Научная статья на тему 'ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ С. Н. ИКОННИКОВОЙ (БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ К 90-ЛЕТИЮ ОСНОВАТЕЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ИКОННИКОВОЙ)'

ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ С. Н. ИКОННИКОВОЙ (БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ К 90-ЛЕТИЮ ОСНОВАТЕЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ИКОННИКОВОЙ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
269
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИКОННИКОВА СВЕТЛАНА НИКОЛАЕВНА / КУЛЬТУРОЛОГИЯ / НАУЧНАЯ ШКОЛА / БИОГРАФИЯ УЧЕНОГО / IKONNIKOVA SVETLANA NIKOLAEVNA / CULTURAL STUDIES / SCIENTIFIC SCHOOL / BIOGRAPHY OF A SCIENTIST

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шаронов В. И., Синецкий С. Б.

Анализируется место и роль семейной предбиографии в формировании теоретических и гражданских взглядов и установок основателя собственной культурологической школы доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой. Особое значение деятельности этого ученого и педагога авторы видят в том, что Иконникова выполнила важную работу по созданию свободной творческой научной атмосферы. Она внесла большой вклад в организацию современной гуманитарной науки, развитие теории культуры и сделала личностное переживание истории и культуры России отличительной чертой своей школы. Во многом это было обусловлено ее вниманием к судьбам своей семьи и особенностями личной биографии. В статье кратко описаны и частично проанализированы биографии трех поколений семьи С. Н. Иконниковой в интенции их влияния на ее личностные качества, культурные установки и профессиональную деятельность. Делается вывод о влиянии личной истории ученого на его научную судьбу. Использованы не только материалы из ранее опубликованных источников, но и неопубликованная информация коллег, личная переписка с сыном Светланы Николаевны, собственные воспоминания авторов, хорошо знакомых с героиней исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GRAVITATIONAL FIELD OF S. N. IKONNIKOVA(BIOGRAPHICAL RESEARCH DEDICATED TO THE 90TH ANNIVERSARYOF THE FOUNDER OF THE CULTUROLOGICAL SCHOOL, PROFESSOR S.N. IKONNIKOVA)

The article analyzes the place and role of family pre-biography in the formation of theoretical and civic views and attitudes of the founder of her own culturological school, Doctor of Philosophy, Professor S. N. Ikonnikova. The authors see the special significance of the activities of this scientist and teacher in the fact that Ikonnikova has carried out much important work to create free creative scientific atmosphere. She made a great contribution to the organization of modern humanitarian science, the development of the theory of culture and made her personal experience of the history and culture of Russia a distinctive feature of her school. This was largely due to her attention to the fate of her family and the peculiarities of her personal biography. The article briefly describes and partially analyzes the biographies of three generations of the family of S. N. Ikonnikova in the intention of their influence on her personal qualities, cultural attitudes and professional activities. The article concludes by mentioning the influence of the personal history of the scientist on her scientific fate. The author used not only the materials from previously published sources, but also unpublished information of colleagues, personal correspondence with the son of Svetlana Nikolaevna, the memoirs of authors who are well acquainted with the heroine of the study.

Текст научной работы на тему «ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ С. Н. ИКОННИКОВОЙ (БИОГРАФИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ К 90-ЛЕТИЮ ОСНОВАТЕЛЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОЙ ШКОЛЫ ПРОФЕССОРА СВЕТЛАНЫ НИКОЛАЕВНЫ ИКОННИКОВОЙ)»

УДК 008

В. И. Шаронов

кандидат педагогических наук, профессор

Западный филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, Калининград, Россия

E-mail: sharonovvi@gmail.com

С. Б. Синецкий

доктор культурологии, доцент

Челябинский государственный институт культуры, Челябинск, Россия

E-mail: sbs62@mail.ru

ГРАВИТАЦИОННОЕ ПОЛЕ С. Н. ИКОННИКОВОЙ

(биографическое исследование к 90-летию основателя культурологической школы профессора Светланы Николаевны Иконниковой)

Анализируется место и роль семейной предбиографии в формировании теоретических и гражданских взглядов и установок основателя собственной культурологической школы доктора философских наук, профессора С. Н. Иконниковой. Особое значение деятельности этого ученого и педагога авторы видят в том, что Иконникова выполнила важную работу по созданию свободной творческой научной атмосферы. Она внесла большой вклад в организацию современной гуманитарной науки, развитие теории культуры и сделала личностное переживание истории и культуры России отличительной чертой своей школы. Во многом это было обусловлено ее вниманием к судьбам своей семьи и особенностями личной биографии. В статье кратко описаны и частично проанализированы биографии трех поколений семьи С. Н. Иконниковой в интенции их влияния на ее личностные качества, культурные установки и профессиональную деятельность. Делается вывод о влиянии личной истории ученого на его научную судьбу. Использованы не только материалы из ранее опубликованных источников, но и неопубликованная информация коллег, личная переписка с сыном Светланы Николаевны, собственные воспоминания авторов, хорошо знакомых с героиней исследования.

Ключевые слова: Иконникова Светлана Николаевна, культурология, научная школа, биография ученого

Для цитирования: Шаронов, В. И. Гравитационное поле С. Н. Иконниковой (биографическое исследование к 90-летию основателя культурологической школы профессора Светланы Николаевны Иконниковой) /В. И. Шаронов, С. Б. Синецкий //Вестник культуры и искусств. - 2020. - № 4 (64). - С. 15-29.

19 ноября 2020 г. исполнилось 90 лет доктору философских наук, профессору С. Н. Иконниковой - основателю собственной отечественной школы культурологии. К этой школе дерзновенно причисляют себя и авторы настоящей статьи, поскольку с 1987 по 1991 г. каждый был аспирантом Светланы Николаевны и трудился под ее научным руководством над диссертацией. После успешной защиты все эти десятилетия мы продолжали дружить, созванивались со Светланой Николаевной, обсуждали вышедшие монографии и просто прочитанные художественные книги, обменивались мнениями

о происходивших в мире и стране событиях. Когда же случалось навестить город на Неве, могли просто так, без всяких особых поводов пройтись вместе вдоль Лебяжьей канавки по ул. Пестеля и далее по Рылеева по направлению к ее дому...

***

Личность нашего общего научного руководителя уникальна во многих отношениях. Своим многолетним трудом в качестве ученого и организатора С. Н. Иконникова давно вошла в большую историю советской и российской науки. Перечисление всех заслуг Светланы Николаевны способно за-

15

нять немало страниц1. Но о ее семейно-биографических страницах до сих пор было известно сравнительно узкому кругу людей. Между тем именно на существенное отличие в биографиях кандидатов и докторов философских наук, защитивших диссертации в 1950—1960-е гг., обратила внимание авторитетный российский философовед Н. В. Мот-рошилова2. Она подсчитала, что детство почти всех этих людей прошло за пределами культурных столиц СССР, а в Киеве, Ленинграде и Москве росли от 5 до 8 процентов от их общего числа. И только мизерное количество воспитывалось в полноценной интеллектуальной обстановке — в семьях с собственным культурным фондом, сохранивших память о корнях своей фамилии [23].

Результат этого анализа можно и даже следовало бы расценить в качестве одного из многих статистических эквивалентов трагедии России прошлого века. Революция, гражданская война, репрессии и неисчислимые потери в Великой Отечественной войне вырубили дворянство, почти смели огромную часть старой интеллектуальной элиты. Но эта же обнаруженная Нелли Васильевной ошеломляющая разница между долей остепененных детей из культурно-рафинированных семей и защитившихся провинциалов неожиданно открывает уникальность личности Светланы Николаевны. Чтобы увидеть эту уникальность, надо взглянуть на происходившие тогда процессы в среде выпускников советских школ и студенчества под несколько иным углом зрения.

Прежде всего важно то, что количество студентов высших учебных заведений после войны выросло кратно, увеличившись к началу 1960-х гг., по сравнению с довоенным временем, с 812 тыс. до 2 млн 396 тыс. человек [25, с. 544]. У выпускников школ из семей столичной элиты главной форой на старте была более основательная образовательная и культурная база. Но с точки зрения осо-

1 Под руководством С. Н. Иконниковой защищено 14 докторских и 60 кандидатских диссертаций.

2 Н. В. Мотрошилова — ровесница С. Н. Иконниковой, родилась в 1934 г. в селе Староверово Харьковской области Украинской ССР

знания своих жизненных целей и перспектив многие из них были поражены вирусом благополучия: оно давно стало для них привычным, и профессорство уже не воспринималось в качестве лично бодрящей или социальной перспективы, не было устойчивым мотивом для упорных штудий.

Иное дело — юные одаренные че-баркульцы, ухтинцы и тем более жители какого-нибудь поселка или села в глубинке. Во-первых, это были самые способные выпускники советской системы образования, не уступающие, а иногда и превосходившие по природной одаренности своих столичных сверстников. И, во-вторых, у них был еще один энергетический центр, «моторчик» — честолюбие юности. Молодость особенно остро переживала воцарившееся повсеместно невыносимое давление низкого потолка, шаблона, всеобщей уравниловки. К этому добавлялись унылая серость, однообразие провинциальных буден. А еще невольный страх, что так и останешься на обочине жизни, чувство несправедливости и безадресной обиды за то, что был назначен родиться в тоскливом российском захолустье, там, где, кажется, само время опустошено и где как будто воцарилось «бессмысленное терпение завтра и всегда» [20, с. 77, 80, 259].

Не столь важно, какой из этих катализаторов социальной устремленности к росту («вертикальной мобильности») в каждом конкретном случае сильнее форсировал характер, направлял и дисциплинировал молодого человека, когда он, наконец, поступал в вуз, когда ему удавалось «зацепиться». Соединяясь в общий мощный поток, эти не желающие возвращаться назад в бараки и старые избы, к выгребным ямам и удобствам во дворе, и к тому же жаждущие личного признания напористые юнцы смахнули со своего пути бесчисленное число оранжерейных столичных пижонов. Так что, когда профессорский сын или дочь не просто выстаивали в этом долгом, трудном, скрытом соревновании, но еще и брали значительно более высокую планку, это свидетельствовало, что в нем или в ней действительно соединилось все необходимое для большой

16

научной судьбы: базовая подготовка, трудолюбие, страсть познания и открытия нового и, конечно, талант.

И. С. Кон (1928-2011), сам в 22 года защитивший сразу две кандидатские диссертации, лучше многих знал цену и образовательной базе, и трудолюбию, и таланту. В свои аспиранты он отобрал таких, в будущем ярко состоявшихся в отечественной науке ученых, как Э. В. Беляев (род. 1937), И. А. Голосенко (1938-2001), С. И. Голод (1935-2013), М. А. Киссель (род. 1934), В. Н. Орлов (1938-1993), П. Н. Хмылев (род. 1934). Блистать в этой мужской тщательно отобранной дорогой оправе Игорь Семенович назначил С. Н. Иконникову [18, с. 56, 57].

Исключительные качества Светланы Николаевны не только выделил, но и самым высоким образом оценил еще один незаурядный эксперт - советский и российский математик, физик, философ, альпинист, академик АН СССР и РАН Александр Данилович Александров (1912-1999). С 1952 по 1964 г. он был ректором Ленинградского государственного университета. Уступив настойчивым предложениям этого талантливейшего человека и ученого образца «досоветской эпохи»3, Иконникова с 1958 по 1963 г. работала освобожденным секретарем комитета ВЛКСМ всего Ленинградского государственного университета им. А. А. Жданова4.

Конечно, не стоит схематизировать, тем более идеализировать время 1950-1960-х гг., было в нем достаточно густо намешано всего, о чем сегодня написаны сотни воспоминаний. Разумеется, в полную силу существовал и ничем не изводимый российский протекционизм. Но случай с С. Н. Иконниковой был совсем не из этого разряда.

По свидетельству сына - Валерия Вадимовича, ценности в семье никогда не декла-

3 Характеристика, данная А. Д. Александрову В. А. Ядовым [3].

4 Сделать крепкую партийную карьеру С. Н. Иконниковой предлагали не раз, но после опыта освобожденной комсомольской работы она всегда отклоняла

эти возможности и до настоящего времени ни разу не пожалела об этом.

рировались, «они присутствовали, что называется, имманентно. Главными ценностями был сам человек, его жизнь, уважение к окружающим и, безусловно, самоуважение»5. В этой молчаливой «имманентности» сошлось многое объективное и одновременно не менее значимое - глубоко субъективное, что вбирала в себя душа взрослеющей Светланы Николаевны и что она переживала как свою главную, духовную реальность, что незримо ее питало. Отзывы коллег о неизменной жизнерадостности студентки, аспирантки и вожака университетской молодежи Светланы Иконниковой не должны создать ложный образ легковесной фаворитки судьбы, вприпрыжку скачущей вверх по дворцовым лестницам. Было на ее пути немало дней горьких и даже страшных, когда, по словам Григория Сковороды, оставаясь для всех веселой, она «внутрь душою тайно рыдала» [29, с. 250].

Привычно объясняя особенности личности внешними обстоятельствами, мы редко задумываемся над тем великим значением происходящего с нами в минуты одиноких раздумий, о чем Федор Тютчев создал духовное наставление:

Молчи, скрывайся и таи И чувства и мечты свои...

Как бы ни казалось призрачным и малозначительным это сугубо интимное пространство, именно в нем - хрупком и беззащитном - самоопределяется человек Нового времени, в нем он осознает свое я, в чем-то сопротивляясь, а в чем-то все-таки уступая соблазнам «бога века сего» (2Кор. 4:4). Именно здесь, в этом зримом только одним Свидетелем небесном мире задается духовный вектор личности, проясняется траектория ее мысли, и только вослед этим путям развивается гуманитарная теория.

В одной из своих работ Б. З. Докторов предложил использовать термин «предбио-графия» [7, с. 19], вкладывая в него то, что задается семьей, что так или иначе повлияло на будущую конкретную жизнь, деятельность человека, «т. е. долгий процесс фор-

5 Из личного письма В. В. Иконникова к В. И. Шаронову от 18.10.2020.

17

мирования семьи, в которой он родился и воспитывался. Одни люди хорошо знают это прошлое и имеют возможность ощущать себя частью долгой истории своей семьи, для других — эта история очень коротка, для третьих — ее вообще нет» [8, с. 160].

Идея использования нового понятия видится вполне продуктивной, однако трудно согласиться с Б. З. Докторовым в том, что предбиография «обрывается в момент рождения и сразу начинается собственно биография» [Там же, с. 163]. Напротив, предбиография способна воскресать в душе взрослеющего человека и затем жить, все больше восполняясь подробностями в тишине его раздумий, в доверительном разговоре с другом, в исповеди. А потому значение предбиографии расширяется до представлений человека о значимых лицах и событиях в судьбе тех, кого сам этот человек уже, быть может, не застал в живых, но кого он считает созидателями судьбы своей фамилии, своего рода.

С этой точки зрения предбиография Светланы Николаевы не только открывает захватывающую историю ее предков, но и отвечает на вопрос, почему в своих работах она неизменно использует словосочетание «диалог культур» [14]. Как она сама пишет в статье с личностно окрашенным названием, «именно в биографиях раскрывается сложность принятия волевых решений, обоснование целей и мотивов, поиск средств их реализации, комплекс надежд и разочарований. Биография личности создает вокруг себя своеобразное "гравитационное поле" человеческих поступков, эмоциональных переживаний. В фокусе биографических исследований оказывается духовный мир человека, намерения и поиски, трудности и препятствия, конформизм и новаторство, признание и провалы» [13].

Не приходится сомневаться, что постоянные размышления над судьбами своих предков, общение и опыт своих родителей сформировали качества Светланы Николаевны, позволившие ей стать чутким и тонким исследователем культурных процессов, крупным практиком и организатором науки —

основателем собственной научной школы, удивительно терпимым к идеологическому разномыслию руководителем и педагогом, ценящим творческие способности коллег и учеников6.

Главная особенность и духовная традиция русской гуманитарной мысли как в литературе, так и в науке имеет свой исток в ее погруженности в личное переживание, в поверке всего и вся нравственным чувством, совестью. В зависимости от индивидуальных качеств человека этот процесс может выражаться в самом многообразном виде. Он способен привести к острым духовным кризисам, столкновению веры и научного миропонимания, как, например, это было выражено Ф. М. Достоевским7. И, напротив, та же самая полярность и напряженность «гравитационного поля» может не замечаться сторонними людьми, истолковываться ими иначе — как неизменная выдержка, спокойствие или даже равнодушие8. В случае С. Н. Иконниковой творческое намагничивание, возникающее под действием ее «гра-витационого поля», нас, молодых аспирантов, стимулировало, помогая скорее уточнить личное направление научного интереса, выбрать и не терять верную интонацию, оттачивать собственный почерк и стиль.

В общении с коллегами и нами, аспирантами конца 1980-х — начала 1990-х гг.,

6 Замечательно определил один из многих талантов своей бывшей аспирантки Игорь Семенович Кон: «Руководить творческими мужчинами так, чтобы они не срывали занятий, не ссорились и не обижались, да еще ограждать их от нападок со стороны партийного начальства — не легче, чем управлять группой дрессированных львов или балетной труппой. У Светланы это получается...» [18, с. 57].

7 На конфликт между верой и научным пониманием мира, возникшим у человека XIX в., указывают строчки письма Ф. М. Достоевского к Н. Д. Фонвизиной: «Если б кто мне доказал, что Христос вне истины, и действительно было бы, что истина вне Христа, то мне лучше хотелось бы оставаться со Христом, нежели с истиной» [10, с. 176].

8 Примером такого несовпадающего истолко-

вания между духовно далекими людьми может быть строчка в воспоминаниях А. Л. Казина о работе на кафедре С. Н. Иконниковой в начале 1970-х гг.: «Она смотрела на меня своими холодными глазами, и я читал в них только одну мысль: что бы мне еще поручить?» [16, с. 80].

18

Светлана Николаевна нередко возвращалась к теме значения семьи для самосознания и культурной идентичности каждого человека, в том числе рассказывая некоторые эпизоды из истории своей фамилии. Как-то она принесла на кафедру фото пожилой бурятки в дэгеле9 с курительной трубкой в руках. Оказалась, что это была ее прабабушка - бурятка Агапия Клюкина (1846-1926). Именитой, научно титулованной правнучке очень хотелось, чтобы мы разглядели в ней сходство с самой простой сибирской женщиной, запечатленной на снимке. В этом эпизоде, в настойчивом желании жизненно умудренного ученого как-то очень по-детски прямо и открыто дополнить свое переживание внутренней связи с предками внешним подтверждением коллег, проявилась та особая значимость, которую придавала Светлана Николаевна истории своей семьи.

Еще одна важная деталь связана с резким возражением нашего научного руководителя тем, кто позволял себе высказываться о провинциальной черте или провинциальности студента или аспиранта. Светлана Николаевна не принимала это слово ни под каким предлогом и каждый раз настолько решительно возражала, что один из случайных свидетелей таких диалогов даже усомнился, что сама Иконникова родилась в Ленинграде. Такое мгновенно-реактивное реагирование дает основания считать его истоком глубокое личное переживание Светланой Николаевной своей связи с Сибирью, Дальним Востоком, Украиной, Крымом, Калининградом, Узбекистаном и другими территориями страны и судьбами живших там предшествующих поколений семьи.

Самая загадочная и самая героическая фигура из истории предков Иконниковой -это ее прапрадед Андрей Яковлевич Мехо-вицкий (1789-1848), уроженец Ковровского уезда Владимирской губернии. Начав службу рекрутом в Белостокском мушкетерском полку, он почти сразу отличился отвагой при обороне Данцига от войск маршала Лефевра

9 Дэгел - традиционный национальный бурятский халат.

в 1807 г. Пройдя всю наполеоновскую кампанию, в 1823 г. был произведен в поручики с присвоением дворянского титула как офицеру. В том же году супруга Мария (из семьи польских мещан Охримовичей) родила ему сына, которого крестили с именем Михаил.

В 1832 г. (возможно, в 1833 г.) поручик Владимирского батальона внутренней стражи Меховицкий был арестован, осужден (предположительно за связь с участниками польского восстания) и этапом отправлен ссыльным в Нерчинск. Позже Мария с сыном последовала за мужем10.

Михаил получил образование в Нер-чинской горнозаводской школе. После амнистии 1850-х гг. семья поселилась в селе Кудара недалеко от Верхнеудинска (прежнее название Улан-Уде), где и произошли встреча, а затем и венчание с Агапией Клюкиной. Браки ссыльных с бурятами и принятие последними православия11 были достаточно частым явлением12. Они стимулировались с двух сторон - недостатком русских невест и уложениями российского законодательства, освобождавшего принявших православие от ясака и предоставлявшего налоговые льготы [См. подробнее: 35]. При этом особо подчеркивалось, что таинство крещения должно было совершиться исключительно добровольно. Путешественники и исследователи отмечали независимость и высокий семейный статус замужних женщин в бурятских семьях [См.: 11, с. 158; 19, с. 116].

Повзрослев, Михаил Андреевич всю жизнь трудился в судопроизводстве в Верх-неудинске, заслужил 4 ордена. Одной из многих рожденных в браке с Агапией детей была Мария (1869-1942), будущая бабушка

10 В Российском законодательстве особое внимание уделялось вопросу обеспечения семей ссыльных и ссыльнокаторжных, добровольно последовавших за осужденными, специально оговаривалась добровольность следования в Забайкалье, и определялось отнесение всех материальных издержек по доставке к месту назначения на счет государства [2, с. 40].

11 О чем говорит само имя, данное по святцам в память о св мч. Агапии.

12 А. П. Щапов в своих этнографических заметках о сибирском населении 70-х гг. XIX в. писал: «Все чаще и чаще русские женятся на крещеных бурятках, а новокрещеные буряты на русских женщинах» [37, с. 117].

19

Светланы Николаевны. Марии Михайловне суждено было встретиться и связать свою жизнь с Иваном Константиновичем Гряда-совым (1866-1942).

Отец Ивана Грядасова — Константин Ильич работал на винокуренном заводе крупного сибирского предпринимателя купца Ивана Флегонтовича Голдобина. После кончины родителей опеку над Иваном взяла на себя семья Голдобиных и в течение многих лет оказывала очень большую материальную поддержку [24]. После окончания иркутского училища Иван Константинович работал механиком на заводах Голдобина, а потом и управляющим заводами в Сретенском на реке Шилке [21]. В начале 1890-х гг. семья Грядасовых переехала в Благовещенск. Там Иван Константинович построил уже свой завод, а также возвел большой каменный дом на берегу Зеи13.

И. К. Грядасов был очень деятельным предпринимателем, механиком, изобретателем. Все свободные средства он всегда пускал в дело, поэтому семья жила не бедно, но весьма скромно. Среди прочего Иван Константинович купил колесный пароход «Святитель Николай», а затем еще один — «Молния». В 1911 г. он организовал золотопромышленное товарищество «Рудник». Свои прииски в верховьях реки Ниман (приток Буреи) назвал Елизаветинскими (по имени одной из дочерей — Елизаветы, будущей мамы Светланы Николаевны).

Сам факт вхождения в золотопромышленное старательное дело свидетельствует о весьма решительном характере Ивана Константиновича. Поначалу нравы в этой отрасли царили едва ли не звериные: газетная хроника сообщала о грабежах, убийствах, массовых смертельных отравлениях нанятых рабочих — в некоторых случаях по нескольку сотен человек (!) — с целью уклонения от оплаты за труд и т. п. [См., например: 33; 34]. И хотя ко времени вхождения Гря-дасова в сферу золотодобычи правительство успело навести относительный порядок14,

13 Дом этот по свидетельству В. В. Иконникова сохранился до настоящего времени.

14 Американский автор писал: «Заручившись разрешением правительства, золотопромышленник

надо было обладать известным мужеством и способностью идти на риск, чтобы ввязываться в подобное дело. С приходом большевиков семья получила клеймо «лишенцев», а все имущество Грядасовых конфисковали. От возможной гибели Грядасовых — Ивана Константиновича и Марию Михайловну спасла та самая любимая дочь Елизавета, в честь которой получил свое имя золотой прииск. Правда, ко времени переезда к ней отца и матери в 1926 г. она уже жила в Ленинграде с фамилией Босенко.

Знакомство со своим будущим мужем Николаем Николаевичем Босенко (1882—1951) у Елизаветы Ивановны Грядасовой (1893—1984) произошло в 1912 г. в романтической обстановке бала, который давал городской голова города Верхнеудинска купец 2-й гильдии Иван Васильевич Титов [6]. Через год, в церкви Института путей сообщения в Петербурге на Фонтанке свершилось таинство венчания молодых. А еще через год Николая Николаевича призвали в армию, где в конце концов он попал на Румынский фронт. В той войне среди миллионов потерь Россия могла не раз потерять и будущего профессора Н. Н. Босенко.

По семейному преданию Николай Бо-сенко воспитывался и учился в 50 км от г. Ромны (Сумская губерния) в селе Терны, в огромной усадьбе Щербатовых. Владелица усадьбы графиня Прасковья Сергеевна Уварова (урожденная Щербатова) принимала деятельное участие в воспитании и образовании местных ребятишек [См. подробнее: 5; 38]. В их числе был и Николай.

Приблизительно в 1900-м г., имея на руках рекомендательное письмо о высоких способностях и показанных на экзаменах результатах, Н. Босенко поступил в Императорский Институт инженеров путей сообщения в Петербурге. В 1911 г. он был направлен

может отправиться в любую часть Сибири, и если он знает дело, то может рассчитывать на успех, так как охранительные законы в России значительно строже, чем в какой-либо другой стране. Захват участка, на который приобретены права, совершенно неизвестен здесь, о грабежах и убийствах почти не слышно, съестные припасы изумительно дешевы, как и труд, ...правительство дает каждому владельцу казаков для охраны...» [См.: 28, с. 251, 272].

20

в экспедицию на север Байкала с целью понимания возможности устройства железной дороги (один из предшествующих проектов современного БАМа)15.

В 1918 г. семья Босенко переехала в Крым, где Николай Николаевич служил в управлении шоссейных дорог и занимался проектированием и строительством дорог в районе Бахчисарая. В 1920 г. он был арестован красноармейцами, 9 месяцев провел в камерах симферопольской тюрьмы, не зная, что там же находился и был расстрелян его родной брат - Сергей. Николай Николаевич чудом избежал расстрела, в семье говорили, что своим спасением он был обязан личному заступничеству А. Д. Цюрупы.

После освобождения Н. Н. Босенко служил в Москве, в ГУКСе (Главное управление капитального строительства). После принятия плана ГОЭЛРО был назначен ведущим инженером, участвовал в проектировании Волховской, Нижнесвирской и Верхнесвирской ГЭС, для чего семья переехала в Ленинград. Тогда, получив весьма щедрые подъемные, Николай Николаевич купил шикарную четырехкомнатную квартиру на улице Каляева в доме № 29.

В 1932 г. профессор Ленинградского политехнического института Н. Н. Босенко создал первую в Советском Союзе кафедру «Производство гидротехнических работ» и руководил ею до 1935 г. [31], затем был направлен на строительство каскада электростанций на реке Тертер (Азербайджан, сейчас - территория Нагорного Карабаха). В 1936 г. в результате сильнейшего паводка плотину снесло. По доносу Николая Николаевича арестовали.

Следствие вело Бакинское ОГПУ, арестованному грозил расстрел. Старшей дочери Наталье Николаевне (1915-2010) уда-

15 В 1980 г. Елизавета Ивановна Босенко опубликует очерк на основе обработанного ею дневника П. В. Оленина - техника одного из отрядов, которым руководил Николай Николаевич в Амурской экспедиции 19091913 гг. [4, с. 131-140]. В нем она расскажет, что именно Н. Н. Босенко открыл богатое месторождение золота на берегу ручья, названного им Незаметным. К сожалению, до сих пор в профессиональных справочниках указано, что Незаметнинское месторождение золота было открыто З. А. Конюховым в начале 30-х гг. ХХ столетия [26; 27, с. 110].

лось попасть на прием к всесильному главе Азербайджана М. Д. Багирову, в результате чего следствие передали другому следователю, который переквалифицировал статью, а затем Николай Николаевич был полностью оправдан. Совершенно раздавленный после допросов и пыток, он вернулся в Ленинград, где до начала войны трудился во Всесоюзном государственном проектно-изыскательском тресте «Гидроэнергопроект» (ГИДЕП).

Тяжелый арестантский опыт отца повлиял и на судьбу Светланы Николаевны: обычно мягкий, аристократически тактичный Николай Николаевич категорически воспротивился ее первоначальному желанию поступать на юридический факультет, в результате документы она подала на психологический. Однако через год Светлана Николаевна поняла, что «психология - не ее», и буквально сбежала на философский факультет.

Жизненная траектория мамы Светланы Николаевны не менее интересна. Елизавета Ивановна родилась в 1893 г. в Благовещенске. Семья, как было сказано выше, жила в достатке, и позже Елизавета Ивановна рассказывала, что она, как многие жившие тогда ее знакомые, легко путешествовала: плавала с мамой на пароходах в Хабаровск, ездила «пройтись по магазинам» во Владивосток. И, между прочим, в 1907 г. девочки, также в сопровождении мамы Марии Михайловны и с еще одной семьей, запросто отправились за дамскими платьями и шляпками в Японию.

После окончания Иркутской гимназии в 1909 г. Лиза (16 лет от роду) с двумя сверстницами-подружками отправилась учиться в Европу. Девушки доехали сначала до Петербурга, где одна из них решила остаться и поступать в Политехнический, а Елизавета с подругой проследовали дальше - в Варшаву, Берлин, Брюссель, а потом и в Париж. Там Елизавета Ивановна поступила в Сорбонну, училась живописи и изучала французский. Там же она получила диплом, подтверждающий право преподавать французский язык.

К сожалению, через три года у меценатствующей г-жи Е. И. Голдобиной, оплачивавшей обучение и высылавшей средства на жизнь, изменились финансовые обстоятель-

21

ства. Елизавета Ивановна уехала из Парижа в Вильнюс, а затем к родителям в Благовещенск. Ее дальнейшая судьба была связана с Николаем Николаевичем.

Всю оставшуюся жизнь Елизавета Ивановна занималась живописью, особенно любила писать маслом букеты цветов. А еще увлекалась историей географических открытий, была действительным членом Географического общества, старалась посещать все, что проходило в штаб-квартире Общества в переулке Гривцова, дом 10а.

Период Великой Отечественной войны — особая страница в биографии Светланы Николаевны. Николая Николаевича эвакуировали в декабре 1941-го г. по распоряжению А. А. Жданова, но место его назначения долгое время оставалось неизвестным. А Светлану должны были эвакуировать еще раньше с ее классом в июле. Но в последний момент Елизавета Ивановна, категорически отказалась давать согласие на эвакуацию дочери со школой, так как ее не оставляло дурное предчувствие. Материнское сердце не обмануло: неподалеку от станции Дно на поезд с детьми был налет немецкой авиации. Из одноклассников Светланы почти никто не выжил...

В итоге Светлану вывезли из города в августе 1941 г. с детьми сотрудников Художественного фонда, поскольку там работала Елизавета Ивановна. Детей привезли в какой-то интернат около Ярославля, где Светлана заболела. Нездоровье усугубилось из-за сильного недоедания. Каким-то чудом Елизавете Ивановне удалось вырваться из Ленинграда, отыскать Светлану и забрать ее. После этого начались скитания, чтобы соединиться хотя бы со старшей сестрой — Наталией Николаевной и ее мужем.

Проблема состояла в том, что к моменту, когда добирались до места, где должна была находиться сестра, ее мужа, Николая Никитовича Надирова16, уже перебрасывали

16 Сын Н. Н. Надирова Леонид Николаевич (род. 1940) работал заместителем директора Академического театра драмы имени А. С. Пушкина, директором театра имени Ленинского комсомола, с 1986 г. был ректором Академии русского балета; с 2004 по 2007 г. — первый заместитель министра культуры и массовых коммуни-

на другой объект — он был куратором строительства военных аэродромов от ЦК ВКП(б).

Горький, Кряж (около Самары), Камышин, разные населенные пункты Татарстана — мать и дочь перебирались из одного города в другой и далее, каждый раз с мытарствами, на грузовиках, в теплушках, на пароходах. Но тогда-то безденежные скитальцы и получили уроки человеческого милосердия. Наконец, в какой-то момент Елизавете Ивановне стало известно, что Николай Николаевич вместе с ГИДЭПом находится в г. Чирчик (Узбекистан), где руководит завершением строительства каскада ГЭС на одноименной реке17. Практически каждая семья этого города тогда приняла кого-то из эвакуированных. Что касается школьников той поры, то они много работали на обустройстве больничных помещений, даже помогали в цехах эвакуированных заводов «Ростсельмаш» и воронежского «Коминтерна». Они же регулярно собирали металлолом, отправляли посылки и письма на фронт [12]. И, конечно, как все подростки, находили время для забав. Светлана Николаевна очень тепло говорила об узбеках и вспоминала, как любила нырять с моста в реку.

После войны семья Босенко вернулась в свою ленинградскую квартиру на ул. Каляева. Напротив окон комнаты Светланы Николаевны находились учебные классы ВИТУ (в настоящее время Военный институт (инженерно-технический) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии А. В. Хрулёва). Так познакомились и влюбились друг в друга с первого взгляда учившийся в ВИТУ Вадим Алексеевич Иконников и Светлана Николаевна Босенко. В семейном архиве до сих пор хранится первое письмо курсанта к Прекрасной Незнакомке.

31 декабря 1950 состоялась их свадьба. А вскоре выпускника ВИТУ направили специалистом по размагничиванию военных кораблей в Балтийск. Светлана Николаевна пое-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

каций РФ; профессор, член Союза театральных деятелей России.

17 Сегодня в Чирчик-Бозсуйский каскад ГРЭС

входят 19 гидроэлектростанций [36].

22

хала с ним. В Калининграде молодые жили сначала в историческом окраинном районе, именовавшемся тогда по инерции, как в Кенигсберге, Понарт, а потом перебрались в комнату в самом центре города неподалеку от знаменитого на весь мир калининградского (кенигсбергского) зоопарка. Оба они вспоминали два года жизни в Калининграде как самое счастливое время.

В этом союзе новой семьи - Вадима и Светланы Иконниковых - встретились два отчетливо различных потока российских фамильных историй, несколько десятилетий после революции находившихся на разных полюсах отношения к официальной идеологии. Вадим Алексеевич Иконников был сыном Алексея Александровича Иконникова (19021953), уроженца г. Никольск Вологодской губернии. Свою судьбу Алексей Александрович связал с профессиональной службой в Красной Армии и вырос до бригадного комиссара и члена Военного совета. Он вне всякого сомнения считался новой советской элитой: до переезда в квартиру на Маяковской Иконниковы жили в доме на ул. Халтурина, рядом с Эрмитажем, на одной лестничной площадке с М. Н. Тухачевским (1893-1937). У Алексея Александровича был личный водитель, денщик. Летний отпуск старшие Иконниковы всегда проводили на номенклатурных дачах в Тарховке или в Мельничном ручье18.

После войны, однако, семья попала в опалу из-за «Ленинградского дела» [См. подробнее: 1, с. 94-112], так как Алексей Александрович был очень близок и дружен с первым секретарем Ленинградского обкома ВКП(б) Алексеем Александровичем Кузнецовым. И тем не менее супруга бригадного комиссара Надежда Николаевна Иконникова (1902-1989) до конца жизни держалась ортодоксальных коммунистических взглядов, а о репрессиях 1936-1937 гг. даже по-

18 В Мельничном ручье действовало реабилитационное отделение «Ленинградской больницы № 31 им. Я. М. Свердлова - т. н. Свердловки, входившей в систему лечебных учреждений 4-го Управления Минздрава СССР. К ним были прикреплены руководящие партийные и беспартийные работники, а также персональные пенсионеры союзного и республиканского значения и члены их семей» [15].

сле разоблачения культа личности Сталина говорила, что «не бывает дыма без огня». А Елизавета Ивановна, напротив, буквально ненавидела любое проявление пролетарской культуры, а особенно танец «яблочко» в исполнении, как она говорила, «матросни».

Идеологическую полярность в семье помогла преодолеть любовь: о политических разногласиях и оценках истории во вновь созданной семье Иконниковых старались не говорить. Главный вывод из этого конкретного, лично преподнесенного, биографического урока, усвоенного Светланой Николаевной, прост и одновременно глубок: как человеческие перегородки не вырастают до Бога, так и идеологические предубеждения не должны разрушать базовые человеческие отношения, становиться значимее нравственности и порядочности.

Однако можно предположить, что симпатии Светланы Николаевны все же невольно склонялись к позиции Елизаветы Ивановны: при общем либеральном характере воспитания сына Валерия (род. 1955) ему ни под каким предлогом не позволялось общение с «дворовыми». По собственному признанию Валерия Вадимовича, «пригласить в гости в нашу шикарную квартиру какую-нибудь шпану из подворотни для меня было немыслимо»19. Взросление Валерия Вадимовича сопровождалось обилием подписных журналов, отбиравших изрядную долю семейного бюджета: «Иностранная литература», «Новый мир», «Наука и жизнь», «Знание - сила», «Техника молодежи», «Химия и жизнь, «Военно-исторический журнал», «Вопросы философии» и т. д.

Конечно, особое значение в расширении и закреплении философских и научных интересов С. Н. Иконниковой имели университетская обстановка и дружеский круг общения в конце 1950-х - начале 1960-х гг. Это было время шумных посиделок всего философского факультета в квартире Иконниковых, получивших тогда название «складчина». Встречи всегда проходили и

19 Из личного письма В. В. Иконникова к В. И. Шаронову от 17.10.2020.

23

свободно, и весьма шумно, непременно сопровождаясь песнями, танцами (твист, шейк и пр.). В число друзей и подруг Светланы Николаевны входили в будущем известные ученые и педагоги высшей школы Татьяна Александровна Верещагина, Эльга Павловна Юровская, Тамара Витальевна Холостова, Герман Филиппович Сунягин, Сергей Матвеевич Черкасов.

Часто гостями дома бывали И. С. Кон, М. С. Каган, Б. Д. Парыгин, В. Т. Лисовский, В. П. Рожин и др. философы. В. А. Ядов, пожалуй, забегал чаще других и по особому поводу: у Светланы Николаевны была талонная книжка, которая позволяла брать билеты в любой кинотеатр без очереди. Владимир Александрович Ядов, тоже большой любитель кино, жил тогда неподалеку, на ул. Пестеля, что позволяло ему по-дружески удобно пользоваться этой волшебной книжицей. Он, кстати, снискал особенную любовь Надежды Николаевны за то, что, в отличие от всех гостей, снимал обувь прямо на лестничной площадке: тщательная аккуратность была в характере Ядова.

Итак, даже столь короткий биографический эскиз судеб и обстоятельств жизни родных С. Н. Иконниковой и ее самой позволяет понять, как оформились многие личные качества Светланы Николаевны, среди которых в первую очередь следует выделить владение социальной дипломатией — способность ладить с самыми разными людьми. Она быстро находила общий язык с любым собеседником, часто обращаясь именно к тому общему, что было и в ее, и в его биографии. Возникающая при этом объединяющая культурно-историческая идентичность содействовала тому, чтобы человек становился ее союзником. При этом Иконникова никогда не теряла из виду собственные цели и свое дело. К числу главных дел Светланы Николаевны относилась культурология и уникальный коллектив, тщательно собираемый и оберегаемый ею с 1972 г., когда она пришла после университета в ЛГИК им. Н. К. Крупской и возглавила кафедру теории культуры. Здесь она выполнила самую главную задачу, поставленную самой себе: нашла для себя

единственно верный интеллектуальный тон, поддерживая творчески стимулирующую атмосферу в руководимом ею коллективе талантливых ученых и — отдельно — создавая собственную школу. Светлана Николаевна сделала это элегантно и красиво, не навязывая свою точку зрения как единственно верную, не впадая во вкусовщину и обеспечивая возможность каждому из коллег и молодых воспитанников двигаться собственным путем, т. е. так, как только и возможно полноценное научное творчество, и через него — появление настоящих мыслителей и ученых, специалистов в области теории культуры.

С одной стороны, сказать, что в этой научной дисциплине все уже сделано и все достигнуто, значило бы сильно погрешить против истины. Не секрет, что слово «культуролог» отдельные авторы превращают в ухватистую палочку-выручалочку: им горделиво может подписаться вчерашний краевед или социальный психолог, вдруг начавший рассуждать об истоках ментальности или основаниях общественных ценностей. Спору нет: и краеведение, и социальная психология, и многие другие области знаний — дисциплины достойные и по-своему исполняющие свое конкретное высокое предназначение. Но все же, вослед известному выражению, — «зачем же стулья ломать» и нарушать границы собственной компетентности?

С другой стороны, от профессиональных ученых-философов продолжают раздаваться сомнения в состоятельности теории культуры как полноценной научной дисциплины [32, с. 168]. Критичность со стороны философии понятна и объяснима: культурология сама есть порождение нашей культуры. А таковая следует своим путем (мы говорим — «развивается») неумолимо и по существу: она давно уже не оборачивается на свой исток, не вглядывается вперед, и только недавно в мире российской науки стали делаться первые шаги по восстановлению связи науки с теологией и философией20. Современное отношение к культурологии колеблется между

20 Имеется в виду утверждение в 2015 г. Высшей

аттестационной комиссией новой научной специальности «Теология».

24

восприятием ее как сферы безграничной теоретической вольницы (что принято назвать «межждисциплинарностью») и уличением в квазинаучности ввиду забвения ею главного вопроса о смысле развития культуры. Фактическое же положение сферы культурологии таково, что оба этих крайних взгляда сегодня почти не влияют на перманентное издание книг, публикацию статей, поразительную разноголосицу в учебных курсах под одним общим названием и тем более на ритмичность конвейера по выдаче дипломов о высшем образовании или ученой степени с тем же опорным словом.

Но не стоит торопиться с оценками пути отечественной теории культуры, это было бы слишком преждевременным: вспомним, что первая отдельная глава, посвященная философии культуры, впервые появилась в советской академической литературе только в 1966 г., т. е. сравнительно недавно [См.: 17; 22, с. 114]. Как раз саму ситуацию, когда в адрес культурологии наконец допускается задавать вопросы о ее смысле, когда эти размышления о духовном значении возвращаются в центр гуманитарной теории и становятся нормой, - все это следует расценивать как серьезное достижение и продуктивный результат всего прошлого пути и исполненной работы. Честь ее исполнения принадлежит в числе многих прочих достойных имен и Светлане Николаевне Иконниковой.

При этом следует указать на одну из главных отличительных признаков этой собственной научной школы: осознав для себя лично значение судеб и истории своей фамилии, сохраняя и приумножая эту культурную память, профессор Иконникова вместе с коллегами21 выработала свой собственный уникальный комплекс научных и педагогических подходов в воспитании молодых ученых-культурологов. Стартовав едва ли от

21 В первую очередь речь о еще одном нашем педагоге и старшем друге - профессоре Э. В. Соколове. Весьма показательно, что Эльмар Владимирович, подводя итоги своего научного пути, также размышлял над значением воздействия на этот путь судеб своих родителей и предшествующих поколений родственников [См.: 30].

«нулевой» отметки в состоянии советской социологии и культурологии22 в 1960-е гг., далее она вместе с самыми талантливыми учеными постепенно, но методично старалась ослабить тугую удавку партийной цензуры на советской гуманитарной науке. Не сразу и не просто С. Н. Иконникова пришла к осознанию того, что идеологические предубеждения есть не что иное, как противопоказанные и ненужные компоненты, препятствия, тормозящие полноценное развитие отечественной гуманитарной науки.

Сегодня, когда для академического сообщества (надеемся, окончательно) сняты всевозможные идеологические ограничения, когда молодым культурологам и дышится, и пишется свободно, указания на подобные достижения наших учителей могут показаться слишком простыми и даже «не теоретичными». Однако именно их наличием в первую очередь обеспечивается полнота и, в конечном счете, результативность отечественной теории культуры. История становления отечественной культурологии - это история незаурядных личностей. Личность Светланы Николаевны Иконниковой - одна из первых на страницах этой Истории.

Благодарим за оказанную помощь, предоставленные материалы семейного архива и важные уточнения кандидата географических наук Валерия Вадимовича Иконникова.

1. Амосова, А. А. Новейшие подходы к интерпретации «Ленинградского дела» конца 1940-х - начала 1950-х годов в российских научно-популярных изданиях / А. А. Амосова, Д. Бранденбергер. - Текст: непосредственный // Новейшая история России. -2017. - № 1 (18). - С. 94-112.

2. Березина, О. Б. Нерчинская каторга в системе пенитенциарных учреждений России в конце XVIII - начале XX веков : специальность 12.00.01: Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве : дис. ... канд. юрид. наук / Оксана Борисовна Березина ; Тамбов. гос. ун-т. - Тамбов, 2006. - 222 с. - Текст: непосредственный.

22 Один из крупнейших советских и российских социологов профессор Колумбийского университета Э. В. Беляев решительно указал на то, что между советской и русской социологической науками «не было никакой преемственности» [9, с. 11].

25

3. Бильвина, О. Л. Пространство Александрова. К 100-летию со дня рождения академика А. Д. Александрова / О. Л. Бильвина. — Текст: электронный // Санкт-Петербургский университет. — 2012. - № 16 (3858). - URL: http:// journal.spbu.ru/?p=9230 (дата обращения: 24.10.2020). — Дата публикации: 28.12.2012.

4. Босенко, Е. Из старого дневника / Е. Босенко. — Текст: непосредственный // Бригантина : сб. рассказов о путешествиях, поисках, открытиях. — Москва : Мол. гвардия, 1980. — С. 131—140.

5. Воробьева, А. С. Благотворительная деятельность графини П. С. Уваровой / А. С. Воробьева. — Текст: электронный // Муромский историко-художественный музей : [сайт]. — Уваровские чтения. — URL: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-viii/blagotvoritelnaya-deyatelnost-grafini-p-s-uvarovoy (дата обращения: 24.10. 2020).

6. Городские головы Верхеудинска. — Текст: электронный // Академик. Словари и энциклопедии на Академике. — URL: https:// dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1778773 (дата обращения: 25.10.2020).

7. Докторов, Б. З. Все мы вышли из «гру-шинской шинели» : к 85-летию со дня рождения Б. А. Грушина / Б. З. Докторов. — Москва : Радуга, 2014. — 100 с. — Текст: непосредственный.

8. Докторов, Б. З. Современная российская социология: историко-биогра-фические поиски : в 3 т. — Москва : ЦСПиМ, 2012. — Т. 1. Биографии и история. — 418 с. — Текст: непосредственный.

9. Докторов, Б. З. Э. В. Беляев: «Естественно-научные и социальные интересы — определяющая черта моей личности» / Б. З. Докторов. — Текст: непосредственный // Телескоп : журнал социол. и маркетинговых исслед. — 2010. — № 3. — С. 2—11.

10. Достоевский, Ф. М. Н. Д. Фонвизиной. Конец января — 20-е числа февраля, 1854. Омск / Ф. М. Достоевский. — Текст: непосредственный // Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений : в 30 т. — Ленинград : Наука, Ленингр. отд-ние, 1985. — Т. 28, Кн. 1. Публицистика и письма. — 616 с.

11. Замураева, П. Б. Гендерные отношения в традиционной культуре бурят (вторая половина XVIII — первая половина XIX в.) : специальность 24.00.01 Теория и история культуры (культурология) : дис. ... канд. культурологии / Полина Баировна Замураева ; Вост.-Сибир. гос. ин-т культуры. — Улан-Удэ, 2015. — 177 с. — Текст: непосредственный.

12. И в тылу ковали победу. — Текст: электронный // Чирчик : общ.-полит. газ. — URL: http: //www.chirchiknews.uz/cgi-bin/main.cgi?lan=r&raz=25&god=2020 &mes=8&pg=4&id=2822&od=1&om=1 &og=2006&dd=27&dm=10&dg=2020& nr=0&search=%E2%EE%E9%ED%E0 (дата обращения: 25.10.2020).

13. Иконникова, С. Н. Биография как социокультурное измерение истории / С. Н. Иконникова. — Текст: электронный // Культурологический журнал. — 2011. - № 4 (6). - С. 5. - URL: http:// cr-journal.ru/rus/journals/100.html&j_ id%3D8 (дата обращения: 25.10.2020).

14. Иконникова, С. Н. Диалог о культуре / С. Н. Иконникова. — Ленинград : Лениздат, 1987. — 203 с. — Текст: непосредственный.

15. История больницы. - Текст: электронный // Городская клиническая больница № 31 Комитета по здравоохранению Правительства Санкт-Петербурга : [сайт]. — URL: https:// www.spbsverdlovka.ru/about/history.html (дата обращения: 26.10.1010).

16. Казин, А. Л. Частицы бытия : роман с философией / А. Л. Казин. - Санкт-Петербург : Алетейя, 2012. — 289, [3] с. — ISBN 978-5-91419-784-8. — Текст: непосредственный.

17. Коммунизм и культура : Закономерности формирования и развития новой культуры / Акад. наук СССР. Ин-т философии ; [ред. коллегия : А. И. Арнольдов и др.]. — Москва : Наука, 1966. — 427 с. — Текст: непосредственный.

18. Кон, И. С. 80 лет одиночества / И. С. Кон. — Москва : Время, 2008. — 432 с. — Текст: непосредственный.

19. Кроль, М. А. Страницы моей жизни / М. А. Кроль ; подгот. к изд., предисл. и примеч. Н. Л. Жуковской ; Рос. акад. наук, Ин-т этнологии и антропологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая, Русское о-во друзей Еврейского ун-та в Иерусалиме [и др.]. — Москва : Мосты культуры; Иерусалим : Gesharim, 2008. — 734, [1] с., [2] л. фотографий. — ISBN 978-593273-279-2. — Текст: непосредственный.

20. Леви, К. Христос остановился в Эболи / Карло Леви ; [пер. с ит. Галины Рубцовой]. — Москва : Common place, 2016. — 330, [1] с. — Текст: непосредственный.

21. Литвинцев, А. Сельские хроники. Шилкинское / А. Литвинцев. — Текст: электронный // Земля. — 2013. — № 32. — URL: https://www.zemlya-chita.com/ (дата обращения: 26.10.2020).

22. Межуев, В. М. Факультет в середине 60-х годов ХХ века / В. М. Межуев. — Текст: непосредственный // Философ-

26

ская оттепель и падение догматического марксизма в России. Философский факультет МГУ им. М. В. Ломоносова в воспоминаниях его выпускников / сост., общ. ред. и предисл. В. П. Ше-стакова. — Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2017. - С. 110-131.

23. Мотрошилова, Н. В. Судьба поколения и личность ученого / Н. В. Мотроши-лова. — Текст: электронный. — URL: http://www.sociognosis.narod.ru/docs/ zamoshkin_salmin.htm (дата обращения: 22.10.2020).

24. Нагайцева, Н. Д. Верхнеудинский приют и его влияние на изменение положения арестантских детей в Восточной Сибири в XIX веке / Н. Д. Нагайцева, Т. Н. Гусейнова. — Текст: непосредственный // Верхнеудинск: вехи истории : материалы научно-практической конференции (4 апреля 2014 г., г. Улан-Удэ) / Улан-Удэнская и Бурятская епархия Рус. правосл. церкви, О-во рус. культуры Респ. Бурятия, О-во культуры семейских Респ. Бурятия, Нац. б-ка Респ. Бурятия ; [редкол.: А. Т. Кулев и др.]. — Улан-Удэ : Изд-во БГСХА им. В. Р. Филиппова, 2014. — С. 143—151.

25. Народное хозяйство СССР за 70 лет : юбилейный статист. сб. — Москва : Финансы и статистика, 1987. — 766 с. — Текст: непосредственный.

26. Незаметное (Au) месторождение, Кедровая река, Красноармейский район, Приморский край, Дальний Восток, Россия. — Текст. Изображение : электронный // Минералы и месторождения России и стран ближнего зарубежья [сайт]. — URL: https://webmineral. ru/ (дата обращения: 25.10.2020).

27. Одариченко, Э. Г Генезис корунда по термобарогеохимическим данным (месторождение Незаметнинское, Приморский край) / Э. Г. Одариченко, Ф. Г Рейф, Б. Л. Залищак, В. А. Пахомова. — Текст: непосредственный // Вестник Дальневосточного отделения Российской Академии наук. — 2004. — № 5. — С. 110—121.

28. Сапоговская, Л. В. Частная золотопромышленность России на рубеже XIX — XX вв.: Урал и Сибирь — модели развития : специальность 07.00.02 Отечественная история : дис. ... д-ра ист. наук / Лариса Владимировна Сапогов-ская ; Ин-т истории и археологии РАН Урал. отд-ние. — Екатеринбург, 1998. — 312 с. — Текст: непосредственный.

29. Сковорода, Г. С. Сочинения Григория Саввича Сковороды, собранные и редактированные проф. Д. И. Багалеем : С портр. его, видом могилы и снимками почерка. — Юбил. изд. (1794—

1894 г.). — Харьков : тип. Губ. правл., 1894. — [8], CXXXII, 132, 352 с., 3 л. ил.; 24. — (Сборник Харьковского историко-филологического общества; Т. 7). — Текст: непосредственный.

30. Соколов, Э. В. В миру и наедине с собой / Э. В. Соколов. — Текст: электронный // Самиздат : [электрон. журнал]. — URL: http://samlib.ru/s/sokolow_e_w/ memory.shtml#_Toc42652489 (дата обращения: 26.10.2020).

31. Строительство. — Текст: электронный // Политех : сайт С.-Петерб. политехн. унта Петра Великого. — URL: https://www spbstu.ru/university/about-the-university/ history/contribution-science/construction/ index.php?sphrase_id=1657879 (дата обращения: 25.10.2020).

32. Тульчинский, Г. Л. Истории по жизни: опыт персонологической систематизации / Г. Л. Тульчинский. — Санкт-Петербург : Алетейя, 2007. — 397 с. — Текст: непосредственный.

33. Черный, Т. Золотая лихорадка на Амуре / Т. Черный. — Текст: электронный // Амурские сезоны : первый лит. портал. — URL: http://геоамур.рф/sources/nat_ econ/industry/industry-x=06.php (дата обращения: 25.10.2020). — Дата публикации: 05.09.2019.

34. Черный, Т. Золотая лихорадка по-селемджински / Т. Черный. — Текст: электронный // Амурские сезоны : первый лит. портал. — URL: http://xn--80afg3aiou.xn--p1ai/sources/nat_econ/ industry/industry-x=01.php (дата обращения: 25.10.2020). — Дата публикации: 05.09.2019.

35. Шатуев, Н. В. Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII — начале XX в. : специальность 12.00.01 Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве : дис. ... канд. юрид. наук / Н. В. Шатуев ; Моск. гос. юрид. акад. — Москва, 2006. — 263 с. — Текст: непосредственный.

36. Шейнман, Л. Б. Чирчик-Бозсуйский каскад / Л. Б. Шейнман. — Текст: электронный // Большая советская энциклопедия. — URL: https://slovar.wikireading. ru/2733007 (дата обращения: 25.10.2020).

37. Щапов, А. П. Историко-географические и этнологические заметки о сибирском населении / А. П. Щапов. — Иркутск, 1937. — Доп. том к изд. 1905—1908 гг. — 378 с. — Текст: непосредственный.

38. Уварова, П. С. Былое. Давно прошедшие счастливые дни / П. С. Уварова. — Москва : Изд-во им. Сабашниковых, 2005. — 296 с. — Текст: непосредственный.

Получено 01.11.2020

27

V. Sharonov

Candidate of Pedagogic Sciences, Professor Western branch of RANEPA, Kaliningrad, Russia E-mail: sharonovvi@gmail.com

S. Sinetskii

Doctor of Culturology, Docent Chelyabinsk State Institute of Culture and Arts, Chelyabinsk, Russia E-mail: sbs62@mail.ru

Gravitational Field of S. N. Ikonnikova (Biographical Research Dedicated to the 90th Anniversary of the founder of the Culturological School, Professor S.N. Ikonnikova)

Abstract. T The article analyzes the place and role of family pre-biography in the formation of theoretical and civic views and attitudes of the founder of her own culturological school, Doctor of Philosophy, Professor S. N. Ikonnikova. The authors see the special significance of the activities of this scientist and teacher in the fact that Ikonnikova has carried out much important work to create free creative scientific atmosphere. She made a great contribution to the organization of modern humanitarian science, the development of the theory of culture and made her personal experience of the history and culture of Russia a distinctive feature of her school. This was largely due to her attention to the fate of her family and the peculiarities of her personal biography. The article briefly describes and partially analyzes the biographies of three generations of the family of S. N. Ikonnikova in the intention of their influence on her personal qualities, cultural attitudes and professional activities. The article concludes by mentioning the influence of the personal history of the scientist on her scientific fate. The author used not only the materials from previously published sources, but also unpublished information of colleagues, personal correspondence with the son of Svetlana Nikolaevna, the memoirs of authors who are well acquainted with the heroine of the study.

Keywords: Ikonnikova Svetlana Nikolaevna, cultural studies, scientific school, biography of a scientist

For citing: Sharonov V., Sinetskii S. 2020. Gravitational Field of S. N. Ikonnikova (Biographical Research Dedicated to the 90th Anniversary of the founder of the Culturological School, Professor S. N. Ikonnikova). Culture and Arts Herald. No 4 (64): 15-29.

1. Amosova A., Brandenberger D. 2017. The Modern Approaches to the Study of «Leningrad Affair» of the late 1940s -early 1950s in the Russian Semi-Scholarly Literature. Modern History of Russia. No 1 (18): 94-112. (In Russ.).

2. Berezina O. 2006. Nerchinskaya katorga v sisteme penitentsiarnykh uchrezhdeniy Rossii v kontse XVIII -nachale XX vekov [Nerchinsk penal servitude in the system of penitentiary institutions in Russia at the end of the 18th - beginning of the 20th centuries]. Tambov. 222 p. (In Russ.).

3. Bilvina O. 2012. Alexandrov space. To the 100th anniversary of the birth of Academician A. D. Aleksandrov. Sankt-Peterburgskiy universitet [Saint Petersburg University]. No 16 (3858). Available from: http:// journal.spbu.ru/?p=9230 (accessed: 24.10.2020). (In Russ.).

4. Bosenko E. 1980. From an old diary. Brigantina [Brigantine]. Moscow: Molodaya gvardiya. R 131-140. (In Russ.).

5. Vorobeva A. Charitable activities of Countess R. S. Uvarova. Uvarovskie chteniya [Uvarov readings]. Available from: http://old.museum-murom.ru/nauch-rab/uvar-viii/blagotvoritelnaya-deyatelnost-grafini-p-s-uvarovoy (accessed: 24.10. 2020). (In Russ.).

6. Mayors of Verkheudinsk. Akademik. Slovari i entsiklopedii na Akademike [Academician. Dictionaries and encyclopedias on Academician]. Available from: https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1778773 (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

7. Doktorov B. 2014. Vse my vyshli iz «grushinskoy shineli»: k 85-letiyu so dnya rozhdeniya B. A. Grushina [We all left the "Grushinskaya overcoat": to the 85th anniversary of the birth of Boris A. Grushin]. Moscow: Raduga. 100 p. (In Russ.).

8. Doktorov B. 2012. Sovremennaya rossiyskaya sotsiologiya: istoriko-biograficheskie poiski [Contemporary Russian Sociology: Historical and Biographical Searches]: in 3 vol. Vol. 1. Biographies and history. Moscow: TsSRiM. 418 p. (In Russ.).

9. Doktorov B. 2010. E. V. Belyaev: "Natural-scientific and social interests are a defining feature of my personality". Teleskop [Telescope]. No 3: 2-11. (In Russ.).

10. Dostoevskii F. 1985. N. D Fonvizina. End of January - 20th of February, 1854. Omsk. Polnoe sobranie sochineniy [Full composition of writings]: in 30 vol. Vol. 28, Book. 1. Rublicism and writing. Leningrad: Nauka, Leningr. otd-nie. 616 p. (In Russ.).

11. Zamuraeva R. 2015. Gendernye otnosheniya v traditsionnoy kul'ture buryat (vtoraya polovina XVIII -pervaya polovina XIX vv.) [Gender relations in the traditional culture of the Buryats (second half of the 18th - first half of the 19th centuries)]. Ulan-Ude. 177 p. (In Russ.).

References

28

12. And in the rear they forged victory. Chirchik. Available from: http://www.chirchiknews.uz/cgibin/main. cgi?lan=r&raz=25&god=2020&mes=8&pg=4&id=2822&od=1&om=1&og=2006&dd=27&dm=10&dg= 2020&nr=0&search=%E2%EE%E9%ED%E0 (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

13. Ikonnikova S. 2011. Biography as a sociocultural dimension of history. Journal of Cultural Research. No 4 (6): 5. Available from: http://cr-journal.ru/rus/journals/100.html&j_id%3D8 (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

14. Ikonnikova S. 1987. Dialog o kul'ture [Dialogue about culture]. Leningrad: Lenizdat. 203 p. (In Russ.).

15. Hospital history. Gorodskaya klinicheskaya bol'nitsa № 31 Komiteta po zdravookhraneniyu Pravitel'stva Sankt-Peterburga [City Clinical Hospital No. 31 of the Health Committee of the Government of St. Petersburg]: website. Available from: https://www.spbsverdlovka.ru/about/history.html (accessed: 26.10.1010). (In Russ.).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

16. Kazin A. 2012. Chastitsy bytiya: roman s filosofiey [Particles of Being: A Romance with Philosophy]. St. Petersburg: Aleteyya. 289, [3] p. (In Russ.).

17. Kommunizm i kul'tura: Zakonomernosti formirovaniya i razvitiya novoy kul'tury [Communism and Culture: Patterns of Formation and Development of a New Culture]. 1966. [Ed. board: A. I. Arnoldov and others]. Moscow: Nauka. 427 p. (In Russ.).

18. Kon I. 2008. 80 let odinochestva [80 years of solitude]. Moscow: Vremya. 432 p. (In Russ.).

19. Krol M. 2008. Stranitsy moey zhizni [Pages of my life]. Prepare to ed., foreword and note N. L. Zhukovskaya. Moscow: Mosty kul'tury; Jerusalem: Gesharim. 734, [1] p. (In Russ.).

20. Levi C. 2016. Khristos ostanovilsya v Eboli [Christ stopped at Eboli]. [Transl. from Italian by Galina Rubtsova]. Moscow: Common place. 330, [1] p. (In Russ.).

21. Litvintsev A. 2013. Rural chronicles. Shilkinskoe. Zemlya [Earth]. No 32. Available from: https://www. zemlya-chita.com/ (accessed: 26.10.2020). (In Russ.).

22. Mezhuev V. 2017. Faculty in the mid 60s of the 20th century. Filosofskaya ottepel' i padenie dogmaticheskogo marksizma v Rossii. Filosofskiyfakul'tetMGUim. M. V. Lomonosova vvospominaniyakh ego vypusknikov [Philosophical thaw and the fall of dogmatic Marxism in Russia. Faculty of Philosophy, Moscow State University M. V. Lomonosov in the memoirs of his graduates]. Comp., total ed. and foreword V. P. Shestakov. Moscow; St. Petersburg: Nestor-Istoriya. P. 110-131. (In Russ.).

23. Motroshilova N. Sud'ba pokoleniya i lichnost' uchenogo [The fate of a generation and the personality of a scientist]. Available from: http://www.sociognosis.narod.ru/docs/zamoshkin_salmin.htm (accessed: 22.10.2020). (In Russ.).

24. Nagaitseva N., Guseinova T. 2014.Verkhneudinsk orphanage and its influence on the change in the situation of children in prison in Eastern Siberia in the 19th century. Verkhneudinsk: vekhi istorii [Verkhneudinsk: milestones in history]. Ulan-Ude: Izdatel'stvo BGSKhA im. V. R. Filippova. P. 143-151. (In Russ.).

25. Narodnoe khozyaystvo SSSR za 70 let [The national economy of the USSR for 70 years]. 1987. Moscow: Finansy i statistika. 766 p. (In Russ.).

26. Imperceptible (Au) deposit, Kedrovaya river, Krasnoarmeisky district, Primorsky Krai, Far East, Russia. Mineraly i mestorozhdeniya Rossii i stran blizhnego zarubezh'ya [Minerals and deposits of Russia and neighboring countries]: website. Available from: https://webmineral.ru/ (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

27. Odarichenko E., Reif F., Zalishchak B., Pakhomova V. 2004. Genesis of corundum according to thermobarogeochemical data (Nezametninskoe deposit, Primorsky Krai). Vestnik Dal'nevostochnogo otdeleniya RossiyskoyAkademii nauk [Bulletin of the Far Eastern Branch of the Russian Academy of Sciences]. No 5: 110-121. (In Russ.).

28. Sapogovskaia L. 1998. Chastnaya zolotopromyshlennost' Rossii na rubezhe XIX - XX vv.: Ural i Sibir' -modeli razvitiya [Private gold mining in Russia at the turn of the 19th - 20th centuries: the Urals and Siberia - development models]. Ekaterinburg. 312 p. (In Russ.).

29. Skovoroda G. 1894. Sochineniya Grigoriya Savvicha Skovorody, sobrannye i redaktirovannye prof. D. I. Bagaleem [Works by Grigory Savvich Skovoroda, collected and edited by prof. D. I. Bagaley]. Kharkiv: tipografiya Gubernskogo pravleniya. 352 p. (In Russ.).

30. Sokolov E. In the world and alone with yourself. Samizdat [Samizdat]. Available from: http://samlib.ru/s/ sokolow_e_w/memory.shtml#_Toc42652489 (accessed: 26.10.2020). (In Russ.).

31. Construction. Politekh [Polytech]: website of St. Petersburg polytechnic University of Peter the Great. Available from: https://www.spbstu.ru/university/about-the-university/history/contribution-science/ construction/index.php?sphrase_id=1657879 (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

32. Tulchinskii G. 2007. Istorii po zhizni: opyt personologicheskoy sistematizatsii [Life stories: the experience of personological systematization]. St. Petersburg: Aleteyya. 397 p. (In Russ.).

33. Chernyi T. Gold rush on the Amur. Amurskie sezony [Amurseasons]. Available from: httpy/геоамур.рф/ sources/nat_econ/industry/industry-x=06.php (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

34. Chernyi T. Selemdzhinsky gold rush. Amurskie sezony [Amurseasons]. Available from: http://xn--80afg3aiou. xn--p1ai/sources/nat_econ/industry/industry-x=01.php (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

35. Shatuev N. 2006. Gosudarstvenno-pravovoe regulirovanie religioznykh otnosheniy v Zabaykal'e vo vtoroy polovine XVII - nachale XX vv. [State and legal regulation of religious relations in Transbaikalia in the second half of the 17th - early 20th centuries]. Moscow. 263 p. (In Russ.).

36. Sheinman L. Chirchik-Bozsui cascade. Bol'shaya sovetskaya entsiklopediya [ Great Soviet Encyclopedia]. Available from: https://slovar.wikireading.ru/2733007 (accessed: 25.10.2020). (In Russ.).

37. Shchapov A. 1937. Istoriko-geograficheskie i etnologicheskie zametki o sibirskom naselenii [Historical, geographical and ethnological notes on the Siberian population]. Additional volume to ed. 1905-1908. Irkutsk. 378 p. (In Russ.).

38. Uvarova P. 2005. Byloe. Davno proshedshie schastlivye dni [The past. Long gone happy days]. Moscow: Izdatel'stvo im. Sabashnikovykh. 296 p. (In Russ.).

Received 01.11.2020

29

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.