DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.554 УДК: 338.48
ПАНДЕМИЯ COVID-19 КАК ИМПУЛЬС РАЗВИТИЯ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В РОССИИ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Н.В. Рубцова
Наталья Владимировна Рубцова (ORCID 0000-0002-1400-0509)
Байкальский государственный университет, ул. Ленина, 11, Иркутск, 664003, Россия E-mail: [email protected]
Статья посвящена оценке возможностей и мероприятий для развития внутреннего туризма в России на основе изучения тенденций, сложившихся в период пандемии COVID-19, а также практики государственного регулирования туристской сферы. Введенные в связи с распространением COVID-19 ограничения в России на национальную и международную мобильность, а также локдауны, ограничившие внутренние перемещения в областях и регионах страны, привели к резкому сокращению туристического потока с серьезными экономическими последствиями. Ключевые показатели функционирования российской туристской сферы откатились к значениям пятилетней давности. По мнению экспертов, сфера туризма быстрее других отраслей реагирует на экономические и политические кризисы и после их окончания демонстрирует более быстрое восстановление, способность приспосабливаться к новым вызовам и условиям. Таким образом, можно предположить, что пандемия COVID-19 может послужить импульсом для развития внутреннего туризма в России, позволит туристской сфере стать одной из важных сфер социально-экономической деятельности страны. Однако без должной государственной поддержки, роль которой в управлении и развитии туристской сферы в период пандемии резко выросла, реализация данного вектора восстановления отечественной сферы туризма невозможна. Предметом изучения данной статьи являлись возможные меры государственной поддержки в аспекте развития внутреннего туризма в России. Автором продемонстрировано, что для восстановления отечественной туристской сферы были предприняты меры государственной поддержки, позволившие существенно увеличить внутренний туристский поток в 2021 г. Однако для устойчивого развития сферы туризма необходима системная координация и стратегическое управление с активным взаимодействием стейкхолдеров на всех уровнях.
Ключевые слова: туризм, внутренний туризм, государственная поддержка, пандемия, кризис, COVID-19.
COVID-19 PANDEMIC AS AN IMPULSE OF DOMESTIC TOURISM DEVELOPMENT IN RUSSIA: PROBLEMS AND PROSPECTS
N.V. Rubtsova
Natalia V. Rubtsova (ORCID 0000-0002-1400-0509) Baikal State University, Lenin st., 11, Irkutsk, 664003, Russia E-mail: [email protected]
The article is devoted to assessing the possibilities and developing measures for the development of domestic tourism in Russia based on the study of trends caused by the COVID-19 pandemic. The author also studied the practice of state regulation of the tourism sector. The restrictions imposed on national and international mobility in Russia in connection with the spread of COVID-19, as well as lockdowns that limited internal movements in the regions of the country, led to a sharp reduction in tourist flow and serious economic consequences. Key indicators of the Russian tourism sector have decreased to the values of five years ago. According to experts, the tourism industry responds faster than other industries to economic and political crises and demonstrates a faster recovery. Thus, it can be assumed that the COVID-19 pandemic will serve as an impetus for the development of domestic tourism in Russia, and will allow the tourism sector to become one of the important areas of the country's socio-economic activity. However, without proper state support,
the implementation of this vector of restoration of the domestic tourism sector is impossible. The subject of this article is the possible measures of state support in the aspect of the development of domestic tourism in Russia. The author substantiated that in order to restore the tourism sector in Russia, measures of state support were taken, which made it possible to restore the internal tourist flow in 2021.However, for the sustainable development of the tourism sector, systemic coordination and strategic management, active interaction of stakeholders at all levels are required.
Keywords: tourism, domestic tourism, government support, pandemic, crisis, COVID-19.
Для цитирования:
Рубцова Н.В. Пандемия COVID-19 как импульс развития внутреннего туризма в России: проблемы и перспективы. Известия высших учебных заведений. Серия «Экономика, финансы и управление производством» [Ивэкофин]. 2021. № 03(49). С.88-95. DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.554 For citation:
Rubtsova N.V. COVID-19 pandemic as an impulse of domestic tourism development in Russia: problems and prospects. Ivecofm. 2021. № 03(49). С.88-95. DOI: 10.6060/ivecofin.2021493.554 (in Russian)
ВВЕДЕНИЕ
Пандемия COVID-19 вызвала острый кризис в значительном числе сфер и отраслей мировой экономики. Туризм относится к сферам экономической деятельности, последствия пандемии для которых оказались особенно разрушительными. Введенные ограничений в мире на национальную и международную мобильность, а также локдауны, ограничившие внутренние перемещения в странах и регионах, привели к резкому сокращению въездного и внутреннего туристического потока с серьезными экономическими последствиями. По данным ЮНВТО почти все страны ввели ограничения на поездки, такие как запреты на въезд, визовый и/или медицинский контроль и карантин, в связи с чем в апреле и мае 2020 г. международный туризм был практически полностью приостановлен, а в целом в 2020 г. объем мирового туристского потока сократился на 80-90% по сравнению с предыдущим годом [1].
Эксперты ЮНКТАД прогнозируют, что вернуться к допандемийным показателям (2019 г.) международный туризм сможет не ранее 2024 г. Основными препятствиями скорейшему восстановлению туристской сферы эксперты называют сохранение ограничений на перемещения, введенные практически во всех странах мира, мутацию вируса и возникающую в этой связи неуверенность путешественников, а также ухудшение экономической ситуации [2]. В этой связи дальнейшее развитие сферы туризма в условиях вызовов пандемии COVID-19 является предметом изучения значительного числа отечественных и зарубежных исследователей. Особое внимание при рассмотрении данного вопроса уделяется необходимым мерам и инструментам, направленным на восстановление туристской сферы и смягчению негативных последствий пандемии.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ
Цель статьи состоит в оценке возможностей и мероприятий для развития внутреннего туризма в России на основе изучения тенденций, сложившихся в отечественной сфере туризма в период пандемии COVID-19, а также практики государственного регулирования туристской сферы.
Методами исследования являлись системный анализ, мониторинг публикаций, анализ статистических данных, обобщение.
Согласно имеющимся статистическим данным в конце первого десятилетия XXI в. сфера туризма России демонстрировала положительную динамику поступательного развития (табл.1). При этом согласно целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)» туристская сфера играла важную роль в обеспечении «социально-экономического развития и социальной стабильности, развития малых форм бизнеса и микропредприятий, создания рабочих мест, а также способствовала самозанятости населения». В допандемийный период сфера туризма формировала 3,4% ВВП страны, влияя на 53 смежные отрасли, а создание одного рабочего места в туристской сфере влекло создание до пяти рабочих мест в смежных областях [3]. Вместе с тем, в до-пандемийный период российская туристская сфера характеризовалась и достаточно серьезными проблемами, затрудняющими ее динамичное и устойчивое развитие. К числу ключевых из них относились: отставание уровня развития туристской инфраструктуры и низкое качество обслуживания [3]. В частности, разница между расходами россиян на внутренний и выездной туризм ежегодно составляла около 36 млрд долл. в пользу последнего [3].
Таблица 1. Показатели функционирования сферы туризма в России 2015-2020 гг. [4] Table 1. Indicators of the functioning of the tourism sector in Russia 2015-2020 [4]
Год Показатель
Число турпаке-тов, реализованных населению, шт. Число коллективных средств размещения, ед. Численность размещенных лиц в коллективных средствах размещения, тыс. чел. Валовая прибыль и валовые смешанные доходы, формируемые от деятельности гостиниц и предприятий общественного питания, млн руб.
Допандемийный период
2015 4 023 952 20 135 49 284 387 089
2016 3 351 541 20 534 54 431 396 273
2017 4 389 609 25 292 61 563 413 392
2018 4 585 325 28 074 71 538 479 600
2019 5 336 503 28 302 76 042 519 280
Начало пандемии COVID-19
2020 - 27 328 47 382 386 914
В 2020 г., в связи с пандемией СОУГО-19 были приостановлены продажа туров и бронирование средств размещения, ограничена деятельность предприятий общественного питания и досуга, что обусловило снижение числа субъектов туристского рынка. Например, число коллективных средств размещения в России в 2020 г. снизилось на 3,5% по сравнению с 2019 г. Существенно ухудшились и основные показатели функционирования туристской сферы - их значения стали ниже показателей пятилетней давности (табл.1).
По словам Президента Всемирного экономического форума, сфера туризма стала одной из наиболее пострадавших областей мировой экономики в пандемию СОУГО-19, а возникший экономический кризис - худшим для отрасли с 1950 г. [5]. Вместе с тем эксперты ЮНВТО прогнозируют, что внутренний туризм должен восстановиться быстрее, чем международный [1]. Согласно наиболее оптимистичным оценкам международных экспертов восстановление спроса прогнозировалось либо к последнему кварталу 2020 г., либо к 2021 г. [5]. Как показывает мировой [5] и российский [6] опыт сфера туризма быстрее других отраслей реагирует на экономические и политические кризисы, однако после их окончания она демонстрирует и быстрое восстановление, способность приспосабливаться к новым вызовам и условиям. Иными словами, темпы входа в кризис и выхода из него для туристской сферы намного опережают другие отрасли экономики [5]. По оценке руководителя Ро-стуризма Догузовой З.В. внутренний туризм в России в 2021 г. может увеличиться на 10-15% по сравнению с предыдущим годом, ведь по итогам 2020 г. Россия вошла в тройку лидеров среди стран 020 по 90
темпам восстановления оборота внутреннего туризма [7]. В частности, туристический поток в Республику Крым за первое полугодие 2021 г. вырос на 49% по сравнению с таким же периодом в 2019 г. Город-курорт Сочи за первые два месяца 2021 г. принял 977 тыс. туристов, что на 3% больше показателя аналогичного периода прошлого года, при этом эксперты прогнозируют загруженность отелей курорта летом - в основной сезон - на 7090% [8]. Краснодарский край рассчитывает принять в 2021 г. до 18 млн туристов, восстановив показатели прошлых лет [9]. Объем платных услуг коллективных средств размещения в Республике Бурятия в июле 2020 г. превысил значение июля 2019 г. на 7,3% [10].
Таким образом, можно предположить, что пандемия СОУГО-19 и введенные в связи с ней правительством РФ ограничения на международные поездки, послужили мощным импульсом для развития внутреннего туризма в России, что дает шанс туристской сфере стать одной из важных сфер социально-экономической деятельности страны. Однако запрет на международные перелеты нельзя рассматривать единственно верной и эффективной мерой государственной поддержки внутреннего туризма. Роль государства в управлении и развитии туристской сферы, которая резко выросла в период пандемии, остается наиважнейшей для развития данного вектора восстановления сферы туризма. Важную роль играет и нацеленность самих участников российской туристской индустрии на долгосрочное и устойчивое развитие внутреннего туризма, а не получение краткосрочных выгод. Перспективные механизмы развития внутреннего туризма в России будут предметом изучения данной статьи.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ДИСКУССИЯ
Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет констатировать, что к настоящему времени разработан достаточно обширный перечень возможных мер поддержки сферы туризма, ряд из которых уже успешно реализован на практике [11-20].
В 2020 г. UNWTO создала информационную платформу (UNWTO TOURISM DATA DASHBOARD), призванную обобщить имеющуюся практику и обеспечить обмен опытом в отношении мер, предпринимаемых правительствами и международными и региональными организациями для устранения последствий COVID-19. Платформа объединяет 220 стран и территорий мира, а также более 30 международных и региональных организаций. Все предпринимаемые меры сгруппированы по разделам: фискальная политика, монетарная политика, заня-
тость и трудовые навыки, мониторинг рынка, государственно-частное партнерство, меры для рестарта туризма, внутренний туризм и др. [21].
По состоянию на март 2021 г. в DATA DASHBOARD UNWTO присутствует информация по следующим блокам возможных мер поддержки сферы туризма в России: фискальная политика, монетарная политика, занятость и трудовые навыки, меры для рестарта туризма. Более подробно перечень мер по названным блокам представлен в табл.2.
Как видим, на информационной платформе UNWTO TOURISM DATA DASHBOARD информация об используемых в России мерах поддержки внутреннего туризма отсутствует.
Вместе с тем правительством РФ был осуществлен определенный перечень мер, направленных на поддержку внутреннего туризма в России (табл.3).
Таблица 2. Меры по поддержки сферы туризма в России в соответствии с DATA DASHBOARD UNWTO [21] Table 2. Measures to support the travel and tourism sector in Russian Federation in with DATA DASHBOARD UNWTO [21]
Вид мер Описание
Монетарная политика Создание правительством Антикризисного фонда на 300 миллиардов рублей. Внесение изменений в Бюджетный кодекс, гарантирующих поддержку экспортной продукции. Предоставление субсидий кредитным организациям для отсрочки возврата кредита МСП (5 млрд руб.). Каникулы по потребительским кредитам и ипотеке, право временно прекратить обслуживание долга и перенести его на другой срок тем, чей ежемесячный доход снизился более чем на 30%. Создание гарантийного фонда для реструктуризации кредитов, предоставленных пострадавшим компаниям. Капитализация правительством региональных микрофинансовых организаций для предоставления льготных кредитов максимальному количеству МСП. Мораторий на проверки МСП, в том числе налоговыми и таможенными службами.
Занятость и трудовые навыки Поддержка малообеспеченных семей в виде субсидий и поддержки семей с детьми в возрасте от 3 до 7 лет. (136 млрд руб.). Размер ежемесячного пособия по безработице увеличен с 8 000 руб. до размера МРОТ в 12 130 руб. Всем семьям, имеющим право на получение материнского капитала, дается дополнительно 5000 руб. в месяц на каждого ребенка в возрасте до трех лет. Для сохранения рабочих мест Министерство труда и социальной защиты разработало пакет трудовых мер поддержки рынка с целью создания временных возможностей трудоустройства для работников, которые подвергаются риску увольнения или перехода на неполный рабочий день. Правительство предоставило возможность для повышения квалификации и обучению / стажировке тем, кто находится под угрозой увольнения.
Продолжение таблицы 2
Вид мер Описание
Повышение оплаты труда медперсонала, а также инспекторов по охране труда и технике безопасности.
Лица, находящиеся на карантине, должны получать больничные и отпускные в размере не менее минимальной заработной платы до конца 2020 г. Для тех, кто потерял работу после 1 марта 2020 г., в том числе для индивидуальных предпринимателей, стандартное пособие по безработице соответствует 5 МРОТ; до конца августа минимальное пособие по безработице увеличено втрое; а также продлено право на его получение еще на 3 месяца; максимальное пособие по безработице, которое было увеличено в марте 2020 г., до МРОТ останется на том же уровне в 2021 г.
Субсидирование процентных ставок для МСП (малого и среднего предпринимательства) и системообразующих предприятий.
Налоговые отсрочки для наиболее пострадавших компаний по большинству налогов. Отсрочка социальных отчислений для МСП в пострадавших секторах на 6 месяцев (продлена еще на три месяца для некоторых отраслей); сокращение социальных отчислений для МСП на заработную плату сверх МРОТ.
Налоговые каникулы по всем налогам (без НДС) и социальные отчисления за 2 квартал для МСП, индивидуальных предпринимателей и НПО, предоставляющих социальные услуги.
Фискальная политика Зарегистрированные самозанятые получат возмещение своих налогов за 2019 г. и частичное возмещение своих налогов за 2020 г. Снижен возрастной ценз возникновения права на регистрацию в качестве самозанятых с 18 до 16 лет. Индивидуальные предприниматели получили частичное возмещение своих социальных взносов.
Отсрочка арендной платы на всех уровнях государственного управления до конца года плюс нулевая арендная плата на федеральном уровне за три месяца для МСП в пострадавших отраслях.
Бюджетные субсидии для МСП в затронутых отраслях промышленности для покрытия заработной платы по ставке одного МРОТ на одного сотрудника за два месяца плюс субсидируемая и простительная (при условии сохранения занятости) ссуда для всех предприятий пострадавших отраслей на выплату МРОТ за 6 месяцев. В 2021 г. предприятия в отдельных отраслях, такие как рестораны, отели, досуг и развлечения, получат субсидированные (но непростительные) ссуды для оплаты МРОТ за 12 месяцев, при условии сохранения работы сотрудникам. Гарантированные ссуды МСП затронутым отраслям. Субсидии авиакомпаниям, аэропортам, автопроизводителям и др. Рекапитализация государственного банка, авиакомпаний и институтов развития. Расширение права на субсидированное ипотечное кредитование.
Возобновление полетов в соседние страны Беларусь, Казахстан и Киргизию и с 27 сентября возобновит полеты в Южную Корею. Гражданам и постоянным жителям этих стран будет разрешен въезд в Россию по воздуху. КПП и россияне также смогут без ограничений въезжать в эти страны.
Решение о возобновлении авиасообщения между Россией и Японией на взаимной Меры для рестарта основе вступило в силу 1 ноября 2020 г. В столицу Японии выполняется два рейса туризма из Москвы и один из Владивостока. Перевозчик - крупнейшая авиакомпания России
- ПАО «Аэрофлот - российские авиалинии».
Открытие границ для иностранных студентов, имеющих два отрицательных теста на коронавирус.
16 февраля 2021 г. объявление о постепенном возобновлении полетов.
Следует отметить, что по оценкам представителей туристской индустрии, предпринимаемые правительством РФ меры, направленные на под-
держку внутреннего туризма, оказались достаточно эффективными. В частности, объемы продаж федеральных туроператоров - членов АТОР в ходе акции с кешбэком (октябрь-декабрь 2020 г.)
существенно выросли по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Так, объемы продаж туров по России у туроператора «Дельфин» в годовом выражении выросли на 32%, АЛЕАН - на 65%, «Спектрум» - на 40%, «Мастерская Путешествий» - на 100%, «Интурист» и «Русский Экспресс» - более чем на 100%. Туроператоры TUI Россия, Coral Travel, PEGAS Touristik, ANEX Tour анонсировали, что объемы продаж туров по РФ за период акции выросли от 3 до 10 раз [22]. Согласно оценкам Ростуризма, только за первые четыре дня третьего этапа программы кешбэка (март-июнь 2021 г.), объем спроса туристов на туры по России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ В июне 2020 г. Федеральное агентство по туризму перешло в прямое подчинение Правительству РФ, что свидетельствует, с одной стороны, признание сферы туризма одним из важных секторов российской экономики, с другой - осуществление тесного взаимодействия государства и бизнеса в решении проблемы восстановления отрасли [24, 25]. Важность координации и взаимодействия стейкхол-деров туристской сферы для поиска возможных путей выхода из острых кризисов отмечается и исследователями [5, 24-26]. Вместе с тем, старые проблемы, тормозящие развитие туристской сферы в
составил более 1 млрд руб. [23]. Важным, если не основным для некоторых компаний, фактором общего прироста практически все участники считают значительное сужение выбора зарубежных направлений для отдыха и опасения туристов, что свидетельствует о кратковременном воздействии предпринятых мер и прогнозируемое снижение их эффективности в постпандемийный период. Кроме того, следует отметить, что предпринятые Правительством РФ экстренные меры в большей степени были направлены на поддержку национальной экономики в целом, а не сферы туризма в частности.
России на фоне пандемии COVID-19 только обострились. В сложившихся условиях особенно значимой стала необходимость объединения усилий стейкхолдеров туристской сферы для разработки и реализации стратегий, позволяющих ответить на достаточно жесткие вызовы, перейти от тактики «максимизации сиюминутной прибыли» к стратегии устойчивого развития внутреннего туризма, системного подхода к управлению отраслью с учетом интересов всех стейкхолдеров туристской сферы на основе единых норм и правил, позволяющих сбалансировать интересы всех участников.
Таблица 3. Меры поддержки внутреннего туризма в России Table 3. Measures to support domestic tourism in Russian Federation
Вид мер Описание
Внутренний туризм 3,5 млрд. руб. было выделено туроператорам на компенсацию затрат по невозвратным тарифам на авиаперевозки. Освобождение туроператоров от взносов в резервный фонд «Турпомощь» в 2020 г. Мораторий на банкротство и взыскание убытков. Налоговые каникулы в виде отсрочки уплаты налогов, сборов, страховых взносов на срок от 3 до 6 месяцев. Арендные каникулы, по которым арендаторы получают отсрочку уплаты арендных платежей, если арендодателем является государство или муниципалитет и вправе требовать отсрочки от арендодателей иных организационно-правовых форм. Автоматическое продление действия лицензий и разрешений, которые заканчиваются в период с 15 марта по 31 декабря 2020 г. Беспроцентные кредиты на выдачу заработной платы на полгода при соблюдении определенных условий (срок деятельности от года, сохранение штата работников). Субсидии от государства в размере 12130 руб. субъектам малого и среднего бизнеса, при условии сохранения численности штата и отсутствия долгов по налогам. Бонусная программа Ростуризма и карты «Мир», стартовавшая в августе 2020 г. и предполагающая возвращение российским покупателям части затрат на покупку услуг внутреннего туризма. С 21 по 28 августа 2020 г. максимальная сумма кэшбэка составляла 15 тыс. руб. на поездки, оплаченные онлайн картой «Мир» и запланированные на период до 20 декабря 2020 г. С 15 октября по 5 декабря 2020 г. максимальная сумма кэшбэка увеличилась до 20 тыс. руб. за оплату одной поездки по России до 10 января 2020 г. В 2021 г. программа распространилась еще на два периода, в нее попали поездки по России, осуществляемые с 18 марта по 15 июня и с 16 июня по 31 июля. Ограничение регулярных авиасообщений с Турцией с 12 апреля 2021 г. до двух рейсов в неделю, а также с Танзанией. Поддержка развития внутренних регулярных авиасообщений и чартерных рейсов в России [12].
ЛИТЕРАТУРА
1. UNWTO (2021). Tourism and covid-19 - Unprecedented economic impacts. https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts.
2. Covid-19 and tourism - an update - UNCTAD. https://un-ctad.org/system/files/official-document/ditcini2021d3_en_0.pdf.
3. Распоряжение правительства РФ №872-р от 05.05.2018 г. Концепция федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2019-2025 гг.)». СПС КонсультантПлюс.
4. Федеральная служба государственной статистики. https://rosstat.gov.ru/emiss/.
5. Шерешева М.Ю. Индустрия туризма: последствия пандемии и условия развития. Профессорский журнал. Серия: Рекреация и туризм. 2020. № 2(6). С. 30-45. DOI: 10.18572/2686-858X-2020-2-6-30-45.
6. Рубцова Н.В. Влияние современных экономических кризисов на эффективность функционирования сферы ту-ристско-рекреационных услуг регионов Прибайкалья. Региональная экономика: теория и практика. 2018. Т. 16. №7 (454). С. 1376-1390.
7. Внутренний туризм РФ в 2021 году может увеличиться на 10-15%. https://tass.ru/ekonomika/10836329.
8. Тужба А.А., Тужба Е.А. Влияние COVID-19 на туризм в Сочи. Экономика и бизнес: теория и практика. 2021. №3-2 (73). С. 184-186. DOI: 10.24412/2411-0450-2021-3-2-184-186.
9. Арутюнова А.Е., Горлова Е.А., Механошина И.А. Проблемы сохранения инфраструктуры детского отдыха Краснодарского края в условиях пандемии. Муниципальная академия. 2021. № 1. С. 218-229. DOI: 10.52176/ 2304831X_2021_01_218.
10. Максанова Л.Б.Ж., Дугарова Т.Б., Кауров И.А. Туризм и пандемия COVID-19: опыт и уроки Республики Бурятия. Вестник Бурятского государственного университета. Экономика и менеджмент. 2021. № 1. С. 62-71. DOI: 10.18101/2304-4446-2021-1-62-71.
11. Меняйлов А.А., Дмитриева Л.С. Внутренний туризм на кавказских минеральных водах в период COVID-19. Научный результат. Технологии бизнеса и сервиса. 2020. Т. 6. №2. С. 32-40. DOI: 10.18413/2408-9346-2020-6-2-0-3.
12. Пузанов А.В., Андреева И.В. Алтайский туризм в условиях пандемии COVID-19: от вызовов к выгодам. Известия Алтайского отделения Русского географического общества. 2020. № 3(58). С. 78-88. DOI: 10.24411/24101192-2020-15807.
13. Ржепка Э.А О развитии туристско-гостиничного бизнеса в Иркутской области. Baikal Research Journal. 2017. Т. 8, № 1. DOI: 10.17150/2411-6262.2017.8(1).10.
14. Баженова В.С. Вопросы взаимодействия государства и бизнеса в процессе регионального развития. Известия Байкальского государственного университета. 2011. № 3 (77).
15. Швец И. Ю. Направления пространственного инновационного развития. Baikal Research Journal. 2016. Т. 7. № 4. DOI: 10.17150/2411-6262.2016.7(4).11.
16. Швец И.Ю. Сфера туризма во время пандемии COVID-19. Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. 2020. Т. 5. № 4. С. 7-15. DOI: 10.24411/25000365-2020-15401.
17. Леонидова Е.Г. Туризм в России в условиях COVID-19: оценка экономического эффекта от стимулирования спроса для страны и регионов. Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2021. Т. 14. № 2. С. 59-74. DOI: 10.15838/esc.2021.2.74.4.
REFERENCES
1. UNWTO (2021). Tourism and covid-19 - Unprecedented economic impacts. https://www.unwto.org/tourism-and-covid-19-unprecedented-economic-impacts.
2. Covid-19 and tourism - an update - UNCTAD. https://un-ctad.org/system/files/official-document/ditcinf2021d3_en_0.pdf.
3. Order of the Government of the Russian Federation N872-r of 05.05.2018. The concept of the federal target program "Development of domestic and inbound tourism in the Russian Federation (2019-2025)". (in Russian).
4. Federal State Statistics Service. https://rosstat.gov.ru/emiss/. (in Russian).
5. Sheresheva M.Yu. The tourism industry: the consequences of the pandemic and the conditions for development. Professors' journal. Series: Recreation and Tourism. 2020. N 2(6). Р. 30-45. DOI: 10.18572/2686-858X-2020-2-6-30-45. (in Russian).
6. Rubtsova N.V. The influence of modern economic crises on the efficiency of the functioning of the sphere of tourist and recreational services in the regions of the Baikal region. Regional economy: theory and practice. 2018.Vol. 16. N 7(454). Р. 1376-1390. (in Russian).
7. Domestic tourism of the Russian Federation in 2021 may increase by 10-15%. https://tass.ru/ekonomika/10836329. (in Russian).
8. Tuzhba A.A., Tuzhba E.A. Impact of COVID-19 on tourism in Sochi. Economy and business: theory and practice. 2021. N 3-2 (73). P. 184-186. DOI: 10.24412 / 2411-0450-2021-32-184-186. (in Russian).
9. Arutyunova A.E., Gorlova E.A., Mekhanoshina LA Problems of preserving the infrastructure of children's recreation in the Krasnodar Territory in a pandemic. Municipal Academy. 2021. N 1. P. 218-229. DOI: 10.52176/2304831X_2021 _01_218. (in Russian).
10. Maksanova L.B. Zh., Dugarova T.B., Kaurov I.A Tourism and the COVID-19 pandemic: experience and lessons of the Republic of Buryatia. Bulletin of the Buryat State University. Economics and Management. 2021. N 1. P. 62-71. DOI: 10.18101/2304-4446-2021-1-62-71. (in Russian).
11. Menyailov A.A., Dmitrieva L.S. Domestic tourism in the Caucasian mineral waters during the COVID-19 period. Research Result. Business and service technologies. 2020.Vol. 6. N 2. P. 32-40. DOI: 10.18413 / 2408-9346-2020-6-2-0-3. (in Russian).
12. Puzanov A.V., Andreeva LV. Altai tourism in the context of the COVID-19 pandemic: from challenges to benefits. News of the Altai Branch of the Russian Geographical Society. 2020. N 3(58). P. 78-88. DOI: 10.24411 / 2410-1192-202015807. (in Russian).
13. Rzhepka E.A. On the development of the tourist and hotel business in the Irkutsk region. Baikal Research Journal. 2017. T. 8, N1. DOI: 10.17150 / 2411-6262.2017.8 (1).10. (in Russian).
14. Bazhenova V.S. Issues of interaction between the state and business in the process of regional development. Bulletin of the Baikal State University. 2011. N3(77). (in Russian).
15. Shvets I. Yu. Directions of spatial innovation development. Baikal Research Journal. 2016. T.7. N4. DOI: 10.17150 / 2411-6262.2016.7 (4).11. (in Russian).
16. Shvets LYu. The sphere of tourism during the COVID-19 pandemic. Physical culture. Sport. Tourism. Motor recreation. 2020.T. 5. N 4. P. 7-15. DOI: 10.24411/2500-03652020-15401. (in Russian).
17. Leonidova E.G. Tourism in Russia under COVID-19: Assessing the Economic Effect of Stimulating Demand for the Country and Regions. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2021. Vol. 14. N 2. P. 59-74. DOI: 10.15838/esc.2021.2.74.4. (in Russian).
18. Макринова Е.И., Лысенко В.В., Рыбочкина Е.А. Формирование активной политики государства в сфере поддержки индустрии туризма в условиях кризиса. Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2020. № 4 (83). С. 27-41. DOI: 10.21295/2223-56392020-4-27-41.
19. Духовная Л.Л., Кицис В.М., Прохорова О.В. Гостиничный бизнес в условиях пандемии - эпоха глобального кризиса и перемен. Сервис в России и за рубежом. 2021. Т. 15. № 1 (93). С. 142-151. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-142-151.
20. Пониматкина Л.А. Туристский бизнес в ситуации пандемии COVID-19: проблемы и последствия. География и туризм. 2020. № 1. С. 26-30.
21. UNWTO Global Tourism Dashboard (2020). https://www.un-wto.org/covid-19-measures-to-support-travel-tourism.
22. Туроператоры подвели итоги «второй волны» кешбэка. https://www.atorus.ru/news/press-centre/new/53599.html.
23. Ростуризм сообщил о купленных россиянами турах с кешбэком на 1 млрд руб. https://www.rbc.ru/rbcfree-news/6058934a9a79476f685a924e.
24. Рубцова Н.В. Кластер как форма сетевого взаимодействия в сфере туристско-рекреационных услуг региона (эмпирическое исследование на примере регионов России). Вестник Томского государственного университета. Экономика. 2020. № 50. С. 168-183. DOI: 10.17223/19988648/50/12.
25. Рубцова Н.В. Координационный механизм как фактор повышения социально-экономической эффективности туристской деятельности. Сервис в России и за рубежом. 2014. № 8 (55). С. 85-97. DOI: 10.12737/8251.
26. Морозов М.А., Рубцова Н.В. Влияние туризма на устойчивое социально-экономическое развитие региона. В сб. «Цивилизация знаний: российские реалии». 17 Междунар. науч. конфер. 2016. С. 240-243.
18. Makrinova E.I., Lysenko V.V., Rybochkina E.A. Formation of an active state policy in the field of support of the tourism industry in a crisis. Bulletin of the Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. 2020. N 4(83). P. 27-41. DOI: 10.21295/2223-5639-2020-4-27-41. (in Russian).
19. Dukhovnaya L.L., Kitsis V.M., Prokhorova O.V. Hotel business in a pandemic - an era of global crisis and change. Service in Russia and abroad. 2021. T. 15. N 1(93). P. 142-151. DOI: 10.24412/1995-042X-2021-1-142-151. (in Russian).
20. Ponimatkina L.A. Tourism business in the situation of the COVID-19 pandemic: problems and consequences. Geography and tourism. 2020. N.1. P. 26-30. (in Russian).
21. UNWTO Global Tourism Dashboard (2020). https://www.un-wto.org/covid-19-measures-to-support-travel-tourism.
22. Tour operators have summed up the results of the "second wave" of cashback. https://www.atorus.ru/news/press-cen-tre/new/53599.html. (in Russian).
23. Rosturizm reported that Russians bought tours with a cash-back of 1 billion rubles. https://www.rbc.ru/rbcfree-news/6058934a9a79476f685a924e. (in Russian).
24. Rubtsova N.V. Cluster as a form of network interaction in the field of tourist and recreational services in the region (empirical research on the example of Russian regions). Bulletin of the Tomsk State University. Economy. 2020. N 50. P. 168-183. DOI: 10.17223/19988648/50/12. (in Russian).
25. Rubtsova N.V. Coordination mechanism as a factor in increasing the socio-economic efficiency of tourist activity. Service in Russia and abroad. 2014. N 8(55). P. 85-97. DOI: 10.12737 / 8251. (in Russian).
26. Morozov M.A., Rubtsova N.V. The impact of tourism on the sustainable socio-economic development of the region. «The civilization of knowledge: Russian realities». Materials of the 17 International Scientific Conference. 2016. P. 240-243. (in Russian).
Поступила в редакцию 04.07.2021 Принята к опубликованию 19.07.2021
Received 04.07.2021 Accepted 19.07.2021