Эволюция концепций единой Европы в XX веке The evolution of concepts of united Europe
Карпова Владимира Николаевна
Студент 4 курса Департамент политологии и социологии Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
г. Екатеринбург e-mail: [email protected]
Karpova Vladimira Nikolaevna
Student 4 term
Department of political sciences and sociology Ural Federal University named afted the first President of Russia B. N. Yeltsin
Yekaterinburg e-mail: [email protected]
Аннотация.
Работа посвящена изучению основных концепций единой Европы, альтернативных существующему Европейскому Союзу. Рассматривается проблема европейской интеграции в XX веке и факторы, обусловившие актуальность данного вопроса. Обозначаются две альтернативных проекта единой Европы -либеральный Р. Н. Куденхове-Калерги и традиционалистский «новых правых».
Annotation.
Article is devoted to main concepts of united Europe, alternative to the existing European Union. The problem of European integration in the 20th century and factors conditioning the relevance of this issue are considered. Two alternative projects of united Europe are mentioned - liberal of Coudenhove-Kalergi and traditionalist of the New Right.
Ключевые слова: европейская интеграция, Европейский союз, Пан-Европа, новые правые, европейская идентичность, единая Европа.
Key words: European integration, The European Union, Pan-Europe, New Right, European identity, united
Europe.
Сегодня четко прослеживается тенденция доминирования внешнеполитической повестки в деятельности многих государств - для них приоритетом становится выстраивание взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества. С этой целью образуются полико-военно-экономические организации, блоки, альянсы и т.п. Наиболее ярким примером такого образования в современном мире является Европейский союз, который был образован в 1992 году и на сегодняшний день насчитывает 28 государств и более 500 миллионов жителей. Созданный как механизм региональной интеграции, Европейский союз постепенно трансформировался в полноправного актора мировой политики с собственной структурой социально -политических институтов.
На данный момент Союз переживает серьезный кризис, именно поэтому вновь актуальными становятся вопросы о дальнейших путях европейской интеграции - необходимо найти принципиально новые основания для объединения европейского пространства. Стоит отметить, что четко сформулированных и проработанных предложений, концепций или доктрин по реформированию Европейского союза практически нет, как нет и согласия между членами организации по поводу ее будущего облика.
Наиболее ярко развитие интеграционных процессов в Европе проявилось в XX веке, события которого существенно изменили взгляды на мировую политику и межгосударственное взаимодействие. Речь идет, в
первую очередь, о Первой и Второй мировых войнах и, как следствие, создании Лиги Наций и Организации Объединенных Наций. Все это способствовало появлению различных взглядов на процесс создания единой Европы. В нашей работе мы рассмотрим два подхода к европейской интеграции в XX веке - это концепция «Пан-Европы» Р. Н. Куденхове-Калерги и идеи представителей движения «новых правых» А. де Бенуа, Ю. Эволы и Г. Фая. Они интересны потому, что представляют собой альтернативные видения решения поставленного вопроса.
Основные идеи австрийского философа и политика Р. Н. Куденхове-Калерги базируются на «доктрине Монро для европейцев» и лозунге «Европа - Европейцам!» как реакции на фиктивную деятельность Лиги Наций и утопизм Четырнадцати пунктов Вильсона. В 1922 году в Берлине и Вене публикуется его статья под названием «Предложение по созданию Пан-Европы». Он характеризует Первую мировую войну как гражданскую войну между европейскими народами, которую необходимо преодолеть путем интеграции европейских государств в единый организм. В этом же году в Вене он проводит первое собрание сторонников своего проекта с участием 6000 делегатов. В 1923 году он публикует книгу-манифест «Пан-Европа» и начинает издавать одноименный журнал, который становится центром панъевропейского движения во многих странах.
Суть концепции панъевропеизма Куденхове-Калерги заключается в следующем: необходимо всестороннее экономическое, политическое и культурное объединение Европы для противостояния внутренним и внешним субъектам, стремящимся развязать новые конфликты на территории Европы (в первую очередь, имеются в виду США и СССР). Англия также не должна участвовать в процессе интеграции, т.к. является главным гегемоном на европейском пространстве, поэтому в качестве основания Пан-Европы должно быть избрано франко-германское сотрудничество [1; С. 23-25]. Базисом европейской интеграции, по мнению Куденхове-Калерги, должно быть объединение на основе общей культуры, имеющей христианско-эллинские корни. Более того, автор считает, что Европа - это цивилизационно-культурное образование, которое должно стать шестыми проектом европейской интеграции после эллинского проекта Александра Македонского, римского Юлия Цезаря, германского Карла Великого, папского Иннокентия II и французского Наполеона I Бонапарта [1; С. 37-38].
В «Пан-Европе» Куденхове-Калерги пишет, что выделение нации на основе биологических признаков является неверным, поэтому европейская нация может быть выстроена исключительно как духовная общность: «Если этот дух панъевропейской культуры победит в борьбе за свое существование, тогда каждый порядочный немец, француз, поляк или итальянец может стать в дальнейшем и хорошим европейцем» [1; С. 43]. Куденхове-Калерги предлагает отделить нации от государства, как была отделена в свое время церковь, чтобы вопрос национальности стал для каждого личным, а не политическим. Постепенно вопрос государственных границ также отойдет на второй план, они станут условными и потеряют свое экспансионистское значение.
Рассуждая о правовой природе Пан-Европы, Куденхове-Калерги полагает, что кульминацией панъевропейских стремлений должно стать создание федеративного образования по образцу США -Соединенные Штаты Европы. Его двумя важнейшими органами должны быть «Палата народов», состоящая из 300 депутатов (по одному от каждого миллиона жителей Европы), и «Палата государств», включающая 26 представителей (по одному от каждого государства) [1; С. 69-72].
Как реакция на кровопролитие Первой мировой войны идеи Куденхове-Калерги выглядят прогрессивными и аргументированными. В 1926 году был проведен первый Панъевропейский конгресс, а сам Куденхове-Калерги стал президентом движения панъевропеизма. Свою приверженность к идеям панъевропеизма высказывали такие известные личности, как Б. Шоу, П. Валери, Х. Ортега-и-Гассет, С. Цвейг, З. Фрейд, А. Эйнштейн, Ш. де Голль, Ж. Помпиду, А. Бриан и другие. Панъевропейский союз существует и
сегодня в форме общественно-политического движения, на сегодняшний день в него входят 27 государств, в том числе и Россия.
Несмотря на популярность, Пан-Европа Куденхове-Калерги не воплотилась в реальность как проект европейской интеграции. В 1925 году Куденхове-Калерги публикует книгу под названием «Практический идеализм», которая была предназначена узкому кругу лиц и на сегодняшний день находится под негласным запретом. Ключевой идеей книги было обоснование духовного лидерства иудаизма в европейской цивилизации и необходимости превращения евреев в руководящую элиту Европы. Будущее Европы, по мнению автора, должно было выглядеть следующим образом: европейцы ассимилируются с другими расами (этот процесс неизбежен и стремительно ускоряется) и исчезают как индивидуальность, а элитой становится еврейская духовная каста вождей [2].
Доктрина Пан-Европы Куденхове-Калерги выглядит идеалистично для реализации на практике и не учитывает проблемы преодоления националистических и сепаратистских стремлений, обеспечения равенства всех участников союза, а также законодательного оформления новой структуры. Также стоит отметить, что проект Куденхове-Калерги оказался избирателен, т.к. исключает Англию и Россию (СССР) из процесса европейской интеграции. Многие положения проекта являются внутренне противоречивыми. С одной стороны, провозглашается принцип стирания государственных границ, который противоречит принципу мирного разрешения конфликтов между государствами. Административно-территориальное устройство будущего образования колеблется между федерацией и конфедерацией. Еще одно спорное положение - это свобода национальной идентификации, которая изначально закладывает в себе конфликт самоидентификации и национализма. Наконец, культурно-историческое единство, взятое Куденхове-Калерги за основу, не гарантирует успешность европейской интеграции.
Вторым значимым проектом европейской интеграции являются работы представителей «новых правых». «Новые правые» - это совокупность праворадикальных социально-философских течений, возникших в ряде стран Запада в 1970-е гг. в качестве реакции на теории неомарксистов в философии и «новых левых» в политике. Ядром концепций «новых правых» является идея об охватившем Европу моральном и ценностно -культурном кризисе, выход из которого они видят в разработке новой идеологии, основанной на принципах традиционалистической доктрины и ориентации на национально-культурные ценности. «Новые правые» надеются, что на смену декадентской эпохе эгалитаризма и космополитизма придет совершенно новая культура, основанная на органических, иерархических и сверхличностных героических ценностях [3]. Таким образом, отказавшись от жесткого биологического расизма, они заменили его культурным.
Рассмотрим идеи трех наиболее видных представителей движения «новых правых» - Юлиуса Эволы, Алена де Бенуа и Гийома Фая. Итальянского мыслителя-традиционалиста Юлиуса Эволу можно назвать предтечей и главным вдохновителем «новых правых». Для Эволы Европа не определяется в категориях «Запада» или «Востока»; Европа - это самостоятельная культурно-идеологическая реальность. Он видел в союзе континентальной Европы единственную возможность противостоять ценностям современного мира (социалистического Востока и буржуазного Запада), причем союз должен быть основан на политическом и социальном единстве народов, которое возникает на основе Идеи: «Политический уровень как таковой превосходит тот уровень, на котором возникают такие общие натуралистические понятия, как нация, родина и народ. На высшем уровне объединяет и разделяет Идея, носителем которой является элита, реализация же ее происходит посредством Государств. Объединяет не земля или язык, но общая Идея» [4]. Эвола отмечает, что экономическое основание в качестве такой Идеи не подходит, единство должно возникать из внутреннего императива, даже если он будет казаться экономически несостоятельным.
Структура союза представлялась автору подобной орденской, в основе которой лежит жесткая дисциплина, аскетизм и иерархия. Также Эвола отмечает, что отсутствует необходимость в отказе от национальной идентичности во имя реализации идеи единой Европы. Он пишет: «...не роспуск наций в единственную нацию, а своего рода социальную однородную европейскую субстанцию, но иерархическая интеграция каждой нации с сохранением их естественной индивидуальности и формы» [5]. Исходя из всего этого, наиболее правильным будет создание федеративной Империи, так как именно такая организация способна пробудить в европейцах чувства высшего порядка, а во главе Империи должен стать Государь, воплощающий собой единый закон. По мнению Эволы, создание такого рода организации невозможно через реформирование; анархия и разрушение старого - единственный способ построить принципиально новое.
Вторым представителем и бессменным лидером Группы по исследованию и изучению европейской цивилизации (GRECE) - центра движения «новых правых» - является Ален де Бенуа. Проект «Европы ста флагов» Бенуа получил широкую известность в 1980-х годах. Этот проект предлагает создание единой европейской Империи, внутри которой предусматривается широкая свобода, автономность этнических групп и отдельных регионов. Центральное место в своей концепции Бенуа отводит региональному или местному самоуправлению, локальным традициям. Аналогично концепции Эволы, Бенуа выдвигает идею федерализма и Империи, так как такая форма устройства не угрожает исчезновению культурного многообразия Европы [6].
В проектах европейской интеграции Бенуа и Эволы очень много общего, но существенное расхождение наблюдается в вопросе выбора социального субъекта будущих изменений. Если Бенуа делает акцент на локальность, на простой народ, который в первую очередь заинтересован в переменах [7], то Эвола, напротив, очень скептически относится к изменениям, инициированным снизу, считая, что народ обладает лишь мнимым единством. По мнению Эволы, необходимо «.вычленить ядро мужской субстанции в виде политической элиты, вокруг которого должна начаться новая кристаллизация» [5].
Проект европейской интеграции Алена де Бенуа подвергся жесткой критике, причем, в первую очередь, со стороны своих единомышленников. Вызвало озабоченность то, что акцент на этнической идентичности и пристальное внимание к уникальности каждого из меньшинств, входящих в состав единой Европы, может привести к дискриминации «больших» европейских наций.
Противником проекта европейской интеграции Бенуа был Гийом Фай - французский журналист и активист GRECE. Фай видел основой организации этноцентрическую, взаимодействующую с Россией и основанную на политике могущества Европу. Так появилась концепция европейской интеграции под названием «Евросибирь» - идея создания на пространстве Европы и Азии конфедеративного союза, объединяющего государства с населением, принадлежащим преимущественно к белой расе. «Мы вступаем в мир, где бывшее историческое и национальное соперничество между всеми этими народами белой расы должно быть диалектически преодолено и заменено глобальным союзом; потому что мы собираемся противостоять общим угрозам, имеющим громадный размах против нашей идентичности и нашего существования» [8]. Европа, считает Фай, находится в состоянии войны, она захвачена и колонизирована народами Юга и экономически, стратегически и культурно подчинена новому мировому порядку Америки. Из-за доминирующей идеи расизма в концепции единой Европы, Гийома Фая принято относить к ультраправым идеологам. Тем не менее, Фай продолжает концепции своих единомышленников Эволы и Бенуа, отмечая, что создание такого глобального блока не ведет к нивелированию этнических и национальных различий. «Евросибирь должна основываться на принципе разделения народов. Каждый у себя и в добрососедских отношениях, по возможности» [8].
Гийому Фаю принадлежит и другая концепция европейской интеграции - концепция Севера. «Это союз всех белых народов европейского происхождения, сосредоточенных в Северном полушарии, в Северной
Америке, Европе и России с двумя важными ответвлениями на юг - Аргентиной и Австралией» [8]. Если концепция Евросибири, по мнению автора, отвечает на вызовы XX века, то концепция Севера актуальна для вызовов XXI века.
Главная проблема, которую рассматривают Эвола, Бенуа и Фай, - это необходимость сохранения национальной идентичности внутри объединенной Европы. Создание политико -экономического организма не означает отказ от культурно-национальных особенностей отдельного региона или народа. Наоборот, необходимо поддерживать меньшинства для того, чтобы каждый почувствовал себя равным другому и смог проникнуться высшей Идеей единой Европы.
Говоря в целом о концепциях европейской интеграции «новых правых», следует отметить, что именно им принадлежат наиболее разработанные альтернативные проекты единой Европы XX века. Главная проблема, которую отмечают философы - вопрос сохранения европейской идентичности и белой расы. Это не означает, что другие расы и национальности должны подвергаться геноциду, но во второй половине XX века европейцы сами оказались под угрозой истребления, поэтому новый порядок должен быть призван сохранить и защитить европейскую идентичность.
Проблема европейской интеграции является актуальной не только сегодня, но и была одной из ключевых в XX веке. Главной задачей, которую пытались и пытаются решить философы, политики и общественные деятели - это найти баланс между двумя противоположными стремлениями к национальному государству и наднациональному союзу, а также обосновать необходимость существования единого европейского пространства.
В нашей работе мы рассмотрели два подхода к решению проблемы европейской интеграции в XX веке - концепцию «Пан-Европы» Р. Н. Куденхове-Калерги и проекты «новых правых» Ю. Эволы, А. де Бенуа и Г. Фая. Эти проекты представляют собой альтернативное видение процесса европейской интеграции, его оснований и форм реализации. Более того, эти проекты являются и альтернативными друг другу. «Пан-Европа» Кухенхове-Калерги - либеральный проект европейской интеграции, отстаивающий идею монокультурализма и призывающий к созданию однородной общности европейцев. Позиция «новых правых» кардинально отличается - они считают, что процесс объединения Европы должен основываться на принципах традиционалистической доктрины, мультикультурализме и признании равного права каждого европейца на национальную самоидентификацию, а также на русофилии, так как Россия - это часть европейской цивилизации, временно отклонившаяся от исторического пути. Тем не менее, все проекты объединяет убежденность в невозможности формирования единой Европы только на основе экономических или политических факторов. Для эффективного функционирования такого образования необходимо построить новый фундамент, базирующийся на культурно-духовном единстве.
Представленные концепции, несмотря на их разработанность и популярность, являются утопичными и противоречивыми и не могут быть приняты в качестве реальных проектов европейской интеграции. Учитывая и тот факт, что современный Европейский союз находится в состоянии кризиса, можно утверждать, что вопрос о европейской интеграции до сих пор остается открытым как в науке, так и в политике.
Список используемой литературы:
1. Куденхове-Калерги Р. Н. Пан-Европа / Отв. ред. Е. Айзпурвит. - М.: Вита Планетаре, 2006. - 168 с.
2. Четверикова О. Н. Теневая история Евросоюза. Планы, механизмы, результаты. [Электронный ресурс]. URL: http://www.rulit.me/books/tenevaya-istoriya-evrosoyuza-plany-mehanizmy-rezultaty-read-399887-1.html (дата обращения: 15.05.2018 г.)
3. Manifesto of the French New Right. [Электронный ресурс]. URL: http://www.4pt.su/en/content/manifesto-french-new-right (дата обращения: 15.05.2018 г.)
4. Эвола Ю. Люди и Руины. [Электронный ресурс]. URL: http://royallib.eom/read/evola_yulius/lyudi_i_ruini.html#0 (дата обращения: 15.05.2018 г.)
5. Эвола Ю. Орден Железного Венца. [Электронный ресурс]. URL: http://rhl.white-society.org/articles/wreath.htm (дата обращения: 15.05.2018 г.)
6. Де Бенуа А. Идея империи. [Электронный ресурс]. URL: http://cytadel.org/articles/ideya-imperii (дата обращения: 15.05.2018 г.)
7. Де Бенуа А. Консервативная культурная революция. [Электронный ресурс]. URL: http://cytadel.org/articles/konservativnaya-kulturnaya-revolyutsiya (дата обращения: 15.05.2018 г.)
8. Фай Г. Всемирный переворот. [Электронный ресурс]. URL: http://www.velesova-sloboda.org/geo/guillaume-faye-worldwide-coup-ru.html (дата обращения: 15.05.2018 г.)