Научная статья на тему '«Памятники русского музыкального искусства»: история проекта'

«Памятники русского музыкального искусства»: история проекта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
830
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Памятники русского музыкального искусства» / русская музыка XVI–XVIII веков / Государственный институт искусствознания / Сектор музыки / Ю.В. Келдыш / О.Е. Левашева / Е.М. Левашев / М.В. Бражников / Monuments of Russian Art Music / Russian music of the 16–18th centuries / State Institute for Art Studies / Department of music / Yu.V. Keldïsh / O.E. Levasheva / E.M. Levashev / M.V. Brazhnikov

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лебедева-Емелина А.В.

Проект «Памятники русского музыкального искусства», который осуществляли сотрудники Сектора музыки Государственного института искусствознания в 1960–90‑х годах, воскресил из небытия многие страницы отечественной музыки XVI–XVIII веков. К опубликованным раритетам относятся певческие руководства, вокальная, инструментальная музыка, ранние русские оперы. Проект, инициированный в конце 1940‑х Б.В. Асафьевым, имеет смысл возобновить на современном этапе, так как нотная серия «Памятников» не имеет границ. Ныне можно было бы продолжить публикацию оперного наследия русских композиторов, расширив исторические границы до XIX века, а также публикацию светской и духовной хоровой музыки и инструментальных сочинений, если бы проект был поддержан министерством и фондами как приоритетный для отечественной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Monuments of Russian Art Music: the Project’s History

The project Monuments of Russian Art Music, realized by the staff of the Department of Music of the State Institute for Art Studies in the 1960–90s, contributed to the revival of a number of forgotten works from the 16–18th centuries. The published rarities include singing manuals, pieces of vocal and instrumental music, and early Russian operas. The project was initiated in the late 1940s by Boris Asaf’yev, and it makes sense to revive it now, since the series could be continued virtually ad infinitum. The time has come to broaden the chronological scope of the series and to include in it the 19th century Russian operas, as well as numerous sacred and secular choral works and instrumental pieces, if only the project is supported by the Ministry of Culture and scholarly funds as having a priority value for Russian culture.

Текст научной работы на тему ««Памятники русского музыкального искусства»: история проекта»

Искусство музыки: теория и история № 25, 2021

ПО МАТЕРИАЛАМ ПРОШЕДШИХ КОНФЕРЕНЦИЙ

140 УДК 78.06

ББК 85.313(2)

Ключевые слова

«Памятники русского музыкального искусства», русская музыка ХУ1-ХУШ веков, Государственный институт искусствознания, Сектор музыки, Ю. В. Келдыш, О. Е. Левашева, Е. М. Левашев, М. В. Бражников.

Лебедева-Емелина А. В.

«Памятники русского музыкального искусства»: история проекта

Проект «Памятники русского музыкального искусства», который осуществляли сотрудники Сектора музыки Государственного института искусствознания в 1960-90-х годах, воскресил из небытия многие страницы отечественной музыки ХУ1-ХУШ веков. К опубликованным раритетам относятся певческие руководства, вокальная, инструментальная музыка, ранние русские оперы. Проект, инициированный в конце 1940-х Б. В. Асафьевым, имеет смысл возобновить на современном этапе, так как нотная серия «Памятников» не имеет границ. Ныне можно было бы продолжить публикацию оперного наследия русских композиторов, расширив исторические границы до XIX века, а также публикацию светской и духовной хоровой музыки и инструментальных сочинений, если бы проект был поддержан министерством и фондами как приоритетный для отечественной культуры.

Key Words

Monuments of Russian Art Music, Russian music of the 16-18th centuries, State Institute for Art Studies, Department of music, Yu. V. Keidish, O. E. Levasheva, E. M. Levashev, M. V. Brazhnikov.

Antonina Lebedeva-Emelina

Monuments of Russian Art Music: the Project's History

The project Monuments of Russian Art Music, realized by the staff of the Department of Music of the State Institute for Art Studies in the 1960-90s, contributed to the revival of a number of forgotten works from the 16-18th centuries. The published rarities include singing manuals, pieces of vocal and instrumental music, and early Russian operas. The project was initiated in the late 1940s by Boris Asaf'yev, and it makes sense to revive it now, since the series could be continued virtually ad infinitum. The time has come to broaden the chronological scope of the series and to include in it the 19th century Russian operas, as well as numerous sacred and secular choral works and instrumental pieces, if only the project is supported by the Ministry of Culture and scholarly funds as having a priority value for Russian culture.

В 1972 году в отечественном музыковедении произошло знаменательное событие - стартовал проект, определивший на многие годы научную и театрально-концертную практику в России: в издательстве «Музыка» вышел в свет первый том серии «Памятники русского музыкального искусства», представлявший русскую вокальную лирику XVIII века. Том был подготовлен О. Е. Левашевой. На протяжении последующих 25 лет сотрудники Сектора музыки Государственного института искусствознания в содружестве с приглашенными авторами публиковали неизвестные нотные партитуры и клавиры старинных сочинений, трактаты и руководства по музыке. Издание данной серии прервалось в 1997 году, всего было издано 12 выпусков:

Вып. 1: Русская вокальная лирика XVIII века / сост. Левашевой Ольги Евгеньевны. М.: Музыка, 1972.

Вып. 2: Музыка на Полтавскую победу: для смеш. хора / сост. Протопопова Владимира Васильевича. М.: Музыка, 1973. 253 с.

Вып. 3: Стихиры / [напев] Федора Крестьянина; публ. и сост. Бражникова Максима Викторовича. М.: Музыка, 1974. 247 с.

Вып. 4: Скупой: опера / музыка В. А. Пашкевича; публикация, переложение для фортепиано и исследование Левашева Евгения Михайловича. Партитура с переложением для фортепиано. М.: Музыка, 1973. 276 с. Вып. 5: Сокол: опера / музыка Д. Бортнянского; ред. и публ. Розанова Александра Семеновича. Партитура с переложением для фортепиано. М.: Музыка, 1975. Вып. 6: Ямщики на подставе: Игрище невзначай: комическая опера в 1 действии / музыка Е. И. Фомина; либретто Н. А. Львова; предисл. и переложение для фортепиано Ветлицыной Ирины Михайловны; ред. Ю. В. Келдыша. Партитура и клавир. М.: Музыка, 1977 213 с.

Вып. 7: Идеа грамматики мусикийской / Дилецкий Н. П.; публ., коммент. и пер. Протопопова Владимира Васильевича. М.: Музыка, 1979. 639 с. Вып. 8: Как поживешь, так и прослывешь, или Санктпетербургский гостиный двор: Опера. Партитура и переложение для фортепиано / музыка В. А. Пашкевича; публ. Левашева Евгения Михайловича. М.: Музыка, 1980. 510 с.

Обложка серии «Памятники русского музыкального искусства»

Вып. 9: Ключ знаменной: 1604 / роспев инока Христофора; предисл. Г. Ники-шова; публ., пер. Бражникова Максима Викторовича. М.: Музыка, 1983. 296 с. Вып. 10: Мельник-колдун, обманщик и сват: опера / муз. М. М. Соколовского; ред., переложение для фортепиано Сосновцевой Ирины Александровны. Партитура и клавир. М.: Музыка, 1973. 272 с.

Вып. 11: Оркестровая музыка / муз. О. А. Козловского. Партитуры; ред., коммент. Фортунатова Юрия Александровича. М.; Л.: Котран, 1997. 500 с. Вып. 12: Сочинения для скрипки / муз. И. Е. Хандошкина: сост. Ямпольского Израиля Марковича и Доброхотова Бориса Васильевича. М.: Музыка, 1988. 288 с.

Авторами томов были виднейшие специалисты отечественной науки, в редакционную комиссию входили известные музыканты (например, Г. В. Свиридов), над томами серии работали опытные сотрудники издательства «Музыка» (А. П. Зорина, В. А. Киселев), главным редактором почти четверть века являлся Ю. В. Келдыш.

К сожалению, многое из того, что обсуждалось в 1960-е - 1970-е годы на заседаниях Сектора музыки в институте, так и не было осуществлено на практике. Например, не были изданы оперы «Празднество сеньора» Д. С. Бортнянского, «Несчастье от кареты»

144 В. А. Пашкевича, «Американцы» Е. И. Фомина, инструментальная

и симфоническая музыка XVIII века.

У проекта «Памятники русского музыкального искусства» были предшественники. Среди первых назовем «Историю русской музыки в нотных образцах» С. Л. Гинзбурга', публикации Б. В. Доброхотова (мелодрамы «Орфей» Е. И. Фомина*) и Д. Рогаль-Левицкого («Мельник - колдун, обманщик и сват»)3, издания фортепианной музыки А. Д. Алексеева, В. А. Натансона, А. А. Николаева, В. И. Музалевского*.

Последователей проекта впоследствии также оказалось немало -в начале 2000-х годов в Петербурге, по инициативе Сектора музыки Российского института истории искусств, была издана музыка А. Ф. Тица5 и Л. Мадониса - скрипачей, работавших при императорском дворе*. Чуть позже Российский национальный музей музыки опубликовал несколько сборников хоровых сочинений эпохи классицизма (в редакциях и реконструкциях А. О. Вискова)7.

Музыковеды нашего Института за последние двадцать лет подготовили к публикации ряд трудов в духе «Памятников». Среди них -хоровые сочинения В. Титова (Н. Ю. Плотникова)®, Д. С. Бортнянского,

' История русской музыки в нотных образцах. Под ред. С. Л. Гинзбурга. Вып. 1-3 (при переиздании выпуски названы томами). М.-Л.: Гос. муз. изд-во, 1949-1952. 2-е изд.: 1968-1970.

* «Орфей». Музыкальная трагедия (мелодрама) / Муз. Е. И. Фомина. Текст Я. Б. Княжнина. Ред. Б. Доброхотова. Гос. центр. музей муз. культуры. М.: Музгиз, 1953. 150 с.

3 «Мельник - колдун, обманщик и сват». М., 1956. Опера была издана с ошибочным авторством Е. И. Фомина.

* МузалевскийВ. И. Русская фортепианная музыка. Л.; М., Музгиз, 1949. Русская фортепианная музыка. Хрестоматия. Вып. 1-2. Сост., ред., вст. очерк и комм. В. А. Натансона и А. А. Николаева. М.: Музгиз, 1954-1956.

5 Тиц Антон Фердинанд. Инструментальная музыка // Музыкальный Петербург. XVIII век. Книга 6. Отв. ред. Н. А. Огаркова. Тематический каталог сочинений А. Ф. Тица: сост. Н. В. Губкина, В. Г. Карцовник,

Н. А. Огаркова, Ф. Э. Пуртов. СПб.: Композитор, 2002.

6 Мадонис Лодовико. Двенадцать сонат для скрипки и баса // Музыкальный Петербург. XVIII век. Книга 9. Сост. И. Безуглова, Ю. Кружнов. СПб.: Композитор, 2006.

7 Русская духовная музыка эпохи классицизма. Из собрания Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Вып. 1: Шестнадцать духовных концертов анонимных авторов конца XVIII - начала XIX веков / реконструкция и ред. Антона Вискова. М.: ВМОМК, 2015. Вып. 2: Шестнадцать духовных хоровых концертов конца XVIII - начала XIX века. Из собрания Российского национального музея музыки / реконструкция и ред. Антона Вискова. М.: РНММ, 2019. Вып. 3: Литургические песнопения из рукописных сборников конца XVIII - начала XIX века / реконструкция и ред. Антона Вискова. М.: РНММ, 2019.

8 Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII - начала XVIII века. Службы Божии Василия Титова. М.: изд. ПСТГУ, 2012. 262 с.

С. А. Дегтярева (А. В. Лебедева-Емелина)'. Задумана публикация неизвестных песнопений Н. Дилецкого, духовной кантаты Stabat mater А. Ф. Львова, двух коронационных сюит О. А. Козловского.

Фундаментальный проект издания музыкального исторического наследия, как уже говорилось, был культурным прорывом ХХ века и открыл подлинную сокровищницу шедевров. Мы решили обратиться к истории вопроса, чтобы лучше представить себе время, когда зарождался проект, обсуждались и публиковались выпуски.

9 БортнянскийД. С. Неизвестные духовные концерты. Для смешанного хора без сопровождения: монографическое нотное издание. Публикация, редакция нотного текста, исследование и комментарии А. В. Лебедевой-Емелиной. М.: Музыка, 2009. 2-е изд. 2021. 168 с. Дегтярев С. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения: монографическое нотное издание. Предисловие, комментарии и научная реконструкция концертов № 1-8 А. В. Лебедевой-Емелиной, № 9-12 Н. И. Тетериной. М.: Живоносный источник, 2006.

Публикация Н. Ю. Плотниковой

Публикация А. В. Лебедевой-Емелиной

О самом раннем периоде деятельности Сектора музыки, изученном по материалам протоколов Государственного института искусствознания в РГАЛИ", довольно подробно рассказано в статье А. С. Виноградовой. Именно тогда, в конце 1940-х годов, с подачи Б. В. Асафьева на Секторе зародилась идея публикации неизвестных страниц отечественной музыки. Мы начнем свое повествование с конца 1950-х, когда идея издания «Памятников» стала воплощаться в жизнь, затронем также 1960-1970-е годы, когда выпуски проекта стали публиковаться, и 1980-е годы, когда издание серии прервалось.

Одним из самых активных инициаторов публикации образцов певческой старины был М. В. Бражников''. В наш институт на Сектор музыки он пришел работать после нескольких лет научного простоя, и в те годы его жизнь, как и научная деятельность, протекала между Москвой и Ленинградом. Бражников был приглашен в московский Институт истории искусств для продолжения своей многолетней работы по расшифровке, описанию и исследованию манускриптов XI - начала XII века (главным среди них был «Благовещенский кондакарь») и второй половины XVII столетия («Стихиры Фёдора Крестьянина»).

В 1957 году, на заседании 21 января, учёный рассказал, что иностранцы проявляют большой интерес к русско-славянским рукописям, в частности к «Благовещенскому кондакарю», и произнес знаменательные слова: «Мы сами должны публиковать свои памятники!»'* Предложение коллеги поддержал И. Ф. Бэлза'3: «Над нашими древними памятниками работает целая группа американских учёных. Мы должны драться за приоритет нашей науки»'*.

Эта история довольно подробно описана в письмах Бражникова, изданных Н. С. Серегиной; в той же публикации даны необходимые

10 РГАЛИ. Ф. 2465. Институт истории искусств Министерства культуры СССР. Сектор истории музыки народов СССР.

11 Бражников Максим Викторович (1902-1973) в московском Институте истории искусств АН СССР работал в 1956-1968 годы, после защиты докторской диссертации (1969) перешел на должность профессора в Ленинградскую консерваторию.

12 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Ед. хр. 608. Л. 5. Благодарю Светлану Анатольевну Петухову за предоставленные материалы протоколов Сектора 1950-х годов.

13 Бэлза Игорь Федорович (1904-1994) работал старшим научным сотрудником в Институте истории искусств в 1954-1961 годы, затем перешел в Институт славяноведения и балканистики АН СССР.

14 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Ед. хр. 608. Л. 5.

148 комментарии к историческим событиям'5. И всё же стоит вкратце

напомнить, о чем дискутировали в те годы ученые разных стран.

В конце 1950-х годов у западных ученых появился большой интерес к славянским древним рукописям, они стремились их публиковать, писали об этом феномене книги, защищали диссертации. Среди таковых - датчанин Карстен Хёг, один из основателей серии Мопите^а тшкае Ву^ап^пае, Константин Флорос из Гамбурга, изучавший средневизантийские кондаки, Роман Якобсон из Гарвардского университета, сотрудники Института чешской литературы Чехословацкой Академии наук и пр. К. Хёг, в частности, писал письма в Министерство культуры СССР, Министерство иностранных дел СССР, в Третьяковскую галерею с просьбой предоставить ему нужные фотокопии".

Н. С. Серегина приводит знаменательные строки письма Браж-никова И. Э. Грабарю, директору нашего института в те годы:

Глубокоуважаемый Игорь Эммануилович!

Я позволю себе обратиться непосредственно к Вам, минуя Сектор Музыки и Ученого Секретаря Института ввиду срочности и важности дела, к изложению которого я перехожу.

В плане моей работы по Сектору Музыки значится тема: «Научное издание Благовещенского Кондакаря». Эту тему я должен завершить в ближайшие 2-3 месяца. Упомянутый Кондакарь является ценнейшим уникальным памятником певческого искусства (века). <...> к Благовещенскому Кондакарю и другим древнейшим памятникам подобрались иностранцы, при содействии «патриотов» из Министерства культуры. <...>

Выпустить такой исключительный уникальный памятник, как Благовещенский Кондакарь, для издания заграницу, по недомыслию и беспринципности тех, кто дает на это разрешение, с моей точки зрения, является антипатриотическим поступком и позором для Советской науки, не говоря уже о том, что это наносит ущерб руководимому Вами Институту, в котором издание Кондакаря предусмотрено планом <...>'7

За 2-3 месяца, упомянутых исследователем, завершить работу над «Кондакарем», разумеется, не удалось, древнерусский манус-

15 Серегина Н. С. Письма М. В. Бражникова к сильным мира сего: от И. В. Сталина (1940) до Н. С. Хрущева и Е. А. Фурцевой (1967) // Временник Зубовского института. 2019. № 1. С. 153-173.

16 Там же. С. 157-164.

'7 Цит. по: Серегина Н. С. Письма М. В. Бражникова. С. 158-161.

крипт увидел свет много лет спустя после кончины Бражникова, 149

в 2015 году'®.

Письмо Грабарю датировано апрелем 1957 года, а в июне того же года на Секторе Бражников обсудил целиком работу «Стихиры Ф. Крестьянина», которая также увидела свет после смерти автора исследования - в 1974 году в 3-м выпуске «Памятников». Тогда же в июне 1957-го от Сектора в дирекцию института было направлено предложение о систематическом издании памятников музыкального средневековья. Это предложение в дирекции было поддержано.

В сентябре определились с названием проекта: оно было сформулировано руководителем Сектора А. Д. Алексеевым", им же была намечена будущая структура каждого выпуска. Тома должны были содержать полные нотные тексты памятников, либретто по необходимости, развернутые исследовательские статьи и научно-текстологические комментарии, то есть структура следовала принципам нотных ПАСС композиторов.

Видимо тогда же выбрали членов будущей редколлегии (О. Е. Ле-вашеву*", Т. Н. Ливанову*', М. В. Бражникова, С. С. Скребкова**), так как в протоколах следующего года о редколлегии говорится как уже о существующей.

В начале 1958 года О. Е. Левашева сообщила на заседании, что готовит публикацию песен О. А. Козловского для «Памятников». Тогда же выяснилось, что аспирантка Т. Н. Ливановой И. А. Соснов-цева подготовила к печати партитуру оперы «Мельник - колдун, обманщик и сват»*3. Чтобы придать проекту официальный статус, утвердить его в планах Сектора, вопрос согласовали с дирекцией

18 Бражников М. В. Благовещенский кондакарь / Вступ. статья, примеч., сверка указ., подбор ил. Н. С. Серегиной. СПб.: Петрополис, 2015. 418 с.

19 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Ед. хр. 608. Л. 107 Протокол от 23 сентября 1957 года. Алексеев Александр Дмитриевич (1913-1996), музыковед, знаток истории

и теории пианизма. Докторскую диссертацию защитил в 1947 году, в Институте истории искусств с 1949 года, в 1953-1960 годах руководил Сектором.

20 Левашева Ольга Евгеньевна (1912-2000), являлась сотрудником Сектора музыки с 1951 года, докторскую диссертацию защитила в 1963-м, с 1949-го читала курс лекций в Московской консерватории.

21 Ливанова Тамара Николаевна (1909-1986), в Институте работала

с момента его основания - с 1945 года, вначале на Секторе музыки, с 1960 года - в комплексном Секторе классического искусства Запада, докторскую диссертацию защитила в 1940-м.

22 Скребков Сергей Сергеевич (1905-1967) работал на Секторе музыки в 1945-1952 годах, докторскую диссертацию защитил в 1945-м.

23 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Ед. хр. 609. Л. 9-10. Протокол заседания от 10 февраля 1958 года.

150 Института. От И. Э. Грабаря было направлено письмо к Президенту

АН СССР А. Н. Несмеянову, в котором говорилось о необходимости

при запросах из-за границы о предоставлении материалов по русскому музыкальному искусству для опубликования их за рубежом предварительно согласовать данный вопрос с Сектором истории музыки Института истории искусств/*

В 1959 году работа над восстановлением памятников музыкальной старины продолжалась: 24 марта обсуждали работу Е. А. Бок-щаниной25 - подготовленные материалы оперы «Как поживёшь, так и прослывёшь» В. А. Пашкевича и М. А. Матинского26 (автор не довела проект до конца, партитура оперы была издана лишь 20 лет спустя в редакции Е. М. Левашева в восьмом выпуске «Памятников», 1980).

С 1961 года заведование Сектором перешло к Ю. В. Келдышу*7, и вопрос публикации музыкальной старины вновь оказался одним из главных на повестке дня. Вышедшая в издательстве «Наука» монография Келдыша «Русская музыка XVIII века» (1965) продемонстрировала, что 80% сочинений, о которых повествовал автор, были недоступны для читателей, изучать их можно было лишь по рукописям в архивах. Положение и ныне оставляет желать лучшего, но сейчас, смеем надеяться, статистика была бы иной: для изучения и исполнения недоступно около 60% сочинений отечественного культурного фонда XVIII-XIX веков, опубликовано уже около 40%.

17 января 1966 года вопрос о публикации музыки, которая «плохо известна даже специалистам» вновь обсуждался на Секторе. А. Д. Алексеев предложил, чтобы планы сотрудников рассматривали совместно с планами издательств, чтобы лучше проектировать работу и издатель-

2* Там же. Л. 25. Протокол от 3 марта 1958 г.

25 Бокщанина Евгения Андреевна (1908 -??), в 1955 году защитила кандидатскую диссертацию «Санктпетербургский гостиный двор Матинского-Пашкевича и русская опера XVIII века», в 1959-м опубликовала статью «О народности музыкального языка и особенности драматургии оперы М. Матинского Санктпетербургский гостиный двор» // Труды Гос. музыкально-педагогического института им. Гнесиных. Вып. 1. М., 1959.

26 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 1. Ед. хр. 611. Л. 24. Протокол от 24 марта 1959 г.

227 Келдыш Юрий Всеволодович (1907-1995), докторскую диссертацию

защитил в 1947 году в Московской консерватории, где возглавлял кафедру истории русской музыки (1946-1949). Одновременно являлся старшим научным сотрудником Сектора музыки Института истории искусств АН СССР (1946-1950). В 1950-1957 годы жил и работал в Ленинграде, с 1957-го вновь вернулся в Москву и в Институт. Заведовал Сектором в 1961-1974 годы.

ский процесс (имелось в виду издательство «Музыка»)*®. Н. В. Тумани- 151

на29 и О. Е. Левашева поддержали коллегу и подчеркнули, что, несмотря на разработанный и принятый в министерстве план по изданию памятников русской музыкальной культуры XVIII века3®, подготовленный материал не издается. Келдыш сообщил, что работа по публикации неизвестных музыкальных сочинений прошлых эпох у нас в стране идет в русле общегосударственных интересов, связанных с восстановлением памятников архитектуры и изобразительного искусства:

Наш Сектор является музыковедческим центром института. Мы обсуждаем музыковедческие работы сотрудников других секторов. В стране идет кампания за сохранение русских памятников - это нужно делать и в музыке3'.

Протоколы заседаний сохранили интересные подробности об атмосфере на Секторе, о работе сотрудников, об их взаимоотношениях с дирекцией. Приведем одно из высказываний М. Д. Сабининой32:

Я хочу сказать о работе нашего сектора, нашего коллектива. У нас существует хорошая, дружная атмосфера. Это связано с личными человеческими качествами Ю. В. Келдыша. Такая обстановка дает возможность не обижаться, когда критикуют. Но наши заседания сектора построены не очень верно. Всегда выступают одни и те же товарищи. Это несправедливо по отношению к нашим младшим научным сотрудникам. Над этим вопросом надо подумать, Юрий Всеволодович. По-моему, мы сами себя обедняем.33

Тогда же Ю. В. Келдыш рассказал коллегам, что международная организация RISM (Répertoire International des Sources Musicales) начала большую работу по каталогизации музыкальных источни-

ке РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 2. Ед. хр. 574. Л. 16. Протокол от 17 января 1966 года. Обсуждение работы Е.А. Бокщаниной, подготовляемой для издания «Памятников русской музыки».

29 Туманина Надежда Васильевна (1909-1968), пришла в Институт истории искусств АН СССР на Сектор музыки в 1951 году по личному приглашению И. Э. Грабаря, в 1960 стала руководителем комплексного Сектора русского искусства в институте (подробнее см. в статье С. А. Петуховой).

30 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 2. Ед. хр. 574. Л. 17 об. Документ, о котором упомянула О. Е. Левашева, пока обнаружить не удалось, вероятно, он был составлен издательством «Музыка», с которым у института в те годы были тесные контакты.

3' Там же. Л. 16 об., 18 об.

32 Сабинина Марина Дмитриевна (1917-2000) проработала на Секторе музыки около 40 лет, с 1960-го, докторскую диссертацию защитила в 1973-м.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

33 Ед. хр. 574. Л. 17. Протокол от 17 января 1966 г.

152 ков и публикации певческих памятников, и что Сектору музыки

института тоже нужно в этом направлении что-либо предпринять.

В январе 1967 года проходило обсуждение перспективных планов работы Сектора. Именно тогда впервые речь зашла о новой 10-томной истории русского искусства как приоритетном проекте следующих десятилетий. Вслед за обсуждением планов ближайших 25 лет работы Сектора вновь вернулись к проблеме «музыкальных памятников»-". По словам Ю. В. Келдыша,

издательство «Музыка» рассматривает сейчас вопрос об издании академической серии «Памятников русского музыкального искусства». Создана небольшая редакционная коллегия, в нее введены В. В. Протопопов-5 и Ю. В. Свиридов.-6

Тема - каковы должны быть задачи исторической науки -в те годы волновала не только сотрудников Государственного института искусствознания. 19 марта 1968 года состоялось совместное заседание комиссии музыковедения и музыкальной критики Московского отделения Союза композиторов СССР и музыкальной секции ученого совета Института, посвященное этой теме. Стенограмма заседания хранится в РГАЛИ в фонде Института, занимает 150 листов печатного текста.

В обсуждении приняли участие-7:

- Государственный институт искусствознания (А. Д. Алексеев, Э. Е. Алексеев, Н. М. Бачинская, В. Н. Брянцева, В. А. Васина-Гроссман, И. Я. Вершинина, Ю. В. Келдыш, О. Е. Леваше-ва, С. И. Левит, Т. Н. Ливанова, Н. А. Листова, И. В. Нестьев, Ю. И. Паисов, М. Е. Тараканов, Н. Г. Шахназарова),

- Союз композиторов (В. П. Бобровский, Р. В. Глезер, Г. В. Григорьева, Е. Л. Даттель, Т. И. Епрышева, В. И. Зак, Л. В. Кулаковский,

34 Сохранился явочный лист заседания, по которому мы может перечислить всех сотрудников Сектора, обсуждавших в 1967-м судьбы многолетних проектов: Ю. В. Келдыш (заведующий Сектором), А. Д. Алексеев,

Э. Е. Алексеев (ученый секретарь), Н. М. Бачинская, М. В. Бражников,

B. А. Васина-Гроссман, И. Я. Вершинина, Г. Л. Головинский, О. Е. Левашева,

C. И. Левит, Н. А. Листова, И. В. Нестьев, Н. В. Рукавишникова-Туманина, М. Д. Сабинина, Б. Г. Смоляков (аспирант Бражникова), М. Е. Тараканов, Н. Г. Шахназарова, Б. М. Ярустовский.

35 Протопопов Владимир Васильевич (1908-2004) являлся сотрудником сектора музыки в 1948-1959 годах, в 196о году защитил докторскую диссертацию и большую часть времени стал посвящать работе в консерватории.

36 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 2. Ед. хр. 585. Л. 16. Протокол от 19 февраля 1968 г.

37 В стенограмме перечислены только фамилии присутствовавших, часть инициалов не удалось восстановить.

И. Ф. Кунин, Л. С. Синявер, Ш. А. Шварцман, С. И. Шлифштейн, 153

М. А. Якубов),

- издательство «Музыка» (Е. Е. Дурандина, Т. А. Ершова, А. П. Зорина, К. В. Кондахчян, Т. А. Лебедева, А. Я. Оттенберг, Е. К. Сысоева),

- издательство «Советский композитор» (Бабыкина, Е. И. Гу-льянц А. С. Курцман, И. Ф. Прудникова, А. Сеславинская, Я. Фунтикова),

- журнал «Советская музыка (З. А. Апетян);

- Московская консерватория (С. С. Григорьев, С. И. Савенко, Е. М. Царева),

- Музыкально-педагогический институт им. Гнесиных (О. Л. Бе-рак, М. С. Брук, А. Б. Гандельсман, Гриневич, А. А. Иконников, Козифова),

- Ленинградская консерватория (Е. М. Орлова),

- Минская консерватория (Т. А. Щербакова),

- Рижская консерватория (Т. Юровецкая),

- Музыкальное училище при Московской консерватории (К. А. Чеботаревская),

- Музыкальное училище им. М. М. Ипполитова-Иванова (Р. И. Барановская, Л. Д. Гингольд, Н. С. Мясоедова),

- Государственный комитет по радиовещанию и ТВ (Г. К. За-ремба).

Можно смело считать, что элита московского музыковедения вместе с приглашенными из других городов гостями в тот день решала судьбу исторического музыковедения всей страны.

С большим часовым докладом «В защиту исторической науки» выступила В. Д. Конен, привлекая внимание публики к проблеме изучения искусства далекого прошлого.

В этом интересе к искусству далекого прошлого нет ничего удивительного, парадоксального, это совершенно естественный процесс. <...> Студенты знают старинную музыку, молодежь знает старинную музыку, интеллигенция знает старинную музыку, все они ждут от музыковедов разъяснений, ждут таких же трудов, какие дают им археологи, историки культуры, специалисты по изобразительному искусству. <...> Музыковед не имеет права стоять в стороне от этого движения.3®

31 Материал доклада лег в основу статьи, опубликованной в мартовском номере журнала «Советская музыка» (1968. № 3), а потом вошел в издание: Конен В. Д. В защиту исторической науки // Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997.

154 В дискуссии, разгоревшейся после доклада, Ливанова подня-

ла важный вопрос: «пользоваться нотами и редкими изданиями, посвященными старинной музыке, невозможно. Мы не можем их получить ни в консерваторской библиотеке, ни в ГБЛ <...>, у нас [в стране] нет настоящей научной библиотеки»3'.

А. П. Зорина публично констатировала, что «Музыка» испытывает острую нехватку рукописей исторической направленности:

Я - представитель издательства <...> Здесь очень хорошо был поднят вопрос о нехватке источников. На чём мы можем воспитывать кадры, если нет публикаций ни старинной зарубежной, ни русской музыки? Издательство сегодня испытывает огромные трудности. Третий год оно просит переиздать ставшую библиографической редкостью хрестоматию М. Иванова-Борецкого. Никто не может взяться за эту работу, у нас специалистов нет Нужно, чтобы составители подобных трудов знали иностранные языки и знали музыку. По истории русской музыки дело обстоит несколько благополучнее: издательство задумало и готовит к переизданию историю русской музыки в нотных образцах [С. Л. Гинзбурга].*"

Весомо прозвучали слова В. П. Бобровского:

Долгое время активная работа музыковедов в области истории квалифицировалась как уход от современности и отрыв от жизни. Чтобы издавать ноты исторической направленности, нужна источниковедческая база. Разработка источниковедческой базы [пока] недостаточна: имеется много белых пятен. Документы не подвергаются тщательному анализу, вследствие чего за последнее время сделан ряд мнимых открытий, возникли ошибочные суждения, которые затем перекочевывают из одного труда в другой. В музыковедческих работах преобладают теоретические исследования, технологический анализ вытеснил исторические оценки явлений. Нет научной книжной и нотной библиотеки, нет достаточно обширной фонотеки, где могли быть прослушаны редко исполняемые произведения*'.

После этого совещания вопрос о публикации «Памятников» был включен в число приоритетных проектов не только Института, но и Министерства культуры. Отметим, что фирме «Мелодия» на том же совместном заседании предложили начать выпуск серии «Исторической антологии», в которой нуждались профессионалы и любители музыки.

39 РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 3. Ед. хр. 242. Стенограмма. Л. 81.

*" Там же. Л. 139, 141.

*' Там же. Л. 141.

В ноябре 1969 года на Секторе состоялось обсуждение тома 155

О. Е. Левашевой «Русская вокальная лирика XVIII века», которым намеревались открыть серию «Памятников»**. Рецензентами было отмечено, что текстологическая работа проведена автором на высоком уровне, представленный нотный материал безукоризнен, несмотря на сложности использования различных рукописей, предлагающих варианты одной и той же песни.

Н. А. Листова выступила как первый рецензент:

Выход томов серии - это радующее событие! В статье Ольги Евгеньевны дано сочетание научности и популярности. Отбор материалов тщательно продуман, впервые достигнута полнота. Рассмотрен процесс становления жанра российской песни. Проведена необходимая параллель между музыкой и литературой, хорошо показаны связи с европейской музыкой.*3

Ее поддержал Ю. В. Келдыш:

Представленный том - итог многолетней работы. Исследование выполнено на высоком источниковедческом уровне, часто восполняются недосмотры литературоведов, незнакомых с музыкальными материалами. Прекрасно показан процесс формирования жанра, четко разделены функции вступительной статьи и комментариев. Это одна из первых работ в серии - поэтому важен ее высокий научный уровень**.

Таким образом, 1969 год явился стартом проекта, который задумывался во второй половине 1940-х. Впоследствии многие аспиранты Сектора музыки включились в подготовку к изданию ценных исторических нотных и текстовых документов. Аспирантка Браж-никова А. М. Ратькова стала готовить к публикации обнаруженную в архиве рукопись Исайи Лукошки*5, аспирантка Келдыша И. М. Вет-лицына - оперу Е. И. Фомина - Н. А. Львова «Ямщики на подставе». С 1971 года в проекте стал участвовать аспирант Келдыша Е. М. Ле-

42 РГАЛИ. Ф. 2486 Оп. 2. Ед. хр. 592. Л. 94. Протокол от 17 ноября 1969 года.

*3 Там же.

** Там же.

45 Исайя Лукошко - имеется в виду архимандрит Исайя, в миру Иван Трофимович Лукошко (ок. 1540-1621), мастер знаменного пения рубежа XVI-XVII веков, представитель «усольской школы» роспевов. К сожалению, в протоколе от 19 февраля 1968 года не было отмечено, какую именно рукопись обнаружила в ленинградском архиве А. М. Ратькова. Возможно, это была певческая книга «Обиход».

156 вашев*6: он подготовил к публикации оперы «Скупой» и «Санктпе-

тербургский гостиный двор» В. А. Пашкевича.

В начале 1980-х годов производство нотных «Памятников» начало «буксовать»: 12 мая 1982 года на заседании Сектора присутствовала В. В. Рубцова, главный редактор издательства «Музыка», она констатировала, что «с "Памятниками" имеются производственные сложности»*7. Возникшие трудности, судя по скупым протоколам тех лет, через 2 года не исчезли, а умножились. В начале 1984 года в институт вновь были приглашены представители издательства, Н. Н. Умнова и В. В. Рубцова, исследователи по-прежнему интересовались судьбой проекта:

Е. М. Левашев: А как обстоит дело с «Памятниками русского музыкального искусства»?

В. В. Рубцова: «Памятники» в плане издательства, и по мере поступления материалов выпуски будут издаваться*'.

И. В. Нестьев (завсектором в те годы): Сектор по-прежнему планирует издание «Памятников русского музыкального искусства», так как оно имеет огромный международный резонанс!*'

Несмотря на заявленный международный резонанс серии, на важность новых выпусков отечественного музыкального наследия для науки и практики, том со скрипичными сочинениями И. Хандошкина оказался последним, опубликованным «Музыкой» (1988). Подготовленная к печати оркестровая музыка О. А. Козловского вышла в свет спустя 10 лет в частном издательстве «Котран» на деньги фонда РГНФ (1997). Это была одна из первых попыток реанимировать угасающую серию. Но конец 1990-х годов был сложным и кризисным временем, музыкальные памятники оказались на далекой периферии интересов общества.

Просуществовав 25 лет, поддержанный выдающимися исполнителями, представителями музыкально-исторической науки, проект «Памятники русского музыкального искусства» доказал актуальность самой идеи. Музыка, столетиями хранившаяся на полках архивов

46 19 июня 1972 года на переаттестации аспирантов Ю. В. Келдыш упомянул, что «сверх плана Е. Левашев подготовил к изданию партитуру оперы "Скупой" Пашкевича». См. РГАЛИ. Ф. 2465. Оп. 3. Ед. хр. 1150. Л. 56.

47 Архив Государственного института искусствознания. Протоколы заседания Сектора истории музыки народов СССР. Протокол № 15 от 12 мая 1982 года. Л. 2.

*в Там же. Протокол от 4 января 1984 года. Обсуждение планов Сектора на пятилетку 1985-1990 годов. Л. 2.

*' Там же. Л. 3.

в виде рукописных листов и сборников, смогла вновь зазвучать 157

и привлечь интерес слушателей. По сути это действительно был проект, «имевший большой международный резонанс».

Серия хорошо известна ученым, исполнителям, любителям музыки в России и за рубежом, превратилась в своего рода бренд Государственного института искусствознания и издательства «Музыка». Прекращение выхода в свет ее томов стало настоящей потерей для музыкантов нескольких поколений, со временем изданные материалы, несмотря на приличные тиражи, превратились в библиографическую редкость5®.

Многое из того, что достойно воскрешения, еще ждет своего часа. Если нам удастся вновь вернуться к этому проекту, подхватить эстафету нескольких поколений ученых, то отечественная музыкальная культура пополнится не одним десятком высокопрофессиональных образцов, разнообразных по жанрам и инструментальным составам. Название серии, в случае ее возрождения, следует несколько расширить, чтобы в нее могли быть включены образцы творчества иностранных композиторов, писавших для России: семьи Керцелли, Себастьяна Жоржа, Эрнеста Ванжуры, Иоганна Фациуса, Джузеппе Сарти и других (над восстановлением инструментальных партитур уже много лет плодотворно работает Павел Сербин, художественный руководитель оркестра Pratum integrum). Одно из возможных названий - «Памятники музыкального искусства России»5'.

50 «История русской музыки в нотных образцах», подготовленная

С. Л. Гинзбургом, выпускалась тиражом в 4000 экземпляров, «Мельник» с авторством Фомина - 1200 экземпляров, первые выпуски «Памятников» - 600 экземпляров, последний выпуск с оркестровой музыкой О. А. Козловского - 400 экземпляров.

51 В процессе дискуссии о возможности или невозможности воскрешения научной серии музыкальных изданий обсуждалось иное ее название -«Антология русской музыки». По нашему мнению, «антологии» часто предполагают следование хронологическому принципу (что вообще

не обязательно для «Памятников»), не обладают оценочными критериями (тогда как памятники - это выбор лучшего из сохранившегося наследия). Поэтому менять название вряд ли резонно.

ЛИТЕРАТУРА

Бортнянский Д. С. Неизвестные духовные концерты. Для смешанного хора без сопровождения / Публикация, редакция нотного текста, исследование и комментарии А. В. Лебедевой-Емелиной. М.: Музыка, 2009. 2-е изд.2021.

2 Бражников М. В. Благовещенский кондакарь / Вступ. статья, примеч., сверка указ., подбор ил. Н. С. Серегиной. СПб.: Петрополис, 2015.

3 Дегтярев С. А. Двенадцать духовных концертов. Для хора без сопровождения / Предисл. А. В. Лебедевой-Емелиной; коммент. и науч. реконструкция концертов А. В. Лебедевой-Емелиной (№ 1-8), Н. И. Тетериной (№ 9-12). М.: Живоносный источник, 2006.

4 История русской музыки в нотных образцах / Под ред. С. Л. Гинзбурга. Вып. 1-3. М.; Л.: Гос. муз. изд-во, 1949-1952. 2-е изд.: 1968-1970.

5 Конен В. Д. В защиту исторической науки // Конен В. Д. Очерки по истории зарубежной музыки. М.: Музыка, 1997.

6 Мадонис Л. Двенадцать сонат для скрипки и баса // Музыкальный Петербург. XVIII век. Книга 9 / Сост. И. Безуглова, Ю. Кружнов. СПб.: Композитор, 2006.

7 Музалевский В. И. Русская фортепианная музыка. Л.; М.: Музгиз, 1949.

8 Плотникова Н. Ю. Русское партесное многоголосие конца XVII - начала

XVIII века. Службы Божии Василия Титова. М.: Изд-во ПСТГУ, 2012.

9 Русская духовная музыка эпохи классицизма. Из собрания Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М. И. Глинки. Вып. 1: Шестнадцать духовных концертов анонимных авторов конца XVIII - начала

XIX веков / реконструкция и ред. Антона Вискова. М.: ВМОМК, 2015. Вып. 2: Шестнадцать духовных хоровых концертов конца XVIII - начала XIX века. Из собрания Российского национального музея музыки / реконструкция

и ред. Антона Вискова. М.: РНММ, 2019. Вып. 3: Литургические песнопения из рукописных сборников конца XVIII - начала XIX века / реконструкция и ред. Антона Вискова. М.: РНММ, 2019.

10 Русская фортепианная музыка. Хрестоматия. Вып. 1-2 / Сост., ред., вступ. очерк и комм. В. А. Натансона и А. А. Николаева. М.: Музгиз, 1954-1956.

11 Серегина Н. С. Письма М. В. Бражникова к сильным мира сего: от И. В. Сталина (1940) до Н. С. Хрущева и Е. А. Фурцевой (1967) // Временник Зубовского института. 2019. № 1. С. 153-173.

12 Тиц А. Ф. Инструментальная музыка // Музыкальный Петербург. XVIII век. Книга 6 / Отв. ред. Н. А. Огаркова. Тематический каталог сочинений

А. Ф. Тица / Сост. Н. В. Губкина, В. Г. Карцовник, Н. А. Огаркова, Ф. Э. Пуртов. СПб.: Композитор, 2002.

13 [Фомин Е. И.] «Орфей». Музыкальная трагедия (мелодрама) / Муз. Е. И. Фомина. Текст Я. Б. Княжнина. Ред. Б. Доброхотова. Гос. центр. музей муз. культуры. М.: Музгиз, 1953.

52 В список литературы не включены названия, полные библиографические данные которых приведены в основном тексте статьи.

REFERENCES

159

Bortnyanskiy D. S. Neizvestnïe dukhovnïe koncertï. Dlya smeshannogo khora bez soprovozhdeniya [Unknown Spiritual Concertos. For mixed choir a cappella] / Published, edited, studied and commented by A. V. Lebedeva-Emelina. Moscow: Muzika, 2009. 2nd ed. 2021.

2 Brazhnikov M. V. Blagoveshchenskiy kondakar' [Kontakarion of Annunciation] / With introductory article, comments, editorial amendments and illustration selected by N. S. Seregina. Saint Petersburg: Petropolis, 2015.

3 Degtyarev S. A. Dvenadcat' dukhovnikh koncertov. Dlya khora bez soprovozhdeniya [Twelve Spiritual Concertos. For choir a cappella] / Introductory article by A. V. Lebedeva-Emelina. Comments ans scholarly reconstruction by A. V. Lebedeva-Emelina (Nos. 1-8), N. I. Teterina Nos. 9-12). Moscow: Zhivonosniy istochnik, 2006.

4 Istoriya russkoy muziki v notnikh obrazcakh [History of Russian Music in Music Examples] / Ed. by S. L. Ginzburg. Issues 1-3. Moscow and Leningrad: Gos. muz. izd-vo [State Music Publishers], 1949-1952. 2nd ed. 1968-1970.

5 Konen V. D. V zashchitu istoricheskoy nauki [In defence of the science of history] // Konen V. D. Ocherki po istorii zarubezhnoy muziki [Essays on the History of Foreign Music]. M.: Muzika, 1997.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6 Madonis L. Dvenadcat' sonat dlya skripki i basa [Twelve Sonatas for violin and bass] // Muzikal'n'iy Peterburg. XVIII vek [Musical Saint Petersburg. 18th Century]. Book 9 / Compiled by I. Bezuglova, Yu. Kruzhnov. Saint Petersburg: Kompozitor, 2006.

7 Muzalevskiy V. I. Russkaya fortepiannaya muzika [Russian Piano Music]. Leningrad and Moscow: Muzgiz, 1949.

8 Plotnikova N. Yu. Russkoe partesnoe mnogogolosie konca XVII - nachala XVIII veka. Sluzhbi Bozhii Vasiliya Titova [Russian 'Partes' Polyphony of the Late 17th and Early 18th Century. Vasiliy Titov's Divine Services]. Moscow: PSTGU Press, 2012.

9 Russkaya dukhovnaya muzika epokhi klassicizma. Iz sobraniya Vserossiyskogo muzeynogo ob'edineniya muzikal'noy kul'turi imeni M. I. Glinki [Russian Sacred Music of the Era of Classicism. From the Collections of the M. I. Glinka All-Russian Museum Association of Music Culture]. Issue 1: Sixteen Anonymous Sacred Concertos of the Late 18th and Early 19th Century / reconstructed and edited by Anton Viskov. Moscow: VMOMK, 2015. Issue 2: Sixteen Sacred Choral Concertos of the Late 18th and Early 19th Century. From the Collections of the Russian National Museum of Music / reconstructed and edited by Anton Viskov. Moscow: RNMM, 2019. Issue 3: Liturgical Chants from the Manuscript Collections of the Late 18th and Early 19th Century / reconstructed and edited by Anton Viskov. Moscow: RNMM, 2019.

10 Russkaya fortepiannaya muzika. Khrestomatiya [Russian Piano Music. Selected Examples]. Issues 1-2 / Compiled, edited, prefaced and commented by V. A. Natanson and A. A. Nikolaev. Moscow: Muzgiz, 1954-1956.

11 Seregina N. S. Pis'ma M. V. Brazhnikova k sil'nim mira sego: ot I. V. Stalina (1940) do

N. S. Khrushcheva i E. A. Furcevoy (1967) [M. V. Brazhnikov's letters to the mighty of this world: from I. V. Stalin (1940) to N. S. Khrushchev i E. A. Furceva (1967)] // Vremennik Zubovskogo instituta [Proceedings of the Zubov Institute]. 2019. No. 1. P. 153-173.

12 Tic [Tietz] A. F. Instrumental'naya muzika [Instrumental music] // Muzikal'n'iy Peterburg. XVIII vek [Musical Saint Petersburg. 18th Century]. Book 6 / Chief editor N. A. Ogarkova. Thematic catalogue of A. F. Tietz's works / Compiled by N. V. Gubkina, V. G. Karcovnik, N. A. Ogarkova, F. E. Purtov. Saint Petersburg: Kompozitor, 2002.

13 [Fomin E. I] 'Orfey'. Muz'ikal'naya tragediya (melodrama) [Orfeo. Musical Tragedy (Melodrama)] / Music by E. I. Fomin. Words by Ya. B. Knyazhnin. Ed. by B. Dobrokhotov. State Central Museum of Music Culture. Moscow: Muzgiz, 1953.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.