Научная статья на тему 'Земские мероприятия по внешкольному просвещению мусульманского населения Уфимской и Оренбургской губерний в начале ХХ века'

Земские мероприятия по внешкольному просвещению мусульманского населения Уфимской и Оренбургской губерний в начале ХХ века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
94
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМСКИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / ВНЕШКОЛЬНОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / БИБЛИОТЕКА / НАЦИОНАЛЬНАЯ ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ / ZEMSTVO INSTITUTIONS / OUT-OF-SCHOOL EDUCATION / LIBRARY / NATIONAL INTELLIGENTSIA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Азаматова Гульназ Булатовна

Статья посвящена деятельности земств Уфимской и Оренбургской губерний в области внешкольного просвещения мусульманского населения. Автором раскрывается проблема становления и распространения национальных библиотек. Показана роль национальной интеллигенции в формировании связи земства с местным населением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Measures Taken by Zemstvos in the Sphere of Moslem Population Out-of-School Education in Ufa and Orenburg Provinces in the Early 20th Century

He article is dedicated to the activities of zemstvos in Ufa and Orenburg provinces in the sphere of Moslem population out-of-school education. The problem of development and rise in the number of national libraries is considered. The role of national intellectuals in establishing relations between zemstvos and Moslem population has been shown.

Текст научной работы на тему «Земские мероприятия по внешкольному просвещению мусульманского населения Уфимской и Оренбургской губерний в начале ХХ века»

Г.Б. Азаматова

ЗЕМСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ МУСУЛЬМАНСКОГО НАСЕЛЕНИЯ УФИМСКОЙ И ОРЕНБУРГСКОЙ ГУБЕРНИЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Земская работа по просвещению мусульман, в т.ч. внешкольному, в начале XX в. протекала на фоне мероприятий по введению всеобщего образования, демократических изменений в стране, общероссийского педагогического движения. Мусульманское население переживало подъем национальной культуры, что выражалось в распространении джадидского движения, развитии национального образования, литературы, театра, идеала просвещения в целом.

Культурно-благотворительными обществами — «жэмгият и хайрия», возникшими после провозглашения гражданских прав и свобод Манифестом от 17 октября 1905 г., стали открываться первые публичные библиотеки для мусульманского населения. В 1906 г. начали работать благотворительные общества Оренбурга, Бу-гуруслана, Челябинска, с 1909 г. — Сеитовского посада (Каргалы), открывшие собственные библиотеки-читальни; бесплатная читальня для мусульман «Нэжэт» («Спасение») была в г. Троицк. В 1913 г. Оренбургская библиотека насчитывала 2 414 томов книг на арабском, старотюркском и русском языках, журналы и газеты на тюрки и русском, Каргалинская — 575 томов книг, а также периодические издания на русском и тюркском языках. В 1914 г. начала работу библиотека благотворительного общества мусульман Уфы. Незадолго до этого, на свадьбе дочери крупного мецената купца Г. Хакимова гости и невеста Биби-Асьма Хакимова пожертвовали 1600 руб. в пользу будущей библиотеки. В 1916 г. открылась библиотека «Эшче» («Рабочий»), в работе которой участвовал М. Гафури. Мусульманские общества благотворительности работали почти во всех городах, где имелись мусульманские общины: Казани, Самаре, Екатеринбурге, Орске, Астрахани, Нижнем Новгороде, Перми, Кунгуре, Осе. Но без государственной

поддержки библиотеки и внешкольное просвещение населения не могли получить широкого развития.

Целенаправленная деятельность Уфимского губернского земства по внешкольному просвещению мусульман началась после организации в 1912 г. отдела инородчес- г.Б. Азаматова кого образования при Уфимской губернской земской управе. Проблема распространения библиотек с национальной литературой приобрела самостоятельное значение. Национальная интеллигенция совместно с духовенством реформаторского толка способствовали взаимодействию местного общества с земскими учреждениями. Библиотечная комиссия при Уфимской губернской земской управе, куда входили М. Гафури, И. Ахтямов, С. Джантюрин, Х.-Г. Габяши, Д. Абызгильдин, К. Алкин, Ш. Кинзикеев, М.-С. Хасанов и др., отбирала книги для библиотек, намечала пункты их открытия. Районные земские библиотеки получили книги на старотюркском языке (441 издание по художественной литературе, 129 — на религиозную тему, 87 — популярно-практических, 68 — по географии, 31 — по истории, 68 — научных). С помощью библиотечной комиссии земская управа в 1911 г. провела анкетный опрос среди мулл на предмет необходимой литературы для населения. Несмотря на то, что большая часть духовенства первоначально не поддержала земскую инициативу по организации библиотек в мусульманских деревнях, они приобретали большую популярность.

Губернской земской управой было налажено издательство брошюр на тюрки для бесплатной раздачи населению. К 1915 г. выпускалось 32 на-

Азаматова Гулъназ Булатовна, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института гуманитарных исследований АЛ РБ

©Азаматова Г.Б., 2011

именования брошюр, посвященных злободневным вопросам: «Как вести дела кредитного товарищества», «Кредит и общество потребителей», «Пчеловодство», «Как передаются заразные болезни», «Глазные болезни и как от них предохраняться», «О чахотке», «Холера» и др.

Основную работу по открытию библиотек в башкирских и татарских селениях вели заведующие инородческими отделами Уфимской земской управы Г.Х. Терегулов и Оренбургской — И.М. Бикчентаев, при управах были также сформированы национальные библиотеки. Гумер Терегулов выступил за создание отдельных национальных библиотек для башкир и татар, возглавляемых специалистами в области литературы и языка. Выпускники таких известных медресе, как «Хусаиния» (Оренбург), «Расулия» (Троицк), «Га-лия» (Уфа), которых не принимали в министерские школы для башкир и татар из-за отсутствия государственного свидетельства об образовании, становились нужными специалистами в земских библиотеках Уфимской и Оренбургской губерний. Библиотеками заведовали также учителя русско-мусульманских училищ, имамы и муллы. В числе последних становилось все больше сторонников светского просвещения. Земские управы получали много приговоров сельского духовенства от имени жителей с просьбой открытия библиотек и изб-читален. Например, по инициативе имама К. Жданова, собравшего приговоры 17 деревень, открылась библиотека в д. Новые Карамалы Стерлитамакского уезда, куда был назначен земский учитель, впоследствии известный революционер, деятель национального движения Мирсаид Султангалиев [1, с. 39, 40].

Работа по организации первых библиотек была сложной, составлялись описи книг, каталогов и пр. Земство практиковало обучение библиотекарей на специальных курсах при Московском городском народном университете им. А.Л. Шаняв-ского1. В 1916 г. Оренбургская земская управа направила на курсы 21 слушателя, в т.ч. А. Яга-фарова, заведующего районной библиотекой д. Идельбаево. В течение месяца учащиеся в количестве 240 чел. (в т.ч. 5 — нерусской национальности, из которых 2 — мусульмане) прослушали лекции по 25 предметам. Среди лекторов

были известные ученые (А.Ф. Фортунатов, A.A. Кизеветтер, Н.М. Лисовский и др.). По приезду А. Ягафаров выступил в земской прессе с публикацией «Библиотечные курсы в Москве», в которой упоминалось, что автор подготовил для курсов доклад «О состоянии инородческих библиотек в Оренбургской губернии». От Уфимского земства на курсы при университете А.Л. Шанявского были направлены Ш.Х. Сюн-чаляев и М. Амиров [2, с. 10; 3, с. 40].

Работа библиотек получила широкое освещение в либеральной национальной прессе, в частности в оренбургской и уфимской газетах «Ва-кыт» («Время») и «Тормош» («Жизнь»), которые одновременно вели пропаганду современного светского образования, активного участия населения в земских мероприятиях. Редактор «Ва-кыт» Фатих Карими в статье «Яна заман мэктэб-лэре» («Мектебы нового времени») на примере научного европейского образования показывал необходимость распространения журналов, выставок, борьбы против невежества и предрассудков [4]. Распространению внешкольного просвещения земствами была посвящена статья (без подписи) «Стенасыз мэктэблэрдэ уку» («Учение в мектебах без стен») [5]. Среди авторов коррес-понденций и статей, посвященных просветительским мероприятиям земств, были библиотекари М. Амиров, Н. Валишев, А. Ягафаров, Я. Алма-ев, М. Ишаев и др. Газета «Вакыт» от 1 марта 1915 г. сообщала о начале работы библиотеки в Бирском уезде, на церемонии открытия которой присутствовали члены земской управы Ф. Кай-бишев, служащие Веселов, А. Валиев, Попов, местное духовенство, учителя и землемеры. Собрались представители разных классов — «желтые пуговицы и белые воротнички, чапаны и чалмы, тюбетейки и непокрытые головы». «То, что собрались разные слои за одной работой, за одним столом ... порождало какие-то надежды, грудь наполнялась радостью» — так передавалась атмосфера мероприятия в описании автора. Представители сельского духовенства пожертвовали богатую коллекцию книг стоимостью 3 тыс. руб., отвели под библиотеку отдельное помещение медресе, в своих речах привели аяты и хадисы о «величайшей пользе» чтения и знаний [6].

1 Был открыт в 1908 г. по инициативе и на средства либерального деятеля народного образования генерала А.Л. Шанявского. В него принимались все желающие независимо от национальной, религиозной принадлежности и уровня образования.

ЗЕМСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ МУСУЛЬМАНСКОГО ...

К 1916 г. в Уфимской губернии для нерусского населения работали 83 земские библиотеки, в Оренбургской губернии в 1917 г. — около 40. Наряду с национальными изданиями, в них имелись книги и периодика на русском языке. Например, в библиотеке д. Идельбаево Орского уезда в 1915 г. было 660 книг на старотюркском, газеты «Вакыт», «Тормыш», «Кояш» («Солнце»), журналы «Шура» («Совет»), «Суюмбика», «Ак юл» («Белый путь»), «Дин ва магишат» («Религия и жизнь»), «Кармак» («Крючок»), «Аул кон куреше» («Сельская жизнь»), «Русские ведомости», «Оренбургские ведомости», «Сельская жизнь».

Национальные библиотеки выполняли широкие функции просвещения народа. Под руководством библиотекарей устраивались спектакли, вечерние занятия для взрослых, курсы подготовки национальных учителей — мугаллимов и му-галлимэ. Библиотекари также организовывали народные чтения. Шариф Сюнчаляев, назначенный в 1915 г. заведующим библиотекой д. Кар-галы Белебеевского уезда, в том же году провел 110 лекций в русских и 5 — в башкирских и татарских деревнях. В библиотеке д. Темясово Орского уезда в 1917 г. прошло 6 чтений (на каждом из них было около 100 чел.), 4 спектакля и 1 литературный вечер, мужские и женские курсы для взрослых. При библиотеке д. Мрако-во Оренбургского уезда с 1914 г. ежегодно устраивались вечерние занятия для девушек и т.д.

Работа земств по распространению библиотек продолжалась и после Октябрьской революции 1917 г., когда явочным порядком открывались избы-читальни, которые получали через уездные земские управы газеты, пользовавшиеся огромным спросом у сельских жителей. В целом к 1917 г. в Уфимской и Оренбургской губерниях земскими управами была сформирована первичная инфраструктура национальных библиотек, которая продолжила развитие и в советский период.

Просветительская работа земства в Уфимской губернии включала также борьбу против туберкулеза. Так, в конце Х1Х в. земские врачи подняли проблему распространения туберкулеза среди башкирского населения, связанную с кумысолечением. Ежегодно в башкирские деревни Белебеевского и Уфимского уездов, расположен-

ные вдоль железной дороги, стекалось огромное количество кумысников со всех уголков России. В Уфимском уезде популярными кумысными деревнями были Ябалаклы, Караякупово, Чишмы, Чукраклы, Кучумово, Нижне-Усманово, Средне-Хозятово, в Белебеевском — Давлеканово, Аль-шеево, Кидаш, Чуракаево, Чураево и др. Жители деревень вместе с возможностью заработков получали угрозу заражения туберкулезом. По данным 1910 г., на один двор (или на 5 чел. — башкир) в кумысных деревнях Уфимского уезда приходился в среднем 1 кумысник. Во дворах, где жили кумысники, их плотность была выше. В Белебеевском уезде в 1913 г. в д. Казангулово в 35 дворах жили 95 кумысников, в Давлеканово в 18 дворах — 62, в Ст. Курменкееве в 41 дворе — 105, в Чебенях в 33 дворах — 87 [7, с. 47]. Количество отдыхающих ежегодно росло: в 1909 г. их насчитывалось около 4 704 чел. по губернии, в 1916 г. — 6—7 тыс. Некоторая часть кумысников размещалась в кумысолечебных заведениях частных владельцев, их было около 15 по губернии. В некоторых из них побывали писатель А.П. Чехов (в Андреевской санатории М.И. Ду-рилина), Марина Цветаева (в лечебнице при Усень-Ивановском заводе).

С целью борьбы с туберкулезом в деревнях земство вело разъяснительную работу. В 1913 г. губернская управа организовала чтение лекций студентом медицинского факультета Казанского университета Г. Мустафиным в 30 мусульманских деревнях. За неимением больших помещений лекции проводились в 2—3 сеанса. Их прослушало: в д. Ибраево 514 чел., Сафарово — 1 524, Киишки Алаша — 1 519, Бакаево — 665. В 1915— 1916 гг. губернское земство выпустило для распространения в башкирских деревнях 439 экз. брошюры «О чахотке». Совместно с земством работало и Уфимское отделение Лиги борьбы с туберкулезом2: в доме члена Духовного собрания Г. Капкаева был открыт диспансер, оказывалась благотворительная помощь бедным больным (покупали одежду, питание, снабжали предметами первой необходимости), проводились лекции на тему туберкулеза и гигиены (среди мусульман их читали доктор Терегулов, Х-Г. Габя-ши). Большое значение придавалось распространению брошюр и листовок на русском и тюрко-

2 В Лигу входили земские гласные, врачи, членами из мусульман состояли С. Джантюрин, И. Ахтямов, Х-Г. Габяши.

татарском языках, в 1914 г. было издано 15 тыс. экз. брошюры о чахотке на тюрки. Популярным благотворительным мероприятием был ежегодный праздник «Белого цветка», когда собирались средства с помощью кружечного сбора, продажи букетов, благотворительных киносеансов и театральных представлений.

В целях борьбы с распространением туберкулеза земство выработало обязательные санитарные правила для кумысных лечебниц, проводило их ежегодные санитарные обследования, ввело ветеринарный надзор за кобылицами. На железнодорожных станциях Давлеканово, Чишмы, Шафраново, Аксаково в летнее время действовали земские справочные бюро. Работающие на них студенты давали информацию о кумысолечебных местах, регистрировали приезжих, вели прием заявлений о производстве дезинфекций помещений.

ЛИТЕРАТУРА

1. Султангалиев М. По поводу открытия библиотек в мусульманских аулах: статьи, выступления, документы / сост. Гизатуллин И.Г., Шарафутди-нов Д.Р. - Казань, 1992.

2. Ергин Ю.В. Ш.Х. Сюнчелей (1885-1959). -Уфа, 2006.

3. Гилъмиянова Р.А. М. В. Амиров (1886-1986). — Уфа, 2008.

4. Яна заман мэктэблэре // Вакыт. — 1914. — № 1386.

5. Стенасыз мэкгэблэрдэ уку // Вакыт. — 1914. — № 1388.

6. Мосолман аулында земство кыйратханасынын ачылу мэсэлэсе // Вакыт. — 1915. — № 1715.

7. Швайцар Н.М. О кумысном промысле в Уфимской губернии. — Уфа, 1915.

Ключевые слова: земские учреждения, внешкольное просвещение, библиотека, национальная интеллигенция.

Key words: zemstvo institutions, out-of-school education, library, national intelligentsia.

ЗЕМСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕШКОЛЬНОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ МУСУЛЬМАНСКОЕО НАСЕЛЕНИЯ УФИМСКОЙ И ОРЕНБУРЕСКОЙ ГУБЕРНИЙ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА

Статья посвящена деятельности земств Уфимской и Оренбургской губерний в области внешкольного просвещения мусульманского населения. Автором раскрывается проблема становления и распространения национальных библиотек. Показана роль национальной интеллигенции в формировании связи земства с местным населением.

Gulna^ В. A^amatova

MEASURES TAKEN BY ZEMSTVOS IN THE SPHERE OP MOSLEM POPULATION OUT-OP-SCHOOL EDUCATION IN UPA AND ORENBURG PROVINCES IN THE EARLY 20th CENTURY

The article is dedicated to the activities of zemstvos in Ufa and Orenburg provinces in the sphere of Moslem population out-of-school education. The problem of development and rise in the number of national libraries is considered. The role of national intellectuals in establishing relations between zemstvos and Moslem population has been shown.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.