Научная статья на тему 'Памятники Снетогорского монастыря по описи 1584-1588 годов'

Памятники Снетогорского монастыря по описи 1584-1588 годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сарабьянов Владимир Дмитриевич, Тычинская Полина Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятники Снетогорского монастыря по описи 1584-1588 годов»

ПУБЛИКАЦИИ

В.Д. Сарабьянов

Памятники Снетогорского монастыря по описи 1584-1588 годов1

В Российском Государственном архиве древних актов, в фонде Поместного приказа, хранится внушительная по своему объему рукопись 1580-х гг., которая содержит ценнейшие сведения по церковным памятникам Псковской земли2. Эта рукопись, составленная комиссией писцов во главе с Г.И.Мещаниновым-Морозовым и И.В.Дровниным, представляет собой подробное описание Псковского уезда после завершения опустошительной Северной войны и осады Пскова, которая была снята в 1581 г. Текст этой обширной рукописи неоднороден по степени своей подробности, но важнейшим его преимуществом является наличие в нем описей церковного имущества, которые дают уникальный комплекс информации по состоянию архитектуры и росписей, составу иконного убранства, церковного шитья, предметов декоративно-прикладного искусства, библиотек и пр. Материал столь обширен, что его освоение, начавшееся еще в начале XX в., займет многие годы3. Так, Н.М. Чернышёв в своем исследовании о технике древнерусской фрески, говоря о росписях собора Снетогорского монастыря, пишет: «Л.А. Творогов, научный сотрудник Псковского музея, сообщает [...] следующее: «В писцовой книге по Псковскому уезду писцов Гр. Ив. Мещанинова-Корозова и Ив. Вас.Дровнина 1584-1587 гг., в копии XVIII в., в лист, хранящейся ныне в архиве Министерства юстиции под № 830, в описании Кривовицкой губы Вельской засады, на листах 370об.-400 помещено описание Снетогорского монастыря. На листе 370об. читаем: «...монастырь Снетная гора, а на монастыре церковь Рождество Богородицы каменная, а была подписана, а ныне обелена, потому что испорчена в войну ...» [Чернышёв, 1954. С. 33].

1 Подготовленокпубликации П.А.Тычинской.

2 РГАДА. Ф. 1209: Поместный приказ. Оп.1, Ч.1.Д.830: Писцовые книги по Псковскому уезду Г.И. Мещанинова-Морозова и И.В. Дровнина, 1584-1588 гг.

3 РГАДА. Ф.1209, кн. 827, 830. Тексты инвентарных описей храмового имущества готовятся к научному изданию Е.Б.Французовой. О комплексе материалов писцового описания Г.И.Мещанинова-Морозова и И.В.Дровнина и егодатировке см.: [Города России XVI века, 2002. С. ХХУ!-ХХ!Х; Французова, 2002. С. 337-339].

Поскольку Н.М.Чернышёв не ссылается на какое-то издание, и можно предположить, что Л.А.Творогов сообщил ему об этом в письме, что подтверждается одной мелкой ошибкой-опиской: писца Мещанинова-Морозова Чернышёв называет Корозовым. Это примечание в книге Н.М.Чернышёва увидело свет в 1954 г., но в отношении изучения и публикации этого удивительного по своей содержательности документа изменилось с тех пор незаслуженно мало. Между тем описание Снетогорского монастыря содержит в себе чрезвычайно богатую информацию, которая приобретает особую ценность и осмысленность благодаря плодотворным изысканиям последних десятилетий. В первую очередь это касается комплексной реставрации архитектуры и стенописи монастырского собора Рождества Богородицы, в свете которой этот выдающийся памятник предстает перед нами в новом облике. Разнообразные научные публикации памятников средневекового псковского искусства, связанных со Снетогорским монастырем, в том числе с некоторыми из тех, которые фигурируют в этой описи, получают важное документальное подтверждение и развитие. Данные, почерпнутые из этого документа, существенно дополняют те выводы, которые делались в этих исследованиях, а также дают богатый дополнительный материал для дальнейшего изучения средневекового Пскова.

РГАДА. Ф. 1209: Поместный Приказ.Оп.1,ч.1.Д. 830: Писцовая книга по Псковскому уезду, составленная Г. И. Мещаниновым-Морозовым и И. В. Дровниным, 1584-1587 гг.

Л. 370об.-400: Опись Снетогорского монастыря:

Л. 370 об.:

Манастырь Снетная гора, а на монастыре церковь Рожество Пречистые Бдцы каменная, а была (л. 371) подписана, а ныне обелена, потому что испорчена в войну. А на церкве крест железной клащи, яблоко, медяны золочены. А у церкви притвор каменн. А в церкве у Рожества Пречистые Бдцы в олтаре на престоле индитя бархат червчат золотной на цениской земли, а покровец отлас желт узорчат. Да в олтаре икона выносная Воплощение Пречистые Бдцы, обложены басмы серебряны золочены, а назат той же иконы написан образ Иван Богослов. Да у той же икона гривна серебряна, да колтики серебряны позолочены, да обруч серебрян в дву половинках, да начелник, да ряса, пелена бархат цветной з золотом, а у пелены (л. 371 об.) дватцать пугвиц медяных золочены. Да у той же иконы две гривны серебряны витые, одна золочена, а другая бела. Да на тяблах Деисус болшой стоячей, полу семи пяди, обложен басмы серебряны золочены. А в Деисусе образов: образ Спасов на престоле, кузни крест круглой под хрусталем, серебром обложен сканью на чепочке серебряной, да две прониски серебряны золочены. Образ Пречистые Бдцы, кузни у образа крест аспиден с науголники, серебром обложен, на чепочке на серебряной, да две прониски серебряны. Образ архангела Михаила, кузни

крест серебрян золочен на серебряном пруту. Апостол Петр, у апостола крест серебрян, обложен, (л. 372) да две прониски серебрены золочены. Образ Ивана богослова, а на нем крест серебрян на серебряном пруту. Образы Василеи велики, Григорей богослов, Алексей митрополит, Леонтей ростовский епископ, Герасим преподобны, Семион столпник. А по другую сторону Спасова образа Иван Предтеча, кузни крест серебрян глаткой, тощ, золочен, на серебренной чепочке, а на нем резаны страсти Христовы, а на зади Яков Заведеов. Ар-ханьгел Гавриил, а у архангела крест камен синь, а науголники серебряны, обложены, золочены, да две прониски серебряны золочены. Апостол Павел, а у него крест древян, серебром обложен. А в кресте (л. 372 об.) четыри камешки простых на серебряном пруту. Апостол Фома, а у него кузни крест каменн, серебром обложен, прониски серебряны. Иван златоуст, а у него крест серебрян волячен,золочен, с пронисками, на медяном пруту. Никола чудотворец, а у него крест симоколонье, серебром обложен сканью, на серебряном пруту. Петр митрополит, Сергей преподобный, Варлам худынский, Алимп столпник. Да на тябле ж над Деисусом празники Гдские, икона четырех пядей, обложены басмы серебряными, золочены. В праздникех: Воскресение Христово, Испытание ребр Гдьних, Явися ангел Гднь женам мироносицам, и дня рослаблен-наго, Преполовение Гсподне, (л. 373) Беседа Гдня с самарянынею, Вознесение Гсдне, Сошествие Стаго Духа, Троица живоначалная, Успение Пречистые Богородицы, а по другую сторону Воскресения Христова страсти Христовы: Вход во Иерусалим, Лазорево Воскресение, Преображение Гсдне, Богоявление Гсдне, Стретение Гсдне, Рожество Христово, Благовещение Пречистые Богородицы, Рожество Пречистые Бдцы, Воздвижение честнаго креста. Да на тяблех пророки, обложены басмы серебряными, золочены, получетверты пяди. А в пророцех: образ Воплощение Пречистые Бдцы, а у него обруч серебрян в дву половинках, золочен. А по другую сторону Воплощения Пречистые Богородицы: Давыд пророк, Гедеон пророк, Моисей пророк, Даниил (л. 373 об.) пророк, Аввакум пророк, Иеремей пророк, Михей пророк, Илья пророк, Елисей пророк. По другую сторону царь Соломон, Иона пророк, Нафан пророк, Иезекеил пророк, Малахея пророк, Исаиа пророк, Наум пророк, Ияков пророк, Захария пророк. Да над пророцы верху крест древян, страсти Христовы, обложены басмы серебряны, золочены, осьми пядей.

Двери царские, сень резана позолочена. Да праваго крылоса у царских дверей образ Рожество Пречистые Бдцы, местной, семи пядей. А верхнем ряду писан во облацех Саваоф в силах. Да на четырех местех Достойно в дея-ньях, а около образа поля обложены басмы, серебряны золочены. А меж мест и в серетках на дцках на серебряных резь золочена свинифть, (л. 374) а венцы у всех стых сканные золочены с винифте. Да на полях же образы четыре золотых да два менших, один корзатой, а четвертой уголской, дя пять плащей серебряных, да пять пронизок серебряных. А в плаще по пяти камешков простых. Да четыре креста, да пронизок пять позолочены. Крест золот, а на нем вырезано Распятие Гсдне, да другой крест аспиден, науголники серебряны, обложены, на нем Распятие Гсдне да крестъ силы но и с резь на обе

стороны, серебрян, обложен сканью. Да крест серебрян позолочен, да на нем же образе у Анны. Крест мамонтов кован серебрян, обложен сканью, резан на сть. Стороны позолочены, а глава у креста серебряна. Да пелена у Пречистые бархат на золоте, опушка бархатом (л. 374 об.) синим золотным. А на пелене крест, тритцать два плаща серебряных золоченых. А около плащей обнизи жемучжные. Да подле того образа икона Троица Живоначалная семи пядей, в деяни, обложена басмы серебряны золочены, а венцы серебряные сканые золоченые, обнизаны жемчугом. Да в венцех же в гнездех шесть каменьев яхонты сини и лазоревы, да три бегеть. Да шесть червцев. Да венеса лазоревая, а у ней крест круглой под хрусталем, серебром обложен сканью. Две пронискит серебряные на чепочке серебряной. Да крест силоночье, а на нем шесть празников, а назади креста Михаил Архангел, обложен серебром сканью, золочен, (л. 375) Да крест мамонтава кость, два на десять празников резаны на обе стороны, обложен серебром сканью, глава серебряная ж. Да у Троицы в деяньях ж в угле образ Спасов пятница, обложен серебром, басмы золочены. Да у тое ж иконы гривна серебряна золочена сканная, а в не три камени золочены. А пелена у той иконы бархот шелков синь да черчат на золоте, опушена бархат зелен на золоте. А крест на пелене тритцат один плащ, серебряны золочены. А около креста плащы обнизь и слова жемчужные. Да подле Троицы икона семи пядей деяне из Бытия, обложена басмы серебряны золочены, (л. 375 об.) пелена у образа бархат таусинен на золоте, пущена бархатом зеленым рытым. Да у праваго крылоса у церковных у стороньних дверей за дверми образ Пречистые Бдцы Одигитрие на золоте, месная, семи пядей. Да над тем образом вверху на тяблех образ семи пядей на празелени Пречистая Бдца на престоле, а по сторонам Никола чудотворец, да Егорей великомученик. Да двери у кутеиника благоразумны разбойник Дизман. Да на кутеиными дверми образ в киотце икона О Тебе радуется, иконы Живоначал-ныя Троицы, икона, а на ней десять новых чудотворцев. А на другой стороне шесть стых в том же киотце. Да против леваго крылоса икона Пречистые Бдцы (л. 376) Адигитрие семи пядей, корсуньское письмо, обложена басмы серебряны позолочены, а по сторонам у Пречистые Бдцы в главе два ангела с кадилы, венцы серебряные сканные золочены с камением. Да у Пречистой на том же образе два креста каменьные серебряны золочены. Да понагея серебряна золочена. Да манисто семь плащей серебряны с прониски. До ... ли (долакли?) а на них резан Деисус с финифвты позолочены. Да на том же образе у Христа два плаща золоты, резаны с чернью. Да понагея серебром обложена, золочена, с сапфиром. Пелена у иконы бархат черчат на золоте, опушена бархатом зеленым золотным. А на пелене крест тритцат плащей серебряны золочены, а около плащей обнизь и слава жемчужные. Да подле того образа икона (л. 376 об.) местная Похвалы Пречистые Бдцы, семи пядей, в ыкосех, на золоте. Пелена у образа бархат черн на черчатой земле. Золотом опушена, бархатом зеленым рытым. Да подле тое иконы образ страстотерпцы Христовы Бориз и Глеб, семи пядей, а обложен басмы серебряны золочены, венцы сканые золочены, а кузни у той иконы два креста аспидных, по углам

обложены серебром на серебряных прутех. Пелена у иконы бархат таусинен на золоте, опушка бархат зеленый рытый.

Да у левого крылоса над церковными над сторонними дверми на тяблех образ Пречистые Бдцы Одигитрие на празелене, местная, семи пядей. Да подле того образа плащаница на полотне Положение Гсда Бга и Спаса нашего Иисуса Христа (л. 377) во гробе. Да над северскими дверми Деисус на золоте на семи дцках. Да у левого крылоса на стороне на соборном месте образ Пречистые Бдцы Одигитрия на золоте, четырех пядей, а у него гривна серебряна золочена. Да подле того образа образ Пречистые Бдцы Воплощение на празелене, локотная. Да за левым крылосом образ Николы чудотворца в деянии, на золоте. Да за игуменском местом образ Пречистые Бдцы Одигитрия, пят пядей, обложен в киоте басмы серебряны золочены, венцы сканные серербряны золочены, с каменьем. Пелена у иконы бархат червчат на золоте, а около опушен бархатом зеленым золотным. Да на том же иконе у Пречистые ряса жем-чужьком и з бисером зеленым на червчатой камочке. (л. 377 об.) Да за правым крылосом образ на прозелени семи пядей Похвала Пречистые Богородицы со младенцем на престоле, а около в главах архангел Михаил да Гавриил. Да по правую сторону Иван богослов, Еуфимей великий, Феодоси великий, да по другую сторону Никола чудотворец, Герасим иже на Иердане, Никон преподобны. Да в олтаре образ пятница, обложена басмы серебряны золочены, а на ней писаны четыре стые: Иван богослов, Никола чудотворец, Еуфимей великий, Герасим иже на Иердане. Да над ними Воплощение Пречистые Бдцы. Да в олтаре ж пядница Похвала Пречистые Бдцы на золоте. Да пядница на золоте Успенье Пречистые Бдцы. На празелени пядница образ князь Всеволода. За жертвенником образ локотной (л. 378) на золоте Успение Пречистые Богородицы. Да пядница на золоте Преображенье Спасово. Да подсвечников перед Деисусом деревянных золоченых дватцать один. Да у праздников Гсдских посвечников дватцать позолочены. Да посреди церкви три паникадила медяных лядцких с свечами, у среднего паникадила яйцо струфокамилово, а под ним камень хрусталь, кисть шелкова, з золотом. Да у местных икон девять свеч вощаных болших местных, подписываны д красками. А на них насвещ-ников оловяных семь, да два медяных. Да в поперти образ Ржство Пречистые Бдцы, семи пядей, на золоте, з деяньем, а кузни у образа пять гривен серебряных золочены. Да в киоте двенатцать миней месячных, писаны образы на золоте. Да в паперте ж над церковными дверми (л. 378 об.) иконы пяти пядей: Спас на престоле, на золоте, а по сторонам у Спаса Пречистая да Иван предтеча. Да в церкве у Рожества Пречисты(сты)е (так! — B.C.) Бдцы налойных празников на полотенцах дватцать один в двух киотех. Да в олтаре влагалище в деревяном крест воздвижение, серебром обложен, басмы золочены, с мощ-ми, а на кресте страсти Гсдни литые, а на кресте пять яхонтов, два червчаты, три лазоревых. Да около в дву червчатых яхонтов восмь жемчужин болших, а около трех лазоревых яхонтов двенатцать жемчужин малых. Да около всево креста кругом обнизано жемчугом малым. Да на престоле крест серебрян, золочен, воздвизалной, а на нем (л. 379) камень хрустален под голубчиком. Да

другой крест невелик, басмы серебряны золочены. Да кадило серебряное бол-шое, с каменьем, весу пол пяты гривенки. Да другое кадило серебряное меншо, с каменьем, весу полчетверть гривенки без дву золотников. Да сосуды серебряные: потир да три блюда, звезда с каменьем, лошка, ковш, теплонья, весу в них полсемнатцать гривенки с полу золотником. Да у тех же судов сударь на синей тавте, шит золотом, Спасов образ да четыре евангелисты, венцы обнизь жемчужная. Да другой сударь, на той же тафте шит золотом, Вопло-щенье Пречистые да четыре херувимы. Венцы у Спаса и у Пречистой обнизь жемчужная. Да воздух камка (л. 379 об.) червчата, а на нем кропятый отлас лазорев. Да воздух болшой, отлас бел, з золотом, а около тесма золото прядное, а на нем крест тафта черная. Да артузница древяная, три ангелы, резь на древе, венцы у ангелов серебряны сканы золочены, а в венцех шесть червцов завставочки, три жемчужки половинные, а зарукавья у ангелов обнизаны жемчугом дробным. А подножье у ангелов резаны три львы на древе. А наверх у ангелов понагея серебряна золочена, а на ней резь Воплощенье Пречистые Бдцы. Да четыре гнезда камышки. А около понагеи и камышков обнизь жемчужная дробная, а подножье древяное, обложено тцками серебряными золочены, с почапищом. (л. 380) Да в церкве у Рожества Пречистые Бдцы купель оловянная, держав воду авгусную, весу в ней три пудка и три гривенки. Два блюда оловяных рословских церковных весом одиннацать гривенок. Сосудец булатной, в чем древяное масло держат. Да рукомойник медян, да два шанта медяных. Да тож медян. Да мушарка оловяная, в чем служебное вино держат. Да два укропника медяных. Пелена ветшаная, на тафте шита и плачена, а опушена отласом золотным, что под евангелие стелют. Пелена камка узорчата, что под евангелие стелют. Да пелена на Асафовых мощех, камка золотная, круги болшие на чревчатой земли, ветшана. Пелена камка зеленая, ветчана, что под евангелие стелют. Да убрус черчатый что иконы (л. 380 об.) кладут, да трете убрус тафта зеленая, на выносной иконе, по концом плащы серебряные. Да налой что образы кладут, сорочка камчата, камка черлена испереду, а по трем сторонам отлас лазорев. Рекзы (?) болшиею отлас на золоте, оплечье сажено по отласу жемчугом з дробницами серебряными. Крест на них яхонт лазорев велик, в запоне, около сажен жемчугом. Да другой яхонт синь з жемчугом болшим. А в главе креста камень простой да зерен жемчужны пять около креста, да четыре дробницы серебряны, а около риз круживо вышиты слова по отласу золотым. Стихар камчат бел, подризник оплечье бархат тау-синен, круживо бархат зелен. Патрахель болшая, камка червчата, евангелисты и апслы (л. 381 - почерк XVIII в.) шиты золотом и серебром, а по ней дробницы серебряны обнизаны, евангелисты и апостолы все жемчугом. А пуговицы на ней серебряны дватцат шесть, сканые золочены. Поруч камка червчата, а на ней образ Спасов и Пречистые Бдцы и архангела и апостолы, шиты серебром и золотом, обнизаны все жемчугом. А дробницы по ним серебряны. Дватцать две пугвицы серебряные сканые золочены. А на правом поручье около жемчугов восмнатцат пояс шелков хресчат, а у него четыре кисти сажены жемчугом, ширинка белой камке золотом и шелком зеленым. А шит на ней трепарь

Рожеству Пречистой. Плащаница шита по таусинной камке золотом и серебром и шелки, Положенье во гроб Гда и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, ризы (л. 381 об. - почерк XVIII в.) отлас золотняной на таусинной земле, без оплечья. Около по подолу круживо, шиты слова в травах серебром. Три сударя да поручи, шиты на них образы золотом и серебром и шелки. Ризы камка бела, з золотом кухтер. Оплечье бархат таусинен на золоте, а назад крест Спасов под хрусталем, около дробницы серебряны, вниз четыре камени черчаты, обнизь жемчужная, круживо бархат червчат, на белой земле. Ризы камчаты оплечье бархат бел цветной з золотом, круживо дороги полосаты. Ризы камчаты белы, оплечье бархат золотной, шелк таусинен рыт, около оплечья поясок золотой да два серебряных, а круживо бархат червчат на белой земли. Ризы камка белая, оплечье бархат червчат на золоте, круживо (л. 382) бархат червчат, ветчан, звездки по нем золотом. Ризы камка бела, оплечье бархат червчат з золотом. Ризы камка белая, оплечье бархат червчат, на золоте ж. Ризы камка бела, оплечье бархат зеленой, з золотом, круживо камка зелена на черчатой земле. Ризы камка бела, оплечье бархат зелен, зелен з золотом на черчатой земле, около круживо камка багрова. Патрахель бархат з золотом, таусинен, на ней пятнатцать пугвиц серебряных, а около пояски з золотом серебрены. Патрахель бархат черчат золотом, а на нем восмь пугвиц серебряных. Патрахель бархат зелен з золотом, а на нем восмь пугвиц серебряных. Патрахель бархат зелен з золотом, а на нем восмь пугвиц серебряных. Патрахель бархат таусинен з золотом, пугвиц на ней одиннатцать золоте (л. 382 об.) ветченые. Патрахель бархат зелен з золотом, пугвиц на нем серебряных одиннатца. Патрахель синь з золотом, пугвиц на нем одинатцат серебряные. Патрахель бархат черн з золотом, на рудожелтой земле. Патрахель бархат муравенной зелен, шит узоры розными шелка и золотом. Патрахель бархат таусинен з золотом, пугвиц на нем восмь серебряных. Стихарь диаконской, камка бела, оплече и заркавье бархат черчат з золотом, ветчан. Уларь бархат черчат, з золотом, а на нем три пугвицы серебряных верблены, да десять пугвиц сребряных глатких золоченых. Стихарь диаконской камчат, оплечье бархат червчат з золотом, круживо дороги. Уларь того ж бархату. Ризы безинные, оплечье бархат синь на черчатой земле з золотом. Ризы безинные, оплечье бархат (л. 383) синь на золоте, круживо камка двоеличная. Ризы безинные ж, оплечье бархат синь на золоте. Круживо отлас зелен. Ризы безинные ж, оплечье бархат зелен з золотом, камка двоеличная. Ризы полотняные, оплечье бархат з золотом на зеленой земле, круживо отлас зелен. Ризы полотняные, оплечье бархат черчат з золотом. Ризы полотняные, оплечье бархат на белой земле, круживо дороги полосаты. Патрахель того же бархаты. Стихар диаконской безинен, оплечье бархат синь на черчатой земле з золотом, зарукавье того ж бархату, ветчан. В казне ж был улар бархат на рудожелтой земли, шелк желт. Игумен и казан-чей сказали что тот улар утерялса. Стихарь диаконьской безинен, ветчан. Оплечье и улар бархат черн на черчатой земли. Образщики на уларе три пугвицы серебряны, (л. 383 об.) Стихар ветщан безинен, оплечье бархат черчат, на белой земле. Улар отлас золотной, по краем плащики серебряные. Стихарь

дияконской безинен, оплечье бархат з золотом, на червчатой земле, круживо дороги. Уларь отлас желт, ветчан. Стихарь зенденинен, оплечье камка темно-синяя, опушен зенденью вишневою. Уларь тое ж камки. Два стихаря безинные, ветчаны, подризные, да шесть стихарей подризных полотных, ветчаны. Стихар полотнян, подризной с крашениною, круживо мухояр полосат. Ризы поеные, камка дымчата, оплечье отлас дымчат. Стихорь постной подризной, мухояр багров, оплечье (л. 384) и кружево отлас лазорев. Ризы поеные сатынные, оплечье бархат черн на рудожелтой земле, кружево отлас таусинен. Ризы поеные гарусные, оплечье камка багрова, круживо тавта двоеличная. Ризы поеные гарусные черны, оплечье бархат таусинен. Ризы поеные гарусные, оплечье камка адамашка, багрова. Ризы поеные крашенинные, оплечье камочка. Стихарь диаконской, камка дымчата, оплечье камка желта на таусинной земле, круживо камка зелена. Уларь тое ж камки. Стихарь дияконской поеной гарусной, оплечье камка адомашка. Уларь отлас син напосной. Стихарь поеной подризной зенденинен. Стихарь (л. 384 об.) поеной подризной крашениненой. Ризы камчаты, ветчины, оплечье у них аксамит золот на синем шолку, плащ серебрян позолочен, на нем образ Спасов. Ризы камчаты ветчаны, оплечье на синей камочке, золотой шит крест простой, пять плащей серебряных. Ризы камчаты, ветчаны, поверху и понизу плащы серебряны, обнизаны жемчугом, а крест пять плащей, обнись же. Ризы камчаты крещаты, ветчаны, оплечье кушак гарусной. Ризы тафтяны, ветхи, оплечье шито по верхнему краю, плащы серебряны. Ризы велбужи ветхи, оплечье камочка, крест пять плащей серебряных, обнись жемчужная. Крест снят, на иные ризы положен. Три патра-хели, ветчаны, (л. 385) шиты золотом и шелки, у дву патрахелей обнись жемчужек малой, а у третей патрахелей стителей венцы жемчужные. У одной патрахели у болшои семнатцать пугвиц серебряных клинчаты, а кистных воемь пугвиц серебряны. Патрахель бархат на рудожелтой земле цветной, на ней воемьнатцать акищены, три медяны золочены. Патрахель камочка, ветча-на, желта. Патрахель бархат червчат, ветчан. Две патрахели вседневные, ветчаны, добры, чорньной бархат. Поручи бархат зелен з золотом, поручи бархат таусинен з золотом, опушены бархатом зеленым золотным, а на них шесть-натцать пугвиц серебряных глатких. Поручи бархат таусинен з золотом, (л. 385 об.) Поручи бархат таусинен з золотом, около плетенец серебрян. Поручи бархат зелен, ветчаны. Поручи бархат з золотом назелен, ветчан. Поручи бархат зелен, ветчаны. Четыре поручи ветчаны, бархат бел, а на них был трит-цатьдве пугвицы серебряны золочены. И с тех поручей снято пятнатцать пугвиц, положено на новые поручи что бархат синь, Степановского данья Сухо-бокова. Да четыре поручи ветчаны шиты на таусинной земле. Камочке на червчатой. Поручи ветчаны на бели, а на них воемь пугвиц малых серебряных. Три поручи ветчаны доризные. Два сулка. Поручи ветчаны гарусны. Да два поеса шелковых. Да три пояса шелковых с кистми, черчаты, тесемка (л. 386 -почерк XVIII в.) бел, шолк, да черчат. Ризы камка двоеличная, шелк таусинен да рудожелт, оплечье отлас золотной, на свет лазорев. Опушено оплечье бархатом синим, поясок серебрян, круживо камка зелена. Стихарь миткалинен, диякон-

ской, оплечье буркатель шолк таусинен да рудожелт. А уларь и зарукавье того ж буркателу. Стихарь миткалинен подризной, (л. 386 об. - почерк XVIII в.) оплечье зенденинное, круживо отлас полатово. Стихарь зенденин багров, поеной, оплечье отлас червчат поскойной, круживо отлас светлолазорев. Две патрахели буркателные, шелк таусинен да рудожелт. Патрахел бархат зелен на золоте, кисти у ней шолковые двои, поручи одне камка зелена, а другие шелк таусинен да рудожелт. Ширинка безинна кищена. Две ширинки полотны шелком кищены. (л. 387) Ширинка полотне шита шелком. Ширинка одна, лицо шито гарусом. Ширинка болшая, шита шелком в намет. Ширинка наполотне-на, кищена, шита золотом да серебром, по науголником жемчужки. Ширинка наполтнена, кищена, шита шолком и золотом. Три ширинки ветчаны, неоки-щены. Ширинка белизная, шита розными шелками золотом, накищена. Ширинка полотняна, шита словами, кищена шелком черным. Ширинка безинна, шита шелки золотом. Ширинка полотняна, шита шелком и золотом, кищена. Две ширинки полотняных, шиты шелком и серебром, кищены. Четыре ширинки шиты шелком и золотом, подкищены черным шелком. Две ширинки шиты шелком и золотом, подкищены ж черным шелком, (л. 387 об.) Ширинка шита шелком и золотом, подкищена черным шелком и серебром. Все ширинки на полотне. Две ширинки просты, шиты шелком на полотне. Да в ризнице шесть.

Да в церкве ж у Рожества Пречистые Бдцы две запоны шидяные розными цветы у местных икон против правого крылоса и леваго. Да в церкви ж у Рожества Пречистые Бдцы жудеисуса три завесы шитяные розными цветы немецкими, да алтабасу золотного четыре вершки что осталось у образа бол-шие. Да книг в церкве у Рожества Пречистые Бдцы. На престоле евангелие харатейное в десть апракос, басмы серебряны золочены, а на басмах четыре камени. Да другое евангелие Гарасима (л. 388) преподобнаго на престоле, те-тро в десь, на бумаге. Третье евангелие у Николы чудотворца на престоле, в десть, на бумаге, тедрово, а на нем страсти Гсдние, науголники и евангелисты серебряны, чеканены, золочены. Евангелие тетр на бумаге, в десть, евангелисты и заставицы на золоте. А верхние цки писаны страсти Спасовы. Венцы у Спаса и у Пречистые и у Ивана Богослова серебряны чеканные золочены. А около страстей обложено басмы серебряны золочены. А застежки и спини пробоицы серебряны. Да на другом стороне пять жемчужин серебряных. Евангелие тетр с евангелисты и заставицыми в пол десть, на бумаге, оболочено бархатом черным на желтой (л. 388 об.) земли. Евангелие апракос в десть, на бумаге, да в тетрадех в десть на бумаге. Начало четырех евангелистов и святцы и заставицы. Евангелие апракос в пол десть на бумаге. Апсл тетр на бумаге в полдесть. Апостол тетр в полдести ж на бумаге. Апсл преподобнаго Герасима на харатье в десть, апракос. Апсл у Николы чудотворца, в десть на бумаге. Две псалтыри в полдесть, старые. Две псалтыри в пол десть, на харатье. Две псалтыри в четвертинку, на бумаге. Две псалтыри следованные, в полдесть, на бумаге. Псалтырь толковая, а толкование Феодоридово,

останки в дву половинках, на бумаге, в десть. Другие останки в церкви у Николы чудотворца в дву половинках, в десть, (л. 389) на бумаге. Останки в дву половинах. Да старые останки харатейные минеи месячные двенатцать книг, шесть минеи в десть, а шесть в полдесть. Книга минея старая, сентябрьская, в десть, на бумаге. Две минеи новые чудотворцы неисполна, одна в десть, а другая в полдесть, на бумаге. Треодь в двух половинках, в десть, на бумаге. Треод одна харатейная, в полдесть. Четыре десятницы устав в десть, на бумаге. Устав ж в церкве у Николы чудотворца, в десть, на бумаге. Шесть служебников харатейные в четьвертинку, а крыты камкою, науголники и кресты серебряны. Один ис тех служебников в полдесть, а у него четыре заставицы серебряны и кресты (л. 389 об.) серебряны ж. а один служебник без застежик, а в ыном одна застешка. А у всех застешки серебряны. Да три служебники ветчаны в полдесть, да четвертой служебник харатейной в полдесть. Книги служебники три. Книга служебник в полдесть на бумаге, оболчен бархатом черным, окованы, и застешки серебряны. Книга служебник в полдесть на бумаге, оболочен кожею. Книга Василева служба, в полдести, крыта отласом полосатым. Да листы в четьвертинку служба Ивана златоустаго. Евангелие толковое воскресное. Евангелие толковое ж вседневное на харате, в десть, четыре евангелисты. Евангелие толковое ж вседневное в десть, на бумаге, четыри евангелисты. Апостол толковой (л. 390) повседневной в десть, на бумаге. Часословец в полдесть на бумаге, ветчан. Прологи в дву половинах на бумаге, в десть. Другие прологи харатейные. Одна половина торжественник, на александриской бумаге, в десть. Книга златоуст в десть. Четыредесятница и пятдесятница по неделям, да в той же книге житие Моисея пророка. Собор-ник старой на харате, в десть. Книга Ефрем Сирин в десть, на бумаге. Книга Федорит Студит, в десть, на бумаге. Книга лествица, в полдесть. Книга четья житие преподобные Евдокеи. Книга измарагд, в полдесть. Ирмолои на харате, неизнаменан, в четвертинку. Часовник в четвертину. Часовник харатейной. Книга Иван (л. 390 об.) Дамаскин, в полдесть. Подтребник в полдесть, а на нем писан образ Спасов. Потребник в полдесть. Книга освящение церкви, в полдесть. Книга освящение масло, в полдесть. Книга крещение богоявленское авгуское, в полдесть. Книга нова Григореи богослов, в десть, на бумаге. Книга устав, в десть, на харате. Книга пчела. Книга Кирил, на харате, в десть. Книга Максим. Книга златоструй, на харате, в десть. Книга минея марьт четья, в десть, на харате. Книга скицкой патерик, на харате. Книга четья, в полдесть, в начале житие трех отрок, на харате. Три книги лествицы, на харате, в полдесть. Книга стихарь, (л. 391) на харатье, в полдесть. Другой стихарь, на харате, в полдесть. Поеной патерик печерской, на харате, в полдесть. Два часовника, на харате, старыя. Книга златоуст поеной на три недели, на харате. Книга кондакарь на знаменье, старская. Книга временник, на харате. Книга ветчана на бумаге, в полдесть, а ней молитвы Кириловы. Книга Яков жидовин, на харате, в полдесть. Книга Дорофей, в полдесть, на бумаге. Книга палея, в десть. Книга житие Ивана златоустаго. Книга богородичник, в полдесть, на бумаге. Книга стихарь, в полдесть, на бумаге. Книга житие преподобных, в полдесть,

на бумаге. Две книге (л. 391 об.) житие нынешних новых чудотворцов. Книга Исак Сирин. Книга пятидесятница четья. Книга Козма идикомов. Книга часославец. Книга потребник. Да откровенье Ивана богослова апокалепсея, в той же книге летописец. Книга Маргарит, в десть, на бумаге. Книга предста царица, в десть, на бумаге. Книга патерик печерской, в десть, на бумаге. Книга молебник, в полдесть, на бумаге. Книга каноны преподобнические, в пол-десть, на бумаги. Книга храмная каноны, в полдесть, на бумаге. Книга ирмо-лой и стихарал, в длину в полдесть, а поперек в четвертину, на бумаге. Книга летописец, в полдесть, на бумаге. Молитвы Кириловы, в полдесть, на бумаге, (л. 392) Книга странник Данилово хоженье, в четверть, на бумаге. Часовник, в четверть, на бумаге, ветчан. Ирмолой в полдесть, на бумаге, ветчан. Два часовцы, в полдесть, на бумаге, ветчаны. Книга стых отц, в десть, на бумаге. Книга потребник, в полдесть, на бумаге. Книга часословец, в десть, на бумаге. Книга исповедание, в полдесть, на бумаге. Книга в полдесть на бумаге житие стых Савы печерскаго да Епифана кипрскаго. Книга гранограв, в десть, на бумаге, оболчена кожею черною, жучки и застешки медяные. Евангелие толковее воскресное, оболочено кожею красною, в десть, на бумаге, жучки и застешки медяные. Книга райская. Одна половина фарисеевы недели, в десть, (л. 392 об.) на бумаге, оболочена кожею красною, застешки и жучки медяны. Книга Семи-он новы богослов. Да печатных книг: евангелие воскресное толковое, да два евангелия престолные, тетры, книга апсл (апостол) тетр, псалтырь в полдесть, две книги николино житие, да Григореи беседовник, да богородичник.

В той же болшои церкве на полатех храм преподобны Герасим. А на тяблех: икона Спас на престоле, Пречистая, Иван предтеча, Петр апостол, да преподобны Герасим, а по левую сторону апостол Иван богослов. Двери царские на краске. Да с правую сторону от дверей икона преподобны Герасим иже на Иердане, а по левую (л. 393) сторону икона пречистые Бдцы месные. Все иконы на красках. Да перед теми же иконами три наделки деревянные, резь. А в олтаре сосуды церковные: потирь оловянная, а блютца древяныя.

Церковь Николы чудотворца, каменна, с трапезою, а трапеза келарская каменная ж. да под трапезою и подцерковье погребы каменные. А в церкви у Николы чудотворца на престоле индитя крашенинная, а спреди престола пелена бархат на рудожелтои земле, черн. А покровец на престоле камка черна, а на ней крест бархат зелен, (л. 393 об.) Да над жертвенником икона Николы чудотворца на золоте, а по сторонам Спас да Пречистая. Да на тяблях Деи-сус поясно на золоте, пять икон. Да образ пятница болшая на золоте Никола чудотворец, да Козма и Домиан, а венцах у иконы вставке каменье простое. Икона Умиленье Пречистые Богородицы, пелена у иконы бархат желтен на рудожелтой земле. Икона пядница болшая на золоте Никола чудотворец, по сторонам во облаце Спас да Пречистая, венцы резь, а в венцах каменье простое. Образ пядница Никола чудотворец в чудесех. Пядница на золоте (л. 394) О Тебе радуется, у ней пелена бархат зелен на рудожелтой земле. Пядница

Николы чудотворца. Двери царские по краем. Да в олтаре судов серебряны служебных: потир, да три блюда, да звезда смесная грошевая, лжица, а все те судки весом воемь гривенок и четрырнатцат золотников. Да в трапезе Деисус на золоте в киотце, одиннатцат икон. Да другой Деисус в трапезе за столбом, стоячей, на золоте, семь икон. Да в трапезе ж на левой стороны икона полу-пятеи на краскех Никола чудотворец поясной. Пядница на золоте Рожество Пречистой налойная. Да на церкве Николы чудотворца крест (л. 394 об.) железной непозолочен.

Церковь Вознесенье Гсдне каменная под колоколы, а под нею палата да погреб. А в ней икон: Деисус на золоте одиннатать икон, да двенатцать празников гдеких, да пророков дватцать два, все на золоте. Да в пророцех образ Пречистые Бдцы воплощение. Двери царские на золоте, а на них писаны Благовещение Пречистые Бдцы и четыре евангелисты, а на столбцах по сторонам писаны архидияконы. Да против праваго крылоса икона месная Вознесенье Гсдне, на золоте. Да на той же иконы во облаце Троица живоначалная. (л. 395) Икона пядница на золоте Вознесение Гсдне. А сосудов служебных в олтаре: оловяных потир, три блюда, лжица, звезда медная. Да против правого крылоса икона Пречистые Богородицы на золоте Рожство. Да на церкви над Вознесением Гдним на колоколнице колокол благовесник, весу в нем и с прибавкою воемь берковеис (?) и семь пудков. Да подле того колокола два колокола, в болшем колоколе весу полсема берковиса и три пудка четыре гривенки, а в меншом полпята берковиса шесть пудков. Да два колокола зазвонники язычки, а весу в них и с прибавкою два берковиса и полшеста пудка. Два колокола (л. 395 об.) зазвонники меншие язычные, весу в них берковско. Да на колоколнице часы боичные, привезены к болшому колоколу благовестнику. Да колоколчик у трапезных сеней что в трапезу звонят. Да на монастыре клепало железное. Да на церкве на Вознесенье Гдни крест железной, плащы медяны золочены, под крестом яблоко медяное. Да на погребе погребных судов: шесть оловяников болших, да три оловяники середника, да два оловяника менших, да две крушки, да две мушевы, а весу в них девят пудков и оемнатцать гривенок. Да медных погребных судов, котлов и яндов и меди, весу в них четырнатцать пудков и четырнатцать (л. 396) гривенок. В трапезе скинчатых блюд один-натцать, а весу в них оемьнатцать гривенок. Да дватцать блюд оловянных. Девятнатцать росолников, да четверы судки, да шесть расолников. Три блю-дичка икреных. Весу во всех судех три пудки и десять гривенок. Да в медях в трапезных судех, в яндавах столовых и в блюдах и в сковородках и в корцах и в рукомоинике весу четыре пудки з гривенкою. Да поварня естовная каменная, а в ней судов медных одиннатцать котлов, да горшок медян, да шесть сковородок, да две сковороды болшие, противни да два века, а весу во всех тех судех берковско и десять гривенок. Да поварня квасная камена, а в ней судов медяных (л. 396 об.) два котла, один дватцат ушатов, а другой десят ушатов, да котел в четыре ушаты, а весу в них шеснатцать пудков. Да хлебня каменная, а в хлебне судов медяных: котел, дво века, две скоророды (так), а весу во

всех тех судех полпята пудка. Да в кели в ыгуменской рукомоиник да лохань медяные, весу в обеех пудок. Да в казне манастырской сундук, а в нем книги монастырские приходные и росходные хлебные и денежные от семдесят вто-раго году да по девятдесять четвертой год, таковым протевень каковы отданы в государеву казну в дячую избу.

Да в казне ж сундук с судами (л. 397 - почерк XVIII в.) серебряными старыми, а в нем судов: потир да блюдечко позолочены, кубок серебрян с винивтом внутре золочен, да четыре ковши на венцех и на лепестках в кругах, места подписаны золочены, да кубок серебрян с покрышкою, да два кубца серебряны позолочены, да две чарки серебряные винные, край золочены с подписью, да чарка серебряна маленка мисебская, да ковш серебрян болшой бел, да две чарки микорские, исподки внутри травы золочены, а на нашатыри навожены финифты, у одной синим, а у другой лазоревым, да кубец позолочен покрышкою. Да новых (л. 397 об. - почерк XVIII в.) судов серебряных в том же сундуке: потир золоченой, да кубец, весу в нем две гривенки и тритцат восмь золотников, да блюдцо весу в нем две гривенки и полдевятнатцата золотника, да яндовка весу в ней гривенка, да братина бела глатка, по венцу резаны слова и позолочены, клеймо с финифтом, золочена, весу в ней три гривенки и восмь золотников, да семь достоканов глатки, поденцом (под венцом? — B.C.) у них по краем дорожено а по них свитке резаны слова золочены имя царевича Федора Ивановича, а весу в них в дву по две гривенки, а в четырех по три гривенки и по сороку восми золотников, а в одном (л. 398) гривенка и сорок шесть золотников, да два достокана, в одном весу полтретьи гривенки и пят-натцат золотников, а в другом весу тритцат девят золотников, да достокан бел, венец да стоянцо золочено, да выше стоянца коренки золочены, а стоян-це на трех зверкех, а у дву звезрков по колечку вороте, а весу в них гривенка и тритцат два золотника. Десять достоканов недоделанных, весу в одном гривенка и тритцат золотников, в другом сорок четыре золотники, в третьем сорок три золотника, в дву по сороку по одному золотнику, в пяти по сороку по два золотника. Да четыре чарки, в одной сорок четыре золотника с полу (л. 398 об.) золотником, в другой в дватцат восмь золотников, в дву по сороку по семи золотников. Да два ковша лещаты на концы в три золотны и резаны травы, весу в одной сорок пять золотников, в другой сорок золотников с полу золотником.да ковьшь глубок с колцом, весу в нем две гривенки и три золотника. Да ковш, глубок бел, весу в нем сорок пять золотников. Да десять ковшец белы глатки, весу в них: в первом гривенка и сорок один золотник, да в дву по гривенке и по шти золотников, в четвертом сорок семь золотников, в пятом тритцать сем золотников, (л. 399) в шестом тритцат пят золотников, в седмом тритцат два золотника, в восмом тритцат один золотник, в девятом тритцат золотников, в десятом дватцат два золотника. Да пугвиц серебряных смесных полтре гривенки. Да сео(?)рчик серебряной винной, весу в нем дватцать два золотника с полу золотником, а изнутри край у него золочены с подписью. Дватцат два ковша серебряных глатких, а весу в них пол смьнатцать гривенки и пол четверта золотника. Да чарка серебряна винная бела глатка, на почке

травы литые, весу в ней восмь золотников. Да в казне скалвы (?) деревяны на железном веретене,да пундыри свинчаты шесть (л. 399 об.) болшихда девять малых, а поднимают оне берковско и шесть пудков. Да в казне два доспеха полевых неисполна, да три шапки железные, да шесть пансырей, да семь шоло-мов. Да в казне пять котлов медяных болших, весу в них берковска шеснатцат пудков. Да в казне же котел, а весу в нем полсема пудка. Да на конюшенном дворе монастырьских лошадей двенатцать конев нагаиских да дватцать восмь меринов ездовых, да страдных лошадей меринков и жеребят и кобылиц сорок четыре лошади. Да на коровье дворе монастырских дойных коров дватцат одна, да нетелены полтелков пятнатцать. А на монастыре (л. 400) дватцать девят келеи с сеньми и чуланы. Да житница мучная. Да два ледника. А все те хоромы крыты драницами. Монастырь заметом отынен кругом весь. Да на конюшенном дворе две кельи с сеньми и с чуланы, да две сенницы рублены с конюшными. Да две конюшны деланы в замет, да оньбар где овес лошадиной сыплют, да онбар где седла и хомуты кладут.

Да у монастыря селцо коровье, да к тому ж селцо припущено в пашню. Деревни погарелое хорчища да починок. На фаборе что взмен (л. 400 об.) у трех монастырей. У серенина да у Лазоревскаго да вдховскаго монастыря на коровье дворе хором, да изба, да сени, да городна, да два хлева. Да на чулане онбар ...ен, а в нем живет коровник Игнашко Григориев. Пашъни монастырские середние земли тритцат два е... Да худые земли семь е... В поле а в двух по., олку сена шеснадцат копен. Да того ж селца луги отхожие. Луг на реке на многе у зарезкица. Устье стена дватцат копен. Да на мху пустые великия ... под ...ками стена десят копен.

Далее, начиная с л. 400 об. - Опись Елеазарова монастыря.

Литература

Чернышёв Н.М. Искусство фрески в Древней Руси. Материалы к изучению древнерусских фресок. М.: Искусство, 1954.104 с.

Города России XVI века: Материалы писцовыхописаний/Изд. подг. Е.Б.Французовой. М.: Древлехранилище, 2002. 469 с.

Французова Е.Б. Описания церквей и монастырей Псковской земли в составе писцовых книг1580-х гг.//Массовые источники истории и культуры России ХУ1-ХХ вв.: Материалы XII Всероссийской конф. Архангельск: Правда Севера, 2002. С. 334-339.

Название статьи

Памятники Снетогорского монастыря по описи 1584-1588 годов Сведения об авторах

Сарабьянов ВладимирДмитриевич (1958-2015)

Тычинская Полина Александровна — кандидат искусствоведения, Межобластное научно-реставрационное художественное управление, Кадашевская наб., д.24, корп. 1, Москва, Российская Федерация, 115035. polina_tych@mail.ru

Title

Monuments ofthe Snetogorsk Monastery according to the inventory ofl584-1588

Author

Sarabyanov, Vladimir Dmitrievich (1958-2015)

Tychinskaya, Polina Aleksandrovna — Ph D., art historian, Interregional Agency for Scientific Restoration of Works of Art, Kadashevskaya naberezhnaya, 24, k. 1,115035 Moscow, Russian Federation, polina_tych@mail.ru

References

Chernyshev N.M. IskusstvofreskivDrevnejRusi. Materialykizucheniyudrevnerusskihfresok (Fresco art in ancient Rus'. Materialsfor the study of ancient Russianfrescoes). Moscow, Iskusstvo Publ., 1954.104 p. (In Russian).

Frantsuzova E.B. (ed.). Goroda RossiiXVI veka: Materialypiscovyh opisanij (Citiesof Russia of the 16th century: Materials of scribe descriptions). Moscow, Drevlekhranilishche Publ., 2002. 469 p. (In Russian).

Frantsuzova E.B. Descriptions of churches and monasteries ofthe Pskov land as part ofscribe books of the 1580s. Massovye istochniki istorii i kul'tury Rossii XVI-XX vv. : Materialy XII Vserossijskoj konferencii (Mass sources of the history and culture of Russia in the 16,h-20'h centuries: Materials of the 12th All-Russian Conference). Arkhangelsk, Pravda Severa Publ., 2002, pp. 334-339 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.