УДК 008:167.7+378.600.8-057.4(470.23-25)
О. В. Прокуденкова Наука, ставшая судьбой:
вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии как науки
В статье рассматривается вклад С. Н. Иконниковой в становление культурологических исследований в России. В работе прослеживаются основные этапы формирование С. Н. Иконниковой как ученого, отмечается личный вклад в формирование и институционализацию культурологии как науки.
Ключевые слова: культурология, культура, исследование в области культуры, гуманитарное знание, С. Н. Иконникова
Olga V. Prokudenkova
Science has become a destiny: Svetlana N. Ikonnikova's contribution to the formation of cultural studies as a science
The article discusses Svetlana N. Ikonnikova's contribution to the formation of cultural studies in Russia. The paper traces the main stages of the formation of Svetlana N. Ikonnikova as a scientist, there is a personal contribution to the development and institutionalization of cultural studies as a science.
Keywords: cultural studies, culture, research in cultural studies, humanities, Svetlana N. Ikonnikova
Собственно зарождение культурологии как науки, конкретизация ее самостоятельного предмета исследования и постепенное выделение в специфическое направление гуманитарного знания происходят на рубеже XIX-XX в. К настоящему моменту процесс формирования культурологии как науки прошел длительный и непростой путь. Но несмотря на все сложности развития, в современном мире культурология обрела статус научной специальности и направления подготовки научно-педагогических кадров.
Во многом это было обусловлено тем, что культура стала центральным понятием современного социогуманитарного знания. Такой интерес к проблемам культуры связан с тем, что большая часть глобальных проблем мира -межэтническая напряженность, терроризм, экологические катастрофы, межконфессиональные конфликты - опосредованы культурными факторами. В силу того, что культура формирует современное сознание личности, именно она во многом ответственна за любые позитивные и негативные явления в современном обществе. Поэтому знание закономерностей формирования и развития культуры является жизненно важным для сохранения и развития всей мировой цивилизации. Как отмечал Л. Уайт, «„открытие" культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни»1.
Оформление культурологии в самостоятельную науку, главным предметом исследова-
ния которой как раз и является культура во всех ее проявлениях, происходит в 1990-е гг. Одним из ученых, кто стоял у истоков культурологии, ратовал за ее институционализацию, отстаивал ее научный статус в академическом сообществе была Светлана Николаевна Иконникова -выдающийся российских ученый, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры СПбГИК, чье имя неразрывно связанно с культурологическим знанием и чей юбилей мы отмечаем 19 ноября 2015 г.
В 1990-е гг. С. Н. Иконникова принимала активное участие в дискуссиях о предмете, объекте, границах предметного поля культурологии, вырабатывала методологию исследования, показывая важную мировоззренческую роль культурологического познания, которое в итоге и формирует у современного человека адекватное представление о достижениях и перспективах развития мировой цивилизации. Ей принадлежит заслуга уточнения статуса культурологии как интеграционного знания социогуманитарных наук.
Творческий путь ученого начинается в 1953 г. после окончания с отличием философского факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. В течение длительного времени с этим прославленным учебным заведением будет связана судьба С. Н. Иконниковой. Пройдя нелегкий путь от ассистента кафедры этики и эстетики до заместителя декана философского факультета
6
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015
Наука, ставшая судьбой: вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии...
(1963-1967 гг.), С. Н. Иконникова сформируется как ученый, получит неоценимый опыт как организатор науки. В 1957-1959 гг. она избрана секретарем комитета комсомола ЛГУ, столь ответственная должность поможет формированию навыка организационной общественной работы, пригодившийся ученому в его деятельности по созданию многих общественных организаций, среди которых Санкт-Петербургское культурологическое общество, бессменной главой которого она является на протяжении 10 лет.
Начало активной и плодотворной научной деятельности С. Н. Иконниковой также связано с ЛГУ, где в 1963 г. она защитила кандидатскую диссертацию «Нравственный идеал и его отношение к действительности». В 1974 г. была защищена докторская диссертация «Молодежь в социальной структуре социалистического общества», где, рассматривая историческую преемственность поколений, ученый проводит анализ ценностных ориентаций молодежи, что свидетельствует о зарождении интереса к культурологической проблематике.
В 1972 г. С. Н. Иконникова становится заведующей кафедрой теории и истории культуры Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской (в настоящее время Санкт-Петербургский государственный институт культуры). Здесь формируется по-настоящему талантливый коллектив преподавателей и ученых, которые разрабатывают фундаментальные принципы теории культуры, их идеи во многом станут определяющими для современного культурологического знания. В этот период изданы работы по культуре личности Э. В. Соколова («Личность и культура», «Сущность, понятие и основные функции культуры»)2, по проблемам теории культуры и межкультурной коммуникации С. Н. Артановского («Некоторые проблемы теории культуры», «На перекрестке идей и ци-вилизаций»)3, массовой культуры Л. В. Петрова («Мода как общественное явление», «Массовая культура и массовая коммуникация»)4.
Благодаря настойчивости и энтузиазму заведующего кафедрой с 1989 г. начинается прием студентов по специальности «культурология». За более чем 25-летнюю историю преподаватели кафедры подготовили свыше 700 специалистов, работающих в различных сферах культуры и науки. Выпускники кафедры трудятся в вузах, научно-исследовательских институтах, культурных фондах, ассоциациях, туристических фирмах, комитетах по культуре, лицеях, гимназиях, редакциях газет и телевидении, службах информации, администрации городов и т. д., сохраняя и развивая лучшие традиции петербургской культурологии.
Более 50 лет С. Н. Иконникова успешно сочетает научно-исследовательскую, педагогическую и общественную работу. С ее именем связна разработка масштабных теоретических и методологических исследований в области культурологии. Весьма обширно научное наследие ученого, отзывающегося на острые актуальные проблемы времени, находящегося в постоянном творческом поиске.
Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, которые издает и редактирует С. Н. Иконникова, свидетельствуют о неутомимой энергии и энциклопедическом характере знаний исследователя в сочетании с ясным и прекрасным стилем подачи сложного материала. Одним из магистральных трудов С. Н. Иконниковой, определивших морфологию культурологии как науки, стала книга «История культурологических теорий», выдержавшая несколько редакций5. В своей работе С. Н. Иконникова емко и ясно разворачивает полномасштабную картину формирования культурологической мысли от эпохи Просвещения до наших дней, показывает все многообразие развития идей культуры в зарубежной, преимущественно европейской, науке, а также в отечественном гуманитарном знании. Труд такого уровня, ретроспективно рассматривающий эволюцию культурологического дискурса, стал основополагающим для выделения основных направлений в сфере культурологического знания. В этом труде проявилось умение автора гармонично сочетать сложные теоретические вопросы с высоким методическим уровнем подачи материала, а актуальность рассматриваемых социокультурных процессов предопределила успех данной книги у студентов и аспирантов, признание научного сообщества.
Важно, что именно в работе «История культурологических теорий» был очерчен основной круг вопросов, который плодотворно продолжил развивать коллектив кафедры, успешно руководимый С. Н. Иконниковой. В частности, проблемами аксиологии культуры занимается
B. П. Большаков, особенности историко-культурно процесса разворачивает И. В. Леонов, специфику региональных культур характеризует Т. Ф. Ляпкина, семиотику культуры изучает
C. Т. Махлина, функционирование современного художественного рынка показывает И. К. Москвина, цивилизационную геополитику и кросскультурные коммуникации рассматривает О. В. Прокуденкова, специфику современного искусства и постмодренистического дискурса анализирует Н. Н. Суворов, философско-историческую проблематику самобытности русской культуры, византийское наследие в культуре России раскрывает Г. В. Скотникова, восточно-
7
О.В. Прокуденкова
христианскую культурную традицию и древнерусскую культуру осмысляет Л. О. Свиридова6.
Кроме того, С. Н. Иконникова автор и вдохновитель целого ряда теоретических и методологических работ, посвященных исследованиям в области теории и истории культуры, созданных ей в соавторстве со своими учениками и коллегами, результатом изысканий стала монография «Теория культуры», вышедшая в свет в 2008 г., а в 2010 г. был издан учебник «Культурология»7.
С. Н. Иконникова удачно сочетает научную и педагогическую деятельность с редакционно-издательской работой, она является членом редакционных советов и коллегий ведущих научных журналов, среди которых «Вопросы культурологии» (издание ВАК), «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств» (издание ВАК), «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств», «Альманах НОКО» и др.
Еще одной приоритетной сферой деятельности, где раскрылся организационный и научны талант С. Н. Иконниковой, стала организация и проведение крупных международных и российских форумов, посвященных проблемам развития культуры, таких как Российский культурологический конгресс, Российский культурологический форум. При ее непосредственной поддержке ежегодно проходит конференция в рамках научнокультурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге», где обсуждаются фундаментальные проблемы в области исследования культуры.
Светлану Николаевну Иконникову отличает масштабность и неординарность мышления, чуткость к коллегам и ученикам, бережное отношение к традициям отечественной гуманитарной науки.
Среди наших современников нечасто встретишь человека, внесшего столь весомый вклад в сохранение и развитие культурологии в России и за рубежом, чье творчество заслужило признание среди научного сообщества и чье имя стало символом культурологического знания.
Примечания
1 Уайт Л. А. Науки о культуре // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. С. 147.
2 Соколов Э. В. Личность и культура. Л.: Наука, 1972. 112 с.; Его же. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л.: ЛГИК, 1989. 83 с.
3 Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛГИК, 1977. 83 с.; Его же. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб.: СПбГАК, 1994. 224 с.
4 Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л.: О-во «Знание», 1974. 32 с.; Его же. Массовая культура и массовая коммуникация. Л.: О-во «Знание», 1978. 18 с.
5 Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы: учеб. пособие. СПб.: СПбГАК, 1996. 264 с.; Ее же. История культурологических теорий: учеб. пособие: в 3 ч. СПб.: СПбГУКИ, 2001. 3 ч.; Ее же. История культурологических теорий: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2005. 473 с.
6 Большаков В. П. Ценности культуры и время: некоторые проблемы соврем. теории культуры. Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2002. 110 с.; Леонов И. В. «Миры» макроистории: идеи, паттерны, гештальты. СПб: Астерион, 2013. 209 с.; Ляпкина Т. Ф. Культурное пространство в региональной культурологии: учеб. пособие. СПб., 2006. 151 с.; Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. СПб.: Искусство-СПб., 2009. 750 с.; Москвина И. К. Государственный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. СПб.: Из-во Политехн. ун-та, 2010. 311 с.; Прокуденкова О. В. Категория «месторазвития» в концепции евразийцев // Вестн. СПбГУКИ. 2012. № 3. С. 11-15; Суворов Н. Н. Галерейное дело: обращение произведений искусства. СПб.: Планета музыки: Лань, 2014. 286 с.; Скотникова Г. В. Созвучие вечным смыслам бытия. СПб.: Альфарет, 2012. 197 с.; Свиридова Л. О. Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2004. 22 с.
7 Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. 592 с.; Культурология: учебник / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2010. 528 с.
8
Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015