НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
УДК 93/94+ 378+929
Памяти Зии Камали (1873-1942) (к 150-летию со дня рождения)
А.В. Ахтямова
Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ
Казань, Российская Федерация
2023 год ознаменуется 150-летием со дня рождения российского мусульманского религиозного и общественного деятеля, богослова, педагога-реформатора и просветителя - Зии Камали (1873-1942). Юбилейные мероприятия могут послужить хорошим подспорьем для анализа тенденций и перспектив изучения творческого наследия мыслителя. Актуальность темы обусловлена растущим интересом исследователей к наследию мыслителей мусульманского Востока, историческому опыту различных культурно-цивилизационных традиций в условиях современного поликультурного и поликонфессионального общества в России и глобализации в мире. Настоящая публикация призвана отразить главные вехи жизненного и творческого пути юбиляра. Особое внимание акцентируется на личном вкладе З.Камали в становление и развитие джадидистского медресе «Галия» (Уфа, 19061919), а также татарского женского образования в Уфе. Под руководством З.Камали медресе «Галия» стало одним из ведущих российских мусульманских учебных заведений, а организованные татарским богословом летние педагогические курсы превратились в своеобразный учебно-методический центр для российских учительниц-мусульманок. Описания основаны на предшествующей литературе. Кроме того, для реконструкции творческой биографии известного джадида привлечены как неопубликованные архивные материалы, так и опубликованные источники, в частности татарская дореволюционная пресса.
Ключевые слова: Зия Камали (1873-1942), Уфа, медресе «Галия», женские курсы, татарская периодическая печать, газета «Тормыш»
Для цитирования: Ахтямова А.В. Памяти Зии Камали (1873-1942) (к 150-летию со дня рождения) // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2023. Т.13, №2. С. 128-142. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-2.128-142
В течение последних десятилетий в стране уделяется большое внимание вопросам сохранения и развития богословского наследия мусульманских народов России. В условиях поликультурного и поликонфессионального российского общества и глобализации в мире неуклонно растет интерес исследователей к наследию мыслителей мусульманского Востока, историческому опыту различных культурно-цивилизационных традиций.
Конец XIX - начало XX столетия ознаменовалось появлением плеяды выдающихся представителей татарской культуры, внесших свою лепту в развитие исламской мысли, многоконфессионального Российского государства в целом, среди которых был и Зия Камали (1873-1942), чей 150-летний юбилей отмечается в этом году. Как известно, в советское время имя Зии Камали, как и имена многих видных татарских общественных деятелей Нового времени, было незаслуженно забыто. Начиная с 90-х гг. прошлого столетия до наших дней интерес исследователей к жизни и творчеству семьи З.Камали, их наследию проявился в ряде публикаций [1; 4; 14, 16; 17 и др.]. В настоящей статье отражены главные вехи его жизненного и творческого пути, однако, учитывая обширность рассматриваемой темы, автор ограничился описанием лишь некоторых сюжетов. Новизна данной работы состоит в том, что на основе анализа материалов татарской периодической печати, главным образом уфимской газеты «Тормыш» («Жизнь», 1913-1918), рассмотрена многолетняя деятельность юбиляра на ниве просвещения. В частности, подробно изучен вклад Зии Камали в становление и развитие медресе «Галия» - одного из передовых мусульманских учебных заведений начала XX в., которое получило известность на всю Россию, а также отмечены его заслуги в сфере женского образования.
Зия Камали (Парваз ад-Дин бин Джамал ад-Дин бин Камал ад-Дин) родился 22 декабря (9 декабря по старому стилю) 1873 г. в д.Келяшево Уфимского уезда одноименной губернии (ныне с.Кляшево Чишминского района Республики Башкортостан) в бедной и многодетной семье [14, с.6]. Некоторые штрихи к портрету нашего героя можно почерпнуть из автобиографии сына Зии Камали - Акрама Камалетдинова. По его словам, отец делился с ними своими детскими воспоминаниями. «Дедушка (отец Зии Камали - Джамалетдин. - А.А.) был в молодости бурлаком на Волге», - писал он. Когда Парвазетдину исполнилось шесть лет, его отдали учиться в местную мусульманскую начальную школу (мектеб). Семья испытывала значительные материальные трудности: иногда бывало и так, что из-за отсутствия теплой одежды дети зимой не могли посещать школу. Однако, очевидно, суровая зима для «любознательного и способного мальчика» не была преградой. «Отец не имел верхней одежды, и потому он оберты-
вал свое тело старым шарфом дедушки и бежал в школу», - так описал этот период жизни своего отца Акрам Парвазетдинович1.
Получив начальное образование в родной деревне, юноша продолжил обучение в уфимском медресе «Усмания». По окончании учебного заведения шакирд, проявивший замечательные способности к восточным языкам, был оставлен преподавателем. Годы обучения и начало педагогической работы (конец XIX - начало XX в.) совпали с развитием татарского общественного движения, когда древние традиции мусульманской благотворительности приобрели новые организационные формы. В разных городах страны возникли мусульманские благотворительные общества. В частности, в Уфе «Попечительство о бедных мусульманах г. Уфы» («Щэмгыяте хэйрия») было создано осенью 1899 г. При посредничестве членов правления общества молодой хальфа вскоре (по некоторым сведениям, в 1900 г.2) был направлен на учебу за границу, сначала в Стамбул, затем в Каир. Здесь он поступает в один из старейших исламских учебных заведений - Университет аль-Азхар, где возглавлял Административный совет и одновременно читал лекции известный мусульманский реформатор Мухаммад Абдо (1849-1905). Как отмечено в литературе, известный египетский деятель сыграл большую роль в формировании мировоззрения З.Камали [14, с.8-9].
В преддверии Первой русской революции, в 1904 г., Зия Камали вернулся в Россию. Стал преподавать в старших классах медресе «Усмания», проявил себя как творческий педагог, педагог-новатор - именно таким запомнился своим ученикам З.Камали3. Однако, будучи активным сторонником европеизации жизни российских мусульман, он не ограничился внедрением новых форм и методов обучения лишь в стенах медресе «Усмания» и в начале 1906 г. оставил свою преподавательскую работу. По-видимому, здесь возникли и некоторые противоречия между ним и руководством учебного заведения. По-видимому, также прогрессивному и целеустремленному преподавателю не давала покоя мысль о том, что он может сделать для возвращения Ислама в духовную жизнь своих единоверцев. Примечательно, что ключ к ответу на этот вопрос он уже нашел, будучи за границей,
1 Национальный архив Республики Башкортостан (далее - НА РБ). Ф.Р-4767. Оп.1. Д.2. Л.70об.
2 Корбангалиев Ф. «Галия» мэдрэсэсе hэм Галимжан Ибраhимов турында Фэтхел Корбангалиевнец истэлеклэре // Научный архив Уфимского научного центра РАН (далее - НА УНЦ РАН). Ф.50. Оп.1. Д.66. Л.1.
3 В частности, своими воспоминаниями поделился Фатхель Курбангалиев (1887-?): обучался в уфимском медресе «Усмания», весной 1906 г. покинул его и в том же году поступил в медресе «Галия». См.: Корбангалиев Ф. «Галия» мэдрэсэсе hэм Галимжан Ибракимов турында Фэтхел Корбангалиевнец истэлеклэре // НА УНЦ РАН. Ф.50. Оп.1. Д.66. Л.1; Корбангалиев Ф. Уфа мэдрэсэлэре турында истэлеклэр, 1896-1909 еллар // НА УНЦ РАН. Ф.50. Оп.1. Д.67. Л.8об. - 9.
где зародилась идея об открытии медресе нового типа. По крайней мере, такой вывод можно сделать из речи З.Камали на открытии собрания, посвященном 10-летнему юбилею медресе «Галия» [25, б.2-3].
Таким образом, покинув стены медресе «Усмания», 32-летний З.Камали начал вести активную общественную деятельность. Наряду с другими мусульманскими интеллектуалами, З.Камали выступал за издание в губернской типографии татарской газеты. Наконец, местное татароя-зычное население получило возможность своевременно узнавать новости: 3 мая 1906 г. в Уфе вышел первый номер газеты «эл-Галэмел ислами» («Ислам деньясы») («Мусульманский мир»)4. З.Камали являлся не только автором ряда публикаций, но и фактическим редактором некоторых номеров газетного издания, специализирующегося на освещении важнейших событий политической и культурной жизни Волго-Уралья. В системе взглядов мыслителя просветительские идеи занимали важное место. Несколько статей З.Камали посвятил вопросу касаемо высшего мусульманского учебного заведения5. О том, что многие его идеи нашли себе приверженцев не только среди авторитетных лидеров татарской общины Уфы, но и далеко за ее пределами, свидетельствуют дальнейшие события. Изучим некоторые сюжеты более подробно.
Джадидистское (новометодное) медресе «Галия» (от араб. «гали» -высший) было основано в октябре 1906 г. при 2-й соборной мечети г. Уфы, известной как «Зариф мулла мэчете» (просуществовало до 1919 г., затем было преобразовано в мужскую школу 2-й ступени для башкир и татар). Инициировал создание медресе Зия Камали, став его бессменным руководителем6. После успешной сдачи шакирдами экзаменов 6 января
4 Кудашев А.Г. Национальные типографии и издательства в начале в Уфе XX века // НА УНЦ РАН. Ф.50. Оп.1. Д.19. Л.1-2.
5 Кудашев А.Г. Национальная периодическая печать // НА УНЦ РАН. Ф.50. Оп.1. Д.26. Л. 1-4; Кудашев А.Г. Национальные школы - мектебе-медресе в Уфе в начале XX века // НА УНЦ РАН. Ф.50. Оп.1. Д.20. Л.3.
6 Позже о событиях, связанных с созданием медресе «Галия», в том числе о лицах, внесших вклад в его открытие, не раз писали на страницах периодической печати. Прежде всего, следует назвать газету «Тормыш», которая опубликовала, в частности, серию публикаций в связи с юбилеем учебного заведения в конце 1916 - начале 1917 г. [24; 25; 26]. Ранее, в №233 от 29 апреля 1915 г., в газете «Тормыш» появилась заметка некого Дауда Мустакимова. Ее автор призвал мусульманскую общественность почтить память Зарифа хазрата Галикеева, с именем которого было связано открытие медресе «Галия». Именно имам второй соборной мечети в г. Уфе - Зариф (Мухаметзариф) Шаяхметович Галикеев - в 1906 г. поддержал Камали в вопросе о создании высшего мусульманского учебного заведения. По словам Мустакимова, благодаря прежде всего стараниям, в частности, Зияэтдина-эфенди Камали, Салимгирея-эфенди Джантюрина и Зарифа Галикеева было построено и новое здание медресе, однако личность последнего незаслуженно забыта. Ведь прошло почти 6 лет после его смерти, однако до сих пор не
1907 г. учредители «Галии» провели организационное собрание. Присутствовавшие на нем уфимские баи и духовные лица поддержали идею о необходимости строительства нового здания. 18 ноября 1907 г., в день торжественного открытия здания, расположенного на улице Уфимская (ныне - Чернышевского, 5), собрались все почитаемые мусульмане Уфы. Как отмечали современники, этот день стал историческим событием и вызвал радость не только среди уфимских мусульман, но и среди мусульман всей России [3, б.8-9; 20, б.309-310, 385; 21, с.443].
Управление учебным заведением осуществляли педагогический совет ^эйэте тэгълимия) и попечительский совет ^эйэте харищия). Организация учебно-воспитательного процесса была возложена на педагогический совет - членов учебной коллегии - под руководством З.Камали. В медресе поддерживался внутренний порядок, определенный уставом из 34 пунктов, разработанным педагогическим советом совместно с шакирдами. К компетенции попечительского совета, возглавлявшего известным общественным деятелем С.-Г.Джантюриным (1864-1926) и состоявшего из учредителей и лиц, вносивших денежные взносы в пользу медресе, относилось решение соответственно финансовых вопросов [12, б.4; 31, б.3]7.
Однако сложные и противоречивые отношения между директором и учредителями медресе отразились и на судьбе учебного заведения. Проблема взаимоотношений между руководителем педагогического совета в лице Зии Камали и членами попечительского совета нашла отражение на страницах татарской прессы [см., например: 5, б.2-3; 33, б.3-4]. С точки зрения попечителей, З.Камали ограничил влияние педагогического совета, о чем они открыто заявили на состоявшемся в 1912 г. совместном заседании двух советов.
В связи с этим со стороны попечителей было предложено возложить должностные обязанности научного руководителя на другое лицо. Как отметили члены попечительского совета, З.Камали якобы не считался с их мнением и продолжал заниматься преподаванием своего незрелого религиозного учения, тем самым разрушая ранее усвоенные учащимися знания. В том же 1912 г. попечительский совет с целью осуществления контроля над деятельностью З.Камали учредил должность заместителя дирек-тора8. Однако ситуация продолжала накаляться, возможно, что немало-
положен камень на могиле, отмечалось в публикации. В связи с этим автор лично пожертвовал 1 руб. и просил прихожан второй махалли присоединиться к данной акции. Редакция газеты «Тормыш» в свою очередь, поддерживая благородную инициативу Дауда-эфенди, обратилась к уфимскому духовенству, педагогическому коллективу медресе «Галия» и прихожанам второй махалли (после смерти М.-З.Галикеева Камали стал имам-хатыбом второй соборной мечети г. Уфы) с просьбой уделить этому делу особое внимание [27, б. 3].
7 НА РБ. Ф.И-4767. Оп.1. Д.1. Л.8.
8 На должность заместителя директора (завуч) был приглашен преподаватель оренбургского медресе «Хусаиния» Абдулла Ибрагимов (Шнаси), бывший
важную роль в этом деле сыграло и недовольство шакирдов, в частности, коллективный уход из медресе в 1912/13 учебном году [об этом подробнее см.: 2]. В итоге 22 августа 1915 г. попечительский совет в лице С.-Г.Джан-тюрина, С.Назирова, К.-М.Алкина, Б.Назирова и Х.Каримова принял решение о лишении медресе материальной поддержки9. Письменное обращение членов попечительского совета было опубликовано в газете «Тор-мыш» [33, б.3-4].
В ответ на это З.Камали обратился к бывшим попечителям с открытым письмом. Оно было опубликовано на страницах татарской периодической печати - 17 сентября 1915 г. в газете «Тормыш», 19 сентября в газете «Ва-кыт» [9, б. 1-2; 10, б.3-4]. Невзирая на противоречия, руководитель медресе от имени всего коллектива поблагодарил бывших попечителей за оказанную материальную помощь в создании учебного заведения. В особенности теплые слова благодарности были адресованы покойной Суфии Джантюриной и Садретдину Назирову. З.Камали писал, что медресе будет помнить этих двух людей, чьи имена - «Отец» и «Мать» («узенец "Эткэсе-Энкэсе" дип зекер итэчж»), Он поблагодарил всех попечителей, оказавших за эти годы и финансовую, и идейную поддержку медресе [10, б. 3-4].
События вокруг медресе «Галия» отнюдь не остались незамеченными на общественной арене - нашли отклик среди мусульманских интеллектуалов [об этом подробнее см.: 14, с. 31-32]. Примечательна в этой связи передовая статья, опубликованная в газете «Тормыш» от 30 октября 1915 г. Она свидетельствует о том, что судьба медресе глубоко волновала мусульманскую умму. Редакция издания, осознанно не вдаваясь в детальный разбор социального поведения сторон конфликта, весьма тонко сформулировала свою нейтральную позицию. В то же время газета выразила надежду, что эти события могут иметь и позитивные последствия, так как общественное обсуждение проблем, связанных с медресе «Галия», в дальнейшем даст возможность научиться решать религиозные вопросы путем тщательного обдумывания и взвешивания своих мыслей [6, б.1].
В 1915/16 учебном году педагогический совет состоял из следующих лиц: Зия Камали (тафсир, исламское вероучение (гакыйда), этика и др.), Галимджан Ибрагимов (татарский язык и литература), Фатих Сайфи-Казанлы (история, география), Амин Хафасы (арабская филология, основы религии), Гиниатулла Терегулов (математика, естествоведение), Зиганша Габдюшев (русский язык), Хуззятельхаким Махмутов (мусульманское
преподаватель медресе «Галия» (преподавал в медресе «Галия» в 1908-1911 гг.). Позже, в результате конфликта в 1915 г., был вынужден оставить свой пост. Эту должность занял Галимджан Ибрагимов, устроившийся с 1915/16 учебного года преподавателем татарского языка и литературы в медресе «Галия», где он проработал до Февральской революции 1917 г.
9 Позже они обеспечили финансирование уфимского медресе «Усмания».
право (фикх), арабский язык) [30, б.3]10. Зия Камали в создавшихся условиях взял на себя все организационные и хозяйственные вопросы. Бюджет медресе нередко пополнялся за счет частных пожертвований. Они поступали из разных городов, в частности из Уфы, Троицка, Челябинска, Новочеркасска, Сергиополя. Извещая об этом в местной газете и высоко оценивая вклад мусульманских меценатов в развитие медресе, директор благодарил всех независимо от размера взноса [7, б.3; 8, б.4; 11, б.3] и старался бережно распоряжаться денежными пожертвованиями. К примеру, к 1916/17 учебному году в целях экономии бюджетных средств, не дожидаясь наступления осенних холодов, он лично занялся вопросом обеспечения медресе дровами [29, б.3].
26 и 27 декабря 1916 г. было отмечено 10-летие медресе «Галия». На многолюдном собрании от 27 декабря, посвященном юбилейной дате11, рассматривались организационные вопросы материального обеспечения медресе. Для этой цели было решено создать правление, а разработку устава нового органа поручить комиссии в следующем составе: Зия Камали, Салихзян Урманов, Гибадулла Усманов, Фатхулла Ягудин, Галимджан Ибрагимов, Гусман (Усман) Терегулов (одновременно они являлись и учредителями правления)12. По-прежнему на З.Камали была возложена орга-
10 НА РБ. Ф.И-4767. Оп.1. Д.1. Л.16.
11 Среди гостей были представители мусульманских городских общин: из Уфы - Садретдин Назиров, Габдуллатиф Хакимов, Фатхулла Ягудин, Хасан Акчурин, Гумер Терегулов, Ахмет-Султан Терегулов, Мухаммадей Чанышев, Гисматулла Гайнуллин, Гибадулла Усманов, Салихзян Урманов и др.; ахун Белебея Джамалетдин Хурамшин; Челябинск представлял мугаллим Миргаяз Алиев, Троицк - имам-хатыб Зиятдин Рахманкулов и др.
12 Забегая вперед, отметим, по утверждении устава, что стало возможным только после роспуска Уфимского губернского аппарата управления в результате Февральской революции 1917 г. и провозглашения новой властью политических прав и свободы (8 марта 1917 г. председатель Уфимской губернской земской управы П.Ф. Коропачинский вступил в должность комиссара Временного правительства по Уфимской губернии, учрежденную взамен поста губернатора), было объявлено о созыве собрания, намеченного на 31 марта 1917 г. в здании Уфимского благотворительного общества [19, б.1]. На этом собрании был зачитан текст устава и обновлен состав попечительства (мутавалият) (количество записавшихся оказалось более 50 чел.). По сведениям газеты «Тормыш», согласно уставу, членами попечительства могли стать лица, уплатившие в кассу данного учреждения 5 руб. При внесении в кассу попечительства единовременного пожертвования на сумму 300 руб., лицо становилось его пожизненным членом. По итогам собрания была собрана денежная сумма в размере около 1200 руб. (Отметим, что собранная после проведения юбилейного мероприятия общая денежная сумма в пользу медресе составила более 50 тыс. руб.). Кроме того, был определен руководящий состав попечительства и состав ревизионной комиссии из 13 человек. Устав был разработан специально для 2-й махалли. Основная задача попечительства -обеспечение мектебе и медресе, действующих при мечети 2-й махалли [18, б.4].
низация сбора средств, которые, как предполагалось, будут перечислены на отдельный банковский счет. Кроме того, было принято решение о создании вакуфного фонда для финансового обеспечения учебного заведения [25, б.2-3; 26, б.2-3].
По воспоминаниям поэта Сайфи Кудаша13, за весь период существования медресе в нем учились около 1,5 тыс. человек, из стен «Галии» вышли писатели, журналисты, ученые, агрономы и зоотехники, артисты, учителя и т.д. [15, б.152]. По другим данным, которые охватывают меньший временной отрезок, с 1906 по 1916 г. в медресе «Галия» получили образование 950 шакирдов, из них 726 (76%) составляли татары. Многие выпускники медресе избрали педагогическое поприще: работали в 230 школах разных ступеней («ибтидаия» и «рушдия»), обучая 17 тыс. детей в 28 губерниях страны. Возрастной контингент обучающихся был разным: главным образом, от 15 до 45 лет, хотя были лица и постарше. 199 выпускников медресе получили степень мударриса, 12 - звание хатиба и учителя. Из воспитанников, получивших свидетельство, 38 служили приходскими, 14 - военными муллами, остальные учительствовали, работали в должности заведующих библиотек и т.д.14
Еще одна важная инициатива З.Камали - это открытие в Уфе в октябре 1915 г. женского среднего специального учебного заведения с педагогическим уклоном - медресе «Анасия». Практически все материальные расходы, связанные с приобретением и содержанием здания, оплатой труда мугаллимов и т.д., взял на себя издатель газеты «Тормыш», выходец из стерлитамакских купцов Гибадулла Усманов. Двухэтажный дом, приобретенный за 9-10 тыс. руб., располагался на Вавилонской улице, однако большинство помещений не подходили для учебного процесса, и было принято решение о строительстве нового корпуса (в размере 10 тыс. руб.). В 9 часов дня 17 апреля 1916 г. состоялась закладка первого камня в основание нового здания женского медресе. В первый учебный год было принято 30-40 девушек, которых распределили на два класса [15, с.33]. Помимо Зии Камали, в медресе лекции читали Закир Кадыри, Фатих Сайфи-Казанлы, Галимджан Ибрагимов и др.
Заслугой З.Камали является также организация летних педагогических курсов для мусульманок (мвгаллимэлэр курсы15), получивших официальное разрешение местных властей в 1915 г. Так, с 17 мая по 16 июля 1915 г. в
13 Сайфи Кудаш (Сайфетдин Фаттахетдинович Кудашев) (1894-1993) - поэт, прозаик, мемуарист. В 1915-1918 гг. обучался в медресе «Галия».
14 НА РБ. Ф.Р-4767. Оп.1. Д.1. Л.9, 18, 19.
15 Отметим, что в Уфе начиная с 1909 г. ежегодно организовывала летние курсы для учительниц-мусульманок (мвгаллимэлэр курсы) мугаллима Газима-ханум Такаева. Одновременно в этом направлении вело работу «Уфимское мусульманское дамское общество». Таким образом, в 1910-е гг. нередко в нескольких местах губернского города открывались летние курсы для мусульманок.
доме учителя Шайхуллы Кинзикеева (Уфимская ул., 37) проходили обучение 84 ученицы (из них 55 лиц, выдержавших экзамены на звание мугал-лимы, получили свидетельства). Они прибыли в основном из Уфы, около 20 иногородних воспитанниц были размещены в пансионе, находящемся в этом же здании. Церемония открытия женских курсов состоялась 17 мая 1915 г. На память об этом событии было сделано групповое фото, позже опубликованное на страницах газеты «Тормыш» [23, б.2]16.
Наряду с религиозными предметами преподавались и светские дисциплины. Общее количество часов в неделю составило более 30. Многие занятия проводились в виде лекций. Исходя из материального положения и платежеспособности воспитанниц, определялся размер платы за обучение: 5 руб. - для состоятельных лиц; 3 руб. - для лиц среднего достатка, а неимущие обучались бесплатно. Все остальные расходы взял на себя вышеупомянутый Гибадулла Усманов [22, б.3]. Следует отметить, хотя данная инициатива Зии Камали и Гибадуллы Усманова встретила негодование со стороны некоторых консервативно настроенных мусульман, писавших даже доносы в ОМДС на хазрата как руководителя проекта [28, б.3], однако примечательно, что популярность женских курсов все более возрастала среди мусульманского населения. Например, в следующем году, с 1 мая по 29 июня 1916 г., под руководством З.Камали подготовку на летних педагогических курсах прошли уже более 150 учительниц, которые были распределены по трем классам (приготовительный, 1 -й и 2-й). Свидетельства о присуждении звания учительницы-мугаллимы были выданы 146 мусульманкам. География обучающихся была достаточно широка, среди них - представительницы из Саратова (2), Казани (7), Самары (7), Оренбурга (2), Симбирска (2), Семипалатинской области (4), Баку (1), Астрахани (2), Ургенча (1), Москвы (2), Тамбова (1), Вятки (1), Рязани (1), Томска (2), остальные являлись выходцами из разных уездов Уфимской губернии. Стоимость обучения выросла по сравнению с предыдущим годом. Таким образом, максимальная оплата за обучение составила 10 руб., основной контингент - лица, оплатившие 5 руб., 14 учительниц обучались бесплатно [13, б.3]. Большую материальную помощь в реализации проекта
16 На церемонии открытия женских курсов в Уфе 17 мая 1915 г. На фотографии группа участников - учительницы-мусульманки, организаторы, преподаватели, попечители, гости. На фото в первом ряду в центре - Петр Петрович Башилов, уфимский губернатор (1911-1917); слева от него - Ахмед-Султан Галеевич Терегу-лов, старший чиновник по особым поручениям при губернаторе; Гисматулла Гай-нуллин, один из учредителей Уфимского мусульманского благотворительного общества; Гибадулла Усманов, купец, благотворитель; Махмуд Сатаев, преподаватель медресе «Галия»; Таки Бадиги, преподаватель медресе «Галия»; Гумда Хабиров, общественный деятель (после ухода в 1917 г. Закира Кадыри из газеты «Тормыш» занял должность редактора), Хабибрахман Юзикеев, театральный и общественный деятель; справа от губернатора - Зия-хазрат Камали, директор и преподаватель медресе «Галия»; Садыйк Саттаров, преподаватель медресе «Галия».
по-прежнему оказал Гибадулла Усманов. Помимо З.Камали, занятия вели известные преподаватели «Галии», в частности Галимджан Ибрагимов, Зиганша Абдюшев, Салахетдин Атнагулов [32, б.3]. Кроме того, важно подчеркнуть, что З.Камали принимал участие и в проведении курсов повышения квалификации имамов.
Фрагмент газеты «Тормыш» за 15 августа 1915 г. с публикацией фотографии участников летних учительских курсов для мусульманок в Уфе. 17 мая 1915 г. Тормыш. 1915. 15 август. Б.2.
После Февральской революции 1917 г. З.Камали включился в общественно-политическую деятельность. Он участвовал в работе I Всероссийского мусульманского съезда (1-11 мая 1917 г., Москва), I Всероссийского съезда мусульманского духовенства (17-26 июля 1917 г., Казань), Национального Собрания мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири (Милли Меджлис) (20 ноябрь 1917 г. - 11 январь 1918 г. Уфа) и др. В 1923 г. был избран кадием (судья) Центрального Духовного Управления мусульман Внутренней России и Сибири [14, с.37-48].
В 1936 г. З.Камали был арестован по ложному обвинению в контрреволюционной деятельности. Умер в 1942 г. в самарской тюрьме, реабилитирован в 1956 г. [14, с.52-53].
В заключение хотелось бы отметить, данная публикация - всего лишь несколько строк о жизни выдающегося татарского мыслителя начала XX столетия. Однако автор надеется, что даже по этим фрагментам читатель сможет почувствовать масштабность интеллекта, стойкость характера, преданность Отечеству и своему народу нашего соотечественника. Очевидно, что его волю не сломили никакие жизненные испытания, он был верен своему долгу до конца. «Невыносимые условия тюремного режима не сломили дух З.Камали и его преданность делу служения народу. Он выступал с проповедями перед мусульманскими заключенными, призывая их к сохранению своего человеческого достоинства, руководил совершением исламского богослужения», - писал исследователь биографии Т.Р. Камалов [14, с.53].
Подытоживая, подчеркнем, что под руководством Зии Камали медресе «Галия» стало одним из ведущих российских мусульманских учебных заведений. Функционировавшее в один из переломных периодов отечественной истории - с 1906 по 1919 г., получившее широкую известность в исламском мире, медресе выпустило много высокообразованных шакир-дов, подарило плеяду известных лиц - общественных деятелей, ученых, представителей творческой интеллигенции. Организованные татарским богословом летние педагогические курсы превратились в своеобразный учебно-методический центр для российских учительниц-мусульманок. Эти проекты получили большой общественный резонанс - многогранная деятельность З.Камали нашла отражение на страницах татарской периодической печати. В частности, уфимская газета «Тормыш» являлась важнейшей дискуссионной площадкой на социальные темы. Все это способствовало превращению губернского центра в один из очагов мусульманской культуры.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Алмазова Л.И. Зыяэтдин Камали: трансформация религиозного сознания мусульман // История мусульманской мысли в Волго-Уральском регионе: учебное пособие / науч. ред.: Л.И. Алмазова, Г.Г. Идиятуллина, А.Г. Хайрутдинов. Казань: Издательство ДУМ РТ, 2009. С. 299-326.
2. Эхтэмова А.В. «Мэдрэсэ шэкертлэре бер ^ан, бер тэн...» («Галия» мэдрэсэсе турында кайбер истэлеклэр) // Гасырлар авазы-Эхо веков. 2019. №4. Б.36-45.
3. Бэлэбэй шэкертлэре. Шикаять // эл-Ислах. 1907. 17 декабрь.
4. Ергин Ю.В. Зия Камали - основатель медресе «Галия»: трагические 30-е годы // Педагогический журнал Башкортостана. 2010. №3. С. 145-160.
5. Закир. Мэдрэсэи Галиянец ун елы // Тормыш. 1916. 24 декабрь.
6. Ижтимагый карашлар. Матбугатьтэ яца мэсьэлэлэр // Тормыш. 1915. 30 октябрь.
7. Камали З. Мэдрэсэи Галиягэ иганэлэр // Тормыш. 1915. 1 ноябрь.
8. Камали З. Мэдрэсэи Галия диния // Тормыш. 1915. 2 сентябрь.
9. Камали З. Мэдрэсэи Галия диния медириятеннэн // Вакыт. 1915. 19 сентябрь.
10. Камали З. Мэдрэсэи Галия диния медириятеннэн // Тормыш. 1915. 17 сентябрь.
11. Камали З. Мэдрэсэи Галия диниягэ иганэлэр // Тормыш. 1916. 9 март.
12. Камали З. Уфада Мэдрэсэи Галия диния. Тээсис вэ эхвале // Эхбар. 1908. 29 февраль.
13. Камали З. Уфада мегаллимэлэр курсыньщ отчеты // Тормыш. 1916. 8 июль.
14. Камалов Т.Р. Зия Камали: мыслитель, просветитель, религиозный деятель / под ред. Я.Г. Абдуллина. Казань: Издательство «Иман», 1997. 53 с.
15. Кудаш С. Яшьлек эзлэре буйлап. Казан: Татар. кит. нэшр.,1964. 184 б.
16. Кудашева С.С. Великий просветитель Зия Камали (Эпоха. Личность. Воспоминания). Уфа: Акад. ВЭГУ, 2015. 106 с.
17. Материалы круглого стола «"Галия" мэдрэсэсе - ХХ гасыр башы татар югары уку йорты Yрнэге» // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2021. №11. Т.1. С. 115-141.
18. Мэдрэсэи Галия вэ мэдрэсэлэрне берлэшдерY мэсьэлэсе // Тормыш. 1917. 13 апрель.
19. Мэдрэсэи Галия метэвэллилеге уставы тэсдыйк кылыну // Тормыш. 1917. 29 март.
20. Мэ^ит Гафури. Эсэрлэр. ДYPт томда. III том. Проза hэм публицистика (1902-1917) / Томны тез. hэм искэрмэлэрне хэзерлэYче З.Рэмиев; фэнни ред. Г.Халит, М.Хэбибуллин. Казан: Татар.кит.нэшр., 1983. 391 б.
21. Мир ислама / под ред. Димитрия Позднеева; Издание Императорского Общества Востоковедения. Т.Н. Вып.УП. СПб.: Типография И.В. Леонтьева, 1913. С.431-512.
22. Мегаллимэлэр курсы // Тормыш. 20 май. 1915.
23. Мегаллимэлэр курсын рэсми ачу мэжлесе. Коллектив фотосурэт. Уфа, 1915 елныц 17 мае // Тормыш. 1915. 15 август.
24. Мэдрэсэи Галия диниянец рэсеме. 1906-1916 // Тормыш. 1916. 24 декабрь.
25. Самад. Мэдрэсэи Галия диниянец ачылуына ун ел тулу менэсэбэте белэн булган догаи мэ^лес // Тормыш. 1916. 30 декабрь.
26. Самад. Мэдрэсэи Галия диниянец ачылуына ун ел тулу менэсэбэте белэн булган догаи мэ^лес // Тормыш. 1917. 3 гыйнвар.
27. Уфада // Тормыш. 1915. 29 гыйнвар.
28. Уфада // Тормыш. 1915. 28 май.
29. Уфада // Тормыш. 1916. 29 июнь.
30. Уфада // Тормыш. 1916. 1 октябрь.
31. Уфада Мэдрэсэи Галия диния // Вакыт. 1907. 17 август.
32. Уфада. Жрйге курслар // Тормыш. 1916. 3 май.
33. Уфадагы Мэдрэсэи Галия диниянец hэйэте хари^иясе эгъзаларыннан // Тормыш. 1915. 28 август.
Информация об авторе:
Ахтямова Алсу Вазиховна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела истории Поволжья и Приуралья Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (Казань, Российская Федерация); ORCID: 0000-0003-00760731; e-mail: alsu_was@mail.ru
Поступила 12.04.2023 Принята к публикации 10.05.2023
In memory of Ziya Kamali (1873-1942) (to the 150th anniversary of his birth)
A.V. Akhtyamova
Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences
Kazan, Russian Federation
The year 2023 will be marked by the 150th anniversary of the birth of the Russian Muslim religious and public figure, theologian, teacher-reformer and educator Ziya Kamali (1873-1942). Anniversary events can serve as a good tool for analyzing trends and prospects for studying the creative heritage of the thinker. The relevance of the topic is due to the growing interest of researchers in the heritage of the thinkers of the Muslim East, the historical experience of various cultural and civilizational traditions in the modern multicultural and multi-confessional society in Russia and globalization in the world. This publication is intended to reflect the main milestones in the life and career of the hero of the day. Particular attention is focused on the personal contribution of Kamali to the formation and development of the Jadid Madrasah "Galiya" (Ufa, 19061919), as well as the Tatar women's education in Ufa. Under the leadership of Kamali, Galiya Madrasah became one of the leading Russian Muslim educational institutions, and the summer pedagogical courses organized by the Tatar theologian turned into a kind of educational and methodological center for Russian Muslim teachers. Descriptions are based on prior literature. In addition, for the reconstruction of the creative biography of the famous Jadid, both unpublished archival materials and published sources, in particular, the Tatar pre-revolutionary press, were involved.
Keywords: Ziya Kamali (1873-1942), Ufa, Galiya Madrasah, women's courses, Tatar periodical press, Tormysh newspaper
For citation: Akhtyamova A.V. In memory of Ziya Kamali (1873-1942) (to the 150th anniversary of his birth). From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2023, vol.13, no.2, pp.128-142. https://doi.org/10.22378/2410-0765.2023-13-2.128-142 (In Russian)
REFERENCES
1. Almazova L.I. Ziyaetdin Kamali: the transformation of the religious consciousness of Muslims. History of Muslim Thought in the Volga-Ural Region: a textbook. Ed. by L.I. Almazova, G.G. Idiyatullina, A.G. Khayrutdinov. Kazan: Spiritual
Administration of Muslims of the Republic of Tatarstan, 2009. Pp. 299-326. (In Russian)
2. Akhtyamova A.V. "Madrasah students have one soul and one body ..." (Some memories of the Galiya Madrasah). Gasyrlar avazy - Ekho vekov - Echo of Centuries, 2019, no. 4, pp.36-45. (In Tatar)
3. Shakirds of Belebey. Complaint. Al-islakh [Reform], December 17, 1907. (In Tatar)
4. Ergin Yu.V. Ziya Kamali - founder of the Galiya Madrasah: tragic 30s. Pedagogical journal of Bashkortostan, 2010, no. 3, pp. 145-160. (In Russian)
5. Zakir. 10th anniversary of the Galiya Madrasah. Tormysh [Life], December 24, 1916. (In Tatar)
6. Public opinion. New questions in the press. Tormysh [Life], October 30, 1915. (In Tatar)
7. Kamali Z. Donations to the Galiya Madrasah. Tormysh [Life], November 1st, 1915. (In Tatar)
8. Kamali Z. Galiya religious Madrasah. Tormysh [Life], September 2, 1915. (In Tatar)
9. Kamali Z. From the Board of the Galiya religious Madrasah. Vakyt [Time], September 19, 1915. (In Tatar)
10. Kamali Z. From the Board of the Galiya religious Madrasah. Tormysh [Life], September 17, 1915. (In Tatar)
11. Kamali Z. Donations to the Galiya religious Madrasah. Tormysh [Life], March 9, 1916. (In Tatar)
12. Kamali Z. Galiya religious Madrasah in Ufa. Organization and position. Akhbar [News], February 29, 1908. (In Tatar)
13. Kamali Z. Report on teacher courses in Ufa. Tormysh [Life], July 8, 1916. (In Tatar)
14. Kamalov T.R. Ziya Kamali: thinker, educator, religious figure. Kazan: Iman publ., 1997, 53 p. (In Russian)
15. Kudash S. In the footsteps of youth. Kazan: Tatar Book Publ., 1964. 184 p. (In Russian)
16. Kudasheva S.S. The great educator Ziya Kamali (Epoch. Personality. Memories). Ufa: Eastern Economic and Legal Humanitarian Academy, 2015. 106 p. (In Russian)
17. The materials of the Round Table on the topic "Madrasah Galiyas a model of a Tatar higher educational institution of the early 20th century". From History and Culture of Peoples of the Middle Volga Region. 2021, vol.11, no.1, pp.12-22. (In Tatar)
18. Galiya Madrasah and the question of the unification of the Madrasah. Tormysh [Life], April 13, 1917. (In Tatar)
19. Approval of the charter of the board of trustees of Galiya Madrasah. Tormysh [Life], March 29, 1917. (In Tatar)
20. Madzhit Gafuri. Compositions. In four volumes. Vol. 2. Prose and journalism (1902-1917). Ed. by Z. Ramiev, G. Khalit, M. Khabibullin. Kazan: Tatar Book Publ., 1983. 391 p. (In Tatar)
21. Mir Islama - World of Islam. Ed. by Dimitriy Pozdneev. Edition of the Imperial Society of Oriental Studies. Vol. 2. Issue 7. St. Petersburg: I.V. Leont'ev Publ., 1913. Pp.431-512. (In Russian)
22. Teacher courses. Tormysh [Life], May 20, 1915. (In Tatar)
23. At the opening ceremony of women's teacher training courses in Ufa. Collective photo. Ufa, May 17, 1915. Tormysh [Life], August 15, 1915. (In Tatar)
24. Photo of the Galiya religious Madrasah. 1906-1916. Tormysh [Life], December 24, 1916. (In Tatar)
25. Samad. Solemn Majlis dedicated to the tenth anniversary of the opening of the Galiya religious Madrasah. Tormysh [Life], December 30, 1916. (In Tatar)
26. Samad. Solemn Majlis dedicated to the tenth anniversary of the opening of the Galiya religious Madrasah. Tormysh [Life], January 3, 1917. (In Tatar)
27. In Ufa. Tormysh [Life], January 29, 1915. (In Tatar)
28. In Ufa. Tormysh [Life], May 28, 1915. (In Tatar)
29. In Ufa. Tormysh [Life], June 29, 1916. (In Tatar)
30. In Ufa. Tormysh [Life], October 1, 1916. (In Tatar)
31. Galiya religious Madrasah in Ufa. Vakyt [Time], August 17, 1907. (In Tatar)
32. In Ufa. Summer courses. Tormysh [Life], May 3, 1916. (In Tatar)
33. From members of the Board of Trustees of the Galiya religious Madrasah in Ufa. Tormysh [Life], August 28, 1915. (In Tatar)
About the author:
Akhtyamova Alsu Vazikhovna - Cand. Sci. (history), Senior Researcher of the Department of History of the Volga and Cis-Urals Regions, Marjani Institute of History of the Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation); ORCID: 00000003-0076-0731; e-mail: alsu_was@mail.ru
Received April 12, 2023 Accepted for publication May 10, 2023