Научная статья на тему 'ОБЗОР ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА УФЫ (1906-1917 ГГ.)'

ОБЗОР ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА УФЫ (1906-1917 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
461
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ ПЕЧАТЬ / ГАЗЕТЫ / ЖУРНАЛЫ / ТАТАРСКАЯ ЖУРНАЛИСТИКА / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ / ГОРОД УФА / МУСУЛЬМАНЕ

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Ахтямова Алсу Вазиховна

Статья посвящена истории татарской дореволюционной прессы г. Уфы. В ней представлен краткий обзор арабографических татарских газет и журналов, издававшихся в губернском центре в период с 1906 г. до Февральской революции 1917 г.: газеты - «Әл-Галәмел ислами» («Мусульманский мир») и «Тормыш» («Жизнь»); журналы - «Мәгълүмате мәхкәмәи шәргыяи Ырынбургыя» («Известия Оренбургского магометанского духовного собрания»), «Мәгълүмат җәдидә» («Новые известия»), «Уфаның авыл көнкүреше журналы» («Уфимский сельскохозяйственный листок»). Знаменательным событием в жизни г. Уфы рассматриваемого периода стало создание газеты «Тормыш» (1913-1918 гг.), ставшей своеобразным флагманом консолидационных процессов в мусульманском сообществе. Источниковая база исследования включает материалы татарской периодической печати и архивные источники.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Ахтямова Алсу Вазиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REVIEW OF THE TATAR PERIODICALS THE PROVINCIAL CITY OF UFA (1906-1917)

The article is devoted to the history of the Tatar pre-revolutionary press in Ufa. It provides a brief overview of the Arabographic Tatar newspapers and magazines published in the provincial center from 1906 to the February Revolution of 1917: newspapers - “Al-Galumel Islami” (“Muslim World”) and “Tormysh“ (“The Life”); magazines - “Mәg'lүmate mәhkәmәi shәrgyyai Yrynburgyya” (“News of the Orenburg Mohammedan spiritual meeting”), “Mәglүmate әdidә” (“New information”), “Ufanyk avyl kөnkүreshe magazines” (“Ufa” agricultural leaf). An significant event in the life of the city of Ufa during the period under review was the creation of the newspaper “Tormysh” (1913-1918), which became a kind of flagship of the consolidation processes in the Muslim community. The source base of the research includes materials from the Tatar periodicals and archival sources.

Текст научной работы на тему «ОБЗОР ТАТАРСКОЙ ПЕРИОДИЧЕСКОЙ ПЕЧАТИ ГУБЕРНСКОГО ГОРОДА УФЫ (1906-1917 ГГ.)»

УДК [070:94(47)](470.57-25) "1906/1917"

А.В. Ахтямова

Обзор татарской периодической печати губернского города Уфы

(1906-1917 гг.)

Статья посвящена истории татарской дореволюционной прессы г. Уфы. В ней представлен краткий обзор арабографических татарских газет и журналов, издававшихся в губернском центре в период с 1906 г. до Февральской революции 1917 г.: газеты - «Эл-Галэмел ислами» («Мусульманский мир») и «Тормыш» («Жизнь»); журналы - «Мэгълумате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбургыя» («Известия Оренбургского магометанского духовного собрания»), «Мэгълумат ^эдидэ» («Новые известия»), «Уфаньщ авыл кенкуреше журналы» («Уфимский сельскохозяйственный листок»). Знаменательным событием в жизни г. Уфы рассматриваемого периода стало создание газеты «Тормыш» (1913-1918 гг.), ставшей своеобразным флагманом консолидационных процессов в мусульманском сообществе. Источниковая база исследования включает материалы татарской периодической печати и архивные источники.

Ключевые слова: периодическая печать, газеты, журналы, татарская журналистика, Уфимская губерния, город Уфа, мусульмане.

Введение. В 1865 г. Уфа приобретает статус административного центра одноименной губернии, становится политическим и экономическим центром региона с компактным проживанием мусульман. В начале XX столетия губернский город представляет собой один из важных религиозно-духовных и культурных центров российских мусульман. К 1910 г. Уфа возглавила список городов с самыми крупными мусульманскими общинами Волго-Уральского региона (см. подробнее: Загидуллин, 2017, с.69).

По однодневной переписи 19 апреля 1886 г. в Уфе проживало 2193 мусульман, или 8,13% от общего количества горожан. Основную часть мусульманского населения составляли татары (1194 чел., или 4,43%) и башкиры (999 чел., или 3,7%) (Город Уфа, 1887, с.9-10). Согласно материалам Первой всеобщей переписи населения 1897 г., в Уфе насчитывалось 5884 мусульман, или 11,94% от общего количества горожан. Значительная часть из них указала своим «родным языком» «башкирский» (3141 чел., или 6,37%) и «татарский» (2489 чел., или 5,05%). Главная переписная комиссия среди мусульман выявила 78 чел. (0,16%) с «мещерякским» языком, 71 чел. (0,14%) - с «тептярским» языком. Кроме того, в Уфе среди лиц мусульманского вероисповедания оказалось 45 чел. (0,09%) с «туркменским», 29 чел. (0,06%) - с «турецким» («тюркским»), 4 чел. (0,05%) - с «чувашским» языком (прочие - 27 чел., или 0,05%) (Первая всеобщая, 1904, т.45, тетр.2, с.44-45). За период с 1897 по 1908 год удельный вес мусульман в Уфе вырос с 11,94% до 18,03% (16502 чел.) (см.: Там же; НА РБ, ф.-И-148, оп.1, д.17, л.10). В 1910 г. мусульмане представляли уже

чуть более трети горожан (32,8%, или 31897 чел.) (Города России, 1914, с.714-715).

Другой особенностью губернского города была высокая концентрация татарских дворян. По данным переписи 1897 г., число потомственных татар-дворян составило 206 чел., или 9,39% от общего количества потомственных дворян г.Уфы (Первая всеобщая, 1904, т.45, тетр.2, с.174-175).

К началу века мусульмане Уфы создали разнообразную инфраструктуру для единоверцев. Архитектурным проявлением динамично развивающейся этноконфессиональной городской общины с заметной прослойкой татарского дворянства являлось строительство новых культовых зданий и создание специализированных учреждений благотворительных обществ. В 1865 г. было завершено строительство двухэтажного каменного здания ОМДС (Мэгъгумат ^эдидэ, 1911, 18 май, б.115—116). В 1876 г. оренбургский муфтий Салимгарей Тевкелев инициировал открытие мусульманского приюта для мальчиков-сирот и престарелых, вместе с братьями пожертвовал для благотворительного заведения дворовое место с двумя флигелями и надворными строениями (Справочная книжка, 1883, отд.4, с.249). Благотворительное заведение было основано на участке по Орловской улице, а в 1878 г. из флигеля его переместили в новый двухэтажный каменный дом (Азаматова, 2008, с.129-130).

В 1899 г. было создано Уфимское мусульманское благотворительное общество («Попечительство о бедных мусульманах г.Уфы») (Отчет правления..., 1901). Председателем правления общества в разное время состояли Хайрулла Усманов, Салимгарей Джантюрин, Мухаммедназиб Хакимов. Общество оказывало посильную помощь нуждающимся мусульманам, проводило в этом направлении разноплановую работу. В частности, на средства татарского купца С.М. Назирова и других торговцев, полученные через посредничество благотворительного общества, Зыя Камали в 1898 г. отправился на обучение в Турцию. Позже он поступил в старейший университет Аль-Азхар в Каире (Камалов, 2010, с.11-12). В 1907 г. в Уфе была создана первая в истории России мусульманская женская благотворительная организация «Уфимское мусульманское дамское общество» (см. подробнее: Азаматова, Азаматов, 2009, с.47-49).

Положительная динамика численности мусульманской общины г. Уфы, активизация благотворительной деятельности обусловили появление новых городских махаллей (приходов). Отметим, первая мечеть в Уфе была построена в 1830 г. В дореволюционный период в Уфе функционировало 5 мечетей (Адрес-календарь..., 1917, с.71), при них располагались мектебы и медресе. Лидеры мусульманской общины Уфы заботились об обеспечении преемственности в усвоении религиозных знаний и воспитании возрастающего поколения в духе традиционных исламских ценностей.

Новым этапом развития конфессионального образования стало открытие в 1888 г. при первой городской мечети муллой Хайруллой Усма-новым своего медресе. В 1890-х гг. в начальных классах медресе началось

обучение детей по звуковому методу (Фархшатов, 1994, с.87). Второе медресе появилось при третьей мечети г. Уфы в 1903 г. по инициативе имама Мухамедсабира Хасанова ^тэбэй-Кэрими, 1997, б. 101—103). Третье медресе - «Галия» - в 1906 г. основал Зыя Камали. В октябре 1915 г. также под его руководством в Уфе открылось женское среднее специальное учебное заведение с педагогическим уклоном - медресе «Анасия» (дарелмвгаллимат), расположившееся первоначально по Вавилонской улице. Материальное обеспечение деятельности учебного заведения взял на себя купец Гибадулла Усманов. В первый учебный год (1915/1916 уч.г.) было принято 30-40 девушек, которых распределили на два класса (Кама-лов, 2010, с.36; Тормыш, 1916, 3 май, б.3). По некоторым сведениям, в медресе, помимо З.Камали, преподавали З.Кадыри, Ф.Сайфи-Казанлы, Г.Ибрагимов и др. (Максудов, л.5об.). При 4-й соборной мечети действовало медресе «Хакимия». Позже, примерно в 1913 г., купец Абдуллатиф Хакимов подарил ОМДС комплекс зданий (Егоров, Чечуха, 2019, с.60-62).

По сообщению газеты «Тормыш», в 1913/1914 учебном году в мекте-бах и медресе г.Уфы всего обучалось 884 лица мужского пола и 717 лиц женского пола (Тормыш, 1913, 18 октябрь, б.4); в русских учебных заведениях (в том числе в русско-башкирских школах и русских классах при медресе) обучалось 496 мусульман об.п. (282 м.п. и 214 ж.п.) (Тормыш, 1913, 27 октябрь, б.4).

К этому же времени - осени 1913 г. - относится создание мусульманского отдела Уфимского общества народных университетов, с деятельностью которого было связано, прежде всего, проведение просветительских лекций на татарском языке, что вносило разнообразие в повседневную жизнь горожан. Еще одной популярной формой досуга был просмотр татарских спектаклей, посещение концертов, литературных вечеров и т.д. Культурно-исторические традиции двух цивилизаций - православной и мусульманской - способствовали дальнейшему этнокультурному развитию народов многонационального региона.

Таким образом, в рамках единого (общего) городского пространства формируется особый городской социум, заинтересованный в создании этнокультурной инфраструктуры, разнообразных социальных институтов. В условиях динамично изменяющейся социальной среды мусульманское сообщество нуждалось в новых формах обмена социальной информацией. Следует сказать, однако, уже начиная с 1860-х гг. мусульманские интеллектуалы неоднократно поднимали вопрос о необходимости новых видов печатного слова на родном языке.

В Уфе обсуждение этого вопроса имело место быть 24 октября 1881 г. - в ходе работы VII очередного Уфимского уездного земского собрания, на котором было прочитано письменное заявление башкирского

просветителя, гласного Мухаметсалима Уметбаева1 (1881-1884), датированное тем же днем (Вестник Уфимского земства, 1882, т.ХХ1, вып.4, с.226-228). В нем выражалась просьба, чтобы земское собрание ходатайствовало перед правительством о разрешении: во-первых, «переводить и печатать учебные книги на татарском языке»; во-вторых, издавать «татарские газеты, географические и исторические карты с татарскими же надписями» (Там же, с.228). В своем обращении М.И. Уметбаев, глубоко осознавая важность ознакомления единоверцев с достижениями европейской цивилизации, отмечал: «... для распространения европейских наук между мусульманами самый недорогой и верный способ, это предварительное обучение мальчиков наукам на своем языке. Как европейцы многие науки перевели с восточных языков на свой и каждый народ в Европе достигал образованности изучением наук на своем языке, так обратно и европейские науки следует перевести на восточные языки. Мне как природному башкирцу известно, что у нас грамотные, кроме шаригата, большие охотники читать исторические романы и по неимению новых книг, часто башкир остается рассказчиком своей книги. Поэтому можно судить, что почитавши на своем языке, мусульмане узнают безвредность европейских наук.» (Там же, с.227).

Возникновение и становление татарской периодической печати происходило в эпоху кардинальных преобразований в политической и социально-экономической жизни России начала XX в. Сама история создания периодического печатного издания на татарском языке была долгой и нелегкой. Почти целое столетие потребовалось, чтобы получить официальное разрешение на открытие татарской газеты. Лишь после событий 1905 г., ознаменовавших начало Первой российской революции, появилась первая татарская газета с символичным названием «Нур» («Луч») (вышла 2 сентября 1905 г. в Санкт-Петербурге, редактор-издатель: Г.Баязитов).

С момента своего возникновения татарская периодика оказывала огромное влияние на общественно-политическую жизнь российских мусульман. На роль национальной прессы как объединяющего фактора мусульманской уммы обратили внимание еще современники: «Татарская периодическая печать сильно способствует объединению мусульман при выборах представителей в Государственную] Думу, а также при земских и городских выборах, которые всегда проводятся мусульманами с замечательным единодушием. Вообще мусульманские газеты, не разбрасываясь по международным вопросам, стоят прежде всего на страже мусульманских интересов» (Зорин, 1915, с.217).

Исследование татарской дореволюционной периодической печати актуально и значимо не только как своеобразное и уникальное явление

1 Уметбаев Мухаметсалим Ишмухаметович (1841-1907) - ученый, поэт, писатель, просветитель, публицист, переводчик и общественный деятель.

национальной культуры татар, но и в контексте мусульманской историографии Нового времени. История татарской дореволюционной периодики неразрывно связана с историей стольных, губернских или даже некоторых уездных городов страны, с историей и культурой мусульманских тюркских народов России в целом. Изучение национальной прессы в отдельно взятых регионах Российской империи позволяет дополнить общую картину развития российской газетной и журнальной периодики начала XX столетия. В данной статье представлен краткий обзор арабографических татарских газет и журналов, издававшихся в Уфе в период с 1906 г., т.е. с момента выхода первой газеты на татарском языке в Уфе, до Февральской революции 1917 г. и ориентированных на всю татароязычную аудиторию Урало-Поволжья. В ней на фоне развития татарской дореволюционной прессы освещаются некоторые аспекты деятельности мусульманских интеллектуалов г.Уфы, что позволяет оттенить роль отдельного города в судьбе страны. В целом - уфимская национальная пресса реализовывала различные функции журналистики (информационные, культуроформиру-ющие, рекламно-справочные).

В рассматриваемый период в Уфе существовало русскоязычное и та-тароязычное информационное пространство. Русскоязычное население имело возможность удовлетворять свои информационные потребности, читая русскую прессу. Так, среди русских периодических изданий можно назвать: «Уфимские губернские ведомости»2 (1865-1917), «Уфимский листок объявлений и извещений Уфимские вести» (1876-1911), «Уфимские епархиальные ведомости» (1879-1917), «Уфимский вестник»3 (19061917), «Вестник Уфы» (1907-1910), Уфимский край» (1906-1917), «Уфимская земская газета» (1906), «Уфимский справочный листок» (1909-1910), «Листок белого цветка»4 (1913-1914) и др. (см.: Газеты дореволюционной России, 2007; Адрес-календарь., 1913).

В 1916-1918 гг. в Уфе для крещеных татар по инициативе епископа Уфимского и Мензелинского Андрея (Ухтомского) издавалась на татарском языке газета «Дус» («Друг»). Всего вышло 14 номеров, газета печаталась русскими буквами, издателем являлось «Восточно-русское культурно-просветительное общество», редакторами в разное время были епископ Андрей, Р.П. Даулей, С.М. Матвеев (Кудашев а, л.13; Амирханов, 2002, с.77; Татарская периодическая печать начала XX века, 2000, с.64).

2 Заглавие неофициальной части: 1903 г., №1 (18 февраля) - №17 (8 марта) «Уфимские ведомости» (Газеты дореволюционной России, 2007, с. 162).

3 Перерыв в изд.: 1906 г., 17 ноября - 1909 г., 7 марта; 1909 г., 11 марта -1910 г., 8 марта; 1910 г., 10 марта - 3 ноября. Во время перерыва 21, 23-26 ноября 1906 г. вышли «Телеграммы «Уфимского вестника» (Там же, с. 409).

4 Издавался Уфимским отделом Всероссийской лиги для борьбы с туберкулезом.

Историография проблемы. Вопросы развития татарской периодики в дореволюционной России в разное время изучались такими учеными-исследователями, как Г.Г. Ибрагимов, А.Г. Кудашев, М.Х. Гайнуллин, Р.И. Нафигов, Р.У. Амирханов, Р.М. Нуруллина, ДМ. Усманова, Н.А. Вагапов, Б.К. Миннуллин и др. Так, например, Галимджан Ибрагимов (1887-1938) - один из первых исследователей татарского национального движения - изучал татарскую общественную мысль сквозь призму деятельности татарских политических организаций и социальных групп в годы революционных потрясений (H6pahuMoe, 1925; H6pahuMoe, 1927; Ибрагимов, 1926). Литературовед и библиограф А.Г. Кудашев (1912-1981) оставил работы, частью опубликованные, частью рукописные, в которых содержится общая характеристика периодических изданий (сведения о месте выпуска, количестве, редакторах, издателях, сотрудниках, содержании и т.д.). Эти ценные рукописные материалы находятся в фондах Научного архива Уфимского научного центра РАН5 (Кудаш; Кудашев а; Куда-шев б; Кудашев в; Кудашев г), в предлагаемой статье часть из них вводится в научный оборот.

Свое видение общественно-политической классификации татарской периодической печати начала XX в. предложил ученый-литературовед М.Х. Гайнуллин (1903-1985) (Гайнуллин, 1983). Позже появились новые подходы к классификации татарской дореволюционной прессы (Амирханов, 1988). В своих позднейших исследованиях историк Р.У. Амирханов (1946-2006) на многообразном фактическом материале осветил историю борьбы за создание первых газет на татарском языке, локализовал географию распространения, дал общую характеристику и новую классификацию татарской периодики, а также всесторонний анализ литературно-публицистических и философских проблем русской культуры, отражаемых на ее страницах (Амирханов, 2002; Его же, 2005). Р.У. Амирханов пришел к выводу, что татарская периодическая печать была общероссийским явлением, представляла собой неотъемлемую часть многонациональной прессы страны (Амирханов, 2005, с.126).

В области изучения татарской периодики, выходившей в пределах Уфимской губернии, плодотворно трудятся Г.Б. Хусаинов, Х.Г. Хайруллина, И.В. Нигматуллина, Р.К. Вильданова, Д.Р. Гильмут-динов, Р.Миннуллин, Г.Б. Азаматова и др. В их работах представлен общий обзор развития национальной периодики в крае (Хусаинов, 2004; Хайруллина, 2004; Нигматуллина, 2007), отражены отдельные аспекты деятельности газеты «Тормыш» (Вильданова, 2013; Ее же, 2014; Гильмутди-нов, 2018), журнала «МэгълYмате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбургыя» (Мицнуллин, 2000; Его же, 2005; Азаматова, 2019).

5 НА УНЦ РАН, ф.50, оп.1 «Рукописи литературоведческих работ А.Г. Ку-дашева», д.19, д.21, д.22, д.26 и др.; Там же, ф.3, оп.2 «Научная документация Института истории, языка и литературы», д.763.

Применительно к изучаемой теме представляют интерес сборники документов и материалов по истории общественно-политического движения мусульман России в начале XX в., которые содержат как архивные источники, позволяющие реконструировать историю газеты «Тормыш» в один из переломных этапов отечественной истории, так и материалы из дореволюционной прессы (Башкирия в 1917 году, 2017; ХХ гасыр башы татар вакытлы матбугатында..., 2020).

Страницы истории татарской периодической печати г. Уфы (1906-1917 гг.). 24 ноября 1905 г. как следствие Манифеста 17 октября 1905 г. появились Временные правила о повременных изданиях, упразднившие предварительную цензуру и существенно облегчившие создание новых органов периодики. В том же 1905 г., помимо «Нур» (С.-Петербург) и «Казан мехбире» («Казанский вестник», Казань)6, появилось еще два новых издания: 27 ноября в Уральске вышла газета «Фикер» («Мысль»), 11 декабря в С.-Петербурге - газета «Ульфат» («Дружба»). Первую возглавлял К.Мутыги-Тухфатуллин, вторую - Габдр. Ибрагимов (Амирханов, 2005, с.121-122). Итак, к концу 1905 г. татарская периодика была представлена четырьмя газетами.

В конце 1905 г. прогрессивная часть мусульманской общественности г. Уфы организовала собрание, на котором обсуждался вопрос о создании татарского печатного слова. Среди выступавших был Зыя Камали7, который не так давно, в 1904 г., возвратился в Уфу после обучения в университете Аль-Азхар в Каире. На собрании также обсуждался вопрос об источнике финансирования данного проекта. По некоторым сведениям, была собрана денежная сумма в размере 30 тыс. руб. (Максудов, л.1-2).

В то же время по просьбе местных мусульман смотритель Уфимской губернской типографии С.И. Маслов (в 1904 г. - заведующий технической частью типографией) отправился в Казань, к владельцам частной типографии - братьям Каримовым. Поездка оказалась успешной: он привез в Уфу арабские шрифты, а также нанял двух наборщиков-татар, которые прежде работали в Казани (Там же).

Первый номер газеты «Эл-Галэмел ислами» («Меселман деньясы») в г. Уфе вышел из печати 3 мая 1906 г. в губернской типографии. Редакторами выпусков «Эл-Галэмел ислами» в разное время состояли Ш.Абызгильдин (редактор-издатель), Б.Максудов (Максютов) (с 29-го номера), издателем - Г.Мустафин (с 29-го номера) (Рэмиев, 1926, б. 19). Сле-

6 Право на издание газеты получил присяжный поверенный, гласный Казанской городской думы С.-Г. Алкин. Первый номер газеты увидел свет 29 октября 1905 г. Сначала она выходила согласно предписанию на двух языках, а потом только на татарском (Амирханов, 2005, с. 121).

7 Зыя (Зыяэтдин) Камали (Парвазетдин Джалелетдинович Камалетдинов) (1873-1942) - религиозный и общественный деятель, основатель и бессменный руководитель медресе «Галия» (1906-1919).

дует отметить, З.Камали был фактическим редактором некоторых номеров «Эл-Галэмел ислами» (Кудашев а, л.23).

Основатели газеты имели намерение организовать выпуск издания и на русском языке, о чем свидетельствует письмо Галляма Мустафина от 25 марта 1906 г. в Центральный комитет конституционно-демократической партии с предложением к комитету издавать газету и на русском языке. В письме было также отмечено, что газета «... за неимением средств на русском языке пока издаваться не может, а будет издаваться только на татарском языке и все ваши послания будут переведены и напечатаны - многомиллионное мусульманское население Российской империи придерживается конституционно-демократической партии» (Письмо редактора газеты). Однако, очевидно, что эта инициатива не нашла поддержки со стороны руководства партии, так как на протяжении всего существования газета «Эл-Галэмел ислами» выходила только на татарском языке.

Исследователи, говоря о татарской периодике начала XX столетия, отмечают, что среди религиозных изданий наиболее значимыми были журналы «Дин вэ мэгыйшэт» («Религия и жизнь», 1906-1917), «Эд-Дин вэ эл-Эдэб» («Религия и нравственность», 1906-1908, 1913-1917), газета «Эл-Галэмел ислами» и др. (Ислам на территории бывшей Российской империи, 2001, вып.3, с.102).

В вопросе определения идейно-политической направленности газеты в научной литературе встречаются различные точки зрения. По мнению Р.У. Амирханова, идейные направления татарской прессы зависели от трех четко просматриваемых этапов, которые связаны с историей развития всего российского общества: 1) годы революции 1905-1907 гг.; 2) период до Февральской революции и 3) до Октябрьской революции (Амирханов, 2002, с.59). Татарская пресса периода революции 1905-1907 гг., по классификации автора, «условно» подразделяется на семь направлений: социал-демократическое, революционно-демократическое, радикально-демократическое, либерально-демократическое, либерально-буржуазное, умеренно-консервативное, консервативное (клерикально-монархическое). Последнюю категорию, т.е. консервативное направление, по мнению исследователя, представляет газета «Эл-Галэмел ислами» (Там же, с.62).

Другие исследователи, в частности Т.Р. Камалов, И.В. Нигматуллина, небезосновательно указывали, что газета отстаивала либеральную позицию: выступала «от имени либеральной национальной буржуазии» (Нигматуллина, 2007, с.137), в своих публикациях З.Камали «призывал к созданию местных органов партии "Союз мусульман"», а также освещал многие проблемы мусульман в области религии, образования и культуры (Камалов, 2010, с.13). Например, несколько публикаций автор посвятил проблеме высшего образования, ратовал за создание высшего учебного заведения для мусульман России (дарелфвнYн) (Кудашев д, л.3). Однако, согласно сведениям Уфимского губернского жандармского управления,

«после перехода газеты "Мусульманский мир" к лицу, по политическим своим убеждениям примыкающему к октябристам8, Камалетдинов отказался от сотрудничества в газете, по всей вероятности потому, что дальнейшее направление газеты не отвечало его политическим воззрениям» (НА РБ, ф.Р-4767, оп.1, д.17, л.2). Вместе с тем в сводке донесений департамента полиции от 30 сентября 1909 г. издание характеризуется как татарская газета «левого направления» (Национальные движения..., 1935, с.268). На страницах газеты также публиковались С.С. Джантюрин9, М.-С. М. Хасанов10, Х.А. Ахтямов11, М.И. Уметбаев, М.Гафури12 и др. (Ку-дашев а, л.25).

А.Г. Кудашев, характеризуя газету «Эл-Галэмел ислами», отметил, что «она была буржуазно-реформаторской, прогрессивной, светской». Газета широко освещала вопросы национального просвещения и образования, а также гендерного равенства, информировала читателей о деятельности Государственной думы, к ее открытию посвятила статью «Шатлык кояшы туды, гомере озын булсын!» (Взошло солнце радости, пусть живет долго), а также поднимала другие злободневные темы (Там же, л.23-24).

В январе 1907 г. редактор Б.Максудов, после выхода 40-го номера, был заключен под стражу, оштрафован на 200 руб., и вскоре газета закрылась (Максудов, л.2). Мы не располагаем сведениями, что стало основной причиной закрытия издания, из-за какой именно статьи его редактору был объявлен административный арест, поэтому в дальнейшем этот вопрос необходимо рассмотреть подробнее. Таким образом, в условиях полицейских гонений и отсутствия солидной материальной базы газета «Эл-Галэмел ислами» была вынуждена прекратить свое существование.

21 января 1908 г. ОМДС приступило к изданию собственного журнала «МэгълYмате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбургыя» («Известия Оренбург-

8 Вероятно, речь идет о смене редактора Ш.Абзгильдина Б.Максудовым (см.: Камалов, 2010, с.14).

9 Джантюрин Селимгирей Сеидханович (1864-1926) - общественный и политический деятель, депутат I Государственной думы от Уфимской губернии, активный участник земского движения в Уфимской губернии; потомок казахских ханов Букеевской Орды; меценат, председатель правления Попечительства о бедных мусульманах г.Уфы (с 1908 г.), один из учредителей газеты «Эл-Галэмел ислами».

10 Хасанов Мухаммад-Сабир Мухамеджанович (Мухаммедсабир Аль-Хасани) (1866-1924) - общественный деятель, депутат II Государственной думы от Уфимской губернии; имам-хатиб 3-й соборной мечети Уфы, мударрис медресе при мечети; редактор журнала «Мэгълумате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбургыя» (1908 г.).

11 Ахтямов Хабибулла Абдулхакович (1883-1938) - религиозный и общественный деятель, вероучитель мужской гимназии и реального училища г. Уфы.

12 Маджит Гафури (1880-1934) - писатель, поэт, публицист, классик советской татарской и башкирской литературы.

ского магометанского духовного собрания»). В заголовке журнала было выделено жирным шрифтом лишь первое слово «мэгьлYмате» и ниже представлена информация на русском языке: «Уфа, редакция "Маглюмат" в здании мухамеданского собрания», поэтому в различных источниках заголовок издания полным названием не указан. Журнал печатался в нескольких типографиях: первоначально в Уфимской губернской типографии, затем в Оренбурге в типографии «Каримов, Хусаинов и К », с открытием татарской типографии «Шэрык матбагасы» («Восточная печать»), являвшейся отделением товарищества «Каримов, Хусаинов и К » (Оренбург), снова в Уфе, а последний номер - №10 от 12 сентября 1917 г. - вышел в типографии «Тормыш». Журнал выпускался с января 1908 г. по ноябрь 1910 г. С января 1916 г. муфтий М.-С. Баязитов возобновил издание. Всего вышло 95 номеров («МэгьлYмат» журналыньщ..., 2002, б.6; Насы-ров, 2008, с.13; Азаматова, 2019, с.185; Кудашев а, л.8).

Одним из основателей и первым редактором журнала был имам-хатиб 3-й Соборной мечети г. Уфы М.-С.Хасанов, затем (с октября 1908 г.) - редколлегия: кадии ОМДС Н.Мамлиев и Г.Капкаев (официальный раздел), Х.-Г. Габяши (неофициальный раздел) (с 1916 г. С.Урманов) («МэгьлYмат» журналыныц..., 2002, б.9, 11). В состав редакции входили также Б.Максудов (секретарь) и Х.Кильдибеков (корректор) (Кудашев г, л.2).

Во 2-м номере печатного органа ОМДС была опубликована его программа («Журналныц программы»), в которой выделено 19 тематических разделов (См.: «МэгьлYмат» журналыныц..., 2002, б.14-15). Представленная программа охватывала самый широкий круг вопросов, интересовавших читателей, и, по мнению исследователей, отражала в основном структуру и проблематику журнала (Там же, б.15). В журнале помещались постановления правительства, ОМДС, губернского правления, разрешения на открытие новых приходов, информация о назначении имамов и муэдзинов. Много внимания уделялось религиозной тематике, на страницах журнала освещались вопросы духовной жизни, проведения религиозных праздников, толковались суры Корана. Большое место в содержании издания занимали и вопросы образования, нравственного воспитания шакир-дов. В нем печатались статьи по проблемам медицины, развития здравоохранения, борьбы с массовыми заболеваниями, о вреде пьянства, курения, азартных игр. Ряд статей был посвящен исторической тематике. Журнал печатал также рекомендации по земледелию, скотоводству, садоводству, пчеловодству (Там же, б. 14-15; Насыров, 2008, с.13).

Примечательно, что в 1913 г. журнал «Мир ислама» - первый российский исламоведческий журнал - опубликовал фрагмент из материалов печатного органа ОМДС, а именно: резолюцию съезда учителей мусульманских школ в г. Омске и примерную программу (Мир ислама, т.И, вып^, с.293-300). «Эта резолюция интересна тем, что она старается освятить религиозным авторитетом школьную реформу; заслуживает внимания также

и та примерная программа, которая была составлена съездом и напечатана вместе с его резолюцией. Журнал издавался при поддержке Оренбургского магометанского Духовного Собрания (в г. Уфе); самый съезд состоялся при его содействии, а потому можно думать, что решение съезда и составленная им программа имели известное влияние на устройство новометод-ных школ не только в Европейской России, но и в Средней Азии», - писал «Мир ислама» (Там же).

В период с 1908 по 1910 год национальная пресса в Уфе была представлена журналом «МэгълYмате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбургыя», ставшим важным источником информации о наиболее значимых событиях в жизни мусульман. Как свидетельствуют архивные источники, отдельные сюжеты, отразившиеся в публикациях журнала, привлекли особое внимание жандармских чинов. В частности, в секретном донесении начальника Уфимского губернского жандармского управления от 28 мая 1910 г. в Департамент полиции упоминалась помещенная на страницах журнала «Маглюмат» краткая программа инициированного ОМДС съезда по мусульманскому вопросу с участием духовенства, членов Государственной думы, редакторов известных газет и журналов и др. Повестка дня съезда включала следующие вопросы: 1) просвещение мусульман; 2) приходы средств на содержание и управление; 3) обязанности имамов, испытание их на духовное звание и содержание; 4) реформа духовного собрания, открытие отделений в других городах и служащие духовного собрания. Однако, по словам полковника Красногорского, запланированное на май 1910 г. мероприятие было отложено «на неопределенное время». Ссылаясь на агентурные данные, Н.А. Красногорский писал, что усиленная подготовка к съезду мусульман проходит в Оренбурге, который должен состояться не в Уфе, а в Оренбурге (НА РБ, ф.И-187, оп.1, д.333, л.195-196 об.).

С 10 марта 1911 г. по 15 января 1912 г. в Уфе выпускался двухнедельный журнал «МэгълYмат ^эдидэ» («Новые известия»), всего было издано 16 номеров. Редактор-издатель: Лукман Канзафаров (Хасавнех, 2017, с.83; Адрес-календарь Уфимской губернии..., 1913, с.64). Журнал в своем первом же номере возвестил читателей о том, что он по мере возможности, ведя полемику по вопросам литературы, истории, общественной и научной жизни, будет радеть о благоденствии мусульман в духовной и светской жизни13 (цит. по: Кудашев а, л.9).

Как известно, пресса, помимо выполнения информационной функции, содействует формированию общественного мнения. Нам представляется, что в этом отношении показательна издательская деятельность журнала «МэгълYмат ^эдидэ». Тем более, учитывая то, что в 1911 г. это был единственный журнал на татарском языке, выходивший в Уфе, поскольку

13 Цит. по: Кудашев а, л.9 («"Яна мэглумэт" кулындан килгэн, кече еткэн кадэре эдэби, тарихи, ижтимаги, фэнни мэсьэлэлэрдэн бэхэс итеп, мосылман-ларнын дини, донъяви сэгадэтлэре хакында ижтиhад кылачак»).

в ноябре 1910 г. орган ОМДС «МэгьлYмате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбур-гыя» был закрыт властями (подробнее см.: Насыров, 2008, с.13).

В мае 1911 г. в Уфе состоялись юбилейные торжества по случаю 25-летия службы муфтием ОМДС М.Ш. Султанова, получившие большой общественный резонанс. В прессе, причем не только в региональной, в юбилейные дни (да и после) широко освещались эти мероприятия, а 8-й номер от 18 мая 1911 г. уфимского журнала «МэгьлYмат ^эдидэ» был посвящен юбиляру. Подготовка к чествованию юбилея шла по всем городам России, где проживало мусульманское население, и в память об этом российские мусульмане намеревались основать либо библиотеку, либо благотворительное общество, либо образовательное учреждение (НА РБ, ф.И-187, оп.1, д.333, л.43). Высказывались также рекомендации об учреждении либо дарульмугаллимина (дарелмвгаллимин) или дарульмугаллимата (да-релмвгаллимат), т.е. мужской или женской учительских школ, либо именной стипендии в правительственных школах (мзгариф мзктзплзрендз), либо высшей духовной школы (см.: МэгьлYмат ^эдидэ, 1911, 15 апрель, №5, б.68-71; Мэгьгумат ^эдидэ, 1911, 4 май, №7, б.99-101). Мусульмане должны были выработать свою позицию в этом вопросе до 20-х чисел мая, т.е. до начала открытия совещания. В этой связи журнал «МэгьлYмат ^эдидэ» предоставил площадку для высказывания своего мнения широкому кругу читателей.

В специальном разделе, посвященном медицине (Тыйб кыйсеме), нередко используя материалы различных медицинских изданий, журнал публиковал также практические советы и рекомендации, в частности от бессоницы и зубной боли (5-й номер), катара желудка (15-й номер и др.). Как и в журнале «МэгьлYмате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбургыя», была рубрика «Идарэгэ мэк^блэр» (Письма в редакцию) и «Идарэдэн жава-плар» (Ответы от редакции), в основном статьи касались религиозных вопросов. Среди литературных произведений, напечатанных на страницах журнала, можно отметить опубликованный во 2-м номере небольшой рассказ М.Гафури «Бер чэчэкнец налэсе» за подписью «Ф» (Кудашев а, л.9).

Издания либерально-буржуазного толка, выходившие в Уфе, представляли «Тормыш» («Жизнь») и «Уфаныц авыл кeнкYреше журналы» («Сельскохозяйственный листок Уфимского губернского земства») (Амир-ханов, 2002, с.64). Однако, как отмечал Р.У. Амирханов, рассматривая издания «старой волны» до Февраля, необходимо иметь в виду: «Собственно понятие "либеральное" несколько утратило свои прежние качества, трансформировавшись в нечто "демократическое". С этой позиции мы оцениваем и татарскую периодическую печать, представляющую ранее либерально-буржуазное направление в национальной прессе. Определение это достаточно условное, но в целом отражает, на наш взгляд, те "подвижки", которые произошли в идейной орентации изданий» (Там же, с.69).

Газета «Тормыш» как продолжение томской газеты «Сибирия»14 издавалась с 18 октября 1913 г. по 29 апреля 1918 г. (вначале в типографии «Шэрык матбагасы» («Восточная печать»), затем в типографии «Тормыш» (1914 г.)). Однако по данному вопросу были сделаны необходимые приготовления уже весной 1913 г. Газета «Вакыт» в номере от 17 марта 1913 г. сообщала о том, что состоялось собрание мусульман г.Уфы и редактора газеты «Сибирия» М.-В.Новрузова для обсуждения вопроса о перенесении издания газеты «Сибирия» в Уфу (Вакыт, 1913, 17 март, №1156, б.3). Уфимцы, признав целесообразным выпуск татарской газеты в Уфе, приняли решение издавать газету на паевых началах (размер паевого взноса составил 50 руб., так же как и в Томске). Кроме того, по 500 руб. внесли А.Хакимов, С.Назиров, Г.Гусманов, Кутлуг-Мухаммед Алкин, С.Джантюрин. Таким образом, на издание газеты были собраны денежные средства в сумме 3000 руб. Тогда же было подано прошение на имя губернатора разрешить издавать газету «Тормыш» (периодичность: три раза в неделю) (Там же). По воспоминаниям члена ОМДС Х.-Г.М. Габаши15, инициатором открытия газеты выступил С.Джантюрин, которому кадий, в частности, оказал помощь с поиском учредителей газеты, в организации сбора паевого фонда (см.: ХэсэнгатаГабэши, 2015, №3, б.144).

18 октября 1913 г. в Уфе вышел первый номер газеты «Тормыш». Журнал «Мир ислама» в 11-м выпуске за 1913 год известил читателей в традиционной рубрике «Новые мусульманские газеты и журналы» о том, что «под этим названием ["Тормыш" - А.А.] редактор и издатель газеты "Сибири", ныне прекративший свое существование, М. Ваиз Неврузов [Мухаммед-Вагыз Новрузов - А.А.] начал издавать в гор. Уфе на татарском языке газету...». Далее редакция «Мир ислама», кратко ознакомив с содержанием первого номера, заключила: «Судя по первому номеру, можно сказать, что новая татарская газета прогрессивного направления ... Мы желаем редакции "Турмуша" процветания и всякого успеха» (Мир ислама, 1913, вып.11, с.803-804). И это сбылось.

Существовавшее в эпоху перемен, в очень непростое для страны время - в годы Первой мировой войны и революционных событий 1917 г. -газета «Тормыш», действительно, снискала популярность среди читателей, имела живую связь с читательской аудиторией. В редакцию газеты приходили письма с фронта, в которых выражалось желание читать на родном

14 Политическая, экономическая, литературная и национальная газета. Издавалась с 18 февраля 1912 г. по 31 августа 1913 г. в Томске с периодичностью три номера в неделю (среда, пятница, воскресенье) в типо-литографии Сибирского товарищества печатного дела, всего вышло 145 номеров. Издатель: Мухаммед-Вагыз Наврузов (Мухамметвагиз Новрузов, Вагиз Наурузов), исп. об. ред.: Фати-ма-Фарида Наврузова.

15 Габаши Хасан-Гата Мухамметович (1863-1936) - религиозный и общественный деятель, историк, педагог.

языке. Например, в одном из таких писем за подписью Калимуллина отмечалось: «Как это унизительно: мы взятые из миллионного народа не имеем для чтения родной газеты и журналов. Неужели мы хуже других. Не нужно забывать, что нас 25 миллионов» (Царская армия..., 1932, с.198). Автор другого письма Мухаметжинов обратился к редактору газеты З.Кадыри со словами: «В эти дни в полку до пятисот мусульман. Среди них есть люди с развитым сознанием. Часто приходят просить газету и журналов. Отказ раздражает их и высказывают обиду: неужели их голос отчаяния не дойдет до сердца наших родных» (Там же).

Газета «Тормыш» издавалась три раза в неделю16 (в первое время выходила реже), а затем, в 1914 г., стала выходить ежедневно (5 раз в неделю в 1917 г.) (всего вышло 832 номера) и составила одну из ярких страниц истории национальной прессы Башкортостана. Вследствие того, что в этот период события разворачивались очень динамично, на первый план вышли требования оперативности, большей информативности прессы. Характерной приметой начала века было заметное уменьшение влияния журналов, тон задавали общественно-политические газеты. Согласно данным Р.У. Амирханова, если в 1907 г. функционировало 28 периодических изданий (19 газет и 9 журналов), то в 1917 г. выходили по меньшей мере 50 изданий, в том числе 14 журналов (Амирханов, 2005, с.122-124). Как у каждой книги своя судьба, так и у каждой газеты, журнала, календаря своя уникальная история, «своя долгота века», и каждое издание в течение времени, отведенного ему, привносит прежде всего в жизнь региона свой колорит. И как справедливо отмечает Д.Р. Гильмутдинов, газета «Тормыш», «ощущала себя, в первую очередь, уфимской газетой, выходила каждый день, но местные события рассматривались сквозь призму развития публичной активности мусульман всей империи» (Гильмутдинов, 2018, с.68).

Обратимся к публикациям первого номера газеты «Тормыш», позволяющего представить общую концепцию нового издания. Первым редактором газеты стал вышеупомянутый М.-В. Наврузов. Ему же принадлежала передовая статья первого номера «Тормыш», и к ней мы вернемся позже. Проблемам мусульманского образования были посвящены две публикации. Автором одной из них (Мвгаллимлэр съезды) являлся преподаватель медресе «Галия» Габдулла Шнаси, другой - фельетона (Дини мздрзсзлзребез) - бывший преподаватель этого же медресе, выпускник Каирского университета Аль-Азхар Закир Кадыри17. Женская тематика нашла отражение в двух статьях, первая из них принадлежала перу супру-

16 Газета выходила в пятницу, воскресенье, среду, позже - четыре раза в неделю (пятница, воскресенье, вторник, среда).

17 Закир Кадыри (Закир Халимович Кадыров, 1878-1954) - богослов, журналист, переводчик, педагог и общественно-политический деятель.

ге Закира Кадыри - Сании Гыйффат Кадырии18, вторая - Лябибу Салимо-ву. На страницах первого номера газеты было опубликовано и лирическое стихотворение Маджита Гафури под названием «Тээсир» (Впечатление). Кроме того, вниманию читателя предлагались иностранные известия, корреспонденция из Лейпцига «Сату деньясыннан» (Из мира торговли), местная хроника. В рубрике «Уфа хэбэрлэре» (Новости Уфы) содержится статистический материал относительно мусульманских учебных заведений г.Уфы за 1913/1914 учебный год.

Вернемся к статье самого редактора. Автор, обратив внимание читателя, почему было так важно появление национальной печати в Уфе, выделил ряд ее особенностей. В первую очередь, подчеркивал он, это расположение в Уфе ОМДС, компетенция которого распространялась на мусульман Европейской части России и Сибири, и потому возрастает значимость города, ставшего центром российских мусульман (дини мэркэз). Другим важным фактором, определяющим неоходимость появления национальной печати в Уфе, Наврузов назвал проживание в пределах Уфимской губернии 1,5 млн мусульман и наличие более 2-х тыс. махаллей. Сделав небольшой экскурс в историю национальной периодической печати в Уфимской губернии, он подчеркнул, что уже два года, как губернский центр лишен национальной печати. Между тем, по его словам, в самой Уфе насчитывалось 6 махаллей, 5 медресе и около 20 тыс. мусульман. Характеризуя идейное содержание газеты, редактор отметил, что «Тормыш» выходит под девизом «Умеренность» (игътидал) и не имеет отношения ни к одной политической партии, является прогрессивной, свободной национальной газетой, не подвергается какому-либо влиянию и потому у нее будет равное отношение к каждой социальной группе. Выражение о том, что как бы ни было горько, газета будет писать лишь правду, не отделится от истины, напоминает поговорку, которая широко распространена и сегодня среди татар: «Ачы булсын, тик хак булсын» (Пусть будет горько, но правда).

Редактор выделил следующие основные тематические направления издания: политические статьи, статьи по экономике, иностранные известия и сведения, касающиеся внутренней политики, новости Духовного собрания, Сибири, переводные публикации из газет, выходивших на разных языках, фельетоны, стихотворения, биографии известных личностей, иллюстрации. Наврузов акцентировал внимание читателя на том, что «Тормыш», помимо публикации религиозных статей, будет иметь постоянные рубрикации. В частности, рубрики, посвященные Уфимскому земству (Земство хэбэрлэре) и женщинам, представляющим «половину нации» (Хатын-кыз двньясы). Последнюю рубрику, как сообщалось в пе-

18 Сания Гыйффат (Сания Хабирзяновна Кадырова) (1899-1957) - поэт, педагог, общественный деятель.

редовице, возглавит Фатима-Фарида Наврузова19. Но, по-видимому, полностью осуществить этот замысел было уже невозможно.

16 февраля 1914 г. в возрасте 25 лет Ф. -Ф. Наврузова ушла из жизни. Отклики в печати на смерть Фатимы-Фариды ханум, как отмечала А.Х. Махмутова, показывают, что ее хорошо знал не только весь тюрко-мусульманский мир России, но и русское общество. В феврале-марте 1914 г. почти все татарские газеты и журналы, где бы они ни издавались, поместили на своих страницах некрологи, в которых сокрушались о безвременной потере талантливого товарища по перу, способной журналистки Фатимы-Фариды ханум, всю себя отдавшей делу освобождения женщины-татарки (Махмутова, 2019, №9, т.2, с.158).

19 февраля 1914 г. газета «Тормыш» эту печальную новость сообщила своим читателям. В небольшой заметке Г.Хабирова отмечалось: «17 февраля из Бугульмы пришла телеграмма: Фатима-Фарида ханум 16 февраля в 8 часов утра умерла в деревне Каракашлы. Джаназа [молитва по покойному - А.А.] состоится 17 февраля». После этой публикации на страницах газеты своими мыслями о Фатиме-Фариде Наврузовой, чье творчество стало неотъемлемой частью татарской журналистики, поделились Гумда Хабиров, Закир Кадыри, Сания Гыйффат Кадырия, Гайша Абзгиль-дина, а также З.Хабиров своими душевными стихотворными строками «Эрни денья, эрни йир-^к, елгалап кан яшь ага...» (подстрочник: «Мир скорбит, скорбит земля и небо, слезы льются рекою...» (см.: Тормыш, 1914, 19 февраль, №32). В последующих номерах газеты «Тормыш» появилось множество публикаций, посвященных памяти прославленной журналистки, «яркой звезды татарских женщин»: это и поступившие в редакцию некрологи, и различные фельетоны, в том числе дневниковые записи Фатимы-Фариды ханум.

Осенью 1914 г. газета «Тормыш» сменила издателя и редактора. С 5 октября (с №117) издателем газеты стал один из наиболее почитаемых мусульманами Уфы стерлитамакский купец Гибадулла Гусманов, редактирование перешло Закиру Кадыри, который весьма активно печатался на страницах газеты с момента ее основания. В качестве редактора он проработал три года и четыре месяца, совмещая редакторство с публикациями многочисленных статей. Девиз и программа издания были изложены в 117-м и 125-м номерах от 5 и 26 октября соответственно. Обновленная редакция газеты «Тормыш» объявила о том, что не имеет отношения к партиям, основой девиза является понятие «культурная нация». Программа издания по-прежнему охватывала широкий спектр проблем: новости социально-политической сферы, литература, экономика и нравственность, жизнь соотечественников, женский мир, обзор новостей в мире, новости Духовного собрания, повседневная жизнь села, новые законы, земские де-

19 Фатима-Фарида Наврузова (1889-1914) - журналист, педагог, общественный деятель.

ла, мектебы и медресе, мугаллимы, события в исламском мире и на Востоке и др. Редакция заявила, что ввиду непрерывного поступления книг на западных и восточных языках, будет информировать читателей с самыми разнообразными событиями (Тормыш, 1914, 5 октябрь, №117, б.1; Тор-мыш, 1914, 26 октябрь, №125, б.1).

В середине января 1918 г. Закир Кадыри оставил должность редактора газеты. В 785-м номере «Тормыш» от 16 января 1918 г. бывший редактор, обращаясь к читателям, отметил, что вынужден оставить редакторскую работу в связи с избранием членом «Магариф назарате» (министерства просвещения) Милли идаре (Национальное правление мусульман тюрко-татар Внутренней России и Сибири). В статье автор кратко подвел итоги своей редакторской работы. Новым редактором «Тормыш» стал Ги-мадатульислам (Гумда) Хабиров (с 785-го номера от 16 января 1918 г.). 12 апреля 1918 г. был выпущен последний выпуск газеты (Татарская периодическая печать..., 2000, с.175). 29 апреля 1918 г. газета была запрещена Уфимским мусульманским комиссариатом за «выступления против пролетарской революции», а одноименная типография, где она печаталась, национализирована (Рэмиев, 1926, б.27; Кудашев а, л.10; Татарская периодическая печать., 2017, с.123).

Творческое лицо любой газеты или журнала определяет талант и профессионализм его редакторов, журналистов и сотрудников. Лишь их широкий кругозор и стремление к постоянному саморазвитию, умелая организация издательского дела могут вызвать и удержать интерес читателя. Постоянными авторами газеты «Тормыш», помимо вышеупомянутого редактора Закира Кадыри, были Самат Шарафутдинов, Гумда Хабиров, Са-лих Хабиров, Наби Кадыри, Шариф Манатов (секретарь редакции в 19141917 гг.20), Сания Гыйффат Кадырия и многие др. (Рэмиев, 1926, б.27; Кудашев а, л.11).

С 1914 по 1917 год в Уфе на татарском языке выходило издание Уфимского губернского земства «Уфимский сельскохозяйственный ли-сток»21 под названием «Уфаныц авыл кeнкYреше журналы». Данный вопрос обсуждался на очередной 38-й сессии Уфимского губернского земского собрания от 28 января 1913 г.22, на которой было принято решение о поручении земской управе разработать вопрос об издании «Уфимского

20 Затем - Ямалутдин Юмаев (Кудашев а, л.11).

21 «Сельскохозяйственный листок Уфимского губернского земства» с 1908 по 1912 год, затем - «Уфимский сельскохозяйственный листок», издавался при агрономическом отделе Уфимского губернского земства. Редактор - П.Ф. Коро-пачинский, председатель Уфимской губернской земской управы (с 1904 г.).

22 Ранее вопрос об издании «Листка» на русском и татарском языках был поднят председателем Белебеевской уездной земской управы (1907-1909) М.М. Бигловым в ходе очередной 33-й сессии Уфимского губернского земского собрания в декабре 1907 г. (Систематический сводный сборник., 1915, т.3, с.601).

сельскохозяйственного листка» на двух языках - татарском и русском (Сборник журналов..., 1913, с.229). Впоследствии по рекомендации заведующего отделом «инородческого» образования при Уфимской губернской земской управе Гумара Терегулова в редакцию газеты на должность переводчика был приглашен Сагит Рамиев23 (Тормыш, 1914, 7 май, б.3).

Первый и второй номер журнала в виде сдвоенного выпуска увидели свет 28 апреля 1914 г. Журнал выходил в типографии «Шэрык матбагасы» («Восточная печать») и, как писал Р.У. Амирханов, служил целям эконо-мическо-коммерческого просвещения населения, повышению уровня его жизненно необходимых знаний (Амирханов, 2002, с.57). Например, в первом же выпуске издания была напечатана довольно объемная статья, содержащая конкретные рекомендации агронома относительно выбора, ухода и хранения сельскохозяйственной техники, которая сопровождалась иллюстрациями (Юдин, 1914, 28 апрель, №1/2, б.5-18).

Газета «Тормыш» высоко оценила первый выпуск журнала на татарском языке (переводы 9-го и 10-го номеров на русском языке): и содержание апрельского номера, и качество газетной бумаги. Приветствуя почин Уфимского земства, в заключение отметила, что этот серьезный труд, очевидно, станет образцом и для других земств (Тормыш, 1914, 7 май, б.3).

Ведомственное издание освещало деятельность земских учреждений. Сдвоенный 8/9 номер журнала от 15 июня 1914 г. был посвящен 50-летию земской реформы в России. «К юбилейному номеру» редакция затем выпустила и приложение, которое знаменательно тем, что в нем были представлены портреты земских деятелей Уфимской губернии (председатели Уфимской губернской земской управы в разное время: Андрей Дмитриевич Дашков, Иван Дмитриевич Миклашевский, Андрей Андреевич Ми-славский, Михаил Дмитриевич Брудинский, Александр Валентинович Новиков, Сергей Петрович Балахонцев, Петр Флегонтович Коропачинский и др.) (Уфаныц авыл кeнкYреше журналы, 1914, 15 июнь, №8/9 (Приложение к юбилейному номеру, 47 б.)).

«Уфаныц авыл кeнкYреше журналы» откликался на события в мире русской культуры. В частности, опубликовал статью к столетнему юбилею М.Ю. Лермонтова («Лермонтов хатирэсе», «Михаил Юрьевич Лермонтов»). В ней приведены и некоторые стихотворные строки поэта на двух языках: русском и татарском (Уфаныц авыл кeнкYреше журналы, 1914, 4 август, №18, б.3-14). К 150-летию со дня смерти М.В. Ломоносова, «отца русской литературы», журнал опубликовал статью в 10-м майском номере. В ней рассказывалось о его жизненном пути и многогранном творчестве, о том, что «привело в движение душу» героя публикации. Особо

23 Сагит Рамиев (1880-1926) - поэт, журналист, публицист, переводчик, редактор газеты «Тац йолдызы» («Утренняя звезда»), издававшейся с 18 мая по 14 ноября 1906 г. в Казани (с 10-го номера от 19 июня 1906 г.).

подчеркивался вклад ученого в развитие русской литературы и русского языка (Уфаныц авыл кeнкYреше журналы, 1915, 12 май, №10, б.3-15).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Журнал также уделял большое внимание военным событиям. Иногда на страницах издания публиковались списки погибших и пропавших без вести мусульман, призванных из Уфимской губернии (см.: Уфаныц авыл кeнкYреше журналы, 1915, 15 март, №5, б.30-32; Там же, 1915, 2 апрель, 6/7, б.30-31). Примечательно, что военная тема раскрывалась на страницах земского печатного органа и посредством публикаций стихотворных слов. Эти произведения не рассказы о сражениях, а чувственное описание социально-психологической картины тыла, передавшее драматизм человеческих судеб в годы военного лихолетья. Так, фрагмент стихотворения классика русской литературы Н.А. Некрасова «Внимая ужасам войны.», повествующего о материнских слезах, был переведен С.Рамиевым и опубликован в 20-м номере от 29 октября 1914 г. (Уфаныц авыл кeнкYреше журналы, 1914, 29 октябрь, №20, б.3). В следующем же номере был опубликован татарский перевод известной басни пролетарского поэта Демьяна Бедного «Пушка и соха» («Сука белэн пушка>>) (Уфаныц авыл кeнкYреше журналы, 1914, 12 ноябрь, №21, б.3-4). Эти произведения, как известно, были написаны и впервые напечатаны в разное время, стихотворение «Внимая ужасам войны.» - под впечатлением Крымской войны, басня «Пушка и соха» - в 1914 г., но поднимаемая авторами проблема одна -проблема противоестественности войны. Характерно, что татарский вариант печатного органа Уфимского губернского земства выходил и в 1917 г. Как отметил А.Г. Кудашев, после Февральской революции Сагит Рамиев публиковал собственные оригинальные статьи, посвященные антивоенной тематике, под которыми он открыто ставил свое имя и фамилию (Кудашев а, л.35).

Заключение. Рост удельного веса мусульман г. Уфы, реализация местными мусульманскими интеллектуалами национальных проектов в сфере благотворительности, образования, печати способствовали формированию единого (общего) городского культурно-религиозного пространства.

С 1906 г. уфимская периодическая печать, с появлением газет и журналов сначала на татарском, а позднее и башкирском языках, стала многонациональной. Всего в губернском центре в период с 1906 г. до Февральской революции 1917 г. увидело свет 5 наименований арабографических газет и журналов на татарском языке (две газеты - «Эл-Галэмел ислами» и «Тормыш»; три журнала - «МэгьлYмате мэхкэмэи шэргыяи Ырынбур-гыя», «МэгьлYмат ^эдидэ», «Уфаныц авыл кeнкYреше журналы»). Эти повременные издания выходили в разное время, в некоторые периоды в Уфе не выходило ни одного татарского периодического издания (31.01.1907-20.01.1908; 02.11.1910-09.03.1911; 16.01.1912-17.10.1913). Становление и развитие национальной периодической печати происходили в период усиления противодействия местной власти либеральной прес-

се. Кроме того, газеты и журналы испытывали финансовые трудности. В этих условиях некоторые из них были вынуждены прекратить свое существование.

Однако местные мусульмане восполняли информационный дефицит, читая татарские газеты и журналы, выходившие в других российских городах. Например, библиотека медресе «Галия» располагала солидным фондом печатных изданий, в том числе выписывала татарские периодические издания: газеты «Вакыт» («Время») (Оренбург, 1906-1918 гг.), «Йол-дыз» («Звезда») (Казань, 1916-1918 гг.), «Кояш» («Солнце») (Казань, 1912-1918 гг.), «Бэянел-хак» («Правдивое известие») (Казань, 19061914 гг.), журналы «Шура» («Совет») (Оренбург, 1908-1917 гг.), «Ак юл» («Светлый путь») (Казань, 1913-1916 гг.) и многие др. (НА РБ, ф. Р-4767, оп.1, д.2, л.64).

Лидирующее положение в системе дореволюционной национальной прессы г. Уфы занимала газета «Тормыш». Наряду с такими газетами, как, например, «Вакыт», «Йолдыз», она была своеобразным флагманом духовной жизни мусульманского сообщества. К участию в ее работе привлекались выпускники уфимских мусульманских учебных заведений, представители преподавательского состава ведущих медресе края и творческих кругов, опытные профессионалы-газетчики, благодаря деятельности которых образовалось единое информационное пространство, объединявшее местную мусульманскую общину в частности и российских мусульман в целом, для обсуждения и решения повседневных вопросов и насущных проблем.

Источники и литература

1. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1917 год / Изд. Уфимского губ. стат. ком. Уфа: Электр. губ. тип., 1917. 7, 168, 96 с.

2. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1913 год / Изд. Уфимского губ. стат. ком. Уфа: Электр. губ. тип., 1913. 4, 1-10, [2], 208, 34, 65 с.

3. Азаматова Г.Б. Журнал «Маглюмат» - печатное наследие Оренбургского муфтията (1908-1917 гг.) // Национальное культурное наследие России: региональный аспект: материалы VII Всерос. науч.-практ. конф., Самара, 29 марта 2019 г.: в 2 ч. / Под ред. С.В. Соловьевой. Самара: Самар. гос. ин-т культуры, 2019. Ч. I. С. 184-189.

4. Азаматова Г.Б. Интеграция национального дворянства в российское общество: на примере рода Тевкелевых. Уфа: Гилем, 2008. 136 с.

5. Азаматова Г.Б., Азаматов Д.Д. Из истории мусульманской благотворительности в Уфимской губернии // Проблемы востоковедения. 2009. №3 (45). С. 43-52.

6. Амирханов Р.У. «аль-ГАЛЯМИ аль-ИСЛАМИ» // Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание / Сост. и науч. ред.: Р.А. Айнутдинов, З.З. Гилазев. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. С. 37-38.

7. Амирханов Р.У. Татарская демократическая печать (1905-1907 гг.) / Отв. ред. Х.Х. Хасанов. М.: Наука, 1988. 188 с.

8. Амирханов Р.У. Татарская дореволюционная пресса в контексте «Восток - Запад» (на примере развития русской культуры). Казань: Тат. кн. изд-во, 2002. 239 с.

9. Амирханов Р.У. Татарский народ и Татарстан в начале XX века: исторические зарисовки. Казань: Татар. кн. изд-во, 2005. 152 с.

10. Башкирия в 1917 году. Сборник документов и материалов / Сост. Р.Н. Рахимов [и др.]: [Электронный ресурс] URL: Шр8://ккар1аг.Ъа8Ько11. ог$Ъоок/5218 (дата обращения: 26.04.2021).

11. Вестник Уфимского земства / Под ред. А.Д. Дашкова и Н.А. Гурвича. 1882. Т.ХХ1. Вып. 4. II, 11, 267, 79 с.

12. Вильданова Р.К. Закир Кадыри (1878-1954): общественно-политическая и журналистская деятельность: Дис. ... канд. ист. наук. Ульяновск, 2013. 268 с.

13. Вильданова Р.К. Роль Уфимской газеты «Тормыш» в демократических преобразованиях тюркского общества в 1914-1918 гг. // Вестник Брянского государственного университета. 2014. № 2. С. 31-34.

14. Газеты дореволюционной России. 1703-1917: каталог / Сост.: Т.В. Акопян и др.; ред.: Т.В. Акопян, М.А. Луковская. СПб.: Российская национальная библиотека, 2007. 592 с.

15. Гайнуллин М.Х. Татарская литература и публицистика начала XX века. 2-е изд., доп. Казань: Татар. кн. изд-во, 1983. 352 с.

16. Гильмутдинов Д.Р. Газета «Тормыш» (1913-1918) как артефакт дорво-люционного сознания российских мусульман // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2018. № 8. Т.1. С. 67-81.

17. Город Уфа к трехсотлетнему его юбилею: по произведенной Уфимским губернским статистическим комитетом однодневной переписи, 19-го апреля 1886 г.: Общий очерк и результат переписи / Разработано членом-секретарем статист. ком-та Н.А. Гурвичем. Уфа: Тип. губ. правления, 1887. 32 с.

18. Города России в 1910 году / Центр. стат. ком. МВД. СПб.: Типо-лит. Ныркина, 1914. 1158, [XXXII] с.

19. Егоров П., Чечуха А. Путеводитель по исторической части Уфы. 2-е изд., перераб. Уфа: Белая река, 2019. 208 с.

20. Загидуллин И.К. О динамике численности мусульман в городах Волго-Уральского региона в 1897-1910 гг. // Из истории и культуры народов Среднего Поволжья. 2017. №7. С. 61-79.

21. Зорин Б. Татарская периодическая печать // Вестник Оренбургского учебного округа. 1915. №5. С. 214-220.

22. Ибрагимов Г.Татары в революции 1905 года / Пер. с тат. Г.Мухамедовой; под ред. Г.Ф. Линсцера. Казань: Гос. изд-во ТССР, 1926. 259 с.

23. ИбраhимовГ. «Урал» hэм «уралчылар». Казан: Татгосиздат, 1927. 44 б.

24. ИбраЫмов Г. Татарлар арасында революция хэрэкэтлэре. I булек. Казан: Татаиздат, 1925. 235 б.

25. Идарэдэн // Тормыш. 1914. 26 октябрь. Б. 1.

26. Ислам на территории бывшей Российской империи. Энциклопедический словарь / Сост. и отв. ред. С.М. Прозоров. Вып. 3. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001. 184 с.

27. Кадыйри З. «Тормыш» икенче кулларга кучте // Тормыш. 1914. 5 октябрь. Б. 1.

28. Камали З. Изhар тэшэккер // Тормыш. 1916. 3 май. Б. 3.

29. Камалов Т.Р. Зыяэтдин Камали - мыслитель, просветитель и религиозный деятель // Философия ислама: в 2 т. / Зыяэтдин Камали. Т.1: Ч.1. Философия вероубеждения / Пер., вст.сл., прим. и ком. Л.Алмазовой. Казань: Татар. кн. изд-во, 2010. С. 9-57.

30. Кудаш А. Башкортстанда милли матбугат // НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 763.

31. Кудашев А.Г. а. Национальная периодическая печать // НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 26.

32. Кудашев А.Г. б. Национальная периодическая печать на арабском шрифте в Башкирии в 1906-1920 гг. Ч.1. На баш. яз. // НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1.

Д. 21.

33. Кудашев А.Г. в. Национальная периодическая печать на арабском шрифте в Башкирии в 1906-1920 гг. Ч.2. На баш. яз. // НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 22.

34. Кудашев А.Г. г. Национальные типографии и издательства в Уфе в начале XX в. // НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 19.

35. Кудашев А.Г. д. Национальные школы - мектебе, медресе в Уфе в начале XX в. // НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 20.

36. Максудов Б. Уфада матбагачылык эше // НА УНЦ РАН. Ф. 50. Оп. 1. Д. 73.

37. Махмутова А.Х. К 130-летию со дня рождения журналистки Фатимы-Фариды Вагаповой-Наурузовой // Из истории и культуры народов Среднего По-вожья. 2019. № 9. Т.2. С. 158-172.

38. Мэхкэмэи-Шэргыянец бинасы // МэгълYмат ^эдидэ. 1911. 18 май. № 8. Б. 115-116.

39. Мицнуллин Р. «МэгълYмате Мэхкэмэи шэргыя Оренбургия» журналы // Гасырлар авазы=Эхо веков. 2000. №3/4. Б. 227-235.

40. Мир ислама. Издание императорского Общества Востоковедения / Под ред. Димитрия Позднеева. 1913 Т. II. Вып. V. С. 279-351.

41. Мир ислама. Издание императорского Общества Востоковедения / Под ред. Димитрия Позднеева. 1913. Т. II. Вып. XI. С. 729-830.

42. «Мэгълумат» журналыныц библиографик курсэткече / Тез.: Рамил Мицнуллин; ф.мех-р: Жрудэт Мицнуллин. Казан: «Иман» нэшрияты, 2002. 104 б.

43. Мефти хэзрэтнец юбилейсы хакында // МэгълYмат ^эдидэ. 1911. 4 май. №7. Б. 99-101.

44. НА РБ. Ф.И-148. Оп.1. Д. 17.

45. НА РБ. Ф.И-187. Оп.1. Д. 333.

46. НА РБ. Ф.Р-4767. Оп.1. Д. 2.

47. НА РБ. Ф.Р-4767. Оп. 1. Д. 17.

48. Насыров Т.М. «Маглюмате махкмаи шаргыяи ырынбургия» // Татарская энциклопедия: В 6 т. / Гл. ред. М.Х. Хасанов, ответ. ред. Г.С. Сабирзянов. Казань: Институт Татарской энциклопедии АН РТ, 2008. Т. 4: М-П. С. 13.

49. Национальные движения в период первой революции в России (сборник документов из архива быв. Департамента полиции) / Сост. И.Д. Кузнецов. Чебоксары: Чуваш. гос. изд-во, 1935. 398 с.

50. Нигматуллина И.В. Старая Уфа. Историко-краеведческий очерк. 2-е изд., перераб. Уфа: Белая река, 2007. 224 с.

51. Отчет Правления Попечительства о бедных мусульманах города Уфы за 1900 год (с 15 октября 1899 года). Уфа: Паровая типо-литография И.П. Зайкова, 1901. 14 с.

52. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. T.XLV. Уфимская губерния. СПб.: Изд-е ЦСК МВД, 1904. Тетрадь 2. 189 с.

53. Письмо редактора газеты «Мусульманский мир» Мустафина Г.Г. (Уфа) в ЦК партии с предложением к комитету издавать газету «Мусульманский мир» на русском языке. ГА РФ. Ф. 523. Оп. 1. Д. 115 [Электронный ресурс] URL: https://www.prlib.ru/item/795015 (дата обращения: 26.04.2021).

54. Рэмиев И. Вакытлы татар матбугаты (альбом). 1905-1925. Казан: Гажур, 1926. 250 б.

55. Сборник журналов Уфимского губернского земского собрания XXXVIII очередной сессии 1912 года: (7-30 января 1913 г.). С приложением докладов губернской управы и заключений по ним ревизионной комиссии. Уфа: Электрическая типография «Печать», 1913. 1024 с.

56. Систематический сводный сборник постановлений Уфимского Губернского Земского Собрания за 35-летие 1875-1909 гг.: учредительная, 1-35 очередная и 1-42 чрезвычайная сессии / Сост. П.Н. Григорьев. В 3-х т. Т. 3-й. Уфа: Электрическая губернская типография, 1915. 814 с.

57. Справочная книга г. Уфы с приложением плана / Сост. чинами Уфимской городской полиции. 3-е изд. Уфа: Электр. тип. Уф. гор. пол., 1913. VIII, 259, [1] с.

58. Справочная книжка Уфимской губернии: сведения числовые и описательные относятся к 1882-83 гг. и только весьма немногие - к прежним годам / Составил по поручению Уфимского губ. статист. ком-та Н.А. Гурвич, член-секретарь Уфимского и действительный член других статист. комитетов, член Император. географ. об-ва и других ученых обществ. Уфа: Издание Н.К. Блохина, 1883. [4], 249 с.

59. Татарская периодическая печать начала XX века: Библиогр. указ. = XX йез башы татар вакытлы матбугаты: Библиогр. курсэткеч / Р.Р. Гайнанов, Р.Ф. Марданов, Ф.Н. Шакуров. XX йез башы татар вакытлы матбугаты. Казань: Милли китап, 2000. 316 с.

60. Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание / Сост. и науч. ред.: Р.А. Айнутдинов, З.З.Гилазев. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. 200 с.

61. Тормыш. 1913. 27 октябрь. Б.4.

62. Тормыш. 1914. 19 февраль. Б. 1-3.

63. Утэбэй-Кэрими Р. «Хэсэниэ» мэзрэсэhе // Ватандаш. 1997. № 8. Б. 101103.

64. Уфа мэдрэсэлэрендэ уку // Тормыш. 1913. 18 октябрь. Б. 4.

65. Уфа хэбэрлэре // Вакыт. 1913. 17 март. Б.3.

66. Уфаньщ авыл кенкуреше журналы. 1914. 12 ноябрь. №21.

67. Уфаныц авыл кенкуреше журналы. 1914. 29 октябрь. №20.

68. Уфаныц авыл кенкуреше журналы. 1915. 15 март. №5.

69. Уфаныц авыл кенкуреше журналы. 1915. 2 апрель. №6/7.

70. Фархшатов М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период. 60-90-е годы XIX в. М.: Наука, 1994. 144, [1] с.

71. Хайруллина Г.Х. Издательское дело в Уфимской губернии в первой половине ХГХ - начале ХХ вв.: Автореф. дис. ... канд. ист. наук. Уфа, 2004. 25 с.

72. Хасавнех А.А. «Маглюмате* джадида» // Татарская периодическая печать: Научно-энциклопедическое издание / Сост. и науч. ред.: Р.А. Айнутдинов, З.З. Гилазев. Казань: Изд-во Академии наук РТ, 2017. С. 83.

73. Хусаинов Г.Б. Национальная печать Башкортостана // Башкироведение: Сборник статей к 75-летию со дня рождения академика АН РБ Г.Б. Хусаинова. Уфа: Гилем, 2004. С. 525-537.

74. Хэсэнгата Габэши. Тэржемэи халемнэн, гыйльми 11эм ижтимагый хезмэтлэремнэн беркадэресе / Гарэп графикасыннан кириллицага кучереп, кулъ-язманы басмага эзерлэYче Р.Г. Шэрэфиева // Фэнни Татарстан. 2015. №3. Б. 118-149.

75. ХХ гасыр башы татар вакытлы матбугатында хатын-кыз мэгарифе мэсьэлэлэре (документлар жыентыгы) / Тез.-авт.: Л.Р. Мортазина, А.Э. Зиннэтул-лина. Казан: ТР ФА Ш. Мэржани исем. Тарих институты, 2020. 380 б.

76. Царская армия в период мировой войны и Февральской революции (материалы к изучению истории империалистической и Гражданской войны) / Сост.: А.Максимов, Е.Медведев, Ш.Юсупов; под ред. А.Максимова; вступ. сл. М.Вольфович. Казань: Татиздат, 1932. 239 с.

77. Юбилей менэсэбэте илэ (идарэгэ килмеш мэктублэр) // МэгълYмат жэдидэ. 1911. 15 апрель. №5. Б. 68-71.

78. Яца журнал // Тормыш. 1914. 7 май.

79. Юдин А. Йирне яхшы эшлэу коралларын сайлау, аларны карау hэм саклау хосусында меЬим мэгълYматлар // Уфаныц авыл кенкуреше журналы. 1914. 28 апрель. №1/2. Б. 5-18.

А.В. Эхтэмова

Уфа губерна шэhэренец татар вакытлы матбугатына кузэту ясау

(1906-1917 еллар)

Мэкалэ Уфа шэhэренец революциягэ кадэрге татар матбугаты тарихына ба-гышлана. Анда 1906 елдан башлап 1917 елгы Февраль революциясенэ кадэрге чорда губерна узэгендэ гарэп шрифтендэ басылган татар газеталарына hэм жур-налларына кыскача кузэту ясала («Эл-Галэмел ислами», «Тормыш» газеталарына; «МэгълYмате мэхкэмэи Шэргыяи Ырынбургыя», «Мэгълумат жэдидэ», «Уфа авыл кенкуреше журналы» журналларына). вйрэнелэ торган чорда Уфа шэhэре ижтимагый тормышында «Тормыш» газетасын (1913-1918) оештыру эhэмиятле вакыйгаларныц берсе була, ул меселман жэмгыятендэ консолидацион про-цессларныц узенчэлекле флагманына эверелэ. Тикшерену чыганакларын татар вакытлы матбугат материаллары hэм архив чыганаклары тэшкил итэ.

Ачкыч сузлэр: вакытлы матбугат, газета, журналлар, татар журналистикасы, Уфа шэhэре, меселманнар.

A. V. Akhtyamova

Review of the Tatar periodicals the provincial city of Ufa (1906-1917)

The article is devoted to the history of the Tatar pre-revolutionary press in Ufa. It provides a brief overview of the Arabographic Tatar newspapers and magazines published in the provincial center from 1906 to the February Revolution of 1917: newspapers - "Al-Galumel Islami" ("Muslim World") and "Tormysh" ("The Life"); magazines - "Mag'lymate mahkamai shargyyai Yrynburgyya" ("News of the Orenburg Mohammedan spiritual meeting"), "Maglymate adida" ("New information"), "Ufanyk avyl kenkYreshe magazines" ("Ufa" agricultural leaf). An significant event in the life of the city of Ufa during the period under review was the creation of the newspaper "Tormysh" (1913-1918), which became a kind of flagship of the consolidation processes in the Muslim community. The source base of the research includes materials from the Tatar periodicals and archival sources.

Keywords: periodicals, newspapers, magazines, Tatar journalism, Ufa province, the city of Ufa, Muslims.

Информация об авторе:

Ахтямова Алсу Вазиховна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань, Российская Федерация); e-mail: [email protected]

Эхтэмова Алсу Вазыйх кызы - тарих фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш. Мэр-жани исемендэге Тарих институтыньщ яца тарих бYлеге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре, Россия Федерациясе).

Akhtyamova Alsu V. - Candidate of Historical Sciences, Senior Scientific Researcher of the Department of New History, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan, Russian Federation).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.