Научная статья на тему 'ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАР-МУСУЛЬМАН НА ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 1913-1914 ГГ'

ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАР-МУСУЛЬМАН НА ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 1913-1914 ГГ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
118
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУСУЛЬМАНЕ / РУССКО-ИНОРОДЧЕСКИЕ ШКОЛЫ / ГАЗЕТА "ТОРМЫШ" / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахтямова Алсу Вазиховна

Данная статья подготовлена по материалам выступления известного татарского общественно-политического деятеля Г.Х. Еникеева на Всероссийском съезде по вопросам народного образования, проходившем в Санкт-Петербурге (декабрь 1913 г. - январь 1914 г.). Его речь, получившая широкое освещение на страницах татарской газеты «Тормыш» («Жизнь»), была направлена на защиту интересов мусульман Российской империи и вызвала широкий общественный резонанс. В статье приводится вариант проекта резолюции, представленный мусульманским докладчиком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Ахтямова Алсу Вазиховна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

QUESTIONS OF SCHOOL EDUCATION OF MUSLIM TATARS AT THE FIRST ALL-RUSSIAN CONGRESS ON NATIONAL EDUCATION OF 1913-1914 YEARS

This article is based on the speeches of the famous Tatar social and political figure G.Kh. Enikeeva at the All-Russia Congress on Education, held in St. Petersburg (December 1913 - January 1914). His speech, widely publicized on the pages of the Tatar newspaper Tormysh (Life), was aimed at protecting the interests of the Muslims of the Russian Empire and aroused wide public resonance. The article contains a version of the draft resolution submitted by the Muslim speaker.

Текст научной работы на тему «ВОПРОСЫ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТАТАР-МУСУЛЬМАН НА ПЕРВОМ ВСЕРОССИЙСКОМ СЪЕЗДЕ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ 1913-1914 ГГ»

УДК 373(=512.145)"1913/1914"

А. В. Ахтямова

Вопросы школьного образования татар-мусульман на Первом Всероссийском съезде по народному образованию

1913-1914 гг.

Данная статья подготовлена по материалам выступления известного татарского общественно-политического деятеля Г.Х. Еникеева на Всероссийском съезде по вопросам народного образования, проходившем в Санкт-Петербурге (декабрь 1913 г. - январь 1914 г.). Его речь, получившая широкое освещение на страницах татарской газеты «Тормыш» («Жизнь»), была направлена на защиту интересов мусульман Российской империи и вызвала широкий общественный резонанс. В статье приводится вариант проекта резолюции, представленный мусульманским докладчиком.

Ключевые слова: Г.Х. Еникеев, мусульмане, русско-инородческие школы, газета «Тормыш», Уфимская губерния.

Вопрос о просвещении нерусских народов оказался в центре внимания российского правительства в 60-х гг. XIX в. На основе «Правил о мерах к образованию населяющих Россию инородцев» от 26 марта 1870 г., установивших правовые основы школьной политики, были созданы так называемые русско-инородческие школы, подразделявшиеся в Уфимской губернии на христианские (чувашские, мордовские, крещено-татарские, крещено-черемисские, т.е. марийские), русско-мусульманские (русско-башкирские, русско-татарские, русские классы при мектебах и медресе) и языческие (чувашские, черемисские и вотские, т.е. удмуртские) (Азамато-ва, 2005, с. 119). Согласно документу, культурная интеграция татар-мусульман должна была осуществляться только путем распространения русского образования, причем «с устранением всех таких мер, которые могли бы породить ... опасение в посягательстве правительства на отклонение детей от их веры» (цит. по: Саматова, 2013, с. 15).

Особенностью Уфимского региона являлся многоэтничный и поликонфессиональный состав населения. Согласно сведениям Первой всеобщей переписи 1897 г., в губернии башкиры составляли 40,98%, русские -37,97%, татары - 8,41%, другие народности - 12,64%. Следует также отметить высокий удельный вес мусульман в Уфимской губернии (49,88%) (Первая всеобщая., 1904, с. 48-57). В 1889 г. в округе Оренбургского магометанского духовного собрания по численности мусульманских приходов и прихожан Уфимская губерния (1396 приходов) занимала первое место, затем губернии: Казанская, Оренбургская, Самарская, Пермская, Симбирская, Вятская, Саратовская и др. (Загидуллин, 2014, с. 40-41), эта тенденция сохранялась и в начале XX в.

О состоянии национальных школ в крае можно судить по результатам статистического обследования Уфимской губернской земской управой в 1912-1913 гг. мектебов. Так, в составленном управой списке имамов Уфимской губернии, заведовавших мектебами, оказалось всего 2144 адреса (Обухов, 2006, с. 123). Согласно данным статистика отдела народного образования Уфимской губернии М.И. Обухова (1871-1943), в 1912/13 учебном году в губернии насчитывалось 1579 мектебов с контингентом 90936 учащихся, что составляло 5,8% всего мусульманского населения края, однако они были распределены неравномерно (Обухов, 2006, с. 9, 128). Примечательно, что из общего числа зарегистрированных мектебов только 13 находились в городах, абсолютное большинство - 1566 - в селениях (Там же, с. 12). Таким образом, в Уфимской губернии мектебы были зарегистрированы в большинстве мусульманских приходов (74%).

В условиях общественного подъема начала XX в. правительство вынуждено было пойти на некоторые уступки, в том числе в сфере школьной политики. В течение 1906-1913 гг. было разработано несколько законопроектов о начальных училищах для инородцев: «Правила» 31 марта 1906 г., 1 ноября 1907 г. и 14 июня 1913 г. «Правила о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России», утвержденные министром народного просвещения 31 марта 1906 г., однако же, практически сразу вызвали недовольство мусульман, усматривавших в них инструмент русификаторской политики. В результате был составлен обновленный нормативный документ, получивший название «Правила о начальных училищах для инородцев» от 1 ноября 1907 г., из которого, в частности, были исключены все упоминания о мусульманских конфессиональных школах, об «общем надзоре» за частными инородческими училищами, о русском образовательном цензе для заведующего училищем и рекомендации двойной транскрипции (Межведомственное совещание, 2017, с. 46). «Правила о начальных училищах для инородцев» от 14 июня 1913 г. не отменяли «Правила» 1907 г., но по сравнению с ними новые правила ограничивали применение родного языка в создаваемых для нерусских народов одноклассных и двухклассных училищах (Самато-ва, 2013, с. 72).

14-15 декабря 1913 г. в городе Уфе, незадолго до проведения в столице Первого Всероссийского съезда по народному образованию, состоялось совещание духовных лиц под председательством муфтия по вопросам национального образования. Своеобразным продолжением и дополнением собрания имамов стало частное совещание представителей духовенства, интеллигенции и купцов, состоявшееся тоже в Уфе в начале января 1914 г. (Зорин, 1914, с. 152).

Первый Всероссийский съезд по народному образованию, проходивший в Санкт-Петербурге в конце декабря 1913 г. - в начале января 1914 г., стал важной вехой в консолидации учителей нерусских школ и в составлении своих резолюций, адресованных правительству и российской обще-

ственности. Среди участников съезда большой резонанс вызвал доклад известного общественно-политического деятеля Г.Х. Еникеева (Еникие-ва)1 о состоянии мусульманских школ («Меселманнарда укуньщ рэвеше») и, по словам публициста Ш. Манатова (Монатова), стал единственным по своей тематике2. В этой связи татарская газета «Тормыш» («Жизнь») отводит значительное место на своих страницах (№№ 20-22, 24) освещению работы съезда, в особенности речи представителя татар-мусульман.

Гайса Хамидуллович Еникеев принадлежал к старинному дворянскому роду татарских мурз, родился 2 июля 1864 г. в деревне Новая Каргалы Белебеевского уезда (ныне Благоварский район Республики Башкортостан). После обучения в местном медресе способного юношу определили в Оренбургскую татарскую учительскую школу. Успешно окончив учебное заведение, некоторое время Г.Еникеев преподавал в начальном училище при той же школе. Впоследствии, после ее закрытия, с 1890 по 1895 год состоял заведующим русско-татарского начального училища в Оренбурге, затем поступил на службу в Оренбургское отделение Государственного банка. Одновременно 31-летнего Гайсу Хамидулловича пригласили в качестве преподавателя русского языка и литературы в городское новоме-тодное медресе «Хусаиния». Он также был избран членом попечительного совета (назыйрлар шурасы) училища. Спустя некоторое время талантливый педагог стал заведующим медресе «Хусаиния». В начале XX в., когда он проживал в Казани, был доверенным фирмы Ахмеда Галеевича Хусаи-нова - одного из богатейших предпринимателей того времени.

Гайса мирза Еникеев в рассматриваемый нами период депутат Государственной думы 4-го созыва от Оренбургской губернии3. Относительно его политических взглядов в донесении казанского вице-губернатора за 1907 год было отмечено: «Дворянин Гайса Хамидуллович Еникеев, татарин, магометанин <...> По своим политическим воззрениям принадлежит к левым партиям, а по высказываемым взглядам ближе всего подходит к конституционно-демократической партии» (НА РТ, ф. 1, оп. 6, д. 464, л. 91 об.).

По мнению Д.М. Усмановой, в российском парламенте Г.Х. Еникеев стал наиболее деятельным членом мусульманской фракции, но в то же время «не был ведущим оратором мусульманской фракции. Тем не менее

1 См. о нем подробнее: Эмирханов, 1992; Усманова, 2006; Биктимирова, 2014 и др.

2 Автор фельетона, Ш.Манатов, выражает сожаление о том, что в этот исторический период, когда решались вопросы образования, касающиеся и мусульманского мира России, на съезде было представлено небольшое количество мугаллимов, и, кроме того, не было оказано должного содействия со стороны петербуржцев-мусульман (учителей и учительниц) в подготовке выставки для съезда (Тормыш, 1914, 29 гыйнвар).

3 Был также депутатом Государственной думы 3-го созыва от Казанской губернии.

он неоднократно поднимался на думскую трибуну для оглашения фракционной позиции по тем или иным вопросам. Чаще всего темой его выступления становилась правительственная политика в области народного образования» (Усманова, 2006, с. 328). Так, излагая пожелания депутатов-мусульман на заседании IV Думы 1 июня 1913 г., Г.Х. Еникеев представил программу реформы просвещения мусульман, состоявшую из 11 пунктов (Государственная Дума, 1913, с. 666).

Как видно, его многолетний педагогический опыт оказался востребованным и весьма полезным для парламентской деятельности. В работе Первого Всероссийского съезда по народному образованию Гайса Еникеев также занимает конструктивную позицию по вопросам мусульманского образования. Секция съезда, посвященная вопросам «инородческой школы» («инородец мэктэплэре мэсьэлэрен караучы шегьбэ»), привлекла внимание широкой аудитории. Следует отметить, по предварительной программе съезда не планировалась организация данной секции. Но уже на первых заседаниях организационного комитета обнаружилась необходимость в обсуждении проблем инородческой школы. В целом, на 12 секционных заседаниях так называемой «комиссии по образованию и воспитанию в местностях с инородческим населением» было заслушано около тридцати докладов. Важнейшие итоги работы инородческой секции были опубликованы в 1916 г. в книге «Инородческая школа: сборник статей и материалов по вопросам инородческой школы» (Инородческая школа, 1916).

Обратимся к январским номерам газеты «Тормыш» за 1914 год. По случаю начала работы секции Гайса мирза Еникеев отмечал оживленный интерес среди участников педагогического съезда к проблемам образования нерусских народов. «Мы видим здесь представителей различных национальностей из разных уголков нашей необъятной Родины. Проблемы воспитания, проблемы нашего будущего, судьбы наших детей - одинаково важны для всех народов», - подчеркнул мусульманский оратор (См.: Тормыш, 1914, 10 гыйнвар).

В первых заседаниях секции были выслушаны доклады о начальной школе, происходили конструктивные дискуссии главным образом по вопросу формирования профессиональных навыков учащихся, а также была принята резолюция о малорусской школе, состоящая из восьми пунктов, и резолюция о болгарской начальной школе, включающая три пункта. Вопрос о языке преподавания для участников секции (в целом, съезда!) стал ключевым: документы предусматривали, прежде всего, обучение на родном языке и введение русского языка с третьего года обучения в качестве обязательного предмета (См.: там же).

После принятия указанных резолюций прозвучал доклад Г.Х. Енике-ева об актуальных проблемах мусульманского начального образования. В начале своего доклада автор, констатировав плачевное состояние учебного дела среди мусульман в силу известных исторических причин, подверг

резкой критике школьную политику царского правительства; строго порицал «Правила» от 26 марта 1870 г., указы от 20 ноября 1874 г., от 31 марта 1906 г., 1 ноября 1907 г. и 14 июня 1913 г., установившие правовые основы внутриполитического курса государства. Докладчик подчеркнул, что разработка принципов школьной политики царского правительства в отношении нерусских народов Волго-Уральского региона тесно связана с именами российских государственных деятелей - министра народного просвещения Д.А. Толстого и обер-прокурора Св.Синода К.П. Победоносцева. После Первой русской революции была предоставлена возможность обучения учащихся на родном языке, однако, законоположение 1907 г., по выражению Гайсы Еникеева, осталось лишь на бумаге.

Представляет большой интерес его сведения о составе учащихся в русско-мусульманских школах: «В Уфимской губернии процент учащихся-мусульман по сравнению с другими намного выше. Также наблюдается удивительно высокий процент лиц, не знающих читать и писать по-русски. Согласно уфимской земской статистике 1911 г., государственные школы посещают лишь 5,5% детей инородцев. Между тем в русских селениях ходят в школу 50,5% процентов детей школьного возраста...» (См.: Тормыш, 1914, 18 гыйнвар).

Г.Х. Еникеев подробно остановился на законе 1874 г. о передаче мусульманских школ в ведение Министерства народного просвещения, отметив его печальные последствия. По мнению докладчика, школа, прежде всего, должна стать ближе к народу, в таком случае представители мусульман имели бы право участия в педагогических советах школ (училищ), а также назначаться в качестве инспекторов для ревизии учебных заведений. Г. Х. Еникеев считал, что назначение инспектором женщину-мусульманку принесло бы огромную пользу в установлении доверительных отношений между учебным ведомством и мусульманскими женскими школами.

Особое внимание Г.Х. Еникеев уделил языку преподавания в начальной школе - самому беспокойному вопросу для нерусских народов. Языком обучения в начальной школе (ибтидаия) должен быть родной язык учащихся, школа должна служить достижению одной цели - обучению. Речь Г.Еникеева была пронизана идеей дружбы народов, однако, по его признанию, этому противоречит русификаторская политика, и возможности формировать чувство патриотизма у инородцев также нет (См.: там же).

Выступление Г.Х. Еникеева вызвало оживленную дискуссию среди делегатов. Хатибы, учителя (мугаллимы) из разных регионов, поднимавшиеся на трибуну, затронули волнующие для нерусских народностей темы. В частности, своеобразным дополнением к докладу Еникеева стала речь по женской проблематике мугаллимы из Баку Хатифы ханум Мали-ковой. Отметив этнографические особенности мусульманской общины, а также религиозных воззрений и быта, она указала на острую необходи-

мость в открытии для мусульманок отдельных средних школ и пансионов, где, помимо общих предметов, преподавались бы уроки национальной культуры (милли дэреслэр) (См.: Тормыш, 1914, 22 гыйнвар).

Резолюция по докладу Г.Х. Еникеева была принята с некоторыми поправками. Ниже представлен вариант резолюции, изложенный мусульманским докладчиком, по публикации в газете «Тормыш» (См.: там же).

1. Школы для мусульман должны быть организованы в соответствии с национальными и религиозно-бытовыми особенностями местного населения;

2. В школах для мусульман обучение учащихся должно быть на родном языке. Русский язык, будучи государственным языком, должен занять достойное место в учебной программе. Но, однако, русский язык, являясь отдельным предметом, должен преподаваться с начала третьего года обу-

4

чения ;

3. Выбор родного языка осуществляется родителями и (или) родственниками учащегося;

4. Мугаллимом или мугаллимой могут быть назначены лица, знающие родной язык учащихся, литературное наследие и быт этого народа. Однако, если кандидаты в учителя являются лица разного вероисповедания, преимущество дается тому из них, кто исповедует ту же религию, что и учащиеся5;

5. Родной язык как отдельный предмет должен быть включен в школьную программу, и учитель родного языка должен иметь такие же права, как и учитель русского языка;

6. С целью подготовки учительского персонала (мугаллимов) для мусульманских школ, способных обучать на родном языке учащихся, необходимо открыть педагогические школы и педагогические курсы, обеспечиваемые из сумм казначейства;

7. Срок обучения мусульман должен составлять пять лет;

8. Представителям мусульман будет предоставлено право участия в органах, заведывающих мусульманскими школами, для осуществления контроля за учебной и воспитательной работой мусульманских школ;

9. В местах компактного проживания татар право быть инспектором необходимо также предоставить мусульманам;

4 Некий Гаяз эфенди предложил изменить формулировку «обучение на родном языке» на «обучение на тюркском языке» («тэгълим терки телендэ булыр»), однако такое мнение вызвало возражение, в частности, со стороны кавказских и грузинских делегатов (Тормыш, 1914, 22 гыйнвар).

5 Некоторые из присутствовавших (Махмудов, Хасанов, Агиев) высказались за то, чтобы мугаллимы в мусульманских школах назначались только из числа мусульман. Этот тезис вызвал продолжительные прения среди делегатов. В итоге комиссией религиозный аспект был исключен.

10. Наряду с общеобразовательными школами, национальные школы учитывают этнографические, религиозные и бытовые особенности мусульман. Исходя из этого, должно быть обеспечено их существование;

11. Не должно быть никакого препятствия в подготовке учителей мусульманских начальных (ибтидаия) школ (национальных) на своем родном языке, обучению их различным методикам для дальнейшей работы;

12. Не должно быть никакого препятствия открытию школ для мальчиков и девочек с обучением на родном языке общеобразовательных предметов отдельным представителям мусульман и обществам.

В материалах подготовленного редакцией сборника «Инородческая школа» представлены фрагменты тезисов мусульманского докладчика. Опираясь на них, можно предположить, что, например, пункты 1, 7, 8, 9 были одобрены инородческой комиссией (Инородческая школа, 1916, с.105-106), а п. 4, как указано выше, был подвергнут редакторской правке. В частности, его новая редакция гласила: «Преподавателем в начальной школе может быть всякий, знающий язык, обычаи и литературу народа, при этом, при одинаковых условиях, предпочтение должно оказываться туземцу из этого народа» (Там же, с. 101-102).

Таким образом, в условиях активизации школьного вопроса в начале XX в. апогеем общественно-педагогичекого движения учителей становятся педагогические съезды. Качественно новым событием в жизни стал Первый Всероссийский съезд по вопросам народного образования в Санкт-Петербурге педагогов многонационального населения страны, на котором о проблемах образования мусульман доложил депутат Государственной думы Г.Х. Еникеев. Его идеи о преподавании на родном языке, сближении мусульманской школы к национальной культуре и религии учащихся были во многом созвучны с идеями других участников съезда.

Источники и литература

1. НА РТ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 464.

2. Бвтенрусия мвгаллимлэренец беренче гомуми съезды // Тормыш. 1914. 10 гыйнвар (№20).

3. Бвтенрусия мвгаллимлэренец беренче гомуми съезды // Тормыш. 1914. 18 гыйнвар (№21).

4. Бвтенрусия мвгаллимлэренец беренче гомуми съезды // Тормыш. 1914. 22 гыйнвар (№22).

5. Зорин Б. Мусульмане о предстоящем Всероссийском съезде и о реорганизации мектебе и медресе // Вестник Оренбургского учебного округа. 1914. № 3. С. 137-152.

6. Инородческая школа: сборник статей и материалов по вопросам инородческой школы / под общ. ред. Г.Г. Тумима и В.А. Зеленко. Петроград: издание Н.П. Карбасникова, 1916. [4], 254 с.

7. Межведомственное совещание 1910-1911 годов о постановке школьного образования в местностях с инородческим и инославным населением: Журнал /

сост., авт. статей, прим., указ. и сокр. И.К.Загидуллин. Казань: Институт истории им. Ш.Марджани АН РТ, 2017. 292 с.

8. Мвгаллимлэр съезды. Халык мэгарифе меселманнары хосусында // Тор-мыш. 1914. 29 гыйнвар (№24).

9. Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. / сост. С.В. Вахитов, Ю.В. Ергин. Уфа: Вагант, 2006. 136 с.

10. Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / под ред. Н.А. Тройницкого. СПб.: Изд-е ЦСК МВД, 1904. Т. ХЪУ Уфимская губерния. Тетрадь 2. 189 с.

11. Стенографические отчеты / Гос. дума, четветртый созыв, сессия первая. СПб.: Государственная типография, 1913. XXXVI с., 2698 стб., с. 2699-1 - 2699-12.

12. Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874-1917): Социальный состав, бюджет, деятельность в области народного образования. Уфа: Гилем, 2005. 252 с.

13. Эмирхан Р. Гали рухлы шэхес. Казан утлары. 1992. № 6. Б. 157-165.

14. Биктимирова Т.Э. Гайсэ Еникиев // Татар педагогик фикере антологиясе: ике томда. Т.1. Казан: Татар. кит. нэшр. Б. 216-219.

15. Загидуллин И.К. Татарское национальное движение в 1860-1905 гг. Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. 423 с.

16. Саматова Ч.Х. Имперская власть и татарская школа во второй половине XIX - начале XX века (по материалам Казанского учебного округа). Казань: Татар. кн. изд-во, 2013. 239 с.

17. Усманова Д.М. Депутаты от Казанской губернии в Государственной думе России. 1906-1917. Казань: Татар. кн. изд-во, 2006. 494, [1] с.

А.В. Эхтэмова

1913-1914 еллардагы Беренче Бетенроссия халык мэгарифе съездында татар-меселманнарыныц мэктэп белеме мэсьэлэлэре

Элеге мэкалэ Санкт-Петербургта узган Беренче Бетенроссия халык мэгарифе съездындагы (декабрь, 1913 ел - гыйнвар, 1914 ел) мэшhYP татар ижтимагый-сэяси эшлеклесе Г.Х. Еникеев чыгышыньщ материаллары буенча эзерлэнде. Аньщ татар газетасы «Тормыш» битлэрендэ киц яктыртылган нотыгы Россия им-периясе меселманнарыныц ихтыяжларын яклауга юнэлдерелгэн була hэм жэмэгатьчелек фикерендэ кечле яцгыраш таба. Мэкалэдэ меселман докладчысы тарафыннан тэкъдим ителгэн резолюция проекты китерелэ.

Ачкыч сузлэр: Г.Х. Еникеев, меселманнар, рус hэм рус булмаган мэктэплэр, «Тормыш» газетасы, Уфа губернасы.

A.V. Akhtyamova

Questions of school education of muslim tatars

at the First all-Russian congress on national education of 1913-1914 years

This article is based on the speeches of the famous Tatar social and political figure G.Kh. Enikeeva at the All-Russia Congress on Education, held in St. Petersburg (December 1913 - January 1914). His speech, widely publicized on the pages of the Tatar newspaper Tormysh (Life), was aimed at protecting the interests of the Muslims of the

Russian Empire and aroused wide public resonance. The article contains a version of the draft resolution submitted by the Muslim speaker.

Keywords: G.H. Yenikeyev, Muslims, Russian-foreign schools, «Tormysh» newspaper, Ufa province.

Ахтямова Алсу Вазиховна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш.Марджани АН РТ (г.Казань); e-mail: alsu_was@mail.ru

Эхтэмова Алсу Вазыйх кызы - тарих фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш.Мэр-ж;ани исемендэге Тарих институты яца тарих бYлеreнец елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).

Akhtyamova Alsu Vazikhovna - Candidate of Historical Sciences, Senior Researcher of the Department of Modern History, Sh. Marjani Institute of History of Ta-tarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.