - имелись существенные разногласия, в особенности в отношении того, каким образом реализовывать этот проект.

В эстонской прессе еврооптимистические идеи бывшего министра иностранных дел Эстонии К.Р. Пуста были восприняты несколько иронически после того, как он подробно изложил свои мысли в газете «Постимеэс» («Панъевропейское движение и его ближайшие задачи» в 1929 г.). В некоторых кругах стран Западной Европы его взгляды считали даже революционными. Так, в «Женевском журнале» (Journal de Geneve) отмечалось: «У проекта Европейского союза очень ревностные, и, возможно, немного нетерпеливые друзья. Один из них - господин К.Р. Пуста из Эстонии. Он сходу ответит, какую форму должен иметь Европейский союз, чтобы организация могла составить и принять свою собственную конституцию, а также получить свой собственный флаг» [40]. После подобных упреков К.Р. Пуста был вынужден несколько пересмотреть свою категоричность по вопросу о проведении «скорейшей европейской интеграции». Горячий сторонник Пан-Европы, он ратовал также за создание Балтийского союза (с

участием Эстонии, Латвии, Литвы, Польши и Финляндии), а также за тесное сотрудничество прибалтийских стран с Францией и Великобританией.

По мнению К.Р. Пуста, «существование Эстонии и других стран, образовавшихся после войны, можно представить находящимися только в Европе, организованной в условиях мира, - сильной и единой Европе. Всё, что укрепляет европейское единство, укрепляет также и нашу международную идентичность. Поддерживая Панъевропейский союз, мы работаем на благо нашей независимости, экономического благополучия и поддержания международной культуры» [77, с. 3]. К.Р. Пуста являлся автором нескольких трудов по евроинтеграции, среди которых брошюра «На пути к Европейскому союзу: изучение принципов французского меморандума от 1 мая 1930 г. и ответов правительств» (1930 г.) [88]. В 1931 г. в Брюсселе была опубликована его работа «Идея Европейского союза перед правительствами и Лигой Наций» [86]. В октябре 1931 г. он выступил в Международной дипломатической академии (г. Париж) с лекцией, впоследствии отдельно опубликованной и посвященной функционированию и работе Комиссии изучения вопроса о Европейском союзе в Лиге Наций [84]. К.Р. Пуста ещё в начале 1924 г. лично познакомился с Р. Куденхо-ве-Калерги, тогда же ему было предложено заняться учреждением эстонского комитета (секции) Панъевропейского союза [23, с. 121]. К.Р. Пуста характеризует основоположника Панъевропейского движения как настоящего космополита. К числу активных поборников этого движения в Эстонии он относит и журналиста Мярта Рауда [87, с. 116-117]. Отметим, что в выпущенной в 1932 г. брошюре об основателях и активистах Панъевропейского движения, подробно рассказывается и о К.Р. Пуста [41].

Отметим, что, хотя некоторые сторонники Панъевропейского движения считали Лигу Наций ядром будущей европейской федерации (Меморандум Бриана, например, подразумевал создание такой федерации именно в рамках этой международной организации), копившиеся в течение длительного времени серьезные противоречия, дилеммы и разногласия между Лигой Наций и Панъевропейским союзом стали одной из причин, по которой с угасанием Панъевропейского движения К.Р. Пуста был отозван с должности эстонского посланника в Париже.

Итак, в июле 1930 г. правительство Эстонской Республики поддержало идею Пан-Европы и объявило о готовности участвовать в его создании [69, с. 218]. Кстати, тот год ознаменовался заявлением известного политика, уже из Великобритании, в поддержку объединения Европы: член Палаты Общин Великобритании и будущий премьер-министр этой

страны Уинстон Черчилль высказался в поддержку идеи создания надго-сударственного образования в Европе. Рассматривавшая этот вопрос его статья под заголовком «Соединенные Штаты Европы» была напечатана в американской газете The Saturday Evening Post от 15 февраля. По его тогдашнему мнению, создание Европейского союза было возможно путем объединения континентальных государств, но без британского участия. Нашла эта идея отражение и в эстонской прессе. Так, газета «Пяэвалехт» не преминула привести ключевые положения этого манифеста [56, с. 8].

Если до 1932 г. Р. Куденхове-Калерги пытался привлечь внимание к своему проекту, обращаясь к правительствам и парламентам государств Европы с открытыми письмами, меморандумами, заявлениями, то позже он принял решение об организации очередного Панъевропейского конгресса как крупного научно-общественного форума. Именно такую характеристику можно дать открывшемуся в октябре 1932 г. в Базеле Третьему панъевропейскому конгрессу, в котором впервые участвовали эксперты в сфере юриспруденции и экономики. На нем Р. Куденхове-Ка-лерги заявил о своем «непримиримом отношении к Гитлеру, а также к И.В. Сталину». Когда на этом конгрессе было принято решение об основании Европейской партии, то программа международной партии была вскоре опубликована в эстонской газете «Пяэвалехт» [81, с. 72-75].

Уже в 1933 г. литература, содержащая панъевропейские идеи, была запрещена, изъята и сожжена в Германии (по мнению нацистов, объединение Европы обусловило бы «смешение рас», что, по их мнению, являлось недопустимым; также Гитлер видел в Р. Куденхове-Калерги и его панъевропейской идее опасных для себя оппонентов и противников). Панъевропейский союз перебрался в соседнюю Австрию. Целью основной деятельности этого Панъевропейского движения между 1933 и 1938 гг. было сохранение независимости Австрии в рамках проекта воссоздания Дунайской федерации (а также в рамках сближения Италии и Франции). Забегая вперед, отметим, что после абиссинского похода Муссолини и вступления Италии в испанскую гражданскую войну, Р. Куденхове-Ка-лерги потерял веру в вероятность сближения Франции и Италии и создания оси Париж-Рим. В 1933-1934 гг. Панъевропейский союз организовал в Вене проведение трех экономических конференций, на последней из которых была предложена экономическая программа союза, выдвинувшая требования относительно повышения уровня жизни на европейском континенте, создания европейского таможенного пространства и валютного союза, а также гармонизации европейского экономического права.

К крупнейшей евроскептической силе в Эстонии к началу 1930-х гг. можно отнести т.н. вапсов. Представители Лиги ветеранов Освободительной войны (или вапсы; движение основано в Эстонии в 1929 г.; запрещено в 1934 г.), будучи типичным правым националистическим движением, делали упор на автаркию в социальной и экономической политике. В 1934 г. оживленная дискуссия в Эстонии по вопросу об объединении Европы, пик которой пришелся на 1929-1931 гг., значительно уменьшилась, что было вызвано переменами во внутренней политике. В результате государственного переворота 1934 г. началась т.н. «эпоха безмолвия» (диктатура подавившего вапсов Константина Пятса), характеризовавшаяся отсутствием демократических свобод и усилением эстонского национализма. В стране была введена однопартийная система, все политические партии (кроме созданной единственной правящей - «Исамаалийт») были распущены. Дискуссия в Эстонии об объединении Европы практически подошла к концу.

Литовская Республика, рассчитывавшая усилением сотрудничества прибалтийских государств упрочить свои международные позиции (в особенности в положительном для неё разрешении т.н. Виленского конфликта) проявила инициативу по созданию Балтийской Антанты (куда бы вошли Эстония, Литва и Латвия). Договор о ее создании был подписан в Женеве 12 сентября 1934 года. Кстати, еще со второй половины 1920-х гг. создание союза прибалтийских стран рассматривался многими еврооптимиста-ми как предвестник создания Пан-Европы. В ноябре 1938 г. нейтралитет был провозглашен в Эстонии специальным законодательным актом Рий-гикогу официальной внешнеполитической концепцией страны, хотя возможностей для его практической реализации не было [39, с. 2245-2248].

Интересно, что 30 июля 1940 г. Константин Пятс предложил создать фин-ляндско-эстонский личный союз и федерацию (предполагалось, что это произойдет в более широком контексте послевоенного восстановления Европы; по его мнению, предлагаемый союз будет приемлемым в случае, если страны-победители будут способствовать обеспечению безопасности прибалтийских государств). Интересно, что этот пункт т.н. «завещания Пятса», как его метко окрестили эстонские историки, является не более чем возвращением к выработанной в марте 1918 г. (но так и не реализованной) схеме по объединению в единое государство Эстонии и Финляндии [72, с. 1123-1135].

В 1935 г. в австрийском парламенте состоялось заседание Четвертого панъевропейского конгресса, лейтмотивом которого стала борьба с национал-социализмом. Эстония на нем по существу держалась в тени: страну в качестве наблюдателя представлял местный почетный консул. В 1935 г.

был создан Панъевропейский экономический центр, целью которого было создание общеевропейского экономического пространства, устранение транспортных и торговых барьеров, расширение торговой кооперации на внутренних рынках Европы. В 1936 г. состоялось совещание этого центра. Представителем от Эстонии был назначен Йоаким Пухк. В том же году прошла Панъевропейская Дунайская конференция с участием Болгарии, Чехословакии, Румынии, Австрии и Венгрии. Ее делегаты направили в адрес правительства Австрии обращение с призывом о созыве представителей всех придунайских стран в целях выработки единых норм при координации в сфере транспорта, валюты и торговли. Наконец, в сентябре 1936 г. прошел Первый Панъевропейский аграрный конгресс - крупнейшее собрание европейских аграриев в межвоенный период. Эстонию на нем представлял директор коммерческого банка Eesti Maapank Вольдемар Йохансон. Кстати, в Таллине еще с 1894 г. жил один из сторонников Панъевропейского движения, создатель международного искусственного языка Окциденталь, остзейский немец Эдгар фон Валь. Выступавший с нещадной критикой в отношении фашистского правительства Германии, он в 1939 г. так и не уехал из Эстонии (в отличие от своих родственников).

В марте 1938 г., после аншлюса Австрии, нацисты подвергли разгрому Центральное Бюро Панъевропейского союза в Хофбурге, Р. Куденхове-Ка-лерги эмигрировал в Швейцарию (воссоздав уже там Центральное Бюро), потом во Францию (Париж на короткое время превратился в политический центр движения; там Р. Куденхове-Калерги искал пути создания оси Париж-Лондон), а впоследствии - в США. В 1940 г. он перебрался в Нью-Йорк - город, ставший площадкой для проведения в марте 1943 г. Пятого конгресса. Интересно, что К.Р. Пуста, активно принимавший участие в предыдущих конгрессах, отклонил приглашение на это мероприятие [49, с. 67]. Учрежденный там еще в 1926 г. Американский комитет Пан-Европы подвергся реорганизации, превратившись в Американский комитет за свободную и объединенную Европу. Великая депрессия, подъем фашизма и нацизма, рост национализма, умиротворение и невмешательство в политике, стремление к автаркии в экономике, изменение геополитического баланса сил в Европе (после прихода нацистов к власти в Германии), а затем и разразившаяся Вторая мировая война помешали движениям, нацеленным на объединение Европы, получить дальнейшую поддержку.

Идея европеизма была продолжена активистами итальянского движения Сопротивления - А. Спинелли, Э. Росси, У. Хиршман и Е. Колорни, подготовившими «Манифест за создание Соединенных Штатов Евро-

пы» (Манифест Вентотене, законченный в июне 1941 г.). Документ подразумевал отказ от национальных границ, создание европейской федерации с общей армией и федеральными органами. В 1943 г. член Комитета национального освобождения свободного французского правительства де Голля в изгнании (в Алжире), будущий архитектор европейского единства Жан Монне выступил противником воссоздания государств Европы на основе национального суверенитета, став апологетом создания европейской федерации. Он предлагал осуществить частичную передачу суверенитета центральному органу, в компетенцию которого входило бы регулирование (снижение) таможенных барьеров, создание общего европейского рынка. Тем самым, полагал он, будет устранена одна из важнейших причин войны [12]. Он ратовал за создание общего рынка угля и стали, а также создание контролирующего органа, которое бы осуществляло надзор за этой чувствительной отраслью промышленности.

На протяжении всей истории функционирования Панъевропейского союза в межвоенный период часто возникали противоречия между Президентом союза и руководителями его региональных отделений. Взяв первоначальный курс на массовое представительство, вскоре организация вынуждена была сделать ставку на создание элитарной организации (что было обусловлено во многом отказом Р. Куденхове-Калерги от предоставления национальным комитетам Панъевропейского союза широкой автономии). Элитарность организации придавало членство в ней представителей финансовых и промышленных кругов (активно спонсировавших проект), политиков, деятелей искусства и науки. Отметим, что в действительности Р. Куденхове-Калерги обличал демократию, даже называя ее варварской идеологией. В то же время он прикрывался ей в качестве необходимой ширмы для продвижения своих панъевропейских идей.

Перед Второй мировой войной идеи европеизма всё же продолжали оставаться востребованными и популярными в Эстонии. Так, в 1938 г. эстонский историк, член Рийгикогу, профессор Пеэтер Тарвель писал о необходимости развития тесного сотрудничества европейских народов на интеллектуальном уровне в целях преодоления деструктивных тенденций и автаркии в Европе [99, с. 561]. В 1940 г. эстонский писатель Рудольф Аллер отмечал, что «необходимо всего лишь еще одно человеческое поколение, чтобы французы, немцы, англичане, русские и эстонцы объединились в одну нацию - европейцев, какими тогда являлись американцы. Это создаст предпосылку образования единого Европейского государства» [21, с. 23]. А 6 августа 1940 г. Эстония вошла в состав СССР.

Панъевропейский союз в послевоенный период

После Второй мировой войны многие сторонники европейского единства оказались у власти в своих странах и с удвоенной энергией занялись разработкой проекта общеевропейского объединения, нацеленного на противостояние экономическим и политическим кризисам. Свою роль в этом процессе (надо сказать, не последнюю) сыграл и Рихард Куденхо-ве-Калерги. Кстати, именно он еще в 1929 г. предложил «Оду радости» Фридриха Шиллера на музыку 9-й симфонии Людвига ван Бетховена в качестве Гимна Европы. Позже, в 1955 г. он рекомендовал принять ее в качестве Гимна Европейских сообществ [64]. В 1972 г. «Гимн Европы», основанный на «Оде...», был принят в качестве официального гимна Совета Европы, а в 1985 г. - и Европейских сообществ (Европейского союза с 1993 г.) [91]. В 1930 г. Р. Куденхове-Калерги предложил отмечать День Пан-Европы в мае [48, с. 176], а через несколько лет он предложил праздновать каждое 17 мая (по случаю очередной годовщины обнародования Меморандума Бриана в 1930 г.) [26, с. 75]. С 1964 г. Совет Европы отмечает День Европы 5 мая (дата создания организации в 1949 г.); с 1985 г. Европейские общества празднуют День Европы 9 мая (в связи с обнародованием в этот день в 1950 г. Декларации Шумана).

После Второй мировой войны Рихард Куденхове-Калерги задался целью привлечь к процессу объединения Европы Уинстона Черчилля и Шарля де Голля. Выступая за выход государств Центральной и Восточной Европы из советского влияния и более тесное экономическое и политическое объединение свободных европейских государств, Р. Куденхове-Калерги в то же время нещадно критиковал узконаправленность европейской послевоенной интеграции (происходившей по большей части лишь в экономической и технократической нишах). 19 сентября 1946 г. лидер Консервативной партии Великобритании У. Черчилль выступил в Цюрихском университете перед академической молодежью с речью «Трагедия Европы», посвященной важности создания Соединенных Штатов Европы. Он призвал бывших врагов - Германию, Францию и Великобританию - к примирению [100, с. 310]. В своей речи У. Черчилль высоко оценил усилия Панъевропейского союза [47, с. 595], «который так многим обязан графу Р. Куденхове-Калер-ги, который, в свою очередь, пользовался услугами известного французского патриота и государственного деятеля Аристида Бриана» [65, с. 427-430]. Однако, Панъевропейское движение продолжало подвергаться критике внутри самой Европы. Так, европейские социалисты усматривали в нем идеи правого консерватизма (и даже монархизма), а также возвышение

христианских ценностей. Критике подвергали они и неприятие представителями Панъевропейского движения идей социализма и коммунизма.

Рихард Куденхове-Калерги организовал Европейский парламентский союз, который на своем конгрессе в Гштааде в 1947 г. потребовал созыва Европейской парламентской ассамблеи (требование, поддержанное Европейским движением на Европейском конгрессе в Гааге в мае 1948 г.). В 1947 г. было основано т.н. Европейское движение [37, с. 25]. В работе Конгресса принял участие эстонец Арво Хорм (в 1963-1977 гг. министр экономики в располагавшемся в Осло т.н. Правительстве Эстонии в изгнании), который представил декларацию о Балтийской Федерации [53, с. 140]. Вскоре, эстонцам, проживавшим в эмиграции в Европе, удалось в 1949 г. основать при Европейском движении Эстонский Национальный Комитет. Так называемое правительство Эстонии в изгнании (официально поддерживаемое современными властями ставшей в 1991 г. независимой Эстонии, которые основываются на принципе континуитета как основе эстонской государственности) и организованный в Швеции т.н. Эстонский Национальный Совет предпринимали в послевоенный период активные попытки участия в движениях и процессах по евроин-теграции, происходивших в Западной Европе [71, с. 394].

После войны бывший эстонский министр иностранных дел, дипломат, признанный в Эстонии юрист-международник, один из основателей Международной дипломатической академии (г.Париж) и пожизненный член Гаагской академии международного права Карл Роберт Пуста, эмигрировавший в Западную Европу и США, стал поборником борьбы с коммунизмом, а также сторонником «вхождения Эстонии в семью европейских народов». Его авторству принадлежат несколько работ, посвященных этой теме, среди которых «Балтийская свобода -принцип Европейской конституции» (1953 г.) [85, с. 165-171], «О статусе государств Балтии: свобода и мир в Европе неделимы» (1960 г.) [82, с. 93-99]. К.Р. Пуста был верен панъевропейским идеям и принял участие во многих мероприятиях и конференциях по евроинтеграции до самой своей смерти в 1964 году. Вообще, эстонские эмигранты приняли активное участие в как в послевоенном Панъевропейском движении, так и в других евроинтеграционных проектах, всячески обращая внимание на себя со стороны представителей данных объединений.

С конца 1940-х гг. как панъевропеизм, так и европейская интеграция в целом - движения, испытывавшие довольно мощное влияние и давление со стороны США - зиждились не только лишь на своей собственной основе,

но также и на основе взаимной «солидарности» (в экономической и военно-политической сферах) с США, которые широко апеллировали к «угрозе со стороны СССР» для необходимого поддержания евро-американского «единства» [11, с. 12-13]. Таким образом, евроинтеграция развивалась с учетом наличия на европейском континенте двух противостоящих блоков.

Итак, детище Жана Монне - созданное в 1952 г. Европейское объединение угля и стали (ЕОУС) - стало первым институтом интеграции в послевоенной Европе. Тем временем, в первой половине 1950-х гг. Р. Куденхо-ве-Калерги занялся возрождением Панъевропейского союза как «авангарда европейских патриотов». После первой попытки в Лозанне в 1952 г. восстановление союза было завершено на шестом Панъевропейском конгрессе в Баден-Бадене в 1954 году. Союз объединил тех европейцев, которые одобряли развитие европейской интеграции, но отвергали односторонность чисто экономического объединения и идеологию технократического функционализма. В 1965 г. Р. Куденхове-Калерги сложил с себя полномочия почетного президента, занявшись совместно с новым международным генеральным секретарем организации Витторио Понса реорганизацией Панъевропейского союза. Шествуя в христианско-консервативном фарватере, Панъевропейский союз взял в то время курс на проведение в жизнь лозунга «Пан-Европа - это вся Европа!», ставшим декларируемой целью движения. В 1972 г. главный идеолог союза Р. Куденхове-Калерги ушел из жизни, и уже в следующем году по инициативе французского президента Жоржа Помпиду президентом Международного Панъевропейского союза был избран глава дома Габсбург-Лотарингского и старший сын последнего австрийского императора Карла I - Отто фон Габсбург, который ранее, в 1957-1973 гг. был вице-президентом этой организации. В 1979 г. он принял участие в первых прямых выборах в Европейский парламент, став его членом (до 1999 г.) от Христианско-социального союза в Баварии.

В 1985 г. Отто фон Габсбургом была создана Панъевропейская рабочая группа в Европейском парламенте. Её целью было провозглашено объединение воедино членов Европейского парламента, которые следуют видению и принципам панъевропейской программы, заложенной еще Рихардом фон Куденхове-Калерги. На протяжении всего периода холодной войны Панъевропейский союз выступал в поддержку оппозиционных движений в государствах ЦВЕ, способствуя распаду социалистического блока. Недаром в одном из своих последних выступлений в качестве лидера ГДР Эрих Хонеккер поставил в вину Отто фон Габсбургу и его Панъевропейскому движению то, что они несут ответственность за крах социализма.

Заключение

Итак, панъевропейский проект Рихарда Куденхове-Калерги, хорошо обоснованный с политической, экономической и культурно-исторической стороны, инициировал проведение широкой дискуссии о будущем Европы на разных уровнях эстонского общества. Выдвинутая главным идеологом Панъевропейского движения критика нового мирового порядка, возникшего после окончания Первой мировой войны, обусловила появление в эстонском политикуме (уже во времена Первой Эстонской Республики) лагеря как европтимистов, так и евроскептиков. Последние полагали, что панъевропейский проект обречен на неудачу в связи с тем, что Европа представляла собой в политическом плане один из самых расколотых и разобщенных континентов в мире. Автаркия и эгоизм правительств европейских государств обострились прежде всего во время экономического кризиса. Поэтому тогда, в межвоенный период, не представлялось возможным договориться по многим самым незначительным вопросам, не говоря уже о всеобъемлющем и глубоком сотрудничестве.

Необходимо отметить, что в межвоенный период влияние Панъевропейского союза на реальную политику Эстонии не было определяющим. Несмотря не поддержку проекта со стороны многих представителей политической элиты, руководство довоенной Первой Эстонской Республики не поддержало панъевропейский проект на официальном (государственном) уровне, что обусловило невыполнение с ее стороны глобальных планов Р. Куденхове-Калерги. Влияние панъевропейского проекта на тогдашнюю реальную политику Эстонии выражалось по существу лишь в обсуждении проблем европейского континента на различных экономических и политических форумах. Проект также не стал подлинно народным, так как не смог охватить значительное число простых жителей Эстонии. Важно подчеркнуть, что возникшая в межвоенный период идея федерального союза европейского континента - опередившая свое время утопия - в действительности являлась плодом деятельности огромного числа европейцев, причем не только их философских изысканий, но и реальной, практической деятельности. В достаточной мере те-оретизированная панъевропейская концепция получила свою дальнейшую успешную реализацию в послевоенной Европе - уже при создании Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а позже - Европейского экономического сообщества (ЕЭС) и других интеграционных общеевропейских структур.

Список литературы / Bibliography

1. Артемов В.А. Граф Рихард Куденхове-Калерги. Из предыстории европейской интеграции // Германия и немцы. История в человеческом измерении: Сб. статей. Липецк: ЛГПУ, 2003. С. 40-50.

2. Борко Ю.А. От европейской идеи - к единой Европе. М.: Деловая литература, 2003. 464 с.

3. Браницкий А.Г. Erit una Europa? (Будет ли единой Европа?) История объединения Европы: проекты, противоречия, перспективы: Монография. Н.Новгород: ННГУ, 2006. 322 с.

4. Виллар К. Попытки «объединения» Европы между двумя мировыми войнами // Европа (от Наполеона до наших дней). Мифы и действительность. М.: Изд-во иностр. лит-ры, 1955.

5. Громова А.В. Рихард Куденхов-Калерги и пан-европейское движение в 30-е годы XX века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.03 / [Место защиты: Ин-т всеобщ. истории РАН]. Москва, 2008. 20 с.

6. Кораблева А.Е. Панъевропейский проект Р. Куденхове-Калерги и международные отношения в Европе в 20-30-е гг. XX века: автореферат дис. ... кандидата исторических наук: 07.00.15 / [Место защиты: Нижегор. гос. ун-т им. Н.И. Лобачевского]. Нижний Новгород, 2009. 23 с.

7. Куденхове-Калерги Р. Пан-Европа = Pan-Europa: [манифест объединения Европы, 1923] / [пер. с нем. Б. Швегловой и И. Абдуллиной]. Москва: Вита Планетаре, 2006. 119 с.

8. Кузнецов В.Е. История европейской идеи и европейской интеграции: учебно-методическое пособие / Российский гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена. Санкт-Петербург: Акад. Исслед. Культуры, 2008. 115 с.

9. Ленин В.И. О лозунге Соединенных Штатов Европы // Полное собрание сочинений: в 55 т. М., 1961. Т. 26.

10. Ляс М.А. Пан-Европа. М.: Красная газета, 1931. 153 с.

11. Марченко М.Н. Идеи панъевропеизма в первой половине XX в. // Вестник Московского университета. Серия 11. Право. № 4. 2008. С. 12-13.

12. Монне Ж. Реальность и политика. М.: Московская школа политических исследований, 2001. 664 с.

13. Панарина Е.А. Развитие идеи европейской интеграции в первой половине XX века: диссертация... кандидата исторических наук: 07.00.03. Ставрополь, 2006. 279 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Пийп А. Пан-Европа // Политика. № 9. Таллин, 1990. С. 67-75.

15. Российский государственный военный архив (РГВА). Ф. 554-к. Оп. 4. Д. 310. 8 с.

16. Тепляков В.В. Страны Балтии: от «Балтийско-Скандинавской федерации» к Балтийскому варианту «нового регионализма» // Труды кафедры истории Нового и новейшего времени СПбГУ. 2021. № 21(2). С. 71.

17. Троцкий Л.Д. О своевременности лозунга «Соединенные Штаты Европы» // Правда. 30.06.1923.

18. Устрялов Н.В. Проблема Пан-Европы. Харбин: Типография КВЖД, 1929. 17 с.

19. Хорватский В. Пан-Европа и Дунайская Федерация. Москва: Международный аграрный институт, 1933. 226 с.

20. Чубарьян А.О. «Бриановская Европа» // Метаморфозы Европы. М.: Наука, 1993. 255 с.

21. Aller R. Mötteid tänapäewast ja tulewikust // Akadeemia. 1940. № 1. Lk. 23.

22. Anvelt J. Eesti Töörahva kommuuni Nöukogu raadioüleskutse köigi maade töölistele nöukogude vöimu toetamiseks Eestis (29. novembril 1918 a.) // Anvelt J. Valitud teosed. T. 2, 1917-1921. Tallinn: Eesti Raamat, 1983. Lk. 239.

23. Arumäe H. Karl Robert Pusta välisministrina 1924-25 // Acta Historica Tallinnensia. № 1. 1997. Lk. 121.

24. Brian A. Memorandum // Esprit international. June 1930. P. 457-468.

25. Briand Euroopat ümber korraldamas. Pan-Euroopa kongress Berliinis // Kaja. 1930. № 119. 23.05.1930. Lk. 2.

26. Coudenhove-Kalergi R. Europe Must Unite. Glarus: Paneuropa Editions Ltd, 1939. P. 75.

27. Coudenhove-Kalergi R. "Pan-Euroopa Locarno eest!" // Päewaleht. 1927. № 240. 04.09.1927. Lk. 2.

28. Coudenhove-Kalergi R. Paneuroopa // Päewaleht. 1924. № 171. 07.10.1924. Lk. 2.

29. Coudenhove-Kalergi R. Paneuroopa ABC. Tallinn: Paneuroopa Eesti Ühing, 1931. 25 lk.

30. Coudenhove-Kalergi R. Paneuroopa Liit. [Eessöna: K.R. Pusta]. Tallinn: Paneuroopa, 1929. 12 lk.

31. Coudenhove-Kalergi R.N. Totaalne riik, totaalne inimene. Saksa keelest tölkinud Heino Anto, eessöna: Joakim Puhk. Tallinn: Tallinna Eesti Kirjastus-Ühisus, 1938. 158 lk.

32. Coudenhove-Kalergi R.N. Totaalne riik, totaalne inimene. Tallinn: Tallinna Eesti Kirjastus-Ühisus, 1940. 159 lk.

33. Coudenhove-Kalergi R.N. Totaalne riik, totaalne inimene. Tallinn: Perioodika, 1988 (järelsöna: Ülo Kaevats). 87 lk.

34. Coudenhove-Kalergi R.N. Totaalne riik, totaalne inimene. Tartu: Ilmamaa, 2016 (koostanud K.Kallemets ja K.Kukk; tölkinud Kalev Kukk; toimetanud P.-E. Rummo; eessöna: Siim Kallas). 256 lk.

35. Deutsch O. Pan-Euroopa tähtis küsimus Balti riikidele // Päewaleht. 1929. № 151. 08.06.1929. Lk. 4.

36. Eesti ja rahvusvahelised suhted 1920.-1930. aastatel // ESTONICA. Entsüklopeedia Eestist. http://www.estonica.org/et/Eesti_ja_ rahvusvahelised_suhted_1920-1930_aastatel (дата обращения: 11.05.2022).

37. Eesti Nöukogude Entsüklopeedia. 6. köide. Tallinn: Valgus, 1974. Lk. 25.

38. Eestis Pan-Euroopa komitee asutatud // Päewaleht. 1929. № 152. 09.06.1929. Lk. 4.

39. Erapooletuse korraldamise seadus // Riigi Teataja. 1938. № 99. 06.12.1938. Lk. 2245-2248.

40. Erilaid T. Kuidas eestlane tahtis luua Euroopa Liitu // Ohtuleht. URL: https://naine.ohtuleht.ee/589426/kuidas-eestlane-tahtis-luua-euroopa-liitu (дата обращения: 02.05.2022).

41. Estonian National Archives. ERA.1622.1.266. Pan-Euroopa liikumise asutajaid ja juhtivaid tegelasi (ka K.R. Pustat) tutvustav brosüür.

42. Estonian National Archives. ERA.4969.1.87. Pan-Euroopa Uniooni Eesti Ühingu pöhikirja projekt.

43. Euroopa rahvad ühinemisteel // Päewaleht. 1929. № 289. 25.10.1929. Lk. 5.

44. Euroopa tulevik on waimline probleem // Päewaleht. 1927. № 108. 22.04.1927. Lk. 5.

45. Eurooplase Briandi algatus // Postimees. 1930. № 136. 21.05.1930. Lk. 4.

46. Eurooplaste ühised mured // Postimees. 1931. № 15. 16.01.1931. Lk. 3.

47. Gehler M., Kaiser W., Wohnout H. Christdemokratie in Europa im 20. Jahrhundert: Christian democracy in 20th century Europe. Wien: Böhlau Verlag Wien, 2001. S. 595.

48. Guieu J.-M., Le Dréau C. Le "Congrès de l'Europe" à La Haye (1948-2008). Euroclio series. Vol. 49. Peter Lang, 2009. P. 176.

49. Heikkilä P. Baltic proposals for European unifcation During World War II // Journal of the Institute of Latvian History (Latvijas Vestures Institüta 2urnäls). 2014, Issue 91. P. 67.

50. Heikkilä P. Estonians for Europe. National Activism for European Integration, 1922 - 1991. Brussels: Peter Lang Europäischer Verlag der Wissenschaften, 2014. 216 P.

51. Heikkilä P. Imagining Europe, Imagining the Nation. Estonian Discussion on European Unification, 1923-1957. Doctoral thesis. Supervised by Timo Soikkanen. Turku: University of Turku, 2011. Lk. 35.

52. Heikkilä P. Paneuropean and Baltic Estonian Diplomat // Baltic Rim Economies, 2012. P. 65.

53. Heikkilä P. The Estonian National Committee of the European Movement // NORDEUROPA Forum. № 1-2. 2010. P. 140.

54. Heikkilä P. The pros and cons of Paneurope: Estonian discussion on European unification in the interwar period // Acta Historica Tallinnensia. № 13. 2008. P. 73.

55. Heikkilä P. Unifying the Divided Continent. Estonian National Committee of the European Movement // Nordeuropaforum, 2010. P. 135-161.

56. Inglased ja Pan-Euroopa // Päewaleht. 1930. № 81. 23.03.1930. Lk. 8.

57. Jouvenel B. Un Voyageur dans le Siècle. Paris, 1980. P. 79.

58. Kant E. Linnad ja maastikud. Koost. O. Kurs. Tallinn: Ilmamaa, 1999. Lk. 338-341.

59. Kant E. Maailmamaad ja rahvad. I. Tartu: Loodus, 1930. Lk. 7-13.

60. Krull H. Luxembourgi aias. Gustav Suits ja Euroopa Liit // Looming: Eesti Kirjanike Liidu ajakiri. № 12. Detsember 2019. Lk. 1773.

61. Kruus H. Rahwusautonoomia. Tartu: Eesti Üliopilaste poliitilist kihutustööd korraldav toimekond, 1917. 42 lk.

62. Koik-Euroopa pahed // Postimees. 1927. № 31. 01.02.1927. Lk. 1.

63. Le Bon G. Hulkade psühholoogia (prantsuse keelest K. Martinson). Tartu: Noor-Eesti, 1936. 185 lk.

64. Letter from Richard Coudenhove-Kalergi to Paul Levy proposing the Ode to Joy from Beethoven's 9th Symphony as the European Anthem. 03.08.1955 // Documents, Records and Archives. Council of Europe Portal. URL: https://www.coe.int/en/web/documents-re-cords-archives-information/timeline-1955 (01.05.2022).

65. Lipgens W., Loth W. Documents on the History of European Integration. Vol. 3: The Struggle for European Union by Political Parties and Pressure Groups in Western European Countries 1945-1950. Berlin: Walter de Gruyter, 1988. P. 427-430.

66. Loorits O. Oma rada. Programm-artikleid uue Eesti loomisel 1934-1938. Tallinn: Kuldkiri, 1939. Lk. 73.

67. Luts K. Autonomia ja föderatsion. Peterburi: Eesti osaühisuse kirjastus, 1917. Lk. 5, 10.

68. Luts K. Rahwusline ehk eksterritorialne autonomia ja meie asundused. Peterburi: Eesti osaühisuse kirjastus, 1917. 17 lk.

69. Made V. Eesti ja Rahvasteliit. Tartu: Tartu Ülikooli Kirjastus, 1999. Lk. 218.

70. Martna M. Eestimaa autonomia ja Sotsialdemokratia. Tartu: "Töö" kirjastus, 1917. 41 lk.

71. Medijainen E. Arvustus (Pauli Heikkilä. Estonian for Europe: national activism for European integration, 1922-1991, Peter Lang, 2014, 216 lk.) //Ajalooline ajakiri. № 4 (150). 2014. Lk. 394.

72. Medijainen E. Konstantin Pätsi testamendist // Akadeemia, № 7 (6). 1995. Lk. 1123-1135.

73. Ortega y Gasset J. The Revolt of the Masses. New York: W. W. Norton & Company, 1994. 192 p.

74. Palk P. Euroopa ühendamise lugu. Tallinn: Tuum, 1999. Lk. 23.

75. Pan-Euroopa keskkomitee koos // Postimees. 1928. № 16. 17.01.1928. Lk. 1.

76. Pan-Euroopa päev // Vaba Maa. 1931. № 114. 16.05.1931. Lk. 2.

77. Paneuroopa nurgakiwi Eestis // Postimees. 1929. № 220. 16.08.1929. Lk. 3.

78. Paneuroopa poolt ja wastu // Waba Maa. 1929. № 248. 25.10.1929. Lk. 10.

79. Paneuroopa päewa aktus // Kaja. 1931. № 114. 17.05.1931. Lk. 8.

80. Papadakis N. Eleftherios K. Venizelos - A Biography. Chania: National Research Foundation "Eleftherios K. Venizelos", 2006. P. 48-50.

81. Piip A. Nüüdne maailmapoliitika ja Eesti: sissejuhatus politikasse. II // Elav teadus. № 11. 1932. Lk. 72-75.

82. Pusta K.R. Du statut des Etats Baltes: la liberté et la paix sont indivisibles en Europe. Hamburg: Girardet, 1960. P. 93-99.

83. Pusta K.R. Esimene Paneuroopa (Koikeeuroopa) kongress // Postimees. 1926. № 257. 21.09.1926. Lk. 2.

84. Pusta K.R. Fonctionnement et travaux de la Comission d'Etudes pour l'Union Européenne: communication faite en Oct. 1931 à l'Académie Diplomatique Internationale. Paris: Les Editions Intern., 1931. 18 p.

85. Pusta K.R. La liberté de la Baltique est un principe de la Constitution européenne. Hamburg: Girardet, 1953. P. 165-171.

86. Pusta K.R. L'idée de l'Union européenne devant les gouvernements et la Société de Nations / C. R. Pusta Ministre d'Estonie en France et en Belgie, Ancien Ministre des Affairs étragères. Bruxelles: Bureau de la Revue, 1931. 15 p.

87. Pusta K.R. Saadiku päevik. Tallinn: Olion, 1992. Lk. 116-140.

88. Pusta K.R. Vers l'Union européenne: etude des Principes du Memorandum français du 1er Mai 1930 et des Réponses des Gouvernements. Paris: Éditions Internationales, 1930 (Imprimerie Rapide du Centre). 30 p.

89. Raig I. Eesti tee Euroopa Liitu. Unistus paremast Euroopast. Tallinn: Rahvusvaheline Ülikool Audentes, 2008. Lk. 57.

90. Rebane H. Briandi ühendriigid // Päewaleht. 1930. № 190. 16.07.1930. Lk. 2.

91. Richard N. de Coudenhove-Kalergi // Suisse magazine. URL: http://www.suissemagazine.com/sites/paneurope/paneurope2009/ rck.html (03.05.2022).

92. Saarme V. Coudenhove-Kalergi: mees, mote ja meie // Eesti Päevaleht. 1996. № 209. 10.09.1996. Lk. 6.

93. Sajandi suurim projekt // Päewaleht. 1931. № 182. 08.07.1931. Lk. 4.

94. Salter A. The United States of Europe: And Other Papers. London: G. Allen & Unwin, 1933. 303 p.

95. Suits G. Noorte püüded // Noor Eesti. I. 1905. Tartu, 1905. Lk. 17-19.

96. Tammekann A., Kant E. Maailmamaad ja rahvad. № 13. Tartu: Loodus, 1932. Lk. 1676.

97. Tammer H. Pan-Euroopa muutub sojakaks? // Päewaleht. 1932. № 273. 06.10.1932. Lk. 2.

98. Tammsaare A.H. Publitsistika, III (1926-1940). Kogutud teosed, 17. Tallinn: Eesti Raamat, 1990. Lk. 125, 257.

99. Tarwel P. Waimse koostöö ülesandeid nüüdisajal // Looming. 1938. № 5. Lk. 561.

100. The Speeches of Winston Churchill / Ed. by D. Cannadine. London: Penguin Books, 1990. P. 310.

101. Tonisson J. Euroopa föderatsiooni idee // in: T. Karjahärm. Unistus Euroopast. Tallinn: Argo TTP, 2003. 251 lk.

102. Weigall D., Stirk P. The Origins and Development of the European Community. Leicester: Leicester University Press, 1992. 211 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.