Научная статья на тему 'Из истории Спасо-Сяберского монастыря'

Из истории Спасо-Сяберского монастыря Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
577
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Из истории Спасо-Сяберского монастыря»

Христианское Слово в общественной жизни России

В. П. Кудрявцева Из истории Спасо-Сяберского монастыря

486 487

В живописном месте Лужского района на островке Плавучий Сяберского озера с XVI в. по 1764 г. находился монастырь во имя Спасо-Нерукотворенного Образа, до сих пор не достаточно изученный современными исследователями. Жители д. Сяберо488 еще мало знают о своей местности, а неизвестность порождает различные легенды489.

486 Ранее это был Бельский погост Шелонской пятины, который был расположен по верхнему течению р. Плюсы, ее правым притокам Пагубе, Вердуге с оз. Вердуго и р. Черной и Яне, по р. Долгой с оз. Которским и Долгим и по р. Сабе с оз. Сяберо и р. Сабицей. Бельский погост граничил с погостами Сумерским, Дре-мяцким, Которским, Хмерским, Лядским и Щепецким и Псковской землей (Андреяшев А. М. Материалы по исторической географии Новгородской земли. М., 1914. С. 125-126). Шелонская пятина - это современная территория Ленинградской, Новгородской и Псковской областей, «простиравшаяся на юг, юго-запад и северо-запад от Новгорода между реками Ловатью и Лугой» (Макарий (Булгаков М. П.), архим. История русской церкви. М., 1994. Кн. 4, ч. 1. С. 218).

487 КГШ (Карты Генерального штаба) остр. Плавучий (Андреяшев А. М. Материалы по исторической географии Новгородской земли. Шелонская пятина по Писцовым книгам 1498-1576 гг. 1. Списки селений. М., 1914. С. 138).

488 Бывшее название дер. Подледие или Подледье.

489 У жителей деревни существует легенда, что на острове нашли икону Спа-со-Нерукотворенного Образа, наверно, поэтому церковь и монастырь получили это название. После революции один из местных жителей, Василий Яковлевич Ефимов, попытался написать об истории д. Сяберо. В своем рассказе он пишет, что в 1396 (6904) г. в Новгородской летописи упоминается монастырь во имя Спасо-Нерукотворного Образа. Но в Новгородской летописи о Сяберском монастыре ничего не говорится. Никто не захотел проверить эту версию. Эта ошибка кочует из статьи в статью (Герасимова Н. Крестный ход на источник святой великомученицы Параскевы-Пятницы // Православная Луга. 1999, август, № 6(13). С. 1-2; Варлаам (Костромской), монах. Спас Сяберский // С.-Петерб. церковный вестник. 2006, май, № 5(7). С. 40-41).

Монастырь упоминается в статье В. А. Перевалова490, в таблицах Я. Е. Водарского491 и В. М. Воробьева, А. Я. Дегтярева492 и в трудах известных дореволюционных исследователей Амвросия493 и Мака-рия494, К. Неволина495, В. В. Зверинского496, П. Строева497 и А. М. Анд-

498

реяшева .

Неизвестно когда был основан Сяберский монастырь. Согласно А. М. Андреяшеву «в 1498 г. монастырь этот еще, вероятно, не существовал, по крайней мере, в перечне книг о землях его не упоминается»499. В Новгородских Писцовых книгах500 (далее НПК) за этот год упоминается только озеро: «В Белском погосте озера: озеро Сяберо, вопче501 великого князя христьяномъ Ондреевскимъ Олешинсково съ поместщики зъ

502 503

Гавриломъ съ Неплюевымъ , да съ Михайломъ зъ Замыцкимъ , да

490 Перевалов В. А. Библиотеки Вяжицкого и Сяберского монастырей в первой половине XVIII в. // Прошлое Новгорода и Новгородской земли: тез. докл. и сообщ. науч. конференции 12-14 ноября 1996 г. Новгород, 1996. С. 93-100.

491 Водарский Я. Е. Церковные организации и их крепостные крестьяне во второй половине XVII - начале XVIII в. // Историческая география России XII -начала XX в. М., 1975. С. 79-94. Прил. 2.

492 Воробьев В. М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение от смутного времени до кануна петровских реформ / отв. ред. А. Л. Шапиро. Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1986. С. 58, табл. 17; С. 150, табл. 67.

493 Амвросий, архим. История Российской иерархии. Ч. 3. М., 1811. С. 654-656.

494 Макарий (Булгаков М. П.), архим. История русской церкви. Кн. 4, ч. 1. М., 1994. С. 219.

495 НеволинК О пятинах и погостах Новгородских. Т. 8. СПб., 1853. Прил. 3. С. 93.

496 Материал для историко-топографического исследования о православных монастырях в Российской империи с библиографическим указателем. II. Монастыри по штатам 1764, 1786 и 1795 годов / сост. и изд. В. В. Зверинский. СПб., 1892. С. 343-344. № 1200.

497 Строев П. Списки иерархов и настоятелей. СПб., 1877. С. 406, № 40.

498 Андреяшев А. М. Материалы по исторической географии Новгородской земли. Шелонская пятина по Писцовым книгам 1498-1576 гг. 1. Списки селений. М., 1914. С. 127.

499 Там же. С. 127.

500 Писцовые книги - делопроизводственные документы, составлявшиеся в процессе валового описания всей территории Руси.

501 По НПК «вопчие» волости и деревни принадлежали разным собственникам. Совладельцы-вотчинники в Новгороде обычно именовались сябрами. Слово «сябр» давно известно по древнерусским актам северо-западного края в значении «пайщик», «сосед», с производными «сябра» - «артель», «община», сябры -«товарищи» и т. д. (Ляпунов Б. Семья, сябр - шабер: этимолог. исслед. // Сб. ОРЯС. Л., 1928. С. 261). Возможно, поэтому озеро назвали Сяберо.

502 Родоначальником рода Неплюевых, как и Романовых (Захарьиных-Юрьевых), Колычевых и др. был Андрей Кобыла. От его внука, Федора Дютко, сына Александра Андреевича Елко, пошел род Неплюевых (Зимин А. А. Форми-330

своеземци изъ Лядского погоста Ванку съ братьею, да Ивашку Кочюру съ с племенникомъ с Тимохою. А тоней въ немъ 40, а рыба въ немъ всякая белая»504.

В НПК за 1571 г. Гаврило Неплюев и Михайло Замыцкий уже не были владельцами земли около оз. Сяберо505.

Впервые Спасо-Сяберский монастырь упоминается в НПК в 1571 г.506: «В Белском погосте на Сябе[ро] озере Спас Нерукотворенный

рование боярской аристократии в России во второй половине XV - первой трети XVI в. М. 1988. С. 179). «В родословных книгах* сказано: «У Федора Неплюя дети: Гаврило, Никита, Андрей, Иван были на поместье в Новгороде» (НПК. 1498 г. С. 82). К концу XV в., в основном, все земли на Руси, в т. ч. и Новгородские, были давно освоены великим князем Московским, боярством, архиерейскими домами и монастырями, землевладельцами. «В XII-XIII вв. в Новгороде, в том числе и его северных землях, широкое распространение получает кормления. Постепенно земли, данные в кормление, превращаются в вотчину. Соборное уложение 1649 г. фиксирует две формы землевладения - поместное и вотчинное. Первое рассматривается как условное держание, получаемое за службу, в связи с чем права помещика по распоряжению и владению поместьем, определенным образом ограничивались» (Забелин И. Е. Сведения о подлинном Уложении царя Алексея Михайловича // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. СПб., 1850. Кн. 1, отд. 2. С. 1-20). (*Б архатная книга - родословная книга, составленная в конце XVII - начале XVIII в. В основу Бархатной книги был положен Государев родословец XVI в., лишь незначительно пополненный росписями, подлинными представителями дворянских родов.)

503 Замыцкие вели свой род от Ратши. У Гаврилы Алексича, героя Невской битвы, по родословным, было двое сыновей - Иван Морхиня и Акинф Великий. От первого пошли Пушкины, от второго - Замыцкие, Бутурлины и др. (Зимин А. А. Формирование боярской аристократии... С. 167).

504 Новгородские Писцовые книги. Т. 5: Книги Шелонской пятины. II. 1498 г. СПб., 1905. С. 82. См. также: «24 обжи у оз. Сяберо и оз. Белое, принадлежавшие Ивану Андрееву Олешынскому, стали землей помещика Гаврило Не-плюева; 33 обжи у оз. Сяберо и оз. Вердуга, принадлежавщие крестьянам Кисля-ковых и Пелешского стали землей помещика Михайло Тимофеева Замыцкого» (Андреяшев А. М. Материалы по исторической географии. С. 125).

505 Возможно, они отдали свои земли под постройку монастыря. Бояре в XIV-XV вв. из-за политической обстановки вынуждены были отдавать свои опустевшие земли монастырям на помин души своих родственников.

506 «Начиная со второй половины XIV в., в результате развития феодальных отношений на Руси, на смену старым ктиторским монастырям приходят монастыри-вотчинники» (Будовниц И. У. Монастыри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI веках. М., 1966. С. 357). Монастырь был построен до 1571 г. В 1580 и 1584 гг. церковные Соборы приняли решение отказаться от приема земель в церковь, поэтому к 80-м годам XVI в. уже завершается строительство новых монастырей.

Образ монастырь, и государские писцы дали Спасу в убогое место монастырю деревню Подледие,...а живет поп Мина...»507.

В 1580-1581 гг., во время Ливонской войны508 мародеры нападали на местных жителей, грабили села и монастыри509. Пострадал и Спасский монастырь: «Монастырь на озере на Сябере на острову, от литовских людей воеван. А в нем храм Спас Нерукотворенный Образ, древен клецки. А у войны остался в келье510 черной поп Мисаила, в келье старец Филат, да две келии пусты, да три места, что были келии, сожгли литовские люди.»511.

Конец XVI в. был особо тяжелым периодом как в жизни русского государства512, так и для небольшого Спасо-Сяберского монастыря: нужно было восстанавливать монастырское хозяйство и платить налоги513, а «Царева жалования руги514, денег и хлеба нет», «А вотчин к тому

507 Новгородские Писцовые книги. Т. 4: 1571 г. С. 530.

508 Для всей России последняя треть XVI - начало XVII в. были периодом сильнейших потрясений: польско-шведская интервенция, татарские набеги привели к разорению значительных территорий страны. Например, Шелонская пятина по материалам НПК запустела в 1571 г. на 56, 01 %, в 1576 г. на 66, 36 %, в 1582-1583 гг. на 83, 58 % (Яницкий Н. Ф. Экономический кризис в Новгородской области XVI в. 1915. С. 52).

509 «Только почти все эти монастыри были разорены и опустошены войском Батория* перед тем самым временем, как составлено (1581-1582) описание их и всей Шелонской пятины, до нас дошедшее» (Макарий (Булгаков М. П.), архим. История русской церкви. М., 1994. Кн. 4, ч. 1. С. 218). (*Стефан Баторий (15331586) - польский король с 1576 г.)

510 Всего было 7 келий см.: «Спасский на озере Сябере в Бельском погосте с семью кельями» (Макарий (Булгаков М. П.), архим. История русской церкви. С. 219).

511 Неволин К. О пятинах и погостах Новгородских. Прил. 3. С. 93.

512 Яницкий Н. Ф. Экономический кризис в Новгородской области XVI в. 1915. С. 1. Автор констатирует на конкретном материале бесспорный факт «громадного, ужастного по своим размерам бедствия», разразившегося «над коренными землями Руси во второй половине XVI века». Это бедствие «разорило целый ряд земледельческих хозяйств, согнало население с насиженных мест. Старейшие области русской земли оказались заброшенными, запустевшими, население их исчезло» (Там же. С. 1). Это «болезнь, от которой земледельческие хозяйства пострадали сильно и на продолжительный срок» «Шелонская пятина запустела.,.83,58% (Там же. С. 52); «.. .главные причины, заставлявшие крестьян покидать свои хозяйства, -тяжесть государственных налогов, голод и мор. (Греков Б. Крестьяне на Руси. М., 1954. С. 243); «В этих целях церковь должна была временно пойти на уступки и отказаться впредь до восстановления хозяйства страны от некоторых своих привилегий. 80-е годы XVI в. в жизни Русского государства проходят под знаком борьбы с хозяйственной разрухой, усиленного внимания со стороны государства к служилым людям - помещикам» (Там же. С. 313).

513 По данным НПК крестьяне на Руси платили оброк коробьями ржи, овса, капустой, «горстями льна», птицей и т. д. С XIII в. основными сельскохозяйст-332

монастырю опричь тое деревни ненаписано»515. После разорения этой местности, обрабатывать землю было почти некому, т. к. после войны из жителей остался только бобыль516 Жила Иванов.

К концу XVII в. монастырь без монахов опустел. Только под защитой игумена и монастырской братии крестьяне517 чувствовали себя в безопасности. Они обратились к своему епархиальному митрополиту с прошением о присоединении Сяберского монастыря к Николо-Вяжицкому.

Получив послание крестьян518, митрополит Корнилий519 написал игумену Николо-Вяжицкого монастыря Боголепу520 грамоту: «Благо-словление преосвященного Корнилия митрополита Великого Новаграда и Великих Лук сыну и сослужебнику нашего смирения с братиею: в нынешнем в 192 [7192] г. от Р. Х. 1684 г. ноября в 4-й день били челом нам преосвященному митрополиту Спасского Сяберского старостой521 монастыря Михалко Федоров» с крестьянами деревни Подледие, «а в заруч-ном своем челобитьи написали: в том, де, Сяберском монастыре строи-

венными культурами на Северо-Западе Руси были рожь и ячмень. Ржаной хлеб до сих пор является главным продуктом питания людей. Сеяли овес, который употреблялся в пищу и на корм скоту. Сажали плодовые деревья, в основном, яблони, и овощные культуры: капусту, горох, репу, огурцы, лук, чеснок, редьку, свеклу, мак и хмель. Хмель и ячмень необходимы были для варки пива.

514 Руга - это плата, вознаграждение, жалование или пособие, даваемое церковному причту или монастырю от государственной власти.

515 Неволин К. О пятинах и погостах Новгородских. С. 93.

516 Бобылями на Руси называли людей, не имеющих своей земли и «не несущих государственного тягла».

517 К 1684 г. в деревне уже было «6 дворов, 44 лица м. п., из них 17 взрослых мужчин» (Воробьев В. М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение. С. 58, табл. 17).

518 Гришка, Ивашка, Мартышко и Пантелейко Ивановы, Наумко Михайлов, Гришка Пименов, Сидорко и Тимошка Степановы, Исачко, Кириллко, Корнишко и Михалкой Федоровы (Амвросий, архим. История Российской иерархии. С. 655).

519 Корнилий, митрополит. 6 августа 1674 [г]. переведен из Казани; 3 марта 1695 [г]. отошел на покой в Зеленецкий монастырь; + 26 февраля 1698 [г]. и погребен там (Строев П. Списки иерархов и настоятелей. С. 37).

520 Боголеп, игумен. Боголеп Саблин, 1683-97 [гг.] (Строев П. Списки иерархов и настоятелей. С. 65).

521 «Церковные старосты - выборная приходская должность». Общины, «особенно тех церквей, где скапливалось много денег, или ценного имущества, или доходных имуществ, земель и т. д., предпочитали выбирать из своей среды прихожан для заведования казной и церковным хозяйством - на должность церковного старосты». Церковные старосты «были главными управителями приходских дел, нередко представляли весь приход в сделках, на суде и т. д., выбирались, видимо, из наиболее надежных и богатых членов прихода» (Стефанович П. С. Приход и приходское духовенство в России в XVI-XVII вв. М., 2002. С. 271).

теля и священника нет, и царское и наше богомолие стоит без пения церковного, и монастырь, де, разоряется и пустеет и их крестьян оборонять некому, и чтоб нам преосвященному митрополиту пожаловати их крестьян велети б тот Спаскосяберской монастырь для церковного и нашего богомолия церковного пения и монастырского строения и их крестьян для обороны и управления приписать к вашему Николаевскому Вяжицкому монастырю к тебе архимандриту Боголепу с братьею, Спа-ско-Сяберскому монастырю вечно в пусте не быть, и им крестьянам от обид врознь не разбрестись. И мы преосвященный митрополит крестьянского и заручного челобитья слушав указали тот Сяберский монастырь со всяким строением преписать и отвестить б владеть и строить, и крестьян от обид оборонять тебе архимандриту Боголепу с братиею. И как тебе ся наша преосвященного митрополита грамота придет, и ты б архимандрит Боголеп с братию тот Спаской Сяберский монастырь у перепищика, который для тебя приписки будет послан, приняли, и приняв тем монастырем и всяким монастырским строением и вотчинами всякими угодьи владеть и тот монастырь строили и меж братьи слуг и крестьян расправу чинили. Лета 7192, ноября 7»522.

Таким образом, с 7 ноября 1684 и до 26 февраля 1764 гг. Спасо-Сяберский монастырь был приписан к Николо-Вяжицкому монасты-рю523, одному из крупнейших вотчинников в Новгородской епархии.

522 Архив СПб. Института российской истории. Ф. 172, оп.1, д. 426. Эта грамота хранится в архиве СПб. Института российской истории. Ф. 172, оп. 1, д. 426. Подлинник состоит из 2 л. В конце приложена красновосковая печать с изображением благословляющей руки. Документ подписали дьяк Тимофей Тяпол-ков и подьячий Ефим Васильев. Текст грамоты приводится по кн.: История Российской иерархии. С. 654-656.

523 Николо-Вяжицкий мужской монастырь находится в 12 верстах к западу от Великого Новгорода. Монастырь расположен на левом берегу Волхова, в лесу, на болотистом месте, называемом «Вяжищи». Первоначальное устроение обители относится к концу XIV века. «В 1411 г. построили деревянную церковь во имя св. Николая, по случаю явления этой чудотворной иконы». Архиепископ Новгородский Евфимий II возобновил и украсил монастырь, в которой теперь 2 храма: двухэтажный собор (1437 г.) с престолами вверху св. Николая и внизу Евфимия Архиепископа (его мощи тут почивают под спудом, и вериги повешены над гробницей), трехэтажный: вверху церковь Вознесения, на втором этаже - теплая церковь Иоанна Богослова, трапезная (1439 г.), внизу подвалы. Храмы соединены между собой галереей. На каменной, круглой колокольне сохранился колокол 1627 года (Всеобщий иллюстрированный путеводитель по монастырям и святым местам Российской Империи и Афону / сост. А. А. Павловский. Ниж. Новгород, 1907. С. 449-450). Николаевскому Вяжицкому принадлежала большая часть Толвуйского погоста (История северного крестьянства. Т. 1: Крестьянство Европейского Севера в период феодализма. Архангельск, 1984. С. 76); «Самыми крупными собственниками были Иверский монастырь, 334

У П. Строева написано: «Сяберский Спасский, от Гдова в 35 верстах, упраздненный; 7 ноября 1683 был приписан к Вяжицкому»524.

За время своего существования Спасо-Сяберской монастырь неоднократно перестраивался под руководством игуменов: Ионы (1641), Ми-саила (1668) и Тарасия (17 1 3)525.

Около 1737 г. была составлена опись библиотеки526 Сяберского монастыря. В монастыре были 22 книги: 16 печатных и 6 рукописных: Евангелие напрестольное (2 ед., печатное и рукописное), Апостол, Псалтырь с восследованием, Триодь (постная и цветная), Октоих, Минея (общая и общая с праздничной), Служебник, Требник, Часослов, Устав, Ирмологий и рукописные книги: Пролог (4 ед.) и Синодик. Библиотека Сяберского монастыря527 по количеству и по составу была типичной среди таких же небольших провинциальных монастырских библиотек.

В XVII в. в России над монастырскими хозяйствами нависла угроза упразднения528.

имевший около 9 тыс. крестьян и бобылей, у Софийского дома было 3,7, у Вя-жицкого - 2,7 тыс. душ. м. п. и др.» (Воробьев В. М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение. С. 153); «Всего численность зависимого населения мужского пола в монастырских владениях в Водской пятине в середине XVII в. было 1190 чел. Во владениях Софийского дома было около 300 чел. м. п. .У Вяжицкого - 150 чел. м. п. В 1678 г. у Софийского дома - 1719 чел. м. п., у Вя-жицкого - 257 чел. м. п. (Воробьев В. М., Дегтярев А. Я. Русское феодальное землевладение... С. 68).

524 Строев П. Списки иерархов и настоятелей. С. 406. № 40. См. также: «Спасский-Сяберский, мужской, ныне село Сяберо, С.-Петербургской губ., в 60 вер. К зап. сев.-зап. От Луги, на острову озера Сябера. Он уже существовал в 1581 г. и был сожжен литовцами. С 1684 г. и до упразднения своего в 1764 г. был приписан к Николаевскому Вяжицкому мон[астастырю] (Материал для историко-топографического исследования. С. 343-344. № 1200); «Сяберо.здесь находился Спасский муж. Монастырь, неизвестно когда основанный, но уже существовавший в XVI ст.; до 1764 г. был приписан к Вяжицкому мон., а в 1764 г. упразднен» (Географическо-статистический словарь. Т. 4. СПб., 1873. С. 55).

525 Строев П. Списки иерархов и настоятелей. С. 406. № 40.

526 Опись библиотеки Сяберского монастыря хранится в Государственном Архиве Новгородской области (ГАНО). Ф. 513, оп. 1, д. 25. Л. 3-3 об.

527 Перевалов В. А. Библиотеки. С. 95-96. С. 100, табл. 3. Автор статьи просмотрел доступные каталоги и описания старопечатных книг и рукописей, и не смог обнаружить книги, входившие ранее в библиотеки Вяжищского и Сябер-ского монастырей. Автор предполагает, что некоторые из книг хранятся в коллекции рукописных и старопечатных книг Новгородского государственного объединенного музея-заповедника.

528 К XVII в. утвердилось мнение, что «церкви и монастыри владеют землями по праву вторичному, даруемому церкви государством». В период с 1667 по 1700 гг. Петр I выпустил ряд указов, касающихся ограничения монастырского землевладения и контроля над ним. Царь считал монастырско-церковные владе-

26 февраля 1764 г. был подписан Манифест529, который возвестил об упразднении прежнего поместного землевладельчества церковных учреждений с передачей земель Коллегии экономии.

В 1764 г. Спасо-Сяберский, как и многие другие мелкие или приписные монастыри, был упразднен. Монастырские крестьяне получили название экономических крестьян. После упразднения монастыря была составлена опись Спасо-Сяберского монастыря530, в которой перечисляются иконы, облачение иеромонахов, монастырская утварь и постройки.

В Описи говорится, что основная церковная икона: Нерукотворен-ный Образ Спасителя531, находилась над Царскими дверьми532. Образ

ния просто зря пропадающими для государства, «духовенству и монастырям дается то, что к пристойному содержанию их потребно, а прочее по благочестивым причинам употребляется на училища и больницы» (Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви. М., 1991. Т. 2. С. 397). Однако, конфискации монастырских земель им проведено не было, что объясняется и без того непомерным количеством экономических и финансовых преобразований и внезапной смертью царя. Император Петр III подписывает Указы: «Об усилении государственного надзора за управлением церковной вотчины», «Об ограничении вотчинных прав духовенства» и «О полной секуляризации недвижимых церковных имуществ с передачей ведавшей ими синодальной Комиссии экономии в ведомство Сената» (Там же. С. 446-447). В дальнейшем, в царствование Императрицы Екатерины II церковными иерархами было подано на имя императрицы прошение о возвращении им вотчин. Екатерина II направила это прошение в Сенат. Специальная комиссия приняла решения о секуляризации церковных земель, и Императрица подписала указ (Там же. С. 449, 454).

529 Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1841. Т. 16. С. 549569, № 12060.

530 РГИА. Ф. 834, оп. 3, д. 2456: Описи и ведомости упраздненных монастырей Новгородской епархии. Л. 117-120: Спасо-Сяберский монастырь.

531 Икона во имя Спаса Нерукотворного Образа, по преданию, представляла собой плат (убрус), которым, умыв лицо, обтерся Спаситель. На ткани появилось изображение Его Лика. Прикоснувшись к Нерукотворенной иконе, царь Авгарь, правитель Едессы, исцелился. Он стал ревностным последователем Христа и привел к вере своих подданных (Алексеев С. Энциклопедия православной иконы: основы богословия иконы. СПб., 2001. С. 92). 29 августа Церковь празднует перенесение Нерукотворенного Образа из Едессы в Константинополь. Это событие произошло в 944 году. В честь этого праздника построили много церквей и монастырей. В Новгороде был монастырь во имя Спасо-Нерукотворного Образа в поле. Именным указом, объявленным из сената 1-го июля 1742 года, Императрица Ели-савета Петровна повелела: «впредь с сего указа, в день празднества Нерукотворен-ного образа, августа 16 дня, казенных никаких работ не производить.». Этот указ вошел в полное собрание законов Российской Империи (XI, 624, № 8576).

532 Традиционно на Руси эту икону помещали над городскими вратами и на воинских стягах (Алексеев С. Энциклопедия православной иконы. С. 104).

Спасителя написан на дереве, по золотому фону533. В описи перечисляются и другие храмовые иконы, написанные красками: Воскресения Христова с двунадесятыми праздниками, Живоначальной Троицы, Сошествие Святого Духа, Преображение Господне, Знамения Пресвятой Богородицы и две неизвестные иконы Пресвятой Богородицы, Архистратигов Гавриила и Михаила, Иоанна Предтечи, Апостолов: Иоанна Богослова, Петра и Павла; Николая Чудотворца, Трех святителей: Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста; целителя Панте-леимона, Параскевы, нареченной Пятница, Саввы Освященного, свя-щенномученика Власия. Наиболее почитаемыми святыми у местных жителей до сих пор считаются Николай Чудотворец и Параскева Пятни-ца534. Образа были расположены в иконостасе и на стенах церкви.

В церкви были: ветхий деревянный крест «писан красками», «на жертвеннике одежда лудану535 зеленого», воздух и 2 покровца «по середине штофу красного по краям обложены штофом зеленым подложены (неразб.) бумажной пестрой кресты сетки мишурные536. Монастырская утварь не отличалась роскошью: «потир, дискос, звезда», «два блюдца оловянные», «лжица медная», «копие железное», «блюдо оловянное», «чаша медная водоосвященная», «укропник один медной», «ковшик медной», «кадил медных с цепочками три из них один крашенной» и

537

«налоев кожанных для книгочтения три» .

В описи упоминаются церковные книги, необходимые для богослужения. Список книг такой же как и в описи 1737 г.

Из описи упраздненного монастыря также известно, что облачение иеромонахов состояло из ризы, подризника и стихаря. Ризы были: 1. «камки красной травчатой», т. е. с узорами; оплечье «лудану голубого с трава-

533 В 1867 г. икона Спасо-Нерукотворного Образа была украшена серебрян-ною ризою, ценой до 550 р. (Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. СПб., 1884, вып. 9. С. 462).

34 Рындина А. Святая двоица - Никола и Параскева в древнерусском искусстве. // Искусствознание. 2002. № 1. С. 198. Они не принадлежат к числу местных, т. е. русских, святых, но по всей Руси в их честь построено много храмов и часовен. Святителя Николая считают, «защитником литургии», поэтому нередко он был изображен среди избранных святых в иконостасе. Николай Чудотворец и Параскева Пятница считались покровителями путешествующих по суше и плавающих по морю. Великомученице Параскеве ставили часовни на распутье дорог и у рынка. Недалеко от деревни Подледие проходил местный торговый путь. Из Балтийского моря через реки Лугу и Сяберку можно было приплыть в озера Сяберо и Вердугу, а возможно, по другим рекам и по суше добраться и до Великого Новгорода. По НПК за 1571 г., упоминается часовня у деревни Вердуга.

535 Лаудан (лудан) - сорт шелковой ткани // Словарь русского языка. XI-XVII вв. М., 1981. Вып. 8. С. 180.

536 РГИА. Ф. 834, оп. 3, д. 2456. Л. 119.

537 Там же. Л. 118 об.

ми желтыми», вокруг оплечья и подольника «обложено тесьмой шелковой белой крест тоежъ тесмы подложены крашениной синей»; 2. «камки красной травчатой»; оплечье «бархатное красное шито золотом и серебром»; подольник «лудану зеленого крест и звезда штофу красного подложены крашениной зеленой». Подризник «полушелковой красной клетчатой». Подольник «обложен тесьмою полушелковой белой», крест «подложен холстом белым». Стихари: 1. «белой ткацкой работы подложен крашениной синей»; 2. «белой точивной»; оплечье, зарукавники и подольник «бумажные красные пестрые». Епитрахиль «лоскутчатая разных цветов по краям обложена атласной лентой», «по середине 3 креста репейчатые»538 (т. е. округлые с волнистыми или трубчатыми краями539) серебряные подложены крашениной светлой». Поручи: 1. «тафтяные желтые подложены крашениной синей»; 2. «тафтяные красные подложены крашениной синей ветхие». Пояс «нитяной белый с кистями нитяными»540.

В описи говорится, что Спасо-Сяберский монастырь был окружен рублеными стенами, «тарасами»541. Большое значение имело и месторасположение Спасо-Сяберского монастыря: он находился на островке в центре глубокого озера, вокруг которого леса542, реки, озера и топкие болота, что увеличивало оборонительную силу монастыря-крепости и, в какой-то мере, спасало от набегов и войн.

На западной стороне островка, слева от святых ворот, были две ке-лии: настоятельская и братская, с двумя апартаментами. «При них два чулана с одними сеньми и два крыльца с перилами»543. На территории монастыря стоял «амбар хлебный544 и на верху сушила длиной и шири-

538 Там же. Л. 119.

539 Словарь русского языка. XI-XVII вв. М., 1997. Вып. 22. С. 145.

540 РГИА. Ф. 834, оп. 3, д. 2456. Л. 119.

541 Древние монастыри на Руси строили как крепости, окруженные высоким тыном. Ограда вскоре стала заменяться рублеными стенами - «городями» или «тарасами», за которой можно было «отсидеться» в случае внезапных набегов» (Ильин М. Монастыри Московской Руси XVI века как оборонительные сооружения // Ист. журнал. 1944. № 7-8. С. 75).

542 Во владении Спасо-Сяберского монастыря, вдоль озера Сяберо, росли смешанные леса: «да черного лесу вдоль верста, а поперек пол-версты» (НПК. 1571 г. С. 530).

543 РГИА. Ф. 834, оп. 3, д. 2456. Л. 119 об.

544 Крестьяне были подчинены игумену и обрабатывали монастырскую землю, «а в ней пол-2 обжи* . засеву в ней 2 четверти в поле, а в дву потомуж», «пашни пахатные полтретьи коробьи, да лесом поросло пять коробей** в поле, а в дву потомуж.» (НПК. 1571 г. С. 530). После Литовской войны количество земельного надела сократилось, т. к некому было обрабатывать поля. «А по росписи новгородского дьяка Семена Косткина было в живущем 40 обеж. И по Ле-вонтьеву письму убыло из живущего в пусто 31 обжа» (Неволин К. О пятинах и погостах Новгородских. С. 93). (*О б ж а соответствует крестьянскому обычно-338

ной на 2,5 сажени. строение крыто тесом», «подле святых ворот по левую сторону погреб длиной и шириной на 2,5 сажень. Конюшня545 и при ней сарай для клажи сена546. За монастырем был скотный двор»547, за которым находились еще две келии, «с двумя апартаментами, с одним чуланом и сенями». На монастырском острове была и баня.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

После упразднения монастыря возник Спасский погост. Приход составляли деревни и села: Подледье, Лядинки, Дубровицы, Засобье, Вер-дуга, Завердужье, Затрубичье, Смородина, Ивановка, Житковицы, Коз-лово, Пустое Горнешно, Жилое Горнешно, Пажино, Сабицы, Элешно и Ключки.

По штату 1842 года причт состоял из священника, дьячка и пономаря. Из прежних священников известны: Антип Сергеев, Никита Антонов, Стефан Захаров и др548. По штату 1843 г. жалование причту было 310 руб. В 1880-х гг. священник получал 200 р., а псаломщик - 70 р. До этого причт погоста содержался ругою, доходами за требы и от земли549.

му хозяйству, основа которого - один, крестьянин-земледелец с сохой и одной лошадью, обрабатывающий свои поля: число дворов по НПК близко к числу обеж (Кочин Г. Е. Сельское хозяйство на Руси конца XIII - начала XVI в. М.; Л., 1965. С. 58); ** Выражение «коробьи посева ржи» появляются в НПК только во второй половине 1490-х - начале 1500-х годов. Коробьи соответствовали приблизительно 7 пудам ржи. Принято считать, что одна коробья ржи высевалась на целой десятине. Можно приравнять коробью к площади, равной 0,8-1 десятине, а норму считать приблизительно равной 7-8,15 пуда.)

545 Лошади были необходимы для земледелия, как транспортное средство и для военной службы.

546 На монастырских землях около озера Сяберо в 1571 г., «да закосу 2 копны, да отхожие пожни по Сяберовицы по речки до Черные речки вниз 30 копен, да по Любочи по речки вниз до Вои речки сена 20 копен», в 1581 г.: «сена пятнадцать копен». Сено шло на корм скота.

547 РГИА. Ф. 834, оп. 3, д. 2456. Л. 120. Второй по значимости отраслью сельского хозяйства было животноводство. В НПК после количества высевавшейся ржи обязательно указывается количество копен сена, которое скашивали крестьяне в каждом селе. Коровы, овцы, свиньи и домашняя птица откармливались для уплаты повинностей и для домашнего употребления. Животноводство давало мех, шерсть, кожу - материал для одежды и обуви. Монастыри на Руси брали со своих крестьян продукты животноводства: яйца, масло, сыры (так назывался творог).

548 Историко-статистические сведения. С. 462.

549 Руги собиралось, с женатого прихожанина четверик ржи. Жалование получалось по 300 р. асс. в год. Сверх того причт владел «Огубком» Сяберского озера (Историко-статистические сведения. С. 463).

Земли при церкви составляли 340 дес. 1,366 сажень. Из них пахатной 18 дес., сенокосу - 5 дес., лесу 317 дес. 1,366 саж. Из этой земли причт пользовался только покосом, а остальное отдавал в аренду крестьянам550.

Во второй половине XIX в. дер. Подледье принадлежала великой княгине Елене Павловне551. В деревне был 21 дом, где жило 164 человека обоего пола552. Из них грамоту знало только 25 человек553.

Помещики и жители окрестных деревней были прихожанами Сябер-ской церкви. Соборная церковь во имя Спасо Нерукотворенного Об-раза554 стояла на восточной стороне острова. О внешнем виде церкви можно судить по чертежу архитектора П. Лукашевича555.

Храм построен в древних традициях деревянного зодчества, но имеет и влияние каменного храмового строительства. Монастырская церковь относится к так называемым «клецким храмам», в основе которого лежит квадратный сруб - «клеть» из горизонтально положенных бревен, связанных по углам врубками. Спасский храм состоит из 5-ти срубов разной высоты. Алтарный и трапезный западный прирубы построены ниже основного сруба. Они перекрыты клинчатыми крышами. Центральный сруб завершается черырехклинчатой крышей с маленьким узким барабаном и луковичной головой значительных размеров. С западной стороны церкви пристроена колокольня с низким притвором и клинчатой крышей. Колокольня представляет собой по конструкции «восьмерик», стоящий на «четверике» сруба и завершающийся 8-ми гранным шатром с очень маленькой главкой. Спасская церковь очень гармонична по своим пропорциям и соотношением всех частей.

Со временем старая монастырская церковь стала разрушаться. Колокола были сняты с ветхой колокольни еще к 1764 г556. Митрополит Нов-

550 Историко-статистические сведения. С. 462-464.

551 Елена Павловна // Брокгауз и Эфрон. СПб., 1893. Т. 11. С. 600-601.

552 Географическо-статистический словарь Российской империи. Т. 4 / сост. П. Семенов. СПб., 1873. С. 55.

553 С 1847 по 1854 г. в Подледье в одной из крестьянских изб была школа, открытая Ораниенбаумским дворцовым правлением. В ней обучалось до 30 детей обоего пола. В 1862 г. была открыта новая школа, в которой учил пономарь Петр Уткин. В 1882 г. в д. Сяберо (бывш. Подледье) было открыто земское училище, в котором в 1883 г. училось 14 мальчиков и 5 девочек (Историко-статистические сведения. С. 463).

554 РГИА. Ф. 218, оп. 3, д. 1329. Дело о постройке новой деревянной церкви в Сяберском монастыре в деревне Подледие Лужского уезда Петербургской епархии. В деле находится чертеж старой монастырской церкви.

555 РГИА. Ф. 218, оп. 3, д. 1329. Дело о постройке новой деревянной церкви в Сяберском монастыре в деревне Подледие Лужского уезда Петербургской епархии.

556 РГИА. Ф. 834, оп. 3, д. 2456. Л. 119 об.

городский и Санкт-Петербугский Никанор (Клементьевский)557 письменно обратился к императору Николаю I5 8. После высочайшего утверждения проекта новая теплая церковь была в 1852 г. построена недалеко от старой холодной церкви559, а в 1853 г. освящена лужским протоиереем Андреем Филипповичем Ласкиным, при священнике Михаиле Ильинском.

«Композиционно новая церковь напоминает старую. Она представляет собой квадрат с пятигранной апсидой, шатровая колокольня связана с церковью теплым переходом. Фундаменты и цоколь храма сложены из дикого камня, на растворе. Храм увенчан пятью главами на глухих, фигурного силуэта барабанах. Данью классицизму воспринимаются четырехпилонные, с широкими фронтонами портики, оформляющие входы в храм. Им вторят фронтончики над окнами. Концы их боковых сторон закреплены в виде волют, разделенных узким разрывом»560. В 1867 г. в церкви был обновлен иконостас.

В 1880-е гг. из бревен монастырской церкви была построена часовня Козьмы и Дамиана. Космодемьяновская часовня «представляла собой в плане квадрат со срезанными углами. Ширина больших граней - 3,6 м, малых (угловых) - 1,9 м. На южной и северной гранях находились большие арочные окна, на западной - арочный дверной проем. Особенностью часовни был сильно вынесенный карниз, причем стены часовни продолжались на 1,0 м выше карниза. Часовню перекрывал невысокий восьмигранный шатер, завершавшийся со столькими же гранями барабаном и главкой. Карниз и свес кровли украшал резной подзор. «Небо» (потолок) в часовне также имело форму шатра, что являлось редчайшим явлением как для данной местности, так и всего региона.»561. Часовня сгорела в 1975 г. по вине туристов-рыбаков, которые в дождливый день решили развести в часовне костер.

Времена советской власти были тяжелым периодом для верующих людей. Сжигали и оскверняли церкви и монастыри. Пострадал и церковный приход в деревне Сяберо.

557 Никанор, митрополит (Клементьевский), 20 ноября 1848 г. переведен из Варшавы в СПб; 17 сентября 1856 г. (Строев П. Списки иерархов и настоятелей. С. 38, № 60).

558 РГИА. Ф. 218, оп. 3, д. 1329. Дело о постройке новой деревянной церкви в Сяберском монастыре в деревне Подледие Лужского уезда Петербургской епархии. В деле находится чертеж старой монастырской церкви.

559 Сяберо, село. церквей православных 2. (Географическо-статистический словарь Российской Империи. Т. IV / сост. П. Семенов. СПб., 1873. С. 865).

560 Там же. С. 9.

561 Лужские храмы. Сяберо / А. В. Носков, О. В. Набокина // Провинциальные новости. 2005, янв. С. 9.

«Зимой 1937 г. местного священника увез «черный ворон». В том же году Спасскую церковь закрыли, а в 1939 г. разграбили и осквернили местные комсомольцы. Они сожгли иконы, уничтожили церковную утварь и сбросили колокола562. Церковь хотели приспособить то под клуб, то под склад, но спасло местоположение на кладбище и неудобный подъезд к островку. Затем какое-то время храм стоял в запустении.

После перестройки церковная жизнь стала возрождаться. В 1990 г. была вновь открыта Сяберская церковь. Прихожане расчистили завалы мусора, отмыли и вставили стекла. В 1991 г. церковь во имя Спасо-Нерукотворенного образа была зарегистрирована.

Прихожане храма попытались узнать что-нибудь об истории родного края. Они обратились в архив г. Луги и узнали, что церковные документы, вывезенные в Краеведческий музей Луги, сгорели во время Великой Отечественной войны»563. Однако, в 2003 гг. в архивах564 Санкт-Петербурга я обнаружила документы по истории Спасо-Сяберского монастыря, церкви и Спасского погоста. В конце июня565 2003 г. в Сяберской церкви была устроена выставка фотографий и ксерокопий архивных документов и ксерокопий заметок и статей дореволюционных566 и совре-менных567 исследователей. Выставка была приурочена к 150-летию постройки ныне существующей церкви во имя Спасо-Нерукотворенного Образа.

К сожалению, время не пощадило Спасо-Сяберский монастырь, но память о нем осталась. Это заповедное место до сих пор хранит особую монастырскую тишину и неповторимую живописную красоту.

562 Колокола были увезены немцами во время Великой Отечественной войны.

563 Из воспоминаний жителей д. Сяберо.

564 РГА, ЦГИА и Архив СПб отделения Института российской истории.

565 В Ильинскую пятницу.

566 Амвросия, архим. и Макария (Булгаков М. П.), архим., К. Неволина, В. В. Зверинского, П. Строева и А. М. Андреяшева. На выставке были также представлены ксерокопии статей из книг: Церковь в память перенесения от Едессы Неруко-творенного Образа Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. (Справочный указатель соборов и церквей С.-Петербургской епархии и состоящих при них священнослужителях и приходов с предварительным обозрением состава епархиального управления за 1867 год. СПб., 1867. С. 101-102); Спасский погост (Историко-статистические сведения о Санкт-Петербургской епархии. Вып. 9. СПб., 1884. С. 462-464); Спасский погост в с. Сяберо (Памятные записи о церквах и приходах в уездных городах и селах Петроградской епархии. Ч. I. Уезды: Гдовский, Луж-ский, Новоладожский и Петроградский. Петроград, 1915. С. 110-111).

567 Статья В. Перевалова и таблицы А. М. Воробьева и А. Я. Дегтярева.

Рис. 1. План мест ности в районе озера Сяберского

Рис. 3. Церковь Спасо-Нерукотворенного Образа

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.