Научная статья на тему 'Рабочая программа как инструмент организации учебной деятельности преподавателей и студентов СурГПУ'

Рабочая программа как инструмент организации учебной деятельности преподавателей и студентов СурГПУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1059
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА / ГОС ВПО / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / МОТИВАЦИЯ / СУБЪЕКТНАЯ ПОЗИЦИЯ СТУДЕНТА / СОВРЕМЕННЫЕ МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ СРС / SYLLABUS / NATIONAL CURRICULUM / COMPETENCE APPROACH / MOTIVATION / SUBJECT POSITION OF A STUDENT / MODERN METHODS OF CONTROLLING INDEPENDENT WORK

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Глушкова Тамара Николаевна, Коваль Елена Сергеевна

Статья посвящена анализу и оценке рабочей программы, принятой в СурГПУ в последние годы. Рабочая программа учебной дисциплины рассматривается как современный инструмент организации учебной деятельности преподавателя и студента вуза в условиях компетентностного подхода к системе образования. Функции рабочей программы в образовательном процессе значительно изменились. Ее качественная разработка и публикация в различных формах становятся одним из условий для формирования субъектной позиции студента вуза, для четкой и мотивированной работы преподавателей и студентов, позволяют разработать современные способы контроля самостоятельной работы студентов (СРС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Глушкова Тамара Николаевна, Коваль Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Syllabus as a Means of Organizing Educational Activity of Teachers and Students of Surgut State Teachers Training University

The article is devoted to the analysis and evaluation of a syllabus adopted in Surgut State Teachers Training University lately. The syllabus of any subject is considered as an instrument of educational activity of teachers and students in the context of competence approach to education system. The functions of a syllabus in education process have greatly changed. Its qualitative elaboration and publication in different forms are becoming essential for formation of students` subject position, for precise and motivated work of teachers and students. That enables to work out modern methods of controlling students` independent work.

Текст научной работы на тему «Рабочая программа как инструмент организации учебной деятельности преподавателей и студентов СурГПУ»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КАК ИНСТРУМЕНТ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕПОДАВА ТЕЛЕЙ И СТУДЕНТОВ СурГПУ

SYLLABUS AS A MEANS OF ORGANIZING EDUCATIONAL ACTIVITY OF TEACHERS AND STUDENTS OF SURGUT STATE TEACHERS TRAINING UNIVERSITY

Статья посвящена анализу и оценке рабочей программы, принятой в СурГПУ в последние годы. Рабочая программа учебной дисциплины рассматривается как современный инструмент организации учебной деятельности преподавателя и студента вуза в условиях компетентностного подхода к системе образования. Функции рабочей программы в образовательном процессе значительно изменились. Ее качественная разработка и публикация в различных формах становятся одним из условий для формирования субъектной позиции студента вуза, для четкой и мотивированной работы преподавателей и студентов, позволяют разработать современные способы контроля самостоятельной работы студентов (СРС).

The article is devoted to the analysis and evaluation of a syllabus adopted in Surgut State Teachers Training University lately. The syllabus of any subject is considered as an instrument of educational activity of teachers and students in the context of competence approach to education system. The functions of a syllabus in education process have greatly changed. Its qualitative elaboration and publication in different forms are becoming essential for formation of students' subject position, for precise and motivated work of teachers and students. That enables to work out modern methods of controlling students' independent work.

Ключевые слова: рабочая программа, ГОС ВПО, компетентностный подход, мотивация, субъектная позиция студента, современные методы контроля СРС.

Key words: syllabus, national curriculum, competence approach, motivation, subject position of a student, modern methods of controlling independent work.

Рабочая программа - часть Профессиональной образовательной программы (ПрОП), наряду с другими ее компонентами. Основные требования к образовательным программам вузов регламентированы Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации от 5.04.2001 № 264, письмом Минобразования России от 19.05.2000 № 14-52-375 ин/13 «О порядке формирования основных образовательных программ высшего учебного заведения на основе государственных образовательных стандартов», письмом Министерства образования и науки (Рособрнадзором) от 17.04.2006. В соот-

ББК 74р3(СурГПУ) УДК 378.016 Г 55

Т.Н. ГЛУШКОВА, Е.С. КОВАЛЬ

T.N. GLUSHKOVA, Y.S. KOVAL

ветствии с нормативными документами Министерства образования и науки 2005-2006 гг., рабочая учебная программа дисциплины должна содержать:

- цели изучения дисциплины, соотнесенные с общими целями основной образовательной программы, в том числе имеющие междисциплинарный характер или связанные с задачами воспитания (в нашем случае - еще и с Моделью специалиста);

- содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов;

- учебно-методическое обеспечение дисциплины, включая перечень основной и дополнительной литературы, методические рекомендации (материалы) преподавателю и методические указания студентам;

- требования к уровню освоения программы и формы текущего промежуточного и итогового контроля.

В соответствии с основными характеристиками ПрОП преподавателем традиционно составляется рабочая программа учебной дисциплины, рассчитанная на один семестр. Соответственно, к рабочей программе предъявляются те же требования, что и к ПрОП. По сути, современные требования к рабочей программе превращают ее в развернутый план работы преподавателя по курсу. Именно на этот аспект обращается большое внимание в специальной методической литературе [1; 3; 4; 5].

В последние годы в СурГПИ - СурГПУ наблюдается эволюция рабочей программы, которая отражает изменения в учебном процессе. Эта важная составляющая учебного процесса изменялась в нашем вузе на протяжении десятка лет при участии и непосредственном руководстве проректоров д.и.н., проф. И.Г. Глушкова и к.и.н., доц. Т.М. Захожей. За основу изменения была взята стратегия соответствия учебных документов основным требованиям современного образования, изложенным в приведенных нормативных документах. Попробуем отследить произошедшие в связи с этим изменения.

Рабочая программа конца 90-х годов XX в. - типовая, выпущенная типографским способом, в подобном варианте применялась практически во всех вузах. По сути, этот вариант программы представлял собой учебно-тематический план курса, дополненный списком литературы. В учебно-тематический план входили темы занятий и указывались формы проведения занятий по соответствующим темам. В 1997-1998 учебном году была предпринята попытка некоторого усложнения компонентов планирования курса: помимо содержания курса и форм занятий в программе появились графы, где необходимо было спланировать количество индивидуальной работы по темам курса, а также задания к самостоятельной работе студента и формы ее контроля. Такая необходимость появилась в связи с планированием в нагрузке преподавателя при тарификации на учебный год аудиторной и самостоятельной работы студентов, которые ему необходимо было организовать.

В рабочей программе 1999-2000 учебного года появились графы, где требовалось указать межпредметные связи курса. К рабочим программам этих лет на форзаце титульного листа были напечатаны указания, где содержалась расшифровка аббревиатуры (ЛК - лекция, СМ - семинарские и т.д.) и было обозначено, что необходимо писать в каждой графе. Также там указывалось, что рабочая программа разрабатывается на основе Типовой государственной программы; объем учебного материала, рекомендуемый студентам для самостоятельного изучения, не должен превышать 10-15% действующей программы; время, планируемое на самостоятельную работу, не должно пре-

вышать 80% от числа аудиторных занятий. Программа в таком виде сохранялась до 2003 - 2004 учебного года.

Рабочие программы 2005 - 2006 учебного года в нашем вузе значительно изменились. Эти программы функционировали в электронном варианте, были разработаны в программе Excel и располагались на 2-х листах. На первом листе была представлена программа курса, включающая планирование занятий по видам и темам, формы текущего и рубежного контроля по блокам, большим темам или модулям. Второй лист представлял собой график прохождения дисциплины, где отрабатывалось соотношение аудиторной и самостоятельной работы (были сделаны рекомендации о соотношении 40% часов аудиторной работы к 60% часов самостоятельной работы от общей трудоемкости курса на дисциплинах специальной и профессиональной подготовки и 50% к 50% на дисциплинах общеобразовательных блоков). В графике была введена специальная графа, в которой автоматически подсчитывалось количество необходимого для студента времени для подготовки к семинарским и практическим занятиям - самостоятельная работа студентов. Осталось тематическое планирование (возможен модульный принцип планирования); содержание курса соотнесено с видами контроля, выделен текущий и рубежный контроль, четко спланировано время проведения контрольных мероприятий. Студент, получив такую программу от преподавателя (предполагается, что преподаватель должен познакомить с ней студентов и передать программу старосте), сам мог планировать свою деятельность по усвоению содержания курса и прохождению контроля. Студенту в этом случае предоставляется возможность проектировать свою траекторию обучения и развития. Преподаватель получал некоторую свободу в планировании курса, исходя из своего видения цели и задач обучения студентов. В то же время преподаватель четко планировал свою учебную деятельность, организовывая соответствующие условия и для студента. Установление четких сроков текущего и рубежного контроля создавали условия продуктивного контроля деятельности преподавателя по курсу для администрации вуза, начиная с заведующего кафедрой, учебного отдела и проректора, когда возникала необходимость такой проверки.

В помощь преподавателю для организации своей работы при планировании учебной дисциплины по инициативе И.Г. Глушкова, проректором по учебной работе Т.М. Захожей была составлена Инструкция по планированию рабочих программ, которая на протяжении ряда лет выполняла методическую функцию. Рабочая программа в таком виде просуществовала в нашем вузе до начала 2008 - 2009 учебного года.

Качественно новый вариант программы начал разрабатываться задолго до ее внедрения, еще в 2007-2008 учебном году. В разработке электронного документа приняли участие специалисты по математике и информатике. Им было определено задание, которое легло в основу новой рабочей программы: соотнести в рамках одного документа ГОС ВПО по учебной дисциплине (так называемые дидактические единицы), целеполагание курса (формулировка целей и задач курса преподавателем), которое должно было найти отражение в структуре курса и формах текущего и рубежного контроля. Кроме того, в рамки рабочей программы был введен и студенческий рейтинг, также соотнесенный с планированием курса (видами и количеством практических и семинарских занятий и других видов контроля самостоятельной работы студентов), уровнем сложности освоения курса и стобалльной системой подсчета оценок. Все это позволило в рамках расширенной рабочей программы, функционирующей в электронном виде, спланировать и соотнести содержа-

ние, структуру курса, контроль за его освоением со стороны студента и преподавателя.

Рабочая программа в результате оказалась намного сложнее предыдущих ее вариантов и потребовала специальной подготовки преподавателей. Занятия по подготовке к освоению новой редакции рабочей программы начались уже в зимнюю сессию 2007 - 2008 учебного года. Специально подготовленные для этого преподаватели из числа освоивших основные принципы нововведения провели серию занятий. Были розданы примеры планирования в рамках измененных рабочих программ (но еще не доведенных до окончательного варианта) и необходимые методические материалы по осмыслению уровня сложности заданий, по модульной технологии планирования и т.д.

Повторно аналогичные занятия, но уже для освоения усовершенствованных программ, были проведены в период летней сессии преподавателей в августе 2009 г. На этом этапе были еще раз определены основные принципы организации курса в условиях, заданных новой рабочей программой.

Необходимо отметить, что переход на новые рабочие программы с сентября 2008 - 2009 учебного года проходил достаточно сложно. Это было вызвано трудоемкостью составления программы, связанной с необходимостью организации серьезной работы по разработке плана курса, трудоемкой и ответственной. Перед преподавателем встала непростая задача четкого и достаточно сложного в исполнении планирования собственной деятельности и деятельности студента с учетом уровня сложности усвоения курса.

Кроме того, стало понятно, что эффективное функционирование подобной программы возможно в условиях полной «прозрачности» информации, доступной для получения любым желающим лицом, прежде всего, студентом. Таким образом, преподавательская «кухня», которая раньше чаще всего являлась малопроницаемой составляющей в деятельности преподавателей, становилась доступной для оценки.

Были установлены достаточно сжатые сроки подготовки новых программ. Часть преподавателей оказалась не готовой к описанным нововведениям по самым разным причинам, и это даже приводило к конфликтным ситуациям в отношениях между преподавателями и менеджерами, которые, например, на социально-гуманитарном факультете осуществляют контроль за качеством образования. Одна из значимых причин - известное сопротивление новациям, без которых жить в принципе намного проще, спокойнее, привычнее. Представляется, что одной из причин является также недостаточная компетентность преподавателей, которые не хотят принимать в расчет те значительные изменения в системе высшего образования, которые происходят в нашей стране в связи с переходом на рыночную экономику, с внедрением положений Болонского процесса, вообще всеми инновациями, характерными для современности.

Таким образом, рабочая программа в нашем вузе дополнялась, усложнялась и в целом заметно эволюционировала, в итоге она изменила свою функцию. В конце 90-х - начале 2000 гг. это чаще всего был документ для отчета перед администрацией вуза, который работал в большей степени как примерный план занятий. Преподаватель очень часто, составив этот документ в начале года, возвращался к нему в конце учебного года при подсчете выполненных часов. Теперь рабочая программа необходима практически на каждом занятии и студенту, и преподавателю. Преподавателю она необходима, чтобы:

- точно выстроить занятие, исходя из общей логики курса, так как сама структура курса значительно усложнилась (разные формы организации аудиторных занятий и контроля самостоятельной работы);

- для оперативного подсчета количества самостоятельной работы студентов в определенный промежуток времени;

- при подготовке методических материалов к занятиям;

- для точного соблюдения сроков контроля самостоятельной работы студентов (КСР);

- для своевременного заполнения и публикации студенческого рейтинга и т.д.

Студенту знакомство с рабочей программой по курсу необходимо для того, чтобы:

- оптимально планировать собственную деятельность;

- понять и оценить значение содержательной и развивающей составляющих конкретного курса для понимания того, как наиболее эффективно действовать в рамках собственной учебной деятельности.

Последний вопрос явно связан, с одной стороны, с мотивацией студентов к обучению, с другой - необходимостью развития навыков организации собственной деятельности, что вызывает особые трудности у обучающихся. Например, на социально-гуманитарном факультете в связи с этим студентам вуза в 2008-2009 учебном году был предложен специальный курс - самоменеджмент. По всей видимости, одним из обсуждаемых вопросов на этом курсе может стать организация работы студента с рабочей программой по курсу. Решение этих задач позволит создать условия для развития субъектной позиции студентов вуза.

Таким образом, публикация преподавателем своих учебных рабочих программ требует изменения отношения к собственной деятельности как у преподавателей, так и у студентов. Возможно, она также потребует в будущем некоторой перестройки логики учебного процесса и введения новых учебных курсов, целью которых будет формирование «надпредметных» умений, необходимых современному студенту для успешного обучения и компетентному специалисту в итоге. Интеграция рабочих программ на специальностях в рамках Модели специалиста позволит уточнить целеполагание отдельных курсов в общей логике учебного процесса.

Очень важную роль в современной рабочей программе имеет целеполагание в деятельности студента и преподавателя. Особенно эффективно постановка и выполнение целей и задач, сформулированных в рамках дисциплины, работает в условиях модульно-рейтингового планирования курса. В этом случае каждая задача становится целью отдельного модуля. Объединение задач (и, соответственно, модулей) возможно в условиях точной формулировки цели курса и точного следования ему в организации, содержании курса и на этапе контроля. Если целеполагание в курсе соотнесено с общей концепцией учебного процесса в вузе или Моделью специалиста, это превращает рабочую программу в эффективный инструмент организации учебной деятельности и преподавателя, и студента. Преподаватель в такой ситуации четко осознает, чему и каким образом он намерен научить студента; студент понимает, чему он сам может научиться, какие действия, в какой последовательности и в какие сроки ему необходимо совершить. Это также позволяет превратить студента из объекта обучения в самостоятельно действующего и планирующего свою деятельность субъекта деятельности. Однако, как мы уже видели, обязательным условием для этого является «прозрачность» планирования - студент должен быть знаком с рабочей программой по курсу.

Рабочая программа курса в ее новой редакции становится одним из условий перехода на современную систему высшего образования. Осмысление содержания и целеполагания курса в соответствии с компетентностным подходом в подготовке специалистов делает эту программу еще более современной и актуальной.

Кроме того, в правильно составленной рабочей программе преподавателя вуза точно соотнесены дидактические единицы Стандарта (ГОС ВПО), цель и задачи курса, его планируемое содержание, количество, сроки и формы контроля. Особую роль в последней редакции рассматриваемого документа играет студенческий рейтинг. Исходя из механизма, заложенного в программу, разработанную специалистами по информатике, компьютер автоматически рассчитывает полученные в процессе освоения дисциплины баллы рейтинга, учитывая степень сложности учебных результатов, заложенных в соотнесении дидактических единиц, содержания занятий и степени сложности освоения проверочных заданий (учебных результатов). Это также позволяет сделать «прозрачной» для студентов и преподавателей систему расчета баллов.

Кроме того, современная рабочая программа в том виде, в котором она существует в нашем вузе, создает достаточные условия для детальной разработки системы контроля знаний и умений студентов, особенно в тестовой форме. Как известно, тестирование, являясь эффективным видом контроля в современной системе образования (2), позволяет быстро и качественно проверить обученность студента, прежде всего в части знаниевой компоненты компетентности будущего выпускника. Структура описанной рабочей программы позволяет точно спланировать необходимое количество тестов для контроля, уровень их сложности и виды. Соотнесенность количества и видового разнообразия тестов с содержанием Стандарта в целом упрощает работу преподавателя и «дает подсказку» студенту, указывая на точную тематику контрольных вопросов. Однако в этом случае у преподавателя появляется дополнительная нагрузка, связанная с трудоемкостью процесса разработки большого количества тестовых заданий. Использование электронных средств для организации самого контроля, как это происходит в последние два года в нашем вузе, является мотивирующим фактором для работы студентов. В то же время преподаватели в этом случае освобождаются от деятельности по организации тестирования, т.к. основная нагрузка в этой области деятельности ложится на специально созданный в вузе отдел Мониторинга качества обучения.

Таким образом, усложнение рабочей программы в нашем вузе объясняется изменением требований к высшему образованию в целом (с одной стороны, унификация и стандартизация содержания курса, с другой - индивидуализация и личностное развитие за счет рациональной организации самостоятельной работы студента). Поэтому значимую роль в рабочей программе начинает играть интегрированность, четкость постановки целей, определение механизмов и способов их достижения за счет четкой организации деятельности и преподавателя, и студента. Особое значение играет возможность превращения студента в субъекта собственной деятельности, для чего необходима прозрачность планирования курса преподавателем. Публикация рабочей программы для студентов в различных формах (на бумажных носителях для передачи старосте группы, на компьютерах в методических кабинетах, на сайте вуза и т.д.) становится необходимым условием нормальной организации работы по курсу. В то же время это обстоятельство поднимает планку требований к профессионализму преподавателя. Преподаватель по-

лучает право разрабатывать авторский проект курса, Типовая учебная программа в целом теряет свою актуальность. Авторское видение курса создает условия для творческой работы преподавателя, несмотря на требование выполнения стандарта ГОС ВПО. В то же время для осуществления авторского курса от преподавателя требуется значительная работа по подготовке его методического обеспечения, исходя из предложенной логики и целеполагания.

Новая учебная программа дает не только возможность для планирования курса через целеполагание, отбор содержания, определение результатов и способов их проверки, а также является для преподавателя способом самоопределения своей компетентности как профессионала в предметной и методической областях.

Совершенно очевидно, что изменения, которые претерпела рабочая учебная программа в нашем вузе за последние десять лет, в точности отражают изменения, которые наблюдаются в современной системе образования в нашей стране и являются показателем соответствия уровня образования в нашем вузе современным требованиям.

Литература

1. Беспалько, В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов [Текст]: учебно-методическое пособие / В.П. Беспалько, Ю.Г. Татур. - М.: Высш. шк., 1989. - 144 с.

2. Махутов, Б.Н. Современные средства оценивания результатов обучения [Текст]: учебн. пособие / Б.Н. Махутов, Л.П. Городенко, Д.В. Городенко. - Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2006. - 267 с.

3. Петрова, Л.И. Методическое обеспечение Болонского процесса в вузе (педагогический аспект) [Текст] / Л.И. Петрова. - Ростов н/Д: Феникс, 2008. - 368 с.

4. Скок, Г.Б. Как спроектировать учебный процесс по курсу. Профессиональная культура педагога [Текст]: учеб. пособие / Г.Б. Скок, Н.И. Лыгина. - 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Педагогическое общество в России, 2003. - 96 с.

5. Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю.Г. Фокин. - М: Издательский центр «Академия», 2006. - 240 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.