Научная статья на тему 'Наука, ставшая судьбой: вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии как науки'

Наука, ставшая судьбой: вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии как науки Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
562
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРОЛОГИЯ / КУЛЬТУРА / ИССЛЕДОВАНИЕ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ / ГУМАНИТАРНОЕ ЗНАНИЕ / С. Н. ИКОННИКОВА / CULTURAL STUDIES / CULTURE / RESEARCH IN CULTURAL STUDIES / HUMANITIES / SVETLANA N. IKONNIKOVA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прокуденкова Ольга Викторовна

В статье рассматривается вклад С. Н. Иконниковой в становление культурологических исследований в России. В работе прослеживаются основные этапы формирование С. Н. Иконниковой как ученого, отмечается личный вклад в формирование и институционализацию культурологии как науки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article discusses Svetlana N. Ikonnikova’s contribution to the formation of cultural studies in Russia. The paper traces the main stages of the formation of Svetlana N. Ikonnikova as a scientist, there is a personal contribution to the development and institutionalization of cultural studies as a science.

Текст научной работы на тему «Наука, ставшая судьбой: вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии как науки»

УДК 008:167.7+378.600.8-057.4(470.23-25)

О. В. Прокуденкова Наука, ставшая судьбой:

вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии как науки

В статье рассматривается вклад С. Н. Иконниковой в становление культурологических исследований в России. В работе прослеживаются основные этапы формирование С. Н. Иконниковой как ученого, отмечается личный вклад в формирование и институционализацию культурологии как науки.

Ключевые слова: культурология, культура, исследование в области культуры, гуманитарное знание, С. Н. Иконникова

Olga V. Prokudenkova

Science has become a destiny: Svetlana N. Ikonnikova's contribution to the formation of cultural studies as a science

The article discusses Svetlana N. Ikonnikova's contribution to the formation of cultural studies in Russia. The paper traces the main stages of the formation of Svetlana N. Ikonnikova as a scientist, there is a personal contribution to the development and institutionalization of cultural studies as a science.

Keywords: cultural studies, culture, research in cultural studies, humanities, Svetlana N. Ikonnikova

Собственно зарождение культурологии как науки, конкретизация ее самостоятельного предмета исследования и постепенное выделение в специфическое направление гуманитарного знания происходят на рубеже XIX-XX в. К настоящему моменту процесс формирования культурологии как науки прошел длительный и непростой путь. Но несмотря на все сложности развития, в современном мире культурология обрела статус научной специальности и направления подготовки научно-педагогических кадров.

Во многом это было обусловлено тем, что культура стала центральным понятием современного социогуманитарного знания. Такой интерес к проблемам культуры связан с тем, что большая часть глобальных проблем мира -межэтническая напряженность, терроризм, экологические катастрофы, межконфессиональные конфликты - опосредованы культурными факторами. В силу того, что культура формирует современное сознание личности, именно она во многом ответственна за любые позитивные и негативные явления в современном обществе. Поэтому знание закономерностей формирования и развития культуры является жизненно важным для сохранения и развития всей мировой цивилизации. Как отмечал Л. Уайт, «„открытие" культуры когда-нибудь встанет в истории науки в один ряд с гелиоцентрической теорией Коперника или открытием клеточной основы всех форм жизни»1.

Оформление культурологии в самостоятельную науку, главным предметом исследова-

ния которой как раз и является культура во всех ее проявлениях, происходит в 1990-е гг. Одним из ученых, кто стоял у истоков культурологии, ратовал за ее институционализацию, отстаивал ее научный статус в академическом сообществе была Светлана Николаевна Иконникова -выдающийся российских ученый, заслуженный деятель науки Российской Федерации, доктор философских наук, профессор, заведующая кафедрой теории и истории культуры СПбГИК, чье имя неразрывно связанно с культурологическим знанием и чей юбилей мы отмечаем 19 ноября 2015 г.

В 1990-е гг. С. Н. Иконникова принимала активное участие в дискуссиях о предмете, объекте, границах предметного поля культурологии, вырабатывала методологию исследования, показывая важную мировоззренческую роль культурологического познания, которое в итоге и формирует у современного человека адекватное представление о достижениях и перспективах развития мировой цивилизации. Ей принадлежит заслуга уточнения статуса культурологии как интеграционного знания социогуманитарных наук.

Творческий путь ученого начинается в 1953 г. после окончания с отличием философского факультета Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова. В течение длительного времени с этим прославленным учебным заведением будет связана судьба С. Н. Иконниковой. Пройдя нелегкий путь от ассистента кафедры этики и эстетики до заместителя декана философского факультета

6

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

Наука, ставшая судьбой: вклад С. Н. Иконниковой в формирование культурологии...

(1963-1967 гг.), С. Н. Иконникова сформируется как ученый, получит неоценимый опыт как организатор науки. В 1957-1959 гг. она избрана секретарем комитета комсомола ЛГУ, столь ответственная должность поможет формированию навыка организационной общественной работы, пригодившийся ученому в его деятельности по созданию многих общественных организаций, среди которых Санкт-Петербургское культурологическое общество, бессменной главой которого она является на протяжении 10 лет.

Начало активной и плодотворной научной деятельности С. Н. Иконниковой также связано с ЛГУ, где в 1963 г. она защитила кандидатскую диссертацию «Нравственный идеал и его отношение к действительности». В 1974 г. была защищена докторская диссертация «Молодежь в социальной структуре социалистического общества», где, рассматривая историческую преемственность поколений, ученый проводит анализ ценностных ориентаций молодежи, что свидетельствует о зарождении интереса к культурологической проблематике.

В 1972 г. С. Н. Иконникова становится заведующей кафедрой теории и истории культуры Ленинградского института культуры им. Н. К. Крупской (в настоящее время Санкт-Петербургский государственный институт культуры). Здесь формируется по-настоящему талантливый коллектив преподавателей и ученых, которые разрабатывают фундаментальные принципы теории культуры, их идеи во многом станут определяющими для современного культурологического знания. В этот период изданы работы по культуре личности Э. В. Соколова («Личность и культура», «Сущность, понятие и основные функции культуры»)2, по проблемам теории культуры и межкультурной коммуникации С. Н. Артановского («Некоторые проблемы теории культуры», «На перекрестке идей и ци-вилизаций»)3, массовой культуры Л. В. Петрова («Мода как общественное явление», «Массовая культура и массовая коммуникация»)4.

Благодаря настойчивости и энтузиазму заведующего кафедрой с 1989 г. начинается прием студентов по специальности «культурология». За более чем 25-летнюю историю преподаватели кафедры подготовили свыше 700 специалистов, работающих в различных сферах культуры и науки. Выпускники кафедры трудятся в вузах, научно-исследовательских институтах, культурных фондах, ассоциациях, туристических фирмах, комитетах по культуре, лицеях, гимназиях, редакциях газет и телевидении, службах информации, администрации городов и т. д., сохраняя и развивая лучшие традиции петербургской культурологии.

Более 50 лет С. Н. Иконникова успешно сочетает научно-исследовательскую, педагогическую и общественную работу. С ее именем связна разработка масштабных теоретических и методологических исследований в области культурологии. Весьма обширно научное наследие ученого, отзывающегося на острые актуальные проблемы времени, находящегося в постоянном творческом поиске.

Монографии, учебники, учебные пособия, статьи, которые издает и редактирует С. Н. Иконникова, свидетельствуют о неутомимой энергии и энциклопедическом характере знаний исследователя в сочетании с ясным и прекрасным стилем подачи сложного материала. Одним из магистральных трудов С. Н. Иконниковой, определивших морфологию культурологии как науки, стала книга «История культурологических теорий», выдержавшая несколько редакций5. В своей работе С. Н. Иконникова емко и ясно разворачивает полномасштабную картину формирования культурологической мысли от эпохи Просвещения до наших дней, показывает все многообразие развития идей культуры в зарубежной, преимущественно европейской, науке, а также в отечественном гуманитарном знании. Труд такого уровня, ретроспективно рассматривающий эволюцию культурологического дискурса, стал основополагающим для выделения основных направлений в сфере культурологического знания. В этом труде проявилось умение автора гармонично сочетать сложные теоретические вопросы с высоким методическим уровнем подачи материала, а актуальность рассматриваемых социокультурных процессов предопределила успех данной книги у студентов и аспирантов, признание научного сообщества.

Важно, что именно в работе «История культурологических теорий» был очерчен основной круг вопросов, который плодотворно продолжил развивать коллектив кафедры, успешно руководимый С. Н. Иконниковой. В частности, проблемами аксиологии культуры занимается

B. П. Большаков, особенности историко-культурно процесса разворачивает И. В. Леонов, специфику региональных культур характеризует Т. Ф. Ляпкина, семиотику культуры изучает

C. Т. Махлина, функционирование современного художественного рынка показывает И. К. Москвина, цивилизационную геополитику и кросскультурные коммуникации рассматривает О. В. Прокуденкова, специфику современного искусства и постмодренистического дискурса анализирует Н. Н. Суворов, философско-историческую проблематику самобытности русской культуры, византийское наследие в культуре России раскрывает Г. В. Скотникова, восточно-

7

О.В. Прокуденкова

христианскую культурную традицию и древнерусскую культуру осмысляет Л. О. Свиридова6.

Кроме того, С. Н. Иконникова автор и вдохновитель целого ряда теоретических и методологических работ, посвященных исследованиям в области теории и истории культуры, созданных ей в соавторстве со своими учениками и коллегами, результатом изысканий стала монография «Теория культуры», вышедшая в свет в 2008 г., а в 2010 г. был издан учебник «Культурология»7.

С. Н. Иконникова удачно сочетает научную и педагогическую деятельность с редакционно-издательской работой, она является членом редакционных советов и коллегий ведущих научных журналов, среди которых «Вопросы культурологии» (издание ВАК), «Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств» (издание ВАК), «Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств», «Альманах НОКО» и др.

Еще одной приоритетной сферой деятельности, где раскрылся организационный и научны талант С. Н. Иконниковой, стала организация и проведение крупных международных и российских форумов, посвященных проблемам развития культуры, таких как Российский культурологический конгресс, Российский культурологический форум. При ее непосредственной поддержке ежегодно проходит конференция в рамках научнокультурного форума «Дни философии в Санкт-Петербурге», где обсуждаются фундаментальные проблемы в области исследования культуры.

Светлану Николаевну Иконникову отличает масштабность и неординарность мышления, чуткость к коллегам и ученикам, бережное отношение к традициям отечественной гуманитарной науки.

Среди наших современников нечасто встретишь человека, внесшего столь весомый вклад в сохранение и развитие культурологии в России и за рубежом, чье творчество заслужило признание среди научного сообщества и чье имя стало символом культурологического знания.

Примечания

1 Уайт Л. А. Науки о культуре // Антология исследований культуры. СПб., 1997. Т. 1. С. 147.

2 Соколов Э. В. Личность и культура. Л.: Наука, 1972. 112 с.; Его же. Сущность, понятие и основные функции культуры. Л.: ЛГИК, 1989. 83 с.

3 Артановский С. Н. Некоторые проблемы теории культуры. Л.: ЛГИК, 1977. 83 с.; Его же. На перекрестке идей и цивилизаций. СПб.: СПбГАК, 1994. 224 с.

4 Петров Л. В. Мода как общественное явление. Л.: О-во «Знание», 1974. 32 с.; Его же. Массовая культура и массовая коммуникация. Л.: О-во «Знание», 1978. 18 с.

5 Иконникова С. Н. История культурологии: идеи и судьбы: учеб. пособие. СПб.: СПбГАК, 1996. 264 с.; Ее же. История культурологических теорий: учеб. пособие: в 3 ч. СПб.: СПбГУКИ, 2001. 3 ч.; Ее же. История культурологических теорий: учеб. пособие. 2-е изд., доп. и перераб. СПб.: Питер, 2005. 473 с.

6 Большаков В. П. Ценности культуры и время: некоторые проблемы соврем. теории культуры. Великий Новгород: Новгор. гос. ун-т, 2002. 110 с.; Леонов И. В. «Миры» макроистории: идеи, паттерны, гештальты. СПб: Астерион, 2013. 209 с.; Ляпкина Т. Ф. Культурное пространство в региональной культурологии: учеб. пособие. СПб., 2006. 151 с.; Махлина С. Т. Словарь по семиотике культуры. СПб.: Искусство-СПб., 2009. 750 с.; Москвина И. К. Государственный контроль за перемещением культурных ценностей через таможенную границу Российской Федерации. СПб.: Из-во Политехн. ун-та, 2010. 311 с.; Прокуденкова О. В. Категория «месторазвития» в концепции евразийцев // Вестн. СПбГУКИ. 2012. № 3. С. 11-15; Суворов Н. Н. Галерейное дело: обращение произведений искусства. СПб.: Планета музыки: Лань, 2014. 286 с.; Скотникова Г. В. Созвучие вечным смыслам бытия. СПб.: Альфарет, 2012. 197 с.; Свиридова Л. О. Синтез мифопоэтической и христианской образности в древнерусской культуре: автореф. дис. ... канд. культурологии: 24.00.01. СПб., 2004. 22 с.

7 Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. СПб.: Питер, 2008. 592 с.; Культурология: учебник / под ред. С. Н. Иконниковой, В. П. Большакова. М.: Проспект, 2010. 528 с.

8

Вестник СПбГУКИ • № 4 (25) декабрь • 2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.