Научная статья на тему 'ВКЛАД В. П. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИИ'

ВКЛАД В. П. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
74
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
В. П. БОЛЬШАКОВ / ТЕОРИЯ КУЛЬТУРЫ / КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЕ ЗНАНИЕ / АКСИОЛОГИЯ / МЕТОДОЛОГИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Смирнова Алла Александровна, Прокуденкова Ольга Викторовна, Громова Марина Игоревна

Статья посвящена становлению и развитию научного, творческого и организационного пути доктора философских наук, профессора выдающегося отечественного культуролога Валерия Павловича Большакова (1940-2021). В работе дается подробный анализ вклада В. П. Большакова в развитие Санкт-Петербургской культурологии, приводится краткий очерк теоретических идей и разработок, а также работ В. П. Большакова. Отдельно рассмотрен вклад В. П. Большакова в развитие аксиологического подхода в понимании сущности культуры, также выявлена его роль в становлении и институционализации культурологии в современном отечественном социо-гуманитарном знании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE CONTRIBUTION OF V. P. BOLSHAKOV TO THE DEVELOPMENT AND INSTITUTIONALIZATION OF CULTURAL STUDIES

The article is devoted to the formation and development of the scientific, creative and organizational path of Doctor of Philosophy, Professor of the outstanding domestic cultural scientist Valery Pavlovich Bol’shakov (1940-2021). The work gives a detailed analysis of the contribution of V. P. Bol’shakov to the development of St. Petersburg cultural studies, a brief outline of theoretical ideas and developments, as well as the works of V. P. Bol’shakov. The contribution of V. P. Bol’shakov to the development of the axiological approach in understanding the essence of culture was separately considered, and its role in the formation and institutionalization of cultural studies in modern Russian humanities studies was also revealed.

Текст научной работы на тему «ВКЛАД В. П. БОЛЬШАКОВА В РАЗВИТИЕ И ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИИ»

УДК 008(092)(470.23-25)"1940/2021"

А. А. Смирнова, О. В. Прокуденкова, М. И. Громова

Вклад В. П. Большакова в развитие и институционализацию

культурологии

Статья посвящена становлению и развитию научного, творческого и организационного пути доктора философских наук, профессора выдающегося отечественного культуролога Валерия Павловича Большакова (1940-2021). В работе дается подробный анализ вклада В. П. Большакова в развитие санкт-петербургской культурологии, приводится краткий очерк теоретических идей и разработок, а также работ В. П. Большакова. Отдельно рассмотрен вклад В. П. Большакова в развитие аксиологического подхода в понимании сущности культуры, также выявлена его роль в становлении и институционализации культурологии в современном отечественном социо-гумани-тарном знании.

Ключевые слова: В. П. Большаков, теория культуры, культурологическое знание, аксиология, методология преподавания культурологии

Alla A. Smirnova, Ol'ga V. Prokudenkova, Marina I. Gromova

The contribution of V. P. Bolshakov to the development and institutionalization of cultural studies

The article is devoted to the formation and development of the scientific, creative and organizational path of Doctor of Philosophy, Professor of the outstanding domestic cultural scientist Valery Pavlovich Bol'shakov (1940-2021). The work gives a detailed analysis of the contribution of V. P. Bol'shakov to the development of St. Petersburg cultural studies, a brief outline of theoretical ideas and developments, as well as the works of V. P. Bol'shakov. The contribution of V. P. Bol'shakov to the development of the axiological approach in understanding the essence of culture was separately considered, and its role in the formation and institutionalization of cultural studies in modern Russian humanities studies was also revealed.

Keywords: V. P. Bol'shakov, theory of culture, cultural knowledge, axiology, methodology of teaching cultural studies

DOI 10.30725/2619-0303-2022-4-79-84

В статье мы ставим задачу не только проанализировать вклад В. П. Большакова в изучение истории и теории культуры, институционализацию культурологии как науки, главная наша цель - рассмотрение личности неординарного человека, оказавшего существенное влияние на своих коллег и учеников, которые продолжают дело своего наставника на ниве современной теоретической культурологии. Валерий Павлович Большаков (29.04.1940 - 6.10.2021) -выдающийся и глубокий исследователь отечественной и мировой культуры, доктор философских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ.

В. П. Большаков принадлежал к поколению, которое называют «дети войны». Он родился в Ленинграде в предвоенном сороковом году. Вместе с матерью едва не погиб в первую блокадную зиму, и лишь по счастливой случайности отец, который находился на казарменном положении, смог

их навестить и принес ногу убитой при артобстреле лошади. Они выжили. В далеком сибирском городе Заводоуковске, где в эвакуации в интернате уже находилась его старшая сестра, он прожил до 1945 г. И, как вспоминал В. П. Большаков, по возвращении в Ленинград началось его детство, так как не только из блокады, но из эвакуации не помнил практически ничего [1, с. 5-6].

Еще в школьные годы В. П. Большаков проявил устойчивый интерес к литературе и истории и решил поступать на филологический факультет ЛГУ на отделение журналистики [1, с. 43]. Но в то время поступление на журфак предполагало опыт работы по специальности, которого у В. П. Большакова не было, поэтому он поступил на историко-филологический факультет Ленинградского педагогического института им. А. И. Герцена. Через год он был вынужден оставить учебу, так как «семье надо было помогать, жили бедно» [1, с. 46]. Молодой

человек сменил несколько мест работы: завод, строительно-монтажная организация, Институт галургии. Наконец судьба привела его в Астрономическую обсерваторию ЛГУ.

В. П. Большаков наконец-то нашел свое призвание, поступив на философский факультет ЛГУ, который он окончил в 1973 г. в возрасте тридцати трех лет по специальности «философ», специализация «эстетика». Черта характера «не соглашаться с общепризнанными авторитетами» позволила В. П. Большакову найти свое место в науке. Уже работая над дипломным проектом, он проявил свойственную для него смелость и подверг критике структурный анализ поэтического произведения. В своих воспоминаниях он сам назвал свою работу «Анти-Лот-ман», подчеркнув при этом, что это была наглость дипломанта-заочника [1, с. 97].

В 1977-1980 гг. В. П. Большаков был аспирантом философского факультета ЛГУ. Здесь он окончательно определился в своих взглядах на эстетику. Обсудив свою тему и набросав план работы вместе с Моисеем Самойловичем Каганом (1921-2006), выйдя от него, он прочитал этот план еще раз... и разорвал. Показательно, что, уважая и признавая авторитет и научные заслуги М. С. Кагана, который, как считал В. П. Большаков, был из тех, «кто расшевеливал „болото" нашего тогдашнего гуманитарного знания», он не соглашался с М. С. Каганом по ряду вопросов, полагая, что у того (да и не только у него) исчез из рассмотрения гуманистический смысл культуры [1, с. 120].

Творческий путь В. П. Большакова в науке определили два диссертационных исследования - «Сущность эстетического во взаимодействии человека с действительностью» (кандидатская диссертация по философии, 1980 г.), и «Философские основания воспитания эстетической культуры» (докторская диссертация по философии, 1993 г.).

С 1986 по 2003 г. В. П. Большаков жил и работал в Великом Новгороде, где создал и возглавил кафедру философии в Новгородском политехническом институте, активно участвовал в создании Новгородского государственного университета (НовГУ). Был первым деканом философского факультета НовГУ, проректором по научной работе Гуманитарного института НовГУ. В 1998 г. ему было присвоено почетное звание «Заслуженный работник высшей школы РФ».

Несмотря на большую загруженность, В. П. Большаков продолжал активно зани-

маться развитием своих идей. Были опубликованы работы с очень характерными для его взгляда названиями: «Культура как форма человечности», «Культура и нравственность», книга «Ценности культуры и время» [2-4]. В. П. Большаков ориентировал новгородских философов и культурологов на разработку проблемы связи духовного мира человека, духовных ценностей (культуры!) со временем; были организованы конференции; вышел сборник статей «Человек сам себе непонятный» [5].

С 2003 г. и до своей кончины В. П. Большаков работал на кафедре теории и истории культуры СПбГИК. С кафедрой его связывала интересная работа. Надо признать, что, став профессором кафедры, В. П. Большаков проявил свои лидерские и организаторские способности в полной мере: он являлся своеобразным локомотивом, ведущим за собой весь коллектив, не только в качестве блестящего генератора идей, но и как их реализатора. Совместно со Светланой Николаевной Иконниковой В. П. Большаков выпустил два коллективных учебных пособия, которые стали основополагающими для всех изучающих культурологию: «Теория культуры» [6], «Культурология» [7]. Для СПО под редакцией С. Н. Иконниковой и В. П. Большакова был издан учебник по мировой художественной культуре [8]. В то же время он работал над созданием авторских учебных пособий и совместно со своей супругой Л. Ф. Новицкой и коллегой К. Ф. Завершинским [9].

Центральной темой его научных изысканий стала проблема культуры, которую В. П. Большаков считал ключевой в современной культурологии. Длительное время он формировал собственную «дефиницию культуры», понимая ее как изначально духовное явление, которое опредмечено человеком в сотворенном им самим мире, откуда в дальнейшем он извлекает заложенную в ней социально значимую информацию. В результате человек создает (приращивает) новые культурные смыслы -творит культуру человечества. В результате длительных изысканий и дискуссий с коллегами В. П. Большаков сформулировал собственный подход к пониманию культуры, определив ее как «особый духовной опыт человеческих сообществ, накапливаемый и передаваемый из поколения к поколению, содержанием которого являются ценностные смыслы явлений, мыслей, чувств, выраженные в специфических знаках и знако-

вых системах (языках культуры)» [10, с. 94]. Он сосредоточил внимание на анализе различных подходов к пониманию культуры и ее явлений, постижении специфики ценностных смыслов, реализуемых в разных сферах человеческой жизнедеятельности, и отдельным моментом его рассуждений о проблемах культуры становится аксиологическая трактовка культуры, при которой он делал акцент на то, что «культура понимается, прежде всего, как обработка, оформление, облагораживание человеком окружающей среды и самого себя. „Обработка" - путем порождения, сохранения, передачи и реализации в жизни духовных ценностей таких, как Добро, Вера, Истина, Красота, Любовь, Свобода и т. д., в их разнообразных модификациях (справедливость, честность, святость, милосердие, порядочность, тактичность, терпимость, совестливость, изящество, вкус и т. д., и т. п.). Эти ценности в каждой из перечисленных и не перечисленных модификаций могут воплощаться в своей знаковой и смысловой ипостасях - в различных носителях ценностей» [4, с. 12].

Одним из источников для осмысления аксиологической проблематики для В. П. Большакова стали теоретические изыскания неокантианской школы, сформировавшейся в конце XIX - начале XX в. Представители Баденской (Фрейбургской) школы как одного из направления неокантианской мысли В. Виндельбанд и Г. Риккерт сосредоточили свое внимание на проблеме ценностей и методологии гуманитарных наук в работах «Философия истории» (1905 г.) и «Науки о природе и науки о культуре» (1910 г.). По мнению неокантианцев, мир включает в себя Бытие и Ценности - последние стоят над Бытием и проявляются в духе, т. е. в культуре. В этой связи В. П. Большаков понимает культуру как форму воплощенных ценностей (добро, красота, справедливость). Кроме того, одни и те же ценности в различных культурах наполнены разным смыслом и содержанием. Но все же облик культуры определяют высшие ценности, которые складываются в иерархическую систему, что в целом и формирует специфику той или иной культуры.

В. П. Большаков подчеркивал, что «воплощение ценностей в определенного рода носителях создает возможности структурирования культуры, выделения ее элементов на основании различий в носителях, в формах воплощения ценностей культуры,

формах и способах выражения ценностного содержания. Формами воплощения ценностей культуры выступают вещи, в которых могут воплощаться красота, добро, любовь, когда, к примеру, в хранимой вещи живет память о любимом человеке» [4, с. 20-21].

В. П. Большаков полагал, что дух (идея) порождает, кроме высокого, и низменное -зло, ложь, предательство. В силу этого он отмечал, что только ценности высшего порядка, собственно, и есть ценности культуры. В этом он солидаризируется с Г. П. Выжлецовым, который в своей работе «Аксиология культуры» писал, что культура в своем сущностном воплощении проявляется в облагораживании, одухотворенности и человечности природы и социума, а освоенная в своих высших проявлениях, передается уже следующим поколениям. В этом качестве культура рассматривается как совокупность реализованных ценностей [11].

В. П. Большаков кроме прочего подчеркивал разницу между ценностями культуры и цивилизации - «цивилизованность и культурность общества или человека -близки по смыслу, но не тождественны. При всей очевидности взаимосвязи между ценностями цивилизации и ценностями культуры, их все же следует различать, и тогда, когда такое различение дается не просто». В ценностях цивилизации он видел прагматизм, пользу, в то время как в ценностях культуры - смысл [4, с. 12-13].

Сосредоточив свое внимание на трансформации ценностей в современной культуре, В. П. Большаков стал ведущим специа-листом-аксиологом в стране, опиравшимся на теорию ценностей при изучении природы ценностного мира и ее месте в социальной действительности. Он справедливо отмечал, что ценности существуют в каждой национальной культуре, обладают общечеловеческим значением, что наиболее отчетливо раскрывается в диалоге культур. Он полагал, что именно ценности играют значительную роль в социокультурном развитии мира в целом.

Еще одной темой, волновавшей В. П. Большакова, стала проблема культурных практик и их репрезентация в повседневности, которую он также характеризовал с опорой на аксиологию культуры. Он стал инициатором и разработчиком учебника «История культуры повседневности» [12]. В. П. Большакову удалось собрать уникальный авторский коллектив. Эта работа стала первым учебником по данной

дисциплине и получила высокую оценку научно-педагогического сообщества. Во многих учебных заведениях был введен этот чрезвычайно полезный и интересный курс. Затем вышло пособие «Культурные практики и индустрии: история и современность» [13]. В. П. Большаков характеризовал культурные практики как «воплощение и реализацию (практическую) ценностных смыслов» и «реализацию культуры в ее непосредственной действенности» [14, с. 1617]. Ученый подчеркивал, что практики как культурные смыслы реализуются в повседневной жизни людей - в освоении пространства, оформлении внешности, в способах личной коммуникации, особенностях трапезы и т. д. Таким образом, В. П. Большаков разрабатывал отдельное направление -аксиологию повседневности.

Труды профессора В. П. Большаков -яркий пример творческого использования аксиологической методологии в изучении сложных социокультурных процессов, а простой и ясный язык его работ сделали его произведения доступными и интересными как для специалистов, так и для широкого круга читателей, интересующихся культурологической проблематикой.

За свою долгую и плодотворную карьеру В. П. Большаков подготовил более 200 научных и учебно-методических работ, выводы и разделы которых используются в педагогической практике при подготовке бакалавров, магистров и аспирантов. Среди самых значимых можно назвать следующие работы: «Теория культуры», «История культуры», «Культурология», «История культуры повседневности», «Проблемы современной культурологии и культуры». Творческая инициатива В. П. Большакова привела к тому, что кафедра теории и истории культуры стала одним из ведущих коллективов в подготовке учебно-методических материалов по культурологии в России.

Особый вклад В. П. Большаков сделал в институционализацию культурологии как науки. Будучи деканом философского факультета НовГУ и профессором кафедры теории и истории культуры СПбГИК, он принимал активное участие в образовательном дискурсе относительно культурологии как учебной дисциплины. В. П. Большаков использовал активные формы обучения, умел контактировать с аудиторией, постоянно включал студентов в исследовательскую деятельность. За время работы в

вузе Валерий Павлович подготовил более 50 специалистов, работающих в сфере культурологии и в России, и за рубежом. За последние годы студенты-ученики Валерия Павловича продолжили свое образование в аспирантуре и защитили диссертации. Таким образом, сохраняются и приумножаются научные традиции, заложенные на кафедре теории и истории культуры профессором В. П. Большаковым. Отдельного внимания заслуживают его размышления о современном образовании и, в частности, о преподавании культурологии в России. Он неоднократно подчеркивал ценность образования для развития всей страны, критиковал ЕГЭ, подчеркивал, что невозможно оценивать качество с помощью количественных методов, справедливо полагая, что надо искать новые формы оценки качества преподавания и подготовки студентов. В. П. Большаков в одной из последних своих статей «Качество публикаций гуманитариев и эффективность межкультурного общения» сокрушался о том, что в научных публикациях все больше становится «хитросплетений невыразительных фраз», что авторы утрачивают «лица не общее выражение», что растет зазор между устной речью ученых-гуманитариев и их речью письменной. И эти размышления ученого очень актуальны в настоящее время [15, с. 13].

В. П. Большаков постоянно работал и продолжал представлять свое видение культуры. Свою работу «Проблемы современной культурологии и культуры», а также другие статьи, вышедшие в различных изданиях, В. П. Большаков объединил в сборнике «О культуре: просто и не тривиально» [16]. Но следует отметить, что это не просто сборник статей. Автор «ведет» нас от одной публикации к другой, комментируя ход своих размышлений, и таким образом объясняет читателю свои научные установки.

Одной из последних работ ученого стала книга «О времени и о себе: о моей жизни и нашей культуре», где В. П. Большаков попытался осмыслить свой непростой жизненный путь, рассмотреть особенности отечественной культуры, поднимая в работе значимые лично для него темы, которые сохранила память о былом, давнем и совсем недавнем [1].

В. П. Большаков всегда принимал активное участие в научных мероприятиях различного уровня: культурологических

конгрессах, форумах, конференциях, чтениях. В последние годы он выступил с имевшими большой успех докладами «Проблемы качества и культурной действенности высшего образования в современной России» (конференция «Фундаментальные и прикладные науки сегодня», 2014)», «Достижимость состояний гармонии в повседневной жизни современного человека» (Международная научная конференция «Гармония культур. Гармония цивилизаций», 2014), «Социально-слоевое своеобразие культуры повседневности советского и постсоветского общества» (конференция «Актуальные проблемы современной науки, 2015), «Культурная политика современного российского государства в ее связи с реформами высшего образования» (Всероссийская научно-практическая конференция «Культурное пространство России: генезис и трансформация», 2016). Его емкие, талантливые доклады всегда вызывали бурную научную дискуссию, что свидетельствует о том, что профессор В. П. Большаков находился на передовых интеллектуальных рубежах отечественной культурологической науки.

В. П. Большаков обладал глубокими научными и практическим знаниями, которые он активно использовал в повседневной работе, активно делился своим опытом с коллегами и студентами, за что снискал у коллектива заслуженное уважение и признание. За свои заслуги Валерий Павлович Большаков был награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.

Стихи Валерий Павлович писал всю жизнь. Вышло несколько сборников «Грани» (1991), «Светотени» (1998). Эти два сборника и большее количество ранее не публиковавшиеся стихов вошли в сборник «Стихи разных лет», который вышел в 2020 г. [17].

В. П. Большаков принадлежал к редкому в настоящее время типу ленинградских-петербургских профессоров: ему были присущи энциклопедичность, фундаментальность в знании гуманитарных предметов. Но вместе с тем он был мягкий и интеллигентный человек, с уважением относящийся к чужому, порой противоположному, мнению. В. П. Большаков с удовольствием участвовал в дискуссиях и диспутах, особенно тех, что затрагивали его научные взгляды, всегда был внимателен к чужому мнению. Он был по-настоящему талантливым ученым, открытым, чутким,

добрым и светлым человеком с глубоким умом и большим сердцем. Блестящая плеяда его учеников и воспитанников продолжает дело своего учителя, бережно храня память о нем.

Список литературы

1. Большаков В. П. О времени и о себе: о моей жизни и нашей культуре. Москва: Проспект, 2021. 352 с.

2. Большаков В. П. Культура как форма человечности: учеб. пособие. Великий Новгород, 2000. 92 с.

3. Большаков В. П. Культура и нравственность: учеб. пособие. Новгород, 1997. 21 с.

4. Большаков В. П. Ценности культуры и время. Великий Новгород, 2002. 112 с.

5. Человек - сам себе непонятный: сб. ст. / сост.: В. П. Большаков, А. П. Донченко. Новгород, 1997. 182 с.

6. Теория культуры: учеб. пособие / ред.: С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. Москва: Питер, 2008. 592 с.

7. Культурология: учебник / ред.: С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. Москва: Проспект, 2010. 527 с.

8. История мировой культуры: учебник и практикум для СПО / ред. : С. Н. Иконникова, В. П. Большаков. Москва: Юрайт, 2017. 282 с.

9. Большаков В. П. Завершинский К. Ф., Новицкая Л. Ф. История и теория культуры: учеб. пособие для академ. бакалавриата / под общ. ред. В. П. Большакова. Москва: Юрайт, 2018. 289 с.

10. Большаков В. П. Проблемы понимания культуры // Теория культуры: учеб. пособие / под ред. С. И. Иконниковой, В. П. Большакова. Санкт-Петербург: Питер, 2008. С. 82-117.

11. Выжлецов Г. П. Аксиология культуры. Санкт-Петербург: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1996. 148 с.

12. История культуры повседневности: учеб. пособие / ред.: В. П. Большаков, С. Н. Иконникова. Москва: Проспект, 2016. 495 с.

13. Культурные практики и индустрии: история и современность: учеб. пособие / ред. В. П. Большаков. Москва: Проспект, 2021. 320 с.

14. Большаков В. П. Культурные практики в процессах становления культуры // Вестник Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств. 2016. № 2 (27). С. 16-22.

15. Большаков В. П. Качество публикаций гуманитариев и эффективность межкультурного общения // Вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры. 2018. № 4 (37). С. 11-13.

16. Большаков В. П. О культуре: просто и не тривиально: статьи, эссе, фрагменты текстов. Москва: Проспект, 2021. 248 с.

17. Большаков В. П. Стихи разных лет. Б. м.: Изд. решения, 2020. 296 с.

References

1. Bolshakov V. P. About time and about myself: about my life and our culture. Moscow: Prospekt, 2021. 352 (in Russ.).

2. Bolshakov V. P. Culture as a form of humanity: textbook. Veliky Novgorod, 2000. 92 (in Russ.).

3. Bolshakov V. P. Culture and morality: textbook. Veliky Novgorod, 1997. 21 (in Russ.).

4. Bolshakov V. P. Values of culture and time. Veliky Novgorod, 2002. 112 (in Russ.).

5. Bolshakov V. P. (comp.), Donchenko A. P. (comp.). Man - incomprehensible to himself: coll. art. Novgorod, 1997. 182 (in Russ.).

6. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). Theory of culture. Moscow: Piter, 2008. 592 (in Russ.).

7. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). Culturology: textbook. Moscow: Prospekt, 2010. 527(in Russ.).

8. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). History of world culture: textbook and workshop for secondary vocational education. Moscow: Yurayt, 2017. 282 p. (Professional education).

9. Bolshakov V. P., Zavershinskiy K. F., Novitskaya L. F.; Bolshakov V. P. (ed.). History and

theory of culture: textbook for academic bachelor's degree. Moscow: Yurayt, 2018. 289 (in Russ.).

10. Bolshakov V. P. Problems of understanding culture. Theory of culture: textbook / ed. S I. Ikonnikova, V. P. Bolshakov. Saint-Petersburg: Piter, 2008. 82-117 (in Russ.).

11. Vyzhletsov G. P. Axiology of culture. Saint-Petersburg: Saint-Petersburg Univ. Press, 1996. 148 (in Russ.).

12. Ikonnikova S. N. (ed.), V. P. Bolshakov (ed.). History of the culture of everyday life: textbook. Moscow: Prospekt, 2016. 495 (in Russ.).

13. Bolshakov V. P. (ed.). Cultural practices and industries: history and modernity: textbook. Moscow: Prospekt, 2021. 320 (in Russ.).

14. Bolshakov V. P. Cultural practices in the processes of formation of culture. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture and Arts. 2016. 2 (27), 16-22 (in Russ.).

15. Bolshakov V. P. The quality of humanities publications and the effectiveness of intercultural communication. Bulletin of the Saint-Petersburg State University of Culture. 2018. 4 (37), 11-13 (in Russ.).

16. Bolshakov V. P. About culture: simple and not trivial: articles, essays, fragments of texts. Moscow: Prospekt, 2021. 248 (in Russ.).

17. Bolshakov V. P. Poems of different years. No place: Publ. solutions, 2020. 296 (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.