Section 7. Pedagogy
Список литературы:
1. Днепров Э.Д. Образовательный стандарт - инструмент обновления содержания общего образования / Временный научный коллектив «Образовательные стандарт». Министерство образования Российский Федерации. - М., 2004.
2. Учебные стандарты школ России. Государственный стандарт начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Книга 1. Начальная школа. Общественно-гуманитарные дисциплины /Под ред. В.С. Леднева, Н.Д. Никандрова, М.Н. Лазутовой. - М.: «ТЦ Сфера», «Прометей», 1998.
3. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть1. Начальное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М., 2004.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011г./ М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
5. Фундаментальное ядро содержания общего образования /Рос. акад. наук. Рос акад. образования; под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. - 4-е изд., дораб., - М.: Просвещение, 2011.
Podkovko Katerina Nikolaevna, Surgut Teacher Training University, Ph. D., Education, Leading Specialist of Division Monitoring the Quality of training, Teacher, Department of Pedagogical and Special Education E-mail: [email protected]
System formation of assessment the quality of the readiness students
Abstract: The paper considers some peculiarities of forming system of assessment the quality of the readiness students. The analysis of its problem has been determined by the main aim of modern system professional education. It is should be prepare of young people to make optimal professional decisions in permanently changing conditions.
Keywords: assessment the quality of education, system professional education, readiness students.
90
Секция 7. Педагогика
Подковко Екатерина Николаевна, Сургутский государственный педагогический университет, кандидат педагогических наук, ведущий специалист отдела мониторинга качества обучения, преподаватель кафедры педагогического и специального образования
E-mail: [email protected]
Формирование системы оценки качества подготовки студентов
Аннотация: В статье рассматриваются особенности формирования системы оценки качества подготовки студентов. Необходимость анализа данного вопроса обусловлена главной задачей современной системы профессионального образования, заключающейся в подготовке подрастающего поколения к применению оптимальных профессиональных решений в постоянно меняющихся условиях.
Ключевые слова: оценка качества образования, система профессионального образования, готовность студентов.
Согласно программным документам ФГОС ВПО, ФЗ «Об образовании» и распоряжению правительства РФ № 2620-р от 30 декабря 2012 г. (План мероприятий («дорожная карта») «Изменения в отраслях социальной сферы, направленные на повышение эффективности образования и науки»), а также Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., высшее образование вступило в новый этап своего развития — осознание себя в качестве национального приоритета, ориентирующего высшее образование на свободное развитие человека, на творческую инициативу, самостоятельность, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Вступление России в Болонский процесс сконцентрировало внимание на вопросах качества образования (управления качеством образования), т. е. на проблемах сравнительных оценок качества в образовании. Общероссийская система оценки качества образования существует с 2007 г. Тем не менее, до сих пор невозможно выделить полностью унифицированные и/или инвариантные формы этой оценки. Примером может служить только ЕГЭ в системе общего образования. Однако он не фиксирует характер самого образовательного процесса. Исследования проблемы оценки качества образования показали, что до сих пор доминирует в основном дисциплинарный подход, основанный, как правило, на знаниевой компоненте образования, что не позволяет охватить весь спектр будущей профессиональной деятельности выпускника и обеспечить достаточно эффективную оценку качества его профессиональной подготовленности.
91
Section 7. Pedagogy
Суть модернизационных процессов заключается еще и в том, что принятый к реализации ФГОС ВПО нового поколения поставил перед вузами задачу разработать компетентностно-ориентированные ООП, реализующие стандарты, позволяющие сформировать общие, универсальные (общекультурные) и профессиональные компетенции, при этом требования к результатам освоения ООП должны обеспечить преемственность и единство образовательного пространства РФ.
Все это актуализирует формирование новой педагогической культуры в системе высшего образования, направленной не столько на процесс обучения, сколько на его проектирование и обеспечение результата, что предполагает создание системы контроля результатов обучения (системы контроля), отражающей стратегию по обеспечению качества подготовки специалистов. Главной целью данной системы является оценка степени соответствия подготовки студентов требованиям ФГОС ВПО и установление областей улучшения качества образования во всех видах деятельности вуза и его подразделений.
В основе системы контроля должны лежать такие принципы как системность, преемственность, студентоцентрированность, результатоцентрированность, валидность, надежность, постепенность и др.
Одной из важных переменных, способствующих оценке эффективности системы контроля, являются ее субъекты и механизмы их участия в системе контроля. К субъектам системы контроля относятся: преподаватели, студенты, эксперты.
Преподаватели в рамках системы контроля должны определить алгоритм формирования у студентов общекультурных и профессиональных компетенций при организации образовательного процесса, что требует от них умения проектировать и выбирать оценочные средства, обеспечивающие надежность оценивания результатов обучения.
«Открытая» система контроля предоставляет студентам возможность получать информацию о том, что они могут приобрести, изучив конкретную учебную дисциплину (рабочая учебная программа), пути достижения результатов обучения («модель выпускника», «паспорт компетенции», «программа формирования компетенции»), проводить самооценку уровня достижения запланированных результатов и т. д.
Деятельность экспертов обеспечивает прозрачность и обоснованность принятой в вузе системы контроля результатов обучения, используемых оценочных средств, через установление соответствия между вузовскими требованиями к результатам освоения ООП и требованиями ФГОС ВПО, через учет этих требований на дисциплинарном уровне и т. д.
Механизм участия субъектов в системе контроля должен быть регламентирован соответствующими положениями, документированными процедурами,
92
Секция 7. Педагогика
инструкциями по функционированию системы контроля в вузе, а сами субъекты и их деятельность должны соответствовать определенным критериям, в частности:
- качество кадрового обеспечения образовательного процесса;
- качество научно-методической деятельности ППС и ее влияние на образовательный процесс;
- качество научно-исследовательской деятельности ППС и ее влияние на образовательный процесс и т. д.
Компетентностный подход исходит из идеологии интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»), что предполагает определение в качестве инструментального средства достижения цели образования выделение новых образовательных конструктов — компетенций. Формирование этих конструктов будет способствовать усилению фундаментальной подготовки студентов при условии определения их структуры и состава («модель выпускника», «паспорт компетенции»), выявлении эффективных образовательных технологий («программа формирования компетенции», рабочая программа учебной дисциплины), формирования фондов оценочных средств, определения содержательно-логических связей учебных дисциплин (модулей), практик, входящих в ООП (учебные планы), а главное, при условии новой организации учебного пространства, построенного в соответствии с динамикой процесса профессионального развития студента на каждом этапе обучения.
Если на начальном этапе цель обучения отражает социальный заказ на качество знаний, умений и навыков, учебный предмет рассматривается как своеобразная «проекция» науки и практики, то у студентов важно сформировать целостную структуру деятельности учения во взаимосвязи всех составляющих ее компонентов. Для этого необходимо формирование таких учебных умений как планирование и организация своего времени, анализ учебного материала, анализ и коррекция своей деятельности, постановка целей и выбор путей их достижения и т. д.
Целевая установка обучения в рамках основного этапа заключается в формировании умений и обобщенных способов действий. Поэтому его особенностью является решение учебных задач производственного характера.
Заключительный этап предусматривает формирование таких учебно-профессиональных умений как планирование и организация своей профессиональной деятельности, ее анализ и коррекция, решение профессиональных задач, выявление проблем в своей профессиональной деятельности и путей их решения, умение строить взаимоотношения в профессиональных группах и т. д.
Таким образом, оценка качества освоения ООП должна включать не только наличие объективных процедур оценки уровня знаний и умений студентов, но и компетенций.
93
Section 7. Pedagogy
В основе определения компетенции лежит деятельность по решению задач, которые стоят перед студентом. По мнению В. С. Лазарева [1], компетенция — это функциональное состояние психики, обеспечивающее человеку способность решать задачи определенного типа на уровне предъявляемых к их решению требований. Это интегративное психическое образование, включающее в себя как знания, необходимые для решения соответствующего типа задач, так и умения ставить задачи данного типа, планировать их решение, выбирать и применять адекватные средства решения, оценивать результаты действий.
В. С. Лазарев выделил 4 компонента в структуре компетенции:
- когнитивный — комплекс знаний, владение которыми необходимо для решения соответствующего типа задач;
- ориентировочный — способы постановки, планирования решения этого типа задач и оценки результатов решения;
- операциональный — методы выполнения действий, требующиеся для решения задач данного типа;
- опыт — компонент компетенции, благодаря которому другие ее компоненты оказываются интегрированными в способ решения задач соответствующего типа.
Сущность и структура компетенции обуславливает необходимость создания механизмов и процедур оценивания, адекватных данному объекту оценивания (латентность, отсроченный характер проявления, многофункциональность, над-предметность, связанность с уровнем способностей обучаемых).
ФГОС ВПО определяет роль и место оценки качества освоения ООП:
- оценка качества освоения ООП должна включать текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся и итоговую государственную аттестацию выпускников (п. 8.2);
- конкретные формы и процедуры текущего и промежуточного контроля знаний по каждой дисциплине разрабатываются вузом самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в течение первого месяца обучения (п. 8.3);
- для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений поэтапным требованиям соответствующей ООП (текущий контроль успеваемость и промежуточная аттестация) создаются фонды оценочных средств, включающие типовые задания, контрольные работы, тесты и методы контроля, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций. Фонды оценочных средств разрабатываются и утверждаются вузом (п. 8.4).
Требования к оценке качества освоения ООП определяют цель контроля на каждом из этапов обучения. Виды контроля, определенные в требованиях к оценке качества освоения ООП, отражают последовательность и логическую связь освоения учебных дисциплин (модулей), практик. Рассмотрим особен-
94
Секция 7. Педагогика
ности их проектирования в рамках моделей профессионального образования и развития личности.
Как было отмечено выше, начальный этап обучения ориентирован на формирование целостной структуры деятельности учения во взаимосвязи всех составляющих ее компонентов. Следовательно, одним из видов контроля, который определяет траекторию развития личности студента в ходе освоения учебных дисциплин (модулей), практик, является входной контроль. Цель входного контроля заключается в определении фактического уровня подготовки студентов к освоению ООП ВПО в целом, так и по отдельным дисциплинам (модулям). Таким образом, входной контроль является контролем освоения метапредметных и предметных результатов по дисциплинам, изученным студентами в учреждениях среднего общего образования, а также контролем готовности студентов к изучению учебных дисциплин (модулей) ООП ВПО.
Сущность входного контроля определяет виды, содержание и этапы его проведения. В рамках реализации ООП входной контроль может быть двух видов: входной контроль первокурсников и входной контроль перед началом освоения учебных дисциплин (модулей), практик.
Входной контроль первокурсников осуществляется в 2 этапа: 1 этап — анализ качества абитуриентов, 2 этап — контроль готовности студентов к изучению учебных дисциплин (модулей).
Анализ качества абитуриентов включает контроль освоения метапредметных результатов по дисциплинам, изученным студентами в учреждениях среднего общего образования (1 неделя 1 семестра), а также установление соответствия учебных достижений студентов с результатами ЕГЭ (2-3 недели 1 семестра).
Контроль готовности студентов к изучению учебных дисциплин (модулей) (1 полусеместр) предполагает фиксацию уровня освоения метапредметных результатов студентами, необходимых для продолжения обучения в вузе (освоения как общекультурных, и так профессиональных компетенций), и выступает в качестве внешнего контроля для освоения учебных дисциплин (модулей).
Такое построение системы входного контроля первокурсников предполагает установление в учебных планах жестких сроков (1 полусеместр) изучения таких учебных дисциплин как «Основы учебной деятельности в вузе», «Основы саморазвития личности», «Эффективная работа в команде», «Введение в профессию» и др., обеспечивающих определение степени готовности студентов к освоению учебных дисциплин (модулей).
Входной контроль перед началом освоения учебных дисциплин (модулей), практик предполагает контроль освоения значимых предметных результатов, компонентов компетенций в ранее изученных дисциплинах, входящих в содержательнологическую связь с новыми учебными дисциплинами (модулями), практиками.
95
Section 7. Pedagogy
Решение об определении содержания, сроков и формы данного контроля принимает кафедра на основании матрицы содержательно-логических связей учебных дисциплин (модулей), практик.
В качестве форм входного контроля выступают компьютерное и бланковое тестирование, а также письменные формы проверки (контрольная работа, кейсы, расчетные проектные задания и др.).
Текущий контроль успеваемости студентов в рамках бессессионной системы обучения представлен как собственного текущим, так и рубежным контролями.
Текущий контроль освоения ООП в рамках конкретной учебной дисциплины (модуля) направлен на определение уровня освоения результатов обучения при изучении конкретных тем, частей тем, определяемый частными учебными целями. Формы текущего контроля определяются преподавателем самостоятельно в соответствии с конкретными учебными результатами, формируемыми компонентами компетенций, и фиксируются в рабочих учебных программах дисциплин. Это коллоквиум, контрольная работа, минизачет, учебная конференция, а также другие формы контроля:
- сдача нормативов (требования к технике безопасности и др.);
- составление служебных, аналитических записок;
- разработка и защита проектов;
- выявление и решение производственных задач и ситуаций;
- составление справок, отчетов (аналитических и статистических);
- разработка планов-конспектов;
- разработка планов (развития, мероприятия, перспектив);
- разработка программ (развития, аудита, учебных, производственных);
- разработка анкет, опросников;
- составление сравнительных таблиц;
- составление и защита портфолио;
- просмотр-анализ творческих работ и др.
Рубежный контроль направлен на определение уровня освоения результатов обучения по блоку тем, части дисциплины, определяемый целями изучения дисциплины. Также как и в текущем контроле формы рубежного контроля определяются преподавателем самостоятельно в соответствии с учебными результатами, формируемыми компонентами компетенций, и фиксируются в рабочих учебных программах дисциплин.
Модульное построение содержания рабочих учебных программ, предложенное В. С. Лазаревым и И. Г Глушковым [2], отвечает деятельностной парадигме организации профессиональной подготовки студентов в вузе. Модуль понимается как завершенная тематически и по времени структурная единица программы, для которой определены цели, содержание, результаты образования, формы (методы, техно-
96
Секция 7. Педагогика
логии) преподавания и учебной деятельности студентов, организационные формы образовательного процесса, критерии и способы контроля и оценки достижений. Рабочие учебные программы состоят из двух модулей: предметного (структурная единица программы изучения какой-либо дисциплины, отражающая ее содержательную сторону) и деятельностного (структурная единица программы, связанная с формированием какой-либо компетенции). Следовательно, выбор формы рубежного контроля зависит от удельного веса формируемого в рамках модуля компонента компетенции. Предметный модуль в таких случаях должен завершаться обязательным тестированием, а деятельностый — иной формой контроля, адекватной формируемой компетенции (см. формы текущего контроля) с установлением критериев оценки, т. е. стандартов достижения каждого из запланированных результатов.
Таким образом, тестирование по завершении предметного модуля выступает в качестве внешнего контроля результатов обучения при условии регламентации хранения и безопасности фондов оценочных средств.
Промежуточная аттестация освоения ООП в рамках бессессионной системы обучения представлена собственно промежуточной аттестацией и промежуточным контролем.
Промежуточная аттестация в рамках конкретной учебной дисциплины (модуля) представляет собой распределенный контроль в течение всего периода изучения дисциплины. Итоговая оценка по дисциплине складывается из суммы рубежных контролей (предметный модуль и деятельностный модуль). В случае если учебная дисциплина (модуль) изучается в течение нескольких семестров, то промежуточная аттестация рассматривается как среднее арифметическое достигнутых результатов обучения по каждому семестру.
Результат промежуточной аттестации в рамках модульного построения содержания рабочих учебных программ должен быть связан с весовым коэффициентом формируемого компонента компетенции в каждом модуле.
Промежуточный контроль освоения ООП используется с целью оценки уровня сформированности общекультурных и профессиональных компетенций на различных этапах обучения студентов. В основе проектирования промежуточного контроля должна лежать матрица компетенций, паспорт и программа формирования компетенций.
Итоговая государственная аттестация в системе контроля результатов обучения направлена на установление уровня подготовки выпускников вуза к выполнению профессиональных задач в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, т. е. на определение уровня сформированности ключевых компетенций, поэтапное достижение которых отслеживается в рамках промежуточного контроля.
Представленная система контроля результатов обучения позволила прийти к следующим выводам. Во-первых, на первый план выходит адресность подготовки,
97
Section 7. Pedagogy
ориентированная на конкретные запросы образовательных организаций, субъектов рынка образовательных услуг, при сохранении свободы выбора личностью образовательной траектории. Во-вторых, необходимо научно-методическое, технологическое и организационное обеспечение профессионального образования, в том числе, создание условий для формирования системы оценки качества подготовки студентов.
Список литературы:
1. Лазарев В. С. Концептуальная модель формирования профессиональных умений у студентов//Вестник Сургутского государственного педагогического университета. - 2011. - № 2. - с. 3-14.
2. Содержание и способы профессиональной деятельности преподавателя в формировании субъектной позиции студента: Коллективная монография/Под науч. ред. Н. Н. Ставриновой. - Сургут: РИО СурГПУ, 2011. - 173 с.
Sinelnikova Nataliia Olegovna, Institute of Higher Education of the National Academy of Pedagogical Sciences of Ukraine (Kyiv), postgraduate student,
E-mail: [email protected]
Formation of pedagogical culture of future primary school teachers
Abstract: This article reveals the importance of pedagogical culture for education. There are various approaches to its definition. It considers the problems of the formation of pedagogical culture of future primary school teachers.
Keywords: culture, pedagogical culture, formation of pedagogical culture, primary school teachers, higher education, etc.
The emergence of new needs and categories of life, among which the determining ones are the integration and globalization of social, economic and cultural processes, Ukraine’s entry into the world economy and information space, in the time dimension of which, the ability to independently and actively act, take decisions, as well as flexibility to adapt to rapidly changing conditions of life, to think in accordance with the standards and requirements of dynamic cultural reality, to promote the rights of a human as the highest social value, disclosing its fullest capabilities, meeting diverse educational needs, ensuring priority of universal values, harmonizing relations of a human with the environment, society and nature becomes very important and requires development of new approaches to the formation of culture.
98