Научная статья на тему 'Памяти профессора Р. Х. Тугушева: мозаика воспоминаний'

Памяти профессора Р. Х. Тугушева: мозаика воспоминаний Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
306
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Памяти профессора Р. Х. Тугушева: мозаика воспоминаний»

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

PERSONALIA

ПАМЯТИ ПРОФЕССОРА Р.Х. ТУГУШЕВА:

МОЗАИКА ВОСПОМИНАНИЙ

24 января 2008 года трагически оборвались две жизни: заведующего кафедрой психологии факультета философии и психологии Саратовского государственного университета, доктора психологических наук, профессора Рашида Хасьяновича Тугушева и его жены Ольги Сергеевны Тугушевой. Они прожили вместе более 40 лет...

Трагическое событие внезапное, бессмысленное, чудовищное по своей сути, неподвластное нам, но властное над нами. Мы переживаем горе и скорбим.

«Человеческое горе не деструктивно (забыть, оторвать, отделиться), а конструктивно, оно призвано не разбрасывать, а собирать, не уничтожать, а творить - творить память» (Ф.Е. Василюк). На психологическом уровне главной целью работы горя является устроение образа утраты для сохранения в памяти.

По мнению М. Пруста, «горевать можно лишь о том, что вызываешь в памяти». Мы хотим поделиться своими воспоминаниями с тем, чтобы наиболее точно воссоздать непростую траекторию жизненного пути Рашида Хасьяновича Тугушева и показать многомерность измерений его личности.

В.Н. Белов, декан факультета философии и психологии, профессор: «Я выделял в Рашиде Хасьяновиче несколько качеств, которые меня привлекали. Во-первых, это высокий профессионализм - Рашид Хасьянович был автором нескольких учебников по психологии, выходивших, в том числе, в центральных изданиях. Во-вторых, умение решать проблемы, ни на кого не повышая голоса, стремясь ни кого не обидеть. В-третьих, интерес к духовным процессам в человеке и обществе».

Е.В. Листвина, профессор кафедры философии культуры и культурологи: «Общение с Р.Х. Тугушевым проходило у меня в основном вне рамок учебного процесса. Мы часто бывали с ним вместе в отборочной комиссии летом, и эти жаркие, совсем не рабочие дни остались в моей памяти именно благодаря Рашиду Хасьяновичу. Он всегда находил интересные темы для бесед, проводил увлекательные тесты среди сотрудников. И еще у нас был общий интерес - любовь к фантастике. В последнее лето 2007 г. мы обменивались с ним книгами в стиле научной фантастики и фэнтези, обсуждали их сюжеты и повороты с точки зрения психологии и культурологии. В этом, мне кажется, как и во многом другом, проявился его ищущий, живой характер и активное отношение к жизни».

В.Б. Устьянцев, заведующий кафедрой теоретической и социальной философии, профессор: «С Рашидом Хасьяновичем я познакомился в начале 80-х годов. На методологическом семинаре аспирантов кафедры философии (я тогда был руководителем семинара) мы обсуждали проблемы социальной памяти. Я обратился к доценту Тугушеву

Памяти профессора Р.Х. Тугушева: мозаика воспоминаний

с просьбой выступить с докладом по психологическим проблемам памяти, он согласился. Доклад был интересным, творческим, развернулась дискуссия, полезная для всех участников. Помню, как Рашид Хасьянович тщательно готовился к защите своей докторской диссертации в МГУ. Подарил мне автореферат диссертации, авторские монографии, интересовался моим мнением по поводу методологической базы диссертации. Приехал после защиты радостный, полный новых творческих планов. Многие из этих планов стали реальностью: создано региональное общество психологов, открыт докторский диссертационный совет по психологическим специальностям, его дело продолжают ученики.

Имя профессора Тугушева надолго сохранится в социальной памяти университетского сообщества».

Р.М. Шамионов, заведующий кафедрой психологии образования, профессор: «Прошло немного времени после неожиданной скоропостижной смерти Рашида Хасьяновича Тугушева. И еще слишком сильна боль потери.

Рашид Хасьянович останется в моей памяти, прежде всего, личностью, психологом и ученым. Он был спокойным, рассудительным, с глубоким логическим мышлением и с какой-то внутренней основательностью человеком. Он был весьма терпим к другим и подкупал способностью с пониманием относиться ко всему, что происходит вокруг, как-будто стоял над ситуацией. Он был всегда приветлив, а, будучи старшим коллегой, тем не менее, держался демократических принципов общения. Отмечу и его тонкий юмор, который часто разряжал обстановку напряжения, усталости в различных ситуациях.

В научной деятельности Рашид Хасьянович придерживался принципа эмпиризма. Особенно необходимо подчеркнуть то, что его подход в психологии отличается яркой естественно-научной направленностью, и в этом смысле он является одним из последовательных сторонников, реализаторов научных программ традиционных для отечественной психологии научных школ; он был талантливым психологом-исследователем.

Рашид Хасьянович выступал организатором науки в Саратовском университете. Под его руководством были организованы конференции, выпускались сборники научных трудов, функционировала аспирантура и, пожалуй, последним его вкладом в Саратовскую психологию стало открытие диссертационного совета. Он стремился «собрать», консолидировать психологов региона в единое сообщество. В последнее время наше межкафедральное сотрудничество приобрело особую динамику: мы планировали совместные научные мероприятия, а некоторые из них были проведены при его жизни, и он радовался тому, что все мы вместе делаем одно общее дело. Светлый образ Рашида Хасьяновича, коллеги, учителя, наставника, навсегда останется в нашей памяти».

Л.Н. Аксеновская, доцент кафедры психологии: «О Рашиде Хасьяновиче вспоминаю всегда как о своем преподавателе в студенческие годы и как о руководителе кафедры начала двухтысячных. Но эти два воспоминания не порождают двух разных образов. Рашид Хасьянович был человеком, о котором говорят: «Всегда равен самому себе». Чтобы он ни делал - преподавал студентам, руководил коллективом, общался с людьми - он отличался неизменным вниманием и уважением ко всему, что делал, и ко всем людям, с которыми соприкасался. В нашей беспокойной и порою нервной жизни это, к сожалению, большая редкость. И поэтому урок уважения к людям, к делу, к жизни вообще, данный Рашидом Хасьяновичем, бесценен».

И.В. Арендачук, соискатель кафедры психологии: «Когда я вспоминаю Рашида Хасья-новича, то на ум приходят три слова: Учитель, Наставник, Друг. У него было чему поучиться в профессиональном плане. Мне довелось вместе с ним работать в одной секции на IV съезде РПО в сентябре 2007 года, и я стала свидетелем того, как высоко оценивали его вклад в психологическую науку такие заслуженные деятели, как профессор

В.И. Моросанова, профессор Ю.К. Стрелков, профессор В.А. Карпов, профессор В.Е. Клочко. Рашид Хасьянович стал моим Наставником в работе над кандидатской диссертацией, умело направляя мои научные изыскания, побуждая двигаться по ступенькам профессионального мастерства. Хочется также отметить, что его отличала тактичность, доброе, чуткое отношение к людям, готовность поддержать и помочь в сложных жизненных ситуациях. В моей памяти Рашид Хасьянович останется человеком, на которого следует равняться в своем профессиональном и личностном развитии».

О.М. Гуменская (Первый выпуск отделения психологии биологического ф-та СГУ, 1976 год), доцент каф. ПППО ИДПО СГУ: «Мы были первыми. В этом наше неоспоримое преимущество (надеюсь, не единственное). Кафедру психологии возглавлял Лев Петрович Доблаев. С ним рядом от начала и до конца нашего обучения были Евгений Ильич Г арбер, Ирина Эмилиевна Стрелкова и Раиса Г авриловна Селиванова, а также совсем еще молодые педагоги: Рашид Хасьянович Тугу-шев, Алексей Алексеевич Понукалин, Александр Федорович Пантелеев, Виталий Владимирович Казача.

Классика преподавания удачно сочеталась, как бы мы сегодня сказали, с инновациями: исследовательская лаборатория, проведение тестирований во время производственной практики (такое не всегда могли себе позволить студенты-психологи столичных вузов). Хорошо помню свою практику под руководством Рашида Хасьяновича в одном из проектных институтов, где маститые главные инженеры проектов и начальники отделов, как дети, волновались за результаты тести-

Известия Саратовского университета. 2008. Т. 8. Сер. Философия. Психология. Педагогика, вып. 1

рования. Помню свою радость востребованности психологии по этому поводу.

Наше поколение наполовину «сформировалось на полях Родины». 1975 год - совхоз им. Глухова Алгайского района на границе с Казахстаном (название ассоциировалось не с личностью нашего декана, Н.В. Глухова, а, честно сказать, - с глухоманью). «Степь, да степь кругом», студенты небольшими группами раскиданы по отделениям. Рашид Хасьянович учит девчат «неприступности» в отношении «местных», а ребят - как проверять правильность оплаты за работу (например, необходимо сопоставить пласт убранного в овчарне навоза с оплатой за кубометр).

Самое яркое и волнующее воспоминание - диплом. Я первая дипломница Рашида Хасья-новича. Тема: «Психология творчества». По рекомендации руководителя обращаюсь в Институт психологии АН Грузии, носящий имя его основателя, Д.Н. Узнадзе. И, о чудо! Мне в помощь к дипломной работе приходит книга Ш.Н. Чхартиш-вили о динамической модели установки. Благодаря Рашиду Хасьяновичу произошло и мое первое знакомство с книгой Г. Альтшуллера «Алгоритм решения изобретательских задач». Ныне это направление вылилось в ТРИЗ-педагогику.

Вспоминая Е.И. Гарбера, В.В. Казача, Р.Х. Ту-гушева, вновь проживаешь годы своего личностного и профессионального становления. Учителя не уходят: их присутствие сохраняется в наших мыслях, чувствах и делах. Спасибо, за то, что вы всегда с нами».

М.В. Жижина, доцент кафедры психологии: «Есть люди, жизненный путь которых, неотъемлем от их творчества и профессиональной деятельности. Мое двенадцатилетнее знакомство с Рашидом Хасьяновичем - он был моим педагогом в студенческие годы, а затем руководителем и заведующим кафедрой, на которой я работаю - позволяет говорить, что главным смыслом жизни у него была работа - развитие кафедры психологии и укрепление ее позиции в университете.

Мне довелось видеть Рашида Хасьяновича не только в официальной обстановке, знать его как руководителя и заведующего кафедрой, мудрого и опытного администратора, но и наблюдать его в кругу семьи, в которой всегда царила теплая, дружеская обстановка, взаимопонимание и поддержка.

Характерными чертами Рашида Хасьянович, на мой взгляд, было умение сочувствовать и сопереживать, искренний и неподдельный интерес к людям, умение выслушать и помочь. Его поддержку и понимание я ощущала, и будучи студенткой, и впоследствии работая на кафедре под его руководством. Рашид Хасьянович пользовался большим уважением и авторитетом среди студентов.

Апрельский студенческий субботник 1998 года по уборке университетской территории. Казалось бы обычный субботник, но я вспоминаю этот день до сих пор. Непринужденная обстановка, ощущение радости и взаимопонимания. Рашид

Хасьянович работал вместе с нами, студентами, задавая темп и каким-то невероятным образом вдохновляя нас».

Т.Д. Калистратова., доцент кафедры психологии: «Главной особенностью Рашида Хасья-новича, для меня остаётся его поразительная готовность помогать людям. При этом он особенно не делил окружающих на «своих» и «чужих». Скорее он делил людей на тех, кто в данный момент может обойтись без его помощи, и тех, кто в ней сейчас нуждается. Многочисленные просители всегда могли рассчитывать на его поддержку. Да и просить было совсем не обязательно. Достаточно было рассказать о проблеме, как Рашид Хасьяно-вич уже подключался к её решению.

Помню, в «лихие» девяностые годы, он случайно встретил на улице бывшего сотрудника университета, с которым когда-то был знаком. Его поразил измождённый вид этого человека. В разговоре он выяснил, что мизерной пенсии тому едва хватает на жизнь, а на еде приходится экономить. Вечером того же дня, вместе с Ольгой Сергеевной, они загрузили багажник машины собственными зимними припасами и, прикупив по дороге муку и сахар, доставили всё по назначению. Для этих людей такой поступок был естественным. Для меня, память о Рашиде Хасьяновиче связана, прежде всего, с редким, по нынешним временам, желанием вникать в чужие проблемы и, не менее редким и совершенно искренним стремлением помогать людям».

М.М. Орлова, доцент кафедры психологии: «Рашид Хасьянович всегда был для меня не только коллегой, начальником, но и учителем. В этом, по-видимому, проявлялось то, что особое внимание вызывало его отношение к миру, понимание мира. Для него было характерно то, что психология должна сделать человека лучше. Изучение человека должно служить его развитию, открытию его возможностей. Очень трогательно было его отношение к детям как своим, так и чужим. Их развитие было способом создания нового, более лучшего мира. Для Рашида Хасьяновича было характерно вставать на защиту студента, пытаясь помочь, пытаясь понять. Получалось, что, реализуя себя в профессии, он служил осуществлению своих идеалов».

Студенты 3 курса специальности «Психология»:

«Как жаль, что Вас уже нет с нами,

Как жаль все то, что не узнали,

Как жаль, что жизнь идет вперед,

Как жаль, что Вас она нам не вернет. Спасибо Вам за то,

что выслушать всегда Вы нас могли, Помочь нам выбрать нужные пути. Воспоминания пронесем по жизни всей. Навечно Вы останетесь в памяти людей».

С.П. Попова, доцент кафедры психологии: «Очень странно и непривычно говорить об этом Человеке «был», но, мирясь с необратимостью

Памяти профессора РХ Тугушева: мозаика воспоминаний

случившегося, хочется сказать, низкий поклон Вам, глубокоуважаемый Рашид Хасьянович, за Вашу человечность, мудрость, доброту, внимание и заботу, за Вашу отзывчивость. Потеря наша невосполнима! Но мы, Ваши сотрудники, соратники и друзья приложим усилия, чтобы добрая, светлая память о Вас не померкла и не затерялась в системе современных общественно-профессиональных отношений, чтобы Ваши профессиональные идеи воплощались в делах последователей. Да не иссякнет память о Вас, в сердцах, умах и делах наших, вечная Вам память!»

Н.М. Романова, доцент кафедры психологии: «Рашид Хасьянович был, как и положено ученому и педагогу, гуманистом. Основу его подхода к людям составляли терпимость и человеколюбие. Эти традиции, я думаю, будут продолжены его последователями, коллегами и учениками».

Е.В. Рягузова, доцент кафедры психологии: «Меня всегда поражала устремленность Рашида Хасьяновича в будущее: он много говорил о развитии кафедры, имея в виду ее кадровый и научный потенциал; об укреплении статуса кафедры, о конструировании имиджа профессионала-психолога; он мечтал о создании факультета психологии как самостоятельной структурной единицы университета, он приложил много сил для открытия в СГУ диссертационного совета по защите кандидатских и докторских диссертаций. Он был полон сил, идей, проектов...»

Ю.В. Ставропольский, доцент кафедры психологии: «Рашид Хасьянович был всеми уважаемый человек, ученый, который сочетал в себе талант педагога и организатора науки. Как ученый, он был увлечен наукой, которой посвятил всю свою жизнь и в которой сумел многое сделать. Как педагог, он стремился передать свою увлеченность тем, с кем вместе работал и тем, кого он учил. Когда в 2001 году он привлек меня к работе над курсом «Математические методы в психологии», то передал свою увлеченность мне, раскрыв новую грань психологической науки. Как педагог и организатор, он был душевно щедр и внимателен к людям, и люди отвечали ему тем же. Он меня многому научил, и я ему за это благодарен».

И.Э. Стрелкова, доцент кафедры психологии СГУ: «Наше общение и совместная деятельность с Рашидом Хасьяновичем продолжалось свыше 30 лет. Это был человек, обладающий довольно редкими душевными качествами. Он умел уважать и ценить людей, всегда откликался на их нужды, помогая им и поддерживая. Его отличали добросердечность и доброжелательность в общении. С ним легко и спокойно было сотрудничать, он предоставлял полную самостоятельность чле-

нам кафедры, уважая их научные идеи и интересы. Он воплощал собой ярко выраженный образ демократичного руководителя. Рашид Хасьянович был очень способным, одаренным человеком. Придя на кафедру в достаточно зрелом возрасте, после окончания физического факультета СГУ, активно включился в новое научное направление, успешно защитил кандидатскую и докторскую диссертации и был выдвинут на должность заведующего кафедрой. На протяжении ряда лет Рашид Хасьянович успешно руководил большим коллективом. За годы его заведования кафедра значительно выросла количественно и в научном плане».

А.Р. Тугушева, дочь Р.Х. Тугушева и О.С. Ту-гушевой, ассистент кафедры психологии: «Заведующий кафедрой психологии, доктор психологических наук, профессор Рашид Хасьянович Тугушев. Степени и должности - всего лишь сухие официальные слова, которые ничего не говорят о человеке. И имя, которое значит гораздо больше любых степеней и должностей, потому что оно обозначает замечательного, неповторимого человека, памяти которого пишутся эти строки.

Отец был очень разносторонней личностью, всегда искал новых знаний, неважно - в научной деятельности или повседневной жизни. Он никогда не унывал, потому что всего в жизни добился сам, рассчитывал только на себя и никогда не сидел на месте. Умный, понимающий, весьма темпераментный по натуре, в то же время отходчивый и очень добрый. В нескольких предложениях просто невозможно рассказать всего, описать, насколько велика трагедия, случившаяся 24 января 2008 года. Чудовищная, нелепая, безвременная смерть, уничтожившая того, кто так любил жизнь, и старался делать все, чтобы жизнь была в радость».

С.В. Фролова, доцент кафедры психологии: «Навсегда запомнится та простота, с которой Рашид Хасьянович мог находить контакт с совершенно разными людьми - совсем юными учениками и именитыми учеными, и та поразительная легкость, с какой он мог подойти к открытию новых граней изучения психологии: от создания системной персонологии до теории динамики сознания и бессознательного, описываемой сложным математическим языком. Он мог всеми своими помыслами устремляться далеко в будущее: его волновали проблемы развития человека и преодоления им глобальных кризисов. Наверное, поэтому его привлекала научная фантастика, и он очень дорожил общением с Аркадием Стругацким. И, конечно же, самого большого уважения заслуживает его стремление реально заботиться и поддерживать всех тех, кто оказывался рядом: своих родных и близких, коллег и учеников».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.