Научная статья на тему 'Себастьян Жорж (отец) и его семья (Часть I, Биографический очерк)'

Себастьян Жорж (отец) и его семья (Часть I, Биографический очерк) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
180
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Себастьян Жорж / русский классицизм / русская симфония / Петровский театр / русские старопечатные ноты / Н. П. Шереметев / А. К. Разумовский / Sebastian George / Russian classicism / Russian symphony / Petrovsky (Peter’s) Theatre / early music printing in Russia / N. P. Sheremetev / A. K. Razumovsky

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сербин Павел Георгиевич

Статья посвящена творчеству немецкого композитора Себастьяна Жоржа, работавшего в Москве и Санкт-Петербурге в 60–90-х годах XVIII века. Немногочисленные биографические данные тщательно собраны, перепроверены и обработаны. Обнаружено несколько десятков инструментальных сочинений Жоржа; во второй части публикации о композиторе планируется издание полного каталога его сочинений и анализ сохранившихся опусов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sebastian George (Father) And His Family (Part I, Biographical Essay)

The article is dedicated to the work of the German composer Sebastian George, who was active in Moscow and Saint Petersburg in the 1760–90s. Not numerous available biographical data have been scrupulously assembled, verified and systematized. Several dozens instrumental pieces by George have been discovered; the next part of the publication on George will contain a complete catalogue of his works and an analytical essay on his extant pieces.

Текст научной работы на тему «Себастьян Жорж (отец) и его семья (Часть I, Биографический очерк)»

Искусство музыки: теория и история № 22-23, 2020

СТАТЬИ

32 УДК 78.03

ББК 85.313

Ключевые слова

Себастьян Жорж, русский классицизм, русская симфония, Петровский театр, русские старопечатные ноты, Н. П. Шереметев, А. К. Разумовский.

Сербии Павел Георгиевич

Себастьян Жорж (отец) и его семья

Часть I

Биографический очерк

Статья посвящена творчеству немецкого композитора Себастьяна Жоржа, работавшего в Москве и Санкт-Петербурге в 60-90-х годах XVIII века. Немногочисленные биографические данные тщательно собраны, перепроверены и обработаны. Обнаружено несколько десятков инструментальных сочинений Жоржа; во второй части публикации о композиторе планируется издание полного каталога его сочинений и анализ сохранившихся опусов.

Key Words 33

Sebastian George, Russian classicism, Russian symphony, Petrovsky (Peter's) Theatre, early music printing in Russia, N. P. Sheremetev, A. K. Razumovsky.

Pavel Serbin

Sebastian George (Father) And His Family Part I Biographical Essay

The article is dedicated to the work of the German composer Sebastian George, who was active in Moscow and Saint Petersburg in the 1760-90s. Not numerous available biographical data have been scrupulously assembled, verified and systematized. Several dozens instrumental pieces by George have been discovered; the next part of the publication on George will contain a complete catalogue of his works and an analytical essay on his extant pieces.

Популярный в свое время композитор немецкого происхождения, живший и сочинявший музыку в России в екатерининское время, Себастьян Жорж (Sebastian George) сегодня почти неизвестен даже профессионалам. Вместе с тем его музыка - яркое явление клас-сицистской эпохи. Постараемся сообщить читателю известные на сегодняшний день сведения о его жизни и творчестве, обобщив информацию из энциклопедических статей в русских и немецких изданиях, архивные документы и нотные источники'. К написанию данной статьи нас подвигло обнаружение рукописных сочинений Себастьяна Жоржа в Национальной Библиотеке Украины имени В. И. Вернадского. Рукописи были выявлены и описаны заведующей отделом музыкальных фондов Ларисой Ивченко при составлении каталога нотного собрания Разумовских. Изучая музыкальную коллекцию одной из ведущих аристократических семей, исследовательница первой после Н. Ф. Финдейзена задалась вопросом: кто такой Себастьян Жорж? Она же первой обратила внимание на ценность хранимых в Национальной библиотеке Украины имени В. И. Вернадского (НБУВ) музыкальных материалов и первой выдвинула убедительную гипотезу, что среди нот коллекции Разумовских могут находиться автографы композитора*.

Считается, что Себастьян Жорж родился в середине XVIII столетия. Николай Финдейзен в «Очерках...» пишет: «родился до 1750 г.». Думается, что год был им вычислен гипотетически3. Известно, что в 1768 году Жорж уже работал в должности капельмейстера в Москве и являлся владельцем собственного дома. Если исходить из даты,

1 Благодарю А. В. Лебедеву-Емелину за помощь в публикации, а также

А. А. Семенюк, С. В. Подрезову и П. В. Горшкову за содействие в обработке нотных источников.

2 1вченко Л. В. Реконструкщя нотно!' колекцп графа О. Розумовського за каталогами XVIII сге^ччя. Ки'в: НБУВ, 2004. Мы выражаем глубокую признательность Л. Ивченко за помощь в изучении этих материалов

3 Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 2. М.; Л.: Гос. изд-во, Музсектор, 1929. Прим. 140. Эту дату можно перепроверить по метрическим книгам Майнца (церковный архив хранится в Дармштадте).

предложенной Финдейзеном, то в 1768 году музыканту могло быть 35

чуть более 18 лет — маловато для получения должности капельмейстера в чужой стране. С нашей точки зрения, год рождения Жоржа ближе к 1740-му.

По данным немецкого виолончелиста и лексикографа Эрнста Людвига Гербера (1746-1819), Жорж родился в Майнце. Приведём факсимиле словарной статьи вместе с транслитерацией немецкой готики современными графемами и нашим переводом:

Ф с о г 9 с bei- г С®eb.afi'm) ein Sompouifi uni> ^toweiifï jh ЭДовАш, get. |U тыщ, I)« fid> feit 1795 bind, tl*№*'

£enbe SSScrfe bcfcmnt^emadjt : z) VI Senat. p. le Fp. très aisées. Op. 1. (35 с fi; a b.©evftenberg, 1796. VI bevgleidjeti. Op. 2. Q:ben£>. 3)Liv. des Airs Russes variés p. le Fp. Op. 1. <£6ent>. 4) Xtiv« 6. des Airs Russes var. p„ le Fp.

Расшифровка:

George der Vater (Sebastian) ein Komponist und Klavierist zu Moscau, geb. in Mainz, hat sich seit 1795 durch nachstehende Werke bekannt gemacht: 1) VI Sonat. p. le Fp., très aisées. Op. 1 Gotha b. Gerstenberg, 1796. 2) VI bergleichen. Op. 2. Ebend. 3) Liv. 4 des Airs Russes variés p. le Fp. Op. 1 Ebend. 4) Liv. 6 des Airs Russes var. p. le Fp. Op. 2 Ebendf

Перевод:

Жорж-отец (Себастьян) - композитор и клавирист в Москве, род. в Майнце, известен с 1795 года благодаря следующим сочинениям: 1) шесть сонат для фп., очень простых, соч. 1, [изданных] в Готе у Герстенберга, 1796, 2) шесть таких же [сонат для фп.]. соч. 2, там же, 3) 4-я книга вариаций на русские песни для фп. соч. 1, там же, 4) 6-я книга вариаций на русские песни для фп. соч. 2, там же.

Вслед за Гербером другой немецкий музыковед и лексикограф, Роберт Айтнер (1832-1905), также указывает Майнц как место рождения Жоржа, но добавляет, что композитор «жил в Готе, а потом уехал в Россию».

4 GerberE. L. George der Vater (Sebastian) // Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler. Leipzig: A. Kühnel, 1812. Bd. 2. S. 289-290.

Перевод:

Жорж, Себастьян, род. в Майнце в XVIII веке, ум. в Москве. Пианист (?), жил в Готе, потом уехал в Россию. Выпустил в 1795 году Сонаты и Вариации в Готе (Гербер, 2). В Королевской Домашней Библиотеке5 в Берлине хранятся рукописи шести струнных квартетов в голосах, с датой 1777*.

Скорее всего, Айтнер основывал своё утверждение на данных Гербера и на том, что некоторые сочинения Жоржа печатались у издателя И. Д. Герстенберга именно в Готе7. Между тем Герстенберг почти всегда указывал Санкт-Петербург и Готу на титульных листах своих публикаций, поэтому судить о местонахождении автора по этому признаку опасно®.

Хронологически первое упоминание о деятельности Себастьяна Жоржа в России встречается в «Московских ведомостях»':

[Продается] Капельмейстера Севастьяна Жоржа собственной дом, состоящий в Кисловке в приходе церкви Дмитрия Селунского [Солунского - П. С.], в коем строение деревянное на каменном фундаменте, где жилых покоев каменных 2, деревянных 3, две кухни, конюшня, сарай и сад. Желающие купить могут о цене осведомиться в том же Доме у него ж, Жоржа.

5 Hausbibliothek - название, закрепившееся за частью нотного собрания Берлинской Государственной Библиотеки.

6 EitnerR. George, Sebastian // Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten. Leipzig, 1900-1904. Bd. 4. S. 201.

7 В дальнейшем можно попытаться найти подтверждение приезда Жоржа в Москву в документах Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ, Москва), отыскав в рапортах запись о пересечении им границы около 1767 года и, возможно, о подаче прошения на «свободный указ» (так в XVIII веке называлось разрешение на временное или постоянное жительство иностранца в Российской Империи, выдаваемое Коллегией Иностранных Дел).

8 Информацию, что композитор «родился в Майнце, жил в Готе» повторяет Финдейзен. См.: Финдейзен Н. Ф. Очерки... Прим. 140.

9 Московские ведомости. 1768. № 14. 12 февраля. Повтор объявления в № 16, 17

Из этого объявления следует, что композитор должен был при- 37

ехать в Москву не позднее 1767 года: ему надо было, по крайней мере, купить дом, чтобы потом в феврале 1768 года его продавать. В объявлении он назван именно капельмейстером, что означает приглашение его в Москву уже на капельмейстерский пост.

В Кисловской слободе, где поселился Жорж, издавна проживали кислошники, поставлявшие к Государеву двору соления (кислую капусту, огурцы, квасы). Приходским храмом у них была церковь великомученика Дмитрия Солунского в Никитском монастыре на углу Большой Никитской улицы и Большого Кисловского переулка (1629). Отметим, что дом Жоржа был по соседству с владениями графа Алексея Кирилловича Разумовского (1748-1822). Эти владения известны нам сегодня в большей степени как Большой Воздвиженский и Угловой дома Шереметевых. В 1799-1800-х годах участок земли со строениями по Романову переулку были выкуплены графом Николаем Петровичем Шереметевым у А. К. Разумовского после продолжительного (с 1784 года) бракоразводного процесса последнего с сестрой Шереметева Варварой Петровной (1750-1824).

На плане Москвы 1767 года майора Горихвостова виден участок вокруг Никитского монастыря: дома с садами (!), каменные строения обозначены розовым цветом, деревянные - черным. Дом Жоржа можно теоретически вычислить по наличию квадратика - сарая и конюшни. На более позднем плане 1771 года различимы участки, но не отдельные дома и сады.

Год 1770-й в жизни композитора был отмечен сочинением ряда пьес, а именно: струнного квартета A-dur «da Seb. George 177[0?]», и пяти квинтетов (Concertini) для 2 флейт, 2 скрипок и баса (G-dur, D-dur, C-dur, B-dur, F-dur). Три из перечисленных квинтетов сохранились (G-dur, B-dur, F-dur); два из них имеют дату «1770». Третий квинтет даже при отсутствии даты также может быть датирован 1770 годом. Примерно к этому же периоду (1767-1770) с осторожностью могут быть отнесены струнные трио Жоржа: их нотная бумага, судя по водяным знакам, была изготовлена в 1766 году в России".

Все перечисленные сочинения композитора демонстрируют классический стиль, но с заметными северогерманскими элементами. И трио, и квинтеты выказывают высокое композиционное

10 Тип нотной бумаги, водяные знаки и филиграни на рукописях С. Жоржа в коллекции Разумовских тщательно исследованы Л. В. Ивченко. Приношу Ларисе Васильевне благодарность за предоставленные материалы и флейтистке Полине Горшковой за фотографирование документов и текстов. См.: 1вченко Л. В. Реконструкщя нотно! колекцп графа О. Розумовського. С. 200, 297-298.

План Москвы Горихвостова, 1767. Церковь Дмитрия Солунского обозначена цифрой 6

Plan Géometral de la ville de Moscou, 1771. План Кисловской слободы, Церковь Дмитрия Солунского обозначена цифрой 6 и крестиком

Церковь Дмитрия Солунского, приходской храм Кисловской слободы (разрушена в 1933 году). Фото 1883 года

мастерство: в самых ранних датированных произведениях автор обнаруживает владение полифонией, иногда довольно изысканной, свободу голосоведения, оригинальность гармонии и продуманность формы. Можно с уверенностью предположить, что за плечами у музыканта был определенный сочинительский опыт.

Финдейзен предполагает, что в 1775—1781 годах Жорж работал капельмейстером у Медокса:

В 1770-х капельмейстером [в Московских театрах] был, по-видимому, И. И. Кер-целли'', затем, до 1781 г. включительно, капельмейстером был, вероятно, Себастьян Жорж, автор оперы «Матросские шутки»й.

Информация о работе Жоржа капельмейстером в Петровском театре всегда появляется у Финдейзена без ссылки на источники'3. Впрочем, именно в театре Медокса была поставлена единственная

11 Нам представляется, что именно в 1770-х годах капельмейстером московских театров мог быть, скорее, отец И. И. Керцелли - Франц Ксавьер.

12 Финдейзен Н. Ф. Очерки... С. 103-104.

13 Архив театра считается сгоревшим в пожаре 1805 года.

известная нам опера Жоржа «Матросские шутки»'4, но это произошло только в 1780 году, после возвращения композитора из Петербурга. В июне 1775 года Жорж объявил через «Ведомости» о своём отъезде из Москвы:

До отъезжающего в свое отечество Немца Себастиана Жоржа, имеющие какое дело, сыскать его могут у Покровских ворот, в приходе церкви Воскресения Христова, что в Барашах, у священника'5.

Из объявления становится ясно, что в 1775 году Жорж проживал уже не в Кисловке, в деревянном на каменном фундаменте доме из пяти комнат с двумя кухнями, а у Покровских ворот, в квартале, называемом Барашами, в доме священника на территории храма Воскресения Словущего (сейчас ул. Покровка д. 26/1).

Финдейзен небезосновательно считает, что Жорж «не доехал» из Москвы до «отечества» и задержался в Санкт-Петербурге. Он основывает своё утверждение на следующем объявлении в «Санкт-Петербургских ведомостях» от 30 августа 1776 года:

Н Печатный экземпляр либретто оперы хранится в РГБ МК: МК Н-8 / 80-М. 15 Московские ведомости. 1775. № 49. 19 июня. Повтор в № 50.

У клавирного мастера и компониста Себаста Георги, живущего в Биллеровом 41

доме по Адмиралтейской улице, продаются изрядные скрыпицы, басы, фор-тепианы новаго изобретения, кои Англинских гораздо превосходят, такожде и новыя музыкальныя ноты, и очень хорошой чистой рейнвейн".

В объявлении речь идет о продаже немецких фортепиано, скорее всего, работы И. А. Штайна, «новое изобретение» которых мастер продемонстрировал в 1775 году'7. Эти инструменты оказались удобнее и точнее по механике, чем английские. Из текста объявления видно, что Жорж считался в Петербурге не только «компонистом», но и клавирным мастером. Возможно, его музыкальный магазин располагался в Биллеровом доме на первом этаже".

Мог ли Жорж все же съездить в этот период в «отечество своё»? Предположим, что он уехал из России в июле 1775 года, чтобы следующим летом вернуться в Петербург и в конце августа 1776 года опубликовать рекламное объявление в «Ведомостях». Если наша гипотеза верна, то композитор был состоятельным человеком (поездка в те времена обходилась не менее 300 рублей в одну сторону). Допустим и другой вариант - Жорж мог съездить на родину по чьему-либо поручению, например, для набора музыкантов или по коммерческим вопросам своего музыкального магазина (возможно, что поставки «чистого рейнвейна» тоже могли стать результатом поездки музыканта в Германию).

Мы не можем исключить, что в этот период Жорж мог оказаться в Лондоне, так как именно в 1775 году в Лондоне вышли из печати его шесть сонат для клавира с облигатной скрипкой, посвящён-ные первой супруге великого князя Павла Петровича - Наталье Алексеевне, урожденной принцессе Августе-Вильгельмине-Луизе Гессен-Дармштадтской (1755-1776). Точных данных о причинах, побудивших Жоржа издать сонаты в Лондоне и посвятить их великой княгине, нет. Ключевую роль в появлении этого издания мог сыграть граф Андрей Кириллович Разумовский (1752-1836), командовавший

16 Санкт-Петербургские ведомости. 1776. № 70. 30 августа. Повтор 2 и 6 сентября. В немецком тексте газеты St. Petersburgische Zeitung есть отличие в перечислении продающихся у Жоржа инструментов, а именно: «Violinen, Basse, Fluegel, Forte-piano...».

17 Иоганн Штайн (1728-1792) - выдающийся немецкий производитель клавишных инструментов, усовершенствовавший молоточковую механику и устройство педали, работал в Аугсбурге и Вене.

18 Имя домовладельца Иоганна Михеля Биллера часто встречается на страницах «Санкт-Петербургских ведомостей», он был седельником, каретником Придворной конюшенной конторы: Санкт-Петербургские ведомости. 1772. 18 мая; 1773. 4 января; 1774. 5 сентября; 1775. 13 ноября (Сообщено А. В. Лебедевой-Емелиной.)

42 в 1772 году одним из кораблей, доставивших семью принцессы

Августы-Вильгельмины-Луизы из Дармштадта в Россию. Известно, что Андрей Разумовский состоял в любовной связи с великой княгиней, результатом придворной интриги стала ссылка графа в Ревель, а затем - в батуринское имение отца.

Семейство Разумовских (Кирилл Григорьевич, Алексей и Андрей Кирилловичи) оказало историкам неоценимую помощь, приобретя и тщательно сохранив масштабную коллекцию нот ведущих композиторов своего времени. Напомним, что большое количество известных нам сочинений Себастьяна Жоржа содержится именно в этом собрании". Привлекательным для Алексея Разумовского в этот период (после возвращения из-за границы и до развода с В. П. Шереметевой) становится <...> приобретение нот. Годами, близкими к 1777, датируется наибольшее количество (почти половина), купленных в Санкт-Петербурге, Москве, а также выписанных из-за границы нотных изданий его библиотеки. <...> Особое внимание привлекают рукописи композиторов, которые некоторое время жили в России (Дж. Астаритта, Дж. Дальольо, И. М. Ярновик, Ф. Джардини, Г. Пуньяни, Л. Скьятти и др.). Например, почти неизвестно на Западе творчество немецкого пианиста и композитора Себастиана Жоржаг".

Связь Жоржа с Англией, особенно Лондоном, косвенно подтверждается и тем, что в позднейшем объявлении о продаже нот, композитор предлагал издания, привезенные из Парижа и Лондона.

Неудивительно, что для публикации Жорж обратился именно к жанру клавирной сонаты с аккомпанементом. Это был самый востребованный на музыкальном рынке тип камерных пьес, рассчитанных на профессионалов и любителей музыки. Пять сонат из шести предназначены для клавира со скрипкой, одна - для клавира с флейтой. Стилистически сонаты родственны музыке Иоганна Христиана Баха («лондонского»), чьи произведения того же времени перечислены внизу титульного листа издания в качестве только что вышедших из печати.

В январе 1777 года Жорж по-прежнему жил в Санкт-Петербурге и занимался торговлей музыкальными инструментами. Так, в переписке графа Петра Борисовича Шереметева с управителем Фонтанного дома Петром Александровым есть упоминание от 12 января 1777 года о попытке купить через Жоржа фортепиано:

19 В рукописных каталогах НБУВ собирателем коллекции значится именно Алексей Разумовский, но данное собрание явно формировалось в разные периоды разными представителями семьи.

20 1вченкоЛ. В. Реконструкщя нотно!' колекцп графа О. Розумовського. С. 42, 75.

, IШ

S Э> Х( л t т

/if

s_~ к. w - . I ^ » О I

///// J//-, Jrrtff/f^anMMrti/j&raf

у ro t J: * Obljg- ууУл

Нет ПирггЫ fJighncft

(¡AAND огтснЕ.яйоП1га<*1л.

Л J"

Л' y/vvy/

(

/^c".1 Л

[UWWBvM^ .....T

14 l>l JMMNU J H.-i

г. p ... p,fhr ,1. ь■ I— —ьнч и F« ^ri-

С. Жорж, 6 сонат для фортепиано или клавесина, London, Welcher, 1775. Экземпляр из Британской Библиотеки

44 ...музыкант Жорж <...> а о продаже у него лучших аглицких фортепьяно сказано,

что Жорж меньше не продаст как за 150 руб. при том же сказано, что таковые фортепьяно посылал для продажи в Москву к одному французу Шилту который живет в Москве на Орбатском близ Знаменских ворот. Завтра ещё к оному музыканту Жоржу съезжу и стараюсь ево увидеть самово. И если он продаст лутшее фортепьяно за 80 р. или за 100 р., только уложа хорошенько и Вашему С[иятельству] отправлю <...> Оное фортепьяно лучшее <...>; фортепьяно другие в таковые цены с продажей насовсем не аглицкие, а немецкие употребляются, и корпус у ея краснаго дереву.*'

Остановимся подробнее на этой истории, так как описываемые события неизвестны ни музыковедам, ни историкам. Торг с Жоржем Петру Александрову удался, о чём он пишет графу 16 января 1777: ... у продавца Жоржа фортепиано аглицкия условленно за 80 или за 100[руб.]**.

19 января граф пишет своему управителю:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

... о фортопьяно ожидаю от тебя известия и потом прикажу*3.

Несмотря на переговоры, покупка фортепиано в Санкт-Петербурге так и не состоялась; проще оказалось купить инструмент в Москве, о чём граф написал Александрову 23 января 1777:

Фортопьяно не покупать и приказано их посмотреть здесь, ибо из отписки твоей видно, что от Жоржа для продажи точно сюда [то есть в Москву - П. С.] присланы**.

Итак, в январе 1777 года Жорж еще проживал в Петербурге и занимался торговлей музыкальными инструментами, в частности поставлял их в Москву. Сведения Финдейзена о работе Жоржа в Москве оказались неточны. Процитируем его «Очерки»:

Через год [имеется в виду 1777-й - П. С.] он снова возвращается в Москву, занимается композиторством, уроками, продажей музыкальных инструментов и устройством концертов*5.

Подтверждения этим сведениям нам обнаружить не удалось. Проверка «Московских ведомостей» за 1777 год не выявила ни

21 РГИА. Ф. 1088 (Шереметевы, графы). Оп. 3. Д. 448. Л. 8. Орфография первоисточника. Знаки препинания в письме расставлены нами

в соответствии с современными нормами. Материалы переписки публикуются впервые.

22 Там же. Л. 11.

23 Там же. Л. 25.

24 Там же. Л. 28.

25 Финдейзен Н. Ф. Очерки. Прим. 140.

одного рекламного объявления о деятельности Жоржа в Москве. 45

Зато в декабре 1777 года в Санкт-Петербургских ведомостях удалось найти объявление следующего содержания:

У живущего по Новой Исаакиевской*' в доме княгини Мещерской*7 в первом жилье компониста и клавирмейстера Жоржа продается весьма изрядной тоалет из розоваго дерева с органами, также и новыя Аглинския и Немецкия фортопияно, скрыпки, брачи, виолончелме [так! - П. С.], недавно из Парижа и Англии выписанные музыкальные пиесы для клавиров, флейты, виолончеля и для духовых инструментов, состоящие в концертах, симфониях, квинтетах, квартетах, сонатах*®.

Итак, весь 1777 год музыкант прожил в северной столице; 1777-м годом датированы шесть струнных квартетов*'.

В 1771 году в семье Жоржа родился сын Иван (Johann P[aul? Peter?]). Год его рождения стало возможно узнать благодаря объявлению в газете о концерте 12 апреля 1780 года, в котором выступил девятилетний сын композитора (о Жорже-сыне См. далее).

Около 1778 года в семье родилась дочь, имя ее осталось неизвестным (См. о ней далее). Имени жены композитора мы также не знаем, предполагаем, что их свадьба могла состояться около 1770 года.

В год рождения дочери, 1778-м, семья Жоржа находилась в Петербурге, о чем свидетельствует переписка между Шереметевыми и управляющим их домом на Фонтанке Петром Александровым. Дело в том, что в 1777-1779 годах Петр Борисович и Николай Петрович Шереметевы занимались поиском профессиональных музыкантов к себе в капеллу. Одним из исполнителей, которого они хотели пригласить, был виолончелист Лоренцо Беноцци (Lorenzzo Benozzi, Laurent Benocy),

26 Сейчас это улица Якубовича в Петербурге.

27 Предположительно речь идет о жене князя Сергея Васильевича Мещерского, Анне Ивановне Кушелевой (р. 1753).

28 Санкт-Петербургские ведомости. 1777. № 104. 29 декабря. Прибавление (Anhang). В немецком варианте это объявление выглядит следующим образом: «in Concerten, Symphonien, Quartetten, Trios, Duetten und Sonaten, Singmusik, Methoden für die Geige, Clarinets und Fagots; schoenes Notenpapier sind bey dem Claviermeister und Componisten H. Sebastian George, wohnhaft in des Fuersten Meschtscherskoy Hause in der Nova-Isakievska auf dem ersten Stok welchem Hände um billige Preise zu verkaufen» (в концертах, симфониях, квартетах, трио, дуэтах и сонатах, вокальной музыке, методах [обучения] на скрипке, кларнете и фаготе; красивая бумага для заметок находится у клавирмейстера и композитора Г-на Себастьяна Жоржа, проживающего в доме княгини Мещерской на Новой Исаакиевской, на первом этаже, с лучшими ценами для продажи).

29 По данным Р. Айтнера эти квартеты хранились в Королевской Библиотеке Берлина (ныне Staatsbibliothek zu Berlin, DB). Однако на сегодняшний день в каталоге библиотеки они не значатся; возможно, они были утрачены во время Второй мировой войны.

аккомпаниатор известного скрипача Федериго Фиорилло (1755-1823). В нескольких письмах управляющего Петра Александрова к Шереметевым мы видим, как сопротивлялся Беноцци графскому предложению: Государю сиятельнейшему графу Николаю Петровичу

.По оставленным же от Вашего сиятельства написанным кондициям в приеме музыканта Беноси во услужение к Вашему сиятельству: как оной також и Жорж ко мне нижайшему не приезжали, чего для к музыканту Жоржу я нижайше ездил. О котором по объяснению от Жоржа сказано: «помянутой Беноси мысли своя идти к Вашему сиятельству в услужение переменяет; которой Беноси бутто сказывает, что он отлучаться из Петербурга не может. А при том Беноси поговаривал, что и по контракту по написанным кондициям во услужение итти не может же». И [Беноси] просил Жоржа, чтоб достать с кондициев копию. Но Жорж мне нижайше говорил, чтоб копии никак не давать, для того, что помянутой Беноси будет здесь толковать много. О чём к Вашему сиятельству Жорж обещал сам писать, а при том проговаривал, что он будет музыканта Беноси уговаривать, что как оным дано Вашему сиятельству слово [! - П. С.] идти в услужение, чего ради чтоб он зделал о том справедливость. И что воспоследует впредь Вашему сиятельству доносить не оставлю. В Санкт Петербурге 26 февраля 1778 году".

30 РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 461: Указы гр. П. Б. Шереметева Петру

Александрову и отписки по ним. 1 февраля - 6 марта 1778 г. Л. 36-36 об.

Получается, что именно Себастьян Жорж оказывал помощь гра- 47

фам Шереметевым и уговаривал виолончелиста Беноцци сдержать слово и отправиться в Москву. Напомним, что год назад (1777) Жорж предлагал Шереметевым купить хорошее фортепиано в его магазине.

Разговор о Беноцци возникает также в переписке П. Александрова со своим братом, управляющим Московской конторой Шереметевых. В письме, полученном из Москвы от 26 февраля 1778 года «от слуги и братца Никиты Александровича», говорится:

4. О музыканте, которой играет на басу, спросить Жоржа: что он согласен ли идти к Его Сиятельству? И когда согласен, то сделать с ним контракт и прислать онаго музыканта незамешкав в Москву через почту3'.

Музыкантом, играющим «на басу», был, несомненно, Беноцци. Не лишним будет вспомнить, что молодой граф Шереметев сам недурно играл на этом инструменте, чем может объясняться интерес семьи к итальянцу. Отправление музыканта «через почту» означало оплату графом почтовых экипажей до Москвы - так было быстрее и комфортнее. Ответ от П. Александрова был получен графом 5 марта 1778 года: Музыкант Беноси, который здесь к Вашему С[иятельству] обещал итти во услужение, <...> итти не желает, о том Вашему С[иятельству] доносил прежде3*.

И последнюю точку в деле приглашения Беноцци к Шереметевым находим в отписке П. Александрова от 13 марта 1778 года Шереметевым в Москву:

Музыкант Беноси от службы совсем отзывается, о чем Жорж несколько раз мне нижайше сообщал. С написанного контракту копию списать я нижайше никак дать не могу33.

В 1778 году Шереметевы потерпели неудачу с приглашением Беноцци, но весной 1780 года в Москву им в услужение прибыл виолончелист Иоганн Генрих Фациус, за 25 лет ставший ключевой фигурой шереметевской капеллы.

Мы остановились на моменте приглашения Беноцци в капеллу к Шереметевым из-за той роли, которую играл в этом процессе Жорж, -уважаемый музыкант, к чьему мнению прислушивались, известный в исполнительских кругах Петербурга и Москвы. Из переписки также следует, что Жорж в феврале—марте 1778 года все еще находился в Петербурге, а в 1779-1780-м, напротив, мог вновь переехать в Москву.

31 Там же. Л. 43.

32 Там же. Л. 46.

33 РГИА. Ф. 1088. Оп. 3. Д. 462: Указы гр. П. Б. Шереметева Петру Александрову и отписки по ним. 1 марта - 5 апреля 1778 г. Л. 15 об.

48 Ещё одним доказательством тесного контакта Жоржа с Шере-

метевыми является наличие его оркестровых пьес в шереметевской библиотеке. Большая её часть считается сгоревшей в 1812 году, но сохранилась подробная опись. Папка № 556 когда-то содержала в себе 14 рукописных симфоний Жоржа («14 писано, переплёт бумажный, George»)34. Папка 611 содержала в себе как минимум одну рукописную концертную симфонию Жоржа для неизвестного состава с участием двух скрипок соло («pour 2 violons»). В папке 613 значились шесть печатных концертных симфоний, и здесь вновь фигурирует фамилия George. Данных об издании Себастьяном Жоржем оркестровой музыки мы не располагаем. Поэтому, раз эта папка содержала ноты изданных (sic!) шести пьес, то мы можем утверждать, что их автором был другой композитор со схожей фамилией - шевалье де Сен-Жорж35.

В коллекции Шереметевых имелись ещё четыре струнных квартета Себастьяна Жоржа (папка 668). Папка № 849 содержала в себе «Sonates avec 2 violon obligato e bas. 11 George». Мы считаем, что это был клавирный квартет B-dur, по счастью сохранившийся в одном из европейских частных архивов.

Факт появления рукописных произведений Жоржа в нотных собраниях Разумовских и Шереметевых выдвигает требующий дальнейшей проработки вопрос об истинной роли капельмейстера Жоржа в жизни двух капелл, чьи владельцы состояли в родственной связи.

В 1780 году в Москве в театре Медокса3' была поставлена опера Себастьяна Жоржа «Матросские шутки». Именно благодаря опере имя композитора не было забыто и упоминается в различных историях музыки XVIII века:

«Матросския шутки»: Опера комическая. Оперу сочинил Любитель литературы, Музыку делал Себастиян Жорж. Москва: В Университетской типографии, у Н. Новикова, 1780. - 45 с., 8о.

Перед премьерой по традиции того времени было издано либретто37. В 1788 году оно было перепечатано в 24-м томе «Российского

34 РГИА. Ф. 1088. Оп. 9. Д. 2731.

35 Жозеф Булонь, шевалье де Сен-Жорж (1739 или 1745-1799) - французский скрипач-виртуоз и композитор, уроженец Гваделупы.

36 В статье из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона постановка оперы неверно отнесена к Петербургу. См.: Жорж Себастьян // Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 2-е изд. Т. 12. СПб., 1907-1909. С. 36.

37 Сохранилось два рукописных экземпляра либретто: в фондах Санкт-Петербургской Театральной библиотеки и в собрании ИРЛИ. Экземпляр из ИРЛИ ранее принадлежал семье Фонвизиных.

феатра»33. Предполагаемый автор текста - Павел Иванович Фонвизин, 49

младший брат драматурга Дениса Фонвизина, автора «Недоросля»3'.

По данным А. М. Соколовой оперу представили 30 декабря 1780 года*"; по словам Н. Ф. Финдейзена — «с успехом». Однако объявлений о повторных исполнениях «Матросских шуток» в «Ведомостях» мы не обнаружили. Судя по либретто, опера была достаточно короткой; ее исполнили в один вечер с балетом-пантомимой Й. Штарцера «Школа колдовства». Истории либретто оперы посвящен очерк И. М. Бадалича и П. Н. Беркова*'.

Год 1780-й в жизни Жоржа был отмечен организацией в Москве публичного концерта с исполнением собственной оратории. В этом плане фигура музыканта для нас весьма примечательна, поскольку встраивается в ряд известных устроителей концертов в России: В. Манфредини, Л. А. Пезибля и др. Напомним, что в последней трети XVIII века в России начала активно развиваться публичная концертная деятельность, когда во время Великого поста на сценах звучала ораториальная музыка.

В Петербурге серия концертов с исполнением ораторий была организована в Великий пост 1779 года Л. А. Пезиблем**. Организатором большого великопостного концерта «с ораториумом» в Москве в 1780 году считают С. Жоржа. Текст объявления в «Московских ведомостях» был следующий:

Сего Апреля 12 числа, то есть в Вербное Воскресенье, будет большой концерт и ораториум в доме, где были прежде китайские тени [дом купца Афанасьева - П. С.] против дому графини Анны Сергеевны Салтыковой, сочинения капельмейстера Севастьяна Жоржа, и под его управлением Иван Жорж, 9-летний мальчик,

38 Матросския шутки // Российский феатр или Полное собрание всех российских феатральных сочинений. Т. XXIV. СПб.: Имп. Академия наук, 1788. С. 137-194.

39 Фонвизин Павел Иванович (фон-Визин, 1746-1803), литератор и переводчик, через четыре года после премьеры оперы стал директором Московского университета (1784-1796).

i0 Соколова А. М. Концертная жизнь // История русской музыки в 10 томах. Т. 3. М.: Музыка. 1985. С. 385.

41 Бадалич И. М., Берков П. Н. Комическая опера «Матросские шутки» и её автор // Электронная библиотека ИРЛИ РАН. XVIII век. Вып. 4. С. 422-425. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6305. Дата обращения 19.05.2020.

42 Санкт-Петербургские ведомости. 1779. 12 февраля. Прибавление: «Г. Виртуоз Пезибль будет во весь пост дважды в неделе, то есть по вторникам и пятницам, представлять оратории новейшего сочинения на французском языке с большою музыкою, и оные начнутся со вторника, то есть с 17 числа». Было дано восемь концертов, прозвучали Stabat Mater Перголези, Te Deum Грауна, Salve Regina Хассе и «Страсти» Йомелли. См.: Соколова А. М. Концертная жизнь. Цит. изд. С. 253.

50 будет играть большой и очень мудреной концерт на фортепиано с органами,

а потом будут играть г. Пезибль и прочие виртуозы. Начало в 6 часов по полудни, за вход каждая персона платит рубль*3.

В концерте приняли участие С. Жорж и Л. А. Пезибль в качестве первого скрипача. Считается, что была исполнена оратория («орато-риум») Жоржа44. По нашему предположению была все же исполнена оратория Пезибля, а не Жоржа: в конце декабря предыдущего года Пезибль показал в Петербурге свою новую ораторию «Израильтяне на горе Хорев» на текст Ш. А. Вуазенона (с участием прославленных певцов Х. Комаскино и Ф. Порри), которую мог повторить в Москве в апреле45. В этом случае авторство Жоржа в тексте объявления могло относиться только к клавирному концерту.

Найти музыку «большого и очень мудрёного концерта», сыгранного Иваном Жоржем, нам не удалось, но характерно уже само обращение Себастьяна Жоржа к этому жанру. Любопытно и использование им фортепиано с органными регистрами в 1780 году. Он, как торговавший фортепиано предприниматель, был в курсе всех новинок фортепианных конструкций, в том числе и входящих в моду fortepiano organisé. Организированный клавир (сочетание клавесина или фортепиано с небольшим органом, с двумя-тремя регистрами) было известно с XVI века, но именно в последней четверти XVIII столетия эти инструменты заполнили массовый рынок, особенно, судя по обилию газетных объявлений, в Москве и Санкт-Петербурге. Известно, что среди продаваемых Жоржем инструментов был «то-алет из розоваго дерева с органами» - скорее всего камерный орган с функциями мебели (или наоборот).

О роли Жоржа в устройстве концертов в Москве Финдейзен пишет:

Одним из первых устроителей таковых оказался московский капельмейстер Себастьян Жорж, давший в вербное воскресенье (12 апреля) 1780 г. «большой концерт и ораториум в доме <...>» между Тверской и Никитской, в доме купца Афанасьева'46.

43 Московские ведомости. 1780. № 29. Разные известия. В главе

А. М. Соколовой о концертной жизни в России неточно указывается, что концерт 12 апреля 1780 года прошел в Москве в доме графини А. С. Салтыковой. С. Жорж там назван капельмейстером театра Медокса. См.: Соколова А. М. Концертная жизнь. С. 265.

44 Лебедева-ЕмелинаА. В. Оратории, кантаты и другие хоры. Каталог // Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура России екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2009. С. 196.

45 Санкт-Петербургские ведомости. 1779. № 102. 20 декабря.

46 Финдейзен Н. Ф. Очерки. С. 168.

Следующий «Большой духовный вокальный и инструментальный 51

концерт» под управлением Жоржа, о котором нам известно, состоялся 18 марта 1783 года также в Москве в доме «против дома Салтыковой». Речь безусловно идёт о доме купца Афанасьева. Финдейзен указывает неправильную дату - 1782.

18 марта, против дома гр. Салтыковой будет большой духовный вокальный и инструментальный концерт под управлением капельмейстера Жоржа47.

В 1783 году Жорж отбыл из России. Скорее всего это произошло летом, так как в мае в «Московских ведомостях» появилось обязательное для отъезжающих иностранцев объявление:

Отъезжающие: Капельмейстер Севастиан Жорж, с фамилиею своею и с детьми, отъезжает в чужие краи; живет в 5 части 2 квартала в доме под № 1534®.

Пятой частью в Москве в начале 1780-х годов называлась восточная часть Белого города, между Петровкой и рекой Яузой. Второй квартал, вероятно, был ближе к стене Китай-города, недалеко от Воспитательного дома. Ранее, как мы помним, Жоржи жили у Покровских ворот на территории храма в Барашах (по административному делению Москвы 1782 года это относилось к 19-й части города— за Земляным городом, между Немецкой и Покровской улицами до реки Яузы).

Сведений о музыканте за период 1783-1792 нет. Возможно, именно в то время он находился в Готе и путешествовал по немецким землям. Отчасти это подтверждается информацией Э. Л. Гербера о концерте дочери Жоржа: в 1790 году она сыграла фортепианный концерт в Карлсруэ и осваивала стеклянную гармонику. Следовательно, в 1790 году вся семья находилась с какой-то неопределённой целью (концертный тур? показ вундеркинда?) в Карлсруэ.

Познакомим читателей с детьми музыканта. Каждый из них был музыкально одарен.

Сведений о Иване (Иоганне) Жорже сохранилось мало. Из газетного объявления следует, что в 9 лет он был известен публике как пианист. В 1796 году им были опубликованы клавирные сонаты. Умер, по сведениям В. Кошелева, после 1836 года4'. Вот что сообщает о нем Э. Л.Гербер:

47 Московские ведомости. 1783. № 20. Разные известия. C. 176.

48 Московские ведомости. 1783. № 39. 17 мая. С. 309. Повтор объявления: № 40. 20 мая. С. 317; № 41. 24 мая. С. 325.

49 Кошелев В. В. Жорж (George) Себастьян // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. Кн. 1. СПб.: Композитор, 2000. С. 345.

George, der Sohn (J. P.) wahrschientlich ebenfals Klavierist und Komponist zu Moskau, hat sich seit 1797bekannt gemacht durch 1) 2 sonat p. le Fp., op. 1, Gotha, b Gerstenberg, auch Offenbach, bey Andree, 2) VI Sonat. p. le Fp., avec V. Op. 2, ebend4.

Перевод:

Жорж, сын (И. П.), вероятно, также был пианистом и композитором в Москве, с 1797 года стал известен благодаря [изданиям] 1) Две сонаты для фп. соч. 1, Гота, у Герстенберга, а также в Оффенбахе у Андре. 2) Шесть сонат для фп. соч. 2, там же.

В Энциклопедическом словаре Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона добавлено, что И. П. Жорж занимался преподаванием музыки в Москве, написал не только две сонаты для фортепиано, шесть сонат для скрипки с фортепиано, но и фортепианные этюды «в 24-х примерах прогрессивной трудности» («Etudes pour le pianoforte en 24 exemples d'une difficulté progressive»), что, конечно, свидетельствует о его пианистическом мастерстве. Публикация первых двух сонат И. Жоржа была отражена в «Санкт-Петербургских ведомостях»5®. Айтнер считал, что Иван (Jean) Жорж был известен благодаря двум концертам для скрипки с оркестром (их рукописи хранятся в Баварской государственной библиотеке)5'. Проверка этих рукописей показала, что автором концертов является однофамилец Себастьяна - шевалье де Сен-Жорж.

О дочери Жоржа мы знаем лишь то, что в двенадцатилетнем возрасте она с успехом выступала в Карлсруэ, куда привез детей их отец.

Процитируем строки Лексикона Э. Л. Гербера, относящиеся к мадемуазель Жорж:

George (Dem) die Schwester des Vorhergehen den [J. P. George], besandsichim J. 1790 als eine Junge Virtuosin von 12 Jahren zu Karlsruhe deym Kapellmeister Schmittbauer, wohin sieder vater bey seinem Aufenthalteis seinem Vater lande gebracht hatte, um sie die Harmonika spielen lernen zu lassen. Auf dem Fortepiano spielte sie schon damal seine sehr schwere Sonate von Goldberg mit der moeglichsten Fertigkeit und Akkuratesse5.

Перевод:

Жорж, сестра предыдущего [И. П. Жоржа], в 1790 году была юной виртуозкой в 12 лет, в Карлсруэ у капельмейстера Шмиттбауэра, куда отец привез [детей], чтобы дать ей возможность научиться играть на стеклянной гармонике. На фортепиано она исполнила очень трудную сонату Гольдберга с всем возможным мастерством и точностью.

50 Санкт-Петербургские ведомости. 1796. № 101.

51 EitnerR. George, Jean (J. P.) // Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon. S. 201

Факт, что дочь Жоржа исполняла сонату И. Г. Гольдберга, очень 53

интересен. Имеется в виду тот самый Гольдберг, для которого И. С. Бах сочинил известные «Гольдберг-вариации». Из клавирных сочинений Гольдберга сохранилась только одна соната, и то в рукописном виде5*, поэтому сейчас сложно установить, какую именно сонату играла в Карлсруэ в 1790 году дочь Жоржа. Однако можно утверждать, что отец прививал дочери хороший «немецкий» вкус в музыке и использовал в преподавании редкие и сложные произведения. Появление фамилии Йозефа Алоиза Шмиттбауэра (1718-1806) также неслучайно - это был известный виртуоз на стеклянной гармонике и изготовитель этих инструментов. Его слепая ученица Марианна Киршгесснер в 1798 году приехала в Санкт-Петербург, возможно не без участия семьи Жоржа, и играла концерты, в том числе в доме Н. П. Шереметева. Не секрет, что она играла на инструментах, сделанных Шмиттбауэром.

В 1792 году семья Жоржа вернулась в Москву, о чем сообщили «Московские ведомости»53. Тогда же появилось сообщение о сочиненной Жоржем-старшим «Сонате, смешанной с романсами, арией и рондо» (возможно она продавалась в магазине через объявление в «Ведомостях»)54.

В 1796 годах Жорж принял участие в издательском проекте И. Д. Герстенберга - собрании русских песен с вариациями. Считается, что сам Герстенберг подсказал идею написать и опубликовать вариации на темы русских песен разным композиторам, жившим в России и вне ее, в том числе И. В. Гесслеру (№ 1)55, И. Т. Нерлиху (№ 2, 5)56, Бёму (№ 3), Г. Пальшау (№ 9)57, Баумбаху (№ 11), Меккеру (№ 14) , Бродскому (№ 15), Тепперу де Фергюзону (№ 17), Ринку (№ 21) и др., а также Жоржу (№ 4, 6, 7). Мы предполагаем, что Жорж умер в 1796 году, и публикация вариаций, равно как и двух книг «доступных» сонат, была осуществлена его родственниками - женой и детьми, имевшими в своем распоряжении манускрипты отца. Это подтверждает следующий факт: именно на этих изданиях Жорж обозначен как Le Père. Вторым доказательством является то, что номера герстенберговских печатных досок в пяти публикациях (три цикла

52 Хранится в РБ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

53 Московские ведомости. 1792. № 85.

54 Финдейзен Н. Ф. Очерки. Прим. 140.

55 Гесслер, Иоганн Вильгельм (1747-1822) - немецкий композитор, пианист, с 1792 года работал в Санкт-Петербурге при дворе великого князя Александра Павловича, с 1795 года в Москве.

56 Нерлих, Иоганн Теодор (1770-1817) - органист в московской лютеранской церкви св. Петра и Павла. Погиб во время пожара.

57 Пальшау, Иоганн Готфрид Вильгельм (1741-1815) - композитор, пианист, жил в Петербурге.

54 вариаций и два опуса сольных сонат и сонат с облигатной скрип-

кой) — соседние: 57, 63, 65. Третьим аргументом служит параллельная публикация двух сонат Жоржа-сына в том же году. Итак, три цикла вариаций на темы русских песен, по нашему мнению, принадлежат перу Жоржа-старшего:

«Как быстрый вихрь», соч. 1 (1796), 4-я книга в собрании И. Д. Гер-стенберга, объявлена к продаже в 1796 году. Издание не обнаружено, номер доски предположительно 50, то есть гравировка 1795 года.

«По горам», соч. 2 (1796), 6-я книга в собрании И. Д. Герстенберга, номер доски 57. Была переиздана Ф. А. Дитмаром в 1810 году.

«Выйду ль я на речиньку», соч. 3 (1796?), 7-я книга в собрании И. Д. Герстенберга, номер доски предположительно 62 или 64; 1-е издание не сохранилось, известно по перепечатке Ф. А. Дитмара 1802 года5'.

Мы склонны считать, что обилие вариаций, предложенных Жоржем Герстенбергу, говорит о том, что у самого композитора таких пьес на 1796 год было сочинено много, и лишь выбор семьи предопределил, какие именно вариации будут опубликованы.

Утерянные вариации на песню «Как быстрый вихрь» заслуживают отдельного внимания. Б. Л. Вольман придерживался мнения, что вариант этой песни, опубликованный примерно в те же годы в песенном сборнике Герстенберга, был взят из вариаций Жоржа5'. При научном переиздании сборника в 1958 году песня «Как быстрый вихрь» была прокомментирована Вольманом:

По своим музыкально-стилистическим особенностям [она] может быть отнесена к песням композиторов конца XVIII века. Автор музыки с достоверностью не установлен, однако публикуемая фортепианная обработка принадлежит Себастьяну Жоржу (тема одноимённых вариаций - Suite des airs russes, variés pour le clavecin ou piano-forte par divers auteurs. Liv. 4). Музыка впервые была опубликована в нотном приложении к журн. «Чтение для вкуса» (ч. 5-я. М., 1792). Использовалась в композиторской практике конца XVIII века; [существовали] одноимённые фортепианные вариации композитора Гана (См. «Московские ведомости», 1799, № 24)*".

Сама песня впервые была опубликована в 1792 году в знаменитом альманахе «Чтение для вкуса, разума и чувствования» (ч. 5),

58 Экземпляр фонограммархива ИРЛИ, без шифра. При посещении мною фонограммархива в феврале 2020 года экземпляр обнаружен не был.

59 Вольман Б. Л. Вступительная статья // Герстенберг И. Д. Русские песни XVIII века: для фортепиано с надписанным текстом (Песенник

И. Д. Герстенберга и Ф. А. Дитмара). М.: Музгиз, 1958.

60 Вольман Б. Л. Комментарии // Там же. С. 311.

но с ошибками в нотном тексте: бас кое-где не совпадает с голо- 55

сом61. Хронологически второй публикацией «Как быстрый вихрь», действительно, стали именно фортепианные вариации Себастьяна Жоржа6*. Третья публикация относится к 1797-1798 годам и содержится в «Песеннике» Герстенберга под номером 1563.

К этой информации добавим, что тема данной песни была довольно популярна в конце XVIII - начале XIX века. Кроме указанных Вольманом вариаций Гана, в 1816 году эта тема появляется в виде вариаций в гитарном сборнике Игнаца Гельда (1766-1816)64; стихотворный текст публикуется в сборниках русских песен — например, в «Новом полном всеобщем песеннике» 1820 года под номером 123, где песня отнесена к разделу любовных65.

Относящиеся к 1830-м годам Вариации О. Франкомма для виолончели и квартета на русскую и швейцарскую темы (соч. 6) и «Фантазии для виолончели на русские темы» (соч. 26) К. Шуберта66 замыкают интерес к данной песне в XIX веке. Если говорить о круге музыкантов, лично известных Жоржу по работе в Москве, то любопытно использование темы песни в вариациях Виолончельной сонаты № 5 соч. 2 с-то11 Иоганна Генриха Фациуса (1802).

61 Чтение для вкуса, разума и чувствований. Часть Пятая. Москва:

в Университетской тип. у В. Окорокова, 1792. По сведениям «Сводного каталога российских нотных изданий. Том 1. XVIII век» печатный нотный текст песни был вклеен в экземпляры РНБ (7/58), РГБ МК, БАН (11800 д; 1706 п.) между страницами 262 и 263. В экземпляре РГБ МК нотный текст приклеен к последней странице обложки переплета альманаха и представляет собой вкладку с разворотом, содержащую нотный текст с первым куплетом, а затем полный стихотворный текст песни.

62 «Как быстрый вихрь» / соч. Себастиана Жоржа. Chansons russes, variées par divers auteurs. Liv. 4.) // Карманная книжка для любителей музыки на 1796 год: СПб.: у И. Д. Герстенберга и Ко. 1796.

63 Песенник, или Полное собрание старых и новых российских народных и протчих песен для форто-пиано, собранные издателями. Ч. 1. СПб.:

у Герстенберга и Дитмара, [около 1797]. № 15. В каталоге РГБ год указан ошибочно - 1792.

64 Гельд Игнац. Новейшия русския песни: Для семиструнной гитары / arrangées et dediées à S. E. Madame de Priklonsky, nee d'Ismailoff... St. Pétersbourg: chez l'auteur [И. Гельд], 1816.

65 Новый полный всеобщий песенник, содержащий в себе собрание всех лучших и доселе известных, употребительных и новейших всякого рода песен, в 6-ти частях с дополнением вышедших в 1816, 1817, 1818

и 1819 годах; также песен из новейших опер <...> Продаётся у И. Заикина <...>. В Санкт Петербурге в типографии внешней торговли, 1820 года.

66 По мнению Л. С. Гинзбурга, эта песня у Карла Шуберта «<...> близка по интонациям к песне "Как у нашего широкого двора"». См.: Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. Кн. 2. М.; Л.: Музгиз, 1957 С. 460.

56 Заметим попутно, что год публикации, сообщаемый Финдейзе-

ном о русских песнях С. Жоржа, ошибочен: он пишет об издании трех песен («Как быстрой вихрь», «По горам», «Выду-ль я на реченьку») у Герстенберга около 1794 года*7.

В 1796 году Жорж (или его семья) опубликовал две книги кла-вирных сонат под опусами 1 и 2; первая книга включала в себя шесть сонатин для клавира соло, вторая - для клавира с аккомпанементом скрипки ad libitum. Удивительно, но эти сонаты Гербер приписывает одновременно отцу и сыну Жоржам. Мы склонны доверять указанию на герстенберговском издании уточняющем, что сонаты сочинил именно отец. Эти двенадцать произведений дидактического назначения, сохранили, тем не менее, некоторую художественную ценность. К сожалению, единственный выявленный экземпляр соч. 2 некомплектен - отсутствует партия скрипки, — что пока затрудняет изучение и исполнение сонат.

Как уже говорилось, множество оркестровых (симфонии, концертная симфония) и камерных (трио, квартеты и квинтеты) сочинений Жоржа, относящихся к началу 1770-х годов, хранилось в нотной коллекции Алексея Кирилловича Разумовского, многие из них дошли до наших дней. Каталог сочинений С. Жоржа планируется к публикации в одном из следующих номеров журнала. Четырнадцать симфоний и одна концертанта Жоржа находились также в библиотеке Шереметева. Так как обе библиотеки формировались в своей основе в 1770-1780-х годах, то и симфонии эти правильно было бы отнести к данному периоду. Стилистически сохранившиеся произведения не противоречат такой датировке.

В 1796 году в «Московских ведомостях» появилось объявление о продаже музыкальных инструментов от лица жены Жоржа, на основании чего Финдейзен сделал вывод, что композитор умер". Другие авторы статей в словарях о музыканте считают, что Жорж-отец умер в Москве в начале XIX века. Точная дата кончины музыканта неизвестна.

Описывая фортепианную музыку, звучавшую в России в конце XVIII столетия, многие исследователи уничижительно писали о сочинениях Жоржа. У Т. Н. Ливановой читаем:

Среди этих обработок [фортепианных вариаций на темы народных песен - П. С.] известная часть должна быть отнесена на долю ремесленного приспособления к новым вкусам: с обработками русских песен у нас охотно выступают третьестепенные композиторы из обруселых иностранцев вроде Себастьяна

67 Финдейзен Н. Ф. Очерки... С. 299.

68 Московские ведомости. 1796. № 9.

Жоржа, Баумбаха и других. Обработки эти рекламируются и рассчитаны на 57

лёгкий сбыт6'.

Схожую оценку встречаем в труде О. Е. Левашевой: Не только сочинения Гайдна, Моцарта, Ф. Э. Баха. но и ремесленные поделки таких второстепенных музыкантов как Нерлих, Куччи, Каннобио, Жорж, и многих других постоянно фигурируют в нотных изданиях7®.

Увы, обе исследовательницы не слышали вживую музыки Жоржа, поэтому отнесли его опусы в непривлекательную группу третьесортных сочинений второстепенных композиторов. Эта оценка не может быть справедливой.

Сегодня идет пересмотр оценок наследия русской музыкальной культуры XVIII века.

4 ноября 2019 года в Соборной палате Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета в Москве оркестром «Pratum integrum» была исполнена концертная симфония С. Жоржа. Живое звучание этой музыки показало, что она не является «ремесленной поделкой», а по силе воздействия обладает огромным художественным потенциалом. Видеозапись этого сочинения вошла в подготавливаемый нами общедоступный «Архив русской музыки XVIII века»: https://www.youtube.com/watch?v=oqe5m09FaNU7'.

Итак, хотя биографические сведения о музыкантах семьи Жоржа скудны, они свидетельствуют о том, что Жорж-старший и его дети много сделали для русской музыкальной культуры: преподавали (в том числе русским ученикам), сочиняли и издавали свою музыку, устраивали концерты. На примере биографии одной семьи (а подобных семей в ту пору было множество) можно проследить, как русская музыкальная культура знакомилась с инструментальными и театральными традициями Германии и других стран и постепенно встраивалась в общеевропейский музыкальный процесс последней трети XVIII столетия.

69 Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Т. II. М.: Музгиз, 1953. С. 91.

70 Левашева О. Е. Камерная инструментальная музыка // История русской музыки в 10 томах. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 225.

71 Проект осуществляется на средства гранта Министерства Культуры Российской Федерации и фонда «Пётр Великий».

58 СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ

БАН — Библиотека Академии наук, Петербург.

ИРЛИ — Институт русского языка и литературы (Пушкинский дом), Петербург. НБУВ — Национальная библиотека Украины имени В. И. Вернадского, Киев. РГБ МК — Российская государственная библиотека, Музей книги, Москва. РГИА — Российский государственный исторический архив, Петербург. РНБ — Российская национальная библиотека, Петербург. DB — Deutsche Staats Bibliothek (Государственная Библиотека, Берлин).

ЛИТЕРАТУРА

1 Бадалич И. М., Берков П. Н. Комическая опера «Матросские шутки» и её автор // Электронная библиотека ИРЛИ РАН. XVIII век. Вып. 4. С. 422-425. URL: http://lib. pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=6305. Дата обращения 19.05.2020.

2 Герстенберг И. Д. Русские песни XVIII века: для фортепиано с надписанным текстом (Песенник Д. Герстенберга и Ф. А. Дитмара) / Общ. ред. и вступит. статья Б. Вольмана. М.: Музгиз, 1958.

3 Гинзбург Л. С. История виолончельного искусства. Кн. 2. М.; Л.: Музгиз, 1957.

4 1вченко Л. В. Реконструкщя нотно! колекци графа О. Розумовського за каталогами XVIII сторiччя. Ки!в: НБУВ, 2004. 644 с.

5 Кошелев В. В. Жорж (George) Себастьян // Музыкальный Петербург. XVIII век. Энциклопедический словарь. Кн. 1. СПб.: Композитор, 2000. С. 345.

6 Лебедева-Емелина А. В. Оратории, кантаты и другие хоры... Каталог // Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура России екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2009.

7 Левашева О. Е. Камерная инструментальная музыка // История русской музыки в 10 томах. Т. 3. М.: Музыка, 1985. С. 194-225.

8 Ливанова Т. Н. Русская музыкальная культура XVIII века в ее связях с литературой, театром и бытом. Т. II. М.: Музгиз, 1953.

9 «Матросския шутки» // Российский феатр или Полное собрание всех российских феатральных сочинений. Т. XXIV. СПб.: Императорская Академия наук, 1788.

С. 137-194.

10 Соколова А. М. Концертная жизнь // История русской музыки в 10 томах. Т. 3. М.: Музыка. 1985.

11 Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. 2. М.; Л.: Гос. изд-во, Музсектор, 1929.

12 EitnerR. George, Sebastian // Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten. Leipzig, 1900-1904. Bd. 4. S. 201.

13 Gerber E. L. George der Vater (Sebastian) // Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler. Leipzig: A. Kühnel, 1812. Bd. 2. S. 289-290.

REFERENCES

59

1 Badalich I. M., Berkov P. N. Komicheskaya opera «Matrosskie shutki» i ee avtor [Comic opera The Sailors' Jokes and its author] // Elektronnaya biblioteka IRLI RAN. XVIII vek. [Electronic Library of the Institute of Russian Literature of the Russian Academy of Sciences. 18th Century]. Issue 4. P. 422-425. URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/ Default.aspx?tabid=6305. Accessed 19.05.2020.

2 Gerstenberg I. D. Russkie pesni XVIII veka: dlya fortepiano s nadpisannim tekstom (Pesennik D. Gerstenberga i F. A. Ditmara) [The 18 th Century Russian Songs: for piano with inscribed lyrics (D. Gerstenberg's and F. A. Ditmar's Songbook)] / Ed. and prefaced by B. Vol'man. Moscow: Muzgiz, 1958.

3 GinzburgL. S. Istoriya violonchel'nogo iskusstva [A History of Cello]. Vol. 2. Moscow and Leningrad: Muzgiz, 1957.

4 Ivchenko L. V. Rekonstruktsiya notnoi kolektsii grafa O. Rozumovs'kogo za katalogami XVIII storichchya [Reconstruction of Count A. Razumovsky's Music Collection on the Basis of the 18 th Century Catalogues]. Kiev: V. Vernadsky National Library of Ukraine, 2004. 644 p.

5 Koshelev V. V. Zhorzh (George) Sebast'yan // Muzikal'ni'y Peterburg. XVIII vek. Entsiklopedicheskiy slovar' [Musical Saint Petersburg. 18th Century. A Concise Encyclopaedia]. Vol. 1. Saint Petersburg: Kompozitor, 2000. P. 345.

6 Lebedeva-Emelina A. V. Oratorii, kantati i drugie khori'... Katalog [Oratorios, cantatas and other choral works] // Lebedeva-Emelina A. V. Khorovaya kul'tura Rossii ekaterininskoy epokhi [The Choral Culture of Russia in the Era of Catherine the Great]. Moscow: Kompozitor, 2009.

7 Levasheva O. E. Kamernaya instrumental'naya muzika [Chamber instrumental music] // Istoriya russkoy muziki v 10 tomakh [History of Russian Music in 10 volumes]. Vol. 3. Moscow: Muzika, 1985. P. 194-225.

8 Livanova T. N. Russkaya muzikal'naya kul'tura XVIII veka v ee svyazyakh s literaturoy, teatrom i bitom [Russian Music Culture of the 18th Century in Its Relations to Literature, Theatre and Everyday Life]. Vol. II. M.: Muzgiz, 1953.

9 «Matrosskiya shutki» [The Sailors' Jokes] // Rossiyskiy featr ili Polnoe sobranie vsekh rossiyskikh featral'nikh sochineniy [Russian Theatre, or The Full Collection of All Russian Theatre Works]. Vol. XXIV. Saint Petersburg: Imperatorskaya Akademiya nauk [Imperial Academy of Sciences], 1788. P. 137-194.

10 Sokolova A. M. Kontsertnaya zhizn' [Concert life] // Istoriya russkoy muziki v 10 tomakh [History of Russian Music in 10 volumes]. Vol. 3. Moscow: Muzika. 1985.

11 Findeyzen N. F. Ocherki po istorii muziki v Rossii s drevneyshikh vremen do kontsa XVIII veka [Essays on the History of Music in Russia from Ancient Times to the End of the 18th Century]. Vol. 2. Moscow and Leningrad: Gos. izd-vo, Muzsektor [State Publishing House, Music Section], 1929.

12 Eitner R. George, Sebastian // Biographisch-Bibliographisches Quellen-Lexikon der Musiker und Musikgelehrten. Leipzig, 1900-1904. Bd. 4. S. 201.

13 Gerber E. L. George der Vater (Sebastian) // Neues historisch-biographisches Lexikon der Tonkünstler. Leipzig: A. Kühnel, 1812. Bd. 2. S. 289-290.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.