Научная статья на тему 'Типологическое описание наименований украшений одежды из ткани в древнерусском языке'

Типологическое описание наименований украшений одежды из ткани в древнерусском языке Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
586
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
древнерусский язык / наименование украшений / украшение одежды

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Савчишкина И. Б.

Статья посвящена анализу наименований украшений одежды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of names of soft furnishings in the Old Russian language.

Текст научной работы на тему «Типологическое описание наименований украшений одежды из ткани в древнерусском языке»

И. Б. Савчишкина

ТИПОЛОГИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ НАИМЕНОВАНИЙ УКРАШЕНИЙ ОДЕЖДЫ ИЗ ТКАНИ В ДРЕВНЕРУССКОМ ЯЗЫКЕ

Работа представлена кафедрой славянских языков и методики их преподавания Московского педагогического государственного университета. Научный руководитель - кандидат филологических наук, профессор М. А. Самойлова

Статья посвящена анализу наименований украшений одежды. The article is devoted to the analysis of names of soft furnishings in the Old Russian language.

Русский и украинский языки прошли новению предшествовал древнерусский многовековой период развития. Их возник- язык - общий «для предков современных

269

русских, украинцев и белорусов»1. Проанализировав явления древнерусского языка, можно говорить о тенденциях развития современных русского и украинского языков . Наиболее проблемным аспектом изучения традиционно представляется лексика. Лексические соотношения между русским и украинским языками «очень сложны и до конца не установлены. Это связано с тем, что наличие одинаковых слов в родственных языках или отсутствие того или иного слова в одних языках при существовании его в других не всегда можно объяснить близостью или различием языков. Здесь могут играть роль и иные при -чины (как заимствование слов, так и их исчезновение в отдельных языках), вскрыть которые можно лишь путем глубокого изучения истории лексики, истории отдельных групп слов или даже отдельных слов»2.

Многие номинации украшений с течением времени претерпели изменения либо вышли из употребления. Из названий, зафиксированных словарями древнерусского языка, в современных языках практически у всех наблюдаются какие-либо изменения. Определенная часть слов сузила или расширила значение. Отдельные лексемы претерпели фонетические изменения: отмечены случаи графической диссимиляции консонантов (самфиръ в древнерусском языке и сапфир в современном русском и украинском языках), персеверации (монисто в древнерусском и современных русском языках и намисто в современном украинском языке) и др.

В основу типологической характеристики номинаций украшений одежды древнерусского языка положен логико-понятийный принцип.

Базой для выборки из словарей лингвистического материала послужили интегральные семы и семные компоненты номинаций: а) украшение; то, что украшает; служащее украшением; для украшения; род украшения; б) украшенный, разукрашенный; в) ценный, дорогой; г) праздничный,

торжественный; д) драгоценные вещи; драгоценность; е) наряд и др.

С точки зрения лексического значения наименования, входящие в лексико-темати-ческие группы (ЛТГ) «Украшения одежды », разграничиваются по основным родовидовым признакам, которые стали основой выделения лексико-семантических групп (ЛСГ) и лексико-семантических субгрупп (ЛССГ). В качестве родо-видовых признаков выделены: материал, из которого сделано украшение, его структура, способ изготовления украшения, способ крепления украшения к одежде, место украшения в костюмном комплексе, функция украшения, форма украшения, тендерная принадлежность украшения.

Родо-видовые параметры позволили определить типологическую схему наименований украшений одежды в древнерусском языке, в том числе ЛСГ «ткань-украшение» и ЛСГ «украшения одежды из ткани» (ЛССГ «украшения из ткани, пришиваемые к одежде», ЛССГ «украшения одежды, нашиваемые на одежду»).

К первому наиболее абстрактному су-перординатному уровню с наименьшим количеством сем и семантических компонентов относятся лексемы: л^пота2 (то, что составляет красоту; украшение); добродетель (произведение искусства, украшения, резьба (1175); утварь (украшеше (не створите оутвари во влас^хъ (отсо^). Лев. XIX. 27 по сп. XIV в).

Большинство гиперонимов составляют лексемы с корнем -крас-: красование (всякая вещь, красотою обращающая на себя внимание, украшение; убранство. XVI в.); красота (украшения, драгоценности, наряды. 1499 г.); красьба (украшение (На крась-бу риз!) звоньзя. Мин. Пут. XI в. 70); крашение (-ье)3. (то, что украшает, украшение (Крашенье телесное (xoa^ai,^, ornatus). Никон. Панд., сл. 37. (Ник. 2. кан. 16); бла-гоукрашение (великолепное украшение, XI в.); украшение (украшеше (Бысть бо светла златажи сребра и жемчюга, всякого проча-

го оукрашеша (въ Греч. н1)ть). Сказ. о св. Соф. 18).

Представленные гиперонимы представляют абстрактный уровень и для других ЛТГ, например, ЛТГ «украшения человека», «архитектурные украшения», «человеческие добродетели» и др.

Наиболее точным идентификатором ЛТГ «украшения одежды» является лексема укущение (украшеше, одежда (Тако жены въ оукущен^и л^п^). Апостол. толк. XV в. Тим. 1. II. 9 (Оп. II. 1. 164).

В отдельных контекстах роль гиперонима выполняет лексема тварь11. (драгоценность: - Рюкоу свою простр!)... на вся твари его (ет тсаута та аит^, desiderabilia, въ нов. вожделенная). Плач. 1ер. I. 10. (Упыр.)

В отношениях субституции находятся заимствование из польск. оздоба и исконное сънарядъ: сънарядъ - украшенше, при-боръ (Снарядъ (кафтана) каковъ государь укажеть. Оп. им. ц. Ив. Вас. 1582 - 1583 г. 11) - оздоба (украшение (ср.: польск. ozdoba) (На оздобу плаття... великий Кос-тянтинъ изъ царствующего града Константинополя прислати. Шерем., 1644. XVIII в. ~ 1699 г.).

Тендерная оппозиция (украшения для женской одежды - украшения для мужской одежды) в древнерусском языке выделяется опосредованно, так как словарь русского языка XI-XVII вв. фиксирует две лексемы, которые на суперординатном уровне номинируют женские украшения, в том числе и для женской одежды: крута (женские наряды, украшения (А жена, моя, оже всадить в живот^ моемъ, ино осподарына животу моему; или поидетъ замужъ, оноеи наделка десять рублевъ; а что принесла порты, и круту, и челядь, а то ей и есть. Тр. Новг. и Псков., 168. XVII в. ~ 1393 г.).

Определенной степенью абстракции обладает лексема кузнь2 (украшения вообще (преимущественно женские), шитая золотом и серебром ткань, ожерелья из жем-чюга, стекла и др. (Повелехъ женьскую куз-

ню и порты мтре Дарьевы... послати къ намъ. Александрия, 74. XV в. ~ XII в.). Вызывает интерес, образованная на основе суперордината кузнь, атрибутивная конструкция, которая номинирует особую ткань (с нашитым жемчугом): обнизанная кузнь (А приданово съ нею платья и золо-тово и обнизной кузни на 2000 рублевъ. ДТП I, 808. 1676 г.).

Субординаты блистание и узорочие объединены семой «внешние характеристики тканей» (в ЛСГ «ткани-украшения»): блистаниеЗ (блестящая ткань, одежда (Великий кн~зъ Борисъ Александровичь... бес-числьно даа людемъ своимъ и повелевая въ своей полате въ красныхъ блистаниихъ пред собою ходити. Сл. похв. Фомы, 11.XVI в. ~ 1453 г.; Одръ же ея златым блистанием и свилою насланъ. ВМЧ, Дек. 617, 1081. XVI в.); узорочие (драгоц^нныя вещи или ткани съ литыми, резаными, ткаными или шитыми узорами (Приде Олег къ Киеву, неся золото, и паволокы, и овощи, и вина, и всяко оузорочье). Пов. вр. л. 6415 г. (по Ипат. сп.).

В древнерусском языке фиксируют лексему блудьничь, которая номинирует лишенную украшений одежду духовенства: блудьничь - неукрашенная одежда (Не оук-рашени ризъ блудничи. Измар. 1509 г. (В.). (Ср.). Блудничи ризы являлись предметом повседневной формы священнослужителей всех рангов. В отдельных контекстах в этом же значении выступает гладь. Въ гладь -без украшений (.по краямъ серебромъ въ гладъ... Кн. пер. казны Ник., 108. 1658 г.)

ЛСГ «ткань-украшение» представлена лексемами, номинирующими ткань, которая сама по себе является украшением.

Процесс местного производства ткани XI-XVII вв. в основном представлял собой домотканое изготовление. Лен дал название льняница: «Он же рече: воззри на мя, знаеш ли сию льняницу? Он же рече: ей, геи, - моа есть» (ВМЧ. Апр. 22-30, 1145. XVI в.). Холст, полотно, грубая шерсть -наиболее распространенные ткани домо-

тканого производства. Крашеный холст назывался крашениной. Холст с набивным узором назывался выбойкой. Узорчатая материя более сложного тканья - бранью. Семряга - шерстяная ткань домашнего производства.

Шерстяная, шелковая, льняная или более грубой выделки ткань могла быть и экспортной. Шерстяная ткань преимущественно ввозилась из Англии, Франции (только некоторые ее виды, например, зуфь, с Востока), шелковая - из Китая, Ирана, Турции (камка, тафта, китайка и т. д.). Ткани иноземного производства выполняли функцию социального различите-ля. Так, паволока использовалась для богатой одежды царей и священников и т. д.

В ЛСГ «ткань-украшение» наибольшим уровнем абстракции обладает гиперонимы чьрвеница=чръвеница (драгоценная ткань, одежда из драгоценной ткани (Облачены въ чръвеница старЪишины и воеводы и юноты избраныя вся). Иез. XXIII. 6 (Упыр.) и паволока (дорогая ткань, одежда (Паволока 6Ъ Вавилонскаа (жгжХой, ВаРиЯюуш^). Иос. Флав. В. Иуд. V. 5. 4. [МатСлДрЯ]).

Суперординаты блистаниеЗ (блестящая ткань, одежда (Великий кн~зъ Борись Александровича.. бесчисльно даа людемъ сво-имъ и повелевая въ своей полате въ крас-ныхъ блистаниихъ пред собою ходити. Сл. похв. Фомы, 11. XVI в. ~ 1453 г.; Одръ же ея златым блистанием и свилою насланъ. ВМЧ, Дек. 6-17, 1081. XVI в.) и узорочие (драгоц^нныя вещи или ткани съ литыми, резаными, ткаными или шитыми узорами (Приде Олег къ Киеву, неся золото, и паво-локы, и овощи, и вина, и всяко оузорочье. Пов. вр. л. 6415 г. (по Ипат. сп.) объединены семой «структура, качество ткани».

Семемы номинаций аксамитъ/оксамитъ (драгоценная ткань с золотыми и серебря -ными нитями в основе, плотная и ворсистая, как бархат. Помчаша красныя дЪвкы половецкыя, а съ ними злато, и паволокы, и драгыя оксамиты. Сл. о п. Иг., 11. Взято

...у гречанъ узорочного и лакотного това-ру... аксамиту золотного съ коронами 10 аршинъ. ДАИ VI, 97. 1673 г.) и бархатъ (драгоценная ткань, плотная и ворсистая (1389): И стоаху на два лика, и кождо своеа земля знамя имЪаху на себЪ и одЪниа: овии багряны баргаты, а друзии вишневы бархаты, а инии темносини бархаты, а инии черны бархаты. Ник. лет. XI, 102. А дочери своей князь Михайло АндрЪевич пожаловал, далъ: шуба кована бархат червьчят. Дух. и дог. гр., 312. 1486 г. Бархатовъ фла-ренскихъ венедицкихъ съ золотомъ и се-ребромъ самыхъ добрыхъ петелчатыхъ, чтобъ земля была золото или серебро пряденое, а не волоченное старинного дЪла. Нак. Милосл., 65. 1643 г.) интегрированы семами «качество ткани» и «структура» и дифференцированы семой «дополнительная деталь» (+с золотыми и серебряными нитями).

Семемы номинаций алтабасъ/олтабасъ (парча (Вершокъ алтабасу серебряннаго на бЪломъ шелку, а по немъ шиты травы чуд-ныя золотомъ на канительное дЪло). Аре. Сух. Проскинитарий, 120. 1653 г.), брачи-на/брячина (шелковая ткань, парча (Къде бо ихъ жития и слава мира сего и багряница, и брячины, сребро и золото, вина и ме-довее). Ж. Бор. Глеб., 14. XII в. Александр вшед въ церковъ, жрътву богу принесъ по архиерову слову, почтивъ и свЪтлыми бра-чинами украсивъ. Хроногр. 1512 г., 194. (Ср.: - украшеше, ауаи^ца, огпашепШш: -Александръ въ црковь вшедъ жртву Богу принесе... и светлыми и великими брачи-нами. црковь оукраси. Георг. Ам. 27.), изар-бафъ/изарбавъ/изарбатъ/зарбафъ/зарбавъ (род парчи (А на государ!) было платья: шуба новая, изарбавъ золотной по серебреной земли. Выходы цар., 457. 1666 г.; Зарбавъ полосатой съ золотомъ да съ се-ребромъ. АИ IV, 399. 1672 г.) интегрированы семой «структура материала» (парча). Границы между значениями определить не представляется возможным вследствие отсутствия дифференциальных сем.

Семемы номинаций аряшъ (название дорогого бухарского шелка (А товару государь у меня осмнатцеть ансыреи шолку аряшу, чеверы дороги гилянские. Астрах. а., № 641. 1623 г.), кутня (бухарская ткань, обычно полосатая, из шелка с бумагой (Платье носят шелковое кутни и иные легкие вещи. Козм. 398. 1670 г. кутня желтая новая, цена 3 рубля. Перс. д., 13. 1615 г.) интегрированы семами «место изготовления» [СК (бухарская ткань)], «структура» [СК (шелк)]; дифференцированы семой «дополнительная деталь» в оппозиции СК (+полосатый рисунок ткани) : СК (+шелк с бумагой).

Дефиниции лексем атласъ/отлас (ткань (Атласа у Бориса у укладника взяли двадцать нюгъ шафрану, да отласъ, да косякъ тафты червчатые). Польск. д. I, 1489 г.; Ат-ласъ голубой, мЪрою 8 аршинъ. ДАИ XI, 236. 1684 г.), златоглавъ (название ткани (Златоглавъ - отласъ шестероличный. Алф., 87. XVII в.) лишь фиксируют принадлежность номинаций к определенному сигнификату и являются примером нейтрализации сем.

Сема «цвет» превалирует и дифференцирует семемы номинаций багряница/багъ-ряница/богряница, багоръ/багъръ/багръ/ бо-горь, лептугъ, кокинъ (драгоценная ткань багряного цвета; одежда из этой ткани; торжественная пурпурная одежда (или напле-чье) как знак верховной власти (Лучше бы мы в дерюзе служити тебЪ, нежели в багрянице в боярстем дворЪ Сл. Дан. Зат. 60 17в.-12в.; Того зъваку царя и его же съви...-коша ризы на поругание, того же в багъря-ницю облекоша. Усп. сб., 348. ХП-ХШ вв.; Стихарь убо от багра - по образу смоковных лист, имь же съшив, прекры собе Адам. Кир. Тур. XII, 358. 1282 г. -XII в.; Неведомо же каковыя ради радости, не токмо, иже по повелению его [Гр. Отрепьева], весь синьклит, но и прости сви, яко женихи, и от конца и до конца улиц в злате и в сребре в багрех Странских ходящее веселяхуся. Сказ. Авр. Палицына1, 112. 1620 г.), порфи-

ра (багряница, пурпурная царская одежда (Члвк пЪкы 6Ъ богатъ и облачаашеся въ порфуру и въ вуссъ. (лорфурау). Лук. XVI 19. [МатСлДрЯ]). Актуализирована также сема «статус носителя».

Гипотетично к ЛСГ «ткань-украшение» относятся лексемы виссъ/ виса/виссосъ (льняная ткань, окрашенная висом; одежда из этой ткани (И узрЪ жену стоящу предъ дверми святаго алтаря, одЪну виссомъ и багромъ. Ж.Андр.Юрод. ВМЧ, Окт.1-3,133, XVI в. ~ XII в.) и зелена (ткань и вид одежды (И видевъ же люди издалеча Александръ в бЪлых ризахъ, иерЪ мЪ же предстоящемъ въ вусинЪхъ, рекше въ зеленахъ. Хрон. Г. Амарт., 45, XIII-XIV вв.XI в.).

Идентификатором ЛСГ «украшения одежды из ткани» является лексема на-рядъ10 (совокупность вспомогательных деталей для оформления, украшения чего-л. (обшивки, нашивки, застежки, пряжки, металлические накладки и т. п.) (Пятнат-цатеры наручи железные с наряды медный и железными. Оп. им. Матв., 16. 1677 г.).

В ЛССГ «украшения из ткани, пришиваемые к одежде» и ЛССГ «украшения из ткани, нашиваемые на одежду» субординатами являются лексемы окладка2 (обшивка, отделка (А на д^ло и на опушку ихъ взять изъ Посолского приказу золотныхъ объярей... да на окладку т^хъ же покров-цовъ по краямъ изъ ряду круживъ... золотныхъ. ДАИ VI, 103. 1675 г.); отд^лка13 (украшение, отделка (Шуба курпетчетая, б^лыхъ авчинакъ подъ китайкою подъ тем-нозеленою, опушена выдрою, отделка опушена кумачемъ красным. ДАИ XII, 380. 1695 г.). Определенная доля абстракции наличиствует в значении лексемы обшив-ка2 (кайма, нашивка по краю (Тот Конд-ратеи... грабежемъ съ меня з головы схва-тилъ шапку, по отласу по белому золотомъ шито. да волосникъ золотой да шелкомъ вязанъ, обшивка жемчюжная. АХУ III, 101. 1631 г.), однако в семантическом комплексе актуализируется сема «место крепления» (по краю), что конкретизирует значение.

В данных ЛССГ интегральные семные компоненты значения (далее СК) «отделка», «обшивка», «нашивка» актуализируются в различных семантических комплексах. Так, СК «обшивка» актуализируется в семантическом комплексе «обшивка, кайма» семемы номинации ометъ1 (обшивка, кайма (Ризы участокъ серебряной по зеленой земл^... вместо омета нашито кружи -во золотное болшое съ городами. ДАИ X. 463. 1683 г.), в семантическом комплексе «обшивка кусочками расшитой ткани» семемы номинации ошвы (кусочки расшитой ткани, которыми обшивается одежда, род украшения (Проданы ошвы, шиты сереб-ромъ да золотомъ. Кн. прих. Болд. м., 210. 1595 г.), в семантическом комплексе «обшивка по краям» семем номинаций опуш-ка2 (обшивка по краям чего-л. как украшение (Около пелены опушка тафта багрова. Кн. п. Моск. I, 293. 1578 г.), оруда (опушка, отделка, обшивка по краю), в семантическом комплексе «обшивка на рукавах» в семемах номинаций запястье(-ие)2 (обшивка, нарядная отделка на рукавах или рукавицах у запястья. (Около запясей обд!)лыва-но золотомъ, подложены запясья тафтою червчатою. Плат. ц. ЕВд. Лук., 118. 1642 г.), зарукавье (украшение, отделка на рукаве (Оплечья у нихъ и зарукавья отласъ посконной на вс^хъ полосать. Кн. п. Моск. I, 303. 1578 г. Зарукавье, шито шелкомъ, въ десять алтынъ. АХУ III, 208. 1638 г.) и нейтрализуется в семемах номинаций кайма (А на пелен^ кресть и кайма сажены жемчюгомъ мелкимъ дробницею. Кн. п. Моск., !,324. 1578 г.), каемка (кайма (Т^логр^я камка кизылбашская полосата, по ней полосы алы, сизы, въ полосахъ люди и птицы зо-лоты да серебряны, межъ ихъ каемки жол-ты. Плат. ц. Евд. Лук., 113. 1642 г.), каеми-ца (то же, что каемка), каемочка (уменьш к каемка, кайма).

Интегральный СК «нашивка» присутствует в семантическом комплексе «кусок ткани, пришиваемый к другой ткани»: вош-ва (кусок ткани или кожи (часто вышитый,

унизанный драгоценными камнями), пришиваемый для украшения к другой ткани, платью (А дочери своей князь Михайло Андреевич пожаловал, дал. кортел соболей, а вошва аксамит синъ, да аксамит чернь. Дух. и дог. гр., 312, ок. 1486 г. Купил Клим на Волоце 6 юфтей красных кож. да два боран б!)лой на вошвы. Кн. прих.-расх. Волокол. м. № 2, 204 об. 1574 г. Л^тникъ камка куфтерь жолтой... вошвы шиты по бархоту черленому круги золоты, въ кругахъ травы серебрены, процв^чива-но шолкомъ лазоревымъ... а сняты т^ вошвы съ латника с отласного съ жолтого. Заб. Дом. быт, II, 587. 1623 г.)/вошивка (уменьш. к вошва), веревка2 (шнурок, крученая нить (как украшение, отделка одежды) (Шапка скорлатна червчата... петли и круживо сажены рясою; кругомъ веревка канительная. Плат. Бор. Год., 19. 1589 г. Наурузъ сукно червчато, веревки и петли и полки низаны жемчюгомъ мелкимъ. Кн.прих.-расх. Каз. пр., 23. 1613 г.), веревочка (уменьш. к веревка (...кругомъ каемъ веревочка литая. Оруж. Бор. Год., 21. 1589 г. Въ (одну) веревочку - низка в одну нить, в один ряд. Около цаты на проволок^ жемчюжокъ мелкой въ веревочку. Кн. прих.-расх. Каз. пр., 33. 1614 г.), галунъ1 (голунъ (галун (шесть очел-ковъ бархатъ травчатой красной по краямъ обшиваны голуномъ золотнымъ. Росп. им. Н. Ром., 54. 1655 г.), галунецъ (голунецъ) (уменьш. к галунъ), галунчикъ (голунчикъ) (уменьш. к галунъ), нашивка2 (украшение из горизонтальных полос ткани (или тесьмы, шнура, ремешков), нашитых у переднего разреза одежды, застегивавшейся на пуговицы; петли для застежки прикреплялись к концам нашивок по одному борту (Шушун теплой крашенина желтая, а подклад заечеи, нашивки шелку черчатого, пугви-цы оловянные, розпашной. Арх. Бог. Важ. м., № 763 . Отп. 1609 г.), нашва (нашьва) (полоска ткани, нашитая на край одежды (Умысли [Нума Помпилий] пръв^е въ рум^хъ носити хламиды, црмъ багряны, имуща нашвы златы, бояромъ же и сано-

витымъ и воиномъ его окроиница, имуща знамение - от церя ризы нашвы багряны (тарАла хриаа). Хрон. И. Малалы, II, 473. XV в. ~ XIII в.), напольникъ (украшение, нашиваемое на полы одежды (И на государя съ нихъ ясакъ имати, соболи и шубы собольи, и ожерелья, и пластины собольи, и наполники собольи. АИ IV, 69. 1649 г.).

Однако в семемах номинаций веревка/ веревочка, галунъ/галунецъ/галунчикь данная сема нейтрализуется, так как актуализируется сема «форма» (шнурок, крученая нить). Нейтрализует интегральную сему и сема «место крепления» в семемах номина-ций нашивка (нашитая у переднего разреза одежды), нашва (нашитая на край одежды), напольникъ (нашитая на полы одежды). Семемы нашивка, нашва объединяет СК «полоска ткани», дифференциальным СК является «горизонтальный».

Нейтрализация интегральных сем в семемах номинаций бармы=баръмы, барма (драгоценное оплечье, украшение княжеского или царского наряда; с конца XV в. одна из необходимых регалий при короновании (А Ивану, сыну моему: кожух желтая обирь съ женчугомь и коць велики с бармами. АндрЪю, сыну моему: бугаи соболи с наплечки съ великимь женчугомь с каменьемь, скорлатное портище сажено з бармами. Дух. и дог. гр., 8. 1339 г. (1547); оплеч1е великокняжеское со священными изображешями, humerale Barma est veluni torques latae formae, ex serico villoso extrinsecus tamen auro et omnis generic gemmis concinae confectus: Comment. 16) (Ср.) (Князь велики Иван Васильевич венчан бысть святими бармами и царським венцом. Псков. лет. I, 122; По молитв^ мит-рополить посылаетъ двоу же архиманъдри-товъ дя игоумена бол'шихъ по стыя бармы ... и потомъ возлагаетъ стыя бармы на цря. Чинь ванч. ц. ©еод. Ив. 1584 г.), диа-дима2 (драгоценное оплечье, украшение царского или княжеского наряда; с к. XV в. одна из регалий верховной власти. (1547) (Вел1)лъ къ себ!) митрополит съ налоя при-

нести. диадиму, сир^чь бармы, и знаме-налъ миртополит великого князя. Львов. лет. II, 469. Вземъ свой царский скипетръ и царскую диадиму рекше багряницу. Пайс. вып., 3. ХУ1-ХУ11 вв. ~ XVI в.) связана с актуализацией сем «статус носителя» и «место ношения».

Сема «виды украшений» актуализирована в семемах номинаций бахрома (бахрома (образцы сдЪлати по червчатому отла-су оксамити съ золотомъ, бахрома шолкъ жолтъ. Оп. им. Ив. Гр., 16. 1583 г.), бахромка (уменьш. к бахрома (Олстръ пистолная, на отворотЪ строчено серебромъ, у него жъ бахромка золотная. Д. Шакловит. IV, 125. 1689 г.), кистные нашивки (род бахромы из кистей (?) (Ульянъ Романов снъ Писку-лин явилъ товару, полторы тысяцы снур-ку шелкового 20 портищь кистных наши-вокъ шелковых. Кн. там. Свир. м. № 44, 4 об. 1661 г.), моршинки (бахрома (Подвязки тафтяные черлены съ моршинками, что носять на ступняхъ, даны два рубля. Рим. имп. д. II, 1379. 1621 г.), ряса (бахрома (Въ юскрилш же рясы пришвены и по межу ихъ златы клаколы. Козм. Инд. (Свгьд. и зам. I. 2. с. 9), тр5сна=гресна=гр5зна (подвеска, кисть (во множ. иногда - бахрома) (Троены да сътвориши на четверти подолку юдежа своея (схрвлха, funiculos). Втз. XXII 12. Сбор. Волог. XV в. Ак. н. Тресны златы од!)на и оукрашена (въ нов. рясны златыми; г\ кроссюхо!^ хрисо!^). Псалт. 1296 г. пс. XLIV. 14 (Мат. Бусл. 28), кромкаЗ (вид тесьмы), пасаманъ (род тесьмы (ср.: польск. pasaman Галун, позумент) Четыре штуки пасаманов жиковичныхъ... четыре штуки пасаманов шелковых з золотомъ малой руки, четыре штуки посаманов шелковых з золотомъ болшеи руки. Там. кн. Смол. II, 209, 294. 1673-1679 гг.), съвузьня (связь, тесьма (Съвузня (5всцюу). Меб. Пат. XVI в. (Оп. II. 2. 37), линтъ (лента. 10 штучекъ линтовъ шоловыхъ красныхъ. Док. моек. театра, 49. 1675 г.), мутовочка (шнурок. Въ верху у воздуха 2 мутовочки шелковыхъ, на концахъ кисточки. Заб. Разр., 734. 1632 г.),

отложки (род украшения на одежде (Нашивки и шнурки и веревочки и кружева кованыя и мишурныя и пугвицы обшиты золотомъ и отлошки и пл^тешки золтныя. Тов. цен. росп., 84. 1649 г.), которые называют различные виды бахромы, тесьмы, лент, шнурков, кистей и т. д.

В качестве украшения могли функционировать и петли, застежки. Примером этого является лексема гапля (застежка, петля (Велено сд^лоть къ платью думного дьяка... 36-ть пугвицъ серебреныхъ, дв^ гапли штанныя подвязочныя. Арх. бум. Перта I, 183. 1700 г.) и ее деминутив гапелька (уменьш. к гапля (тотъ снурок и пугвицы и капельки великому государю на поташные кафтаны. Арх. бум. Петра I, 297. 1690 г.; Ряса суконная. ис-подъ б^лой черевей, опушен пластинами собольи, на ней 2 га-пельки серебряных. Д. Шакловит.1, 590. 1691 г.).

Особое место среди украшений, пришиваемых к одежде, занимает кружево. Субор-динатом номинаций этого вида отделки является кружево, круживо (тканая, шитая или плетеная узорчатая отделка, нашиваемая по краям одежды, головных уборов, изделий из тканей. (1252) (Кожюхъ же оло-вира гр^цького и круживы златыми плос-коми ощитъ и сапози зеленого хъза шити золотомъ. Ипат. лет., 814).

В семеме номинации кружило (узорчатая нашивка на одежде, изделиях из тканей, обычно золотая или серебряная (А сулилъ с нею приданое: однорятку в 3 рубля. да шапку съ кружиломъ въ 2 рубля въ 2 гривны. АХУ III, 29. 1627 г.) актуализируется сема «материал», однако интегральная сема «орнамент» не нейтрализуется, так как дифференциальная сема является уточняющей благодаря оценочно-квантитативному наречию «обычно».

Стилистическая маркированность формы кружевцо, круживцо (уменьш.-ласк. к круживо (Ормячокъ тонкое полотенцо, подпушенъ камка багрова, кружевцо шолкъ червчатъ съ золотомъ. Плат. Бор.

Год., 15. 1589 г.) определена формальным показателем.

Субординатная лексема послужила основой для образования атрибутивных конструкций, в которых относительное прилагательное определяет либо материал, из которого плетется отделка: кружево медное (отделка в виде кружева, сплетенного их медных нитей (Уларь бархатъ зеленой по рудожелтой земл!), кресты и опушка круживо медное. ДАИ X, 465. 1683 г.); круживо золотное (золотое), серебряное, мишурное (отделка тканая, шитая или плетенная из золотых, серебряных, мишурных нитей (А которой товаръ въ аршины продаютъ, и тотъ продавать поставомъ, и в^счей товаръ въ пудъ, а золото и серебро и шолкъ литрами, а кружива золотые и серебреные въ гривенку. Строг. гр., 131. XVI в.); круживо кованое (отделка с нашитыми фигурными пластинками из золота серебра, мишуры (А на государ^ было платья: шуба, камка рудожилта клинчета, круживо кованое серебрено. Выходы цар., 6. 1632 г.); круживо жемчужное (отделка, низанная жем-чюгом (Да покруты женские, шапка отласъ золотной, а на ней круживо жемчужное съ переимами съ жемчюжными. Арх. Стр. II, 204. 1611 г.); либо вид этой отделки: круживо коленчатое, колесчатое, кружковое, решетчатое, рогатое и т. п. (отделка тканая, шитая или плетеная с различным рисунком, узором (А на государ^ было платья: однорядка. круживо золотное кол!)нчето, нашивка серебрена. Выходы цар., 21. 1633 г.; 10 аршин кружива н^мецково колесчатово. Кн. прих.-расх. Каз. пр., 44. 1614 г.; Каф-танъ становой, камка б^ла куфтерь, круживо крушковое золотное съ червчетымъ шол-комъ. Выходы цар., 315. 1659 г.).

В атрибутивной конструкции кружило кованое (нашивка из пластинок золота или серебра (А на томъ гроб^ покровы средина камка красная. въ средин^ кресть сребря-ной кружило кованое. Кн. п. Уст., 62. 1683 г.) актуализируется сема «материал», при этом интегральная сема нейтрализуется.

В языке XVII в. зафиксирована единичная номинация украшения одежды из ткани, которая является дополнительной деталью к костюму: галстухъ (галздукъ) (Да т^мъ же... танцовщикомъ на 20 паръ рукавовъ широ-кихъ, да на 6 аплечьевъ, да на 12 галстуховъ. Док. моек. театра, 67. 1676 г.), Галздукъ или полотенцо, которымъ шею обвиваютъ и ук-рашають. Леке. вокаб. нов., 367. XVIII в.).

ЛСТ «украшения одежды из ткани» в древнерусский период представляла собой

ограниченную в количественном отношении и довольно закрытую с точки зрения проникновения новых лексем группу, что нашло отражение и в современных русском и украинском литературном языках. Выделенные типы наименований украшений из ткани в древнерусском языке сохранились в современных близкородственных восточнославянских языках, но претерпели существенные изменения в количественном и качественном отношении.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Иванов В. В. Историческая грамматика русского языка. М.,1983. С. 17.

2 Там же. С. 23-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.