Научная статья на тему 'МЕРОПРИЯТИЯ УФИМСКОГО ЗЕМСТВА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОПЫТА И ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ МУСУЛЬМАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА'

МЕРОПРИЯТИЯ УФИМСКОГО ЗЕМСТВА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОПЫТА И ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ МУСУЛЬМАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
117
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / АГРОНОМИЯ / ВЕТЕРИНАРИЯ / МЕДИЦИНА / МУСУЛЬМАНЕ / УФИМСКАЯ ГУБЕРНИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ахтямова Алсу Вазиховна

В статье анализируются мероприятия земских учреждений Уфимской губернии в области сельского хозяйства и здравоохранения среди мусульман в начале XX в. Земские деятели, учитывая местную этноконфессиональную специфику края, организовали перевод и публикацию изданий на татарском языке по различным отраслям сельского хозяйства и медицине. Кроме того, в целях распространения сельскохозяйственных и гигиенических знаний совместно с представителями мусульманской интеллигенции земство устраивало публичные лекции, консультации, чтения, курсы и т.д. В условиях периодических вспышек инфекционных болезней эти санитарно-профилактические мероприятия имели огромное значение и способствовали формированию сознательного отношения к здоровью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ACTIVITIES OF THE UFA ZEMSTVO ON DISSEMINATION OF ADVANCED AGRICULTURAL PRACTICES AND PROMOTION OF HYGIENE KNOWLEDGE AMONG MUSLIMS AT THE BEGINNING OF THE 20TH CENTURY

The article analyzes the activities of the Zemstvo institutions of the Ufa province in the field of agriculture and health care among Muslims at the beginning of the 20th century. Zemstvo leaders, taking into account the local ethno-confessional specifics of the region, organized the translation and publication of issuances in Tatar language on various branches of agriculture and medicine. In addition, in order to spread agricultural and hygienic knowledge, together with representatives of the Muslim intelligentsia, the Zemstvo organized public lectures, consultations, readings, courses, etc. In the context of periodical outbreaks of infectious diseases, these sanitary and preventive measures were of great importance and contributed to the formation of a conscious attitude towards health.

Текст научной работы на тему «МЕРОПРИЯТИЯ УФИМСКОГО ЗЕМСТВА ПО РАСПРОСТРАНЕНИЮ ПЕРЕДОВОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ОПЫТА И ПРОПАГАНДЕ ГИГИЕНИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ СРЕДИ МУСУЛЬМАН В НАЧАЛЕ XX ВЕКА»

УДК 94(470.57)"19"

А.В. Ахтямова

Мероприятия Уфимского земства по распространению передового сельскохозяйственного опыта и пропаганде гигиенических знаний среди мусульман в начале XX века

В статье анализируются мероприятия земских учреждений Уфимской губернии в области сельского хозяйства и здравоохранения среди мусульман в начале XX в. Земские деятели, учитывая местную этноконфессиональную специфику края, организовали перевод и публикацию изданий на татарском языке по различным отраслям сельского хозяйства и медицине. Кроме того, в целях распространения сельскохозяйственных и гигиенических знаний совместно с представителями мусульманской интеллигенции земство устраивало публичные лекции, консультации, чтения, курсы и т.д. В условиях периодических вспышек инфекционных болезней эти санитарно-профилактические мероприятия имели огромное значение и способствовали формированию сознательного отношения к здоровью.

Ключевые слова: земские учреждения, агрономия, ветеринария, медицина, мусульмане, Уфимская губерния.

Эффективность органов работы местного самоуправления является своеобразным маркером современного цивилизационного развития человечества. Исторический опыт земских учреждений, введенных в результате либеральных реформ 1860-1870-х гг., показывает, что развитие местного всесословного самоуправления как института гражданского общества способно активизировать общественную инициативу на местах. Земства стали не только надежным подспорьем для реализации общественных инициатив, но и центром сотрудничества представителей различных социальных и этноконфессиональных групп населения, действенным инструментом решения социально-экономических и культурно-просветительских задач местного значения.

В начале XX в. земские деятели выдвигали проблемы школьного и внешкольного образования, здравоохранения, социального призрения, инфраструктуры и т.д. Одним из аспектов многогранной деятельности земских учреждений являлась поддержка этноконфессиональных меньшинств, имевших свои культурно-бытовые особенности. В связи с этим изучение социально-культурных мероприятий, проводившихся земствами Уфимской губернии среди мусульманского населения, представляется необходимым условием более полного и всестороннего исследования истории земств в России в целом.

Социально-экономическое развитие России в XIX столетии современные исследователи определяют как время модернизации - становления

индустриальной экономики, индустриального общества, урбанизации (Та-гирова, 2013, с.228). В 1885-1892 гг. была проложена железнодорожная магистраль Сызрань-Самара-Уфа-Златоуст-Челябинск протяженностью 1140 км, которая послужила началом Великого Сибирского пути. Самаро-Златоустовская железная дорога пролегла по территории губернии от запада к северо-востоку (587 км), пересекла Уральский хребет и вышла в Западную Сибирь, впервые соединив ее рельсовыми путями с Москвой и Петербургом (История железнодорожного транспорта, 1994, с.101, 318; Справочная книжка, 1896, с.52). Строительство железной дороги открыло новые возможности для эффективных перевозок на дальние расстояния в центральную Россию и Сибирь, а также быстрый и более удобный путь для переселенцев.

Наиболее полные сведения о численности мусульман применительно к концу XIX - началу XX в. дают материалы Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. Согласно сведениям 1897 г., самая многочисленная группа мусульман проживала в Уфимской губернии -1095706 чел. (49,88% населения Уфимской губернии и 32,94% мусульманского населения Волго-Уральского региона). Высокий удельный вес мусульман зафиксирован в Астраханской губернии - 307239 чел. (30,62% населения губернии) («за счет казахского населения Внутренней Букеев-ской Орды» (Загидуллин, 2014, с.19)). Отметим, «киргизский язык» признали родным большинство мусульман (81,7%), или каждый четвертый житель губернии. К следующим регионам со значительной долей мусульманского населения относились губернии: Казанская - 633024 чел. (29,16% населения губернии) и Оренбургская - 365543 чел. (22,8% населения губернии) (подсчитано по: Первая всеобщая, 1904, т.2, тетр.2, с.46-47; т.14, с.106-107; т.28, с.60-61; т.45, тетр.2, с.44-45).

Особенности распределения мусульманского населения Уфимской губернии по «языковым группам» в 1897 г. представлены в таблице 1 .

8 При разработке документации Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г. организаторы статистического мероприятия предполагали идентифицировать через «родной язык» национальную принадлежность респондентов (см. подробнее: Загидуллин, 2014, с. 20-21).

Таблица 1

Распределение мусульманского населения Уфимской губернии по «языковым группам» в 1897 г.

(Первая всеобщая, 1904, т.45, тетр.2, с.44-45)

Мусульмане, душ обоего пола по сумме языковых групп эиьойи ОО rn ЧО ГЧ о ос 1—■ m m о г— 1172 г— гч о о г- г— гч •п in чО ЧО (N Оч оо I-- го m о (Ч г— 1224

«HHMHawHdÄx» С] о 1159 о оо о in - 1770 1л т)- о о о о _ 1л -ч- г— ОО О 1159 О 00 чО in - 1815

«HHHtisdÄx» Tt о Г) о О) I-- т rt Oi -I- Оч (М о о о о о СТч СЧ го m О Ol О сч г- 413 I о гч m

«HiraajiTidstnsm» 1028 2602 ■t in о Г) 2792 о 12215 | 20691 оо г- гч - оо - о ОС. о ас 1 106 2604 2065 2800 - 12295 | X о

«иим^ияшвд» 108197 232335 тГ VD Г— т, <м 51095 122662 114466 880519 3141 оо (N г— о ^ 1П г- \D чО го 1271 5644 111338 232619 252171 51270 123028 115737 886163

«иияэсйапэх» 8190 6876 т о т 4933 14572 3615 38590 t— ci (N о ГО Оч u-i оо гг- ГО 8261 6881 Г1 4933 14665 3800 38967

«иинэггшнХь» - Ол ■n оо - о Tf т оо Г] m п оч ■5Г ГО О о О о г- in CJ о оо - о ТГ го оо (Ч 3 т

«HHjiadiucx» 1934 40156 1707 1646 75563 16376 137382 2489 00 г-- О Ш 266 г— т 3765 7834 4423 I 40937 9981 1912 75937 20141 145216

В том числе мусульман обоего пола 119434 282854 257880 60502 213584 147284 1081538 5884 1075 О о чС 466 ■5 оо 5302 14168 125318 283929 258480 60968 214425 152586 1095706

Всего душ обоего пола 323631 427344 го OS ОО тг 164996 372429 311832 2089339 49275 5835 о> 00 in 00 (N О in О г-) 7552 15550 107303 372906 433179 497696 185498 379981 327382 2196642

Уезды и города 1 Уфимский | Белебеевский I Бирский I Златоустовский | Мензелинский | Стерлитамакский Итого по уездам без городов | Уфа | Белебей | Бирск Златоуст I Мензелинск | Стерлитамак 1 Итого по городам 1 Уфимский | Белебеевский | Бирский | Златоустовский Мензелинский I Стерлитамакский Итого по уездам

В конце XIX столетия абсолютное большинство мусульман Уфимской губернии проживало в сельской местности (98,71%). При рассмотрении этих данных поуездно по «языковым группам», мы видим следующее. Основная масса мусульман, назвавших родным языком «башкирский», сосредоточилась в Бирском (97,63%) и Уфимском (90,59%) уездах. Таким образом, большинство мусульман сельской местности назвали своим родным языком «башкирский» (81,41%). Р.Г. Кузеев, с одной стороны, совершенно справедливо отмечал, что по переписи 1897 г. «в составе башкир было учтено около 300-350 тыс. тептярей и мишарей» (Кузеев, 1978, с.241). Значительная часть мусульман-горожан указала своим родным языком «татарский язык» (55,29%).

Доля сельских жителей-мусульман, признавших родным «татарский язык», составила 12,7%. В большинстве своем они относились к трем уездам: Мензелинскому (35,38%), Белебеевскому (14,2%) и Стерлитамакско-му (11,12%). 3,57% мусульманского населения сельской местности считали себя носителями «тептярского языка». Согласно представленным в таблице данным, тептяри проживали в Златоустовском (8,15%), Уфимском (6,86%) и Мензелинском (6,82%) уездах. «Мещерякский язык» в качестве родного языка определили 1,91% сельских жителей-мусульман, главным образом они были сосредоточены в Стерлитамакском уезде (8,29%).

Либеральные реформы 1860-1870-х гг. актуализировали проблему распространения русского языка и разработки стратегии в области образования по интеграции мусульман внутренних губерний в российское социокультурное пространство. В условиях, когда в мусульманском сообществе сложилась своя собственная система национального образования, русская начальная школа не пользовалась большой популярностью.

На малочисленность мусульман в русских уездных и городских училищах указывали еще современники. В частности, директор народных училищ Оренбургской губернии М.Д. Попов в «Записке об образовании мусульман Оренбургского края» писал, что генерал-губернатором Оренбургского края «отпускается в распоряжение Уфимского гражданского губернатора на образование башкир Уфимской губернии не менее 12000 рублей». Так, в 1866 г. на эту сумму в трех уездных училищах (в Уфимском, Бирском и Мензелинском), в семи приходских (в 1 -м и 2-м Уфимском, в 1-м и 2-м Бирском, Мензелинском, Белебеевском и Стерлитамак-ском) и горском Златоустовском обучалось 180 мальчиков, в том числе 138 мусульман. Согласно статистическим данным, за период с 1858 по 1867 г. в Уфимской губернии из 362 тыс. мусульман мужского пола во все 10 училищ поступило «не более» 540 чел. (или ежегодно в среднем 54 мальчика) (Попов, 1869, с.454).

Государственные усилия наблюдались в попытках дать мусульманам современное начальное образование в рамках русских или русско-татарских или русско-башкирских школ, в которых преподавание велось по русским учебным планам, но с привлечением собственных кадров

(Кемпер, 2008, с.489). Однако до конца столетия количество русско-татарских и русско-башкирских начальных училищ, а также русских классов при медресе медленно увеличивалось. Если в 1880 г. в Уфимской губернии насчитывалось 8 русско-башкирских школ (с контингентом учащихся в 126 чел.) и 18 русских классов при медресе (с контингентом учащихся в 183 чел.) (Обзор Уфимской губернии, 1881, ведомость №9), то в 1894 г. количество русско-башкирских и русско-татарских школ составило

- 27 (с контингентом учащихся в 936 чел.), русских классов при медресе -7 (с контингентом учащихся в 272 чел.) (Справочная книжка, 1896, с. 70). С конца XIX в. наметилась тенденция увеличения количества русско-башкирских и русско-татарских школ. Так, в 1916/1917 учебном году в Уфимской губернии насчитывалось всего 321 русско-башкирская и русско-татарская школа (Азаматова, 2005, с.127). Таким образом, на рубеже XIX-XX вв. отмечается низкий уровень владения мусульманами русским языком и грамотой. В этой связи перед земскими учреждениями встала задача установления конструктивного сотрудничества с представителями мусульманской интеллигенции в деле профилактики заболеваний и распространения новаторских подходов в сельском хозяйстве среди мусульман.

В Уфимской губернии деятельность земских учреждений по сравнению с другими центральными губерниями России началась позднее, когда уже был накоплен «10-летний опыт земства вообще» (Веселовский, 1911, т. 4, с.404). Временный губернский комитет по введению в действие земских учреждений открылся 10 августа 1874 г. Уездные временные комиссии под председательством уездных предводителей дворянства в Стерли-тамаке открылись 15 августа, в Мензелинске и Уфе - 22 августа, в Бирске

- 29 августа, в Златоусте - 7 и Белебее - 8 сентября (подробнее см.: Азаматова, 2018, с.119-122; Мысляева, 2005, с.87-95).

Земские учреждения состояли из распорядительных органов (уездных и губернских земских собраний) и исполнительных органов (уездных и губернских управ). Уфимское губернское земское собрание открылось 27 февраля 1875 г. в Уфе в доме Дворянского собрания1.

По итогам выборов в уездные земские собрания Уфимской губернии крестьян гласных прошло столько же (117 чел.), сколько дворян-землевладельцев (119 чел.). От городских жителей выдвигалось 20 чел. (Азаматова, 2005, с.24). Среди гласных губернского земского собрания преобладали дворяне. Например, согласно данным 1876 г., на уездных земских собраниях были избраны губернские гласные в количестве 41 чел.: дворян - 31 чел.; купцов - 5 чел.; крестьян - 3 чел.; чиновников - 1 чел.; надворных советников - 1 чел. (Адрес-календарь, 1876, вып.1, с.41).

1 Центральная улица, д. 12 (ныне - ул. Ленина, д. 14; здание Уфимского государственного института искусств им. Загира Исмагилова) (см.: Путеводитель по исторической части Уфы, 2019, с.92).

Состав земств изменился после преобразования в 1890 г. земской избирательной системы. Новое «Положение о земских учреждениях» 1890 г. усилило административный контроль над земствами, изменило порядок формирования избирательных курий. В итоге количество гласных от сельских обществ, в сравнении с нормативами 1875 г., сократилось вдвое и составило 58 чел. (32,4% вместо 45,7%), количество гласных от землевладельцев стало меньше на 19 чел. и составило 100 чел., но в процентном отношении оно возросло (55,9% вместо 46,5%). Гласных от городских избирателей насчитывалось 21 чел. (11,7% вместо 7,8%), т.е. их число незначительно увеличилось (против 20 чел. в 1875 г.); общее число гласных уменьшилось с 256 до 179 чел. (см.: ПСЗ-3, т.Х, ч.2, №6927, с.381; Севастьянов, 2006, с.28).

В литературе отмечается, что в земских учреждениях Уфимской губернии были недостаточно представлены нерусские народы. Это объясняется преобладанием в них гласных от дворян-землевладельцев (почти полностью все они были русскими). Между тем, в крестьянской курии башкиры, татары и другие этнические группы были представлены пропорционально составу сельских обществ, которые выдвигали выборщиков (Аза-матова, 2005, с.26; Мысляева, 2005, с.115).

В целом, по подсчетам Н.С. Мысляевой, за все годы существования земства Уфимской губернии из общего количества губернских гласных -203 человек - башкир и татар - было избрано 30 чел. (14,78%); в уездных земских органах из общего числа гласных с 1875 по 1914 г. башкир и татар было избрано 413 чел. (31,15%) (Мысляева, 2005, с.114-115).

Известный специалист по истории российского земства Б.Б. Ве-селовский писал, что с конца 1890-х гг. в Уфимском земстве появляются молодые силы, представители радикально настроенной интеллигенции. По его словам, среди гласных в некоторых уездах (Белебеевском, Златоустов-ском, Стерлитамакском) было много мусульман. «Некоторые выступали весьма деятельно. Так, напр.[имер] в первых рядах шли Ш.Ш. Сыртланов, Тевкелев, Кутлубаев, Джантюрин, Султанов и Дашкин, - дворяне, служившие в управах или предводителями» (Веселовский, 1911, т.4, с.417).

По утверждению Г.Б. Азаматовой, особенностью Белебеевского земства являлось наличие активного и работоспособного представительства мусульман в собраниях и управах (Азаматова, 2018, с. 195). Председателями Белебеевской земской управы состояли: А.А. Ахтямов (18831885 гг.), Ш.Ш. Сыртланов (1888-1892 гг.), М.М. Биглов (1907-1909 гг.); в 1913-1917 гг. заступающим место председателя был Ф.Г. Музафаров (Ис-торико-статистические таблицы, 1915, с.219-220; Адрес-календарь, 1913, с.91, Адрес-календарь, 1917, с.87). Белебеевским уездным предводителем дворянства в 1904-1910, 1914-1917 гг. состоял «либеральный земец» К.-М.Б. Тевкелев (Веселовский, 1911, т.4, с.412; Адрес-календарь, 1914, с.89).

Культурно-просветительская деятельность земств осуществлялась в нескольких направлениях. В данной статье рассматриваются вопросы регулирования хозяйственной деятельности и здравоохранения земскими учреждениями Уфимской губернии в отношении мусульман в начале XX в.

Комплекс мер был направлен на обеспечение потребностей крестьянских хозяйств. В период с 1898 по 1912 г. на территории Уфимской губернии было три больших неурожая, что потребовало от казны чрезвычайных расходов. Объем выданных ссуд и пособий для продовольствия и обсеменения составил 26174000 руб. (Краткий обзор мероприятий, 1917, с.5). Агрономические мероприятия Уфимского земства начались как раз в 1890-е гг., хотя, следует отметить, некоторые начинания, направленные на поддержку сельского хозяйства, имели место быть и ранее (Там же, с.7). Введение в 1900 г. земской общегубернской агрономической организации, и в особенности учреждение в 1908-1909 гг. института участковых агрономов, благоприятствовало повышению благосостояния населения (Очерк деятельности Уфимского губернского земства, 1914, с.21). Руководящая роль в проведении всех земских агрономических мероприятий принадлежала уездным и губернским агрономическим совещаниям при участии и под контролем управ и образованному в 1893 г. при губернской управе экономическому совету (Там же, с.22).

Важной задачей земской агрономической службы являлась пропаганда сельскохозяйственных знаний среди мусульманского населения, что достигалось путем издания разнообразной литературы на татарском языке, открытия курсов, проведения народных чтений и т.д. В этой связи в 1911 г. при Уфимской губернской земской управе была учреждена комиссия по просмотру народной литературы на татарском языке2.

В целом, по словам М.Гафури, начиная с 1897 г. в течение 14 лет Уфимское земство ежегодно выделяло денежные средства на издание брошюр на татарском языке. Общая сумма ассигнований за этот период составила 5450 руб., однако, на их распространение было израсходовано лишь 1663 руб. Одной из основных причин этого М.Гафури считал отсутствие читательского интереса. По его мнению, книжки по сельскому хозяйству, столь важные для сельского населения, не ценятся должным образом, хотя, необходимо подчеркнуть, были и те, кто признал полезность присылаемых земством книг (Гафури, 1983, 367 б.).

В 1912 г. наблюдался новый виток издательской деятельности земства: широкое распространение изданий на татарском языке, в частности по сельскому хозяйству, очевидно, было связано с завершением комплек-

2 Членами Комиссии по просмотру народной литературы при Уфимской губернской земской управе были избраны: И.Ахтямов, М.Гафури, С.Джантюрин, Ф.Камалетдинов, Ш.Кинзикеев, Х.-Г.Габаши, И.Чанышев (Журнал совещания при Уфимской губернской Земской Управе, 1911, с.70).

тования штатов отдела народного образования при Уфимской губернской земской управе и привлечением специалиста по вопросам «инородческого» образования3. Следует отметить, в отделе народного образования при Губернской земской управе большую работу по переводу текстов агрономической тематики на татарский язык провел Хасан-Гата Габаши, избранный в 1908 г. вновь казыем в ОМДС (см. более подробно: ЗЛидуллин, 2015а, б. 122-145). Примечательно, что Х.-Г.Габаши состоял также членом Уфимского отделения Московского общества сельского хозяйства и Уфимского общества пчеловодства, садоводства и огородничества.

Как отмечал Э.Н. Валеев, изданию книг предшествовала серьезная подготовительная работа. На первоначальном этапе отбирались книги для переводов, составлялись списки, которые проходили этап коллегиального обсуждения и принятия решения. Разрабатывались критерии отбора книг для переводов, главными из которых были облегчение быта крестьян, оказание помощи в земледелии, по агротехнике, по лечению болезней и уходу за домашними животными (Валеев, 2012, с.113). «Уфимское губернское земство явилось лидером по выпуску книг на национальных языках. Такой просветительской акции не отмечалось ни в Пермском, ни в Казанском, ни в Вятском земствах» (Там же, с. 116).

В 1912 г. были переведены на татарский язык и изданы: плакаты «О рядовой сеялке» и «Кормовые посевные травы», «Устав общества пчеловодства», брошюра И.Л. Орлова «Клевер красный и его возделывание» (Отчет Уфимской губернской земской управы, 1912, с.42).

В 1914 г. печатный орган Уфимского губернского земства - журнал «Уфимский сельскохозяйственный листок», издававшийся с 1908 г., стал выходить и на татарском языке («Авыл кeнкYреше журналы»). Большая заслуга в появлении издания принадлежала также отделу народного образования при Уфимской губернской земской управе. Первые два номера журнала на татарском языке увидели свет уже в апреле 1914 г. (НА РБ, ф.Р-95, оп.1, д.40а, л.466). Позднее, на 40-й очередной сессии Уфимского губернского земского собрания от 9 декабря 1914 г. было принято решение о выделении ассигнования в размере 12955 руб. для издания журнала Уфимского губернского земства, в том числе переводчику - 1200 руб. (Сборник журналов Уфимского губернского Земского Собрания XL очередной сессии, 1915, с.39, 65).

3 Еще в 1910 г. при Уфимской губернской земской управе был учрежден отдел народного образования. 20 января 1912 г. в состав отдела пригласили специалиста по «инородческому» образованию: должность заведующего «мероприятиями по образованию инородцев» («меселман шегъбэсе медире») занял Л.Я. Мен-дияров (Мендиаров), заведовавший до этого «делом внешкольного образования» (подробнее о нем см.: Мендиаров Леонид Яковлевич [Электронный ресурс]. URL: https://ru.openlist.wiki/%D0). Позже руководство образованием мусульманского населения было возложено на Г.Х. Терегулова.

В редакции журнала в 1914-1917 гг. переводчиком работал татарский поэт и журналист Сагит Рамеев. Помимо переводных матералов русскоязычного издания «Сельскохозяйственный листок», посвященных вопросам сельского хозяйства, на страницах журнала печатались переводы произведений известных русских поэтов М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова, Демьяна Бедного и др. Журнал печатался в татарской типографии «Шэрык матбагасы» («Восточная печать») в г.Уфе (НА УНЦ РАН, ф.3, оп.2, д.763, л.12).

Земские учреждения оказывали содействие и развитию пчеловодства в крестьянских хозяйствах. Помощь эта выражалась в различной форме: популяризация знаний путем проведения краткосрочных (или продолжительных) курсов, консультаций; организация на местных сельскохозяйственных выставках пчеловодных отделов с демонстрацией выработки вощины; помощь местным пчеловодам по сбыту меда и т.д. (Отчет о содействии развития пчеловодства, 1913, с.5-30, 47; Очерк деятельности Уфимского губернского земства, 1914, с.22).

Среди курсистов были представители разных народов, в том числе и татары. В частности, из 36 слушателей пчеловодных курсов, организованных с 10 по 15 августа 1913 г. близ станции Черниковка, пятеро было из «уфимских татар»: Ю.Х. Ахматов (22 года), Х.Г. Исмагилов (21 год), Б.Я. Нуриманов (19 лет), Б.З. Максютов (45 лет) и Максютова Хадича (31 год) (Отчет о содействии развития пчеловодства, 1913, с.25). Особой популярностью пользовались сельскохозяйственные выставки. Подводя итог пчеловодному сезону Уфимской губернии за 1913 г., инструкторы по пчеловодству А.А. Юрьев и Ф.И. Рымшо-Клыбко в «Отчете...» отметили: «Отделом пчеловодства очень интересовались татары, почему объяснение приемов рационального пчеловодства и выставленных приборов губернского пчеловодного музея инструктор по пчеловодству делал через переводчика Хайруллина, явившегося на выставку с экспонатами Ахмет-Абызовского пчеловодного т-ва, председателем которого он состоял. Нужно сказать, на Мензелинской выставке [состоялась 8-15 сентября 1913 г. - А.А.] почти во всех отделах были доброхотные переводчики и это немало способствовало посещаемости выставки инородческим татарским населением уезда» (Там же, с.32-33).

Земства также рассматривали возможность для развития профессионального сельскохозяйственного образования. В Уфимской губернии на-

о „4

считывалось всего 8 низших сельскохозяйственных школ , которые со-

4 Перечислим их: Белебеевская сельскохозяйственная школа, Биклянская лесная школа, Ивановская школа садоводства, огородничества и пчеловодства г.Мердер, Ляховская школа садоводства, огородничества, полеводства и пчеловодства, Мензелинская сельскохозяйственная школа, Новотроицкое сельскохозяйственное отделение при начальной школе, практическая школа огородничества и полеводства имени Ключарева и Березовская школа молочного хозяйства.

держались частично земствами, частично за счет казны и частных обществ (Обухов, 1917, с.9). Согласно данным А.А. Еникеева, во всех низших сельскохозяйственных школах, функционировавших в 1913 г. на территории Уфимской губернии, числилось 219 учащихся, при этом, в частной Ивановской школе садоводства, огородничества и пчеловодства Бирского уезда обучалось за свой счет 11 башкир и татар (НА РБ, ф.Р-95, оп.1, д.40а, л.382). Знаменательно, что деятельность этой частной школы, получавшей субсидию от Бирского уездного земства и обслуживавшей Бирский и Бе-лебееевский уезды, была признана «полезной» гласными обоих земств (Сборник журналов Уфимского губернского Земского Собрания XL очередной сессии, 1915, с.44-45).

Начиная с 1896 г. на протяжении нескольких лет губернское земство выделяло средства для устройства образцовых садов и огородов при начальных школах. В частности, в 1913 г. в Белебеевском уезде было заложено (главным образом у мусульман) 183 показательных огорода (Орлов, 1917, с.14). Улучшение полевой культуры путем заложений показательных участков и опытно-показательных полей - одна из основных задач, стоявших перед земством (Очерк деятельности Уфимского губернского земства, 1914, с.20). Земство позаботилось о том, чтобы конструирование работ на таких опытно-показательных огородах производилось преимущественно «женщиной-инструктором», поскольку, во-первых, эта отрасль крестьянского хозяйства находилась исключительно на попечении женщин; во-вторых, по религиозным убеждениям башкирские и татарские женщины избегали «всякого общения с посторонними мужчинами» (В чем проявилось содействие земств, 1911, с.10-11).

Организация земской ветеринарии в Уфимской губернии была инициирована законом от 3 июня 1879 г. «Об убивании зачумленных животных из местного рогатого скота» (Шуляк, 2014, с.20). В 1887 г. 11-е чрезвычайное губернское земское собрание постановило ввести в губернии действие закона от 3 июня 1879 г. и издать составленные для борьбы с чумой правила (Краткий очерк тридцатилетия земской ветеринарной организации, 1917, с.4).

В дальнейшем земская ветеринария расширила сферу своей деятельности, включив в круг задач борьбу с другими эпизоотиями (с такими, как сап, сибирская язва, ящур, туберкулез и др.), мероприятия по улучшению местных пород скота, популяризацию ветеринарных знаний (организация лекций, народных чтений, бесед, распространение брошюр на русском, татарском и чувашском языках) и т.д. Инициировал перевод брошюр ветеринарный отдел губернской земской управы (Там же, с.5-7). Неотъемлемой частью земских ветеринарно-лечебных мероприятий являлась организация служебных командировок ветеринаров в очаги заболеваний скота. Так, Анненское, Верхне-Николаевское и Безводовское сельские общества Уфимского уезда выразили благодарность студентам-ветеринарам Пушкину и Еникееву «за их внимательное отношение к делу и успешное лече-

ние животных», которых в 1903 г. Уфимская губернская земская управа командировала в уезд для борьбы с сибирской язвой (Систематический сводный сборник, 1915, т.2, с. 812). В целом, с развитием земского дела и ростом земских бюджетов, увеличились затраты и на ветеринарные мероприятия. За 30 лет (1888-1917 гг.) расходы губернского земства на ветеринарное дело выросли в 7,5 раз (см.: Краткий очерк тридцатилетия земской ветеринарной организации, 1917, с.26-27).

Во второй половине XIX - начале XX в. в Уфимской губернии периодически происходили вспышки эпидемий (натуральная оспа, тифозная горячка, корь, скарлатина, дифтерия и др.). Среди причин эпидемических болезней уфимский губернатор в годовом отчете за 1865 г. выделил «образ жизни низшего класса» и пренебрежение «гигиеническими и медико-полицейскими требованиями» (НА РБ, ф.И-2, оп.1, д.15232, л.21).

Земские учреждения активно включаются в борьбу с эпидемиями. В то же время Санитарное бюро губернского земства было вынуждено признать недостаточность принятых мер по улучшению эпидемической ситуации: «Борьба с эпидемиями ограничивается в сущности посылкой в уезды фельдшерского персонала и сестер милосердия, реже врачей <...> Наиболее целесообразная мера - выделение больных в заразные бараки (да и то в малоприспособленных помещениях) - практикуется редко <...> Очень мало делается у нас вообще для борьбы с народными болезнями, -туберкулезом, сифилисом, а также с детской смертностью» (Краткий очерк развития земской медицины в Уфимской губернии, 1917, с.13). В этих условиях стала очевидной необходимость усиления профилактических мер. Земством были созданы санитарные попечительства, в задачи которых входило распространение так называемых «правильных гигиенических понятий» среди населения (Очерк деятельности Уфимского губернского земства, 1914, с.16).

Одним из важных мероприятий земской медицины Уфимской губернии было распространение медицинских и гигиенических знаний среди мусульман. Так, в отчете губернской земской управы 38-му очередному губернскому земскому собранию отмечалась особая значимость пропаганды гигиенических знаний среди мусульман на родном языке, ввиду их высокого удельного веса в крае. На 1 января 1911 г., по данным земской статистики, по губернии он составлял 49,04% (Отчет Уфимской губернской земской управы, 1912, с.40).

Распространение гигиенических знаний среди нерусского населения осуществлялось с помощью печатного (прежде всего, издание переводной литературы) и устного слова (организация лекций) (Очерк деятельности Уфимского губернского земства, 1914, с.15).

В 1912 г. отдел народного образования при Губернской земской управе провел масштабную работу по переводу на татарский язык информационных материалов, изданных правлением Пироговского общества, трудов Н.Виноградова «Что такое заразная болезнь и как себя от нее

предохранить», Н.С. Сперанского «О дурной болезни», Н.А. Вигдорчика «О болотной лихорадке» и т.д. При подготовке изданий учитывались предложения, принятые на совещании санитарных врачей Уфимской губернии от 11-15 февраля 1912 г. В частности, Совещание постановило: при переводе брошюр и листков Пироговского общества сделать добавления в виде примеров, позаимствованных из нравов и обычаев местных мусульман, их поговорок, изречений и т.д. Кроме того, рекомендованные для населения санитарными врачами брошюры по медицине были изданы также на чувашском языке (Отчет Уфимской губернской земской управы, 1912, с.40).

Высокую оценку медицинским брошюрам на татарском языке дал доктор Терегулов5. В своем отзыве он отметил: «. в период стремления татар к просвещению, к поднятию своего культурного уровня, выступление такого крупного учреждения, как Губернское земство, в качестве издателя популярных брошюр на татарском языке произвело сильное впечатление, и в дальнейшем своем развитии это издательство принесет громадную пользу в деле просвещения татарского населения. Во-вторых, это новое издательство под руководством такого культурного учреждения, как Губернского земство, стоящего близко к нуждам местного населения, дает гарантию в том, что выпускаемые брошюры, с одной стороны, не будут противоречить данным современной науки, с другой стороны, отвечать действительным потребностям населения. В-третьих, начинания Уфимского губернского земства, без сомнения, вызовут в близком будущем подражания других земств в деле издания брошюр на инородческих языках» (Там же).

В 1914 г. Уфимская губернская земская управа напечатала два плаката по воспитанию детей с целью распространения среди мусульманского населения. Судя по названию, плакаты были направлены, прежде всего, на профилактику детской и младенческой смертности: «Как защититься от натуральной оспы» и «Как необходимо кормить детей грудного возраста». Плакаты наглядно разъясняли, каким образом можно защититься от опасного заболевания и способы кормления младенцев. Как сообщала уфимская газета «Тормыш» («Жизнь»), новые плакаты планировалось развесить в мусульманских деревнях на самых видных местах (Тормыш, 1914, 5 март).

В Уфимской губернии крайне высокой оставалась детская смертность. По данным М.Г. Рафеса, на рубеже XIX-XX вв. в губернии детей в возрасте до 10 лет среди всех умерших было 65,5%, а лиц старше 60 лет -всего 12,5% (Ахметшина, 2013, с.101). При этом у православной части населения на первом году умирало 29,74% детей данного возраста, у му-

5 Вероятно, Терегулов Абубакир Батыргараевич (1885-1966). По окончании Казанского университета (1911 г.) он работал два года земским врачом на станции Чишма (Уфимский уезд).

сульман - 15,52%. В возрасте от года до 5 лет у православных число умерших составляло 23,4% общей смертности, а у мусульман - 35,1% (Там же, с.102). Низкая младенческая смертность среди мусульман заключалась, в частности, в способе питания детей грудного и раннего возраста. Женщины-мусульманки в соответствии с религиозными предписаниями кормили своих детей грудью почти до двух лет (Там же).

Земские учреждения принимали участие также в реализации мер по борьбе с туберкулезом (чахоткой), который относился к числу наиболее распространенных инфекционных заболеваний. «В России, по самым приблизительным вычислениям, имеется не менее 2-3 миллионов больных чахоткой и ежегодно умирает от нее 500000 человек», - писал в 1912 г. современник, автор популярной брошюры о туберкулезе А.А. Якир6 (Якир, 1912, с. 6). Рост заболеваемости был связан с антисанитарными условиями проживания, несоблюдением правил гигиены.

Одним из эффективных методов восстановления организма при подобных заболеваниях являлось кумысолечение. По некоторым данным, в Уфимскую губернию для лечения кумысом ежегодно приезжало от 5 до 7 тыс. человек со всей России (Краткий очерк развития земской медицины в Уфимской губернии, 1917, с.12), которые могли быть разносчиками этой болезни среди местных жителей. В этой связи Санитарная организация осуществляла санитарный надзор за кумысным промыслом.

Впервые в 1913 г. губернской земской управой в мусульманские деревни был командирован эпидемический фельдшер - студент Казанского университета Г.А. Мустафин. По воспоминаниям Х.-Г.Габаши, инициатором приглашения мусульманских медиков был он сам. Предложение ка-зыя ОМДС нашло также поддержку со стороны правления Уфимского отдела Всероссийской Лиги для борьбы с туберкулезом, членом которого являлся Х.-Г.Габаши. Один из командированных - студент из Казани Габ-драхман Мустафин: прочитал лекции в кумысных районах Белебеевского уезда; а второй - находившийся в то время в Москве Габдельбари Гусманов из Уфы - организовал чтения и выставки в Златоустовском уезде (см.: Заhидуллин, 2015б, б. 144-149).

Как писало местное издание «Врачебно-санитарная хроника Уфимской губернии», Г.А. Мустафиным были прочитаны лекции на татарском языке о туберкулезе с разъяснением опасных сторон кумысного промысла, с указанием на важность дезинфекции сдаваемых помещений как одной из рациональных мер для ограждения себя от заражения туберкулезом. Согласно сведениям Санитарного бюро Уфимского губернского земства, «до отчетного периода им прочтено 10 лекций в 10 деревнях, на которых пе-

6 Брошюра А.А. Якира была переведена на татарский язык Фаррахетдином Ахмадовым под руководством Х.-Г.Габаши. Предисловие к брошюре написал Х.-Г.Габаши. Издание вышло в 1914 г. тиражом в 15 тыс. экземпляров, которые были розданы бесплатно (см.: Заhидуллин, 1915б, б.146-147).

ребывало 742 слушателя, которым после чтения было роздано 505 брошюр о чахотке на татарском языке» (Врачебно-санитарная хроника, 1913, № 4, с.304).

В следующем 1914 г. Г.А. Мустафин по приглашению земства вновь посетил кумысные районы Уфимской губернии. О прибытии в Уфу студента Казанского университета местная газета сообщала: «Доктор Габд-рахман Мустафин-эфенди сейчас направился в поездку по Белебеевскому уезду, в башкирские и татарские деревни, для чтения лекций по инфекционным болезням на тюрки [«теркичэ» - на татарском языке - А.А.]» (Тор-мыш, 1914, 21 май).

Еще одним важным мероприятием стало открытие диспансера для туберкулезных больных в доходном доме казыя ОМДС Гиниятуллы Кап-каева в Уфе7 (см. подробнее: Заhидуллин, 1915б, б. 145-146; Азаматова, 2011, с.53).

Таким образом, в условиях этноконфессионального многообразия населения земские учреждения Уфимский губернии в деле организации агрономической, ветеринарной, медицинской помощи стремились также охватить заботой башкирские и татарские деревни. Заслугой земских учреждений являлась широкая пропаганда гигиенических знаний, внедрение новаторских подходов в сельском хозяйстве.

Взаимодействие земских деятелей и представителей мусульманской интеллигенции приносило свои плоды, о чем свидетельствует, в частности, издательская деятельность Уфимской губернской земской управы. Уфимское губернское земство было лидером по выпуску и распространению книг среди нерусского населения. Может быть, некоторые начинания земств не нашли тогда широкого отклика у мусульман, однако, как писал М.Гафури, отдельные читатели в своих письмах изложили просьбу увеличить издание книг. Очевидно, что земские мероприятия глубоко волновали мусульманскую общественность. Татарская периодическая печать систематически освещала подобные события. Эти материалы заслуживают отдельного внимания исследователей.

Источники и литература

1. Адрес-календарь Уфимской губернии и справочная книжка на 1917 год. Уфа: Издание Уфимского губернского статистического комитета, 1917. 172, [96] с.

2. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1913 год. Уфа: Электрическая губернская типография, 1913. 208, [34], [65] с.

7 Доходный дом Г.М. Капкаева был расположен на углу улиц Большой Ильинской (ныне ул.Заки Валиди) и Спасской (ныне ул.Новомостовая) (см.: Путеводитель по исторической части Уфы, 2019, с.28; Адрес-календарь, 1917, с.39).

3. Адрес-календарь Уфимской губернии на 1914 год. Уфа: Электрическая губернская типография, 1914. 184, [52] с.

4. Азаматова Г.Б. Земские мероприятия по внешкольному просвещению мусульманского населения Уфимской и Оренбургской губерний в начале XX в. // Проблемы востоковедения. 2011. С. 51-54.

5. Азаматова Г.Б. Земское самоуправление в многонациональном регионе России (на примере Уфимской губернии, 1874-1917 гг.): дис. ... д.и.н.: 07.00.02 / Азаматова Гульназ Булатовна. Уфа, 2018. 586 с.

6. Азаматова Г.Б. Уфимское земство (1874-1917): социальный состав, бюджет, деятельность в обл. нар. образования. Уфа: Гилем, 200. 239 с., [6] л. ил.

7. Ахметшина А. В. Становление и развитие земской медицины в Уфимской губернии в последней четверти XIX - начале XX вв.: Монография. Стерлитамак: Стерлитамакский филиал БашГУ, 2013. 160 с.

8. В чем проявилось содействие земств кооперативным учреждениям мелкого кредита Уфимской губернии / сост. П.В. Камкин. СПб.: Типография И.Г. Ватсар, 1911. 16 с.

9. Валеев Э.Н. Становление и развитие книжной культуры многонационального народа Волго-Камского края: конец XVIII - начало ХХ века: дис. ... д.и.н.: 07.00.02 / Валеев Эмиль Наильевич. Казань, 2012. 506 с.

10.Веселовский Б.Б. История земства за сорок лет. Т.4. СПб.: Изд-во О.Н. Поповой. VIII, 696, 104, XXIX, XXVI с.

11.Журналы Совещания при Уфимской губернской земской управе по вопросу о типе начальной общеобразовательной мусульманской школы 23-25 мая 1911 г. Уфа: Уфимское губ. земство, 1911. [3], 74 с.

12.Журналы Уфимского губернского земского собрания 50-й чрезвычайной сессии с 15 по 20 января 1916 года. (С приложением докладов губернской управы). Уфа: Электрическая типо-лит. Ф.Г. Соловьева, 1916. 282 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Заметка Санитарного Бюро о ходе работы в кумысном районе // Врачеб-но-санитарная хроника. 1913. № 4. С. 303-307.

14.Загидуллин И.К. Татарское национальное движение в 1860-1905 гг.: монография. Казань: Татар. кн. изд-во, 2014. 423 с.

15.ЗаИидуллин И.К. Хэсэнгата Габэши хатирэсе // Фэнни Татарстан. 2015а. № 2. Б. 122-145.

16.ЗаИидуллин И.К. Хэсэнгата Габэши хатирэсе // Фэнни Татарстан. 2015б. № 3. Б. 118-149.

17. Земство хэбэрлэре // Тормыш. 1914. 5 март.

18.Историко-статистические таблицы деятельности уфимских земств. К сорокалетию существования земств Уфимской губернии, 1875-1914 гг. / Стат. отдел Уфимской губ. земск. управы. Уфа: Электрическая типография Т-ва «Печать», 1915 [1], VI, 445 с., 16 л. ил.

19.История железнодорожного транспорта России. Т1: 1836-1917 гг. / под общ. ред. Е.Я. Красковского, М.М. Уздина. СПб., М.: АО «Иван Федоров», 1994. 336 с.

20.Кемпер М. Суфии и Ученые в Татарстане и Башкортостане. Исламский дискурс под русским господством / пер. с нем. Искандер Гилязов. Казань: Российский исламский ун-т, 2008. 655 с.

21.Краткий очерк развития земской медицины в Уфимской губернии: 18751917. Уфа: Электрическая типография «Печать». 23 с.

22.Краткий очерк тридцатилетия земской ветеринарной организации в Уфимской губернии. Уфа: Электр. типогр. т-ва книжн. и газетн. изд-ва, 1917. 28 с.

23.Кузеев Р.Г. Историческая этнография башкирского народа. Уфа: Башкни-гоиздат, 1978. 264 с.

24.Мендиаров Леонид Яковлевич (1884) [Электронный ресурс]. URL: https://ru.openlist.wiki/Мендияров_Леонид_Яковлевич_(1884) (дата обращения: 14.12.2020).

25.Месэфирлэр // Тормыш. 1914. 21 май.

26.Мысляева Н.С. Земские учреждения Уфимской губернии: образование, организационно-правовая основа, деятельность: монография. Уфа: РИО БашГУ,

2005. 212 с.

27.Мэ^ит Гафури. Эсэрлэр: дурт томда. III том. Проза hэм публицистика (1902-1917). Казан: Татар.кит.нэшр., 1983. 392 б.

28.НА РБ. Ф. И-137. Оп. 1. Д. 15.

29.НА РБ. Ф.И-2. Оп.1. Д. 15232.

30.НА РБ. Ф.Р-95. Оп.1. Д.40а.

31.НА УНЦ РАН. Ф. 3. Оп. 2. Д. 763.

32.Обзор Уфимской губернии за 1880 год. Уфа: Губ. электр. тип., 1881. [4], 45, [63] с.: табл.

33.Обухов М.И. Мектебы Уфимской губернии. Народное образование в Уфимской губернии в 1917 г. / сост.: С.В. Вахитов, Ю.В. Ергин. Уфа: Вагант,

2006. 136 с.

34.Орлов И.Л. Краткий обзор мероприятий Уфимского Губернского Земства по улучшению сельского хозяйства. Уфа: Электр. типогр. т-ва книжн. и газетн. изд-ва, 1917. 27 с.

35.Отчет о содействии развития пчеловодства в губернии / сост.: А.А. Юрьев, Ф.И. Рымшо-Клыбко. Уфа: Электрическая губернская типография, 1913. 56 с.

36.Отчет Уфимской губернской земской управы XXXVIII очередному Уфимскому губернскому земскому собранию по Отделу народного образования за 1912 год. Уфа: Уфим. губ. земство, 1912. [1], 76 с.

37.Очерк деятельности Уфимского губернского земства. (К 50-летию введения земских учреждений) / сост. В.Ф. Герасимов. Уфа: Уфим. губ. земство, 1914. [6], 40 с.

38.Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. Т.П. Астраханская губерния. Тетрадь 2. СПб.: Изд-е ЦСК МВД, 1904. [4], XIV, 167 с.

39.Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. ^XIV. Казанская губерния. СПб.: Изд-е ЦСК МВД, 1904. 4, XVI, 284 с.

40.Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / Под ред. Н.А. Тройницкого. Т.ХХ'УШ. Оренбургская губерния. СПб.: Изд-е ЦСК МВД, 1904. XX, 173 с.

41.Первая всеобщая перепись населения Российской Империи, 1897 г. / Под ред. Н. А. Тройницкого. ^XLV. Уфимская губерния. СПб.: Изд-е ЦСК МВД, 1904. Тетрадь 2. 189 с.

42.Попов. Записка об образовании мусульман Оренбургского края. СПб.: Тип. т-ва «Обществ. польза», 1869. С. 453-462.

43.ПСЗ-3. СПб., 1893. Т. X. Ч. 2. № 6927. С. 381.

44.Путеводитель по исторической части Уфы / Егоров П., Чечуха А. 2-е изд., перераб. Уфа: Белая река, 2019. 208 с.: ил.

45.Севастьянов С.А. Земское самоуправление в Уфимской губернии (последняя треть XIX - начало XX века). Уфа: Восточный университет, 2006. 108 с.

46.Систематический сводный сборник постановлений Уфимского Губернского Земского Собрания за 35-летие 1875-1909 гг.: учредительная, 1-35 очередная и 1-42 чрезвычайная сессии / сост. П.Н. Григорьев. В трех томах. Т. 2. Уфа: Электрическая губернская типография, 1915. XII, 46, 938, [1] с.

47.Справочная книжка и адрес-календарь Уфимской губернии на 1896 год. Уфа: Типография Губернского правления, 1895. 260 с.

48.Тагирова Н.Ф. Социально-экономическое развитие региона // История татар с древнейших времен в семи томах. Т.УГ Формирование татарской нации XIX - начало XX в. / гл. ред. Р.С. Хакимов; науч. ред. И.К. Загидуллин; отв. секр. Р.Р. Исхаков. Казань: Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ, 2013. С. 228-238.

49.Уфа земствосы вэ меселманнар // Тормыш. 1914. 2 ноябрь.

50.Уфимский календарь на 1876 год (високосный) / Под ред. В.А. Новикова и Н.А. Гурвича. В 3-х вып. Вып.1. Уфа: Печатня Н.К. Блохина, 1875. 94, [19], табл.

51.Шуляк Е. В. Земская медицина и ветеринария в Уфимской губернии (1875-1914 гг.): автореф. дис. ... к.и.н.: 07.00.02 / Шуляк Екатерина Викторовна. Тюмень, 2014. 26 с.

52.Якир А.А. Туберкулез как народное бедствие и борьба с ним / А.А. Якир; Всерос. лига для борьбы с туберкулезом. М.: Т-во «Печатня С.П. Яковлева», 1912. 42 с.

А.В. Эхтэмова

XX гасыр башында Уфа земствосыньщ меселманнар арасында алдынгы авыл хужалыгы тэжрибэсен тарату haM гигиеник белемнэрне пропагандалау буенча чаралары

Мэкалэдэ XX гасыр башында Уфа земствосыньщ меселманнар арасында авыл хужалыгы Иэм сэламэтлек саклау елкэсендэге чаралары анализлана. Земство эшлеклелэре, тебэкнец жирле этноконфессиональ Yзенчэлеклэрне исэпкэ алып, авыл хужалыгы Иэм медицинаныц терле тармаклары буенча татар теленэ басма-ларны тэржемэ игу Ьэм бастырып чыгару эшен оештыралар. Моннан тыш, авыл хужалыгы Иэм гигиена белемнэрен тарату максатыннан, земство меселман зыялылары белэн берлектэ ачык лекциялэр, консультациялэр, укулар, курслар Иэм башка чаралар Yткэрэ. Йогышлы авырулар таралу шартларында земстволарнын санитар-профилактика чаралары бик зур эИэмияткэ ия була Иэм сэламэтлеккэ ацлы караш формалаштыруга ярдэм итэ.

Ачкыч сузлэр: земство учреждениелэре, агрономия, ветеринария, медицина, меселманнар, Уфа губернасы.

A. V. Akhtyamova

Activities of the Ufa Zemstvo on dissemination of advanced agricultural practices and promotion of hygiene knowledge among Muslims at the beginning of the 20th century

The article analyzes the activities of the Zemstvo institutions of the Ufa province in the field of agriculture and health care among Muslims at the beginning of the 20th century. Zemstvo leaders, taking into account the local ethno-confessional specifics of the region, organized the translation and publication of issuances in Tatar language on various branches of agriculture and medicine. In addition, in order to spread agricultural and hygienic knowledge, together with representatives of the Muslim intelligentsia, the Zemstvo organized public lectures, consultations, readings, courses, etc. In the context of periodical outbreaks of infectious diseases, these sanitary and preventive measures were of great importance and contributed to the formation of a conscious attitude towards health.

Keywords: Zemstvo institutions, agronomy, veterinary medicine, medicine, Muslims, the Ufa province.

Информация об авторе:

Ахтямова Алсу Вазиховна - кандидат исторических наук, старший научный сотрудник отдела новой истории Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (г. Казань); e-mail: alsu_was@mail.ru

Эхтэмова Алсу Вазыйх кызы - тарих фэннэре кандидаты, ТР ФА Ш. Мэр-жани исемендэге Тарих институтыньщ яца тарих бYлеге елкэн фэнни хезмэткэре (Казан шэhэре).

Akhtyamova Alsu V. - Candidate of Historical Sciences, Senior Scientific Researcher of the Department of New History, Marjani Institute of History of Tatarstan Academy of Sciences (Kazan).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.