Вестник ПСТГУ
Серия V. Вопросы истории
и теории христианского искусства
Лебедева-Емелина Антонина Викторовна, канд. искусств., старший науч. сотр.
Сектора истории музыки Государственного института искусствознания lebedeva-emelina@list.ru
2014. Вып. 4 (16). С. 85-112
Крепостной композитор Лев Гурилев
И ЕГО ДУХОВНАЯ МУЗЫКА
А. В. Лебедева-Емелина
Крепостной музыкант Лев Степанович Гурилев (отец композитора Александра Львовича Гурилева, известного более всего как автора романсов) был одним из значительных композиторов — современников Бортнянского. Был домашним капельмейстером графа Владимира Григорьевича Орлова, младшего брата фаворита императрицы Екатерины II. Орлов имел крепостной театр, оркестр, хоровую капеллу в усадьбе Семеновское-Отрада. Духовно-музыкальное творчество Льва Гурилева сохранилось в единичных произведениях. Хоровой концерт «На божественней стражи» представляет собой один из ярких примеров концертного жанра эпохи Екатерины II. Произведение написано для двух хоров, состоит из трех частей. Публикуется полностью.
Одним из интересных и ярких композиторов екатерининской эпохи был Лев Степанович Гурилев (1770—1844). Как и его знаменитые современники — Степан Дегтярев, Даниил Кашин, он вышел из крепостной среды. Его владельцем был граф Владимир Григорьевич Орлов, младший брат знаменитых екатерининских Орловых, возводивших императрицу на престол в 1762 году. В крепостной зависимости Гурилев прожил большую часть своей жизни — до 61 года. В 1831 г. граф Орлов скончался, и многие его музыканты и актеры, в том числе и Гурилевы, получив вольную, были приписаны к мещанскому сословию.
Почти всю жизнь Лев Гурилев провел в имении Орлова Семеновское-Отрада, расположенном на реке Лопасня в 80 верстах от Москвы, но не исключено, что определенные периоды жил также в Москве в графском доме и бывал в других его усадебных домах. Во время нашествия французов на Москву в 1812 г. граф Владимир Григорьевич Орлов с родными и челядью (почти наверняка с Гурилевыми) покинул столицу и уехал в отдаленные семейные имения. Некоторое время они жили в Поречье Ярославской губернии (в имении зятя Н. П. Панина), потом в Ландех Владимирской губернии, в Сидоровском Костромской губернии и Городце Нижегородской губернии (в имениях В. Г. Орлова)1.
1 Библиографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. Составлен внуком его, графом Владимиром Орловым-Давыдовым. Том II. СПб., 1878. С. 198.
Усадьба Семеновское-Отрада была куплена Владимиром Орловым у его брата Алексея Григорьевича Орлова-Чесменского. Новый хозяин придумал для усадьбы название «Отрада», что свидетельствует о его отношении к ней2. В сер. 1770-х гг. в усадьбе шло строительство грандиозного дворца, среди его возможных архитекторов называют имена и В. И. Баженова и К. И. Бланка, хотя исполнителем воли признанных зодчих являлся крепостной Бабакин3. Плафоны дворца расписывал друг хозяина В. Г. Брюллов.
Современное состояние усадьбы Семеновское-Отрада
Одновременно со строительством дворца на берегах реки Лопасни был разбит великолепный парк, для которого специально были выписаны олени, чтобы создать для посетителей ощущение естественного леса. Для оживления садов были завезены соловьи, в прудах плавали судаки, стерляди и лини. Сам В. Г. Орлов, проучившись несколько лет в Европе, после путешествия в 1771 г. по Франции, Германии и Англии стал приверженцем английских пейзажных парков. Сохранились его дневниковые записи: «В расположении садов англичане стараются подражать природе и скрыть работу, которая необходима и часто много труднее бывает, чем в регулярных. В сих садах все разбросано — инде лесок, инде кустарник, инде лужок»4.
2 РГАДА. Ф. 1273. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 415. Купчая на село Семеновское с деревнями, проданное графом А. Г. Орловым — брату В. Г. Орлову.
3 Ныне в усадьбе размещается санаторий «Семеновское» военно-медицинского управления Федеральной Службы контрразведки Российской Федерации, усадьба находится в плачевном состоянии и почти не доступна для посещения.
После революции часть усадебных ценностей из Отрады попала в музеи Москвы и Серпухова, часть была расхищена. Варварски уничтожены мозаичные иконы в усыпальнице-мавзолее, останки братьев Орловых сожжены.
4 Библиографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. С. 2-3.
Сам хозяин выезжал из усадьбы редко, но гостей принимал охотно. Все свободное время он посвящал науке, к которой пристрастился в Лейпцигском университете. В усадьбе хранились библиотека и телескоп М. В. Ломоносова.
По обычаям того времени в усадьбе был заведен крепостной театр, из домашних музыкантов организован оркестр, который был настолько хорош, что некоторые из солистов по смерти графа устроились в оркестрах московских театров. Не исключено, что отдельные партии в оркестре исполняли и вольнонаемные музыканты5. Руководил крепостной капеллой Лев Гурилев. В его обязанности по обычаям того времени входило: сочинение духовной и светской музыки, разучивание произведений с хористами и оркестрантами, обучение музыкантов игре на инструментах, разучивание с солистами оперных арий, спевки хора и репетиции спектаклей. Естественно, одной из обязанностей домашнего капельмейстера была регентская служба — руководство хором за богослужением. Кстати, приблизительно такие же обязанности имел в свое время и знаменитый венский классик Йозеф Гайдн, управляя в Вене капеллой и театром князя Николая Эстергази.
Усадьба Семеновское-Отрада включала в себя несколько сел и деревень, имелось несколько церквей (храм Иоанна Предтечи в селе Ивановском, церковь св. Николая Чудотворца с приделом во имя св. кн. Владимира в усадьбе Отрада, Талежская церковь, церковь в селе Щеглятьево). Вероятнее всего, Гурилев регентовал в основном усадебном храме (церковь св. Николая Чудотворца), но нельзя исключать участие его в богослужениях других церквей.
Никольская церковь в Семеновском-Отраде
5 РГАДА. Ф. 1273. Оп. 1. Ч. 1. Ед. хр. 997. Дело Московской домовой конторы В. Г. Орлова о найме музыканта и капельмейстера для Отрадинского имения. 1827—1830 гг.
Именно благодаря Льву Гурилеву крепостная капелла графа В. Г. Орлова считалась одной из лучших, ее сравнивали с капеллой Н. П. Шереметева. Представление об этом дает материал «Московских ведомостей» тех лет. Так, например, для исполнения одной из ораторий Сарти (возможно, «Тебе Бога хвалим») на сцене московского Петровского театра 1 февраля 1791 г. во время Великого поста устроители объединили несколько хоровых капелл, чтобы достичь искомого количества хористов. В концерте участвовали: «певцы, певицы и музыканты их сиятельств графа Владимира Григорьевича Орлова, графа Николая Петровича Шереметева, князя Петра Михайловича Волконского, его превосходительства Гаврилы Ильича Бибикова <...> число музыкантов [было] более двухсот»6. Имена крепостных регентов в газетном объявлении не были упомянуты, но мы без труда их восстановим: концерт был знаменателен творческим содружеством трех выдающихся крепостных музыкантов — Льва Гурилева, Степана Дегтярева и Даниила Кашина. Спустя несколько лет каждый из них получил широкое общественное признание как капельмейстер, автор музыки в хоровых жанрах, организатор хоровых концертов.
Происходил ли московский концерт в присутствии владельцев капелл, или они отпустили на заработки своих музыкантов по просьбе устроителей концерта — предполагать можно по-разному. Несомненно одно: крепостные музыканты должны были не только хорошо знать друг друга, но и быть знакомыми с творчеством каждого.
Несмотря на крепостное состояние, у просвещенного графа В. Г. Орлова музыкантам жилось гораздо лучше, чем многим на воле, — они были обеспечены крышей над головой, их кормили и содержали. Судя по косвенным данным, обучали на хозяйские средства у замечательных педагогов (здесь опять-таки можно вспомнить, что шереметевский Степан Дегтярев посещал в Московском университете лекции по словесности).
Считается, что Гурилев учился композиции у итальянского композитора Джузеппе Сарти, хотя документально это не подтверждено. Таким образом, имя его вписывается в плеяду учеников Сарти, из которых многие были крепостными: Степан Дегтярев (крепостной Н. П. Шереметева), Даниил Кашин (крепостной Г. И. Бибикова), Александр Шапошников (крепостной Н. А. Львова), среди вольных музыкантов назовем Степана Давыдова, Артемия Веделя, Петра Турчанинова, до приезда в Россию Сарти учил в Болонье Луиджи Керубини, реформатора французской оперы.
Естественно, советы знаменитого итальянского маэстро Гурилев-старший должен был передать и своему сыну — Александру Гурилеву, будущему автору популярных романсов («Однозвучно гремит колокольчик», «Один стоит домик-крошечка», «Разлука» и др.). Вместе с тем, обнаружив у младшего Гурилева композиторский дар, граф Орлов устроил его обучаться у известных музыкантов — Джона Филда по фортепиано и Иосифа Геништы по теории музыки.
Со временем популярность Александра Гурилева вытеснила у современников имя его отца, Гурилева-старшего, чья музыка стала забываться, а многие сочинения, существовавшие лишь в рукописях, были утрачены.
6 Московские ведомости. 1791. № 10 (1 февраля). Л. 8 об.
Музыкальное наследие Гурилева изучено довольно основательно, но только в одной сфере — фортепианной музыке7. Им написаны свыше 20 вариаций на темы народных песен, 24 прелюдии и одна фуга, соната, полонезы (например, Польский с хором в честь императора Александра I по случаю покорения всей Финляндии «Вся Европа трепетала, ужас царства все разил» на сл. В. Колосова). Нисколько не меньшее место в его творчестве занимали хоровые жанры. Кроме двух приветственных кантат — «Песнь любезному отцу любезными детьми петая в Отраде» (1785) и «Прославим день сей вожделенный» (1794), Гурилеву принадлежали также «Обедня на 4 голоса», духовные концерты («Господи, кто обитает», «Доколе, Господи, забудеши мя», «Им же образом желает», «Радуйте-ся, праведнии, о Господе», «Услыши, Боже, глас мой, вонми», «Гласом моим ко Господу воззвах», «На божественней стражи») и несколько отдельных песнопений («Ангел вопияше», «Да исправится молитва моя», «Достойно есть», «Отче наш»). Из этого списка сохранились лишь два последних концерта, две Херувимские песни и «Милость мира»8.
Лучшее представление о таланте композитора и о его хоровом стиле дает двухорный концерт «На божественней стражи», относящийся к сер. 1790-х гг. (ВМОМК им. М. И. Глинки. Ф. 283. Оп. 1. Ед. хр. 14). Это сочинение привлекает искренностью, даже задушевностью тона, соединенного с масштабностью эпического повествования. Первая часть построена на неспешном диалоге двух антифонных хоров, как будто два рассказчика подхватывают друг за другом и развивают в былинном духе сдержанный и несколько архаичный напев. После интермедийной средней части звучание того же самого напева возобновляется в финале и плавно приводит к главной кульминации произведения — семиголос-ному канону на словах «Яко всесилен».
Произведение, хранящееся в коллекции нот Музея им. М. И. Глинки, представляет собой беловую рукопись, то есть ноты, аккуратно переписанные переписчиком. В нижнем правом углу на титуле имеется штамп магазина С. /бсИосИ», означающий, что рукопись в музейный архив поступила из собрания нот музыкального магазина И. Щоха9. Это очень важное обстоятельство, свидетельствующее о том, что на рубеже ХУШ—Х1Х вв. в музыкальных магазинах ноты часто продавались в виде рукописных копий — нотопечатание было очень дорогим и долговременным процессом, а труд переписчика — дешевым и быстрым.
Голландский купец Иван Щох (по-русски его писали Шох) надеялся на продаже нот в Москве сделать себе неплохое состояние. Его магазин назывался
7 О фортепианном творчестве Л. С. Гурилева см.: Дроздов А., Трофимова Т. Русская старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946; Натансон В. И. Прошлое русского пианизма. М., 1960. С. 178—195; Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. М., 1963; Музалевский В. И. Русское фортепианное искусство. Л., 1961. С. 151—156.
8 Список духовно-музыкальных сочинений Льва Гурилева см.: Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765—1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 328-334.
9 Музыкальный магазин И. Щоха находился на Ильинке в Москве, на той же улице свой музыкальный магазин имели издатели Рейнсдорп и Ленгольд. См.: ФиндейзенН. Ф. Очерки по истории музыки в России. Т. II. М.; Л., 1929. С. 88, 367.
«Главная музыкальная лавка», располагался на Ильинке, кроме нот в нем продавались музыкальные инструменты и билеты на концерт. Действительно, на рубеже ХУ111-Х1Х вв. в России начинается массовая продажа нот, правда в основном для клавира, гитары, скрипки, иногда продавали партии и для рогового оркестра (скорее всего, тоже в виде рукописей). Объявления о продаже нот в его магазине публиковались в «Московских ведомостях» начиная с 1786 г.
Никаких дат или росчерка пера композитора на рукописи нет. Что дает нам основание считать, что это произведение было написано Л. Гурилевым в сер. 1790-х гг.? Если обратиться к русской истории, то в 1797 г. император Павел I опубликовал указ, запрещавший хоровые концерты к официальному исполнению во время богослужений. Произошло это событие в мае месяце, т. е. через полгода после восшествия императора на престол10. Оказавшись под запретом, концерты перестали звучать в храмах, и их сочинительство пошло на убыль, указ Павла I практически уничтожил развитие жанра духовного концерта в России. Глава композиторской школы того времени Д. С. Бортнянский, как директор Придворной певческой капеллы, безусловно, следовал императорскому повелению, все его духовные концерты были созданы до 1797 г., а в последующие годы он их только редактировал и издавал. Следовали ли крепостные композиторы высочайшему указу или подчинялись воле своих владельцев, которые могли потребовать у них новый концерт для домовой службы, — нам уже не суждено узнать. По музыкальному языку и форме хоровой концерт Льва Гурилева «На божественней стражи» вполне укладывается в стилистику хоровой музыки кон. XVIII в.
Приведем ноты этого сочинения:
10 Указ Павла I от 18 мая 1797 года под номером 19 960 гласил: «.от Синода предписано было всем Епархиальным Архиереям. [чтобы] вместо концерта пели бы или приличный псалом, или же обыкновенный каноник». См.: Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2009. С. 78-79.
А. В. Лебедева-Емелина. Крепостной композитор Лев Гурилев и его духовная музыка Л. С. Гурилев. Концерт «На божественней стражи»
Andante
solo ш/
г г * *
j „ i
v р г р щ
На бо - жест solo
стра жи, на бо
т
т
с.
о
X «
solo ш/
t
г j р р
На бо-жест - вен - ней
стра - жи, на бо
жест - вен - ней
^ -Ь -
№ Ь -
г = n -
о, о
X «
(N
l-Г jj
стра жи бо - го - гла го ли вый, бо - го - гла
го ли - выи
4 J * * ^
р р р
О п
Г Р Р р Р = р- м Р ^ ш
стра жи бо го гла го ли вый, бо - го - гла
го - ли
$
tutti
г; * п п г
$ ' ^ р1—и жест вен ней стра 1 - 1 жи бо - го - гла ] > 1 к к го ли вый Ав - ва - J HJ J
$ J —H 1 Г Г! г Г -J-1-J-J ' J1
f 1 Р Р г - жест аен ней стра о= J Hf Г * Г Р Р жи бо - го - гла J > J h h Г Р Р г^^и го ли вый Ав ва fj ? р г =f=
fa - г |fr p П Г Г
на 6о - LP _ , , ^■J-1-\L-1-1- жест - вен - ней стра - жи
& г =#Н 1 - г г Г «Mi -р-Г-П-Я-F-F-
8 на бо -"): _-'-'- \и м г г жест вен ней стра - жи J h h J J
Ц 0 0
кум,
бо - го - гла го ли вый Ав ва И Ь Ь 1 1
" Г £=Ы бо - го - гла - п г Г Р Р г г го - ли - вый Ав - ва - ~Г—Г—Я—я—Я—Г—В—г—
ими —1
Ав - ва - кум, И 1 ] >
N-»-«-'-
Г г г * = Ав - ва - кум, ] | J * Е
кум,
ш=
$
бо - го - гла-го - ли - вый
Г Р Р Г Р Е
бо - го - гла-го - ли - вый
и р р ' Р
13
1Т2 г - и*-Я-Я-р-
$ 1 - кум, \1 1 - на бо - Г Р Р [ жест - вен ней стра ] к к
"Я-я—я—?-
$ Г кум, Г _ " Г =Е= на бо - - г г= Г Р Р Г жест вен ней стра Г В В г
У 1 \2 г в в г в в 1 г г
$ г г р р бо - го гла го - ли - вый \А I К К 1 К ^Р Ав - ва - кум, " Г =Е= на бо -- 1
—*-«и—^—*-«и—«и— 0- 4 ^
$ Г Р Р Г Р Р бо - го - гла го - ли - вый О: Г-Я-Я--Я- г г г ? = Ав - ва - кум, 1 1 =>= на бо -
И/ М с_1 Р
И - >
$ г = - жи, \1 1 _ г Г г МП на бо жест вен ней I 1 1 К N стра жи 1 | 1 >
-ё-ё-ё-JJ—ё^— п*-г-г-п—н— 4_У J ? т®-г-*-
жи, Г Г 1 V V на бо жест вен ней г г Г =р=н г г ? стра жи Г"4; Г > =
У-1- [Ь , . - 1 Г Г ?
$ г р р ^ = жест вен ней стра \1 1 N К 1 Г " = жи " г мН бо го - гла - - 1 N К
[р г ППР -ё-—J-!— -г-я—п—
ф Г Р Р Г жест вен ней стра •-к—К—^- жи Г Р Р бо го - гла - _ |— N к
И/ 1 ^ ^ г -¿У У
19
|г1 - 1 1 - =>=
1 - г р р г р=р= бо го - гла - го ли вый И N N 1 И Ав ва кум 1 1 >
\1 - -ё-ё 1 ё ' ё-ф » -я—я—г—п—я— —г—г-*-
--- Г Р Р Г Р Р бо - го - гла го ли вый г~7 ? Р г Р д Г Г Г 1 Ав ва кум
У гу0- -1----'-1-'-Г- г г г ? =
\Ь г р р г г - го ли вый Ав ва - ■¿1 К К 1 1 ^ г " = кум, ] г Р^н бо - го - гла - _ 1 К к
(ф --ё 1 ё 1 ё-ё- -А- -р- -ё-«I1 ё' -г-я—я—
го - ли - вый Ав - ва - 9 -п п « -п гтг Г кум, Г Р Р бо - го - гла - - 1— К к
ц/ ^ и - ц 22 94 -«—^—^ ^
0 - 1 1 -
$ \1 - г р р г р=Н бо - го - гла го ли вый И N N 1 N N Г = Ав ва - кум, 1 1 >
$ \1 - -ё-J 1 J 1 J-• т ~1*-я—я—я-я—я—
= --- Г Р Р Г Р Р бо - го - гла го ли вый г^Г А Р г Р в Ав ва - кум,
У г"0- -1---——1-—У— Г Г г * =
$ Г Р Р г г го ли вый Ав ва \Л \ ь ь 1 ] = Г " = кум, 1 " г г = на бо - 1 1
И) *-J1 J1 J-•- 1 г 0 д г г -ё- -*-*-
$ г р р г г го ли вый Ав ва » .Л г д -П Пг кум, на бо -
И/ ^ р р ^ и
25
на бо жест вен ней стра - жи
Г Г Г Р Щ
на бо жест вен ней стра - жи
Г Р Р
жест вен - ней стра
т
о - жест вен ней
г р р
жест вен - ней стра
* ] ^ ^
на бо - жест - вен - ней
г;- Исследования 1 ь n 1 1 /
$ " Г =М= бо го - гла - ; _ 1 к к го ли вый Ав ва I К К 1 Ы ; г кум, бо го - гла
то-j-«1' jl Ь> - г я я -ё-JJ—ё-!—ё-^- г п в г ] J ? " 1 > _
8 бо - го - гла - *):-Р---.- го ли вый Ав ва 1 Ь N ,,1 1 кум,
^ Г ФФ= |Г1 г г - /
стра - жи, Г " Р р бо - го - гла -
§ Г Г
$ г г = ° стра - жи, у Г Г -
31
го - ли - вый Ав
ва кум,
*
Ав - ва
кум,
бо - го - гла
г ]
бо - го - гла
го - ли - вый Ав ва -
_] ] л £
/
бо - го - гла го - ли вый Ав - ва
кум,
бо - го - гла
Г р р
Г Г 'Г
бо
го - гла - го
г j
бо го - гла
Г Р' В
го - ли - вый Ав - ва
кум,
Ав
ва - кум,
—я—
V р го - гла -Г- го
ва кум,
вый,
бо - го - гла
го - ли - вый Ав
] л ^
34
/
бо
бо - го - гла го - ли - вый Ав
Г г 'г
го - гла - го
бо - го - гла
£
бо - го - гла-
soli
2 ' ИНГ =Г= Т®--Я— ~Р-J-Я-1-- в- *—
Г Р Р г г Г Г Р= г 4 г г i=
$
го - ли вый Ав ва кум,
J J J ш
Ав ва кум, бо - го - гла
ф
кум,
Ав ва кум, Ав ва - кум.
р р г г Щ г р
soli р
J J J
го - ли вый Ав ва кум.
Ав ва кум, бо го - гла
ли выи
г г 1г г р
го - ли вый Ав ва кум, Ав ва - кум.
ш
т
го - ли вый Ав ва кум,
J J J ш
Ав ва - кум.
4-
кум,
т
Ав ва кум, Ав ва - кум.
р р г г ^^
го - ли вый Ав ва кум,
Ав ва - кум.
37 го - ли вый Ав ва кум, Ав ва кум.
кум,
1 r 1 = J J , g 8-#1 1>, г
V J = J Ч г р f * .и
кум, бо го - гла solo Р
Ав
tutti cresc.
г; „-
ft ' P P P r P P= бо го гла го ли - вый tutti cresc. A - К К К I h) h) = Г r r Ав - ва - кум,
И) 7-JJ-JJ-JJ-J-JJ-JJ- tutti crejc. ✓—jh—*-*-*-f-«-я-
* P P P Г P P = кум, бо го гла го ли - вый tutti cresc. *•):—к-H-H-H-Я-F-F- г г Г = Ав ва кум,
У J) y y V \ V V L\ ' ib - г г г = cresc.
Il - г г р р и бо го - гла cresc. г h h
Il - -j--J-^- cresc.
--- г г P P h бо го - гла cresc.
J ц ' г p p =
45
ri -
§ ; - г р р г р р бо - го гла го ли вый J h h J H Г Г г * Ав ва кум, J J J >
§ —И J - r H и r H и ~я-я-я-\-
$ = '):--- J-К—^—1-V-—V-— бо - го - гла - го - ли - вый ~г-я—n—г-я—я— г г г ? Ав - ва - кум, -г-я-\-
L\ r'O- Г Р Р Г Р Р г г г ? ~я-я—я—я-я—я—
§ Г P P Г Г го - ли вый Ав ва \А \ N h) J J Г " кум, Г Р Р Г Р Р бо - го - гла го - ли - вый J N h J J) J)
J-J' J1 J-J- i -
P P r го - ли вый Ав ва кум, Г P P r P P бо - го - гла - го - ли - вый if-я—я—я-я—я—
к г p р г г Г Р Р Г Р Р
*
р р г р р
о - го - гла-го - ли - вый
Ав ва кум,
/
Ав /
кум, Ав
/
р р г р р
о - го-гла-го - ли вый
Ав - ва - кум,
Ав
кум, Ав
/
Ав ва кум,
*
бла - го - гла - го - ли
вый Ав /
кум, Аа
р р г г
/
ш
Ав ва кум,
бла - го - гла - го - ли
вый Ав
кум,
Аа
50
\1 г ] 1
■§4-- - кум да о р ста нет с на - ми.
--
^-^- <1 <1 "-
7&ГТ1-Г- Т-я- ^—1—--
^—^— - кум да Р >>: 1 1 = 1 = ста - нет 1 1 с на - ми. 1 1 _ =
■■'Я р Г7\ П\
7&ГТ1--- ---?- "Р-Р- -Р-Р--
■§4- - кум Л 1 = да Р 4-Р- ста - нет Г-^- с на ми. Г\ /Т\
7&П--- —1-1-
- л Р 4 = 4—^—
^ *--- --^-
гн- кум -): 1 - = да Р - 1 ста нет 1 1 N ^ с на ми. /7\ /Т\ \ \
[Andante] soli р г?0 1 - Исследования . h .h . t О
И по -solo р 11),-л к Ь = m d м ка - жет све - то - но - ста —N-h-К-К-к- ' р г ? ан - ге - ла, и по - г-h—I-к-к—
N1 J1 J> bJ> iï ^ i ^J j1 я
г4* я \-
Ц
t i « jm —J—s—•—
и и ка - жет све - то - но - сна, \h j) К h i) h S—'S-1 све - то - h Lf о - сна ан - г
y jl J1 t^1 У jl = - j' j' j j = i J И - по - . ^ 1-J-
г = rn - t *
3
И по - ка - жет све - то но сна ан ге - ла, по ка жет све
Г j J =i
S - . и ПО -tu№ р
- - то но сна, све - то - ¿г* * * 7 ^ 1 но сна H-i— tutti р -f-f^l-р-
све - то >): | h Л--^-.-г-h- J т И но - сна р р г ан - ге - ла, по -tutti J) h J 1
bj У р р р ^- 9 - то - но сна, све - то - Г Г j =1 но - сна 100
ф
ка - жет, по - ка - жет,
и по
ка - жет, по
ка - жет
Г Г г ^^
г г и
ка - жет
- ка - жет, по - ка - жет, по
J N J >
жет, по
12
по ка жет
РР
ritif.
све - то РР
^ 1 j ^
ан - ге rinf.
по Р
ка жет, по
т
rinf.
щ
РР
но
rinf.
сна, Р
ка - жет, по
Т Г 'Г
17
то - но
ан - ге ла
- ка - жет све - то - но сна ан ге ла
г i J ^ ¿ц J J , J i ii ; . soli h hi , =a= J^ JP
т4 j П : - ка - жет све - то - ^-1- Г * но сна ан - ге-ла и по - —г-k-i-*- Г d j J ка жет све - то -solo г к j
к' ь J- 22 ка J. жет J) jj ? = ан - ге-ла и по ка
soli
i1 \h - ^ ' r solo яс - н0 гла -
§ = J-1-*- i — ^ Г"] : яс - но гла -
rj d r - HO hj J J Г Г г сна 1 i LJ ан - re - J J ла J * *
26 - жет све - то - но
сна ан
ге - ла
IT2\, Г~1 ^ .П J N J hJ-J Л^тН
- го лю - ща, -JJ—JJ— яс - но гла - -^ J J j J) J) ГО - лю -f—-1-Г 1 1 H-Г-
Г S - го лю ща, N я solo f — 1 J)
к - h "г p р4 яс - но гла - -f-J-J-1—J-1— ro - лю -
30
I^J г Г ща, и по -tutti f \h , j j = r r P P ка - жет све - то j j N=^¡= Г г но сна ч-1— M ан - ; г ? е ла h j >
? i J = tutti f \b , f г = —j-j-jj—«l!— 1"-г-я—я— J :Н = —¿i— ня^- jj-j-i-
fi r r ща, и по ■м Jr r Г Г Р -Р— ка жет све - то V Г Р Р " Г = но сна г г ан - Г ? -е-ла
33
solo
Г' Р Г
яс - но гла solo
го - лю - ща, яс - но
ла - го лю ща,
tl J J
V егЛп
шш
яс - но гла
го - лю - ща, яс - но гла - го лю ща,
37
tutti р
§>J J J яс но гла tutti p i i го лю - ща, яс но гла —i-ri—г—Г" го лю ща.
J J ^ = ^tutti p J J J J ¡У j J= яс - но гла - j Р ñ го - лю - j^TI rj J. ща.
яс - но гла -P '):-1- r r r го - лю ща, ^ г г яс - но гла - f ^ Г = го - лю ща. о
41 яс
лю - ща.
Allegro moderato
г;,.: и
Днесь сна mf ¡¿Л к r mr ce - ни e ми г ? p ^ py, днесь cna
mf
г* о: р >- * p p г p p Днесь cna - ce - ни - e mf \l J) J) r s s г г ? p p ми - py, днесь cna j j i h h
Ц Allegro modere ib "г ito my ~m-f-Л-ñ-F-F-
" г r Днесь cna mf l. г у p г г ce - ни е ми - py, П--N-К-1-1-
i'1' г j j mf nj jl j1 j j -
r? »): г. ,- Днесь cna -m/ г p p г г ce - ни e ми - py, j h h j j
ir; r n n r
$' ^ * 1—h ce - ни - e ми py я ко BOC кре ce, вое кре ce Хрис J H J h h
$ j —h л ми 7t—г-fl-M-(®- РУ
' p p г ce - ни - e ми I—h h f- г ? г p p py я KO BOC J > J h h г p p г p p кре - ce, вое - кре - ce Хрис - p п r п n
N |b - r^^ |гг p и г г LJ r v [ p p
$ 1 ^h днесь сна -; - . , -uj—y—к—|-1- се ни e ми - py
g г
f r m днесь cna <■): _-*-'- \U p p г г се ни e ми - py J h h J J
я ко вое кре - се, вое - кре - се Хрис - И NN 1 NN
г Г =Р=Р= я ко вое - 1 Г Р Р Г Р Р кре - се, вое - кре - се Хрис -
-я—я—Г-'- Ц к Г Р Р
Г Р Р 1 ? кре - се Хрис тос ] NN 1 >
-J-»1 »1 «1-'-
Г Р Р г ? = кре - се Хрис тос г ^ ] » =
Ф
* * j ^
Г Р Р Г Р Р=
] -Ь Л
а р р
* Г г р N вое - кре - се Хрис > 1 1 N N г Г г р Ре тос, вое - кре - се Хрис - I 1 1 NN
'-•-•-J1 » -ё-ф-Ф-Ф Ф —
у г г р=р= вое - кре - се Хрис > г Г г г г р м тос, вое - кре - се Хрис - Г г г р
1"-Я-Я-Г-<- "1-г-Г-я—я—
Г Р Р 1 ? кре се Хрис - тос, и NN 1 * ? Г 1 Р Р вое - кре - се Хрис - > ] i NN
-ё-• ф ё-'- Л-ё-ё-ф ф
Г Р Р г ? = кре - се Хрис-тос, г ^ ] * = г г г р N вое - кре - се Хрис -* ] ] ^
Г Р Р Г Р ^
] л ^
11? ? =1
$1 1 и - тос, вое - \1 1 1 и [ Г Р кре - се Хрис - I 1 =^Р= г г = тос, вое - 1 1 = г Г Р кре - се Хрис - I 1
ы-«ь-«и— -*'-Я- Ы-Ф-«и— --я—
$г Г тос, вое ? Г г = г г Р= кре - се Хрис - -1-к— тос, вое 1 г = 1 г =м кре - се Хрис -
Ь |» Г р
$1 1 ^ тос, вое 1 1 1 ч [ Г Р кре се Хрис I 1 Г " = тос. ] =
$ ^ ^ и Ы-«Ь-¿2— ~7>--я- -А--
$ ^ г - тос, вое - >): 1 г =Н г г Р= кре - се Хрис - -1-к— тос. 1 - =
12 1 —
/
X» г - _ р: в
$ г = - тос. \1 1 - /— Днесь спа -
\1 г _ / п ^ N 1
V = - тос. *): 1 - г г' =рп Днесь сна ^—г-—-а-1 ^-^- се ни е ми - ру, / - г
- ТОС. Ь - Днесь спа -
= \1 -
*, = \1 г г Л ]) Ь 1*—р—<¡1——j—
Днесь спа - се - ни е -- ми - ру, днесь спа 1 1 р J 4 J се ни е ми - ру, 1 1
Днесь сна - се - ни - е ми - ру
/
г! г> I , 1 « *-б—б—Г-я—я—
ШМ' г се ни е ми ру 1 - = ^ ^ 1 р р я - ко вое - кре - се Хрис / 1 N N I К К тос
$ \1 -
>): Г А П 1 1 Г Р р г р=р= я - ко вое - кре - се Хрис / Г ? " тос И > -
^ - се ни-е ми ру и - /
$ ; - г Р Р Г р р я - ко вое - кре - се Хрис -/
$ 1 - Ч ^ ^ ^ .м
$ = ^---- / Г Ь Ь г к к
19 11 - я ко вое кре се Хрис -
$ 1 - г Р рГ я ко все си -К—-1- Г * " лен,
$ Ь> - г ^ ^Ч__^ ■ к к N
$ = --- г ь я ко все си и , . '
> и г > - я ко все си ^1 * р р Ц—1—— лен
$ г * - тос, 1 1 * -
\1 - N N ] ] г И
$ 7 ^ ^ ^ -- Р Р я ко вое кре се Хрис N » р—Г—Г—Р Р тос г > - =4
11/ ' ' р р ц— тос, я - ко вое - кре - се Хрис тос
$ ? г =Р=Р= я ко все - ; > 1 | N ь г г г ? = си - лен
11 г Г~> И П --
лен, я - ко все ? Г О си - лен
Ц Г Г и -
§ \1 -
$ ; - т/* сге^с. Г"] ^ N | ^^
$ = »):--- г Г' =Р= днесь сна т^* cre.sc. _ 1 = се - ни - е ми - ру, 1 1
днесь сна - се
тр сгезс.
г1 - - р =Ш=
$ Ь> - Р днесь сна сгезс. " М г се ни е ми ру, 1 К Ь)
§ т^* сгезс. \1 Г- г }) К ' I
Г Р -- ^ ^ днесь сна се ни - е »):--- ми - ру,
/ |Ь -
§ \1 -
; г- и г~> д ^ =
$ г р С-1 р д днесь сна се ни е >): 1 1 ми - ру 1 1 - =
ц
28 ни е ми - ру
р
—^-п—г-п—я— —р-р- Г *Гг г г
§ 1 V Г Р М днесь спа се - ни е 1 1 К I N -К= Г Г = ми - ру, 1 ц г г днесь спа се нье,
-ТО—ё?-«Ь!-ё-JJ-«и- 1 „ =
| Г Р г р р днесь спа - се - ни - е >): Г ? Г Д Р " г ми - р У Р
- г г ц —Р^-П--я-я- г - днесь
§ 1 У Г Р днесь спа се - ни е ,£] N 1 N 1 - ми - ру
М) J■--ё-«и-«У- 5- ^ ^ = „ =
у Г Р Г Р Р днесь спа се - ни е ^ Г' ? Г Р Р * г ми - р У
ц г '
31
§Г » - - РУ \ > - И Р Р Р Г Р N я ко вое кре се Хрис „ К К К I к к тос
\1 Г > - -„ 1 , , „-¿1 Jl
1г = - РУ *)= 1 > - 7 Р Р Р г =р=р= я - ко вое - кре - се Хрис Г * " тос 1 > -
> |Г1 п г г г Г П П 7 д р д -^ ^
Р Р Р Г Р Р - ру я - ко вое - кре - се Хрис \1 > > > > 1 N N тос, ' р р р Г Р Р я ко все си лен, все к, к п 1
-б-г г г-
уРр^Г=Р=РИ - ру я - ко вое - кре - се Хрис Г> -Ь ? -Ь п Г к кЕ Г ? " тос, 1 > - я ко все си лен, все —N N N г—п—гг~
\_1-ё' ё' ё' р-р-р-
45
В \1 - |т рЛ -о я ко все си лен, все - си
Ф —Н \1 -
♦-7- |*> -
Ц я Ь г—, г г N к 1 1 7 г -Ггп"—-Р—N—1-1-
г г Р Р J ^ - си - лен, я - ко все \1 1 | си лен, все - си лен, я ко все - си
1 г Г г
?г ' Г = - си лен /
^ ^ 9 ^ - — 48 я
лен, я ко все ; - И ^ г си - лен, я J J J J ко у все - си ^—р——N—|-1-
* / = к г и 1 1 ' р д ^ ^^М
я ко все си „- лен, все - си 4 г г =*= лен, все - си
К | 1 1 1 1 | 1
$J J ^ - лен, все - си \1 - лен, все - си лен, все - си
; - / Г ^—•——N—1-1- 1 1
»):- Р ^ я - ко все - си лен, все - си
51 - ко все си
р; 1 1 - лен, все си - ; | 1 1 ^ И г г лен, все си лен, все - си - лен, все —1—1—1—К к - си лен.
- лен, ; 1 1
лен, все си 1): \ \ лен, все - СИ - Г Г Г Р Р= лен, все - си - лен, все г 1 г СИ лен.
ко все си и I ] = р г у лен, я - ко Р Г J все - си - N 1 Г 4 Г лен, все си лен,
лен, все си Л - я _Ь к -,— ^ и ^ лен, все си 1 1 J Г Г у лен, все - си - лен, все I 1 СИ лен.
$ 7 Р ^ Ч^н я ко все си лен, -^ П , -J—*—«—
лен, все си * ] ] = лен. все / ЬЁЬ У Г - си - Г Г Г Р Р лен, все - си - лен, все г ^ г М СИ лен.
лен, все си лен, я ко все си - лен
Ключевые слова: Лев Гурилев, русская хоровая музыка XVIII века, духовный концерт, публикация нот, крепостной композитор В. Г. Орлова, усадьба Семеновское-Отрада.
Bondman-composer Leo Gurilev
AND HIS SACRED MUSIC A. Lebedeva-Emelina
Leo Gurilev (1770-1844) is a well-known composer, who lived during Catherine II regency. He was Vladimir Orlov's bondman. Vladimir Orlov is a brother of Grigory Orlov, favorite Catherine II. The life in homestead Semenovskoe-Otrada is being described in article, also destiny of musician and his duty of service. The supplement of article is music sheets for choral concert "During divine guard" for two chorus.
Keywords: Leo Gurilev, Russian choral music of the XVIIIth century, the sacred concert, the publication of a music, V. G. Orlov's bondman-composer, homestead Semenovskoe-Otrada.
Список литературы
1. Алексеев А. Д. Русская фортепианная музыка. М., 1963.
2. Дроздов А., Трофимова Т. Русская старинная фортепианная музыка. М.; Л., 1946.
3. Лебедева-Емелина А. В. Русская духовная музыка эпохи классицизма (1765-1825). М.: Прогресс-Традиция, 2004. С. 328-334.
4. Лебедева-Емелина А. В. Хоровая культура екатерининской эпохи. М.: Композитор, 2009.
5. Натансон В. И. Прошлое русского пианизма. М., 1960. С. 178-195.
6. [Орлов-Давыдов в.] Библиографический очерк графа Владимира Григорьевича Орлова. Составлен внуком его, графом Владимиром Орловым-Давыдовым. Т. II. СПб., 1878.
7. Финдейзен Н. Ф. Очерки по истории музыки в России с древнейших времен до конца XVIII века. Т. II. М.; Л., 1929.