Научная статья на тему 'Роль Уфимской газеты «Тормыш» в демократических преобразованиях тюркского общества в 1914-1918 г г'

Роль Уфимской газеты «Тормыш» в демократических преобразованиях тюркского общества в 1914-1918 г г Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
326
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАТАРСКАЯ ПРЕССА / НАЦИОНАЛЬНОЕ ДВИЖЕНИЕ МУСУЛЬМАН В ПРЕДРЕВОЛЮЦИОННЫЙ ПЕРИОД / НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ АВТОНОМИЯ / ДЖАДИДИЗМ / THE TATAR MEDIA / MUSLIM NATIONAL REFORM MOVEMENT IN PRE-REVOLUTIONARY TIME / NATIONAL-CULTURAL AUTONOMY / DJADIDIZM

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Вильданова Р.К.

В данной работе впервые публикуются материалы уфимской газеты «Тормыш» (Жизнь), касающиеся национального движении тюрко-татар в период 1914-1918 г.г. По цитатам из аналитических статей главного редактора газеты Закира Кадыри мы можем судить об основных политических взглядах лидеров тюркского движения, о мотивах постепенного отказа татарской буржуазии и интеллигенции от идеи сохранения монархии и переходе России к федеративной республике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF THE «TORMYSH» NEWSPAPER FROM UFA IN THE DEMOCRATIC TRANSFORMATION OF THE TURKIC SOCIETY IN 1914-1918

«The Turmush» (The Life) the Russian Tatars`s newspaper -was launched in 1913 in Ufa and in 1914-1918 was headed by one of the notable leaders of the intellectual reform movement Zakir Kadiri. Most of "The Turmush" base was made up of analitical articles expressing Muslim identity and solidarity that gradually had been leading the Tatar bourgeoisie and intellectuals in crucial time for Russia to favour a republican form of government rather than monarchic system of ruling. After almost one hundred years it has become possible to rediscover Zakir Kadiri`s name and for the first time ever to have his media work translated into Russian.

Текст научной работы на тему «Роль Уфимской газеты «Тормыш» в демократических преобразованиях тюркского общества в 1914-1918 г г»

УДК 070(091)(470.57)'' 19''

РОЛЬ УФИМСКОЙ ГАЗЕТЫ «ТОРМЫШ» В ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ПРЕОБРАЗОВАНИЯХ

ТЮРКСКОГО ОБЩЕСТВА В 1914-1918 Г Г.

Р.К. Вильданова

В данной работе впервые публикуются материалы уфимской газеты «Тормыш» (Жизнь), касающиеся национального движении тюрко-татар в период 1914-1918 гг По цитатам из аналитических статей главного редактора газеты Закира Кадыри мы можем судить об основных политических взглядах лидеров тюркского движения, о мотивах постепенного отказа татарской буржуазии и интеллигенции от идеи сохранения монархии и переходе России к федеративной республике.

Ключевые слова: татарская пресса, национальное движение мусульман в предреволюционный период, национально-культурная автономия, джадидизм.

В Волго-Уральском регионе татарская национальная печать появилась в начале XX века и охватывала период между 1905 и 1918 годом. Утверждение в 1905 году «Временных правил о повременных изданиях», упростивших порядок приобретения издательского права, отмена предварительной цензуры, дали возможность свободного обсуждения на страницах газет актуальных вопросов общественно-политической жизни тюркских народов страны. Не случайно большинство национальных лидеров сразу же стали издателями или постоянными корреспондентами газет (Ю. Акчура и С.-Г. Алкин - «Казан мухбире», Р. Фахретдинов - «Вакыт», «Шура», Р.Ибрагимов - «Ульфат», братья Максуди - «Юлдуз», отец и сын Баязитовы - «Нур» и т.д.). С идеологической точки зрения, татарские газеты и журналы включали в себя широкий спектр вопросов национальной жизни, противоположными полюсами которого были кадимизм и джадидизм.

Одним из ярких представителей мусульманской прессы по праву считается уфимская газета «Тормыш» (Жизнь) и её редактор Закир Кадыров (Кадыри), проявивший себя как блестящий журналист, просветитель и общественный деятель, внесший весомый вклад в становление татарской национальной печати.

Уфа в начале 20 века являлась одним из важнейших центров духовной жизни мусульман, здесь располагалось Оренбургское магометанское духовное собрание (ОМДС), здесь, в том числе, были сосредоточены интеллектуальные силы тюркской нации в лице самых образованных представителей народа -священнослужителей. Здесь же затем был сформирован костяк российской мусульманской элиты - научной, политической, творческой. В Уфе, в отличие от Казани, к концу 19 века мусульманское население составляло более 57%. Не случайно в 1917 г именно Уфа была выбрана местом расположения Национального Собрания (Миллет меджлисе) и Национального правительства (Милли идаре) в объявленной в 1917 году территориальной автономии - штате «Идель-Урал». В связи с этим, в период революционных событий 19171918 гг неизмеримо возрастает роль единственной в Уфе газеты на татарском языке «Тормыш» и личности её редактора Закира Кадыри.

Основу татарской прессы предреволюционного периода составляли буржуазно-либеральные издания, к которым относилась и «Тормыш», издававшаяся с октября 1913 г до апреля 1918 г В первом же номере «Тормыш» Закир Кадыри (ещё не будучи её редактором), начинает печататься с циклом статей «Наши медресе»[1], в которых повествует об истории и традициях исламского просвещения и необходимости изменений в современных условиях. Какие бы общественные темы не поднимались, основным выводом З. Кадыри был призыв татар к образованию, стремлению двигаться вперёд на примере достижений цивилизованных наций.

Газета работала в непростой политической ситуации, связанной с Балканской войной, затем 1 Мировой войной и, наконец, Февральской и Октябрьской революциями. Правительство России «не слышало» требований мусульман о равноправии, были ужесточены избирательные права, обострена антиисламская пропаганда, пресекались все попытки решить национальные проблемы. Все эти острейшие вопросы находили продолжение в редакционных статьях «Тормыш». Корреспондентами её отдельных публикаций были лидеры тюркского джадидского движения С. Максуди, Г. Исхаки, С. Рамеев, Ш. Бабич, З. Камали, М. Бигиев, К. Мотыйги, М. Солтангалеев, С. Джантурин, Ш. Мухамедьяров и др.

Возглавив газету, З. Кадыри обратился к защите интересов тюркских народов, поддержал оппозиционно настроенную к национальной политике правительства мусульманскую фракцию Государственной Думы. Политическая позиция Кадыри совпадала с позицией прогрессивно настроенных лидеров национального движения, в вопросе государственного устройства он являлся унитаристом, т.е. стоял за создание общетюркской национально-культурной автономии в составе России. Кадыри был уверен в правильности выбранного мусульманскими либералами движения за реформы в духовной и культурной жизни тюркского населения и в феврале 1914 г с энтузиазмом писал: «В течение всего пятидесяти лет наша нация проявила себя в разных областях знаний. Родилась новая литература. Наш язык,

очистившись от привнесенного сора, стал понятным обычным людям. Это говороит о том, что нам не грозит ни поглощение другой нацией, ни вымирание. Впереди новые времена, но мы переживем и их. Потому что мы сейчас - нация. Нация, имеющая национальное достоинство не затеряется в этом мире... Прогресс, осуществленный нами под началом великой России, притягателен и для других народов, раздумывающих о присоединении к ней" [2].

Первые же попытки мусульман заявить о своих интересах (будь то литература, пресса или частные собрания), стремление объединить родственные народы на основе общей религии, языка, традиций и дать им стимул для развития, были названы панисламизмом, хотя правильнее было назвать новое модернизационное движение тюркизмом. Уфимское губернское жандармское управление в 1909 г. характеризует «политическое прошлое» З. Кадыри как «панисламиста»[3]. Особенно обострились обвинения в период Балканской войны 1912-1913 г. г. Закир Кадыри ответил на них аналитической статьёй «Вопросы панисламизма», в которой многочисленными фактами доказал отсутствие у мусульман мира объединительного движения. Он считал, что «проявлением панисламизма наши противники считают призыв мусульман к приобщению к ценностям мировой культуры, развитию собственной науки, литературы, просвещения, соответствующих требованиям времени" [4].

О том, что «Тормыш» поддерживала джадидистов (сторонников реформ), говорят обличительные публикации газеты, в частности, против создания консервативной мусульманской партии «Сырат уль-мустаким» [5] или назначения на должность муфтия ОМДС защитника интересов царского правительства С. Баязитова, за которую на газету был наложен огромный по тем временам штраф в размере 1 000 рублей [6]. В 1915 г. в «Тормыш» была развёрнута полемика по поддержке мусульманами Прогрессивного блока, которую подытожил З. Кадыри: «Блок, отказавшись включить хотя бы 2-3 дополнительных положения в свою программу, проявил свое нежеление считаться с религиозными и политическими чаяниями и запросами 25-миллионного мусульманского населения. Мало того, проигнорировал желание депутатов-мусульман войти в блок и не пригласил их в согласительную комиссию. Для блока, созданного из представителей российских прогрессивных партий, предложение мусульманских депутатов оказалось неожиданным и даже нежелательным. Блок не признает и не хочет признать нас равноправными гражданами России"[7].

Наиболее ярким в истории «Тормыш» стал 1917 год - сложный период дискуссий, многочисленных съездов, достижений и компромиссов в переходе от идеи экстерриториальной национально-культурной автономии к территориальному татарскому штату «Идель-Урал». В это время невозможно переоценить роль газеты «Тормыш», ежедневно публиковавшей как документы, решения, проекты новых законов, так и острую полемику по важнейшим вопросам национального строительства. Её передовицы пестрили призывами и лозунгами: «Да здравствует народная исполнительная власть, объединенная республика!», «Да здравствует национально-культурная автономия!», «Для существования каждой нации нужны собственная литература и культура!»[8], В этот бурный период газета, во главе с З. Кадыри, освещала самые волнующие политические темы: о «Формах государственного устройства»[9], итогах 1 Всероссийского мусульманского съезда в Москве[10], обсуждала проблемы возникших территориальных автономий и раскол общетюркского движения [11], основным автором которых (часто анонимно) был главный редактор газеты.

Внутриполитическая обстановка лета-осени 1917 г. заставила либералов пересмотреть свои позиции, взгляды их заметно «левели». Происходил постепенный поворот от идеи тюркизма к идее татаризма. З. Кадыри, оставаясь в партии тюркистов в Национальном парламенте и не прощаясь с идеей общетюркского единства, всё-таки приветствует федеративное устройство России и работает над созданием штата «Идель-Урал» для мусульман внутренней России и Сибири. И вот уже Кадыри заявляет: «Если в Поволжье и на Южном Урале тюркское население не составляет абсолютного большинства, то они должны создавать штаты. Сегодня это первостепенный по значимости вопрос. Необходимо иметь в Национальном собрании две фракции: тюркистов и татаристов. Для тюрко-татар Поволжья и Южного Урала видится приемлемым вариант совместного проживания с другими народами (русскими, чувашами, черемисами) по типу штатов и считаю необходимым и своевременным сейчас проведение конференции всех этих народов. Мы призываем и башкирских братьев присоединиться к этой идее»[12]. Воодушевлённая революциями и обещанными свободами «Тормыш», благодаря активному участию З. Кадыри в политической работе, являлась своеобразным первоисточником происходивших в Уфе событий. Именно её публикациями пользовались остальные газеты страны, рассказывая о деятельности Национального Собрания и Национального Управления штата [13].

В течение 1917-1918 гг. татарская нация вышла на уровень создания национального правительства и парламента национально-культурной автономии, а также принятия её Конституции. Созданный штат «Идель-Урал» рассматривался как один из субъектов федеративного государства. Штат, как и всю Россию, предполагалось создавать в форме парламентской республики. Национальное собрание приняло «Основные положения о национально-культурной автономии мусульман внутренней России и Сибири». В решениях были зафиксированы основные положения штата, основанные на демократических

принципах: равноправие всех народов республики, независимость от Центра духовной, культурной и религиозной жизни татарского народа, выборность всех органов управления и передача российскому парламенту общих для страны дел (почта, телеграф, ж\д, транспорт, уголовные и гражданские права, налоги и т.д.).

Однако, подобная децентрализация совсем не устраивала пришедших к власти большевиков. Начиная с апреля 1918 г. в Уфе завершился период сосуществования Советов и национальных автономных органов. Указом Советского правительства в апреле 1918 г. ликвидируется так радостно и торжественно объявленный Штат «Идель-Урал». Позиция З. Кадыри, противостояние его газеты «Тормыш» Советам не прошло незамеченным. В результате, 29 апреля 1918 г. издание газеты «Тормыш», как и многих свободных национальных изданий, было запрещено Уфимским Мусульманским комиссариатом. На смену им пришла новая пролетарская пресса.

Тем не менее, за годы своего недолгого существования, татарская пресса сыграла огромную роль в модернизации мусульманского общества России первой четверти 20 века. К наиболее информированным и уважаемым изданиям Уральского региона нужно, наряду с оренбургскими «Вакыт» и «Шура», по праву отнести и уфимскую газету «Тормыш». Концепция издания была обозначена самой редакцией: «Все, что направлено на обновление татарского общества, включая и религиозно-мировоззренческие искания, борьбу с ложными понятиями в исламе, возникновение женского вопроса и новых способов обучения и воспитания, национальная культура, национальная история, решение политических, общественных и научных вопросов - все это, сделанное в весьма короткое время, есть наши национальные дела»[14]. Это слова Закира Кадыри - яркого просветителя, журналиста и общественного деятеля, вынужденного эмигрировать из страны в 1919 г. Его имя, после десятилетий забвения, только начинает вводиться в научный оборот.

«The Turmush» (The Life) - the Russian Tatars's newspaper -was launched in 1913 in Ufa and in 1914-1918 was headed by one of the notable leaders of the intellectual reform movement Zakir Kadiri. Most of "The Turmush" base was made up of analitical articles expressing Muslim identity and solidarity that gradually had been leading the Tatar bourgeoisie and intellectuals in crucial time for Russia to favour a republican form of government rather than monarchic system of ruling. After almost one hundred years it has become possible to rediscover Zakir Kadiri's name and for the first time ever to have his media work translated into Russian.

Key words: The Tatar media, Muslim national reform movement in pre-revolutionary time, a national-cultural autonomy, djadidizm.

Список литературы

1. Тормыш. - 1913. - 18 октября - 24 ноября.

2. Тормыш. - 1914. - 9, 12 февраля.

3. ЦГИА РБ. Ф. И -187. О. 1. Д. 133. Л. 181.

4. Тормыш. - 1914. - 14, 19, 21, 23, 26 февраля.

5. Тормыш. - 1914. - 21 марта.

6. РГИА РФ. Ф. 821. Оп. 133. Д.608. Л. 50.

7. Тормыш. - 1915. - 16, 17, 20 декабря.

8. Тормыш. - 1917. - 23 июня.

9. Тормыш. - 1917. - 28 марта - 13 апреля.

10. Тормыш. - 1917. - 31 мая.

11. Тормыш. - 1917. - 23 ноября.

12. Тормыш. - 1917. - 23 ноября.

13. Тормыш. - 1917. - № 756-784.

14. Тормыш -1914. - 12 февраля.

Об авторе

Вильданова Р.К. - аспирантка, помощник президента Ульяновского государственного университета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.