Научная статья на тему 'Памяти профессора Василия Васильевича Болотова'

Памяти профессора Василия Васильевича Болотова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
49
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти профессора Василия Васильевича Болотова»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

И.А. Уберский

Памяти профессора Василия Васильевича Болотова

Опубликовано:

Христианское чтение. 1903. № 7. С. 3-26.

@ Сканированій и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2009. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

СПбПДА

Санкт-Петербург

2009

Печатать позволяется. С.-Петербургъ, 1 іюля 1903 года.

Э.-орд. профессоръ С.-Петербургской духовной академіи Петръ Смирновъ

Памяти профессора Василія Васильевича Болотова

VI.

Одно изъ преимуществъ духовныхъ академій по сравненію съ другими высшими учебными заведеніями въ дѣлѣ образованія составляютъ письменныя работы студентовъ. Каждый студентъ духовной академіи обязанъ въ теченіе академическаго курса написать девять семестровыхъ сочиненій и одно при окончаніи курса на степень кандидата богословія. Эти работы, производимыя студентами подъ руководствомъ академическихъ профессоровъ и будучи правильно поставлены, имѣютъ немаловажное значеніе и въ дѣлѣ общаго развитія каждаго учащагося и въ выработкѣ научныхъ и литературныхъ ихъ способностей. Если по отношенію къ семестровымъ сочиненіямъ нельзя сказать этого во всей силѣ, такъ какъ они пишутся въ короткій срокъ (не болѣе 2 мѣсяцевъ дается времени на каждое сочиненіе), не даютъ студентамъ возможности изслѣдовать вопросъ по академически и носятъ характеръ обязательной повинности,—то кандидатскія сочиненія несомнѣнно оставляютъ памятный слѣдъ на каждомъ окончившемъ курсъ академіи. Да и самыя сочиненія нѣкоторыхъ кандидатовъ выходятъ столь удачными по своимъ научнымъ выводамъ и талантливыми по своему характеру, что сряду же являются достойными напечатанія. Но духовныя академіи, къ сожалѣнію, не располагаютъ для этого финансовыми средствами, и эти почтенныя работы остаются мертвымъ капиталомъ, полезнымъ

*) Продолженіе. См. іюнь.

лишь въ будущемъ, какъ рукописный матеріалъ для исторіи нашего духовнаго просвѣщенія.

Дать правильную постановку этой части академическаго образованія составляло и составляетъ одну изъ постоянныхъ заботъ академій. И Василій Васильевичъ надъ этою стороною академической жизни потрудился не мало, состоя, во 1-хъ, въ 1894 году въ коммиссіи по вопросу о семестровыхъ сочиненіяхъ и, во 2-хъ, въ 1896 году по вопросу о тѣхъ измѣненіяхъ въ строѣ академической жизни, которыя по указаніямъ опыта представлялись желательными.

Въ высшія учебныя заведенія не всѣ поступаютъ по призванію и изъ-за научныхъ интересовъ; нѣкоторые имѣютъ единственною цѣлію—снисканіе внѣшнихъ выгодъ, какія даетъ высшее учебное заведеніе. Отсюда невнимательность къ своимъ академическимъ обязанностямъ и уклоненія отъ надзора дѣлаются неизбѣжными явленіями въ жизни студенчества. Кромѣ» того, молодости свойственны порывы,, правда, періодическаго характера и ничего тенденціознаго, могущаго компрометировать общее направленіе студенчества въ себѣ не заключающіе. Тѣмъ не менѣе эти явленія служатъ не малымъ тормазомъ академическаго преподаванія. Не лишены, конечно, этихъ тормазовъ и наши дѵховпыя академіи. Для устраненія ихъ академіи не могутъ поступаться своими цѣлями и естественно изыскиваютъ къ предупрежденію ихъ мѣры педагогическаго и дисциплинарнаго характера. Однимъ изъ такихъ тормазовъ въ 90-хъ годахъ минувшаго столѣтія въ С.-ІІетербургской академіи была несвоевременная подача студентами семестровыхъ сочиненій. 1892—3 учебномъ году, напр., при всей вообще строгости въ наблюденіи за подачею студентами семестровыхъ сочиненій, одинъ студентъ. III курса ухитрился вовсе не подать своего третьяго семестра и оставался не переведеннымъ въ IV курсъ до 22 декабря слѣдующаго учебнаго года 1). Бывали иногда и массовыя опаздыванія, по взаимному соглашенію. Наконецъ, когда это явленіе настолько дало о себѣ знать, что приходилось задуматься объ устраненіи его, Совѣтомъ академіи въ 1894 году была составлена коммиссія по вопросу о несвоевременной подачѣ студентами семестровыхъ сочиненій, въ ко-которой самое дѣятельное участіе принялъ Василій Василье-

J) Журналъ Совѣта Спб. духовной академіи за 1893—4 уч. годъ Спб. 1894 г., стр. 129.

вичъ и былъ въ ней такъ сказать творцомъ существующихъ теперь въ С.-Петербургской академіи «правилъ о взысканіяхъ за несвоевременную подачу семестровыхъ сочиненій» *).

Личный взглядъ Василія Васильевича на способы устраненія всѣхъ этихъ явленій студенческой жизни, насколько намъ извѣстно, состоялъ въ томъ, что «нынѣшніе студенты нуждаются не только въ педагогической уздѣ, а и въ шпорахъ», какъ говорилъ иногда самъ Василій Васильевичъ, и что самою радикальною мѣрою для этого было бы усиленіе инспекторскаго руководства студентами и, если можно, учрежденіе въ академіи третьяго помощника инспектора. Но своихъ взглядовъ Василій Васильевичъ никому не навязывалъ и по порученію начальства усердно работалъ въ помянутой коммиссіи и составилъ правила чисто педагогическаго характера. Эти правила устанавливаютъ дифференціальный характеръ взысканія и исходятъ изъ положенія: «Si duo idem faciunt, non est idem», t. e. «лишь по наружности представляются два одинаковыхъ проступка вполнѣ равными; по внутреннимъ же мотивамъ они могутъ быть различны до противоположности». Кромѣ того, они «направлены къ огражденію лучшихъ студентовъ отъ давленія на ихъ стадный инстинктъ со стороны ихъ товарищей».

Основныя положенія этихъ правилъ кратко изложены самимъ Василіемъ Васильевичемъ въ одной изъ записокъ въ слѣдующемъ видѣ:

1. „Одна часть студентовъ, цвѣтъ между dues академіи, должна быть освобождена отъ всякихъ репресалій.

а) Это—люди, обычно съ умственными чувствованіями достаточно развитыми. Они ясно сознаютъ неудовлетворительность скороспѣлой работы, и желали бы остановиться надъ нею подольше. Ослаблять или притуплять въ нихъ подобныя чувства значило бы дѣлать вредное въ научномъ отношеніи дѣло.

б) Предъ этими студентами Совѣтъ академіи нравственно не безотвѣтственъ: онъ увеличиваетъ часто вдвое противъ нормы составъ курса и тѣмъ самымъ вдвое сокращаетъ для всѣхъ студентовъ срокъ пользованія книгами при обработкѣ сочиненій. Между тѣмъ сообразно съ указаніями устава I и II курсы переполнены „исторіями“, т. о. предметами, которые не могутъ предлагать темъ теоретическихъ. Извинительно по меньшей мѣрѣ, если лучшій студентъ отложитъ подачу сочиненія до такого времени, когда книги—за ненадобностью

для прочихъ товарищей — будутъ въ его пОлйомъ распоряженіи.

2. Напротивъ, Совѣтъ академіи имѣетъ полное нравственное право требовать, чтобы большинство студентовъ, въ значительной степени обязанное своею численностію той массѣ, которая на поступленіе въ академію не имѣла права и оказалась здѣсь только по милости Его Высокопреосвященства и снисходительности Совѣта, — заявило себя съ наилучшей стороны тѣмъ, что въ его средствахъ. Съ наилучшей стороны оно обычно многаго не обѣщаетъ; пусть же оно докажетъ, что безусловно корректно, состоитъ изъ людей неуклонной дисциплины, и строго подчиняется требованіямъ закона и потому всегда аккуратно. Вольности—для артистовъ; ремесленникъ пусть твердо помнитъ свой наугольникъ и — срокъ заказа.

3. Нужно освободить умственную аристократію отъ охлократической тиранніи, давящей первую подъ фальшивымъ флагомъ товарищества.

4. Нужно ослабить заразительность массоваго примѣра и отбить охоту къ сознательнымъ коллективнымъ дѣйствіямъ. Поэтому принципъ: „Divide et impera“.

Выходя изъ этихъ положеній, составленныя Василіемъ Васильевичемъ правила имѣютъ цѣлію выяснить дѣйствительныя причины студенческихъ запаздываній при подачѣ ими семестровыхъ сочиненій, а на случай, когда эти причины окажутся неуважительными, заключаютъ въ себѣ мѣры взысканія въ простой и сложной формѣ.

„Взысканіе въ простой формѣ, какъ сказано въ этихъ правилахъ (§ 4), состоитъ въ томъ, что, при составленіи разрядныхъ списковъ въ концѣ академическаго года, изъ графы, содержащей удвоенную сумму балловъ за всѣ семестровыя сочиненія, вычитается сумма просроченныхъ недѣль, или что то же—баллъ просроченнаго сочиненія по распоряженію Правленія понижается секретаремъ на 0,5 за каждую пропущенную недѣлю. Взысканіе въ сложной формѣ состоитъ въ томъ, что, при составленіи разрядныхъ списковъ въ концѣ академическаго года, изъ графы, содержащей удвоенную сумму балловъ за всѣ семестровыя сочиненія, вычитается особая цифра, занесенная въ штрафную графу. Эта цифра составляется изъ умноженія двухъ величинъ: аа) разности между балломъ, которымъ оцѣнено просроченное сочиненіе, и высшимъ балломъ 5, и бб) коэффиціента, на который эта разность умножается. Этотъ коэффиціентъ получается чрезъ разложеніе цифры просроченныхъ недѣль на составныя порядковыя цифры, изъ которыхъ слагается послѣдняя просроченная недѣля“ )•

’) Прилож. къ „Памятной книжкѣ“ Спб. дух. академіи, Спб. 1900 г. стр. б.

Къ этимъ правиламъ Василіемъ Васильевичемъ составлено подробное объясненіе, которое весьма характерно, поучительно и интересно. Какъ примѣнять на практикѣ мѣры взысканія въ простой формѣ, Василій Васильевичъ разъясняетъ слѣдующею примѣрною таблицею:

I. Видъ части табели (взысканіе въ простой формѣ).

Имена и фамиліи студентовъ. Удвоенная сумма балловъ за сочиненія. Штрафная графа недѣли. Удвоенная сумма балловъ за сочиненія въ окончательномъ видъ.

37. Рамье Гюи 23.000 2.000 21.000

38. Руанъ Шарль 28.000 0.000 28.000

39. Сэнтъ-Эврё Жанъ 29.500 1.286 28.214

40. Тиссо Дени 28.500 0.571 27.929

41. Туттэ Жиль 30.000 2.000 28.000

II. Изъ прилагаемаго образца видно, что сумма просроченныхъ дней (14, 0, 16, 4, 14) дѣлится на 7 и вносится въ штрафную графу; стоящая въ этой графѣ цифра вычитается изъ цифры предшествующей графы; разность и составляетъ окончательный выводъ.

III. Анализъ первой графы показываетъ, что Туттэ написалъ всѣ сочиненія на 5, но опоздалъ подачею одного изъ нихъ на двѣ недѣли. Штрафъ: „minus 0,5 за каждую недѣлю“ превратилъ 5 на просроченномъ сочиненіи въ 4, и такимъ образомъ Туттэ сравнялся съ Руаномъ, который имѣетъ баллы 5,5,4.—Тиссо имѣетъ баллы 5,5, 4,25; но онъ просрочилъ только 4 дня, и это обстоятельство дало преимущество предъ Тиссо исправному Руану, хотя сочиненіе послѣдняго слабѣе на 0,25.

IV. Сравненіе № 37 съ № 41 показываетъ, что въ основѣ этой системы взысканій лежитъ мысль: „не смотря на личности, за равный проступокъ равное взысканіе“. Блестящій Туттэ (5,5,5) оштрафованъ такъ же, какъ и посредственный Рамье (5, 3.5, 3).

Правило о взысканіи въ сложной формѣ сопровождается не только указаніемт. способа отысканія необходимаго въ этомъ случаѣ коэффиціента и примѣрною таблицею, но и интересными соображеніями Василія Васильевича:

„I. Коэффиціентъ, писалъ Василій Васильевичъ, псшь чается слѣдующимъ образомъ:

Коэффиціента.

1 недѣля состоитъ изъ I недѣли.....................

2 недѣли состоятъ изъ I-j-II недѣли................

3 „ „ „ І+ІІ+ІІІ недѣли...............(.

4 я „ І+ІІ+ІІІ+ІѴ недѣли . ... 1(

5 недѣль состоятъ изъ I-f-11-fIII+IV+Y недѣли. . . 1Г

II. Коэффиціентъ для дробныхъ частей недѣли получается

путемъ простой интерполяціи. Напр., просрочено O.su. Разность между 0 и 1 недѣлею = 1. 0.571X1= коэффиціенту=

0.571.—Просрочено 1.286. Разность коэффиціентовъ 1 и 1 недѣль=2. 2X0 286=0.5724П,000 (за 1 недѣлю)—коэффиціентъ 1.572.—Просрочено 3.286. 3 недѣли........ 6.0001

Разность 10—6=4. 4X0.286=1.144. Коэффиц. за 3.281 ..........7.144.

III. Получившіе баллъ 5 на просроченномъ сочиненіи вч штрафной графѣ получаютъ одинаковое отрицательное количество съ получившими на просроченшнѵгь сочиненіи баллч 4.75.

IY. Видъ части табели.

Имена и фамиліи. Удвоенная сумма балловъ за сочиненія. Штрафная г р а ф а. Удвоенная сумма балловъ за сочиненія въ окончатель- чнп- пипѣ

Просрочено недѣль. А >=3 1 ІСоэффи-j ціентъ. Разность. Minus.

37. Рамье Гюи 23.000 2.000 3.5 3.000 1.500 4.500 18.5000

38. Руанъ Шарль .... 28.000 0.000 — — — 0.000 28.000

39. Сэнтъ-Эврё Жанъ . . 29.500 1.286 4.75 1.572 0.25 0.393 29.107

40. Тиссо Дени 28.500 0.571 4.25 0.571 0.75 0.428 28.072

41. Туттэ Жиль 30.000 2.000 5.00 3.000 0.25 0.750 29.25

42. Тэнъ Франсуа. . . . 23.000 2.000 3.00 3.000 2.00 6.000 17.00

43. Тюиль Луи 30.000 4.000 5.00 10.000 0.25 2.500 27.50

44. Юрбэнъ Жюль . . . 23.000 4.000 3.500 10.000 ‘1.50 15.00 8.00

Y. Анализъ табели показываетъ, что въ основѣ этой системы лежитъ противоположная мысль: смотря по различію личностей за одинаковый (по наличной видимости) проступокъ различное наказаніе. Рамье, Туттэ и Тэнъ просрочили одинаково по 2 недѣли; но Туттэ написалъ сочиненіе на 5 и наказанъ лишь на—Олв, Рамье получилъ на сочиненіи баллъ

3.5 и наказанъ уже на—4.5, а Тэнъ, получившій баллъ только

3.«, наказанъ на б.оо. Съ другой стороны Рамьѳ и Юрбэнъ получили одинаково по 3.5, Туттэ и Тюиль—по 5. Но Туттэ и Рамьѳ были неисправны 2 недѣли, Тюиль и Юрбенъ упорствовали до 4 недѣль. Первая пара штрафуется на—O.is и— 4.50, послѣдняя же—на—2.5« и—15.оо., т. е. не вдвое, а въ З'/з.— Тиссо опоздалъ только на 4 дня, Сэнтъ-Эврё на 16 дней; но первый получилъ баллъ 4.25, второй—4.75, и потому первый наказанъ строже (—0.428), чѣмъ второй (—0.393).

VI. Тенденція этой системы ясна изъ этихъ примѣровъ. Si duo idem faciunt, non est idem. Лишь по наружности представляются два одинаковыхъ проступка вполнѣ равными; по внутреннимъ мотивамъ они могутъ быть различны до противоположности. Тэнъ не подаетъ своего сочиненія въ срокъ но основаніямъ, которыя и въ его собственныхъ глазахъ никакого снисхожденія не заслуживаютъ („изъ 30 дней, назначенныхъ для этого сочиненія, я пролѣнился цѣлыхъ 27, и въ остальные 3 дня не могу наверстать пропущенное“), Туттэ— по основаніямъ почтеннымъ („я работалъ съ неослабнымъ интересомъ, не мало перечиталъ,—кое-что даже по первоисточникамъ,—въ головѣ есть мысли, кажется, не совсѣмъ пошлыя; къ сожалѣнію, мнѣ не дается форма изложенія, а хочется отдѣлать сочиненіе по настоящему“), по меньшей мѣрѣ въ его собственныхъ глазахъ („товарищи просятъ не подавать въ срокъ; подать—вооружить ихъ противъ себя; пожалуй еще будутъ думать, что я заискиваю въ глазахъ начальства“). Даже и въ этомъ послѣднемъ случаѣ вина Туттэ и другихъ, его товарищей далеко не одинакова. Если бы опаздывали только по мотивамъ, которыми руководствуются Тюили и Туттэ, массовыхъ опаздываній не бывало бы. Къ сожалѣнію, въ подобнаго рода случаяхъ приходится подозрѣвать иногда взаимное соглашеніе, когда худшая часть студентовъ подавляетъ волю лучшихъ, заставляетъ и ихъ стать въ ряды неисправныхъ, надѣясь тѣмъ вынудить начальство — или оставить массовой проступокъ безнаказаннымъ или же, скрѣпя сердце, подвергать наказанію и такихъ студентовъ, въ добрыхъ качествахъ которыхъ оно вполнѣ увѣрено.—Дифференціальный характеръ взысканія направленъ къ огражденію лучшихъ студентовъ отъ давленія на ихъ стадный инстинктъ со стороны ихъ „товарищей“.

VII. Эта система задается цѣлію показать студентамъ, что всякія дѣйствія скопомъ для нихъ просто невыгодны. Для Жюлей Юрбэновъ немного пользы отъ того, что они заставили примкнуть къ нимъ и Тюилей и храбро выдержали забастовку до 4 недѣль: Тюили оштрафованы лишь на—

2.s; средній выводъ по сочиненіямъ у нихъ изъ полнаго 5 превратился къ 4.5»з, что позволяетъ имъ оставаться во главѣ разряднаго списка по прежнему. Штрафъ въ—15,оо тощій средній баллъ Юрбэновъ (3.833) превращаетъ вь І.ззз, и они

вынуждаются оставить заведеніе. Въ этомъ Тюили, въ свою очередь, усмотрятъ серьезнѣйшее побужденіе— употребить все свое нравственное вліяніе на своихъ товарищей, чтобы отклонить ихъ отъ такого образа дѣйствій, который можно принять за скопъ, который можетъ повести къ примѣненію этой формы взысканія, послѣдствія которой такъ тяжело отзовутся именно на слабѣйшихъ изъ неисправныхъ. Они поймутъ и сами, что, въ случаѣ, выяснившейся фактической невозможности—подать сочиненіе всѣмъ курсомъ въ срокъ полностію, на нихъ, какъ болѣе сильныхъ, лежитъ долгъ— быть исправными до самоотверженія, въ интересахъ всѣхъ прочихъ, чтобы немногочисленные отсталые подверглись взысканію по первой системѣ а не по второй.

VIII. Коэффиціентъ въ этой системѣ возрастаетъ такъ быстро (изъ 1 за первую недѣлю онъ превращается въ 10 за четвертую), что имѣвшіе неудобство запоздать подачею сочиненія поймутъ, что для нихъ самихъ можетъ быть—въ извѣстныхъ случаяхъ—прямо важно, чтобы ихъ сочиненіе было подано не завтра, а сегодня. Вѣдь никто изъ нихъ не можетъ быть увѣренъ въ томъ, что ихъ сочиненіе, вмѣсто ожидаемаго minimum 43/4, не принесетъ имъ круглаго 3. А между тѣмъ, при просрочкѣ въ 4 недѣли, это составитъ разность между—2.5 и—20оо. Невозможность расчета навѣрное, чистая—и страшная—неизвѣстность того, чѣмъ увѣнчаются особые труды надъ сочиненіемъ, надъ которымъ человѣкъ con amore работалъ дней 20—30 послѣ срока, исключаетъ возможность всякой спекуляціи на опаздываніе въ надеждѣ на возможность получить высшій балъ за сочиненіе лучше обработанное: спекулянты рискуютъ быть оштрафованными по второй системѣ, которая даже круглое 5 на сочиненіи, за просрочку въ 4 недѣли, превращаетъ въ Зл5. А такъ какъ по первой системѣ это 5 превращается даже въ круглое З.оо; то спекулянты поймутъ, что самая лучшая и надежная спекуляція состоитъ въ томъ, чтобы въ штрафной графѣ всегда имѣть круглый 0“.

Не менѣе интересны и поучительны выработанныя Василіемъ Васильевичемъ въ 1896 году и положенія относительно желательной постановки учебныхъ занятій студентовъ академіи и въ частности относительно кандидатскихъ сочиненій.

VII.

Въ 1896 году по порученію высшаго начальства была составлена въ академіи комиссія изъ профессоровъ съ цѣлію выяснить желательныя измѣненія въ строѣ академической жизни.

]) Вѣроятно отголосками этихъ стремленій высшаго духов, начальства къ желательному улучшенію учебныхъ занятій въ духов, академіяхъ

Каждый изъ членовъ этой коммиссіи усердно поработалъ надъ такимъ живымъ для академіи вопросомъ и составлялъ свои проекты. Василій Васильевичъ, всегда чуткій къ насущнымъ потребностямъ академіи, принималъ дѣятельное участіе въ этихъ трудахъ, какъ показываютъ оставшіяся послѣ его смерти записки. Въ то время Святѣйшій Синодъ не предполагалъ производить значительныхъ перемѣнъ въ постановкѣ учебнаго плана въ духовныхъ академіяхъ, и потому академическая коммиссія въ своей работѣ ограничилась предположеніемъ лишь второстепенныхъ измѣненій въ учебной части и при томъ такихъ, какія стояли въ связи съ дисциплинарною стороною. Такъ, она обратила вниманіе на слѣдующія неудобства въ академической жизни.

1. „Переходныя испытанія поставлены въ академіи не совсѣмъ цѣлесообразно. Отвѣты студентовъ въ общемъ болѣе, чѣмъ удовлетворительны. Но этого результата учащіеся достигаютъ неестественнымъ напряженіемъ силъ, готовясь къ экзамену въ предшествующіе ему два-три дня и въ это короткое время стараясь усвоить на память все, прочитанное имъ по данному предмету въ теченіе года. Вполнѣ естественно, что познанія, наскоро заученныя, недолго сохраняются въ памяти. Между тѣмъ не только въ отношеніи чисто научномъ, но и для выработки нравственной выдержанности въ учащихся, важно, чтобы они готовились къ испытаніямъ своевременно и усвоили преподанные предметы постепенно въ теченіе всего академическаго курса.

2. Совѣты студентамъ — повторять во время вечернихъ занятій прослушанныя ими лекціи обычно встрѣчаются съ возраженіемъ, что на это у учащихся нѣтъ свободнаго времени, такъ какъ вечерніе часы они употребляютъ на составленіе семестровыхъ сочиненій. Несомнѣнно эти сочиненія занимаютъ такое видное мѣсто въ жизни учащихся, что они не имѣютъ нравственнаго мужества заняться серьезно исполненіемъ своихъ другихъ обязанностей, пока заданное сочиненіе ими не написано. Уже одно повышенное значеніе балла за сочиненія сравнительно съ баллами, полученными на экзаменахъ, можетъ извинить студентовъ въ томъ, что сочиненія исключительно овладѣваютъ ихъ вниманіемъ.

3. Между тѣмъ по чисто внѣшнимч> условіямъ семестровыя сочиненія не могутъ принести всей той пользы умственному развитію учащихся, какой можно бы ожидать вч> виду усиленныхъ занятій студентовъ именно сочиненіями. На I и

II курсахъ въ С.-Петербургской духовной академіи читаются науки главнымъ образомъ историческія. По этимъ же предметамъ назначаются и темы для семестровыхъ сочиненій. Но нѣтъ возможности серьезно обсуждать какой либо историческій вопросъ, не имѣя подъ рукою историческихъ источниковъ. Для темъ но историческимъ предметамъ студентамъ требуются книги. Между тѣмъ академическая библіотека рѣдко бываетъ в'ь состояніи предоставить на цѣлый курсъ—50—60 человѣкъ—даже только 2 экземпляра требуемыхъ книгъ. Напр., если по характеру сочиненія требуется, чтобы студенты прочитали какое либо свято-отеческое твореніе въ подлинникѣ, то библіотека бываетъ вынуждена выдавать имъ только бенедиктинскія изданія in folio. Патроло-гіею Миня обычно пользуются только академическіе преподаватели, и это весьма цѣлесообразно; такъ какъ Patrologia издана на бумагѣ столь плохого качества, что томъ, наскоро прочитанный 20-ю или 30-ю студентами, неизбѣжно возвратился бы въ библіотеку нѣсколько поврежденнымъ. Пользованіе дѣяніями соборовъ (Labbe, Harduin, Mansi) или изданіемъ болландистовъ Acta Sanctorum представляетъ тѣ же затрудненія. Въ виду этихъ неудобствъ приходится и по историческимъ наукамъ придумывать темы болѣе или менѣе апріорныя, на которыя можно писать не читая книгъ. Но польза для умственнаго развитія отъ сочиненій этого рода далеко небезспорна.

4. Сочиненіе на степень кандидата въ настоящее время студенты пишутъ на IY курсѣ. Это обстоятельство лишаетъ Академію возможности проявить во всемъ объемѣ свое научное вліяніе на своихъ питомцевъ какъ на будущихъ ученыхъ или по крайней мѣрѣ литературныхъ дѣятелей. Самый подробный отзывъ можетъ только отмѣтить допущенные въ диссертаціи недостатки, но не можетъ научить начинающаго ученаго—избѣгать ихъ на будущее время. Когда эти отзывы появляются въ печати, кандидаты богословія уже находятся внѣ академіи. Профессоры академіи не имѣютъ возможности сдѣлать имъ чисто практическія указанія по поводу слабыхъ сторонъ, замѣченныхъ въ диссертаціяхъ, и сами авторы лишены возможности извлечь изъ подобныхъ указаній дѣйствительную пользу, такъ какъ живутъ въ отдаленіи отъ академическихъ библіотекъ“ *).

Для устраненіи этихъ неудобствъ Василій Васильевичъ какъ членъ коммиссіи выработалъ измѣненія, которыя всецѣло легли въ основу докладной записки коммиссіи и представляютъ те-

■) Архивъ академіи 1896 г. дѣло № 60: „Докладная записка коммис-сіи о желательныхъ измѣненіяхъ въ строѣ академической жизни“, пп. 1—3 и 5. Самая записка тщательно переписана рукою самого Василія Васильевича.

перь интересъ историческій. Для урегулированія хода учебныхъ занятій въ академіи онъ находилъ желательными слѣдующія перемѣны:

1. „Назначить студентамъ I и II курсовъ семестровыя сочиненія на срокъ не свыше одного мѣсяца каждое (именно первое сочиненіе на мѣсяцъ сентябрь, второе на мѣсяцъ октябрь и третье—съ 10 января по 10 февраля), съ тѣмъ, чтобы свободное отъ занятій сочиненіями время студенты употребляли на усвоеніе преподаваемыхъ имъ предметовъ.

2. Въ декабрѣ мѣсяцѣ производить повѣрку своевременности и успѣшности занятій студентовъ учебными предметами. Съ этою цѣлію преподаватель каждаго предмета въ присутствіи ассистента долженъ спросить каждаго студента.

3. Студентамъ, отвѣтившимъ на этомъ повѣрочномъ испытаніи удовлетворительно, Совѣтъ зачисляетъ баллъ ими полученный въ качествѣ устнаго отвѣта на экзаменѣ. На переводныхъ испытаніяхъ въ концѣ академическаго года эти студенты даютъ отвѣты только изъ той половины учебнаго курса, которая прочитана во второе полугодіе (съ января по апрѣль).

4. Напротивъ, студенты, отвѣтившіе на повѣрочномъ испытаніи не удовлетворительно, въ концѣ академическаго года сдаютъ экзаменъ изъ обѣихъ половинъ учебнаго года.

5. Сочиненія на степень кандидата богословія студенты пишутъ въ теченіе ІІІ-го академическаго курса.

и 6. На ІУ курсѣ студентамъ, сверхъ слушанія лекцій по тѣмъ предметамъ, чтеніе которыхъ на этомъ курсѣ положено, назначаются особыя занятія подъ руководствомъ того преподавателя, по предмету котораго они на III курсѣ писали сочиненіе на степень кандидата богословія, или же съ разрѣшенія Совѣта—по какому-либо другому предмету“.

Въ пояснительной запискѣ къ этимъ положеніямъ Василій Васильевичъ писалъ:

„Пунктъ пятый стоитъ въ тѣсной связи съ шестымъ пунктомъ.

Сочиненія на соисканіе степени магистра богословія пишутъ лишь немногіе изъ кандидатовъ богословія. Нельзя того же сказать о такомъ родѣ литературной дѣятельности, какъ сотрудничество въ журналахъ и т. п. Статьи того или другого объема, въ той или иной степени научнрія, пишутъ многіе изъ. питомцевъ академіи. Количественное преобладаніе статей надъ книгою содѣйствуетъ тому, что именно журналы являются у насъ показателемъ богословской производительности въ данную эпоху.

Академія не можетъ считать безразличнымъ для себя, если ея питомцы, не представляя на ея судъ своихъ диссертацій, своимъ сотрудничествомъ въ повременныхъ изданіяхъ

будутъ содѣйствовать повышенію или- наоборотъ—упадку научнаго вкуса читателей.

Между тѣмъ, при существующихъ порядкахъ, академія лишена возможности проявить во всемъ объемѣ свое вліяніе на своихъ питомцевъ именно какъ на будущихъ литературныхъ дѣятелей. Въ этомъ отношеніи они предоставлены почти всегда самимъ себѣ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Семестровыя сочиненія не ведутъ—въ этотъ отношеніи— къ цѣли. При ихъ многочисленности читающій ихъ преподаватель не имѣетъ возможности выразить своего мнѣнія о нихъ иначе, какъ постановкою балла и какими нибудь лаконическими замѣтками на нихъ.

О кандидатскихъ диссертаціяхъ пишутся подробные отзывы. Но авторы этихъ сочиненіи знакомятся съ этими рецензіями уже тогда, когда сами лишены возможности воспользоваться ими для своего самоусовершенствованія. Они стоятъ въ это время уже вдали отъ академіи, и академическая библіотека для нихъ часто совсѣмъ не доступна. Изъ рецензій они узнаютъ, какія стороны ихъ перваго опыта ученаго изслѣдованія оказались не совсѣмъ удовлетворительны. Но ни отъ кого они не встрѣчаютъ практическохъ указаній, какъ устранить (или ослабить) замѣченные въ ихъ грудѣ недостатки.

Если же кандидатскія изслѣдованія будутъ написаны въ теченіе III курса, то каждый преподаватель получитъ возможность:

а) содѣйствовать устраненію случайныхъ недочетовъ диссертаціи, назначивъ ея автору соотвѣтственныя упражненія;

и б) уяснить то, что автору диссертаціи осталось неяснымъ, не смотря на годовое занятіе вопросомъ, предложивъ ему или прямо относящіяся къ данной сторонѣ изслѣдованія или же—за отсутствіемъ ихъ—свои собственныя руководи-тельныя чтеніяu.

Выходя изъ мысли о неприкосновенности настоящаго академическаго status quo, нужно признавать, что проектированныя Василіемъ Васильевичемъ мѣры вполнѣ могли бы удовлетворить ближайшимъ потребностямъ академической жизни, и коммиссія не могла ничего больше этого сдѣлать. Если бы эти мѣры осуществились, особенно по отношенію къ кандидатскимъ сочиненіямъ, то академіи были бы наилучшею научною школою. Студенты, пишущіе кандидатскія сочиненія, необходимо вступали бы въ болѣе близкія отношенія къ тому профессору, который далъ тему, избранную ими. Василій Васильевичъ въ своемъ проектѣ и надѣялся, что «эта нравственная близость между студентомъ и профессоромъ еще болѣе укрѣпится во время особыхъ занятій на IY курсѣ и поведетъ къ блатвор-

ному нравственному вліянію профессоровъ на студентовъ, для проявленія котораго обычный ходъ академической жизни представляетъ довольно мало поводовъ, потому что отношенія, состоящія только въ томъ, что одинъ является въ аудиторію для прочтенія лекцій, а другіе эти лекціи выслушиваютъ и записываютъ, неизбѣжно принимаютъ формальный, оффиціозный характеръ. А это не можетъ не отражаться извѣстнымъ образомъ и на общемъ тонѣ жизни студентовъ». Эти особыя занятія студентовъ въ IT курсѣ, сосредоточенныя на извѣстной группѣ предметовъ примѣнительно къ писанному ими на III курсѣ кандидатскому сочиненію и состоящія подъ руководствомъ своего профессора, имѣли бы еще и то практическое значеніе, что дали бы студентамъ возможность самостоятельно заняться изученіемъ и оцѣнкою учебной и ученой литературы по тѣмъ предметамъ, которые вошли бы въ ихъ группу, и подготовили бы изъ этихъ студентовъ для духовно-учебныхъ заведеній свѣдущихъ преподавателей.

УIII.

Въ каждомъ учебномъ заведеніи для успѣха учебныхъ и ученыхъ занятій имѣетъ громадное значеніе состояніе библіотеки. Для духовныхъ же академій библіотека является однимъ изъ главнѣйшихъ средствъ къ усиленію ученой ея дѣятельности. Это, такъ сказать, желудокъ академій: хорошо его состояніе, хорошо работаетъ и голова; и наоборотъ: скудость и пустота ея парализуютъ дѣятельность и талантливѣйшихъ силъ. Поэтому, забота о пополненіи и совершенствованіи академическихъ библіотекъ составляла и составляетъ въ теченіе всей жизни нашихъ академій одну изъ важнѣйшихъ функцій дѣятельности академическихъ Совѣтовъ ‘).

Въ своихъ работахъ по вопросамъ внутренней жизни академіи Василій Васильевичъ неоднократно обращалъ вниманіе на значеніе библіотечныхъ вопросовъ. Не упуская случаевъ высказываться объ этомъ при исполненіи порученій, онъ иногда и самостоятельно входилъ въ академическій Совѣтъ съ докладными записками по этимъ вопросамъ. Такъ въ 1898 году, когда въ числѣ слушателей академіи оказалось нѣсколько при- *)

*) Отчеты всѣхъ академій за каждый годъ ихъ существованія полны указаніями объ этой дѣятельности.

родныхъ восточныхъ сирійцевъ съ береговъ Урми, и академическая библіотека, вообще не богатая произведеніями на сир-скомъ языкѣ, оказалась совершенно не подготовленною къ запросамъ этихъ слушателей, Василій Васильевичъ не только возбудилъ спеціальный вопросъ объ отысканіи кредита для пріобрѣтенія въ библіотеку древне-сирскихъ произведеній, напечатанныхъ восточнымъ (такъ называемымъ несторіанскимъ) шрифтомъ, но и составилъ списокъ ученой литературы для нихъ и указалъ самые практическіе и экономическіе способы пріобрѣтенія ея. Побужденіемъ къ этому для него послужило слѣдующее соображеніе, какъ онъ самъ пишетъ въ своей запискѣ въ Совѣтъ академіи:

^Среди возсоединенныхъ съ православною церковью сирійцевъ замѣтно желаніе ввести у себя богослуженіе но православному русскому чину на новосирскомъ языкѣ. Очевидно, въ лицѣ нашихъ слушателей мы имѣемъ дѣло съ будущими переводчиками нашихъ богослужебныхъ чиновъ на новосир-скій языкъ. Долгъ академіи—сколько возможно облегчить имъ этотъ предстоящій подвигъ. Задача будущихъ переводчиковъ далеко не легка. И по своему возрасту и по своей предшествующей подготовкѣ они не подаютъ надежды—стать сколько-нибудь удовлетворительными знатоками греческаго языка. Подлинный богослужебный текстъ имъ, слѣдовательно, останется недоступенъ. Трудно ожидать и того, что они овладѣютъ въ совершенствѣ церковно-славянскимъ языкомъ. И наоборотъ, мало надежды на то, что православные русскіе миссіонеры изучатъ живой новосирскій языкъ столь хорошо, что явятся надежными руководителями для переводчиковъ изъ природныхъ сирійцевъ.

Отсюда выясняется то значеніе, которое древне-сирскій языкъ имѣетъ въ этомъ вопросѣ. Византійскіе греческіе termini technici и характерные обороты церковнаго языка въ древне-сирской письменности переданы—насколько это вообще возможно—весьма удовлетворительно соотвѣтственными сир-скими понятіями, и даже самыя неточности этихъ замѣнъ важны въ томъ отношеніи, что показываютъ безсиліе этого языка, очевидно и нынѣ неустранимое. А переходъ отъ древне-сирскаго лексикона къ новосирскому, конечно, менѣе труденъ, чѣмъ отъ славянскаго къ новосирскому. Поэтому весьма желательно, чтобы наши слушатели въ стѣнахъ академіи имѣли возможность и упрочить и усовершенствовать свои познанія въ древне-сирскомч> языкѣ“ *).

Результатомъ этихъ заботъ Василія Васильевича была особая ассигновка изъ Св. Синода суммъ на выписку древне-сирскихъ книгъ. Архивъ Спб. Д. А. 1898 г., дѣло № 30.

Къ соѵкалѣнію. дѣятельность академическихъ Совѣтовъ но отігоіиоііію к і. своимъ библіотекамъ часто осложняется педостаточ-костыо штатныхъбибліотечныхъ суммъ. Пріобрѣтать па ;ші суммы воѣ. необходимыя для потребностей академіи, кшнті не приходится. Изыскивать же мѣры къ папвозможнымъ сокращеніямъ. при удовлетвореніи зтихъ потребностей безт. ущерба для академическаго дѣла, составляетъ одну изъ докучливыхъ заботь. Вт. 1ST'.) іоду, когда Василій Васильевичъ былъ еще студентомъ IV курса, опытомъ дознанная недостаточность существующихъ вт. академіи средствъ па пріобрѣтеніе всѣхъ книгъ, желаемыхъ отдѣльными наставниками, побудила Совѣтъ академіи пригласить всѣ отдѣленія кт. участію вт. выборѣ наиболѣе необходимыхъ для библіотеки книгъ '). Вт. 1ХУК же году библіотечный вопросъ осложнился настолько, что Совѣту академіи пришлось даже пріостановить выписку книгъ въ академическую библіотеку до ls'.HI года ’-), а Василію Васильевичу, состоявшему въ то время вт. ревизіонной коммиссіи по библіотекѣ, пришлось поработать, по порученію Совѣта, падь вопросомъ объ урегулированіи вьшнеки книгъ вт. академическую библіотеку.

Результаты атихъ совмѣстныхъ съ другимъ членомъ ком-мнссін работъ Василія Васильевича вт. настоящее время уже напечатаны въ журналахъ Совѣта академіи s). IГо:»тому, здѣсь приведемъ лишь нѣкоторые изъ нихъ. вт. которыхъ высказывается прннциніалыіый взглядъ Василія Васильевича па академическіе библіотечные вопросы:

„При контролѣ, преподавательскихъ докладныхъ записокъ Совѣтъ исходитъ инъ с.тЬдутощаго положенія: академія обязана вооружить преподавателей иаилучшнми рецензіями источниковъ по соотвѣтственнымъ предметамъ, respccliue книгами ad instar foiHiuni, но пособница, г. е. костыли для калѣкъ, преподаватели должны пріобрѣтать на свои счетъ, если полагаютъ, что они въ итого рода печатныхъ продуктахъ нуждаются. Поэтому въ академическую библіотеку Совѣтъ охотно пріобрѣтаетъ книги капитальныя, вышедшія изъ подъ пора акторитетолт. наукъ и отмѣчающихъ собою извѣстное поступательное движеніе въ ней, особенно же произведенія, которыя принято называть „Epochenmacliendu, ..дѣлающими зпоху“, подобнаго рода книги, хотя бы онѣ стоили и дорого, разрѣ-

') Отчетъ за. 1879 г. стр. 9.

-) Журналы Совъта за 1899 -1900 уч. годъ стр. 96—7.

") Журналъ Совѣта за. 1499 -ІіИКІ уч. годъ стр. 1-11 —107.

шлется пріобрѣтать и вновь, ні> изданіяхъ исправленныхъ и допоЛнетшха», если только преподаватель убѣдится, что лги исправленія п дополненія значительны пли же существенны. Но Совѣтъ крайне скупо расходуете академическія средства на покупку изданій второстепенныхъ п дешевенькихъ, если не доказано, что вч. произведеніяхъ этихъ не первостепенныхъ величинъ высказываются новые тезисы, что эти незначительные дѣятели представляютъ собою особое научное направленіе и т. п., тогда и яти книги пріобрѣтаются но научному правилу: nt et altem pars audiatur" 1).

„Совѣть не долженъ поощрять п погони за полнотою литературы по какимъ либо частнымъ вопросамъ. Подобный подбора» „всего написаннаго" считается украшеніемъ частныхъ библіотекъ потому, что у себя дома собственникъ библіотеки имѣетъ полное право быть любителемъ. Но въ биб-л:'трекѣ академической такую полноту пришлось бы считать -достаткомъ. Совершенно неизбѣжно, что подъ флагомъ ягой полноты попадаете въ библіотеки много печатнаго сора и древняго п особенно шшаго. вереница программа», брошюрокъ п толстыхъ книгъ, но безъ всякаго научнаго значенія п давно уже достойныхъ только забвенія. Нельзя тратить академическія деньги на такое „повтореніе выше пройденнаго"; можно пожалѣть даже н мѣста на полкахъ академической библіотеки для подобныхъ назойливыхъ литературныхъ гостей. Поэтому можно принять за правило: отъ каждаго рекомендуемаго новаго сочиненія на старую тему требовать въ упоръ пли опредѣленной научной физіономіи или осязательныхъ преимущества» (по матеріальной полнотѣ и но научности общаго habitus), сравнительно съ сочиненіями уже пріобрѣтенными нч» библіотеки.

Особенно энергично ято veto должно раздавааъся ва» тѣха» случая ха», когда подобное собирательство направляется па вопроса», только соприкосновенный са> предметами, ва» академіи преподаваемыми1- 2).

„Академическая библіотека никогда не должна задаваться .мыслію играть роль мецената. Эта роль нашему бюджету соноѣма» не пода» силу. Поэтому заявленія о пріобрѣтеніи той пли другой книги во многнха» экземплярахь должны пройти чреза» игольныя уінп прежде, чѣма» удостоиться разрѣшенія Совѣта. Понятно, что это положеніе не можета» имѣть примѣненія тамъ, гдѣ дѣло идетъ прямо оба» учебникахъ* а).

..Никакое сокращеніе ва» расходованіи сумма» на выписку журналова» не представляется возможныма». На этомъ пунк тѣ у паса» наблюдается вовсе не роскошь, а развѣ чистенькая бѣдность, еле совмѣстимая еа» -топ порядочностью, которая

J) Ibid. стр. 151 — 2.

'-) Ibid., стр. 154-

") Ibid. стр. 155.

прямо требуется отъ высшаго учебнаго заведеніи. Мы и такъ откапываемъ себѣ во многомъ. Достаточно намѣтить, что изданіи академіи наукч. берлинской, вѣнской, мюнхенской, вт» пашу библіотеку не выписываются: прославленные журналы по классической филологіи Hermes и Pliilolügus также нѣть; такіе органы по востоковѣдѣнію, какъ лейпцигскій Zeitschrift der Deutschen Morgcnlündischen Geselsdmft. какъ парижскій .Journal Asiatiipie. тоже нѣть. Не покоримъ о Wiener Studien австрійскпхч» оріенталистовъ. Но псѣ названныя паданія по-священі.і востоковѣдѣнію вообще. Л подлѣ нихъ стоятъ повременныя паданія по египтологіи н ассиріологіи, и на этихъ двухъ спеціальностяхъ идетъ неустанная работа: поэтому,

быть можетъ, уже весьма недалеко то время, когда академическія каоедры, соприкосновенныя съ изученіемъ ветхаго завѣта, признаютъ уже болѣе невозможнымъ обходиться безъ выписки Zeitschrift fur Assyriologie und verwandte Gebiete, Beitrüge zur Assyriologie und vergleichenden semitischen Sprachwissenschntt, о г. n. органонъ.

..Мы жпвомь ігь іпіоху. когда книга глохнетъ оть напора иовременныхч. изданій. Фактя» глубоко прискорбный: но устранить его мы не властны. Едва ли можно спорить и нротивь того, что наиболѣе цѣнное вч> наукѣ теперь появляется рѣже

въ книгахъ, чаще въ журналахъ,......и ото потому, что Verleger

журнала въ своихъ чисто коммерческихь поію.ыновешнхч. одерживается двойныагь учеными» ..noblesse oblige“; чуветвомч» научнаго долга ученаго автора статьи п чувство.м'ь научнаго долга ученаго редактора журнала. Вь такое время окономія вь бюдѵкетѣ на журналы едва ли позволительна“ г>.

-Нормальная цифра всѣхъ студентовч» в ь ( '.-Петербургской духовной академіи— 120 человѣкъ, фактическая --240. Когда мы станемъ смотрѣть сь точки зрѣнія интересовъ академической библіотеки,, невозможно будетч. не признать большою историческою неосторожностью итого сверхънормаль-паго наростанія пашпхл. eines academiei. Академіи--не университеты. Писать диссертаціи на степень кандидата у насъ обязаны рѣшительно псѣ студенты. Преподавателей это обязы-ваетч. выдумывать и чу ть не изобрѣтать темы для сочиненій даже снерхч» настоящей потребностп вь нхь научной обработкѣ: а библіотека должна была поставлять книги, н книги. Именно она-то и не получила никакой „компенсаціи“ за то, что еостав’ь студентовъ академіи къ настоящему времени уже удвоился. Для недостаточныхъч> пли же просто доетойпѣйшпхь студентовч» учреждено нѣсколько стипендій: для потребности библіотеки на покрытіе ея усиленныхч» расходонч» еще никто ие учредила, іш одной стпиендіп. Сама академія въ нрошед-шгмъ была или настолько не дальновидна, или настолько гуманна, что не имѣла мужества пронести той мѣры, чтобы со

’) ІЬЫ. CTJ). 143.

всякой вновь учреждаемой стипендіи хоти бы только по 10 рублей ежегодно, поступало на усиленіе нашего библіотечнаго бюджета. Между тѣмъ нч> принципѣ можно допустить, что каждый стѵдеіггь, пишущій кандидатскую диссертацію, обходится библіотекѣ средними числима, но крайней мѣры вч> 10 рублей. Такимъ образомъ на ату спеціальную статью расхода слѣдуогь отчислить ежегодно до 600 рублей. И на ату статью расхода приходите« смотрѣть именно какъ на статью спеціальную, потому что можно предвидѣть, что она можетъ обогащать нашу академическую библіотеку и произведеніями довольно проблематической цѣнности, книгами, которыхъ дли себя профессоръ пріобрѣтать не стать бы, потому что цхъ научное достоинство довольно посредственное: но потому-то нти книги и могутч. быть хорошею пробою для критической проницательности студентовъ. Приходится иногда, вч> иодобных ь случаяхъ, пріобрѣтать и .мелкія брошюры и дешевенькія изданія, потому что онѣ необходимы для полноты диссертаціи или же сберегаютъ для студента драгоцѣнное время" ‘).

IX.

Дѣятельность Насилія Наенлі.ешіча по вопросамъ внутренней жизни академіи касалась и духовныхъ семинарій, которыя но цѣли своего существованія имѣютъ нантѣснѣйншо связь съ духовными академіями. Въ духовныя академіи поступаютъ исключительно воспитанники духовныхъ семинарій; и сами академіи, чрезъ своихъ прежнихъ воспитанниковъ, призваны давать общее образованіе своимъ воспитанникамъ будущимъ. Отсюда въ дѣлѣ образованія духовенства успѣхъ академическихъ занятій несомнѣнно зависитъ отъ степени согласованія программъ семинарскаго курса съ академическимъ уставомъ. Чѣмъ выше общее развитіе поступающихъ въ академію, тѣмъ успѣшнѣе идетъ п въ академіяхъ научное спеціально-богословское образованіе. Потому пи одна изъ учебныхъ реформъ не можетъ обойтись безъ призванія къ участію академическихъ дѣятелей въ пересмотрѣ семинарскихъ программъ и не можетъ игнорировать вопроса о приведеніи ихъ въ соотвѣтствіе съ постановкою академическаго учебнаго дѣла.

Нт. 1-SS1 году, когда въ духовно-учебныхъ заведеніяхъ вводились новые уставы, академическіе дѣятели, дѣйствительно, и были призваны—пересмотрѣть программы по предметамъ семинарскаго курса, а но нѣкоторымъ составить новыя—и

М Ibid. стр. 14л.

ІірИІіОСТП ІІХЧ. 1!Ъ Соотвѣтствіе (VI. тѣми измѣненіями. lull,'ІЯ віюди.тті уставъ 188) года. Одною изъ побудительныхъ причинъ кт» атому и iioc.iyvi.ii.ia та _взаимная связь между академіями п семинаріями, которая должна бы выражаться, со стороны академіи, въ наблюденіи за направленіемъ п ходомъ учебно-воспитательной части въ духовныхъ семинаріяхъ (уставъ духовныхъ академіи £ si отд. (> п. S п обт.яспнтелыіая къ уставу записка стр. 42—46). Но на іі]»актпігЬ ата связь за все время существованія уставовъ духовно-учебныхъ заведеній 1884 г. не проявлялась и ограничилась лишь пересмотромъ программъ и поддерживается академическими наблюденіями объ успѣхахъ семинарскаго преподаванія, обнаруженныхъ поступающими въ академію на пріемныхъ окзамепахъ.

Припоминая ату связь. проявившуюся въ 1SSI году въ пересмотрѣ академическими дѣятелями семинарскихъ программъ, считаемъ не лпшнпм'і», особенно вч, виду уже напрѣвшаго вопроса о новомъ пересмотрѣ этихъ программъ, привести здѣсь труды Василія Васильевича по проняведенпому имъ пересмотру программы по общей церковной исторіи для духовныхъ семинарій.

Будучи еще доцентомъ въ LKS4 году Василій Васильевичъ сдѣлалъ слѣдующія аамѣчанія на программу но общей церковной исторіи для духовныхъ семинарій '):

1. „ГІо уставу 18(57 г. въ духовныхч, семинаріяхч, на преподаваніе общей церковно-исторіп полагалось (5 недѣльных і, уроковч». Новый уставъ духовныхч» семинарій на преподаваніе науки, церковно-историческихъ назначаетъ 12 недѣль-ні.іхч» у|юковч>. Распредѣленіе нхч, между отдѣльными вѣтвями церковной исторіи не указано тш вч» росписаніп учеб-ныхч» предметовъ», нн вч> объяснительной запискѣ кч> уставу. Но такч» какч» нн уставомъ, пи запискою не предполагается сократить число уроковч» но общей церковной исторіи, то можно полагать, что оно остается то же самое, т. е. кч» б урокамъ (въ III и IV классѣ) будетч» нрпчисленч» для преподаванія общей же церковной исторіи еще одшгг» изч» трехч> уроковъ, назначеппыхч, вч» V классѣ. Если же курсъ общей церковной исторіи остается по прежнему с г» С недѣлі.пымп уроками, то устраняется и поводч, кч> передѣлкѣ, существующей программы отой науки.

2. Вч, дѣйствительности постановка итого предмета вч» семинаріяхъ опредѣляется по только его программою, но и ея выполненіемъ. Повѣрочныя пріемныя испытанія нч> С.-ІТетер-

Гіѵргскоіі духовной академіи въ 1S81 с. поката.іи, что едва иъ половинѣ сомипарііі программа выполиистен до конца, и то сі. значп тельными проиавольны.мп сокращеніями. Эго видимо говорить о томъ, что программа выполнена <?» і/чсоишііь Е. Смирнова в'ь такихъ широкихт. размѣрахъ Э, что становятся желательны сокращенія вт> немъ.

о. Ложно предвидѣлъ, что при дѣііствіи новаго устава потребность въ зтпх'ь сокращеніяхъ заявить себя сильнѣе.

аа) Прежде' церковная исторія научалась одновременно сч> догматическимъ богословіемт>, и преподаватель нерпой могь до извѣстной степени опираться на параллельныя разъясненія преподавателя догматики. Напр., ученики, ознакомившіеся с/ь точнымъ выраженіем'ь православнаго догмата іп> его подробностяхъ, научившіе текстуально образцовыя изложенія догмата о св. Троицѣ и воплощеніи, безъ особаго труда усвоялп уже понятныя имъ подробности церковной исторіи, не было надобности въ уеи.тенных'ь раз'ьнспеніяхъ того, какой смысля) и значеніе имѣютъ частные пункты системъ аріанской, несторіапскои. мопофнзитской. Всѣ зтп разъиспе-

') Нотъ примѣрный расчетъ: а) книга Е. Смирнова состоитъ изъ .588 страницъ (изд. 1880 г. вып. 1 и 2=456 стр.; выи.З нзд. 1873 г.=132 стр.), такой плотности, что. среднимъ числомъ, на раздѣльное чтеніе вслухъ требуется но 3 минуты на страницу- Имѣя вч> виду сложность церковной жизни на западъ въ новѣйшій періодъ, а равно и то, что послѣднее тридцатилѣтіе представляетъ факты высокой важности (отношеніе болгарской церкви къ константинопольской на- востокѣ; ватиканскій соборъ съ его предшествующимъ (syllabus) и послѣдующимъ (Kulturkampf); ста-рокатолики. своимъ появленіемъ иодчеркнувшіе существованіе утрехтской церкви съ остатками галликанской свободы), нужно полагать, что. доведенный до конца въ томъ же объемѣ, учебникъ Смирнова представилъ бы томъ не мкнѣе какъ въ 800 страницъ, чтеніе котораго взяло бы 40 часовъ, б) Учебный годъ въ семинаріяхъ (за исключеніемъ 2 недѣль на экзамены) состоитъ изъ 200—20-5 учебныхъ дней; слѣдовательно, при О урокахъ, курсъ общей церковной исторіи равенъ 200 — 20:5 часамъ,

в) В'ь ото время учебникъ можно прочитать 5 разъ, г) Но при выслушиваніи воспитанниковъ, когда предметъ изучается вновь и затѣмъ когда онъ повторяется предъ экзаменами, тратится времени вѣроятно въ 1 ’,-раза болѣе, чѣмч, на чтеніе но кницѣ. Слѣдовательно, при полной экономіи времени, ото неизбѣжное двойное повтореніе учебника возьметъ всего учебнаго года, д) На объясненія преподавателя и на случайныя потребности вт, усиленномъ изученіи нѣкоторыхъ отдѣловъ остается 8 ) часовъ, что даетъ до 3(> минутъ на урокъ въ періодъ, предшествующій общему репетированію. Этого времени, новиднмому, на практикѣ оказывается ’ недостаточно, е) Раздѣленныя на 150 уроковъ, 800 страницъ даютъ до 5';, страницы кл, каждому классу, что, при трехъ другихъ урокахъ и при наклонности къ буквальному заучиванію, дастъ довольно труда носнитанинкамъ.

ііііі теперь будутъ сполна лежать на обязанности нреподава-теля церкоиноіі исторіи.

бб) Прежде общую церковную исторію поучали воспитанники У класса, уже прошедшіе дос таточно серьезный дли средняго учебнаго заведенія курсъ наукъ философскихъ. Теперь древніі'г періодъ церковной исторіи воспитанники начнутъ изучать одновременно сч» тѣмъ, как-ь приступить кч> изученію логики, и закончатъ его прежде, чѣм'ь для пнхъ начнется преподаваніе психологіи и начальныхъ основаній н краткой исторіи философіи. Не слѣдуетъ переоцѣнивать значенія изученія философіи но матеріальной сторонѣ, хотя и она имѣетъ свою цѣну. Напр.. стр. 10 (изд. 1880 г.) учебника написана при несомнѣнномъ предположеніи, что сч. краткою исторіею философіи воспитанники уже знакомы. Такія явленія, какъ гноспсъ, какъ древне-александрійское ученое богословское направленіе, легче понимаются и отчетливѣе усво-яются при знакомствѣ еь неоплатонизмомъ. Для пониманія еретическихъ системъ въ родѣ аріанства, для уясненія средневѣковаго спора номиналистовч. и реалистовъ. философія можетъ служить хорошею пропедевтикою. Пользоваться фп.ъ -софскпмъ матеріалом'ь для раз ьяеііеиія церковно-исторши--ских'і. явленій преподаватель могч> бы во всякомч, случаѣ; лишь ня. скромныхъ размѣрахъ. Но во всей силѣ остается формальное значеніе философскихъ наукъ вч> смыслѣ развивающаго средства. Воспитанника V класса нельзя не считать болѣе зрѣлымъ умственно, чѣмч> воспитанникъ 111 класса; было бы несправедливо предъявлять послѣднему тѣ же требованія, какія съ полнымъ основаніем'ь предъявлялись первому. Учебникъ церковной исторіи дли воспитанника V клаеа не представлялъ тѣхъ трудностей для усвоенія, какія можетъ представить для воспитанника III класса. Выводя, отсюда тотъ, что теперь преподаватель на рааъяс-непія самыя заурядныя будетъ употреблять больше времени, чѣмъ прежде: что слѣдовательно сокращенія въ учебникѣ желательны то въ видахъ упрощенія (когда опускаются трудныя подробности), то просто для экономіи времени.

4. На постановку общей церковной исторіи не можетъ не вліять и вновь введенная въ семинарскій курсъ наука ѵрав-н-иш.іьна/о <Іогос. іовія. При одномъ урокѣ въ недѣлю, эта наука можетъ быть не возьметъ на себя задачи- предложить свою историческую аргументацію сполна и изъявить желаніе, чтобы въ церковной исторіи обращено было особое вниманіе на тѣ; пункты, которые представляютъ пнтерео/ь для оцѣнки пно-славныхъ вѣроисповѣданій. Такой desideratum представляется тѣмъ болѣе справедливыми,, что въ интересахъ самой же церковной исторіи важно возможно полное пониманіе такого явленія, какъ римское папство. Между тѣмл, въ учебникѣ; этотч» ионросл, поставленъ довольно слабо. Прецеденты папства во ТТ и III вѣжѣ; только но сведены въ одинъ параграфъ, нона

своііхч, мѣстахъ оцѣнены и подчеркнуты. Но «о второмъ періодѣ слана: „Папскій притязанія па главенство въ церкви^ (32) оказывается ]ѵіішіітрлыиі безцвѣтною, если сопоставить ее съ тѣми содержательными параграфами, которые по этому вопросу читаются иъ иностранныхъ курсахъ церковной исторіи (Kurtz, Schaff). На зтомъ пунктѣ, желательны, слѣдовательно, не сокращеніи въ учебникѣ, а значительное' ого дополненіе.

о. Новымъ уставомъ вводится наука бшкіеііеш'і исторіи. Ея появленіе въ семинарскомъ курсѣ обѣщает ъ значительное сбереженіе во времени для общей церковной исторіи. Новозавѣтная исторія въ учебникѣ Смирнова занимаетъ 84 страницы І4—89, §§Г>—4U). Оъ отнесеніемъ итого отдѣла кч> библейской исторіи, къ ко торой онъ принадлежит ъ по своему источнику и причисляется въ авторитетномъ „Начертаніи церковно-библейской исторіи", можно сократитъ яти 80 стра-ниц'ь в'і. 8 разъ и иъ видѣ очерка дѣйствительно конспективнаго ') соединить со слѣдующимъ отдѣломч.-- -второю половиною перваго періода церковной исторіи. И это будетъ съ пользою для дѣла: въ исторіи апостольскаго вѣка составитель учебника пространенъ иногда только потому, что полною горстью беретъ свѣдѣнія изъ позднѣйшаго времени.

G. Пункты соприкосновенія общей церковной исторіи сгь литурішті также заслуживаютъ особеннаго вниманія. Если в'ц этой послѣдней наукѣ предполагается дать широкое мѣсто элементу археологическому, то желательно, чтобы подробности этого рода (§§ (58—71 перваго выпуска и §§38—3(5 втораго), коль скоро их'ь предположено повторить на страницахъ литургики, доведены были до своего minimum';! въ учебникѣ церковной исторіи.

7. Дальнѣйшія сокращенія вч. учебникѣ также желательны. Но намѣтить вч. самой программѣ пункты, которые подлежали бы устраненію, нѣть возможности. Задача состоитъ вч. томя., чтобы, не урѣзывая программы, дачъ вч. учебникѣ текстъ болѣе сжатый. Вч. этомч, отношеніи нозволимч. себѣ обратить вниманіе на слѣдующія мѣста:

а) Не слишкомъ ли подробно говорить анторч. о распространеніи христіанства у западно-европойскпхч. народовъ (вторая половина § 5 и £ 43 второго выпуска)?

б ) Заслуживаютъ ли папы * позорнаго періода 883—104(5 г. днухч» етраннцч. вч. учебникѣ?

в) Не цѣлесообразнѣе ли § 21 тречънго выпуска подвергнуть сильнѣйшему сокращенію?

Вообще представляется желательнымч.. чтобы при сокра-щеніяхч. опускаемы были не фактическія подробности -- онѣ могѵч'ч. даже облегчить запоминаніе, а фразы, иногда довольно многословныя. Но, при уваженіи кч, фактам ъ, нужна строгая

’) Ср. стр. 20 программы.

ихъ провѣрка: все ошнбочпое, несостоятельное, но выдаваемое на фактъ, должно быть устранено ивъ учебника. И ото даегь извѣстное сбереженіе въ мѣстѣ и времени.

8. Мы исходимъ пза, предположенія, что новый устава» даетъ лишь О уроковъ ва, недѣлю на преподаваніе общей церковной исторіи. Но возможно и другое распредѣленіе: быть можетъ, при сравненіи программа, другпха, вѣтвей церковной исторіи, для нихъ не потребуется болѣе Г) уроковъ. Седьмой урока, для общей церковной исторіи желатолена, даже и при тѣхъ сокращеніяхъ, которыя приложены выше. Если бы получилась значительная якономія во времени, ятнма, избыткомъ можно было бы воспользоваться для пополненія патрнстическаго отдѣла учебника. Ва> своемъ настонщема, видѣ, она, ничего не говоритъ, напр., о сн. Епифаніѣ кнпрскома», хотя на, другпха, мѣстаха» (стр. 161, 842) на него сдѣланы ссылки. Не названы н по имени церковные историки Сократа», Созомена», Евагрііі, не говоря уже о шісателихь-хронистаха, и о латинской церковной исторіографіи.

9. Предлагаемыя выше перемѣны, насколько онѣ затро-гиваюта, программу, сводятся ка, слѣдующему:

. А) Введеніе ва» науку: (§§ 1—4) безъ перемѣнъ.

Первый періода,: ста» перваго распространенія церкви во времена апостоловъ до торжества ея надъ язычествома» при Константинѣ в. (84—-818 гг.): характера» этого періода (§ 18).

Глава I. Распространеніе церкви. 1)Политическое и нравственное состояніе лзілчннкова, и іудеевъ, кака» условіе, благопріятствующее обращенію иха, ко Христу. 2) Распространеніе христіанства при апостолахъ (способа» распространенія— апостольскія путешествія-, подвиги ап. Павла и другпха, апостоловъ; объемъ распространенія, причины успѣха) (§§ 14- -19,

23). 8) Распространеніе христіанства послѣ апостолова, (спо-спобъ распространенія) ва, Азіи—Африкѣ—Европѣ (§ 41).

4) Гоненія на церковь со с тороны іудеевъ. Конецъ иха,: разсѣяніе іудеева, ($ 20). 5) Гоненія на церковь со стороны язычниковъ (причины гоненій) при императорахъ: Неронѣ, Домиціанѣ, Троянѣ п др. (ijij 21, 22, 42--47). 6) Нападенія на христіана, со стороны языческой философіи 48, 49).

7) Апологеты (§ 50).

Глава ПІ. Ученіе церкви. 1) Источники вѣроученія новозавѣтной церкви канона» и преданіе (§§ 24, 57). 2) Частные догматы, раскрывавшіеся церковію. Символа, (§§ 25, 57 ко-неца», 58).

Глава IV. Ереси п лжеученія. 1) Иха» происхожденіе ($ 88). 2) Еретики іудействующіе (§ 89). 8) Гностицизмъ. Его происхожденіе и главный характера, (§§ 40, 51). Гностики апостольскаго вѣка (§ 40), александрійскіе и сирійскіе (§ 52). 4) Манихейство (§ 581. 5) Монтанизмъ (§ 55). 6) Мо-нархіане (§ 54). 7) Хиліазма, (§ 56).

Глаза V. Богословская письменность и наука. 1) Мужи

апостольскіе. ихъ твореніи 26). 2) Богословская наука послѣаиостольскаго времени; ся представители (tj öS)>.

Глава \*І. Устройство н управленіе церкви. 1) Міряне и клиръ (ч; 27). 2) Чрезвычайныя дарованія и служенія въ вѣкъ апостольскій (§ 28). о) Степени постоянной іерархіи: епископы, пресвитеры п діаконы 2S), 6<)і. 4) Не іерархическія церковныя должности: діакониссы, иподіаконы, чтецы, пѣвцы, аколуоы, заклинатели, сотіаріи (§§ 29, 61). о) Избраніе и посвященіе духовныхъ лнць: нхь брачное состояніе п способы содержанія (§ (52). 6) Раздѣленіе церкви па епархіи и приходы. Взаимное общеніе между церквами. Соборы: ихъ первообразъ соборъ апостольскій (§§ 64, 65, 81, Г»!)).

7) Власть мнтрополнтов г.. Римскіе епископы; пхъ притязанія на главенство (($ 66).

Глава VII. Богослуженіе, благочиніе (дисциплина) и христіанская жизнь. 1) Характеръ новозавѣтнаго богослуженія; его составныя части (g§ 88, 69). 2) Священныя мѣста (§§ 84, (58).

8) Священный времена. Споры о времени празднованія пасхи. Начало поста въ субботу на западѣ (§§ 86, 71, 72). 4) Совершеніе таинствъ. Спорь о крещеніи еретиковч» (§§ 85, 70).

5) Церковная дисциплина относительно принятія иадшихч,. Расколы противь церковной дисциплины: Ипполита іть Римѣ, Новата и Фелициссима въ Кароагенѣ, Нонаціана въ Римѣ, Ме-литія в'ь Египтѣ (§§ 87, 78). 6) Жизнь хриетіаігь (§§ 84, 74, 75).

і; 82 учебника во второмч. періодѣ: .,Попытки папскихъ притязаній па главенство“ долженъ бы обнимать слѣдующія рубрики: 1) Епископъ римскій. Историческія основанія его высокаго положенія (отношеніе къ свѣтской власти). Соборъ орелатскій 814 г. Соборъ сардинскій 848 г. Воззрѣнія Льва В. на первенство ап. Петра н епископовч» римскихъ. 2) Отношеніе къ римской каоедрѣ частныхч, церквей запада. Автокефальныя церкви. Борьба галльской церкви противъ рим-скихь притязаній (дѣло Калпдонія). Борьба африканской церкви пропить римскихъ притязаній ідѣло Апіарія). 502 г. Вопросъ о ..трехъ главахъ“. 8) Отношеніе къ римской каоедрѣ церквей востока. Юлій п соборъ антіохійскій 841 г. Дамазъ и Василій В. Вселенскій собора» 881 г. въ Константинополѣ и отношеніе Рима кч> его постановленіямъ. Целестинъ I и Левъ в. съ сношеніяхъ сч» востокомъ. Дѣло Акакія константинопольскаго; воззрѣніе Геласія на авторитетъ римской каосдры. Вигилій. Титул ь ..вселенскаго" и Григоріи В. Гонорій п его преемники. Ипоха нкоиоборцеіть. 4) Начало свѣтской власти папь.

Во 2 главѣ второй знохп, Б, втораго отдѣла послѣдняго періода (стр, 18 программы) необходимо слѣдующее дополненіе: .,4) Ватиканскій соборъ. 5) Старокатолики; нхч» сношенія съ православною и епископальною церквію. (5) (’вѣдѣнія о дѣпетвіяхч. латпнекпх'ь мпееіонероиъ“ *).

И. Уберскій.

*) Окончаніе будетъ.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная акаде-мия — высшее учебное заведение Русской Православной Церкви, готовящее священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области бо-гословских и церковных наук. Учебные подразделения: академия, семинария, регентское отделение, иконописное отделение и факультет иностранных студентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Проект осуществляется в рамках компьютеризации Санкт-Пе-тербургской православной духовной академии. В подготовке элек-тронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии и семинарии. Руководитель проекта — ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор проекта — про-ректор по научно-богословской работе священник Димитрий Юревич. Материалы журнала готовятся в формате pdf, распространяются на DVD-дисках и размещаются на академическом интернет-сайте.

На сайте академии

www.spbda.ru

> события в жизни академии

> сведения о структуре и подразделениях академии

> информация об учебном процессе и научной работе

> библиотека электронных книг для свободной загрузки

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.