Научная статья на тему 'ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО - С. Н. ИКОННИКОВОЙ'

ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО - С. Н. ИКОННИКОВОЙ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
62
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
С. Н. ИКОННИКОВА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ / ПЕТЕРБУРГСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА / КАФЕДРА ТЕОРИИ И ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ СПБГИК

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Леонов Иван Владимирович, Прокуденкова Ольга Викторовна

Статья посвящена памяти доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, академика Российской академии естественных наук, Международной академии наук высшей школы Светланы Николаевны Иконниковой (1930-2022). В статье показаны основные вехи творческого пути ученого и раскрыт вклад С. Н. Иконниковой в становлении культурологии как научной дисциплины, выявлена ее роль в институционализации учебной дисциплины «культурология». Характеризуются основные труды С. Н. Иконниковой, сыгравшие ключевую роль в формировании нескольких направлений в культурологии: истории культурологической мысли, биографического подхода, теории и истории культуры, культуры повседневности, молодежной культуры, исторической культурологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим социальным наукам , автор научной работы — Леонов Иван Владимирович, Прокуденкова Ольга Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IN MEMORY OF AN OUTSTANDING SCHOLAR - S. N. IKONNIKOVA

The article is devoted to the memory of Doctor of Philosophy, Professor, honored laborer of science of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, International Academy of Sciences of Higher School Svetlana Nikolaeva Ikonnikova (1930-2022). The article shows the main milestones of the scholar’s research path and reveals the contribution of S. N. Ikonnikova to the formation of culturology as a scientific discipline, the role in the institutionalization of the scientific discipline «culturology». The main works of S. N. Ikonnikova are characterized, which played a role in the formation of several directions in culturology: the history of cultural thought, the biographical approach, the theory and history of culture, the daily life culture, youth culture, historical culturology.

Текст научной работы на тему «ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО - С. Н. ИКОННИКОВОЙ»

УДК 130.2(092)(470.23-25)"1930/2022"

И. В. Леонов, О. В. Прокуденкова Памяти выдающегося ученого - С. Н. Иконниковой

Статья посвящена памяти доктора философских наук, профессора, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, академика Российской академии естественных наук, Международной академии наук высшей школы Светланы Николаевны Иконниковой (1930-2022). В статье показаны основные вехи творческого пути ученого и раскрыт вклад С. Н. Иконниковой в становлении культурологии как научной дисциплины, выявлена ее роль в институционализации учебной дисциплины «культурология». Характеризуются основные труды С. Н. Иконниковой, сыгравшие ключевую роль в формировании нескольких направлений в культурологии: истории культурологической мысли, биографического подхода, теории и истории культуры, культуры повседневности, молодежной культуры, исторической культурологии.

Ключевые слова: С. Н. Иконникова, культурология, теория и история культуры, петербургская культурологическая школа, кафедра теории и истории культуры СПбГИК

Ivan V. Leonov, Ol'ga V. Prokudenkova In memory of an outstanding scholar - S. N. Ikonnikova

The article is devoted to the memory of Doctor of Philosophy, Professor, honored laborer of science of the Russian Federation, Academician of the Russian Academy of Natural Sciences, International Academy of Sciences of Higher School Svetlana Nikolaeva Ikonnikova (1930-2022). The article shows the main milestones of the scholar's research path and reveals the contribution of S. N. Ikonnikova to the formation of culturology as a scientific discipline, the role in the institutionalization of the scientific discipline «culturology». The main works of S. N. Ikonnikova are characterized, which played a role in the formation of several directions in culturology: the history of cultural thought, the biographical approach, the theory and history of culture, the daily life culture, youth culture, historical culturology.

Keywords: S. N. Ikonnikova, culturology, sociology of youth, theory and history of culture, St. Petersburg cultural school, Department of Theory and History of Culture St. Petersburg State Institute of Culture

DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-44-49

Интенсивное развитие культурологии в конце ХХ - начале XXI в. в России совпало по времени с аккумуляцией и интеграцией научных знаний о культуре, когда в отечественной науке активно шли новые поиски методологии исторического познания и формировались новые направления социогуманитарного знания. Во многом это было обусловлено социально-политическими трансформациями, происходившими в стране, и сменой научной парадигмы: марксистско-ленинская философия, длительное время являвшаяся ведущей теорией познания, а также выступавшая официальной идеологией в советские времена, уступала место другим теоретико-методологическим направлениям исследования. Так, А. Я. Флиер отмечает, что уже в 1960-1980-е гг. в СССР прослеживается идейно-методологический кризис в гуманитарных и общественных науках, которые были детерминированы историческим ма-

териализмом. На фоне смены научных парадигм на передний план вышли проблемы междисциплинарности и поиска новых теоретико-методологических оснований науки. В рамках гуманитарного знания возрос интерес к аксиологии и когнитивным основаниям культуры, к различным концептам, отражающим ее природу и внутреннее многообразие; повышенное внимание стало уделяться вариативности историко-культурного процесса; оформились направления историко-культурных исследований, которым в рамках «старой парадигмы» не уделялось достаточного внимания. Российская наука активно осваивала опыт как западноевропейского социогуманитарного знания, так и обращалась к собственному наследию, например исследованиям русских эмигрантов, стремясь распространить наиболее плодотворные идеи к актуальной для своего времени проблематике. Именно в это двадцатилетие в отечественной науке

постепенно формируется новое исследовательское направление - культурология, объясняющая социально-исторические и культурные процессы развития общества и становления человеческой личности с более широких мировоззренческих позиций, нежели это допускалось догматическим марксизмом [1, с. 7].

Для знакомства с западноевропейским дискурсом по проблемам культуры осуществлялись переводы и публикации работ известных исследователей. Например, Э. С. Маркарян, справедливо критикуя «буржуазные концепции» социально-исторического развития, познакомил научную общественность с культурологическими взглядами Л. Уайта [1, с. 7]. Кроме того, в рассматриваемый период активно издаются работы О. Шпенглера, А. Кребера, А. Тойнби, П. А. Сорокина и других выдающихся исследователей.

Культурологическая проблематика активно обсуждается в рамках различных дисциплин - философии, филологии, социологии, истории и др. Так, проблемы художественных текстов как части знаково-семиотической сферы культуры изучает Ю. М. Лотман. С. С. Аверинцев и Д. С. Лихачев от проблем филологии и лингвистики переходят к крупным историко-культурным изысканиям. Философские штудии М. К. Ма-мардашвили привели ученого к познанию сущности культуры, связи культуры и личности в процессе исторического развития.

Важную роль в оформлении культурологии как научной и учебной дисциплины сыграла и Светлана Николаевна Иконникова (1930-2022) - заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, академик РАЕН, чей уход из жизни 11 октября 2022 г. стал настоящей утратой для отечественной культурологии. С. Н. Иконникова была активным участником всех культурологических дискуссий, при ее непосредственном участии в начале 1990-х гг. происходило реформирование высшей школы и смена состава общегуманитарных дисциплин, где культурология стала обязательным предметом, призванным сформировать у учащихся системное и целостное представление о культуре, обществе, цивилизации.

Становление личности ученого -С. Н. Иконниковой - связано непосредственно с городом на Неве, где она сформировалась как профессионал высокого уровня. Детство и юность Светланы Никола-

евны прошли в творческой ленинградской семье: отец - профессор Ленинградского Политехнического института, мать - известный художник. Благодаря их поддержке и воспитанию, С. Н. Иконникова получила блестящее образование, родители (в первую очередь мама) прививали интерес к культуре и искусству [2].

В 1953 г. С. Н. Иконникова с отличием окончила философский факультет ЛГУ им. А. А. Жданова. После окончания университета она работала в Калининграде, куда перевели служить ее супруга - офицера-подводника. Здесь она служила библиографом Областной библиотеки, и здесь началась ее преподавательская деятельность, были опубликованы первые статьи. Любовь к Калининграду С. Н. Иконникова сохранила на всю жизнь.

В 1957 г. С. Н. Иконникова стала аспирантом кафедры этики и эстетики философского факультета ЛГУ. Ее научным руководителем был выдающийся социолог И. С. Кон, благодаря которому в круг ее интересов, кроме общефилософской проблематики, также вошли проблемы социологического порядка. В аспирантские годы начался ее путь как общественного деятеля - она стала секретарем комитета ВЛКСМ ЛГУ им. А. А. Жданова, возглавляя его с 1958 по1963 г. Благодаря руководству ВЛКСМ вуза С. Н. Иконникова приобрела опыт административной работы, неоднократно пригодившейся ей в будущем, когда она занималась организацией науки и образования.

Предметом научного интереса С. Н. Иконниковой в аспирантуре становится тема формирования и бытования «нравственного идеала» в обществе, его влияния на развитие человека, возрастные особенности становления и развития идеалов личности, а также непосредственно нравственный рост личности, которая в итоге формирует мораль общества и культуры в целом. Итогом научных поисков стала кандидатская диссертация по теме «Нравственный идеал и его отношение к действительности» (1963).

В процессе обучения в аспирантуре С. Н. Иконникова познакомилась с ведущими отечественными философами, чьи труды стали настоящим научным прорывом для своего времени. Среди коллег был выдающийся философ культуры М. С. Каган, который сыграл, как отмечала сама С. Н. Иконникова, большую роль

в ее становлении как профессионала. Их дружба продлилась всю жизнь, а тесное сотрудничество во многом способствовало формированию научного мировоззрения С. Н. Иконниковой [3].

В 1963-1967 гг. С. Н. Иконникова исполняла обязанности заместителя декана философского факультета ЛГУ. Успешно сочетая научную и воспитательную работу, она продолжала руководить комсомольской организацией, добросовестно и бережно исполняя свои обязанности в вузе, где училось более 20 000 человек.

В 1967 г., став доцентом кафедры этики и эстетики ЛГУ, С. Н. Иконникова продолжила успешную научную работу - в сферу ее интересов вошли проблемы культуры молодежи, формирования ценностей, конфликты в молодежной среде. При изучении данного материала пригодился бесценный опыт работы со студентами в период управления комсомольской организацией вуза. Кроме того, она активно сотрудничала с И. С. Коном, В. Т. Лисовским, В. А. Ядовым, чьи идеи заложили основу теоретико-методологического изучения феномена молодежи. На долгие годы ее соавтором стал выдающийся советский социолог - В. Т. Лисовский, совместно с которым С. Н. Иконникова опубликовала ряд фундаментальных исследований: «Молодежь о себе, о своих сверстниках (социологическое исследование)» (1969), «Молодежь в наше время. Социологическое исследование» (1970) и др. Итогом их совместных изысканий стало формирование «ленинградской школе социологии молодежи».

Результатом научных поисков совместно с «социологической школой» стала докторская диссертация С. Н. Иконниковой «Молодежь в социальной структуре социалистического общества» (1974). В том же году С. Н. Иконникова опубликовала монографию «Молодежь. Социологический и социально-психологический анализ». В своей работе С. Н. Иконникова осуществила анализ взаимосвязи культуры и социальных изменений, которые влияют на систему ценностей и норм молодежи, разработала соответствующий научный инструментарий, применив его для исследования молодежной среды.

В 1972 г. С. Н. Иконникова возглавила первую в Ленинграде и вторую в стране кафедру теории и истории культуры, основанную в Ленинградском государственном институте культуры им. Н. К. Крупской, где

началось систематическое изучение различных проблем теории и истории культуры. На кафедре сформировалось несколько основных направлений исследования: проблема диалога культур, историко-типологи-ческих исследований древних и традиционных культур, проблем мировых культурных контактов, взаимодействия культуры и личности, проблем массовой культуры и др.

На кафедре теории и истории культуры, возглавляемой С. Н. Иконниковой, сложилась по-настоящему творческая атмосфера: здесь трудились известные ученые - доктор философских наук, профессор С. Н. Артанов-ский, доктор философских наук, профессор Э. В. Соколов, доктор философских наук, профессор Л. В. Петров, доктор исторических наук, профессор А. С. Мыльников. В С. Н. Иконниковой соединились лучшие качества исследователя, педагога и организатора науки. Под ее руководством кафедра разрабатывала весьма актуальные темы. Совместная деятельность творческого коллектива кафедры и разработка теоретических проблем в итоге сделала структурное подразделение, возглавляемое С. Н. Иконниковой, одной из ведущих институций в области культурологических исследований [2; 4; 5].

В дальнейшем коллектив кафедры пополняли новые молодые исследователи по различным областям науки, которые сплачивались вокруг своего лидера -С. Н. Иконниковой. Здесь работали и работают ведущие ученые в своих областях: профессора В. П. Большаков, О. И. Данилен-ко, В. Д. Лелеко, И. В. Леонов, Т. Ф. Ляпкина, С. Т. Махлина, Г. И. Саганенко, В. В. Селиванов, Г. В. Скотникова, Н. Н. Суворов, доценты А. В. Конева, И. К. Москвина, О. В. Прокуденкова, Л. О. Свиридова, И. И.Травин, А. Е. Хренов и др. Последователем культурологических идей С. Н. Иконниковой и продолжателем ее дела в институциона-лизации культурологии как учебной дисциплины стала доктор исторических наук, профессор А. А. Смирнова, возглавившая кафедру в 2020 г.

С. Н. Иконникова сыграла значительную роль в формировании культурологии как учебной дисциплины; в частности, она предложила авторский вариант структуры культурологического знания. По мнению С. Н. Иконниковой, культурология как самостоятельная отрасль науки состоит из шести взаимосвязанных разделов: 1) история мировой и отечественной культуры;

2) история культурологических теорий;

3) философия культуры; 4) социология культуры; 5) антропология и психология культуры; 6) прикладная культурология [6, с. 21]. Подразумевается, что каждая субдисциплина имеет собственный предмет исследования, методологию изучения, а также нацелена на решение конкретных практических задач. Именно предложенная С. Н. Иконниковой структура была положена в основу формирования учебных дисциплин, преподаваемых кафедрой [6], и в дальнейшем была взята за основу и другими учебными заведениями, специализирующимися на проблемах культурологии [7].

Повышенное научное внимание в области фундаментальных проблем теории и истории культуры С. Н. Иконникова сосредоточила на вопросах истории культурологии как науки, истории мировой культуры, исторической культурологии, культурной идентичности и национального характера, специфики отечественной культуры, культуры детства, а также на вопросах повседневной культуры. Как исследователь, С. Н. Иконникова обладала способностью к значительному уровню генерализации сложной научной проблематики, сочетая высокую теоретико-методологическую степень исследования с практико-ориен-тированными и эмпирическими аспектами владения материалом. В работах С. Н. Иконниковой обращает на себя внимание высокий научный стиль изложения материала, порой весьма сложного, однако поданного ясно и терминологически не перегружено. Данное обстоятельство делает тексты ученого доступными для самой широкой аудитории, причем без потери научного качества. Такое свойство научных текстов является их несомненным достоинством, редкой и примечательной характеристикой, привлекающей в область наук о культуре все новых исследователей, включая авторов данной статьи.

Отдельное внимание в трудах С. Н. Иконниковой уделялось разработке исторической персонологии и биографического метода в культурологии. Значимой работой для отечественной науки стал труд по истории культурологии. Впервые работа была опубликована в 1996 г. под названием «История культурологии: Идеи и судьбы», в основу которого был положен курс, читаемый студентам, где С. Н. Иконникова сквозь биографическую призму рассматривает судьбы и идеи авторов, внесших зна-

чительный вклад в разработку отдельных вопросов в области теории и истории культуры. Среди персоналий, анализируемых в работе, - И. Г. Гердер, Н. Я. Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, М. Мид, П. Н. Милюков, П. А. Сорокин, Й. Хейзинга, Ф. Бро-дель. Как отмечала сама С. Н. Иконникова, она не стремилась к полемике с авторами или глубокому анализу их произведений, а хотела наиболее точно раскрыть содержание их теорий и донести их в ясной и понятной форме до читателя [8, с. 238-239]. В дальнейшем данный труд претерпевал значительные изменения, довольно точно отражавшие собственную эволюцию и эрудицию автора.

В итоге первое издание трансформировалось в обширный труд - «История культурологических теорий» [9], где в рамках использования биографического метода был расширен список ученых, проанализированы концепции ведущих мыслителей в области теории и истории культуры, а также предложен подробный анализ их идей, показано формирование основных школ и течений в культурологии.

Среди важных и значимых трудов, созданных под руководством С. Н. Иконниковой, можно отметить учебно-методические работы по теории и истории культуры, которые заложили фундамент многих современных культурологических исследований. Среди значимых работ под редакцией С. Н. Иконниковой - «Теория культуры» (2008), «Культурология» (2010), «История культуры повседневности» (2015) [10-12]. С. Н. Иконникова была также соавтором в коллективных учебниках, издаваемых СПбГУ [13].

При непосредственном участии С. Н. Иконниковой в вузе был открыт диссертационный совет по специальностям: 24.00.01 «теория и история культуры» (отрасли науки: «культурология» и «философские науки»); 24.00.03 «музееведение, консервация и реставрация историко-культурных объектов» («культурология»), успешно работающий с момента своего возникновения. С. Н. Иконникова возглавляла его на протяжении почти 25 лет. За время ее работы на кафедре, а также председательстве в диссовете вуза были подготовлены более 80 ученых, из них 15 докторов наук - специалистов работающих в сфере культурологии в России и за рубежом. Научная и педагогическая деятельность С. Н. Иконниковой во многом способствовала фор-

мированию петербургской школы культурологии.

В жизни любого молодого специалиста и научного сотрудника практически всегда встречается знаковая личность, играющая ведущую роль в формировании научных взглядов и профессиональных компетенций, оказывающих влияние на раскрытие всего научного потенциала и профессионального мастерства.

Настоящим Учителем и Наставником, яркой личностью была С. Н. Иконникова, чей творческий путь и научные достижения способствовали формированию новой научной номенклатуры, где культурология стала одним из передовых направлений социогуманитарного знания.

В память об ученом, внесшим значительный вклад в становление и развитие культурологии как значимого феномена отечественного гуманитарного знания, в Санкт-Петербургском государственном институте культуры предложено назвать именем Светланы Николаевны Иконниковой одну из аудиторий, а также проводить «Иконниковские чтения» в форме биеннале, в рамках которых будет обсуждаться широкий круг культурологических проблем, разработкой которых занималась Светлана Николаевна.

Список литературы

1. Флиер А. Я. Культурология для культурологов: учеб. пособие для магистрантов и аспирантов, докторантов и соискателей, а также преподавателей культурологии. Москва: Акад. Проект, 2000. 496 с.

2. Шаронов В. И., Синецкий С. Б. Гравитационное поле С. Н. Иконниковой (биографическое исследование к 90-летию основателя культурологической школы профессора Светланы Николаевны Иконниковой) // Вестник культуры и искусств. Челябинск, 2020. № 4 (64). С. 15-29.

3. Иконникова С. Н. Энергия творчества и обаяние личности // В диапазоне гуманитарного знания: сб. к 80-летию профессора М. С. Кагана. Санкт-Петербург: С.-Петерб. филос. о-во, 2001. Вып. 4. C. 445.

4. Прокуденкова О. В. Наука, ставшая судьбой: вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии как науки // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2015. № 4 (25). С. 6-8.

5. Шаронов В. И. Долгой дорогой компромиссов (опыт научно-ориентированного эскиза с элементами нон-фикшн о том, как возник один из центров отечественной теории культуры) // Современная

действительность сквозь призму культурологического знания: материалы междунар. науч.-творч. форума (науч. конф.) «Научные школы. Молодежь в науке и культуре XXI века», 12-13 нояб. 2020 г. / сост., науч. ред. А. В. Лушникова. Челябинск: ЧГИК, 2020. С. 16-31.

6. Иконникова С. Н. История культурологии: программа курса. Санкт-Петербург: СПбГАК, 1994. 15 с.

7. Иконникова С. Н., Каган М. С. Теория культуры // Программы базовых и специальных курсов по философии и культурологии. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-т, 2004. С. 101-108.

8. Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы. Санкт-Петербург: СПбГАК, 1996. 264 с.

9. Иконникова С. Н. История культурологических теорий. 2-е изд., перераб. и доп. Санкт-Петербург: Питер, 2005. 474 с.

10. Теория культуры: учеб. пособие / под. ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. Санкт-Петербург: Питер, 2008. 592 с.

11. Культурология: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. Москва: Проспект, 2010. 528 с.

12. История культуры повседневности: учеб. пособие / под ред. В. П. Большакова, С. Н. Иконниковой. Москва: Проспект, 2015. 648 с.

13. Иконникова С. Н. Структура культурологии, Основные школы и направления в культурологии // Культурология: учебник / под ред. Ю. Н. Солонина, М. С. Кагана. Москва: Высш. образование, 2007. С. 27-36, 443-475.

References

1. Flier A. Ya. Culturology for culturologists: textbook. manual for undergraduates and graduate students, doctoral students and applicants, as well as teachers of cultural studies. Moscow: Acad. Project, 2000. 496 (in Russ.).

2. Sharonov V. I., Sinetsky S. B. Gravitational field of S. N. Ikonnikova (biographical study on the 90th anniversary of the founder of the culturological school, Professor Svetlana Nikolaevna Ikonnikova). Bulletin of Culture and Arts. Chelyabinsk, 2020. 4 (64), 15-29 (in Russ.).

3. Ikonnikova S. N. The energy of creativity and the charm of personality. In the range of humanitarian knowledge: coll. to the 80th anniversary of Professor M. S. Kagan. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg philosophical society, 2001. 4, 445 (in Russ.).

4. Prokudenkova О. V. The Science That Became Destiny: the contribution of S. N. Ikonnikova to the formation of culturology as sciences. Bulletin of Saint-Petersburg State University Culture and Arts. 2015. 4 (25), 6-9 (in Russ.).

5. Sharonov V. I. The long road of compromises (the experience of a scientifically oriented sketch with elements of non-fiction about how one of the centers of the national theory of culture arose). Modern reality through the prism of cultural knowledge: materials of the intern. sci. and creative forum (sci. conf.) «Scientific schools. Youth in Science and Culture of the 21st Century», Nov. 12-13. 2020 / comp., sci. ed. A. V. Lushnikova. Chelyabinsk, 2020. 16-31 (in Russ.).

6. Ikonnikova S. N. History of cultural studies: course program. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State Acad. Of Culture, 1994. 15 (in Russ.).

7. Ikonnikova S. N., Kagan M. S. Theory of culture. Programs of basic and special courses in philosophy and cultural studies. Saint-Petersburg: Publ. house of Saint-Petersburg State Univ., 2004. 101-108 (in Russ.).

8. Ikonnikova S. N. History of cultural studies: ideas and fates. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg State Acad. Of Culture, 1996. 264 (in Russ.).

9. Ikonnikova S. N. History of cultural theories. 2nd ed., rev. and add. Saint-Petersburg: Piter, 2005. 474 (in Russ.).

10. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). Theory of culture. Moscow: Piter, 2008. 592 (in Russ.).

11. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). Culturology: textbook. Moscow: Prospekt, 2010. 528 (in Russ.).

12. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). History of the culture of everyday life: textbook. Moscow: Prospekt, 2015. 648 (in Russ.).

13. Ikonnikova S. N. The structure of cultural studies, Basic schools and trends in cultural studies. Culturology: textbook / ed. Yu. N. Solonin, M. S. Kagan. Moscow: Higher education, 2007. 27-36, 443-475 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.