Научная статья на тему 'Индивидуализация и систематичность поддержки обучения студентов в условиях информационно-образовательной среды'

Индивидуализация и систематичность поддержки обучения студентов в условиях информационно-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
185
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННАЯ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ / ELECTRONIC INFORMATION-EDUCATION ENVIRONMENT / ELEARNING / PERSONAL ACCOUNT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна, Хинзеева Дарима Петровна

В статье рассмотрены понятие «электронная информационно-образовательная среда», его законодательная основа. Приводится опыт работы преподавателей Бурятского государственного университета в личных кабинетах, в которых размещается учебный материал. В личных кабинетах студентов обеспечен доступ к рабочим программам дисциплин (модулей), практик, изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксируется ход образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и освоения образовательной программы. Это обеспечивает систематическую поддержку учебного процесса, осуществление сетевых консультаций в онлайн-режиме, оперативность коммуникаций, индивидуализацию обучения, возможность адаптации к стилю работы каждого студента и преподавателя. Для фиксации результатов текущей и промежуточной аттестации и освоения образовательной программы разработана электронная балльно-рейтинговая система.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дамбуева Альбина Борисовна, Хинзеева Дарима Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INDIVIDUALIZATION AND SYSTEMATICITY OF STUDENTS’ TRAINING IN CONDITIONS OF INFORMATION-EDUCATION ENVIRONMENT

The paper deals with the concept of «electronic informationeducation environment» and its legal framework. The authors describe the experience of teachers of Buryat State University working with personal accounts containing teaching material. Students’ personal accounts have access to steering documents of disciplines (modules), practices, publications of electronic library systems and electronic educational resources specified in those documents; personal accounts record the course of a learning process and the results of midterm assessment and the results of learning a curriculum. It provides systematic support of a learning process, implementation of network consultations on-line, efficiency of communication, individualization of learning, an opportunity to adapt to the workstyle of each student and teacher. The authors developed an electronic score-rating system to trace the results of current and midterm assessment and the results of learning a curriculum.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация и систематичность поддержки обучения студентов в условиях информационно-образовательной среды»

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И СИСТЕМАТИЧНОСТЬ ПОДДЕРЖКИ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

INDIVIDUALIZATION AND SYSTEMATICITY OF STUDENTS' TRAINING IN CONDITIONS OF INFORMATION-EDUCATION ENVIRONMENT

А.Б. Дамбуева, Д.П. Хинзеева A.B. Dambueva, D.P. Khinzeeva

Электронная информационно-образовательная среда, электронное обучение, личный кабинет. В статье рассмотрены понятие «электронная информационно-образовательная среда», его законодательная основа. Приводится опыт работы преподавателей Бурятского государственного университета в личных кабинетах, в которых размещается учебный материал. В личных кабинетах студентов обеспечен доступ к рабочим программам дисциплин (модулей), практик, изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксируется ход образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и освоения образовательной программы. Это обеспечивает систематическую поддержку учебного процесса, осуществление сетевых консультаций в онлайн-режиме, оперативность коммуникаций, индивидуализацию обучения, возможность адаптации к стилю работы каждого студента и преподавателя. Для фиксации результатов текущей и промежуточной аттестации и освоения образовательной программы разработана электронная балльно-рейтинговая система.

Electronic information-education environment, e-learning, personal account.

The paper deals with the concept of «electronic information-education environment» and its legal framework. The authors describe the experience of teachers of Buryat State University working with personal accounts containing teaching material. Students' personal accounts have access to steering documents of disciplines (modules), practices, publications of electronic library systems and electronic educational resources specified in those documents; personal accounts record the course of a learning process and the results of midterm assessment and the results of learning a curriculum. It provides systematic support of a learning process, implementation of network consultations on-line, efficiency of communication, individualization of learning, an opportunity to adapt to the workstyle of each student and teacher. The authors developed an electronic score-rating system to trace the results of current and midterm assessment and the results of learning a curriculum.

Современный период развития образования характеризуется стремительными темпами информатизации, выражающимися в проникновении современных инфоком-муникационных технологий в различные области образования, экономики и т.д.

Методически информационные технологии в образовании должны быть проработаны с ориентацией на конкретное применение. Часть технологий должна эффективно поддерживать учебный процесс, другие разработку новых учебных пособий, сопровождать и поддерживать проектную деятельность обучающихся

[Полат, Бухаркина, 2008], включать средства визуализации и адаптации для студентов, элементы образовательной программы, автоматизации сбора результатов предварительной и промежуточной аттестации [Кириллов, 2015 с. 22].

Одними из важнейших факторов повышения качества обучения студентов фундаментальным дисциплинам (например, физике) в условиях электронного обучения являются индивидуализация и систематичность предметной подготовки.

В связи с этим является важной возможность представления одного из алгоритмов индивидуализации и систематичности очного обу-

<С Я

tí га

0

ь

X

1 га m Е-U

CL < ^

о ^ о о ^ h о Q

EÍ Ш tS О PL

га

§

о §

х

%

«

о га :г s

ъ

I—

<с п га с

« S

д

H

и

W

м

чения студентов с использованием электронной информационно-образовательной среды.

Пункт 1 статьи 16 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № Ф3-273 регламентирует реализацию образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.

Указывается, что «под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников» [Федеральный закон...].

В последние годы электронное обучение становится неотъемлемой составляющей образовательного процесса в вузах и используется во всех формах обучения. Применение электронного обучения позволяет повысить качество образования за счет использования быстро пополняющихся мировых образовательных ресурсов и за счет того, что при использовании элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий увеличивается доля самостоятельной работы студентов при освоении материала.

Особенно актуальным электронное обучение становится в условиях внедрения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) нового поколения и связанного с этим сокращения объемов аудиторной работы, увеличения и расширения форм самостоятельной работы студентов, для организации которой электронное обучение открывает новые возможности.

При решении вопросов реализации ФГОС необходимы наличие различных вариантов программ, учебников, дидактических материалов, позволяющих индивидуализировать процесс обучения, создание условий для самостоятельного выбора учащимися способов работы, типа заданий, вида и форм учебного материала, использование разнообразных интерактивных

форм занятий, создание ситуации успеха для поощрения индивидуальных сдвигов в развитии обучающегося [Якиманская, 2000].

В утверждённом Приказом Минобрнауки РФ от 07.08. 2014 № 937 ФГОС ВО по направлению подготовки 03.03.02 Физика в разделе VII о требованиях к условиям реализации программы бакалавриата пункт 7.1.2 подчеркивает необходимость развития электронной информационно-образовательной среды. В соответствии с этим пунктом «электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах; фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы; проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса; взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет"» [ФГОС ВО].

Таким образом, электронное обучение требует для реализации создания виртуальной электронной среды обучения или платформы электронного обучения. На современном рынке образовательных услуг платформы для электронного обучения имеют в развитии тенденцию к индивидуально-ориентированной персональной странице, когда единое окно доступа позволяет и выходить на учебные материалы, и осуществлять коммуникации на уровне группы, и участвовать в социальных сетях [Можаева, 2013, с. 126].

Электронное обучение предполагает различные форматы, включая обучение через интерактивные лекции у лучших преподавателей, игровые симуляторы, интерактивные тесты, в том чис-

ле аудиовизуальные, дистанционное выполнение виртуальных лабораторных и практических работ, предусматривающих возможность контроля со стороны преподавателя, моделирование процессов, имитирующих реальность, организацию сетевой проектной деятельности, создание сетевых сообществ по профилю обучения (предмет, курс, группа и т.д.). При этом обеспечиваются систематическая поддержка индивидуального обучения, сетевые консультации в режимах онлайн и офлайн, оперативность коммуникаций, индивидуализация обучения, возможность адаптации к стилю работы каждого студента и преподавателя, фиксация обучения. Информационные технологии, применяемые в электронном обучении, все чаще используются для повышения эффективности очного обучения, заставляют преподавателя искать новые педагогические методы и приемы аудиторной работы со студентами, позволяющие повысить их мотивацию к обучению [Казанская, 2009, с. 4], активно осваивать и применять в профессиональной деятельности современные сервисы Интернет, основанные на технологиях web 2.0., что способствует развитию информационной культуры [Лапчик, 2013, с. 3; Biondi, 2002, p. 60].

Все эти возможности реализованы, на наш взгляд, в личном кабинете преподавателя и студента, внедряемом в образовательный процесс в Бурятском государственном университете.

В личном кабинете преподаватели прикрепляют рабочую программу к преподаваемой дисциплине, после этого она становится доступной студентам, изучающим данную дисциплину, из любого места, где есть Интернет.

При этом одним из важных этапов становится внесение структурированного тематического плана курса, являющегося неотъемлемой частью рабочей программы дисциплины. Структура тематического плана определяется следующим образом: раздел - содержит в себе несколько тем; темы - содержат в себе виды занятий.

Для фиксации результатов текущей и промежуточной аттестации и освоения образовательной программы в университете разработана электронная балльно-рейтинговая система. Общая максимальная сумма баллов, которую студент может набрать по дисциплине в течение семестра, 100 баллов: 60 баллов за текущий контроль и рубежный контроль + 40 баллов за зачет /экзамен (итоговый контроль) [Методические...].

Для оценивания учебных достижений студентов по балльно-рейтинговой системе преподаватели придерживаются следующего алгоритма.

Представим на примере дисциплины «Физика» общей трудоемкостью 7 ЗЕТ, 250 часов.

1. Первым шагом необходимо разбить содержание подготовки по дисциплине на отдельные модули, степень освоения которых студентами можно проконтролировать.

Модульное построение учебного процесса предполагает структурирование содержания учебной дисциплины на дисциплинарные модели. Дисциплинарный модуль представляет собой логически законченный самостоятельный раздел дисциплины, объединяющий ряд тем в соответствии с рабочей программой [Осин и др., 2011, с. 88].

Структура и содержание учебной дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 7 зачетные единицы, 252 часа.

Таблица разделов

[Ñ7 Название разделов дисциплины Лекция Семинар Самостоятельная работа 1

i Механика 18 18 14

2 Молекулярная физика и основы термодинамики 18 18 22

3 Электричество и магнетизм 10 10 16

4 Оптика 12 12 20

5 Физика атомов и атомных явлений 12 14 24

6 Физика атомного ядра и элементарных частиц 0 0 12

Итого 70 72 108

<

ш £

С pq

s к

S

ш ¡S

о

W

pq

[ 33 ]

о

й

Й CQ

Н

О <

О

о

1-н

о

ё

о

я S < ^

Рн ш

ы с «

X

Н

U

ш

PQ

2. Далее необходимо распределить трудоемкость текущей работы студента. Например, по дисциплине «Физика» распределение видов те-

кущей работы может выглядеть выглядит следующим образом.

Текущий контроль Итого

Посещение Выполнение СРС (написание реферата,

лекций и семинаров контрольных работ доклад, решение комплектов задач, коллоквиум)

10 % 60 % 30 % 100 %

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5,4 балла - 9 % 36 баллов - 60 % 18,6 балла - 31 % 60 баллов

Формами текущего и рубежного контроля (видами текущей работы) могут быть устный опрос, участие в семинарах (выполнение заданий во время занятий), выполнение домашних заданий, лабораторной работы, контрольной работы, компьютерное тестирование, подготовка и защита реферата, доклада, сообщения и т.д., выполнение и оформление отчетности по лабораторной работе, участие в научных конфе-

БРС

Семестр Контрольные точки

ренциях и семинарах, посещение лекций, выполнение курсовой работы (проекта), самостоятельная работа студента и т.д.

3. Далее преподаватель разрабатывает систему рубежных контролей для определения качества усвоения учебного материала и контроля результатов аудиторной и самостоятельной учебно-познавательной деятельности студентов по каждому модулю.

Текущий контроль в разделе «Механика» Конспект Диктант

Выполнение и оформление отчетности по лабораторной работе Текущий контроль в разделе «Молекулярная физика и основы термодинамики» Доклад Коллоквиум Конспект

Выполнение и оформление отчетности по лабораторной работе Домашний эксперимент Экзамен в разделе «Молекулярная физика и основы термодинамики» Коллоквиум

5

5 10

6 5 5 10 14

Количество рубежных контролей устанавливается в зависимости от количества кредитных единиц, предусмотренных учебным планом для данного курса: на каждую ЗЕТ - один рубежный контроль.

4. Следующим шагом необходимо определить критерии оценивания, распределить максимально возможное и минимально необходимое количество баллов рубежного и промежуточного контроля.

После выполнения вышеуказанных шагов студентам, помимо рабочей програм-

Итого за семестр 2: 100

мы, в личном кабинете доступны все учебно-методические материалы, необходимые при изучении дисциплины. Это и ссылки на рекомендованные преподавателем интернет-страницы, и различные документы, презентации, изображения, архивы, электронные ресурсы и т.д.

В рабочей программе материалы добавляются к занятиям тематического плана, чтобы студентам было легче понять, на каком этапе изучения дисциплины понадобится тот или иной материал.

Электричество и магнетизм

Лекция. 4 ч. Основные законы и характеристики электрик заряженных тел. Законы постоянного тока. Презентация "Законы постоянного тока" — 1 МБ

Презентация "Электростатика" — 564 КБ

Самостоятельная работа. 8 ч. Теорема Гаусса для диэле Домашняя контрольная работа — 26 КБ

Лекция. 6 ч. Магнитное поле в вакууме. Энергия и силы I

Презентация "Электромагнитная индукция" — 2 МБ Презентация "Электромагнитные волны" — 1 89 КБ

Самостоятельная работа. 3 ч. Магнитомеханическое отно условия для векторов напряженности магнитного поля и I электрические и магнитные свойства. Высокотемператур!

Таким образом, специально подобранное методическое обеспечение информационно-образовательной среды для электронного обучения студентов позволяет обеспечить индивидуализацию и систематичность их предметной подготовки.

Библиографический список

1. Казанская О.В. От дистанционного обучения к электронному // Информационные технологии в образовании. 2009. № 1 (17). С. 4-5.

2. Кириллов А.Г. Направления автоматизации системы управления вузом // Вестник КГПУ им. В.П. Астафьева. 2015. № 1 (31). С. 22-26.

3. Лапчик М.П. Россия на пути к smart-образованию // Информатика и образование. 2013. №2. С. 3-9

4. Методические рекомендации по организации БРС. URL: http://www.bsu.ru/education/ materials/

5. Можаева Г.В. Электронное обучение в вузе: современные тенденции развития // Гуманитарная информатика. 2013. Вып. 7. С. 126-138.

6. Осин А.Я. и др. Балльно-рейтинговая оценка учебных достижений студентов при модуль-

но блочном обучении в медицинском вузе / А.Я. Осин, Е.В. Крукович, В.Н. Лучанинова, Г.Н. Бондарь, М.М. Цветкова, Н.Г. Садова // Тихоокеанский медицинский журнал. 2011. № 2. С. 88-92.

7. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для вузов: М.: Академия, 2008. 368 с.

8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования [ФГОС ВО] по направлению подготовки 03.03.02 Физика (уровень бакалавриата), утвержденный Приказом Минобрнауки России от 07.08.2014 № 937. URL: http://fgosvo.ru/

9. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 21.12.2012 г. ФЗ-273 (с изм. и доп., вступ. в силу с 06.05.2014).

10. Якиманская И.С. Личностно-ориентирован-ное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 143 с.

11. Biondi G. Lo sviluppo delle nuove tecnologie: impatto con la scuola e la cultura professionale degli insegnanti // Nuova Antologia. 2002. V. 137, № 222. P. 60-67.

<C

ti m

0

b x

1

w

Ш EU

CL

<

о ^ о о

О Й

Ш E-

K

О

Рч

w

13

и §

X

«

о w :r s

b L

<c «

w с

«

5 Д

H U

w

PQ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.