Научная статья на тему 'ЗАПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ВКЛАДОВ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА В НОВГОРОДСКИЕ МОНАСТЫРИ В ИЮНЕ 1704 ГОДА'

ЗАПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ВКЛАДОВ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА В НОВГОРОДСКИЕ МОНАСТЫРИ В ИЮНЕ 1704 ГОДА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
исторический источник / Северная война / Петр I / царевич Алексей Петрович / Ф. А. Головин / Великий Новгород / Ингерманландия / церковные вклады / новгородские монастыри / historical source / the Great Northern War / Peter I / Tsarevich Alexey Petrovich / F. A. Golovin / Veliky Novgorod / Ingria / church donations / Novgorod monasteries

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Базарова Татьяна Анатольевна

В начале Северной войны Петр I стремился приобщить сына к военному делу. Алексей Петрович сопровождал отца в военных походах и участвовал в осаде шведских крепостей. Маршруты царя и русской армии нередко пролегали через Великий Новгород. Хранящаяся в Научно-историческом архиве СПбИИ РАН рукопись содержит подробное описание пожертвований (церковные книги, облачения и ткани) царевича Алексея Петровича и Ф. А. Головина в новгородские монастыри перед началом военной кампании в Ингерманландии 1704 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zapisnaya note-book of Tsarevich Alexei Petrovich's contributions to the Novgorod monasteries in June 1704

At the beginning of the Great Northern War, Peter I sought to persuade his son to pursue military affairs. Alexei Petrovich accompanied his father in military campaigns and participated in the siege of the Swedish fortresses. Routes of the tsar and the Russian army often ran through Veliky Novgorod. The manuscript, kept in the Scientific and Historical Archives of Saint-Petersburg Institute of History of RAS, contains detailed description of the donations (church books, vestments and fabrics) of tsarevich Alexei Petrovich and F. A. Golovin to the Novgorod monasteries in the beginning of the military campaign in Ingria in 1704.

Текст научной работы на тему «ЗАПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ВКЛАДОВ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА В НОВГОРОДСКИЕ МОНАСТЫРИ В ИЮНЕ 1704 ГОДА»

Т. А. Базарова

ЗАПИСНАЯ ТЕТРАДЬ ВКЛАДОВ ЦАРЕВИЧА АЛЕКСЕЯ ПЕТРОВИЧА В НОВГОРОДСКИЕ МОНАСТЫРИ В ИЮНЕ 1704 ГОДА

В первые годы XVIII в. через Великий Новгород в Ингерманлан-дию, где вела боевые действия русская армия, а затем и в Петербург, нередко следовал Петр I вместе с полководцами и сановниками. Проездом в Новгороде бывал и наследник престола - царевич Алексей Петрович (1690-1718).

Биографии царевича содержат крайне скупые сведения о его жизни и деятельности в начале 1700-х годов1. В 1698 г. после заточения царицы Евдокии в монастырь сестра государя царевна Наталья Алексеевна перевезла Алексея Петровича из кремлевских покоев в село Преоб-раженское. Петр I планировал послать сына обучаться за границу в Дрезден или Вену, однако вскоре отказался от этой идеи. Н. И. Павленко полагал, что причиной стала Северная война, когда пути в Западную Европу оказались перерезаны неприятельскими войсками2. Воспитателем наследника стал немец Мартин Нейгебауер, а с весны 1703 г. - Генрих Гюйссен.

Одновременно с обучением наукам царь намеревался приобщить сына к военному и морскому делу. Весной 1702 г. в Москве получили сведения об угрозе нападения шведского флота на Архангельск. 18 апреля Петр I вместе с батальонами гвардии и многочисленной свитой направился из Москвы к Белому морю. Вместе с государем столицу покинул и его двенадцатилетний сын3. Длинный и тяжелый поход к Ар-

1 См.: Павленко Н. И. Царевич Алексей. М., 2008; Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Кн. III. М., 1992 (репринт 1876 г.). С. 823-841; УстряловН.Г. История царствования Петра Великого. Т. VI: Царевич Алексей Петрович. СПб., 1859; Иловайский Д. Петр Великий и царевич Алексей // Русский архив. 1912. Вып. 9. С. 5-62 и др.

2 Павленко П. И. Царевич Алексей. С. 15-16.

3 Устрялов П. Г. История царствования Петра Великого. СПб., 1863. Т. IV. 4.1. С. 186.

хангельску продолжался целый месяц. Сопровождая отца, царевич посетил Вологду и Тотьму4. В июне 1702 г. Алексей Петрович совершил плавание вместе с государем и царедворцами на трофейном шведском фрегате по Двине до Вавчуги5. В августе они побывали на Соловках. Зиму 1702/03 г. царевич провел в Москве, но уже 10 марта царь отправил наследника в Шлиссельбург6. В кампанию 1703 г. Алексей Петрович находился рядом с шлиссельбургским губернатором А. Д. Менши-ковым. 28 апреля царевич вместе с А. Д. Меншиковым выехал из Шлиссельбурга к Ниеншанцу7. Как солдат бомбардирской роты наследник престола участвовал в захвате этой шведской крепости. Первые летние месяцы 1703 г. царевич провел на берегах Невы, где началось строительство Петербургской крепости, затем 30 июля он вместе с губернатором поехал к Яму8. После окончания военной кампании царевич вернулся в Москву.

26 февраля 1704 г. Петр I выехал из Москвы на Олонецкую верфь9. Оттуда он отправился на берега Невы. 7 мая Новгородский и Великолукский митрополит Иов в присутствии государя и царских сановников освятил крепость Кроншлот и «торжество в ней было три-дневное»10. 16 мая русское войско выдвинулось с берегов Невы к Кекс-гольму. Однако после того, как царь получил тревожные вести из-под Нарвы, планы изменились. Царская армия, гвардия, государь и его придворные немедленно отправились к Нарве11.

Царевич к отцу присоединился не сразу. Он выехал из Москвы в марте 1704 г. и направился со своим воспитателем Г. Гюйссеном в Санкт-Петербург, а оттуда под Нарву, где принял участие в ее осаде12. Н. И. Павленко отметил, что после военной операции по овладению Нарвой государь не давал царевичу поручений, связанных с походной жизнью. По мнению историка, Петр I учитывал слабое здоровье сына и опасность нахождения на театре военных действий, где шальная пуля могла лишить государство наследника престола13.

4 Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого... С. 187.

5 Журнал государя Петра I с 1695 по 1709 год // Тревожные годы Архангельска: 1700-1721: Документы по истории Беломорья в эпоху Петра Великого / отв. ред. Ю. Н. Беспятых. Архангельск, 1993. С. 382.

6 Шарымов А. М. Предыстория Санкт-Петербурга. 1703 год: Книга исследований. СПб., 2004. С. 393.

7 Там же. С. 418.

8 Письма и бумаги императора Петра Великого (далее - ПиБ). Т.П. СПб., 1889. Примеч. к № 566. С. 610.

9 Походный журнал 1704 года. СПб., 1854. С. 17.

10 Там же. С. 21.

11 ПиБ. Т. III. СПб., 1893. Примеч. к № 655. С. 627-628.

12 Устрялов Н. Г. История царствования Петра Великого. Т. VI. С. 15.

13 Павленко Н. И. Царевич Алексей. С. 20.

В июне 1704 г. церковь великомученика Георгия в Черницкой волости14, а также Никольский Гостиногольский15 и Ивановский (Иоанно-Предтеченский)16 монастыри приняли пожертвования церковной утвари, облачений и богослужебных книг от направлявшихся к театру военных действий царевича Алексея Петровича и главы Посольского приказа Федора Алексеевича Головина (16507-1706). Сведения об этом сохранились в записной тетради 1702-1719 гг., отложившейся в Коллекции рукописных книг в Архиве СПбИИ РАН (Колл. 115. Оп. 1. № 909)11.

18 июня 1704 г. по указу царевича в храм великомученика Георгия передали серебряную церковную посуду, печатное евангелие (1698 г.) в переплете из красно-вишневого венецианского бархата, украшенного позолоченными серебряными накладками, Требник и Минею общую, серебряный напрестольный крест, церковные облачения и др. Через четыре дня, 22 июня, еще более щедрое пожертвование получил Никольский Гостинопольский монастырь.

Сохранилось предание о том, что в этом монастыре «любил жить царевич Алексей Петрович и подарил сюда полный круг богослужебных книг»18. Еще в середине XIX в. в Никольской церкви находились «книги, изданные до и при жизни царевича, а на прологе 1685 г., на постной триоди 1696 г. и на служебнике 1699 г. прямо написано, что эти книги пожертвовал в монастырь Алексей Петрович»19. Время и обстоятельства пожертвования книг уже тогда оказались забытыми. Между тем, в публикуемой ниже рукописи среди прочих «подаяний» упомянуты переданные Алексеем Петровичем напрестольное Евангелие, «книг Устав, Псалтирь совосливованием, Треодь постная да Треодь цветная, Требник, Апостол, два Пролога в год печатные в десть, Служебник в пол-десть, двенатцеть Миней месечных печатные в десть, Шестоднев печатной в пол-десть».

14 Село Черницы Грузинского погоста стояло на притоке Волхова р. Пчевже и вместе с окрестными деревнями и землями принадлежало новгородскому Софийскому архиерейскому дому.

15 Никольский Гостинопольский монастырь впервые упоминается в XV в. В 1682 г. монастырь приписали к Новгородскому митрополичьему дому (Дополнения к актам историческим, собранные и изданные Археографической комиссией: [В 12-ти т.]. Т. 10. СПб.. 1867. № 10. С. 32-33.). а в 1688 г. - к Троицкому Зеленецкому монастырю (Архив СПбИИ РАН. Колл. 172 (Акты Новгородской казенной палаты). Переплет X. № 545. 546. 563). 9 марта 1764 года по указу Вкатерины II монастырь упразднили.

16 Иоанно-Предтеченский монастырь в Старой Ладоге: впервые упоминался в 1276 г.

17 Согласно помете в описи, рукопись поступила в собрание архива из Новгородского архиерейского дома.

18 Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. IX. СПб.. 1884. С. 241.

19 Там же.

В тот же день, 22 июня 1704 г., Ивановский монастырь в Старой Ладоге получил печатное евангелие, одежды и ткани от Ф. А. Головина.

Местопребывание и маршруты поездок государственных деятелей Петровской эпохи можно уточнить, анализируя содержание их переписки. Как правило, письма содержат дату и пункт отправки. Иногда можно найти сведения о времени и месте их получения. Адресант нередко делился со своим корреспондентом впечатлениями или планами о поездках и встречах с той или иной персоной. В XIX в. было опубликовано два сборника, содержащих письма царевича Алексея Петровича царю Петру I, А. Д. Меншикову и другим лицам20. Однако в них нет документов, датированных летом 1704 г. Не сохранилось посланий царевича этого времени и в материалах походной канцелярии А. Д. Мен-шикова21. В двух письмах, адресованных кормилице Марье Афанасьевне Колычевой от 14 июля и 5 августа 1704 г., обратным адресом обозначена Нарва22. Данное обстоятельство может указывать на то, что царевич летом 1704 г. большую часть времени находился рядом с государем и губернатором.

Гораздо больше информации эпистолярные источники содержат о поездках Ф. А. Головина. Так, в мае 1704 г. глава Посольского приказа находился в свите царя в Санкт-Петербурге23 . 24 мая Ф. А. Головин с походной посольской канцелярией выехал из Санкт-Петербурга и 30 мая прибыл к Нарве24 . 20 июня туда приехал польский посол Т. Дзялынский, и Ф. А. Головин принимал участие в его торжественной встрече и дальнейших переговорах25. 19 августа 1704 г. уже в бывшей шведской крепости Ф. А. Головин и Т. Дзялынский подписали союзный договор о продолжении войны со Швецией. Таким образом, летом 1704 г. у Ф. А. Головина, по-видимому, не было возможности посетить Ивановский монастырь и самому передать туда пожертвования.

Предположительно, царевич и боярин оставили богослужебные книги, утварь, одежду и ткани в Великом Новгороде. Затем по повелению властей архиерейского дома они были переданы в новгородские монастыри. Автор публикуемой ниже записной тетради, надо полагать, следовал с пожертвованиями из Новгорода в Старую Ладогу сухим путем или по Волхову.

20 Письма царевича Алексея Петровича, к его родителю государю Петру Великому, государыне Екатерине Алексеевне и кабинет-секретарю Макарову. Одесса, 1849; Письма русских государей и других особ царского семейства. Т. 3: Переписка царевича Алексея Петровича и царицы Евдокии Федоровны. М., 1862.

21 Архив СПбИИРАН. Ф. 83 (Походная канцелярия А. Д. Меншикова). Оп. 1.

22 Собрание документов по делу царевича Алексея Петровича, вновь найденных Г. В. Есиповым. М„ 1861. № 21, 23. С. 57.

23 ПиБ. Т. III. Примеч. к № 648. С. 620-621.

24 Походный журнал 1704 года. С. 28.

25 Там же. С. 50-51; ПиБ. Т. III. Примеч. к № 706. С. 668-669.

Сохранившаяся в Архиве СПбИИ РАН рукопись представляет собой тетрадь размером 1/8 (12x15,5 см). Она сшита на два прокола и состоит из 24 листов (л. 5, 6, 7, 12, 14 и 15 обрезаны у переплета). Фрагменты филиграней просматриваются в нижней части листов у сгиба и идентифицировать их не представляется возможным. Записи в тетради датируются 1702, 1704, 1714, 1715, 1718 и 1719 г. Текст, относящийся к июню 1704 г., написан одним почерком. В дальнейшем, записи делались разной рукой; в нескольких случаях под основным текстом встречаются расписки. Самая ранняя запись (о том, что игуменья Михалиц-кого Рождество-Богородицкого монастыря Мария забрала из Софийского дома оставленную ранее на сохранение церковную кузнь, т. е. вещи, сделанные из металла) датирована 27 февраля 1702 г. и находится на листе 14. Этот обрезанный переплета лист имеет несколько меньший формат. Поэтому можно предположить, что его добавили в середину тетради, когда она уже была сформирована.

После сделанных одним почерком записей о вкладах Алексея Петровича и Ф. А. Головина, 14 августа 1704 г. другой рукой были добавлены сведения о «подаянии» в Николаевский Перекомский монастырь стольника А. Ф. Нарышкина26. Затем ведение тетради надолго прекратилось. Через десять лет чистые листы стали использовать для фиксации выдачи взаймы денег из домовой Софийской казны и возврата оставленных на сохранение ценных вещей.

Ниже публикуется фрагмент рукописи, содержащий сведения о вкладах царевича Алексея Петровича, а также Ф. А. Головина и А. Ф. Нарышкина в новгородские храмы и монастыри, сделанных летом 1704 г. Публикация подготовлена в соответствии с правилами, принятыми в археографии для издания источников XVIII в.27 Буквы, вышедшие из употребления, заменены буквами современного нам алфавита; сокращения под титлом раскрываются, выносные буквы вставляются в строку без оговорок. Твердый знак на конце слов не воспроизводится; мягкий знак после выносных букв ставится по современному нам произношению, если его отсутствие изменяет смысл слова. Знаки препинания расставлены в соответствии с правилами современной нам пунктуации.

26 Нарышкин Андрей Федорович (? - 1714 или 1716), комнатный стольник, тобольский воевода (1693-1698), двоюродный брат матери Петра I - царицы Натальи Кирилловны.

27 С учетом рекомендаций, содержащихся в «Правилах издания исторических документов в СССР» (2-е изд. М„ 1990).

1704г., июня 18 -августа 14. - «Записная тетрадь» вкладов царевича Алексея Петровича, Ф. А. Головина и А. Ф. Нарышкина в новгородские храм и монастыри

Лета 1704-го году июня в 18 день по указу великого государя нашего царевича и великого князя Алексея Петровича дано в Черницкую волость в церковь великомученика Георгия сосуды сребреныя весом сто семдесят семь золотников, дориносица сребреная весом семдесят девять золотников. //

(л. 1 об.) Евангелие напрестолное в десть выходу 7206-го году оболочено бархатом красновишневым виницейским, средина, и евангелисты, и застешки резные сребреныя и вызолочены, и по обрезу листы вызолочены.

Крест благословенный напрестолной сребреный басенный // (л. 2) вызолочен, на кресте распятие чеканное, на дщице ангели сребреныя чеканныя вызолочены.

Кадило медное и вызолочено.

Два ковшика медные луженыя лощатыя.

Ладаница жестяная.

Ризы луданныя28 желтыя, оплечье29 отласное красное с травками, опушка кежавая, подложено крешениною.

Другия ризы кежовыя, оплечье // (л. 2 об.) триповое темнозеленое, опущены дорогами зелеными, подложены крашениною.

Подризник тавтяной рудожолтой, оплечье луданное желтое, опу-~ зо

шен тавтои красной, подложен киндяком .

Пояс шелковой.

Потрахель31 болберековая32 // (л. 3) желтая, травы сребреныя, обложена кругом и средина, плетни, и кресты и кисти золотныя, щетом кистей десять.

Другая потрахель болберековая красная опущена отласом желтым, сверх опушки обложено плетнем золотным, вместо кистей высподи бахрама сребро з золотом. //

(л. 3 об.) Третия потрахель луданная желтая, опушка луданная ва-силковая, кисти шелковыя з золотом.

28 Лудан - шелковая ткань, камка.

29 Оплечье - наплечная часть верхнего облачения священников, отличающаяся цветом или украшениями.

30 Киндяк - бумажная набивная ткань, как правило, красного или желтого цвета.

31 Епитрахиль - принадлежность богослужебного облачения - длинная лента, огибающая шею и спускающаяся обоими концами на грудь.

32 Байберек - ткань из крученого шелка.

Поручи33 изорбавныя сребреныя травчатыя обложены плетнем золотым, пуговицы сребреныя позолочены.

Другия поручи обьярилныя алыя, пугвицы сребреныя. //

(л. 4) Третьи поручи отласныя лазоревыя обложены луданом лимонным.

Воздухи34 на сосуды луданныя же лтия обложены луданом красным, кресты на тех воздухох линтовыя золотныя.

Воздух обьярилной35 рудожелтой обложен изорбав красным с травками золотными, крест на нем обьярилной осинов з сребром // (л. 4 об.) обведен снурком золотным.

Пелена36 желтая луданная обложена луданом красным, в средине крест мишорной белой.

Финик, что святой водой кропится, подсвешник жестяной.

Книга Минея общая болшая, по обрезу листы вызолочены.

Требник малой. //

(л. б)1 Лета 1704-го году июня в 22 день по указу великого государя нашего царевича и великого князя Алексея Петровича дано в Николаевской Гостинополской монастырь церковной утвари: сосуды серебряные весом полтора фунта пять золотников, ковш серебряной весом пятдесят деветь золотников, панагия с цепочной серебряные ж, весом фунт дватцеть четыре золотника. //

(л. 6 об.) Кодило серебряное ж золочено весом фунт тритцать четыре золотника.

Евангелие напрестолное волочено парчей золотной, евангелисты чеканные серебряные ж золочены.

Крест благословящей серебряной золочен с мощами святыми весом2 полтора фунта.

На сосуды двои воздухи. Одни изарбав37 травчатой опушены // (л. 7) изрбафом полосатым. Да другие воздухи объяринные цветом лимонным обложены луданом зеленым.

Поручи, парча золотная травчатая опушены круживом золотным, кресты жемчюжные с каменьем зеленым.

Другие поручи отласные травчатые обложены луданом зеленым.

Третьи поручи бархатные темновишневые обложены бархатом красным. //

33 Поручи - часть богослужебного облачения духовенства (широкие ленты, стягивающие рукава подрясника или подризника у запястья).

34 Воздух - здесь покров для сосудов со Святыми Дарами.

35 Объярь, объярина - переливающаяся шелковая ткань с разводами; муар.

36 Пелена - предмет убранства православных храмов, ткань, которая часто украшалась вышитыми священными изображениями. Пелену часто подвешивали под иконы или размещали на аналое под Евангелием при его чтении.

37 Зарбав, изарбав - ткань с золотой или серебряной нитью.

(л. 7 об.) Патрахиль, парча белая, травы золотные, опушена объя-рью красной, семь пухвиц серебряных, семь кистей шелковых с серебром, подложена дорогами полосатыми.

Другая патрахель изарбавы красной золотной опушена луданом желтым, пять кистей шелковых с серебром.

Третья патрахиль объяринна цветом // (л. 8) дымчатым, опушена отласом алым, семь кистей шелковых.

Два пояса священнических служебных шелковых с кистьми разных шелков.

Ризы красные отласные травчатой, оплечье изарбав травы золотные, подолник лудан зеленой.

Другие ризы бейберековые цветом коритчатые, оплечье парча зо-лотная с серебром, по вишневой земли подолник луданной // (л. 8 об.) желтой.

Третие ризы луданные вышневые травы золотные, оплечье парча золотная по белой земли, подолник цветом объяр дикая.

Подризник луданной желтой, оплечье и нарукавье и подолник опушены луданом зеленым.

Другой подризник тежи полосатой, оплечье и рукавы опушены изарбавом зеленым полосатым, подолник опушен // (л. 9) дорогами осиновым цветом.

Пелена на Евангелие луданная зеленая обложена дорогами полосатыми, крест мишурной белой.

На престол два изарбава по красной земли золотные.

Книг устав, Псалтирь со восливованием, Треодь постная да Треодь цветная, Требник, Апостол, два Пролога в год печатные в десть, Служебник в пол-десть, двенатцеть Миней месечных печатные в десть, // (л. 9 об.) Шестоднев печатной в пол-десть.

Чаша водосвятная медная можьчатая луженая да укрупник медной, весом в обоих семь фунтов.

Два подсвечника белого железа.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

А вышеписанное все подаяние отдано того Гостинополского монастыря пономорю Герасиму Михайлову.

3 Вышеписанное подаяние пономарь Герасим принял и росписал-ся 3. //

(л. 10) Того ж числа подаяние болярина Федора Алексеевича Головина в город Ладогу в Ывановской монастырь.

Евангелие напрестолыне печатаное александрийской бумаги, волочено бархатом красновишневым, средина и евангелисты и исподняя средина и науголники 4 и застешки4 все серебряное чеканное вызолочено.

Ризы, бархат травчатой, оплечье шитое золотом// (л. 10 об.) и серебром волоченным с сканью, подолник бейберек чешуйчатой черной,

поверху круживо з городами золотом с серебром, подожжены киндяком персицким.

Патрахиль изарбав серебряной травчатой, травы разных цветов, кресты и опушено оплетнем золотым, вместо кистей бахрама золотная, подложена тафтою желтою.

Поручи парча // (л. 11) серебряная травчатая, кресты и опушено плетнем золотным, десять пугвиц серебреных золочены.

Другие поручи изарбав серебряной травчатой, кресты и опушка плетен золотной, десять пугвиц серебряных золоченых.

Пояс священнической служашей шелковой разных цветов.

Стихарь бейберековой красной, оплечье шетое по черному бархату // (л. 11) золотом и серебром волоченным сканью з везсками серебряными золочены, три поговки серебряные, рукава и подолник опушены бейбереком черным чешуйчатым, поверху круживо з городами золотое с серебром.

Другой стихарь луданной красной, оплечье изарбал красной травы золотные, рукава и подолник опушены тафтою черною, по тавте // (л. 12) наверху круживо кижилбаское вдвое.

Уларь линтовой красной золотной, шесть кистей шелку шимагин-ского з золотом, пуговка серебреная золочена, подложен тафтой желтою.

Пелена под евангелие изарбав серебряной травчатой, в середине крест болшой плеия золотного, опушена бейбереком черным чешуйча-тыя, поверх кружево золотное // (л. 12 об.) з городами, подложена тафтой желтой, изарбав красной травы золотные.

И тое вышеписанной подаяние отдано Троицкого Зеленецкого монастыря игумену Ефрему.

5 Вышеписанное подаяние игумен Ефрем принял и росписался5. //

(л. 13) 1704-го августа в 14 день в Богоявленской Николаевской

Перекомской монастырь38 подаяние столника Андрея Федорова Нарышкина.

Ризы луданные зеленые, оплечье по земле лазоревой серебро, опушка лудану василкового цвету, // (л. 13 об.) подложены киндяком зеленою, с ысподи подпушено тафтою зеленою.

6 Строитель манах Иона вышеписынныя ризи принял и росписал-

ся6.

Архив СПбИИРАН. Коля. 115 (Рукописные книги). Оп. 1. № 909 (фрагмент). Подлинник.

38 Перекомский Николаевский монастырь на берегу оз. Ильмень был основан в 1450 г.; в 1611 г. разорен шведами, восстановлен в 1672 г. В 1764 году монастырь упразднили.

Примечания:

1 Лист 5чистый.

2 В ркп. повтор весом.

3-3Расписка другим почерком.

4-4 Тем же почерком над строкой.

5-5Расписка другим почерком.

6-6Расписка другим почерком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.