Трансформация структуры рынка страхования в условиях пандемии: институциональные аспекты
Мариничева Елена Алексеевна,
бакалавр, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации E-mail: marinicheva.27@mail.ru
Актуальность данной темы заключается в том, что в условиях возникновения такого непрогнозируемого фактора риска как последствия коронавирусной инфекции. Пандемия оказала негативное воздействие не только на развитые, но и развивающиеся страны, охарактеризовалось большим спадом объема производства, сокращением уровня ВВП, увеличением числа безработных, снижением темпов экономического роста, а также социальным напряжением среди населения и другими негативными последствиями. Возникший в результате мировой экономический кризис резко трансформировал привычный уклад во всех сферах бизнеса, в том числе и в страховании. В данной работе рассматривается влияние пандемии корона-вирусной инфекции на рынок страховых услуг в России. Проводится анализ и оценка основных видов услуг по страхованию, представленных на рынке. Также сделаны выводы о дальнейших перспективах развития страховой отрасли в стране.
Ключевые слова: страхование, рынок страхования, страховые премии, страховые выплаты, пандемия.
Ое
см л
В настоящее время страховой рынок РФ интегрирован в международный рынок страховых услуг, является его неотъемлемой частью и представляет собой сложную динамично развивающуюся систему. Страхование - это экономические отношения по защите интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных страховых случаев за счет средств из специально формируемых денежных фондов. [1] Страхование является важным инструментом для устойчивого развития экономики в целом, а также для социальной стабильности в обществе и поддержке населения при наступлении неблагоприятных событий в их жизни. Тем самым граждане получают дополнительные гарантии и финансовую поддержку при наступлении каких-либо определенных обстоятельств. В самом общем смысле страховой рынок - это совокупность общественных отношений в области страхования, связанных с производством, распределением, продажей и потреблением страховых услуг. [2] Основными участниками страхового рынка являются страхователи и страховые организации. Государство осуществляет контроль и надзор за деятельностью всех участников страхового рынка, обеспечивает защиту прав и интересов страхователей и создает необходимые условия для эффективной работы страховщиков.
Страхование напрямую зависит от состояния экономики в целом, поэтому рынок страховых услуг в России быстро отреагировал на изменение глобальной мировой экономической конъюнктуры. В период карантина многие организации реального сектора экономики были вынуждены приостановить свою деятельность, что привело к резкому уменьшению доходов населения. Тем самым, спрос на услуги страховых компаний стал заметно снижаться. Несмотря на ограничительные меры рынок страхования в 2020 году увеличился. По данным Банка России взносы в 2020 году увеличились на 4,1% по сравнению с предыдущим периодом. Объем страховых премий составил 1,54 трлн рублей, что является 1,45% от ВВП страны. При этом квартальная динамика была неравномерной из-за сильной волатильности экономической активности и изменялась вслед за макроэкономической ситуацией. [3] Первый квартал соответствовал тренду рынка - было собрано наибольшее количество премий за год. Второй квартал, на который пришелся пик пандемии, был самым убыточным, а во второй половине года ситуация на рынке стала постепенно нормализоваться. Данные по основным показателям деятельности страховщиков за последние несколько лет представлены на рисунке 1. [7]
Рис. 1. Динамика страхового рынка за 2016-2020 гг.
Увеличение взносов по итогам 2020 года было связано прежде всего с активным продвижением продуктов накопительного страхования жизни (НСЖ), а также с ростом сегмента кредитного страхования, поддержку которому оказало смягчение денежно-кредитной политики и введение в действие льготных программ ипотечного кредитования, что привело к повышению спроса на заемные средства со стороны физических лиц.
По данным ЦБ РФ, выплаты по договорам страхования за прошлый год по итогам увеличились на 8,1% и составили 659,3 млрд рублей. Минимальное количество выплат было зафиксировано во 2 квартале 2020 года: их объем сократился на 6% из-за снижения активности населения в основных сферах деятельности. Основное увеличение выплат в 2020 году было связано с ростом выплат по завершившимся полисам ипотечного страхования жизни (ИСЖ). [3]
По итогам 2020 года прибыль рынка страхования в России незначительно увеличилась и составила 247,5 млрд рублей. В основном рост прибыли был связан с увеличением доходов от инвестиционной деятельности, то есть за счет переоценки валютных активов. При этом результаты от страховой деятельности уменьшились. [3]
По состоянию на 2021 год в РФ насчитывается более ста видов страхования и наиболее популярными из них являются: ОСАГО, страхование от несчастных случаев и болезней, а также страхование имущества граждан. По данным экспертов в 2020 году было заключено 175,4 млн договоров страхования, из них 88% приходится на договоры с гражданами. Данные по основным видам страхования приведены на рисунке 2. [3]
АвтоКАСКО ОСАГО Жизнь Имущество ФЛ Имущество ЮЛ ДМС НС и болезни Другое
Рис. 2. Структура страхового рынка по итогам 2020 года (договоры страхования)
Всего за 2020 год объем собранных премий составил 1,54 трлн. Рублей, что на 3,9% больше по сравнению с предыдущим годом. Больше всего премий было собрано в таких сегментах как страхование жизни, ОСАГО, КАСКО, ДМС. (Рисунок 3) [3]
АвтоКАСКО ОСАГО Жизнь Имущество ФЛ
Имущество ЮЛ ДМС НС и болезни Другое
Рис. 3. Структура страхового рынка по итогам 2020 года (страховые премии)
Существенным образом сократилась выручка в таких отраслях как туристический бизнес и грузоперевозки, доходы от работы с которыми всегда составляли значительную часть общего оборота крупных страховых компаний. Также намного меньше граждане стали страховаться от несчастных случаев и болезней: здесь премии сократились в несколько раз. Прежде всего это связано с уменьшением туристических поездок, для которых необходимо оформление страховки. Многие страны для того, чтобы остановить распространение коронавирусной инфекции, стали закрывать свои границы. Из- за введенных карантинных мер транспортное сообщение между государствами практически полностью остановилось, грузоперевозки сократились, торговля замедлилась, и предприниматели стали отказываться от страхования грузов. В общем, взносы по страхованию грузов в 2020 году сократились почти на 8% по сравнению с предыдущим годом.
В автостраховании ситуация не такая однозначная. Несмотря на то, что в 2020 году произошло резкое снижение числа продаж новых автомобилей, и число выданных автокредитов существенно уменьшилось, рынок автострахования показал рост. Снижение стоимости автострахования из-за распространения франшизы, а также предоставление системы гибких скидок дисциплинированным водителям, увеличило число заключенных договоров по КАСКО, что привело к увеличению роста общих взносов по страхованию. Сборы по обязательным полисам ОСАГО в 2020 году увеличились до 3%, а совокупный объем собранных премий составил 220,3 млрд рублей. На ОСА-ГО по-прежнему приходится наибольший объем страховых выплат. По итогам 2020 года они увеличились на 6,7% и составили 137,6 млн. рублей
о о аз О"
А
и были связаны с ростом стоимости на ремонт автомобилей и изменением стоимости автозапчастей. Также в период пандемии можно было получить отсрочку на период с 1 марта по 30 сентября 2020 года на предоставление диагностической карты и оформление полиса ОСАГО без прохождения техосмотра, чем воспользовались миллионы автомобилистов по всей стране.
Программы НСЖ, с одной стороны, обеспечивают страховую защиту в непредвиденных обстоятельствах, с другой стороны - помогают эффективно и постепенно накапливать денежные средства на долгосрочные цели. На данный момент эти программы - одни из самых востребованных продуктов страхования жизни в России и во всем мире. Программы НСЖ показали свою эффективность во время пандемии, и потому, вероятнее всего, их востребованность будет только увеличиваться. [4]
Наиболее сильное негативное воздействие пандемия оказала на такой сегмент страхового рынка как добровольное медицинское страхование (ДМС). Это было связано со снижением реальных доходов населения, а также с уходом с рынка ряда предприятий малого и среднего бизнеса, которые активно предъявляли спрос на ДМС в 2019 году. Вообще граждане стали больше экономить, и в первую очередь стали отказываться от необязательных страховых услуг. Кроме того, ожидается что повышение внимания граждан и организаций к здоровью и профилактике различных заболеваний в будущем позитивно скажется на развитии медицинских услуг, которые предоставляют страховщики.
Страховые компании, из-за изменившихся условий стали внедрять и предлагать новые виды страхования, переводить своих сотрудников на удаленный режим работы, активно использовать современные цифровые технологии. В будущем, по оценкам экспертов, такая цифрови-зация благоприятно скажется на развитии всей страховой отрасли. В связи с пандемией страховые организации были вынуждены активнее переходить на цифровое обслуживание, а именно развивать дистанционные сервисы и различные онлайн-каналы, разрабатывать собственные мобильные приложения. Это позволит значительно снизить расходы на обслуживание, а клиентам предоставить дополнительный сервис за счет новых различных продуктов и услуг. В нашей стране и раньше в страховом деле использовались цифровые технологии, но с распространением коронавирусной инфекции этот процесс заметно ускорился. Благодаря дистанционному формату взаимодействие с клиентами стало более удобным и быстрым. Теперь граждане могут застраховаться и получить полис онлайн через интер-= нет, не выходя из дома, что несомненно является е огромным преимуществом, так как экономит мас-£ су времени. [5] Так, например, одна из крупней° ших страховых компаний в России СПАО «Инго-
Ш - „«Л«
г страх» еще весной 2020 года стала использовать
новое мобильное приложение 1пдотоЫ1е, благодаря которому производится эффективное и быстрое оказание основных услуг по страхованию населению. Большинство страховых компаний, быстро отреагировав на изменившиеся условия рынка, стали разрабатывать и внедрять новые продукты и услуги по страхованию граждан от ко-ронавирусной инфекции. Так СПАО «Ингострах» предлагает своим клиентам полис «СтопКоро-навирус», который можно оформить сроком от 3 до 6 месяцев и предполагает страхование лиц от 3 до 60 лет. Данный полис гарантирует единовременную выплату в размере до 40 000 рублей в случае временной утраты трудоспособности и выплату до 110 000 рублей при госпитализации на срок более 7 дней. Стоимость полиса «СтопКоронави-рус» составляет от 6 300 рублей до 11 000 рублей в зависимости от срока действия. Полис не предусматривает лечение, а предоставляет только денежную компенсацию при наступлении страхового случая, впрочем, как и другие страховые компании. Преимуществом этой программы является наличие сервиса Телемедицины, по которому клиенты могут получить бесплатные консультации врачей. [6]
Страхование сыграло важную роль в противодействие последствий пандемии, что позволило сохранить экономическую и социальную стабильность в нашей стране. Из- за пандемии корона-вирусной инфекции население столкнулось с непривычными для себя ситуациями и условиями, и поэтому стало нуждаться в дополнительной поддержке со стороны государства и страховых компаний. Такую поддержку государство своевременно стало оказывать населению и коммерческим организациям в виде различных выплат, кредитов, субсидий, льгот. Страховые компании стали активно переходить на цифровое обслуживание, стали разрабатывать и внедрять новые виды страхования, перевели свою работу на дистанционный формат, что позволило существенно повысить эффективность их деятельности. Быстрая адаптация страховых компаний к новым условиям, позволила избежать сильного обвала рынка страховых услуг. Экспертами делались прогнозы, что ситуация на рынке будет намного хуже, но они к счастью не оправдались. По данным экспертов страховой рынок будет постепенно восстанавливаться вместе с экономикой, и в 2021 году сможет полностью вернуться к своим докризисным показателям. Насколько быстро рынок будет восстанавливаться, во многом зависит от эпидемиологической ситуации в стране и принимаемых государством мер для поддержки бизнеса и населения страны в целом.
Литература
1. Федеральный закон «Об организации страхового дела в РФ» от 27.11.1992 № 4015-1-ФЗ (с посл. поправками от 30.12.2020) [элек-
тронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. consultant.ru/. (дата обращения 02.06.2021)
2. Архипов А.П. Страхование: учебник/А.П.Архи-пов,-3-е изд., стер.-Москва: КНОРУС, 2020.-336с.
3. Обзор ключевых показателей деятельности страховщиков в 2020 году: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.cbr.ru/. (дата обращения 02.06.2021)
4. Что ждет страховой рынок после пандемии: [электронный ресурс]. - режим доступа http:// www.rg.ru/. (дата обращения 02.06.2021)
5. Пандемия covid-19 заставила страховой рынок активнее развивать дистанционные сервисы: [электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.tass.ru/. (дата обращения 02.06.2021)
6. СПАО «Ингострах» -официальный сайт [электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www. ingos.ru/. (дата обращения 02.06.2021)
7. Итоги и анализ страхового рынка России за 2020 год: [электронный ресурс]. - Режим доступа http://www.calmins.com/. (дата обращения 02.06.2021)
TRANSFORMATION OF THE STRUCTURE OF
THE INSURANCE MARKET IN A PANDEMIC:
INSTITUTIONAL ASPECTS
Marincheva E.A.
Financial University under the Government of the Russian Federation
The relevance of this topic lies in the fact that in the conditions of
the emergence of such an unpredictable risk factor as the conse-
quences of coronavirus infection. The pandemic had a negative impact not only on developed but also developing countries, characterized by a large decline in production, a decline in GDP, an increase in the number of unemployed, a decrease in economic growth, as well as social tension among the population and other negative consequences. The resulting global economic crisis has dramatically transformed the usual way in all areas of business, including insurance. This paper examines the impact of the coronavirus pandemic on the insurance market in Russia. The analysis and assessment of the main types of insurance services on the market is carried out. It also draws conclusions about the future prospects for the development of the insurance industry in the country.
Keywords: insurance, insurance market, insurance premiums, insurance payments, pandemic.
References
1. Federal Law "On the organization of insurance business in the Russian Federation" dated 27.11.1992 No. 4015-1-FZ (with the last amendments dated 30.12.2020) [electronic resource]. -Access mode: http://www.consultant.ru/. (date of treatment 02.06.2021).
2. Arkhipov A.P. Insurance: textbook / A.P. Arkhipov, -3rd ed., ster. -Moscow: KNORUS, 2020.-336p.
3. Overview of key performance indicators of insurers in 2020: [electronic resource]. - Access mode: http://www.cbr.ru/. (date of treatment 02.06.2021)
4. What awaits the insurance market after the pandemic: [electronic resource]. - Access mode: http://www.rg.ru/. (date of treatment 02.06.2021)
5. The covid-19 pandemic forced the insurance market to actively develop remote services: [electronic resource]. - Access mode: http://www.tass.ru/. (date of treatment 02.06.2021)
6. IPJSC "Ingosstrakh" -official site [electronic resource]. - Access mode: http://www.ingos.ru/. (date of treatment 02.06.2021)
7. Results and analysis of the Russian insurance market for 2020: [electronic resource]. - Access mode: http://www.calmins.com/. (date of treatment 02.06.2021)