Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ'

ПАНДЕМИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРАХОВАНИЕ / ПАНДЕМИЯ / СТРАХОВОЙ РЫНОК / РАЗВИТИЕ / СТРАХОВЫЕ ПРЕМИИ / УСЛУГИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Углицких Ольга Николаевна, Клишина Юлия Евгеньевна, Сатаева Алина Петровна

Приведенная ниже статья посвящена рынку услуг в страховой сфере. Рынок страхования в Российской Федерации восстановился после кризисного периода, который был связан с пандемией. Страхование жизни помогло данной сфере не только не прогореть в условиях пандемии, но еще и достигнуть рекордных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC AS A WAY OF DEVELOPMENT OF THE INSURANCE MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

The article below is devoted to the insurance services market. The insurance market in the Russian Federation has recovered after the crisis period, which was associated with the pandemic. Life insurance has helped this area not only not to burn out in a pandemic, but also to achieve record results.

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ»

ПАНДЕМИЯ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА РФ

Углицких Ольга Николаевна, к.э.н., доцент

(e-mail: kolga_u@mail.ru) Клишина Юлия Евгеньевна, к.э.н., доцент (e-mail: yuliya_klishina@mail.ru) Сатаева Алина Петровна, студент (e-mail: alya_sataeva@mail.ru) Ставропольский государственный аграрный университет,

г.Ставрополь, Россия

Приведенная ниже статья посвящена рынку услуг в страховой сфере. Рынок страхования в Российской Федерации восстановился после кризисного периода, который был связан с пандемией. Страхование жизни помогло данной сфере не только не прогореть в условиях пандемии, но еще и достигнуть рекордных результатов.

Ключевые слова: страхование, пандемия, страховой рынок, развитие, страховые премии, услуги.

Несмотря на пандемию, рынок страхования в России в 2020 году вырос на 4,1%: объем страховых премий превысил 1,5 трлн рублей. В то же время квартальная динамика была неравномерной. из-за сильной волатильно-сти экономической активности. Во втором квартале 2020 года, когда действовали самые жесткие ограничительные меры, наблюдалось временное снижение объемов собраны призы. Однако уже в третьем квартале, поскольку ограничительные меры по страхованию рынок практически вернулся к докоронавирусному уровню [1].

В 2020 году, было видно, что риски, от которых мы были защищены с помощью страхования, не являются теоретическими, они близки, здесь и сейчас. И люди стали яснее осознавать, насколько важно заранее подготовиться к наступлению таких рисков - как психологически, так и материально.

Страховые компании в период пандемии развивались именно с помощью накопительного страхования жизни (НСЖ) и кредитного страхования. Важную роль в этом сыграл переход Банка России к мягкой денежно-кредитной политике в сочетании с комплексом антикризисных мер, которые поддержали рост кредитования физических лиц, особенно ипотеки. Люди быстро стали искать способы сохранения и приумножения своих денежных средств, так как прослеживалась тенденция по снижению ставок по депозитам. При таком раскладе банки могли успешно продвигать продукты накопительного страхования жизни [2].

Если исключить все негативные последствия пандемии для экономики в целом, и для страховой сферы в частности, то можно выделить и некоторые положительные последствия для развития отрасли (и финансового рынка), а также ускорения цифровизации процессов. Таким образом, в ус-

ловиях ограниченной офисной работы и передвижения граждан потребность в предоставлении удаленных услуг возросла. Помимо развития электронных продаж (в том числе с расширением возможности предстрахового осмотра имущества) с помощью мобильных приложений) предполагается также разработка удаленных урегулирование претензий и телемедицина. Рост популярности ситуационных страховые продукты по подписке, подразумевающие выплату страховой защиты пропорционально времени ее использования или за определенный период (месяц, квартал, страховка). недвижимость для отдыха и т. д.). Все это способно повысить индивидуализацию тарифов, а также привлечь новых клиентов на страховой рынок.

Эпидемия коронавирусной инфекции и необходимость жить в условиях достаточно жестких ограничений меняют потребительские предпочтения россиян, что традиционно отражается в страховании. Заметно естественное падение спроса на программы туристического страхования, защиты имущества и детей, поскольку значительная часть населения страны проводит больше времени дома со своими семьями, а все дети находятся под присмотром. При этом спрос на продукцию, актуальную в условиях пандемии, неизбежно растет [3].

Таблица 1 - Изменение спроса на различные виды страхования

Вид страхования Изменение спроса

Страхование банковских карт +72 %

Защита от клещей +55 %

Защита от коронавируса +35 %

Ипотечное страхование +33 %

Автострахование +30 %

Пандемия стала резким напоминанием о хрупкости нашего существования: многим людям пришлось столкнуться с критическим снижением доходов или потерей работы, а некоторым - с потерей близких. Все это сделало отношение к защите здоровья и благополучия более ответственным, и, как следствие, возросла потребность в продуктах комплексного страхования жизни, которые сегодня считаются одновременно и страховкой, и финансовым инструментом [4].

Несмотря на позитивные прогнозы, эксперты видят безоговорочный негатив, акцентируя внимание на таких объективных факторах, как: ■ Продолжающееся ухудшение экономической ситуации в стране и в мире; ■ Снижение доходов населения, как следствие - падение платежного спроса. Если спрос на продукты страхования имущества и жизни для физических лиц, а также на защиту от несчастных случаев (особенно в случае диагноза СОУГО-19) показал рост, то серьезно пострадали другие сегменты рынка. В частности, практически «развалилась» «Зеленая карта», связанная с заграничными поездками граждан, а также страхованием туристов и пасса-

жиров. Сейчас страховая отрасль находится в поиске новых подходов, которые в контексте существующего специфического спроса на финансовые услуги позволили бы сохранить привлекательность страхования с учетом того, что у клиентов все меньше и меньше свободных денежных средств. Эксперты, однако, не видят в этом направлении многообещающих перспектив, кроме разве что в улучшении обслуживания клиентов за счет цифровизации, что облегчает сотрудничество. Люди, однако, не теряют оптимизма и ожидают резкого улучшения экономической ситуации по мере решения проблем с коронавирусом: после запуска вакцинации от COVID-19 динамика неизбежно изменится, и рынок страхования постепенно вернется к прежнему состоянию [5].

2020 год сформировал следующую картину по страховым компаниям:

- более 60% страховых компаний достойно выдержали период пандемии;

- около 15% компаний стабильно пережили данный период;

- около 15% страховых компаний тяжело пережили период пандемии, однако уже успели восстановиться;

- менее 10% компаний не выдержали условий пандемии.

Если обобщить, все сказанное выше, то можно сделать вывод о том, что сфера страхования смогла пережить очень трудный в экономическом плане период времени, при этом оставив хорошие показатели и сохранив запас ресурсов.

Пандемия еще раз ярко доказала, что развитие и будущее функционирование страхового рынка за цифровизацией. Так пандемия, развитие которой было практически нереально спрогнозировать, поставила организации по всему миру в жесткие рамки — для сохранения своей деятельности компаниям необходимо было трансформировать свои процессы в онлайн, не потеряв в их качестве.

Рынок страхования в России будет продолжать развиваться после пандемии, даже если до результатов американского рынка еще много времени. Маркетинг может стать одним из двигателей прогресса в этой области, если он перейдет от вспомогательной роли к стратегической и будет диктовать свой подход к отношениям с клиентами [6].

Список литературы

1. Территория бизнеса. COVID-19 [Электронный ресурс]. - URL:https://plus.rbc.ru/ news/ 5eef4a2 87a8aa9dbea95e939

2. Страховка.Ру: коронавирус существенно изменил структуру страхового рын-ка[Электронный ресурс]. - URL: https://www.retail.ru/rbc/pressreleases/s8capital-strakhovka-ru-koronavirussushchestvenno-izmenil-strukturu-strakhovogo-rynka/

3. Огородникова Е.П., Лаптева Е.В. Антитеррористическая страховая деятельность в РФ и проблемы ее реализации//Евразийское Научное Объединение. 2019. №5-4(51). С. 273-275.

4. Бочкарева Е.А., Иремадзе Э.О. Оценка инвестиционной привлекательности и расчет риска банкротства страховой компании СПАО "ИНГОССТРАХ" // Сборник материалов международной научно-практической конференции. - 2016. - С. 188-193.

5. Обдуманное страхование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://calmins.com/dms-poslepandemii-vyzovy-izmeneniya-prognoz/.

6. РБК Тренды [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL:https://www.finversia.ru/ news/pressrelease/kazhdyi-desyatyi-rossiyanin-zadumalsya-o-strakhovanii-zhizni-iz-za-pandemii-covid-19-75091

Klishina Yuliya Evgenievna, Ph. D., associate Professor Stavropol state agrarian University, Stavropol, Russia (e-mail: yuliya_klishina@mail.ru)

Uglitskikh Olga Nikolaevna, Ph. D., associate Professor (e-mail: kolga_u@mail.ru)

Stavropol state agrarian University, Stavropol, Russia

Sataeva Alina Petrovna, student

(e-mail: alya_sataeva@mail.ru)

Stavropol State Agrarian University, Stavropol, Russia

PANDEMIC AS A WAY OF DEVELOPMENT OF THE INSURANCE MARKET OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. The article below is devoted to the insurance services market. The insurance market in the Russian Federation has recovered after the crisis period, which was associated with the pandemic. Life insurance has helped this area not only not to burn out in a pandemic, but also to achieve record results.

Keywords: insurance, pandemic, insurance market, development, insurance premiums, services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.