Научная статья на тему 'ПАНДЕМИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ'

ПАНДЕМИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
48
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ПАНДЕМИЯ / ДИСТАНЦИОННАЯ КУПЛЯ-ПРОДАЖА / ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН / ПОТРЕБИТЕЛЬ / КАТЕГОРИИ ТОВАРОВ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Торхова С.Ю.

В данной статье рассмотрена такая форма продажи товаров, как дистанционная купля-продажа. Рассмотрена проблема влияния пандемии COVID-19 на продажу товаров в сети Интернет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PANDEMIC AS FACTOR OF INFLUENCE ON PURCHASE & SALE OF GOODS ON INTERNET

This article discusses such a form of sale of goods as a remote sale. The problem of the impact of the COVID-19 pandemic on the sale of goods on the Internet is considered

Текст научной работы на тему «ПАНДЕМИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ»

УДК 33

Торхова С.Ю.

магистр

Северо-Западный институт (филиал) Московский государственный юридический университет имени О. Е. Кутафина (г. Вологда, Россия)

ПАНДЕМИЯ КАК ФАКТОР ВЛИЯНИЯ НА КУПЛЮ-ПРОДАЖУ ТОВАРОВ В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

Аннотация: в данной статье рассмотрена такая форма продажи товаров, как дистанционная купля-продажа. Рассмотрена проблема влияния пандемии COVID-19 на продажу товаров в сети Интернет.

Ключевые слова: пандемия, дистанционная купля-продажа, интернет-магазин, потребитель, категории товаров, Интернет.

Сфера онлайн-торговли активно развивалась и до пандемии СОУГО-19, но в период распространения новой короновирусной инфекции онлайн-продажи товаров повседневного спроса существенно возросли, что повлияло на дальнейшее развитие новых видов предпринимательской деятельности.

Многие предприниматели были вынуждены перевести свой бизнес на интернет-площадки, некоторые не выдержали резкой смены реальности и не смогли подстроиться под новые правила рынка, были вынуждены закрыть свой бизнес.

На сегодняшний день актуальной является проблема влияния пандемии СОУГО-19 на российский рынок.

В основе исследования лежит цель анализа влияния пандемии COVID-19 на продажи товаров в сети Интернет, а также анализ дальнейшего развития рынка интернет-торговли.

Пандемия СОУГО-19 привела к взрывному росту онлайн-торговли. Для нормального течения времени рынку бы потребовалось как минимум 4-6 лет, чтобы достичь тех показателей продаж через Интернет.

В условиях пандемии, при ограниченном передвижении, переходе людей на дистанционную работу, достаточно резко возрос спрос на многие товары и услуги в Интернете. Вся страна стала заказывать продукты питания, повседневные товары посредством доставки на дом, или в пункты выдачи, постаматы. Граждане чаще стали заказывать готовую еду на дом. Так, например, в Германии, Великобритании, Китае и США в 2020 г. е-соттегсе выросла на 47 п. п.

Осуществляя покупки необходимо знать условия и особенности заключения и содержания, отличающие торговлю дистанционным способом от продажи товаров в магазинах. Основные положения дистанционной торговли регулируются Гражданским Кодексом Российской Федерации, ст. 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» и Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи...».

Кандидат географических наук Гончарук И.В. выделила три этапа развития пандемии, на первом этапе происходило закрытие границ и ограничения передвижения по стране, вторым этапом стало объявление пандемии, третий этап внес режим самоизоляции, переход на дистанционную работу, обучение.

Первый этап заключался в том, что граждане начали покупатель средства защиты, к ним относились маски, перчатки, дезинфицирующие средства для рук. На втором этапе люди начали запасаться предметами первой необходимости -продукты питания, средства личной гигиены и тп. Третий этап затронул технологические, спортивные товары, развлекательные и образовательные услуги.

Проходя данные этапы пандемии, мировая экономика пошатнулась, но продажи в интернет-магазинах стали набирать обороты. Люди чаще и чаще стали заказывать товары дистанционно, что привело к большому рост онлайн заказов в розничной торговле, а затем и к повышению цен на товары.

Единственным средством связи с миром у граждан в период пандемии являлась доставка продуктов питания и товаров через сеть Интернет. Но, к сожалению, из-за резкого наплыва покупателей в онлайн-сервисы доставки продуктов, они перестали справляться, появились задержки, увеличились интервалы времени. В качестве примеров, Магомедов А.М. в своей работе «Развитие интернет-торговли в условии пандемии» приводит онлайн-сервисы «Перекрёстка» и «Утконоса», в которых доставка увеличилась с 1-2 дней до недели и более. Согласно анализу сайта Perekrestok.ru количество заказов превысило 16 тыс., а средний чек вырос почти до 6 тыс. рублей, практически в два раза превысив среднее значение декабря 2019 года. Данная ситуация коснулась и заказов в «Сбермаркете» и «Утконосе», которые в марте 2020 года увеличились в 2-2,5 раза.

Следовательно, для того чтобы удовлетворить большее количество потребителей, компаниям пришлось запускать новые склады, увеличивать число курьеров и сборщиков, тем самым быстрыми темпами развивать свою логистику, транспортные линии. Высокий спрос способствовал повышению цен на товары в Интернете, а также доставку таких товаров, как медицинские, товары для дома, техника. По сравнению с началом 2020 г. в апреле цены на эти товары выросли на 5-10%.

Так, согласно исследованию, подготовленном экспертами компании KPMG, при проведении опроса, выяснилось, что 40% стали внедрять новые способы доставки в период пандемии и действовавших ограничений, к ним отнеслись такие способы, как срочная курьерская доставка и самовывоз из магазина.

В 2020 году распространение свое получила экспресс-доставка, бесконтактная доставка, а также сервисы такси, такие как «Яндекс доставка». Предприниматели стараются использовать несколько видов доставки, чтобы обеспечить покупателям право выбора и удобства получения товара.

Большей популярностью среди покупателей пользуется курьерская доставка, которая составляет 94%, самовывоз из магазина у 65% покупателей. Следовательно, такие виды доставки есть у 75% компаний, предпринимателей.

Рис. 1. Используемые способы доставки

Рис. 2. Популярные способы доставки среди покупателей

Согласно данным 2021 года аналитики АКИТ предположили, что темп рост онлайн-продаж в 2022 году составит более чем 5 трлн рублей, это более 40%.

Согласно итогам первого полугодия 2022 года показатель роста составил 42% и достиг 2,7 трлн рублей.

В июле месяце 2022 года локальный рынок достиг отметки 41% (383,902 млрд рублей) в сравнении с июлем 2021 года, а трансграничный рынок сократился на 53% (до 10,540 млрд рублей).

Общий объем интернет-торговли за семь месяцев составил 2,7 трлн рублей, рынок увеличился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 42%, говорит президент АКИТ Соколов А.

На основании статистики можно сделать вывод о том, что внутренний рынок достаточно набрал рост, и в данный момент составляет 2,6 трлн рублей, что составляет 95,8% от общей суммы продаж. Что касается трансграничного, при ограничениях на ввоз многих товаров, его доля резко снизилась с 13% до 4,2%. На электронную продажу пришлось 11,2% против 8,4% годом ранее.

Что касается отдельных категорий товаров, то заметный рост наблюдался в категории «ювелирные изделия, часы», здесь показатель составил от 3,3 до 4,5 раза ежемесячно, но чек снизился с 7,5 тыс. рублей, до 5 тыс. рублей.

Категория «садовая техника и инструменты», спрос на товары возрос более трех раз, категория «товары для животных» выросла более двух раз.

Несмотря на рост данных категорий товаров, популярными по итогам января-июля 2022 года остаются те же самые категории: продукты питания, цифровая и бытовая техника, мебель и товары для дома, одежда и обувь, красота и здоровье.

Г-

топ-5 популярных категории товаров на первое полугодие 2022 года

■ продукты питания

■ цифровая и бытовая техника

■ мебель и товары для дома

■ одежда и обувь

■ красота и здоровье

Рис. 3. Топ-5 популярных категорий товаров на первое полугодие 2022 года

Таким образом, в течение нескольких месяцев сформировалась привычка граждан - покупка товаров в Интернете. Пандемическая жизнь ускорила развитие рынка интернет-торговли. Продажа товаров через Интернет, постоянно развивается и занимает все большую часть финансового рынка. В будущем для удержания своих позиций на финансовом рынке интернет-магазинам следует поставить акцент на мобильные приложения для покупателей, сотрудников и курьеров, создать дополнительные стимулы для потребителей, включить выгодные предложения, акции, бонусы, также ускорить и расширить зоны доставки и т.д.

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022)

2. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 11.06.2021) «О защите прав потребителей»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

3. Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 N 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной купли-продажи»;

4. Гончарук И.В. Обзор исследований о влиянии пандемии COVID-19 на развитие мировой и российской электронной торговли // журнал Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2021. С. 66-82.

5. Магомедов А.М. Развитие интернет-торговли в условии пандемии // журнал УЭПС: управление, экономика, политика, социология. 2020. С. 60-65.

6. Влияние пандемии COVID-19 на российский рынок интернет-торговли. Исследование. // Росконгресс Пространство доверия. [Электронный ресурс]. URL: https://roscongress. org/materials/vliyanie-pandemii-covid- 19-na-rossiyskiy-rynok-mternet-torgovH/ (дата обращения: 26.11.2022 г.)

7. Интернет-торговля продолжает рост // АКИТ [Электронный ресурс]. URL: https: //www. akit.ru/news/internet-torgovlya-prodolzhaet-rost дата обращения: 26.11.2022 г.).

Torkhova S.Yu.

North-Western Institute (branch) of the Moscow State Law University named after O. E. Kutafin

(Vologda, Russia)

PANDEMIC AS FACTOR OF INFLUENCE ON PURCHASE & SALE OF GOODS ON INTERNET

Abstract: this article discusses such a form of sale of goods as a remote sale. The problem of the impact of the COVID-19 pandemic on the sale of goods on the Internet is considered.

Keywords: pandemic, remote purchase and sale, online store, consumer, product categories,

Internet.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.