Научная статья на тему 'Национальное собрание (Миллет мэджлисе) и концепции национально-государственного устройства татар (1917-1918 гг. )'

Национальное собрание (Миллет мэджлисе) и концепции национально-государственного устройства татар (1917-1918 гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
611
230
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Национальное собрание (Миллет мэджлисе) и концепции национально-государственного устройства татар (1917-1918 гг. )»

Р.Р. ФАХРУТДИНОВ

НАЦИОНАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ (МИЛЛЕТ МЭДЖЛИСЕ)

И КОНЦЕПЦИИ НАЦИОНАЛЬНО-ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА ТАТАР (1917-1918 гг.)

Национальное собрание (Миллет мэджлисе) работало в Уфе с 22 ноября 1917 г. по 11 февраля 1918 г. В его работе обычно участвовало более 80 человек. Председателем Национального собрания был избран С. Максуди; его заместителями - И. Ахтямов, И. Алкин, секретарями - Р. Фахретдинов и Г.Акчурин. [1] Вскоре последних двух, оставивших посты по объективным обстоятельствам, заменили Ф. Мухамедьяров и Х. Бакеев [2].

22 ноября 1917 г. Национальное собрание, созванное в Уфе, приняло «Основы национально-культурной автономии мусульман внутренней России» в виде законодательного акта в форме Конституции. 16 января 1918 г. Конституция была опубликована в официальном органе Национального управления в журнале «Мухтариат» [3]. Эта была первая попытка документального оформления государственности татар, а значит, и татарской нации. По этому документу этническая общность волжских татар, как «ведущей» нации, была названа «тюрко-татары». В это время в Уфе находилось свыше 10 тысяч воинов-мусульман, командование которых присягнула Национальному собранию [4].

В собрании заявили о себе две группировки: тюркисты (торекчелэр) и тата-ристы (татарчылар), или территориалисты (туфракчылар). Тюркисты были сторонниками единства нации на религиозной основе, культурно-национальной автономии. Главой фракции стал Дж. Хурамшин; активные члены - составители программы: Г.Исхаки, Г.Терегулов, З. Кадыри, Х. Максуди и И. Биккулов. Во фракцию также вошли С. Максуди, Х. Атласи и Актямов. Среди тюркистов существовали разногласия по поводу осуществления автономии.

Татаристы объединяли левых социалистов и социал-демократов, поддерживали идею территориальной автономии. Наиболее известные татаристы: популярный общественный деятель, публицист Г.Шараф, глава Военного совета (Харби шура) И. Алкин, глава Мусульманского социалистического комитета М. Вахитов, уфимская фракция Национального совета (Милли Шура) во главе с Г.Ибрагимовым, между которыми также существовали разногласия.

Важным результатом длительной работы Национального собрания стало достижение согласия между сторонниками культурно-национальной и территориальной автономии. В результате собрание, избранное для реализации идей культурнонациональной автономии, в резолюции от 29 ноября 1917 г. приняло решение о создании территориальной автономии (государственности) в форме штата [5].

Идея создания национальной государственности лежала в основе многих политических программ мусульманских народов России. Татарские общественные деятели - социалист-революционер Галимджан Ибрагимов, Ильяс и Джи-хангир Алкины были не только сторонниками территориальной (областной) автономии , но и разрабатывали планы создания национальной государственности татар. Поэтому Ибрагимов выступал резко против решения съезда о культурной автономии мусульман внутренней России и Сибири.

Лишь 5 января 1918 г. на заседании Национального собрания С. Максуди был избран председателем Национального управления (правительства). И в тот же день Всероссийское учредительное собрание, где татары получили 16 мест (С. Салихов, Н. Хальфин, И. Алкин, М. Вахитов, Г.Терегулов, М. Ахмеров, Г. Ибрагимов, Г. Ильясов, А. Мухаметдинов, Ш. Сунчалей, Ф. Мухамедьяров,

Ф. Туктаров, А. Цаликов, Ф. Насретдинов, Ф. Усманов и Сахибгирей Янбаев), приняло «Постановление о государственном устройстве России», в котором Россия провозглашалась Российской демократической федерацией, объединяющей все суверенные народы и области в установленных конституцией пределах, признав право мусульманских народов не только на культурно-национальную, но и национально-территориальную автономию. Однако вскоре (в январе 1918 г.) Учредительное собрание на основании декрета СНК РСФСР было распущено. 17 января создается Комиссариат по делам мусульман внутренней России и Сибири во главе с М. Вахитовым при Народном комиссариате по делам национальностей (после встречи 7 января 1918 г. В.И. Ленина и И.Т. Сталина с Г.Ибраги-мовым, М. Вахитовым и В. Манатовым).

Национальное управление как исполнительный орган тюрко-татар просуществовало до 21 апреля 1918 г. и было распущено указом правительства большевиков, который подписали народный комиссар по делам национальностей РСФСР И. Сталин и глава Мусульманского комиссариата при Наркомнаце М. Вахитов, где было отмечено сохранение Духовного управления мусульман «с условием невмешательства в политические дела». Однако Духовное управление приняло обращение к местным губернским управлениям о незаконности роспуска Национального управления и продолжении функциональной деятельности на местах. В годы гражданской войны многие губернские управления функционировали: контролировали религиозную, национально-культурную сферы жизни общества, собирали национальный налог. Национальное управление - первое правительство тюрко-татар окончательно прекратило существование в 1919 г. после победы большевиков над Колчаком, который также запретил деятельность Национального управления.

Вторая сессия Национального собрания, намеченная на 1 мая 1918 г., так и не состоялась [6]. Таким образом, Национальное собрание - первый парламент тюрко-татар, хотя и просуществовало чуть меньше полугода, сыграло значительную роль в повышении самосознания тюрко-татар.

6 января 1918 г., после провозглашения Российской федеративной республики, Национальное собрание объявило о рождении новой формы государственности тюрко-татар штата Идель-Урал. Таким образом, если одна часть мусульман признала советскую власть, то другая часть мусульманской элиты, в том числе и руководство мусульманского духовенства во главе с Г.Баруди, отказалась признать власть большевиков.

Татары и башкиры должны были составить основное население штата, наряду с чувашами и марийцами, в количестве более 7 млн человек, включающего всю Уфимскую, Казанскую губернии, западную часть Оренбургской губернии, некоторые уезды Самарской, Вятской, Пермской, Симбирской губерний [7].

Решение о создании штата Идель-Урал было обязательным и для башкир, поскольку Национальное собрание имело в виду создание татаро-башкирской государственности, хотя этноним «башкир» в документах отсутствовал, но подразумевался под термином «тюрко-татарин». 6 января 1918 г. лидер башкирского национального движения Валиди выступил на заседании Национального собрания, где сказал, что Общебашкирский съезд учредил Автономную Башкирскую республику, в которой есть место и татарам, но не русским-переселенцам. Он высказал пессимизм по поводу существования штата Идель-Урал. Таким образом, произошло окончательное размежевание татар и башкир по поводу государственного устройства. Хотя исторически все шло именно к этому сценарию. Еще в октябре 1917 г. на заседании областного Башкирского совета (Шура) Ва-лиди приняли в свой состав. Он, в свою очередь, сделал доклад, где говорил: «Разногласия между татарами и башкирами происходят благодаря тому, что они

говорят не на одном языке и, кроме того, разнятся их бытовые условия и сама культура. Валиди говорил, что татары ему часто задают вопрос: «На каком языке будет управляться Башкирия?», на что он отвечал: «Башкирия не может управляться на чужом языке» [8]. Наконец, еще в декабре 1917 г. III Общебашкирский съезд в Оренбурге окончательно закрепил решение Военного Башкирского совета об образовании Автономной Башкирской республики [9].

Создание штата Идель-Урал вполне соответствовало решению III Всероссийского съезда совета рабочих и солдатских депутатов (10-13 января 1918 г.), провозгласившего создание Советской Российской Республики как федерации советских национальных республик. Был даже избран орган по осуществлению Урало-Волжского штата - Коллегия Урало-Волжского штата во главе с председателем Военного совета И. Алкиным и Г.Шарафом. Также в состав Коллегии вошли: С. Янгалычев, Ф. Мухамедьяров, Ф. Сайфи, С. Атнагулов, Г.Губайдуллин, Н. Хальфин. Штаб-квартирой Коллегии была выбрана Казань. Планировалось включение в ее состав пяти представителей от русского населения, двух - от чувашского, одного - от марийцев. Коллегия должна была координировать свои действия с Казанским советом рабочих и солдатских депутатов. Основной «ударной силой» штата Идель-Урал стал Военный совет во главе с И. Алкиным. С 24 по 27 марта Коллегией штата издавалась татарская газета «Идель-Уральский штат» - орган Всероссийского мусульманского военного совета (Шура) [10].

8 января 1918 г. в Казани открылся II Всероссийский мусульманский военный съезд, в котором приняли участие 200 делегатов. Председательствовал И. Алкин. Основной доклад, посвященный образованию штата и его карте, сделал Ю. Музаффаров. В нем говорилось, что штат-республика должен быть составной частью Российской Федерации; в нем должны быть созданы ВЦИК и Совет народных комиссаров. Доклад Музаффарова был построен на основе предложений Коллегии по образованию штата Идель-Урал.

После обсуждения резолюций окончательное решение съезда о создании штата было следующим: «1. Второй Всероссийский мусульманский военный съезд, состоящий главным образом из представителей мусульман тюркского племени, населяющих территорию между южным Уралом и средним течением Волги, принимая во внимание национальные, экономические и прочие интересы мусульман тюркского племени и других народностей, населяющих эту территорию, находит необходимым образование в этих пределах автономной Идель-Уральской (Волжско-Уральской) Советской Республики, входящей в состав Российской Федеративной Советской Республики; 2. Границы этой республики должны быть проведены с расчетом наименьшего включения территорий, населенных другими народностями и наибольшего включения территорий, населенных мусульманами тюркского племени...

Во всех частях Идель-Уральской Республики в деле осуществления ее территориальной автономии все ветви мусульманского тюркского племени должны действовать в полном контакте и помогать друг другу.

Если осуществление автономии Идель-Уральской Республики в вышеозначенных пределах окажется почему-либо невозможным, то все мусульмане тюркского племени должны употреблять все свои моральные и материальные силы к тому, чтобы осуществить национальный Штат, хотя бы в меньших пределах» [11].

Большевики выступили против решения съезда о создании штата Идель-Урал (М. Султангалеев покинул съезд) и, поскольку 28 февраля планировались торжества по поводу провозглашения штата Идель-Урал на Театральной площади в Казани, ночью силой самих же мусульман под предводительством Х. Ур-мАнова были арестованы руководители Военного совета: братья Алкины и У. То-кумбетов. После ареста лидеров Военного совета работу съезда перенесли за

Булак - так появился термин «Забулачная республика». Боясь выступления мусульманских солдат, арестованных сторонников Военного совета вскоре освободили.

После Октябрьской революции 1917 г. татарские национальные организации (губернские управления, мусульманские воинские части) существовали параллельно с советскими органами: не признавали друг друга, но еще без каких-либо столкновений, разногласий, которые начались после заключения Брестского мира (3 марта 1918 г.). Так, лидеры Военного совета поддержали советскую власть, поскольку, в основном, придерживались взглядов эсеров и социал-демократов. Они выступали за территориальную автономию в Среднем Поволжье и Приуралье -как субъекта российской федерации. Отказ большевиков признать штат Идель-Урал привел лидеров Военного совета к конфликту с советской властью.

21-22 марта оппонент создания штата Идель-Урал большевик Грасис созвал съезд Советов одиннадцати губерний, где, ссылаясь на решения III Всероссийского съезда Советов, пытался подменить идею штата образованием губернской Казанской республики. В отличие от центрального органа Наркомнаца, лидеры Казанского Совета не владели национальной проблемой и не разделяли идею федеративного устройства России. Для них существовала оперативная задача -не допустить создания штата Идель-Урал. Провозглашение мнимой, существовавшей только на бумаге Казанской республики не решало национальной проблемы, а давало главное - сосредоточение полноты власти в своих руках.

Конфронтация в Казани продолжалась в течение марта 1918 г. и, чтобы привлечь на свою сторону татарское и башкирское население большевики разработали положение о Татаро-Башкирской Советской Республике [12]. Главные его составители - сторонники большевиков - М. Вахитов, Г.Ибрагимов и Манатов. Идею Татаро-Башкирской республики поддержали и некоторые руководители Коллегии по осуществлению штата Идель-Урал (С. Атнагулов) [13]. Комиссариат по делам мусульман Внутренней России даже привлек для работы по реализации Татаро-Башкирской республики одного из главных разработчиков штата Идель-Урал Г. Шарафа. В результате получилась копия проекта штата Идель-Урал, но санкционированная Лениным и Сталиным, была опубликована 23 марта 1918 г. [14]. Однако, несмотря на значительную поддержку на местах, у проекта нашлись и серьезные оппоненты как среди башкир, так и среди национал-нигилистов, сторонников мировой революции.

Главная цель нового проекта - похоронить идеи штата Идель-Урал, заменив его Татаро-Башкирской Советской Республикой, контролируемой центром. 26 марта Сталин в телеграмме, направленной Оренбургскому совету, писал: «Территория Южного Урала и Среднего Поволжья объявляется Татаро-Башкирской Советской Республикой Российской Советской Федерации» [15].

В казанской газете «Знамя революции» Положение было опубликовано 24 марта 1918 г. Время для публикации было выбрано не случайно. В Казани начался «мятеж» мусульман, - говорил Я. Свердлов в апреле 1918 г., когда как раз появилось положение о Татаро-Башкирской Советской Республике, - и трудящиеся-мусульмане узнали, что нет никаких препятствий для образования самостоятельной республики и что их право на самоопределение признается в полном объеме. Татарское население заявляло тогда, что их против советской власти подняли потому, что мусульманам не давали право организовать свое войско и правительство [16].

В центральной прессе появились статьи, посвященные проекту образования Татаро-Башкирской Советской Республики. В частности, статьи о том, что разное понимание государственного устройства России между татарами и башкирами устранено, оба народа «нашли общую платформу» и стояли за образование Та-

таро-Башкирской Советской Республики [17]. 2 мая 1918 г. в Уфе прошло собрание татар и башкир, которое одобрило проект создания Татаро-Башкирской Советской Республики, и заявило, что татаро-башкирский народ «всеми силами будет защищать советскую власть»[18].

Глава большевиков Казани Карл Грасис (его поддержали большевики Б. Эльцин и Б. Сыромолотов), выражая собственное мнение, отличное от центрального аппарата большевиков, полагал, что осуществление проекта ТатароБашкирской Советской Республики не может иметь никакой объективной основы, поскольку Поволжье и Урал слишком интернациональны по хозяйственным связям и общественной структуре. «Он (проект. - Р.Ф.) - иллюзия, мечта, для одних приятная, для других вкусный пирог. И несравненно лучше будет для исторического прогресса, если она скорее потеряет свою приятность для чутких и чистых душ мусульманских народностей Урало-Поволжья» [19]. Грасис таким образом выступал против замыслов Вахитова, Манатова и Ибрагимова. Однако основным оппонентом штата Идель-Урал стал М. Султангалеев, с 21 февраля возглавлявший Комиссариат по мусульманским делам при Казанском совете.

После заключения Брестского мира в конце марта, начале апреля 1918 г. большевики направляют военные отряды в Казань и Уфу, поскольку в Казани находился Военный совет, а в Уфе - Национальное управление. После ряда столкновений между национальными частями и большевистскими отрядами Казань и Уфа были взяты большевиками [20]. 29 марта Султангалеев телеграфировал в Совнарком и Вахитову, что 28 марта комиссариатом по мусульманским делам был предъявлен ультиматум «Забулачной республике» о немедленном разоружении и выдаче организаторов. После чего, как сообщает Султангалеев, без кровопролития удалось ликвидировать «Забулачную республику, и ее «железные дружины» сложили оружие [21], а 25 апреля 1918 г. в Уфе было разогнано Национальное управление.

Основная причина поражения штата Идель-Урал состояла в том, что лидеры татарского национального движения не могли договориться между собой, поскольку были разных политических взглядов, боролись за власть, а мусульмане, как военные, так и горожане, в основной своей массе, не стали воевать против своих единоверцев, да и руководство Национальным управлением во главе с С. Максуди, после предъявления ультиматума, чтобы избежать кровопролития, использовало весь свой авторитет для роспуска мусульманских частей, которые не хотели сдаваться без боя [22]. Таким образом, большевики положили конец татарскому либеральному национальному движению, органы власти которого были созданы «снизу» прямым волеизъявлением народа, и предложили свой проект, фактически нелегитимный - «сверху». В результате многие лидеры национального движения (С. Максуди, Ю. Акчура, М. Биги, Р. Ибрагимов) были вынуждены эмигрировать за границу.

10 мая 1918 г. Сталин, выступая на конференции по созыву Учредительного съезда Татаро-Башкирской Республики, критиковал деятельность татарских, башкирских, казахских национальных советов, которые, по его мнению, добивались лишь одного - чтобы центральная власть не вмешивалась в их деятельность и не контролировала их. «Дайте нам, - озвучивал он их требования, - автономию, мы тогда признаем центральную советскую власть, но местных советов не можем признать, они не должны вмешиваться в наши дела, мы организуемся, как хотим, как знаем». Сталин отметил, что советская власть не признает такие автономии [23]. Центральной власти в Москве нужны были подконтрольные автономные республики, в том числе и Татаро-Башкирская Республика. В ходе обсуждения выступили М. Вахитов, К. Якубов и Г.Ибрагимов, которые, будучи одними из авторов проекта, поддержали его.

Советское правительство в глазах общественности выступало за создание Татаро-Башкирской Республики и 3 июля 1918 г. даже приняло обращение к трудящимся татарам и башкирам, в котором говорилось: «Не разъединяйтесь! Татары и башкиры, крепите единство, дружно сохраняйте священное красное знамя! Мы хорошо знаем, что у нас имеются некоторые различия в географическом, а также и бытовом отношениях. Но эти различия не должны служить препятствием для создания... республики и нашего единства. Всеми силами постараемся понять друг друга» [24]. На самом деле проект создания Татаро-Башкирской Республики был пропагандистским шагом большевиков и преследовал иные цели. В апреле 1918 г. проект уже сыграл решающую роль в ликвидации национальных организаций татар и башкир, таким образом, выполнил свою миссию, став ненужным, и с ним пора было расставаться.

На совещании ЦК партии большевиков, специально посвященным ТатароБашкирской Республике, проходившем в Москве с 10 по 17 мая 1918 г., проект так и не был принят. А разгоревшаяся к лету 1918 г. гражданская война, сняла этот вопрос с повестки дня. Возможность провозгласить Татаро-Башкирскую Республику была упущена.

Февральская революция 1917 г. дала свои результаты: один из лозунгов революции о самоопределении народов получил свое осуществление - образуются национально-культурная автономия мусульман внутренней России, первое мусульманское правительство и парламент. С приходом к власти большевиков национальная политика меняется - татарское либеральное национальное движение при активном участии большевиков М. Вахитова, Г. Ибрагимова и М. Султан-галеева низвергается, его лидеры эмигрируют или уничтожаются. В то же время Национальное движение российских мусульман, возглавляемое Вахитовым, также планировало создание социалистической национальной республики. Однако начавшаяся гражданская война рушит все их планы. Таким образом, чаяниям мусульман внутренней России о создании культурно-национальной или национально-территориальной автономии татаро-башкир не суждено было сбыться.

Слабость татарского национального движения в 1917-1918 гг. состояла не только в том, что произошел раскол внутри самого движения между либералами и социал-демократами, социалистами, но и в том, что в это время не удалось создать ни одной общенациональной партии. Основу общественнополитического движения татарской нации составляли различные фонды, благотворительные общества, а после Февральской революции 1917 г. - мусульманские комитеты и бюро, то есть органы, занятые культурно-просветительской работой: образованием, религией, благотворительностью. Хотя органы самоуправления начали формироваться на местах сразу же после I Всероссийского мусульманского съезда, они не были эффективными, а органы управления, образованные после II Всероссийского мусульманского съезда, просуществовали совсем недолго - менее полугода и были упразднены большевиками.

Литература и источники

1. Сарай. 1917. 27 ноябрь.

2. Тормыш. 1917. 8 декабрь.

3. Исхаков С. Российские мусульмане и революция (весна 1917 г. - лето 1918 г.). 2-е изд., испр. и доп. М., 2004. С. 505.

4. Яна милли юл (Новый национальный путь) / Ред. Г. Исхаки. Варшава-Берлин. 1933. №2. С. 16.

5. Тормыш. 1917. 1 декабря.

6. Тормыш. 1918. 10 апреля.

7. Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шуро. 1918. 17 февраля.

8. Тагиров И.Р. В борьбе за власть Советов. Казань: Тат. кн. изд-во, 1977. С. 145.

9. Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. С. 162.

10. Гайнанов Р.Р., Марданов Р.Ф, Шакуров Ф.Н. Татарская периодическая печать начала XX века. Библиографический указатель. Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. С. 85.

11. Известия Всероссийского Мусульманского Военного Шура. 1918, №16.

12. Хабутдинов А.Ю. Формирование нации и основные направления развития татарского общества в конце ХУІІІ-ХХ веков. Казань: Тат. кн. изд-во, 2001. С. 304-305.

13. Хайрутдинов Р.Г Трудное возрождение (февраль 1917-1920). Казань: Тат. кн. изд-во, 1992. С. 114.

14. Беннигсен А. Мусульмане в СССР. Париж, 1983. С. 39-40.

15. Косач Г.Г. Город на стыке двух континентов. Оренбургское татарское меньшинство и государство. М., 1998. С. 66.

16. Чугаев ДА. Коммунистическая партия организатор Союза Советских Социалистических Республик. М.: Наука, 1972. С. 147-148.

17. Известия ВЦИК. 1918, 14 мая.

18. Образование Башкирской Автономной Социалистической Республики: Сборник документов и материалов, Уфа: Башк. кн. изд-во, 1959. С. 153.

19. Грасис К. К национальному вопросу: Сборник статей. Казань, 1918. С. 1-2.

20. Исхаки Г. Идель Урал. Набережные Челны: Изд-во КАМАЗ, 1993. С. 47.

21. Государственный Архив Российской Федерации. Ф. 130. Оп. 2. Д. 669. Л. 94-95.

22. Айда А. Садри Максуди Арсал: Пер. с тур. М., 1996. С. 115-116.

23. Известия ВЦИК. 1918. 21 мая.

24. Цит. по: Тагиров И.Р. История национальной государственности татарского народа и Татарстана. Казань: Тат. кн. изд-во, 2000. С. 185.

ФАХРУТДИНОВ РАИЛЬ РАВИЛОВИЧ родился в 1962 г. Окончил Казанский государственный педагогический институт. Кандидат исторических наук, доцент. Проректор по учебной работе Академии социального образования (КСЮИ). Автор более 40 научных работ, в том числе 2 монографий, 4 учебных пособий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.