Научная статья на тему 'ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КАК СТИМУЛ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ'

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КАК СТИМУЛ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
68
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПАМЯТНИКИ / СОГДИЙСКИЕ НАСЛЕДИЯ / ЗЕРАВШАНСКАЯ ДОЛИНА / КУЛЬТУРНОЕ САМОСОЗНАНИЕ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Пулотов Абдурахмон Гиёсиддинович

В результате крупномасштабных археологических исследований на сегодняшний день на территории современного Таджикистана открыто значительное количество памятников материальной культуры. Вызывает беспокойство нынешние состояния сырцовых памятников археологии, которые постепенно разрушаются от природных и антропогенных факторов. Поэтому в данном регионе особую важность имеет изучение, сохранение, популяризация и использование материального культурного наследия для науки и будущих поколений. Для анализа данной проблематики мы выбрали четыри памятника раннего Средневековья, или, если интерпретировать по-другому - памятники согдийской цивилизации, расположенные в верхней части Зеравшанской долины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ARCHAEOLOGICAL SITES AS A STIMULUS FOR THE FORMATION OF NATIONAL AND CULTURAL SELF-CONSCIOUSNESS

As a result of large-scale archaeological research, a significant number of sites of material culture have been discovered on the territory of modern Tajikistan. The current state of raw archaeological sites, which are gradually being destroyed by natural and anthropogenic factors, is of concern. Therefore, in this region, the study, preservation, popularization and use of material cultural heritage for science and future generations is of particular importance. To analyze this problem, we have chosen four archaeological sites of the early medieval period or, if interpreted differently, sites of the Sogdian civilization located in the upper part of the Zarafshan Valley.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КАК СТИМУЛ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ»

Научная статья / Article УДК: 902.2

DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.15

ПАМЯТНИКИ АРХЕОЛОГИИ КАК СТИМУЛ ФОРМИРОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНОГО И КУЛЬТУРНОГО САМОСОЗНАНИЯ

Абдурахмон Гиёсиддинович Пулотов

Национальный музей древностей Таджикистана, Душанбе, Таджикистан

Резюме. В результате крупномасштабных археологических исследований на сегодняшний день на территории современного Таджикистана открыто значительное количество памятников материальной культуры. Вызывает беспокойство нынешние состояния сырцовых памятников археологии, которые постепенно разрушаются от природных и антропогенных факторов. Поэтому в данном регионе особую важность имеет изучение, сохранение, популяризация и использование материального культурного наследия для науки и будущих поколений. Для анализа данной проблематики мы выбрали четыри памятника раннего Средневековья, или, если интерпретировать по-другому — памятники согдийской цивилизации, расположенные в верхней части Зеравшанской долины.

Ключевые слова: археологические памятники, согдийские наследия, Зе-равшанская долина, культурное самосознание

Благодарности: автор благодарен руководству Пенджикентской археологической экспедиции Ш.Ф. Кубанову и П.Б. Лурье за предоставление возможности ознакомиться с археологическими памятниками верхней части Зеравшанской долины и участвовать в археологических раскопках в них.

Для цитирования: Пулотов А.Г. Памятники археологии как стимул формирования национального и культурного самосознания // Сохранение и изучение культурного наследия Алтайского края. 2022. Вып. XXVIII. С. 111-116. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.15

ARCHAEOLOGICAL SITES AS A STIMULUS FOR THE FORMATION OF NATIONAL AND CULTURAL SELF-CONSCIOUSNESS

Abdurahmon G. Pulotov

National Museum of antiquities of Tajikistan, Dushanbe, Tajikistan

Abstract. As a result of large-scale archaeological research, a significant number of sites of material culture have been discovered on the territory of modern Tajikistan. The current state of raw archaeological sites, which are gradually being destroyed by natural and anthropogenic factors, is of concern. Therefore, in this region, the study, preservation, popularization and use of material cultural heritage for science and future generations is of particular importance. To analyze this problem, we have chosen four archaeological sites of the early medieval period or, if interpreted differently, sites of the Sogdian civilization located in the upper part of the Zarafshan Valley.

Keywords: archaeological sites, Sogdian heritage, Zarafshan valley, cultural self-consciousness

Acknowledgements: The author is grateful to the directors of the Panjakent Archaeological Expedition to Sharof F. Kurbanov and Pavel B. Lurie for providing an opportunity to study the archaeological sites of the upper part of the Zarafshan Valley and participate in archaeological excavations.

Tor citation: Pulotov A.G. Archaeological Sites as a Stimulus for the Formation of National and Cultural Self-Consciousness // Conservation and Study of the Cultural Heritage of Altai Krai. 2022. Vol. XXVIII. Pp. 111-116. DOI: 10.14258/2411-1503.2022.28.15

На протяжении более 70 лет планомерных археологических исследований как на территории Таджикистана, так и верховьев Зерав-шана было исследовано значительное количество археологических памятников от эпохи бронзы до позднего Средневековья. Эти памятники, раскрытые трудами многих советских, позже русских и таджикских археологов и архитекторов, при отсутствии необходимой консервации утрачивают оригинальный облик, многие образцы согдийской архитектуры разрушаются и исчезают с лица земли. Можно привести несколько обратных примеров: в 70-х гг. XX в. был организован музей-заповедник «Древний Пенджикент» (V-VIII вв.), в 2008 г. была проведена реставрация нескольких построек на данном городище; аналогические реставрационные работы были осуществлены 2010-2011 гг. на городище Санджаршах (V-VIII вв.); в 2003 г. раскопы поселения древнего Са-разма (IV-III тыс. до н.э.)* защищены от осадков крытыми павильонами. Настенные росписи и рельефы из городища древнего Пенджикента и других согдийских памятников получили всемирное признание, заняли достойное место в различных музеях.

Решение проблем, связанных с сохранением, изучением и использованием историко-культурного наследия, в том числе археологических памятников, может стать ключевым фактором развития национального и культурного самосознания, воспитания подрастающих поколений.

Один из знаменитых памятников в области среднеазиатской археологической и лингвистической науки — это Замок на горе Муг (VII-VIII вв.). Замок на горе Муг (Kалъaи Муг, или Kалъaи ку^и Муг) расположен на скальном выступе, известном среди местного населения месте под названием Кух,и Муг (Гора Магов), на левом берегу реки Зеравшан, на расстоянии примерно 2 км от селения Хайрабад (Хайробод), в 15 км к западу от центра нынешнего Айнинского района Согдийской области Республики Таджикистан и 80 км к востоку от Пенджикента, напротив известного источника Оби Тогмат (Оби Тогмат), расположенного на правом берегу реки. Его координаты по данным Google: 39°27'14.90» северной широты, 68°24'44.17» восточной долготы, на высоте 1411 м над уровнем моря.

В результате исследования данного памятника было найдено около 400 предметов материальной культуры, в частности, первый образец

* Близко географически, но относящегося к энеолиту и бронзовому веку уникального поселения.

согдийской живописи — щит с изображением воина* и более 75 рукописных документов, принесших этому памятнику всемирную известность (Лившиц, 2008, с. 11). Итогам археологических раскопок на горе Муг были посвящены несколько научных статей и сообщений, опубликованных в «Согдийском сборнике» (Фрейман, 1934), а также предварительный отчет об археологических раскопках (Васильев, 1934).

В 1946 г. сотрудниками Согдийско-Таджикской археологической экспедиции (СТАЭ) памятник был заново зачищен и вновь обмерен архитектором В.Л. Ворониной (Воронина, 1950, с. 190; Якубовский, 1950, с. 24).

Благодаря материалам, в том числе согдийским письменам, смутные и неопределенные контуры картины согдийской цивилизации стали гораздо более четкими, определилась топонимика городов Средней Азии, особенно горной части Согдианы в период завоевания арабами. Данные мугских документов позволяют разъяснить ряд вопросов хозяйственной и политической жизни горной части Согда в период VII-VIII вв. н.э. (Пулотов, 2014, с. 60).

Второй памятник согдийской урбанистической культуры — Древний Пенджикент вв.), где археологическое исследование, начатое в 1946 г., непрерывно продолжается до сих пор (Якубовский, 1950). Городище исследуется Пенджикентской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАН Таджикистан и Государственного Эрмитажа. Площадь Древнего Пенджи-кента — 16 га. Он состоит из городища, цитадели, загородных домовладений и некрополя. Пенджикент является образцом градостроительства Средней Азии в период раннего Средневековья, в городище открыто восемь улиц, несколько десятков переулков, многочисленные лавки, два храма с обширными площадями, дома горожан, в основном двухэтажные, иногда трехэтажные, украшенные настенной росписью и резным деревом (Распопова, 1993). Пенджикент знаменит своими настенными росписями, многие из них являются украшением Государственного Эрмитажа, музеев Душанбе и Пенджикента. В настенных росписях Пенджикента сохранились культовые, эпические, жанровые сюжеты (Беленицкий, 1973). Древний Пенджикент имеет огромное значение в интерпретации истории Средней Азии в эпоху раннего Средневековья.

Другой памятник — это городище Санджаршах вв.) пла-

номерные исследования которого начаты в 2008 г. Восточно-Согдийской археологической экспедицией Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша НАН Таджикистан при финансовой поддержке Общества по исследованию Евразии (Швейцария). Памятник площадью около 6 га состоит из городища и цитадели. Первые археологические раскопки на городище в 2003 г. провела Восточно-Согдий-

* Щит и другие предметы выставлены для музейного показа в зале, посвященном экспозиции Средней Азии, в государственном Эрмитаже.

екая экспедиция под руководством Ш.Ф. Курбанова и Г. Гроппа (Огорр, КигЬапоу, 2007, р. 91).

В 2008-2010 гг. Восточно-Согдийская экспедиция под руководством таджикского археолога, к.и.н. Ш.Ф. Курбанова впервые провела исследования цитадели в северо-западной части городища. Была раскопана круглая башня — «донжон», состоящая из двух частей (Курбанов, 2010, с. 278). Следует особо указать уникальные находки на городище: фрагменты самых древних в мире арабских рукописей на китайской бумаге (кон. VIII в.), фрагменты настенных росписей, большое количество резного дерева, хлопчатобумажная рубашка, фрагмент бронзового зеркала Танского времени и др. (КигЬапоу, ТерНкоуа, 2014; 8Ьепкаг, Иа1ш, КигЬапоу, 2016; 8Ьепкаг, КигЬапоу, 2016).

Следующим памятником является городище Хисорак (VII-VIII вв.), крупнейшее городище горной части долины Зеравшана. Оно расположено на труднодоступном останце террасы и соответствует селению Матрушкат, упомянутому в документе о горе Муг, — напротив расположен современный кишлак Мадрушкат (Акулов, Лурье, Якубов, 2011). Сильный интерес к памятнику Хисорак возник после того, как В.А. Лившиц смог дешифровать текст письма, написанного на ивовой палке (один из документов «мугского архива») «правителем Мадрушка-та». Название этого селения сохранил нынешний кишлак Мадрушкат, который до недавнего времени был районным центром Матчи. Все ученые, исследовавшие горную часть Согда, были единодушны в локализации его именно на памятнике Хисорак, резиденции правителя самого восточного согдийского владения в бассейне Зеравшана — Закангуна. Это было связано с тем, что это городище оказалось наиболее крупным археологическим памятником Матчинского района (Лившиц, 2008 с. 206-207).

Судя по всем археологическим материалам, найденным во время раскопок, проведенных в последние годы (2010-2019), Хисорак был очень крупным городом, совершенно недоступным для врагов, и одним из промышленных центров горной части Согда в период завоевания арабов в этом регионе. Безусловно, памятник является одним из крупнейших средневековых памятников на территории Зеравшанской долины после древнего Пенджикента и городища Санджаршах.

Таким образом, разработка комплексной программы музеефи-кации данных памятников археологии дает эффективные результаты тогда, когда успешно завершается приобщение к этому виду наследия в современном обществе. Без популяризации археологического наследия среди местных жителей трудно представить перспективу программы музеефикации раннесредневековых согдийских памятников.

Рассматривая основные направления музеефикации, мы приходим к выводу о том, что, как мы уже отмечали, археологическое насле-

дие до нас сохранилось фрагментарно, поэтому при музеефикации необходимо соблюдать следующие этапы:

• исследование объекта — выявление его значимости в историческом контексте, определение его важности в социальной жизни;

• принятие мер по сохранению памятника — обеспечение систематического надзора, реставрация памятника с соблюдением современной научной и традиционной технологии, восстановление исторического облика;

• популяризация памятника как музейного объекта для широкого показа с помощью информационных технологий.

Следует также отметить празднование 5500-летия древнезем-ледельческого поселения Саразм. Общегосударственный праздник в честь юбилея проходил с участием Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона, иностранных делегаций, ученых, гостей. Нужно подчеркнуть, что во время подготовки к юбилею была проведена перспективная и успешная популяризаторская работа.

С точки зрения всемирной и локальной истории памятники археологии Таджикистана чрезвычайно значимы. Здесь можно с полной наглядностью показать, какой высоты уже в те далекие времена достигла культура Средней Азии. При этом раскрывается ее связь со всеми главными очагами мировой цивилизации. Посетитель убедится, что корни местной культуры уходят глубоко в доисламское время. Демонстрация исторической правды будет не только вызывать чувство патриотизма, но и еще раз подчеркнет очевидность неправоты националистического подхода к прошлому.

Современные авторы считают, что приобщение общества к историко-культурному наследию приводит не только к росту уровня исторических знаний, но и повышает толерантность, что крайне важно в нашем обществе, а наследие, как фундаментальная основа культуры, «обладает информационным потенциалом, необходимым для развития и передачи будущим поколениям» (Мастеница, 2006, с. 15).

Подводя итоги, можно сказать, что один из путей подъема общего уровня культурного развития современного общества, в том числе молодежи, — это изучение, сохранение и популяризация историко-культурного наследия среди местного населения. Только при осуществлении научной реставрации и консервации, музейной интерпретации памятника, экспозиционной и культурно-просветительской деятельности можно актуализировать археологическое наследие в Республике Таджикистан и достичь эффективного результата.

Список источников

Акулов А.Г., Лурье П.Б., Якубов Ю.Я. Работы на городище Хисорак (пояснения к плану, керамические сборы) // Материалы Пенджикентской археологической экспедиции. СПб., 2011. Вып. 13. С. 34-36.

Беленицкий A.M. Монументальное искусство Пенджикента. Живопись, скульптура. М., 1973. 68 с., ил.

Васильев И. Согдийский замок на горе Муг (предварительный отчет) // Согдийский сборник. Л., 1934. С. 18-32.

Воронина В.Л. Изучение архитектуры древнего Пенджикента. М. ; Л., 1950. С. 189-198 (МИА. №15).

Курбанов Ш.Ф. Отчет о работах Восточно-Согдийской археологической экспедиции на городище Санджар-Шах // Археологические работы в Таджикистане. Вып. 34. Душанбе, 2010. С. 278-299.

Лившиц В.А. Согдийская эпиграфика Средней Азии и Семиречья. СПб., 2008. 414 с.: ил.

Мастеница E.H. Культурное наследие и музей: проблемы взаимодетерминации // Научно-исследовательская работа в музее. М., 2006. С. 14-22.

Пулотов А.Г. Судьба наследия согдийской цивилизации: проблемы сохранения археологического памятника «Замок на горе Муг» // Актуальная археология 2. Археология в современном мире: в контакте и в конфликте. СПб., 2014. С. 56-62.

Распопова В.И. Раннесредневековый согдийский город (по материалам Пенджикента): дис. ... д-ра ист. наук в форме научного доклада. СПб., 1993. 70 с.

Фрейман А.А. Находка согдийских рукописей и памятников материальной культуры в Таджикистане (предварительное сообщение) // Согдийский сборник. Л., 1934. С. 7-17.

Якубовский А.Ю. Итоги работ Согдийско-таджикской археологической экспедиции в 1946-1947 гг. М.; Л., 1950. С. 13-55 (МИА №15).

Gropp G., Kurbanov Sh. Erster Vorbericht über die Ausgrabungen in Sandzar Sah (Magian), Tadzikistan 2003 // Archäologische Mitteilungen aus Iran und Turan. Band 39. Berlin, 2007. 126 p.

Kurbanov Sh., Teplikova A. Textile objects from the citadel of Sanjar-shah // Bulletin of Miho Museum, 2014. Vol. 15. P. 167-178.

Shenkar M., Haim O., Kurbanov Sh. The Earliest Arabic Documents Written on Paper: Three Letters from Sanjar-Shah (Tajikistan), Jerusalem Studies in Arabic and Islam 43 (2016). Pp. 141-191.

Shenkar M., Kurbanov Sh. A unique Sogdian bronze pin and a fragment of a Chinese "Zhenzifeishuang" (Ж^^Ш) mirror from Sanjar-Shah (Tajikistan) // Asian Archaeology — 2018. Volume 2, Issue 1. Pp. 33-42.

Информация об авторе / Information about the Author

Абдурахмон Гиёсиддинович Пулотов, Национальная академия наук Таджикистана, Институт истории, археологии и этнографии им. А. Дониша, Национальный музей древностей Таджикистана, главный хранитель; 734025, Таджикистан, г. Душанбе, ул. Академиков Раджабовых, 7, соискатель, https://orcid. org/0000-0002-4654-5773, abdurahm.pulotov@mail.huji.ac.il

Abdurahmon G. Pulotov, National Academy of Sciences of Tajikistan, A Donish Institute of History, Archaeology and Ethnography, National Museum of Antiquities of Tajikistan, Chief Curator; 734025, Tajikistan, Dushanbe, Academics Rajabovs str., 7, applicant, https://orcid.org / 0000-0002-4654-5773, abdurahm. pulotov@mail.huji.ac.il

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.