Научная статья на тему 'Памятная конференция «III Глушковские чтения»'

Памятная конференция «III Глушковские чтения» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
86
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Гололобов Евгений Ильич, Зворыгина О. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памятная конференция «III Глушковские чтения»»

ХРОНИКА

IIамятная конференция «III Глушковские чтения»

Основу работы любой организации укрепляют хорошие традиции. Научные традиции являются одним из векторов образовательного пространства. Их сохранение входит в комплекс приоритетных задач, стоящих перед руководством и коллективом Сургутского государственного педагогического университета.

В СурГПУ 4 и 5 февраля проходила научно-практическая конференция «III Глушковские чтения», которая стала одной из почитаемых традиций университета. Посвященная памяти Игоря Геннадьевича Глушкова, доктора исторических наук, профессора, она призвана почтить память ученого, вклад которого в развитие вуза поистине неоценим.

И.Г. Глушков начал работать в Сургутском государственном педагогическом институте в 1996 году профессором кафедры истории. Как вуз СурГПИ находился тогда на стадии становления. Игорь Геннадьевич активно включился в процесс развития института, став одним из основных его звеньев. С 1999 по 2005 годы он занимал должность проректора по учебной работе. На этом ответственном посту Глушков стал лидером процесса нововведений в учебной и учебно-методической работе, его идейным вдохновителем. Вся учебная и методическая деятельность базировалась на личностно ориентированной системе обучения. В этой должности Игорь Геннадьевич руководил подготовкой вуза к первой государственной аттестации, которую Сургутский педагогический успешно прошел.

Проанализировав итоги государственной аттестации, Игорь Геннадьевич выдвинул идею стать университетом уже в следующую аттестацию 2006 года, минуя статус академии. Активная работа всего коллектива привела к желаемому результату в 2005 году. Вуз получил статус университета. В этом была немалая заслуга Игоря Геннадьевича. По справедливому замечанию Надежды Васильевны Коноплиной, доктора педагогических наук, профессора, ректора СурГПУ, он «задавал траекторию «полета», сам был источником движения и стимулом для действий».

С 2005 по 2008 годы И.Г. Глушков являлся первым проректором СурГ-ПУ, и в этом качестве отвечал за развитие молодого педагогического университета. Он руководил разработкой стратегических направлений развития университета до 2010 года. На этом посту он организовывает образовательный процесс на основе кредитно-зачетных единиц, активного использования дея-тельностного подхода в обучении и компетентностной модели профессиональной подготовки студентов.

И.Г. Глушков был выдающимся ученым, создателем западно-сибирской школы экспериментальной археологии. Под его руководством защитилось шесть кандидатов исторических наук. Он является автором более 90 публикаций, включая 5 монографий, которые освещают проблемы технологического изучения керамики, экспериментального домостроения, этноархеологии и па-леоэкономики. В 2000-е годы научные интересы Игоря Геннадьевича переместились в сферу педагогики высшей школы.

Участниками памятной конференции «III Глушковские чтения» в большинстве своем стали представители Сургутского педуниверситета, также для обсуждения вопросов конференции были приглашены специалисты из других учреждений г. Сургута, Тюмени, Томска, Новосибирска.

Пленарное заседание конференции открыл доклад доктора исторических наук, профессора, заведующего кафедрой социально-гуманитарных дисциплин СурГПУ Глушковой Тамары Николаевны, которая провела презентацию книги «Игорь Геннадьевич Глушков. Сборник избранных статей». Участникам конференции была представлена концепция данного издания: в нем собраны статьи И.Г. Глушкова, многие из которых были до сегодняшнего дня не доступны широкому кругу современных исследователей по причине давности и малотиражности изданий, в которых они были опубликованы. Особенностью и ценностью этих материалов является то, что в каждой из статей обозначается такая проблематика, направление исследования, которые имеют сегодня несомненную актуальность и требуют дальнейшего изучения,-идея каждой статьи может вырасти в отдельное диссертационное исследование. Книга отражает широту интересов профессора Глушкова: археология, историография и методология науки, экспериментальные исследования, педагогика.

Глушкова как исследователя, будь то археология или педагогика, отличала системность мышления, поиск нестандартных подходов, стремление найти оптимальное, максимально эффективное решение проблемы. У него был талант к теоретическим обобщениям, неуемная жажда поиска. Все это нашло свое отражение в его публикациях, переизданных в книге.

Логическим продолжением данного выступления стала презентация коллективной монографии «Содержание и способы профессиональной деятельности преподавателя в формировании субъектной позиции студента», которая была написана по результатам работы конференции «II Глушковские чтения: актуальные проблемы высшего профессионального образования», проходившей в СурГПУ в 2010 году. С сообщением о проблематике, особенностях построения монографии выступила Захожая Татьяна Михайловна, кандидат исторических наук, доцент, проректор по учебной работе СурГПУ. В данном издании речь идет о модели специалиста, выступающей как условие формирования индивидуальной траектории обучения студента, в частности, представлен опыт разработки компетентностных моделей СурГПУ. В книге также описывается опыт применения современных образовательных технологий в названном университете. Отдельному рассмотрению подвергаются вопросы контроля качества обучения в СурГПУ, описывается опыт использования балльно-накопительной системы оценивания на разных специальностях университета, говорится об оценке студентами системы контроля качества обучения.

Социологический аспект исследования проблем, касающихся реформирования образовательного пространства, был представлен в докладе «Мифы и реальность модернизации педагогического образования» Засыпкина

Владислава Павловича, кандидата филологических наук, доцента, проректора

по научной работе СурГПУ. Выступление было построено на постановке значимых вопросов о социальном статусе и профессионализме работников образования, об усилении их государственной и общественной поддержки, о социальном расслоении внутри системы образования, о «конкурсно-грантовой» деятельности современной школы, о качестве подготовки специалистов в педвузах и др. - на фоне модернизационных образовательных процессов. Обоснованность обращения к таким проблемным вопросам обеспечили результаты авторских социологических опросов.

К вопросам модернизации образования, происходящей на фоне современных кардинальных изменений в мировой экономике и на рынке труда, обратился в своем докладе «Проблемы личностного роста преподавателей в эпоху перемен» Калиновский Юрий Исаакович, доктор педагогических наук, профессор СурГПУ. Он остановился на ряде ключевых проблем, связанных с главной ценностью всех времен - человеческим капиталом. Выделенные им блоки проблем связаны с изменением идеологии целевых установок образования и педагогической деятельности, с изменением идеологии построения содержания образования, с изменением отношения к философско-педагогической антропологии как основе организации процесса учения в общеобразовательной школе и педагогическом университете, с изменением отношения к прежней идеологии образования.

Шкляева Надежда Анатольевна, кандидат исторических наук, доцент, заведующая кафедрой менеджмента СурГПУ, сообщила о ходе разработки Программы стратегического развития университета на период с 2011 по 2015 год. Рабочие группы, в состав которых вошли ведущие представители вуза, анализируют факторы внешней среды СурГПУ, политические, экономические, технологические, социальные; партнерство, конкуренцию; категории потребителей образовательных услуг СурГПУ, а также факторы внутренней среды, такие как организационная структура и система управления, организация учебного процесса, научно-исследовательская работа, виды образовательных услуг, система контроля и оценки, содержание образования, воспитательная деятельность, инновационная деятельность, внутреннее повышение квалификации, издательская деятельность, кадровый состав, потребители образовательных услуг, материально-техническая база, информатизация, библиотека, система менеджмента качества, имидж, корпоративная культура, маркетинг и PR, финансы. Такой анализ по всем позициям проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в работе образовательного учреждения. Кроме того, выявлены возможности СурГПУ и угрозы для университета. Полученные результаты позволят при помощи факторов, определяющих возможности, скорректировать слабые стороны в работе университета и поддержать сильные на высоком уровне. Знание угроз позволит блокировать многие из них, используя сильные позиции вуза, а также даст возможность прогнозировать потенциальные проблемы по слабым позициям. Н.А. Шкляева как координатор деятельности рабочих групп выразила уверенность в необходимости внедрения такой программы и несомненной эффективности работы коллектива СурГПУ по ней в будущем.

Традиционно конференция началась с работы секции, посвященной актуальным вопросам древней и современной истории Сибири. В ней приняли участие исследователи из Сургута, Ханты-Мансийска, Тюмени, Томска, Новосибирска. Обсуждались теоретические проблемы археологических реконструк-

ций (Т.Н. Глушкова), экологической истории Сибири (Е.И. Гололобов). Поднимались актуальные вопросы археологии и этнографии Сибири, посвященные Согомскому археологическому микрорайону (Кениг А.В., Собольникова Т.Н., Зайцева Е.А.), изучению древней керамики (Чикунова И.Ю.) и украшений (Боброва А.И.), фотокраеведению в России (Октябрьская И.В.). Ряд докладов был посвящен историографическим (Стафеев О.Н.) и историческим (Хромов Е.А.) аспектам современной истории Северо-Западной Сибири.

В рамках конференции работали также секции по следующим направлениям:

11. Общепрофессиональные компетенции педагога в модели специалиста, где лейтмотивом шла мысль о том, что общепрофессиональные компетенции педагога являются основой для формирования модели психолого-педагогической подготовки будущего учителя; затрагивались вопросы системы организации педагогической практики в условиях внедрения ФГОС ВПО и общего образования, способов формирования общепрофессиональных компетенций на специальных дисциплинах; анализировался опыт реализации компетентностного подхода в подготовке учителя на специальностях СурГПУ.

12. Опыт как условие определения уровня сформированности общепрофессиональных компетенций (непедагогические специальности), где предлагалось обсудить такие вопросы, как организация учебного процесса через приобретение профессионального опыта, виды профессионального опыта, оценка полученного в рамках учебного процесса профессионального опыта.

13. Общекультурные компетенции в модели специалиста, где рассмотрению подверглись вопросы специфики составления функциональных карт общекультурных компетенций с учетом требований ФГОС ВПО, оценки уровня сформированности общекультурных компетенций на разных этапах обучения, оценки сформированности общекультурных компетенций с позиции выпускника вуза, создания общей модели общекультурных компетенций для всех специальностей.

14. Деятельностный подход в реализации компетентностной модели специалиста, где в круг обсуждаемых вопросов вошли: проблематизация учебных задач как основной механизм принятия студентами целей обучения, изменение содержания учебных дисциплин на основе деятельностной модели обучения, организация самоконтроля и самооценки студентами результатов их учебной деятельности.

Материалы исследований по вышеобозначенным проблемам и резолюция конференции будут опубликованы в коллективной монографии, ежегодное издание которой также становится традицией научного направления работы Сургутского государственного педагогического университета.

Информацию подготовили Е.И. Гололобов, О.И. Зворыгина

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.