Научная статья на тему 'ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ'

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
400
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИИ / INSURTECH / СТРАХОВОЙ РЫНОК / СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / АНТИКРИЗИСНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Горцевская Оксана Григорьевна, Лобова Елена Андреевна

Коронавирусная пандемия COVID-19 затронула практически все секторы экономики во всем мире, включая страхование, и стала проблемой и явным катализатором инноваций. Пандемия указала на некоторые недостатки традиционной модели взаимодействия страховщиков и их клиентов и сфокусировала усилия страховых компаний на инновациях и инвестициях в цифровое будущее. Поэтому цель статьи - освятить проблемы страхового рынка под влиянием пандемии COVID-19 и выявить перспективные направления развития в постпандемический период, такие как использование InsurTech как экосистемы, которая может способствовать повышению эффективности существующей модели работы участников страхового рынка. В статье также сделаны выводы о том, что более широкое использование чат-ботов, телематики, Интернета вещей, машинного обучения, искусственного интеллекта и прогнозной аналитики может способствовать стиранию границ между страховщиками, их клиентами и технологическими партнерами, а также повысить спрос на продукты параметрического страхования и ускорить использование финансовых технологий участниками страхового рынка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

POSSIBILITIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INSURANCE MARKET UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

The COVID-19 coronavirus pandemic has affected virtually every sector of the economy around the world, including insurance, and has become a challenge and a clear catalyst for innovation. The pandemic has highlighted some of the shortcomings of the traditional model of interaction between insurers and their customers and focused the efforts of insurance companies on innovation and investment in the digital future. Therefore, the purpose of the article is to sanctify the problems of the insurance market under the influence of the COVID-19 pandemic and to identify promising areas of development in the post-pandemic period, such as the use of InsurTech as an ecosystem, which can help to increase the efficiency of the existing model of work of participants in the insurance market. The article also concludes that increased use of chatbots, telematics, the Internet of Things, machine learning, artificial intelligence and predictive analytics can help blur the lines between insurers and their customers and technology partners, as well as increase demand for parametric insurance products and accelerate the use offinancial technologies by participants in the insurance market.

Текст научной работы на тему «ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ»

ВОЗМОЖНОСТИ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОГО СТРАХОВОГО РЫНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Аннотация. Коронавирусная пандемия COVID-19 затронула практически все секторы экономики во всем мире, включая страхование, и стала проблемой и явным катализатором инноваций. Пандемия указала на некоторые недостатки традиционной модели взаимодействия страховщиков и их клиентов и сфокусировала усилия страховых компаний на инновациях и инвестициях в цифровое будущее. Поэтому цель статьи - освятить проблемы страхового рынка под влиянием пандемии COVID-19 и выявить перспективные направления развития в постпандемический период, такие как использование 1тигТесЬ как экосистемы, которая может способствовать повышению эффективности существующей модели работы участников страхового рынка. В статье также сделаны выводы о том, что более широкое использование чат-ботов, телематики, Интернета вещей, машинного обучения, искусственного интеллекта и прогнозной аналитики может способствовать стиранию границ между страховщиками, их клиентами и технологическими партнерами, а также повысить спрос на продукты параметрического страхования и ускорить использование финансовых технологий участниками страхового рынка.

Ключевые слова. Инновации, 1тигТееИ, страховой рынок, страховые компании, антикризисный менеджмент.

Gortsevskaya O.G., Lobova E.A.

POSSIBILITIES FOR INNOVATIVE DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN INSURANCE MARKET UNDER THE INFLUENCE OF DIGITAL TECHNOLOGIES

Abstract. The COVID-19 coronavirus pandemic has affected virtually every sector of the economy around the world, including insurance, and has become a challenge and a clear catalyst for innovation. The pandemic has highlighted some of the shortcomings of the traditional model of interaction between insurers and their customers and focused the efforts of insurance companies on innovation and investment in the digital future. Therefore, the purpose of the article is to sanctify the problems of the insurance market under the influence of the COVID-19 pandemic and to identify promising areas of development in the post-pandemic period, such as the use of InsurTech as an ecosystem, which can help to increase the efficiency of the existing model of work of participants in the insurance market. The article also concludes that increased use of chatbots, telematics, the Internet of Things, machine learning, artificial intelligence and predictive analytics can help blur the lines between insurers and their customers and technology partners, as well as increase demand for parametric insurance products and accelerate the use offinancial technologies by participants in the insurance market.

Keywords. Innovations, InsurTech, insurance market, insurance companies, crisis management.

ГРНТИ 81.88.01

© Горцевская О.Г., Лобова Е.А., 2021

Оксана Григорьевна Горцевская - кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры бухгалтерского учета и аудита Санкт-Петербургского государственного морского технического университета.

Лобова Елена Андреевна - ассистент кафедры экономической теории Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого.

Контактные данные для связи с авторами (Лобова Е.А.): 195251, Санкт-Петербург, Политехническая ул., 29 (Russia, St. Petersburg, Politekhnicheskaya str, 29). Е-mail: lobova_ea@spbstu.ru. Статья поступила в редакцию 28.11.2021.

Введение

Цифровая революция, которая была ускорена пандемией Covid-19, охватывает все сектора экономики, в частности - финансовый сектор. В этой связи, в среде страховщиков в настоящее время одной из главных тем для обсуждения является InsurTech. (Термин InsurTech образован сочетанием слов «страхование» и «технологии», по аналогии с термином ФинТех.) Чтобы опередить конкурентов в борьбе за клиента на рынок выводятся новые цифровые разработки, и компании инвестируют миллионы в создание уникальных цифровых продуктов [1].

В результате рынок трансформируется под влиянием цифровизации бизнес-процессов, а страховщики осознают важность InsurTech в формировании конкурентных преимуществ. Для многих компаний пандемический кризис укрепил их стратегии инновационного развития и ускорил внедрение инструментов финансовых технологий в бизнес-процессы на фоне модернизации технологической инфраструктуры. Традиционно InsurTech подразумевает использование технологических инноваций, направленных на получение экономии и повышение эффективности относительно текущей модели страховой отрасли.

Намерения страховых компаний и инвестиции венчурных капиталистов в InsurTech базируется на том, что страховая отрасль созрела для инноваций и прорывных технологий. InsurTech изучает возможности, такие как предложение инновационных полисов, социальное страхование и использование новых потоков данных с устройств с подключением к Интернету для динамического определения цен на страховые премии в соответствии с изменяющимися рыночными реалиями. Важно понимать, что изменения, которые несут в себе новые технологии, являются эволюционными. Они не ломают то, что было ранее и не изменяют рынок до неузнаваемости. Это - постепенный путь, по которому шаг за шагом компании двигаются в будущее.

Международный страховой рынок

Согласно прогнозам Deloitte в области страхования на 2022 год, международный страховой рынок несмотря на сохраняющиеся опасения по поводу Covid-19 в целом ожидает более быстрый рост, хотя, конечно, многое будет зависеть от того, насколько эффективно страховщики смогут управлять своими инвестициями в человеческий капитал и новые технологии. Исследования Forinsurer показывают, что мировые страховые доходы выросли на 2,9% в 2019 году, а в 2020 году они достигли уровня 6,3 трлн долларов США, ожидается что темпы роста чистой прибыли будут выше среднего: 3,8% в 2021 году и 4,0% в 2022 году, поскольку больше людей, вероятно, вернутся на свои рабочие места, а восстановление бизнеса, как ожидается, ускорится.

Аналитики прогнозируют, что объем продаж в секторе коммерческого страхования будет расти более интенсивно, чем в сегментах личного страхования, что обусловлено увеличением деловой активности [2] (см. рис. 1). В первой половине 2021 года мировой доход по перестрахованию имущества от несчастных случаев вырос на 18,5%, и прибыльность также улучшилась, поскольку у перестраховщиков, контролируемых Fitch Ratings, агрегированный комбинированный коэффициент составил 94,5%, что на 11,4 пункта выше, чем в первом полугодии 2020 года.

В 2021 году началось восстановление экономики после пандемического падения ВВП и занятости в 2020 году [3, 4]. Согласно новому отчету Fitch Ratings, операционная прибыль страховщиков жизни до налогообложения выросла на 65% в первой половине 2021 года по сравнению с первой половиной прошлого года благодаря росту чистого инвестиционного дохода, обусловленного улучшением показателей смертности и ростом фондового рынка.

Отчет Fitch также показал, что средняя операционная рентабельность капитала увеличилась до 12,9% за полгода в 2021 г. с 9,2% в 2020 году. На резкое увеличение чистой прибыли повлияла реализованная прибыль от инвестиций, частично обусловленная производными финансовыми инструментами, а также прибыль от слияний и поглощений ряда игроков.

В первой половине 2021 года чистая реализованная прибыль от инвестиций 16 страховщиков жизни выросла до 5 млрд долларов, что является значительным увеличением по сравнению с 0,2 млрд долларов, о которых сообщалось в 2020 году. Прибыль от слияний и поглощений привела к увеличению чистой прибыли. Эти сделки включали в себя, в частности, продажу компанией Metlife во 2 квартале своего бизнеса по страхованию имущества и несчастных случаев в пользу Farmers Group, дочерней компании Zurich Insurance Group, и завершение продажи компанией Voya Financial в первом квартале бизнеса по страхова-

нию жизни в пользу Resolution Life Group и инвестиционная прибыль, связанная с передачей активов для поддержки договоров перестрахования, связанных с последующей продажей.

Рис. 1. Перспективы развития мирового рынка страхования [2]

Fitch ожидает, что прибыль несколько снизится во 2-м полугодии 2021 г. в связи с замедлением роста чистого инвестдохода, частично компенсированного улучшением результатов андеррайтинга в связи с нормализацией требований по смертности и страхованию жизни до уровня, предшествующего пандемии Covid-19. Согласно глобальным рейтингам, составленным лондонским консультантом Ин-сурамор, на десять ведущих страховых групп P&C приходилось 25,3% общих валовых премий P&C, подписанных во всем мире в 2020 году, что незначительно ниже, чем годом ранее (25,5% в 2019 году).

В первую пятерку вошли State Farm, PICC, Allianz, AXA и Berkshire Hathaway Insurance, за ними следовали Ping An, Liberty Mutual, Progressive, Allstate и Tokio Marine. В общей сложности их совокупная валовая прямая страховая премия составила около 480,8 млрд долларов на мировом рынке P&C стоимостью около 1,9 трлн в 2020 году. Только одна группа страховщиков - PICC - вошла в пятерку лучших в мире как по личным, так и по коммерческим направлениям деятельности в 2020 году. В целом на пять ведущих страховщиков по коммерческому страхованию P&C приходилось около 15,3% глобального бизнеса в 2020 году, в то время как соответствующий показатель по личным продуктам P&C составил 19,8%.

Более фрагментированный характер носит страхование P&C частного бизнеса на глобальном уровне, на него приходилось 82,3% валовых прямых премий в мире по личному страхованию P&C, а по коммерческому страхованию P&C упало до 80,5%. Разница объясняется тем, что по личным продуктам преобладает страхование автомобилей и жилья, в то время как рынок коммерческих P&C разбросан по разным продуктам. В то время как объем мирового рынка страхования вырос на 2,4% в 2020 году (без учета инфляции), результаты деятельности разных групп страховщиков различались. При росте валовых прямых премий P&C на 11,8% в 2020 году, China Life Insurance Group стала компанией, достигшей двузначных темпов роста за год.

В целом, наиболее быстрыми темпами роста среди всех групп в рейтинге страхования P&C в 2020 году обладала базирующаяся на Бермудских островах Convex Group, которая достигла более чем десятикратного роста своего прямого бизнеса. У Лондонского Ллойда общая сумма прямых премий, подписанных по коммерческому страхованию P&C, составила более $28,5 млрд в 2020 году, но поскольку синдикаты, принадлежащие в основном крупным группам страховщиков, уже фигурируют в рейтинге, Ллойд в целом не учитывалась как отдельная организация [5].

Несмотря на положительную тенденцию и позитивные прогнозы аналитиков, международный рынок страховых услуг сталкивается с различными проблемами от экономических, таких как устойчивая инфляция, до проблем трансформации предоставления услуг из-за меняющихся потребительских

предпочтений [6, 7]. И в этой связи, выходом из сложившейся ситуации видится привлечение (и удержание) талантов в развивающейся гибридной рабочей среде, которая для страхового бизнеса изменилась из-за вынужденного ухода в дистанционный режим ряда рабочих офисов под влиянием «карантинных» решений властей в разных странах. Сегодня перед страховыми компаниями стоит цель - сохранить и нанять новых высококвалифицированных специалистов, тех, кто обладает умением использовать передовые технологии и навыками анализа данных.

Таким образом страховщикам стало необходимым искать способы сбалансировать внедрение технологий с сохранением человеческого контакта с клиентом. Частично этого можно достичь за счет обеспечения большей прозрачности того, как страховщики собирают и используют личные данные. Страховщики должны стать более активными в поисках комплексных решений общих социальных проблем, таких как смягчение финансовых последствий от пандемий и возможных природных катастроф.

Сегодня можно констатировать, что мировой рынок страховых услуг перешел в цифровое поле, потребителям не надо искать офис страховой компании и ждать пока освободится менеджер - достаточно загрузить мобильное приложение, нажать несколько кнопок в своем мобильном телефоне чтобы купить полис. Это может показаться недостаточно технологичным, но на самом деле за внешней простотой кроются тысячи часов работы сотен специалистов. А технологии, используемые в таких продуктах, еще несколько лет назад были из ряда фантастики. Сегодня 1п8игТесЬ - основополагающий элемент развития как страховой индустрии в целом, так и каждого из игроков этого рынка, в частности.

Российский страховой рынок

Влияние пандемии соу1^19 не обошло, безусловно, и российскую экономику, которая по итогам 2020 года, по официальным данным Росстата, «сжалась» на 3.1%. Испытал воздействие пандемии и российский рынок страховых услуг. Объемы выплат продолжают расти опережающими премии темпами из-за повышенного инфляционного давления на стоимость страховых возмещений по рисковым видам страхования. Аналитики российского страхового рынка считают, что рост премий в последующие годы будет происходить за счет страхования жизни, автострахования и добровольного медицинского страхования [8].

Безусловно, в восстановлении рынка свою роль должно сыграть государство [9], которое активно оказывает поддержку отраслям и предприятиям, пострадавшим от пандемии [10, 11]. В то же время, если говорить о влиянии пандемии на российский страховой рынок, то ситуация здесь достаточно спокойная.

Согласно исследованию, проведенному агентством «Эксперт РА» среди страховых компаний, было выявлено что влияние пандемии коронавируса на бизнес оказалось не очень существенным (см. рис. 2). 63% опрошенных страховых компаний пережили пандемию более-менее нормально, негативное влияние, оказанное на бизнес, было небольшим, 15% не ощутили влияние пандемии, 15% почти восстановились и 7% компаний до сих пор ощущают на себе негативное влияние. У 46% компаний рентабельность не изменилась, у 29% рентабельность снизилась и 25% рентабельность возросла.

15%

29%

7%

46%

15%

63%

25%

□ Успешно, не ощутили влияния пандемии

□ До сих пор ощущают на себе негативное влияние

Влияние было существенным, но уже все восстановилось Н Более-менее успешно, влияние было не большим

0 Рентабельность снизилась

Рентабельность выросла И Не изменилась

Рис. 2. Ответ на вопрос о том, насколько успешно компании перенесли пандемию [12]

На рисунке 3 представлены данные страховых компаний, касающиеся изменения расходов на антикризисные стратегии в связи с пандемией. Из приведенных данных видно, что у 48% компаний расходы остались на прежнем уровне, у 41% сократились не более чем на 30% и у 11% выросли не более чем на 30%. Причем 58% компаний составляли антикризисный план. Здесь очевиден своеобразный парадокс: с одной стороны, пандемия повлияла на всю систему здравоохранения, так как у людей появилась потребность в страховании своей жизни, а с другой стороны из-за социальных барьеров многие граждане отложили этот вопрос.

48%

41%

42%

11%

□ Сократились не более, чем на 30%

□ Выросли не более чем на 30% Остались на прежнем уровне

58%

□ Да ■ Нет И

Рис. 3. Изменение расходов на ведение дел компании в связи с пандемией (левая диаграмма); сведения о наличии о страховой компании антикризисного плана (правая диаграмма) [12]

Рост инфляции в сочетании с фиксированными процентными ставками также оказывают негативное влияние на улучшения результатов страховщиков. Быстрый рост спроса на товары, материалы и рабочую силу, а также продолжающиеся сбои в цепочке поставок привели к увеличению затрат на возмещение убытков в связи с потерями личного и коммерческого имущества. Повышение цен на строительные материалы, арендуемые автомобили и автозапчасти (включая полупроводники и компьютеры) входят в число расходов, которые увеличивают убытки страховщиков по всему миру.

Как и за рубежом, по нашему мнению, на российском страховом рынке большее внимание следует уделить цифровому развитию. «Основным катализатором роста ... [будет являться в среднесрочной перспективе] создание цифрового клиентского опыта» (цит. по: https://www.vedomosti.ru /Гтапсе/агис^/2021/09/08/885834^гаЬоуо1-гток). И большое значение здесь имеет запущенный еще до пандемии проект продажи полисов ОСАГО в онлайн-режиме, который был запущен в 2017 г.

В то же время, развитие российского 1шигТеЛ сдерживается недостаточным развитием его правовой регламентации. «Общий уровень цифровой зрелости российских страховщиков по-прежнему остается достаточно низким., это связано не только с малыми инвестициями в развитие цифрового взаимодействия с потребителем, но и со сложностями в урегулировании убытков в онлайн» [13]. Очевидно, что этот вопрос требует скорейшего нормативно-правового разрешения. Заключение

Таким образом, проведенное исследование показывает, что страховщики все больше зависят от новых технологий и цифровых источников данных для повышения эффективности деятельности, обеспечения кибербезопасности и расширения рыночных возможностей. Однако большинство из них также должны сосредоточиться на улучшении качества обслуживания клиентов за счет оптимизации процессов с помощью автоматизации, а также предоставления индивидуальных услуг там, где это необходимо и предпочтительно.

В целом страховая отрасль сумела адаптироваться к произошедшим в пандемический период изменениям, хотя многие нововведения на рынке неохотно внедряются страховыми компаниями, проявляющими разумную осторожность. Внедрение инноваций на страховой рынок - более серьезная проблема, чем может показаться на первый взгляд, поскольку многие из стартапов Т^игТеЛ по-

прежнему нуждаются в помощи традиционных страховщиков для обработки андеррайтинга и управления риском. Тем не менее, поскольку все больше стартапов InsurTech привлекают интерес потребителей с помощью усовершенствованной модели и удобного для пользователя подхода, они имеют хорошие перспективы, в этой связи страховые компании будут заинтересованы в покупке некоторых инноваций и внедрении их в свои продуктовые и технологические портфели.

ЛИТЕРАТУРА

1. Палайда Р. InsurTech - это цифровые технологии, которые облегчают жизнь и экономят время. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cfr.org/backgrounder/china-climate-change-policies-environmental-degradation (дата обращения 21.11.2021).

2. Digital and talent transformation accelerating as insurers adapt for postpandemic growth. 2022 insurance industry outlook. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/us/en/insights/industry/financial-services/financial-services-industry-outlooks/insurance-industry-outlook.html (дата обращения 21.11.2021).

3. 5 Numbers from the September Jobs Report. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://blog.dol.gov/ 2021/10/08/5-numbers-from-the-september-jobs-report (дата обращения 17.11.2021).

4. Боркова Е.А., Доронин М.В., Мазин А.С. Экономические последствия коронавирусной инфекции для малого бизнеса // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 5. С. 1181-1194.

5. На пятерку страховщиков приходится 15% глобального бизнеса коммерческих линий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.insur-info.ru/press/169718 (дата обращения 01.10.2021).

6. Плотников В.А. Инновационная активность российских промышленных предприятий как фактор экономической безопасности // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Экономика. Информатика. 2012. № 13 (132). С. 5-10.

7. Распутин А.А., Боркова Е.А. Цифровые технологии и цифровая трансформация под новые реалии бизнеса // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2021. № 4 (130). С. 99-104.

8. Страховщики по осени считают Коммерсантъ. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kom-mersant.ru/doc/5079039 (дата обращения 21.11.2021).

9. Формы стратегического партнерства: модели взаимодействия в регионе / Вертакова Ю.В., Ватутина О.О., Андросова И.В. и др. Курск: Изд-во ЮЗГУ, 2013. 298 с.

10. Пивовар Б.Б., Пирогова О.Е. Адаптация компаний малого и среднего бизнеса в условиях повышенной вола-тильности бизнес-среды, вызванной пандемией // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4. С. 5-10.

11. Плотников А.В. Влияние пандемии на отдельные отрасли экономики (на примере образования) // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2020. № 4. С. 40-44.

12. Российский страховой рынок: вопреки пандемии. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kom-mersant.ru/doc/5079039 (дата обращения 21.11.2021).

13. InsurTech. Тренды развития ИТ в страховании. Киберстрахование. Страхование кибер-рисков. "Умное" страхование. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.tadviser.ru/index.php/Статья:InsurTech_-_Информационные_технологии_и_цифровизация_в_страховании_(киберстрахование_и_телематические_да нные) (дата обращения 11.11.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.